Конспект урока народы россии 2 класс

Обновлено: 06.07.2024

Учитель договаривается заранее с родителями о том, чтобы дети принесли на урок предметы домашнего обихода или одежды, в которых отражены черты искусства народов своего края.

Несколько человек дома готовят презентации о национальных традициях своей семьи

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением; я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками; хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить; пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям. (Дети выполняют действия)

II. Введение в тему урока

Клубочек, веди нас! (Пускает клубок так, чтобы он прикатился к политической карте мира на классной доске.) Вот перед нами появился волшебный сад. Какие в нем цветут цветы! Большие и маленькие, разноцветные! Попробуем догадаться, что это за сад, какие волшебные цветы в нем растут. (Слушает высказывания детей).

Каждый цветок в этом саду — это одна из стран мира со своей культурой. Вот здесь большой цветок цвета с названием нашей страны. Подскажите мне ее название!

У каждого цветка — своя музыка. Послушайте музыку и скажите: это музыка какой страны? Как она называется? Что вы о ней уже знаете?

(Выслушивает ответы учащихся). Молодцы!

III. Освоение нового материала

Давайте продолжим вслед за волшебным клубком наше путешествие и подробнее рассмотрим цветок, который представляет собой наша страна Россия. Клубочек, веди нас! (Вслед за клубочком учитель подходит к политической карте России.) Мы в прошлом году уже работали с картой России. Теперь у нас другая карта, она называется политической, потому что помогает нам познакомиться с тем, как устроена наша страна. На этой карте цветок России разноцветный, у него множество лепестков разной формы и величины. Каждый лепесток — это особая часть нашей Родины.

IV. Физкультминутка

Давайте выполним физкультминутку про красивые яркие цветы.

V. Включение в систему знаний

Конечно, прогуляться по волшебному саду и рассмотреть подробно каждый из лепестков цветка можно только в воображении. Сейчас, не выходя из класса, каждый из вас сможет окинуть взглядом всю нашу страну благодаря нашей помощнице — карте. Откройте учебники на с. 4—5. Вот наша страна Россия. Граница, как ниточка волшебного клубочка, отделяет ее от других стран.

Я вам показываю указкой на карте, расположенной на классной доске, а вы в парах поработаете в учебниках. Карандашом проведите по границе России. Посмотрите, карта похожа на волшебный цветок с разноцветными лепестками. Только по-настоящему лепестки называются краями, областями, округами, республиками. Прочитайте на карте название республик, краёв, областей, округов. Так, по разному называются части страны. Их союз и есть Российская Федерация. (Учитель дает волшебный клубочек одному из учеников, тот зачитывает первое предложение из текста учебника.) Дальнейший текст читают хорошо читающие ученики.

На карте мы видим обозначенные красными кружками крупнейшие города Российской Федерации — Москву и Санкт-Петербург. Эти города особого федерального значения. Поработайте в парах, найдите и покажите друг другу обозначение этих городов. (Дети работают в парах)

Ребята посмотрите, вот здесь на карте расположен наш родной город, в котором мы с вами живём. Как он называется? (Выслушать ответы детей). Я отмечу его на карте звёздочкой. Попробуйте определить его расположение на карте в учебнике и отметьте его.

Выполним задания № 2. (Самостоятельная работа детей с последующей самопроверкой).

Дома вам нужно будет на лепестках прекрасного цветка из 3 задания написать название своей части РФ и других частей России, где живут ваши родные или друзья.

VI. Физкультминутка

Выполним ещё одну физкультминутку про цветок.

VII. Актуализация имеющегося опыта, используемая на этапе усвоения нового материала.

Откройте учебник на с. 6-7. Вспомните, о каких народах России вы узнали в первом классе? Посмотрите рисунки и по характеру костюмов предположите, в каких областях (на севере или на юге) живут изображенные в учебнике народы, кто в основном занимается охотой, а кто — землепашеством, в каких ремеслах искусны (ткачество, шитье, работа с металлом, с жемчугом, бисером, кожей).

Учитель после ответа детей прикрепляет рисунки представителей народов России со с. 6—7 учебника к соответствующим областям политической карты России на доске.

Ребята расскажите о тех предметах домашнего обихода или одежды, которые вы принесли из дома на урок.

Вывод: Можно только удивляться искусству народных мастеров.

Что вам известно о традициях, ремеслах, истории Челябинской области из занятий в 1 классе. (Рассказы о Златоустовской гравюре, о Каслинском чугунном литье).

На основе обсуждения вместе с детьми делается вывод о ценности вклада народов Челябинской области в общую российскую культуру.

VIII. НРЭО компонент урока

Наш город входит в состав Челябинской области.

По результатам переписи 2010 года русские составляли 2830 тысяч человек, или 83,8% населения Челябинской области. На втором месте по распространенности находятся татары (5,4 %), на третьем - башкиры (4,8%).

Многочисленных национальностей в Челябинской области 14. Это русские, татары, башкиры, украинцы, казахи, немцы, белорусы, мордва, армяне, нагайбаки, таджики, азербайджанцы, чуваши и узбеки. Малочисленных национальностей 52.

На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете,
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна!
Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом!
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим

Ребята, представители каких народов есть в классе, что вам известно о родной культуре, обычаях, языке какие национальные традиции сохранены в вашей семье.

Выполните задание № 1 на с. 3 рабочей тетради.

Культура народов Российской Федерации многообразна, но существуют общие ценности, которые важны для всех

-Как себя чувствуете, если сделаете плохо, а никто об этом не узнает?

- Как смыть пятно с души?

- Как называется внутренний голос, который не дает нам забывать о наших плохих поступках? (Выслушать ответы детей)

Общечеловеческие ценности: доброта, любовь, справедливость, красота, труд, честность, милосердие, прощение.

Правила жизни по совести называют религией. Люди исповедуют разные религии: христианскую, ислам, буддизм, иудаизм. Религия объясняет и сохраняет историю народа, дарит людям праздники, связанные с его историей, религиозные предания из века в век хранят чистейший родной язык. Многие религиозные события происходят в сопровождении прекрасных мелодий, которые дошли к нам из глубокой древности. Храмы — вершина строительного, живописного, скульптурного искусства каждого народа.

В нашем городе для христиан построены храм Святого Николая Чудотворца, Храм Вознесения Господня, церковь Михаила Архангела. Для представителей ислама в городе построена Соборная мечеть. Религия объясняет и сохраняет историю народа.

Мы узнали, что народы нашей страны отличаются местом жизни, культурой, религией. Есть и еще одно важное отличие. В нашей стране живет более 150 народов. У каждого — свой язык.

Ребята, как вы думаете, можно ли так договориться? Конечно, нет! А что нужно, чтобы понять друг друга?

Чтобы всем понимать друг друга, в нашей стране выбрали один общий язык — русский. Он называется государственным и объединяет все народы нашей страны.

Чтение текста о русском языке в учебнике подготовленными учениками.

IX. Итог урока

Проведём небольшой тест – итог нашей работы на уроке.

X. Рефлексия

Подведём урок. Закончите данные предложения.

XI. Домашнее задание

Запишите домашнее задание теоретический материал на с. 4—7 учебника, задание № 5 на с. 5 рабочей тетради.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Музыка, 2 класс

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Глоссарий по теме:

Октавой называют музыкальный интервал, то есть расстояние от одного до другого звука по высоте.

Увидеть октаву в музыкальном произведении очень легко: нужно просто увидеть звуки, разные по высоте, но с одинаковыми названиями, то есть находящиеся в разных октавах.

Ключевые слова

Интонации, форма, содержание, инструменты, нотная грамота, Удмуртия, Россия, Чувашия, песня, танец, песенность, танцевальность.

Основная и дополнительная литература по теме урока :

Л.В. Михеева. Словарь юного музыканта [Текст]: / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. – С. 67; 117-118; 209; 280.

На уроке мы узнаем индивидуальные черты музыки Удмуртии и Чувашии;

научимся определять тембры национальных музыкальных инструментов;

сможем напевать национальные удмуртские и чувашские мелодии.

Основное содержание урока

Вот тебе моя рука!

Где ж, дружок, твоя рука?

Станем рядышком с тобой, песню запоем!

Будет рядом нам теплей, вместе будет веселей.

Хороша, ты посмотри, матушка земля!

Представим, какой по характеру должна быть песня? А теперь послушаем и сравним со своим представлением. Что необычное услышали вы в прослушанной музыке, какое она передаёт настроение? Соответствует ли характер музыки тексту? Расскажите близким или друзьям о своих впечатлениях.

Для того чтобы понять народ, необходимо узнать его историю. Национальная культура нашего народа формировалась в условиях крестьянской общины. Среди ценностей русской культуры всегда отмечают необыкновенную преданность и любовь к своей Родине.

А что такое культура? Это всё то, что создано человеком, традиции народа, поэзия и литература, народное творчество, кухня и многое другое. Культура каждого народа, проживающего в нашей стране, уникальна, интересна и обладает своими национальными особенностями. Даже самый малочисленный народ имеет свой язык, народные традиции, обычаи, песни и танцы, музыкальные инструменты.

Так же, как и у славянских народов, у народов Чувашии есть популярные группы народных инструментов. Это и клавишные, и струнные, и духовые, и ударные. Звучание этих инструментов перекликается с русскими народными. Например, палнай звучит как флейта, а хут купас - как гармошка двухрядка.

Взаимоотношения русского и удмуртского народов тоже имеют многовековую историю. Как мы уже говорили, народы Поволжья в течение долгого времени жили вместе, и культура их во многом сходна. Сегодня основным занятием удмуртов является земледелие, животноводство. Люди разводят коров, свиней, овец, различных птиц. Большинство удмуртов любят рыболовство, охоту и пчеловодство. Для них это и работа, и образ жизни. Особенностью культуры Удмуртии являются бытовые заклинания, заговоры, обрядовая поэзия, обрядовые мелодии.

Главное место в народном творчестве удмуртов занимает лирическое песенное творчество. Танцы представляют собой хождение по кругу, танцевальные движения похожие на парный перепляс, есть танцы втроём и вчетвером. Один из самых популярных народных праздников – Масленица. В Удмуртии её называют Вой дыр. Во всех домах жарятся блины, также как и в других областях России, собираются родственники, даже устраиваются свадьбы. Вой дыр – игровой день, дети катаются на лошадях, спускаются со снежных горок. Девушки в этот день гадают на кудель.

В народных праздниках и музыке удмурты всегда используют музыкальные инструменты: гусли, варган, свирель, волынку, балалайку, гармонь. Послушайте, как красиво звучат вместе гусли, варган и волынка. Прохлопайте ритмический рисунок, найдите сильную долю, и подумайте, что удобнее всего делать под такую музыку? Действительно, музыка эта танцевальная.

Помимо струнных и духовых инструментов, у удмуртов широко распространились язычковые инструменты, такие как, гармонь двухрядная с малым количеством клавишей. Бубен состоял из деревянного обруча с натянутой на него собачьей кожей. Иногда он снабжался бубенчиками. Нередко только один бубен сопровождал народные песни и танцы. Играли на бубне не только во время ряжения, но на свадьбах и вечеринках.

Варган. Этот музыкальный инструмент встречается у многих исполнителей народов Поволжья, а также у народов севера. С ним мы тоже неоднократно встречались.

Культуры русского народа и народов Поволжья очень близки друг другу. Разнообразие культур и разные природные условия проживания не мешают нам быть друзьями. В этом мы с вами сегодня убедились. Очень точно об этом говорится в стихах поэта Владимира Орлова.

Вы заметили, какой ритм в этой песне? Да, маршевый, пунктирный в сочетании с ровным, размеренным. Под неё удобно и весело шагать. Добавим к исполнению песни свободные и лёгкие шаги. Споём ещё раз! Усилим образ движением!

На примере музыки Удмуртии и Чувашии мы убедились, что разноообразие, самобытность музыкальных культур разных народов не мешает нам понимать друг друга. Все народы России (удмурты, чуваши, русские и другие) объединены любовью к своей Родине. Об этом повествуют и народные, и копозиторские музыкальные произведения.

Разбор типового тренировочного задания

Послушайте два музыкальных фрагмента: удмуртский танец и русский танец.

Определите: какой фрагмент, по характеру интонаций, соответствует удмуртскому танцу, а какой русскому?

Установите соответствие.

Название файла с изображением к вопросу:

Название файла с аудио / видео к вопросу:

Исполнитель: Оркестр народных инструментов.

Звук в формате MP3.

Продолжительность 00:25 сек.

Исполнитель: Оркестр народных инструментов.

Звук в формате MP3.

Продолжительность 00:25 сек.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Интонации одного из фрагментов отличаются от русской народной музыки.

Разбор типового контрольного задания

Вспомните, как называется самый устойчивый звук мажорного или минорного лада?

Выберите ответ из предложенных вариантов:

Название файла с изображением к вопросу:

Название файла с аудио / видео к вопросу:

Вариант Б.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Конспект классного часа

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Классный час во 2 классе на тему "Народы России". Вводная беседа с обучающимися об основных понятиях, знакомство с народами, населяющими Россию. Изучение их образа жизни, национальных костюмов, традиционных блюд и праздников. Заключение выводов, памяток. Цель: сформировать представление обучающихся о народа России

народов, у важительно относить ся к ним. Осознавать важнос ть уважитель ного отнош ения ко всем народам Росс ии.

принадлежность . Ум еть называть отличия народов друг о т друга и что их связывает в единую семью , уважительно

относиться к истори и и культуре других народ ов. Уметь выполнять сам ооценку на основе крите рия успешности у чебной

Понимать и принимать учебн у ю задачу. Уметь о пределять и формулировать цель на уроке с помощью у чителя;

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстраци ей; вн осить необходимые коррективы в

действие после его завершения на о сн ове его оценки и учёта характера с деланных ошибок; работа ть по предложенно му

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и п онимать речь других; совместно договариваться о правила х

Уметь пере рабатывать по лу ченную и нформац и ю: наход ить ответы на вопросы, исп ользуя сво й жизненный опыт,

вступать в учебный диалог в группе, находить новую информацию в источниках инф ормации , оценивать свои

Плешаков А. А . Окружающий ми р. 2 класс. Часть 1. Ст р. 12 - 13 , рабочая тетрадь Окру жающий мир. 2 класс. Часть 1.

Читайте также: