Танька бунин конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: И.А.Бунин. Танька
дать представление об особенностях судьбы и творчества писателя, об особенностях его эстетики;
развитие навыков анализа текста, умения составлять ассоциограмму; раскрытие приёма антитезы.
воспитание интереса к произведениям Бунина.
Методические приёмы: рассказ учителя, выступление учеников, беседа по вопросам, комментарии учителя, рисование.
Оборудование: портрет Бунина, презентация с фотографиями семьи и близких писателя.
Учебник-хрестоматия для 6 класса средних общеобразовательных школ для нац.школ под редакцией М.Г.Ахметзянова.
Вступительное слово учителя:
1 этап. Тематика и проблематика произведений Бунина.
– Вопрос о судьбах русского крестьянства особенно остро волновал русскую интеллигенцию на рубеже XIX–XX веков. Реформа только усугубила и без того тяжелое положение крестьян России. И. А. Бунина не могло оставить равнодушным такое положение тружеников, кормящих отечество хлебом. В отношениях людей мужицкого мира в дореволюционных деревенских вещах Бунина все симпатии и неподдельное сочувствие художника на стороне бедных, изнурённых безнадёжной нуждой, голодом (почти все его деревенские герои, между прочим, постоянно хотят есть, мечтают о еде – о краюхе хлеба, луковице, картошках с солью), унижениями от власть и капитал имущих. В них его особо трогают покорность судьбе, терпение и стоицизм во всех испытаниях голода и холода, нравственная чистота, вера в бога, простодушные сожаления о прошлом.
Учитель продолжает урок с выразительного чтения стихотворения Бунина :
– Ребята, нам всем известно, что важное место в жизни любого человека занимает изба-дом.
2 этап. Составление ассоциограммы.
Ученики рисуют.
– Итак, ребята, покажите свои рисунки и скажите, что вы написали.
– А у Тани дом какой?
– Дом Тани холодный, неуютный, совсем нет еды.
– А дом Павла Антоновича?
– Дом Павла Антоновича большой, уютный, красивый, там много часов, которые играют музыку, там есть гитара, чернослив, сахар.
– На прошлом занятии мы уже говорили о том, какие произведения называют рассказами. Вспомните, пожалуйста, определение.
– Рассказ – это малая эпическая жанровая форма художественной литературы – небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму текста, прозаическое произведение.
– В рассказе говорится о семье, в которой двое детей: Танька и Васька.
– Как живет Танькина семья?
– Танькина семья живёт очень плохо, есть совсем нечего.
– Почему Танька удивляется матери?
– Куда привёз её барин?
Барин привёз её в свой дом, водил её по комнатам, заставлял для неё играть часы, угостил черносливом, дал несколько кусков сахару, которого Танька спрятала, чтобы потом дать братишке и матери.
– Поговорим об этой крестьянской девочке Тане и о помещике Павле Антоновиче.
Разбивка на кластеры (ячейки).
– Впишем в ячейки, какая это девочка:
– А теперь – сведения о Павле Антоновиче до встречи с этой девочкой:
– Почему он одинок?
Ученики говорят о том, как барин отправил назад пешком возницу искать соскочивший по дороге с кнутовища кнут.
– А сколько времени прошло с момента их выезда из города?
– Да, тяжеловато будет Егору идти пешком по зимней дороге. Наверное, действительно, Павла Антоновича можно назвать и жадным, и безжалостным к людям? Или всё-таки он не такой плохой?
Подумайте, вспомните, что случилось потом, после того, как барин отправил работника назад.
– Когда ехал по деревне один, Павел Антонович увидел Таньку, которая стояла в сторонке от мальчишек, игравших на горе. Она стояла, засунув в рот посиневшую руку, грела её. Павел Антонович еле смог усадить её в сани, сказав, что привёз гостинцы от отца: «Всё теплей становилось в его старческом сердце, когда он кутал в мех оборванного, голодного и иззябшего ребёнка. Бог знает, что он думал, но брови его шевелились всё живее. Он привёл Таньку домой.
– Снился ей сад, по которому она ехала вчера к дому, Васька и мама, которая то ли плакала, то ли пела старинные песни.
Отвечают на вопросы
– Таким образом, является ли Павел Антонович злым человеком?
Во 2 части мы видим, как Павел Антонович водил девочку по всем комнатам, заводил часы, чтобы в них играла музыка. Он накормил её черносливом, никогда не виданным ею до этого, дал несколько кусков сахару. Хозяин поместья причесал её, подпоясал голубеньким пояском. Лицо у него стало доброе, радостное.
В 3 части, в конце рассказа Павел Антонович поцеловал в голову задрёмывавшую Таньку и стал думать о ней и о других бедных детях, их родителях, которые живут впроголодь.
– Сделаем вывод. Павел Антонович – не злой человек. Скупым он стал потому, что пришлось поднимать хозяйство после потери денег до ещё после того, как крестьяне были освобождены от крепостной неволи. Угрюмым он стал после смерти жены и ссылки сына в Сибирь. Видимо, сын его был революционером, хотел, чтобы бедные крестьянские семьи не голодали, жили счастливо. А для этого он, как и другие революционеры, считал, что нужно изменить порядки, прогнать тех, кто правит в стране.
Павел Антонович не всегда был нелюдимом, затворником. Таким его сделали несчастья. Но в тот день, видя радость его маленький гостьи, он сам стал другим – добрым и радостным.
4 этап: Рефлексия и сравнение.
– Счастлива ли была Танька в тот вечер? Прежде, чем ответить на этот вопрос, скажите, что нового вы узнаёте о Тане, как она себя ведёт в гостях?
– Каким можно назвать её настроение в тот вечер?
– И, наверное, счастливым?
Значит, можно сказать, что Танька в тот вечер испытывала счастье. Среди тяжёлой убогой жизни и у неё бывают моменты счастья. А Таньке что приносит в этот вечер счастье?
– Новые, яркие впечатления; общение с барином, его доброе отношение к ней.
– Ребята, мы узнали, что в своем произведении И.А.Бунин рассказывает о тяжёлой доле крестьян. Его очень волновала судьба простого человека. Очень многих писателей волновала эта тема. В будущем мы изучим ещё много произведений на эту тему. Эти произведения относятся к литературному направлению – реализм, который утвердился в русской литературе в начале XIXвека и продолжает оставаться влиятельным литературным направлением. Основное свойство реализма – отражение жизни (посредством типизации) в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким, чистым кроем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села\
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
– В произведении противопоставлена жизнь крестьян и помещиков.
– Верно. А ещё при описывании жизни крестьян и помещиков противопоставлены символики света и цвета. В произведении есть и музыкальный фрагмент: Павел Антонович играл Таньке на гитаре и заводил часы, чтобы она могла послушать их.
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашняя работа: вопросы и задания на стр. 16.
- дать представление об особенностях судьбы и творчества писателя, об особенностях его эстетики;
- развитие навыков анализа текста, умения составлять ассоциограмму; раскрытие приёма антитезы.
- воспитание интереса к произведениям Бунина.
Методические приёмы: рассказ учителя, выступление учеников, беседа по вопросам, комментарии учителя, рисование.
Оборудование: портрет Бунина, презентация с фотографиями семьи и близких писателя.
Учебник-хрестоматия для 6 класса татарских средних общеобразовательных школ под редакцией М.Г.Ахметзянова.
Вступительное слово учителя:
1 этап. Тематика и проблематика произведений Бунина.
– Вопрос о судьбах русского крестьянства особенно остро волновал русскую интеллигенцию на рубеже XIX–XX веков. Реформа только усугубила и без того тяжелое положение крестьян России. И. А. Бунина не могло оставить равнодушным такое положение тружеников, кормящих отечество хлебом. В отношениях людей мужицкого мира в дореволюционных деревенских вещах Бунина все симпатии и неподдельное сочувствие художника на стороне бедных, изнурённых безнадёжной нуждой, голодом (почти все его деревенские герои, между прочим, постоянно хотят есть, мечтают о еде – о краюхе хлеба, луковице, картошках с солью), унижениями от власть и капитал имущих. В них его особо трогают покорность судьбе, терпение и стоицизм во всех испытаниях голода и холода, нравственная чистота, вера в бога, простодушные сожаления о прошлом.
Учитель продолжает урок с выразительного чтения стихотворения Бунина:
– Ребята, нам всем известно, что важное место в жизни любого человека занимает изба-дом.
2 этап. Составление ассоциограммы.
– Итак, ребята, покажите свои рисунки и скажите, что вы написали.
– А у Тани дом какой?
– Дом Тани холодный, неуютный, совсем нет еды.
– А дом Павла Антоновича?
– Дом Павла Антоновича большой, уютный, красивый, там много часов, которые играют музыку, там есть гитара, чернослив, сахар.
– На прошлом занятии мы уже говорили о том, какие произведения называют рассказами. Вспомните, пожалуйста, определение.
– Рассказ – это малая эпическая жанровая форма художественной литературы – небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму текста, прозаическое произведение.
– В рассказе говорится о семье, в которой двое детей: Танька и Васька.
– Как живет Танькина семья?
– Танькина семья живёт очень плохо, есть совсем нечего.
– Почему Танька удивляется матери?
– Куда привёз её барин?
Барин привёз её в свой дом, водил её по комнатам, заставлял для неё играть часы, угостил черносливом, дал несколько кусков сахару, которого Танька спрятала, чтобы потом дать братишке и матери.
– Поговорим об этой крестьянской девочке Тане и о помещике Павле Антоновиче.
Разбивка на кластеры (ячейки).
– Впишем в ячейки, какая это девочка:
– А теперь – сведения о Павле Антоновиче до встречи с этой девочкой:
– Почему он одинок?
Ученики говорят о том, как барин отправил назад пешком возницу искать соскочивший по дороге с кнутовища кнут.
– А сколько времени прошло с момента их выезда из города?
– Да, тяжеловато будет Егору идти пешком по зимней дороге. Наверное, действительно, Павла Антоновича можно назвать и жадным, и безжалостным к людям? Или всё-таки он не такой плохой?
Подумайте, вспомните, что случилось потом, после того, как барин отправил работника назад.
– Когда ехал по деревне один, Павел Антонович увидел Таньку, которая стояла в сторонке от мальчишек, игравших на горе. Она стояла, засунув в рот посиневшую руку, грела её. Павел Антонович еле смог усадить её в сани, сказав, что привёз гостинцы от отца: «Всё теплей становилось в его старческом сердце, когда он кутал в мех оборванного, голодного и иззябшего ребёнка. Бог знает, что он думал, но брови его шевелились всё живее. Он привёл Таньку домой.
– Снился ей сад, по которому она ехала вчера к дому, Васька и мама, которая то ли плакала, то ли пела старинные песни.
Отвечают на вопросы
– Таким образом, является ли Павел Антонович злым человеком?
Во 2 части мы видим, как Павел Антонович водил девочку по всем комнатам, заводил часы, чтобы в них играла музыка. Он накормил её черносливом, никогда не виданным ею до этого, дал несколько кусков сахару. Хозяин поместья причесал её, подпоясал голубеньким пояском. Лицо у него стало доброе, радостное.
В 3 части, в конце рассказа Павел Антонович поцеловал в голову задрёмывавшую Таньку и стал думать о ней и о других бедных детях, их родителях, которые живут впроголодь.
– Сделаем вывод. Павел Антонович – не злой человек. Скупым он стал потому, что пришлось поднимать хозяйство после потери денег до ещё после того, как крестьяне были освобождены от крепостной неволи. Угрюмым он стал после смерти жены и ссылки сына в Сибирь. Видимо, сын его был революционером, хотел, чтобы бедные крестьянские семьи не голодали, жили счастливо. А для этого он, как и другие революционеры, считал, что нужно изменить порядки, прогнать тех, кто правит в стране.
Павел Антонович не всегда был нелюдимом, затворником. Таким его сделали несчастья. Но в тот день, видя радость его маленький гостьи, он сам стал другим – добрым и радостным.
4 этап: Рефлексия и сравнение.
– Счастлива ли была Танька в тот вечер? Прежде, чем ответить на этот вопрос, скажите, что нового вы узнаёте о Тане, как она себя ведёт в гостях?
– Каким можно назвать её настроение в тот вечер?
– И, наверное, счастливым?
Значит, можно сказать, что Танька в тот вечер испытывала счастье. Среди тяжёлой убогой жизни и у неё бывают моменты счастья. А Таньке что приносит в этот вечер счастье?
– Новые, яркие впечатления; общение с барином, его доброе отношение к ней.
– Ребята, мы узнали, что в своем произведении И.А.Бунин рассказывает о тяжёлой доле крестьян. Его очень волновала судьба простого человека. Очень многих писателей волновала эта тема. В будущем мы изучим ещё много произведений на эту тему. Эти произведения относятся к литературному направлению – реализм, который утвердился в русской литературе в начале XIXвека и продолжает оставаться влиятельным литературным направлением. Основное свойство реализма – отражение жизни (посредством типизации) в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким, чистым кроем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села\
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
– В произведении противопоставлена жизнь крестьян и помещиков.
– Верно. А ещё при описывании жизни крестьян и помещиков противопоставлены символики света и цвета. В произведении есть и музыкальный фрагмент: Павел Антонович играл Таньке на гитаре и заводил часы, чтобы она могла послушать их.
Выставление оценок.
Домашняя работа: вопросы и задания на стр. 16.
- дать представление об особенностях судьбы и творчества писателя, об особенностях его эстетики;
- развитие навыков анализа текста, умения составлять ассоциограмму; раскрытие приёма антитезы.
- воспитание интереса к произведениям Бунина. Методические приёмы: рассказ учителя, выступление учеников, беседа по вопросам, комментарии учителя, рисование.
Оборудование: портрет Бунина, презентация с фотографиями семьи и близких писателя.
Учебник-хрестоматия для 6 класса средних общеобразовательных школ для нац.школ под редакцией М.Г.Ахметзянова.
Вступительное слово учителя:
1 этап. Тематика и проблематика произведений Бунина.
– Вопрос о судьбах русского крестьянства особенно остро волновал русскую интеллигенцию на рубеже XIX–XX веков. Реформа только усугубила и без того тяжелое положение крестьян России. И. А. Бунина не могло оставить равнодушным такое положение тружеников, кормящих отечество хлебом. В отношениях людей мужицкого мира в дореволюционных деревенских вещах Бунина все симпатии и неподдельное сочувствие художника на стороне бедных, изнурённых безнадёжной нуждой, голодом (почти все его деревенские герои, между прочим, постоянно хотят есть, мечтают о еде – о краюхе хлеба, луковице, картошках с солью), унижениями от власть и капитал имущих. В них его особо трогают покорность судьбе, терпение и стоицизм во всех испытаниях голода и холода, нравственная чистота, вера в бога, простодушные сожаления о прошлом.
Учитель продолжает урок с выразительного чтения стихотворения Бунина:
– Ребята, нам всем известно, что важное место в жизни любого человека занимает изба-дом.
2 этап. Составление ассоциограммы.
– Итак, ребята, покажите свои рисунки и скажите, что вы написали.
– А у Тани дом какой?– Дом Тани холодный, неуютный, совсем нет еды.– А дом Павла Антоновича?– Дом Павла Антоновича большой, уютный, красивый, там много часов, которые играют музыку, там есть гитара, чернослив, сахар.
– На прошлом занятии мы уже говорили о том, какие произведения называют рассказами. Вспомните, пожалуйста, определение.
– Рассказ – это малая эпическая жанровая форма художественной литературы – небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму текста, прозаическое произведение.
– В рассказе говорится о семье, в которой двое детей: Танька и Васька.
– Как живет Танькина семья?
– Танькина семья живёт очень плохо, есть совсем нечего.
– Почему Танька удивляется матери?
– Куда привёз её барин?
Барин привёз её в свой дом, водил её по комнатам, заставлял для неё играть часы, угостил черносливом, дал несколько кусков сахару, которого Танька спрятала, чтобы потом дать братишке и матери.
– Поговорим об этой крестьянской девочке Тане и о помещике Павле Антоновиче.
Разбивка на кластеры (ячейки).
– Впишем в ячейки, какая это девочка:
– А теперь – сведения о Павле Антоновиче до встречи с этой девочкой:
– Почему он одинок?
Ученики говорят о том, как барин отправил назад пешком возницу искать соскочивший по дороге с кнутовища кнут.
– А сколько времени прошло с момента их выезда из города?
– Да, тяжеловато будет Егору идти пешком по зимней дороге. Наверное, действительно, Павла Антоновича можно назвать и жадным, и безжалостным к людям? Или всё-таки он не такой плохой?
Подумайте, вспомните, что случилось потом, после того, как барин отправил работника назад.
– Когда ехал по деревне один, Павел Антонович увидел Таньку, которая стояла в сторонке от мальчишек, игравших на горе. Она стояла, засунув в рот посиневшую руку, грела её. Павел Антонович еле смог усадить её в сани, сказав, что привёз гостинцы от отца: «Всё теплей становилось в его старческом сердце, когда он кутал в мех оборванного, голодного и иззябшего ребёнка. Бог знает, что он думал, но брови его шевелились всё живее. Он привёл Таньку домой.
– Снился ей сад, по которому она ехала вчера к дому, Васька и мама, которая то ли плакала, то ли пела старинные песни.
Отвечают на вопросы
– Таким образом, является ли Павел Антонович злым человеком?
Во 2 части мы видим, как Павел Антонович водил девочку по всем комнатам, заводил часы, чтобы в них играла музыка. Он накормил её черносливом, никогда не виданным ею до этого, дал несколько кусков сахару. Хозяин поместья причесал её, подпоясал голубеньким пояском. Лицо у него стало доброе, радостное.
В 3 части, в конце рассказа Павел Антонович поцеловал в голову задрёмывавшую Таньку и стал думать о ней и о других бедных детях, их родителях, которые живут впроголодь.
– Сделаем вывод. Павел Антонович – не злой человек. Скупым он стал потому, что пришлось поднимать хозяйство после потери денег до ещё после того, как крестьяне были освобождены от крепостной неволи. Угрюмым он стал после смерти жены и ссылки сына в Сибирь. Видимо, сын его был революционером, хотел, чтобы бедные крестьянские семьи не голодали, жили счастливо. А для этого он, как и другие революционеры, считал, что нужно изменить порядки, прогнать тех, кто правит в стране.
Павел Антонович не всегда был нелюдимом, затворником. Таким его сделали несчастья. Но в тот день, видя радость его маленький гостьи, он сам стал другим – добрым и радостным.
4 этап: Рефлексия и сравнение.
– Счастлива ли была Танька в тот вечер? Прежде, чем ответить на этот вопрос, скажите, что нового вы узнаёте о Тане, как она себя ведёт в гостях?
– Каким можно назвать её настроение в тот вечер?
– И, наверное, счастливым?
Значит, можно сказать, что Танька в тот вечер испытывала счастье. Среди тяжёлой убогой жизни и у неё бывают моменты счастья. А Таньке что приносит в этот вечер счастье?
– Новые, яркие впечатления; общение с барином, его доброе отношение к ней.
– Ребята, мы узнали, что в своем произведении И.А.Бунин рассказывает о тяжёлой доле крестьян. Его очень волновала судьба простого человека. Очень многих писателей волновала эта тема. В будущем мы изучим ещё много произведений на эту тему. Эти произведения относятся к литературному направлению – реализм, который утвердился в русской литературе в начале XIXвека и продолжает оставаться влиятельным литературным направлением. Основное свойство реализма – отражение жизни (посредством типизации) в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.А счастье всюду. Может быть, оноВот этот сад осенний за сараемИ чистый воздух, льющийся в окно.В бездонном небе легким, чистым кроемВстает, сияет облако. ДавноС.
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Слайд 3
Слайд 5
Элементы сюжета в рассказе Экспозиция – история продажи лошади. Завязка – уход Таньки из дома. Развитие действия – встреча Таньки с барином Павлом Антонычем. Кульминация – размышления Павла Антоныча о судьбе Таньки. Развязка – сон Таньки.
Слайд 6
Но читая текст внимательно, мы видим, что автор графически разделяет рассказ на 4 отрывка, каждый из которых – законченный рассказ. Но читая текст внимательно, мы видим, что автор графически разделяет рассказ на 4 отрывка, каждый из которых – законченный рассказ. Докажем это, выделив в каждом элементы сюжета. Например в первом отрывке: описание утра, продажа лошади, голод в семье, воспоминание о сытой жизни, уход отца на заработки.
Слайд 8
Лирическое и эпическое в рассказе Давайте проследим, как сочетаются в рассказе эпическое и лирическое начала. (описание жизни и быта крестьянской семьи, продажа лошади, диалог матери со странником – элементы эпического в произведении) (Автор неожиданно вводит нас в действие, мы сразу становимся свидетелями описываемых событий. И обрывается рассказ так же неожиданно, его финал открыт. Автор дает возможность читателю самому додумать образ Таньки, её будущее – лирическое начало в рассказе).
Читайте также: