Конспект занятия по рисованию русская изба в старшей группе

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

28.10.2021 Савкина Э.Ю.

Цель: Формирование умения передавать в рисунке разнообразие сельских домов.

Образовательная: Учить детей передавать разнообразие сельских домов: высоких и длинных, низких, узких. Закреплять умение передавать форму частей домов.

Развивающая: Упражнять в рисовании цветными восковыми мелками (цветными карандашами)

Воспитывающая: Воспитывать, заботливое отношение к своему дому

Материалы и оборудование:

Оборудование для воспитателя : мольберт

Оборудование для воспитанников :

Демонстрационный материал: иллюстрации деревенских домиков, сельских улиц, картонный одноэтажный дом.

Раздаточный материал: белая бумага размера альбомного листа, цветные карандаши, восковые мелки

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы, изобразительная деятельность, познавательная, двигательная

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.

1.Домик в деревне (Автор Голь Николай)

Домик в деревне. А что еще надо?

Солнышко чтобы светило в окне

Ветки сирени цветущей в ограде,

Маслом пейзаж на сосновой стене.

Чтоб ветерок колыхал занавески.

Чистая скатерть была на столе,

Крашеный пол чтоб был вымыт до блеска,

Книги на полке, да кот в уголке.

Чтобы петляла от дома тропинка

К маленькой тихой и чистой реке,

Чтобы на солнце сверкала росинка,

Иль стрекоза на моем поплавке.

Домик в деревне. А что еще надо?

Встретить вечерний закат во дворе.

Сердцу усталому в жизни награда

Запах травы, листопад в октябре.

Воспитатель: Каждый из вас на летние каникулы уезжает погостить в деревню, к бабушке и дедушке. Кирилл, как называется село, куда ты ездишь отдохнуть? Руслан, а куда ездишь отдохнуть ты?

Воспитатель: Ребята, а как выглядит деревенская улица? Какие там дома? (низкие, одноэтажные, деревянные, кирпичные)

Воспитатель: А есть ли в селе дома, состоящие из двух, трёх этажей? (да, есть, это больницы, магазины, школа)

Воспитатель: Мы с вами уже строили многоэтажные дома на улице города, а сегодня построим деревенские одноэтажные дома на улице села, то есть нарисуем.

2. Основная часть

2.Рассматривание дома.

Воспитатель: Скажите, на какие геометрические фигуры похожи детали дома? (квадрат или прямоугольник-стены, треугольник-крыша, дверь похожа на прямоугольник, окна квадратной формы)

Воспитатель: Какие ещё детали дома мы не назвали, но они присутствуют? (крыльцо и труба)

Воспитатель: А зачем труба в доме? (когда печку топят, чтобы зимой согреть дом, то дым по трубе выходит на улицу)

Воспитатель: Посмотрите, как дом нарисую я.

3. Показ воспитателя.

1. Сначала нужно нарисовать обычный квадрат или прямоугольник. Сверху добавляем две линии уголком.

2. Добавляем еще линии так, чтобы они образовывали полноценную крышу.

3. Дорисовываем один квадрат на чердаке крыши, один прямоугольник посередине снизу и два квадрата по краям.

4. Рисуем рамы на квадратах – получились окошки. Дорисовываем трубу, ручку на двери и крылечко.

В итоге получается вот такой простой домик, который нужно только раскрасить! А во дворе дома всегда растёт большое раскидистое дерево: сначала нарисуем ствол, а затем добавим веточки и листья. По желанию можно дополнить композицию травкой, цветами, солнышком и т. д.

Воспитатель: Прежде чем начать рисовать, давайте разомнём наши пальчики.

Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".)

Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты.)

Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены, руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом)

Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс".)

Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)

Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл. (Пальцы-лепестки смотрят вверх)

Воспитатель: Расскажите, что у вас на столах? (альбомные листы, восковые мелки и графитные карандаши). Что вы будете рисовать? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним как рисовать восковыми мелками:

-При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного изображения.

-При закрашивании штрихи следует наносить в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

-Закрашивать рисунок желательно без просветов.

-При закрашивании нужно равномерно нажимать на карандаш. Если нужно поярче – сильный нажим, посветлее – слабый нажим.

- Можете приступать к рисованию.

5. Самостоятельная деятельность детей.

3. Заключительная част

- Ребята, что мы сегодня рисовали? (деревенские домики)

Вам понравилось рисовать одноэтажные дома?

У кого из вас домики получились особенно удачно?

Кому надо было приложить больше усилий?

Вы все сегодня постарались, и сельская улица выглядит нарядной, яркой и красивой!

Цель: знакомство дошкольников с условиями жизни и бытом русского народа.

Задачи:

Образовательные

- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т. д.)

- открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми.

- формировать умение рисовать интерьер русской избы, передавая его характерные особенности

Развивающие

- развивать художественно-творческие способности детей.

-развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;

Воспитательные

- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

- воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

-продолжать воспитывать внимание, сосредоточенность, аккуратность

Материалы: альбомные листы, гуашь, клеенки (по количеству детей).

Инструменты: кисти, стаканчики с водой, палитры (по количеству детей).

ХОД НОД:

Вопросы к детям:

Воспитатель: ребята посмотрите на картинки и скажите, что вы видите на них? (ответы детей).

- Ребята, как вы думаете, из чего строят такие дома? (из деревьев).

- Сейчас этот называется дом. Как такой дои называли в старину? (изба).

Воспитатель: правильно ребята, раньше такие дома назывались избами. Строить такие избы начали давным-давно. Русские люди всегда старались селится в местах, где был лес и берег реки.

Вопрос к детям:

- Зачем русские люди старались селиться возле леса и рек? (ответы детей).

Воспитатель: Лес людей кормил, обувал, давал им кров.

Вопрос к детям:

Ребята как вы понимаете выражение:

Лес кормил – (ответы детей).

Лес обувал – (ответы детей).

Основным строительным материалом было дерево. Дерево на Руси – особенный материал. Русские люди рождались в рубленной бревенчатой избе, и всю жизнь в ней жили. Люди называли свой дом родным, родимым – как называют родного человека. Любили свою землю, то место где родились.

Вопрос к детям:

- А почему их называли наличниками? Ответы детей: (находились на лице избы)

Воспитатель: Ещё у окошек были ставни. Кто знает, что это такое?

Ответы детей: ставни – не большие дверца на окнах. Их тоже украшали резьбой. Ставни ещё выполняли одну функцию.

Ребята, а для чего были нужны ставни ещё? Ответы детей:

Их закрывали на ночь, с улицы каждый мог видеть – открыты ставни, хозяева уже встали, закрыты ещё спят или их нет дома.

Ребята кто покажет на картинке где у избы наличники, а где ставни? (дети показывают).

Как и у других домов у избы были крыши, только со скатом. Как вы думаете почему?

Ответы детей: (снег, вода)

Крышу тоже украшали резьбой.

Воспитатель: я предлагаю вам ребята, превратиться в стать мастеровыми художниками и нарисовать красивые избы, используя схему рисования дома.


Но перед началом работы предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.


Пальчиковая гимнастика “СТРОИТЕЛИ”

Мы строители, мы строим, (стучать кулачком о кулачок)

Много мы домов построим, (загибать по очереди пальцы на обеих руках)

Много крыш и потолков,

Много окон, стен, полов,

Много комнат и дверей,

Лифтов, лестниц, этажей.

Будет у жильцов веселье (произносить слова веселым голосом.)

Самостоятельная работа детей под русские народные мелодии





Рефлексия:

- Вспомните, как называли дома в старину?

- Из каких частей состоит русская изба?

- Чем украшали русские избы в старину?

-Что у вас сегодня получилось лучше всего?

- В чём вы испытали трудности?

Воспитатель: ребята, вы молодцы! Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Попробовали себя в роли настоящих мастеров.

Предлагаю рассмотреть все работы и выбрать наиболее выразительные и самые аккуратные. Спасибо за творческую работу!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная область: познавательное развитие.
Области интеграции: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: научить детей рисовать орнамент в полосе, соблюдая определённый ритм.

Задачи:
1) закрепить знания детей о русском народном костюме;
2) развивать творческие способности в изобразительной и игровой деятельности;
3) научить изображать элементы узора в полоске;
4) закрепить умения и навыки работы с гуашью;
5) развивать мелкую моторику;
6) воспитывать любовь к русской старине, фольклорным традициям.
7) познакомить детей с интерьером традиционной русской избы.

Демонстрационный материал: прялка, сундук, русская печь, чугунок, ухват, деревянные ложки, тряпичные куклы, самовар, дымковские, филимоновские и городецкие игрушки, посуда, расписанная гжелью, поделки с валеной шерсти, русские народные костюмы, полоски с орнаментом.

Раздаточный материал: гуашь, клей, шерстяные нитки, бумажные куклы, стаканы — непроливайки, подкладные клеенки, салфетки для промакивания, кисти №3, листы с изображением мальчиков и девочек в костюмах.

Ребята, посмотрите вокруг – мы с вами находимся в русской избе. Обратите внимание на мой костюм. Это традиционный русский костюм. Он состоит из рубахи, сарафана и кокошника. Вам нравится мой костюм? (ответ детей). А вам бы хотелось примерить старинный русский наряд? (ответ детей). Ребята, а где у вас дома хранится одежда? А как вы думаете, где в старину хранилась одежда? (в сундуке) Давайте посмотрим, что там внутри. (Сарафан, косынка и косоворотка). Хотите примерить? (дети одевают костюмы)

— Ребята, как выдумаете, что это такое? (воспитатель показывает на печь) (ответ детей). А для чего нужна печь в доме? (ответ детей)
Правильно. А еще на печке сушили грибы, ягоды и разные травы. Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Хозяин плел лапти или валял валенки, а хозяйка пряла пряжу.

— В каждой крестьянской семье была прялка. Посмотрите, в нашей горнице она тоже есть. (воспитатель показывает детям прялку). Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.

-. Да, раньше крестьяне не только сами пряли пряжу, но и ткали ткань, чтобы сшить себе одежду. А как назывались люди, которые шили одежду? (Портные) В старину и женскую и мужскую одежду называли порты или портища.

— Ребята, а сейчас я вам загадаю загадку:
— Выпускает жаркий пар,
древний чайник ….
Ответ детей: Самовар.
(Воспитатель показывает самовар)
Воспитатель: — Правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, с баранками-бубликами, прикусывая кусочками сахара.

-Отгадайте и эту загадку:
Деревянная подружка
Без нее мы как без рук,
На досуге – веселушка.
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает.
Ответ детей: ложка
— Правильно, дети, это ложка. В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Даже в гости всегда ходили со своей ложкой. А еще на ложках можно было играть. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках и поплясать под русскую народную музыку.
(Дети вместе с воспитателем придумывают движения под русскую народную музыку и играют на ложках.).

Молодцы, ребята! А теперь присаживайтесь за стол.

-Ребята, а ведь сундук наш не простой, волшебный. Закройте глаза и произойдет волшебство. Посмотрите, кто появился, да в каких нарядах!
Дети к празднику готовы,
Посмотрите на обновы –
Сарафаны расписные
Да рубашечки льняные.
Мальчика зовут Иван
А на Марье сарафан.

— Ребята, посмотрите, во что нарядились наши куклы. Во что одета Марья? (сарафан, рубаха, передник, лапти, косынка). А Иван? (штаны, рубаха, лапти).

— Вам нравятся их наряды? Посмотрите внимательно, чем украшены костюмы (тесьмой). А на тесьме изображен орнамент. Орнамент — это повторяющийся в определенном ритме узор.
— Посмотрите, я приготовила заготовки орнаментов нескольких видов. (показ полос с орнаментом)
— Ребята, а у нашего Ивана да Марьи есть братишки и сестренки, это нарисованные куколки.

— Что интересного мы узнали? Ребята, что мы сегодня с вами делали?
Молодцы, дети, здорово поработали, Ивана да Марью порадовали – куколкам наряды украсили! А вот вам и гостинцы, от меня, от хозяюшки! Сладкие петушки на палочках. (сюрпризный момент).


«Образ простой деревенской женщины в стихотворениях Пушкина, и Есенина.

Посещение литературной гостиной, с чтением стихов Пушкина, Есенина, Сурикова, Некрасова, просмотром репродукций известных художников.

Формировать представление об облике русской деревни, закреплять знания о том, что изба – часть русской национальной культуры.

Задачи:

Формировать умение передавать в рисунке конструктивные особенности деревянной русской избы;

Закреплять навыки по конструированию из бумаги (изготовление бумажных рулончиков – бревен)

Развивать творчество и умение проявлять свою индивидуальность при выборе отделки;

Воспитывать чувство гордости за родную страну и ее символы.

Материалы: Макет русской избы, фигурка русской бабушки, макет земли, бумага разных цветов и размеров, клей, , кисти, ножницы, записи русской народной музыки, схема-проект новой постройки,

Словарная работа: ветхая, изба

Индивидуальная работа: вопросы, побуждающие к планированию работы.

Дифференцированная работа: использование более широкого выбора художественных средств, предложить создать несколько избушек, одну из которых поместить на коллективную работу.

Читайте также: