Конспект занятия по рисованию ветка сакуры

Обновлено: 07.07.2024

Развивать мелкую моторику руки, воображение.

Воспитывать интерес к японскому искусству.

Материалы и оборудование:

Половина альбомного листа, разрезанного вдоль; акварель, трубочка для выдувания, кисть, банка с водой.

Ход занятия

Сегодня мы с вами отправимся в Японию.

Япония - Страна восходящего солнца.
Есть у японцев для солнца оконца:
Утром посмотрит японец в окно -
И сразу увидит, как всходит оно!

Япония расположена на четырёх крупных островах, находящихся в Тихом океане.

Японцы очень любят рисовать.

-Что вы видите на японских картинах? (природу, людей, самурая – японского воина)

Излюбленный сюжет для рисования в Японии цветущая сакура - вишня. Она символизирует облака.

Часто японские рисунки сопровождались письменами-иероглифами. Писали их сверху вниз.

Сегодня мы с вами нарисуем сакуру необычным способом с помощью трубочки способом выдувания.

Показ выполнения работы:

Выполнение работы детьми

В процессе выполнения работ детьми оказываю индивидуальную помощь, даю советы.


Окончание занятия, анализ работ

- Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изодеятельности, подводить их к осознанию выразительного образа.

- Расширять познавательную и исследовательскую деятельность

- Развивать воображение, внимание, память и мышление.

- Совершенствовать речь как средство общения.

- Развивать дыхательную систему.

- Совершенствовать умение точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать выводы.

Оборудование: альбомные листы с подготовленным фоном, кисточки, разведенная гуашь коричневого, черного цвета для веток и белого, розового цвета для цветков сакуры, баночки с водой, коктельные трубочки, бумажные салфетки розового, цвета, клей, речной песок на тарелочках.

1. Организационный момент.

- Ребята, я хочу вас спросить, вы верите в волшебство?

- Каких волшебников или волшебные предметы вы знаете?

Где водятся волшебники?

В фантазиях твоих!

С кем водятся волшебники

А с тем, кто верит в них!

- Сегодня мы с вами будем волшебниками, а трубочка для коктейля будет волшебной палочкой.

Мы палочкой волшебной

И чудеса в тарелочке

Мы из песка найдем.

- Подвиньте к себе тарелочку с песком и попробуйте подуть в палочку, только не сильно, что вы видите? (песок раздувается). Попробуйте нарисовать с помощью трубочки и воздуха выдуваемого вами солнышко, (дети рисуют). А теперь попробуйте это в тарелочке с водой (дети делают). Не получается. А я вам предлагаю с помощью нашей волшебной палочки порисовать на бумаге, да не просто рисовать, а выдувать рисунок, но вначале мы с вами побеседуем.

Педагог: Кто скажет, какое сейчас время года? (весна)

- Что можно сказать про деревья весной? Какие деревья радуют нас своим цветением?

-Правильно ,весной мы наблюдаем цветение фруктовых деревьев.

Давайте представим, что мы деревья ,изобразим их пластикой. движением.

Ветер дует нам в лицо ( дети ладошками обдувают свое лицо)

Закачалось деревцо (раскачиватся с поднятыми вверх руками)

Ветер тише,тише, тише (приседают,руки опускают)

Деревцо все выше,выше (поднимаются руками вверх)

- Но, сегодня мы с вами познакомимся с удивительным японским вишневым деревом –сакурой ,которой восторгаются все жители планеты Земля. Что за дерево такое?
Коль в цвету, как расписное…
Хоть плодами несъедобно,
Но цветами – бесподобно:
Нежно-розового цвета
И пушистые при этом.

Листья тоже восхищают,
Потому что цвет меняют:
Так, пурпурные весной
(Это значит с краснотой),
Летом – листья зелены
Или с цветом рыжины.
А по осени – опять
Будут цвет они менять:
На лиловый, фиолет,
Иль коричневый же цвет.

Это дерево чудесно
И японцам всем известно –
Это символ их страны…
Древо всех, кто влюблены.
И, когда оно цветёт,
То к нему спешит народ,
Чтоб не только повидать,
Чтоб желанье загадать…

Это древо распрекрасно –
Это САКУРА, всем ясно.

-Понравилось Вам дерево? Я предлагаю вам изобразить ветку сакуры с помощью коктельных трубочек и цветных салфеток.

- Посмотрите, что у нас лежит на столе.

(альбомные листы с подготовленным фоном, кисточки, разведенная гуашь коричневого, черного цвета для веток и белого, розового цвета для цветков сакуры, баночки с водой, бумажные салфетки розового, белого цвета, клей ПВА)

- Мы будем рисовать ветку с помощью нашей волшебной палочки-трубочки.

-Сначала мы возьмем кисточкой краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ветка. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать, создавая толстые и тонкие ветки. Можно капать краску каждый раз и дуть на нее в нужном направлении. Изображать цветки сакуры можно несколькими способами . Можно рисовать кисточкой, способом примакивания, можно пальчиками, а можно с помощью салфетки. Берем салфетку, сминаем ее и обмакнув в краску белую, а потом в розовую, способом примакивания изображаем цветки. Оторвав от белой и розовой бумажных салфеток маленькие кусочки , с помощью пальчиков можно сформировать цветок и приклеить к ветке. Вот и все , работа готова! Педагог спрашивает детей у кого есть вопросы, что непонятно) А теперь, вы ,делайте волшебство.

- Вот и готовы наши рисунки ! Какие вы молодцы! А как вы, думаете, что можно изобразить в этой технике?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по изобразительному искусству. 4 класс.

Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры.

Разработала : Борисова Елена Николаевна

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 22имени Г.Ф. Пономарева

Город Сургут 2020г.

Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры.

Создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с образом художественной культуры Японии.

Обучение овладением нетрадиционной техникой рисования миниатюры в изобразительном искусстве у младших школьников.

Вызвать интерес учащихся к японской живописи, помочь открыть красоту и художественное видение природы Японии.

1.Образовательные:

- познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;

- учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;

- познакомить с нетрадиционной техникой рисования миниатюры и отработать ее в изображении Японского пейзажа.

2. Развивающие:

- развивать эстетический вкус учащихся;

- развивать художественное видение окружающего мира;

- развивать литературную речь учащихся.

3.Воспитательные:

- воспитывать чувство толерантности к чужой культуре;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к природе;

- формировать умение работать в группах.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, обобщают собственные представления, оценивают свои достижения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками в рабочей ситуации ,отзывчивы к красоте образа цветущей вишни в Японском искусстве.

Тип урока : интегрированный (изобразительное искусство, литература, окружающий мир).

Форма урока : ролевая игра.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация,

Ки-но Цураюки. Мацуо Басё.

Материалы: на каждом рабочем месте акварель, гуашь белая, красная, лист черной бумаги, кисточки №1, палитра, баночка для воды, салфетка.

Используемые технологии:

Используемые методы:

Основные этапы урока

1. Оргмомент (1мин.)

- Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие в удивительную и загадочную страну. Ее очень часто называют страной восходящего солнца. Вы, наверное, догадались, что это за страна? А помогут нам познакомится с этой страной наши корреспонденты.( Ребята выходят к доске).
- Давайте с вами выясним, почему ее так называют и что отличает эту страну от других.

2 Основной этап урока (14 мин).

Историческую справку зачитывают ученики и идет просмотр презентации

3.Покровительница государства в древне-японской мифологии – Богиня Солнца Аматерасу. Легенда гласит: до появления в мире людей существовало много поколений богов. Последним из этих поколений был Идзанаги . После смерти своей любимой жены, желая очистить себя путём омовения, Идзанаги отправился в юго-западную Японию, и по мере того, как он снимал одежду, из частей его костюма, а равно и тела рождались различные божества. После этого он начал омовение, и из капель воды, которыми он омывал свой левый глаз, родилась Аматэрасу. (Слайд 4)

4.Гора Фудзияма, второе название которой Фудзи- является не просто символом Японии, но и священным местом для японцев. Гора является наиболее высокой точкой страны и имеет почти идеальные конические очертания , который отождествляет красоту и хрупкость, сравнимую с нежным цветком сакуры. Служит объектом туризма, а также религиозного паломничества . Фудзи на протяжении веков являлась популярной темой в японском искусстве. (Слайд 5)

5. Япония представляет собой очень интересное государство, известное массой разнообразных традиций и обычаев. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции. К ним относятся:

А. Чайная церемония ; Процесс чаепития для японцев не простое удовлетворение физиологических потребностей организма, а настоящий культ. Чайная церемония в Японии сопровождается специальными атрибутами и содержит в себе массу традиций. Такое трепетное отношение, казалось бы, к бытовому процессу взяло свое развитие с медитации монахов — буддистов. Именно они привнесли в процесс чаепития столько значимости. . (Слайд 6-7)

В. Бонсай – искусство выращивания точной копии дерева в миниатюре. (30 см в высоту) (Слайд 10)

Г. Икебана - традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в сосудах, а также искусство правильного размещения этих композиций в интерьере. (Слайд 11)

Е. Праздник цветения сакуры . Цветение сакуры считается самым красивейшим явлением природы. Множество туристов приезжают сюда именно с целью насладиться созерцанием цветущего растения. Весной в парках Японии можно наблюдать большое скопление людей. Многие семьи выбираются на пикники и наблюдают за красотой японской вишни. (Слайд 13-14)

Сакура – не просто дерево. Это дерево-символ. Символ Японии, символ красоты и юности. Цветение сакуры для японцев- национальный праздник. Синоптики составляют прогнозы сроков цветения сакуры. (Слайд 15)

Учитель - - Давайте скажем нашим корреспондентам спасибо и отпустим их.

Дальше мы поговорим об искусстве японских мастеров живописи.

Любимые образы японских художников. Это САКУРА- ЗИМНЯЯ ВИШНЯ.(Слайд 16)

Женщины в национальной одежде .(Слайд 17)

Гора Фидзияма .(Слайд 18)

Стиль укиё-э относится к ксилографии, печатной графике на дереве или оттиске на бумаге. Создателем укиё-э считается живописец и график Хисикава Моронобу. .(Слайд 19)

Давайте сравним картины русских художников и японских. Сразу можно определить какую картину нарисовал русский мастер, а какую японский. .(Слайд 20)

Давайте просто насладимся искусством.

1. Почему Японию называют страной восходящего солнца?
2. Какие символы вы запомнили?
3. Какие традиции почитают японцы?

Учитель : Чтобы нарисовать пейзаж с сакурой нам понадобится черная бумага.

Этапы выполнения пейзажа :

1.Нанести набросок на лист бумаги карандашом.

2.Прорисовать кисточкой №1 основу рисунка.

3. Прорисовать цветы с помощью ватных палочек.

4. Прорисовка мелких элементов.

5. Показ рисунков.

5.Физкультминутка (1 мин)

- Ребята, не правда ли красива ветка сакуры?

- Давайте и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении.

Наши нежные цветки

Ветерок чуть дышит,

Нашей сакуры цветки

6.Обобщение пройденного материала.(1-2 мин)

- Ребята, о какой стране мы сегодня говорили?

- Чем отличаются пейзажи нашего края от пейзажей Японии?

- Какое дерево является символом Японии?

7. Выставка работ.( 3 мин)

Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования цветами сакуры.

Несколько человек выходят к доске и демонстрируют свои работы .

8. Объяснение домашнего задания ( 1 мин).

Выполнить дома свой пейзаж и представить его.

9. Рефлексия. Подведение итогов урока (3 мин).

-Ребята, вам понравился наш урок?

Нам было приятно с вами работать. Мы хотим, чтобы вы больше узнали о традициях и культуре разных стран и никогда не забывали о своей Родине.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вот мотор включился, Вращательные движения

Пропеллер закрутился: руками перед собой.

К облакам поднялись, Покачивание руками,

Шасси убрались. разведенными в стороны.

Вот лес — мы тут

Толчок, прыжок, Прыжок вверх, руки в

Летим, дружок. стороны.

Парашюты все раскрылись, Приседание, руки в

Дети мягко приземлились. стороны.

Ну, вот мы с вами и прилетели в страну Восходящего солнца – Японию. Прошу выйти из самолета.

Давайте познакомимся поближе с этой страной? (видеоролик о Японии ). Что вы узнали интересного? (ответы детей).

Посмотрите какое красивый кустарник. (слайд 4). Может кто-то помнит, как он называется? (ответы детей). конечно ребята, это Сакура – японская вишня. Какими словами можно о ней сказать, какая она? (ответы детей.)

Пока наши заготовки рисунков сохнут, хотите поиграть? Я предлагаю вам стать сумоистами. Это люди – толстяки в Японии, которые борются на ринге пытаясь вытолкнуть соперника за ковер. Вы должны внимательно посмотреть на картинку и изобразить такого же сумоиста. Готовы? Тогда все внимание на экран. (слайды 5-8). У вас здорово получалось.

И наши листочки успели высохнут, можем продолжать рисование. Можете приступать. (воспитатель помогает по необходимости).

Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что вам запомнилось больше всего о Японии? О чем вы сегодня будете рассказывать дома? (ответы детей). А ваши веточки – подарок из страны Восходящего Солнца вечером подарите своим мамам.

а) Образовательная – Продолжать знакомить детей с пейзажем, познакомить с японской живописью, обогащать интеллектуальную и эмоциональную сферы.

б) Воспитательная – Средствами музыки, поэзии и изобразительной деятельности создавать у детей радостное настроение, воспитывать любовь к природе, изобразительному искусству, труду и природе.

в) Развивающая – Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие, воображение.

Предварительная работа: Знакомство с японской и китайской пейзажной живописью, рассматривание фотографий, репродукций, рисунков с цветущими деревьями, наблюдение за природой весны, обследование цветущей вишни. Чтение рассказов, песен о весне.

Методические приемы: Обратить внимание детей на то, как располагаются веточки на дереве, как нужно смешивать краски.

Материалы и оборудование:

а) Для педагога: дидактическая карта “Весна в Японии”, картины в японском стиле, баян.

б) Для детей: мольберт, гуашь, кисти, тряпочка, стакан с водой, тонированный лист 34х12.

Литература: “Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности” Казакова, “Японская шелкография”

Музыка: “Веснянка” Н. Мешлова, “Японская вишня”.

1. Организационный момент.

в) песня “Веснянка”

2. Эвр. беседа.

3. Творческая поисково-эксперементальная работа.

4. Итог занятия.

а) Выставка и анализ детских работ

П.: Здравствуйте, дети! У нас на занятии гости, давайте их поприветствуем!

П.: Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?

П.: Правильно. Весну издавна любил народ, называл ее весна-красна. Вся природа просыпается от зимних холодов, прилетают птички, появляется первая зелень, цветы. А какие стихи про весну вы знаете?

Весна, весна красная, приди весна ясная,
Приди весна с радостью, приди весна с милостью!

Ласточка, ласточка, милая ласточка,
Ты где была, ты, с чем пришла?

- За морем бывала, весну добывала,
Несу, несу весну-красну.

Иди весна, иди красна,
Принеси ржаной колосок, овсяной снопок,
Большой урожай в наш край.

П.: О весне написано много стихотворений и песен. А какие песни о весне вы знаете?

Все дети вместе с учителем музыки дети поют песню “Веснянку”.

П.: Молодцы. А теперь садимся за мольберты.

Дети садятся за мольберты.

П.: Дети, а какое дерево является символом нашей природы?

П.: Правильно. А символом природы Японии является цветущая вишня, еще ее называют – Сакура.

Вы видели, как цветут вишневые деревья?

Да.
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихонечко шумят.

П.: А в Японии их очень, очень много и когда наступает весна, все вокруг превращается в белые, розовые, нежно-фиолетовые шапки цветов. А какой там запах. Японские художники рисуют на шелке или рисовой бумаге длинного формата, чтобы можно было ее свернуть и хранить свиток. У вас такие же длинные листочки. Посмотрите, как японские художники изобразили образ сакуры. Возьмите свои кисточки, и мы тоже попробуем создать свою веточку или деревце сакуры-вишенки. А я вам покажу, как это можно сделать.

Творческая поисково-эксперементальная работа.

П.: Детки, а каким цветом мы будем рисовать наше цветущее дерево?

Д.: Коричневым или черным цветом.

П.: Правильно. А цветы на нем?

Д.: Белым, розовым или светло-фиолетовым.

П.: Молодцы! Расскажите мне как же сделать розовый или светло-фиолетовый?

Д.: К красной или фиолетовой краске добавить белую.

П.: Замечательно! А как растут веточки?

Д.: Веточки растут вверх к солнышку.

Учитель показывает, как нарисовать дерево на доске.

П.: А теперь попробуйте сами изобразить вишню.

Дети рисуют ветку сакуры.

П.: Мы славно поработали сегодня, вы отлично выступили, теперь давайте посмотрим, что у нас с вами получилось.

Читайте также: