Конспект занятия по рисованию на тему зимний пейзаж
Обновлено: 06.07.2024
Цель: художественно-эстетическое развитие средствами и методами изобразительного искусства.
Задачи:
- закреплять знания детей о зиме, как о времени года;
- расширять представления о пейзаже, об основах перспективы (дальше, ближе);
- формировать умение рисовать пейзаж по представлению;
- закреплять технику цветосмешения;
- упражнять в совершенствовании техники рисования гуашью.
- развитие познавательной деятельности.
- развивать изобразительные способности и творческую активность.
- воспитывать сенсорную культуру, художественный вкус, эстетическое чувство и понимание прекрасного, интерес и любовь к искусству.
Оборудование:
Демонстрационный материал: образцы фона (подмалевка), листы бумаги для показа приемов рисования дерева, ели.
Материал: ребристые карандаши, альбом, гуашь, стакан-непроливайка для воды, мягкие круглые кисти № 1, 3, жесткие плоские кисти № 3, тканевые салфетки;
Методы и приемы: художественное слово, показ, образец педагога, повторный показ, указание, беседа.
Предварительная работа: Наблюдение за природой.
Ход урока
- Для того, чтобы узнать, что мы с вами будем сегодня рисовать отгадайте загадку:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой).
- Молодцы, так что же мы будем сегодня рисовать?
2. Беседа о зиме
- Давайте с вами вспомним, что вы видели на улице?
Какое было небо? Солнце? Снег? Деревья? Были ли зеленые деревья? Как они называются? Что лежало на ветках деревьев?
- А теперь давайте посмотрим фотографии зимней природы. Что вы видите на первом фото? Какое небо? Какой снег? Чем покрыты ветки берез? (аналогично остальные фото).
- Красивое время года зима? В чем ее красота?
3. Беседа о зимних пейзажах в творчестве художников
-Красота зимней природы всегда привлекала художников. Многие из них изображали ее на своих пейзажах.
- Что такое пейзаж? Давайте рассмотрим некоторые из них.
4. Тонирование листа бумаги (подмалевок)
- Для того чтобы картина была красивой, нам надо сделать подмалевок, сделать красивый фон для нашей картины. Давайте вспомним, как это делается. (ответы детей).
5. Физминутка
- Пока будут сохнуть основы для наших пейзажей, давайте немного отдохнем. Встаньте из-за парт и возьмите в руки карандаши для массажа. Вытяните руки вперед и покатайте карандаш между ладонями. То же самое подняв руки вверх. Повернитесь влево и покатайте карандаш по левой руке. То же самое вправо. Сядьте. Положите карандаши. Погладьте свои ладони и встряхните ими.
6. Повторение приемов рисования дерева и ели
- А сейчас давайте вернемся к нашим картинам. Если это пейзаж, то, что мы с вами будем рисовать? Какие деревья зимой, какой цвет нам понадобиться? Как получить коричневый цвет? Давайте вспомним, как рисуют дерево? Кто может показать? (Показ ребенка с комментированием своих действий).
7. Рисование пейзажей
- А теперь подумайте, какие деревья будут на вашем рисунке, будут ли у вас ели? Положите ли вы снег на ветви деревьев? Будут ли тропинки?
Расскажите о своих будущих работах.
- Приступайте к рисованию. А волшебное зимнее настроение вам поможет создать музыка П.И.Чайковсого.
8. Итог занятия
Педагог благодарит детей, отмечает, что все постарались, как настоящие художники-пейзажисты и создали неповторимые рисунки, предлагает разместить детские пейзажи на доске.
- развивать эстетическое восприятие изобразительного искусства; воспитывать любовь и внимательное отношение к природе.
Предварительная работа
- наблюдения на прогулке (рассматривание деревьев) ;
- рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами;
- знакомство с народными приметами, поговорками о зиме;
Ход занятия
Дети стоят полугругом или сидят на стульчиках. Ведется небольшая беседа
Воспитетель : Здрввствуйте, ребята
-Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать. Вот только у меня всего одна краска – белая и синий лист бумаги. Как вы думаете, что мы будем рисовать? (ответы детей)
-Правильно, мы будем рисовать зиму. А как вы догадались, что зиму?
-Совершенно верно, зима белая, и все вокруг белым -бело.
-Как вы думаете, что можно нарисовать белым цветом? (ответы детей)
-Конечно, мы нарисуем снег, сугробы, облака, снежную горку, снеговика, дерево.
-Сегодня мы с вами будем рисовать зимний пейзаж.
-А кто из вас знает, что такое пейзаж?
Пейзаж – это картина или рисунок, на котором изображена природа, или какая то местность (лес, поле, горы, деревня, город)
-Вот мы с вами попробуем нарисовать зимний пейзаж.
- Ребята, а вы заметили, как изменилось всё вокруг. Стало холодно.
(Рассматривание с изображением зимних пейзажей)
-Выпал снег и покрыл и дороги, и деревья, и дома. Всё стало белым-бело.
Снег кружится,
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег – упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Все вокруг белым-бело….:
В. : Может быть, кто-то знает, что оно означает?
(Ответы детей Снегопад – выпадение снега. )
В. : Вы правильно говорите. Это слово означает, что идёт снег, то есть падает.
-Давайте посмотрим в окно, на деревья, которые растут на дворе нашего сада. На их ветвях, стволах лежит выпавший белый снег. Снег падает и на землю, образуя небольшие горки – сугробы. Снег изменил и вид деревьев, они стали белыми, как будто надели белые пушистые шубы! Теперь им тепло и не страшны ни холод, ни морозы.
В. : Ребята, вам нравится такая зимняя картина, которую вы увидели за окном?
Но прежде, я вам предлагаю подготовить наши пальчики к рисованию.
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем
правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. [/b] (Кладут ладошки на стол то одной,
то другой стороной.)
В. : Молодцы! Я предлагаю вам стать художниками-пейзажистами и нарисовать зимнее дерево. Вы согласны?
Самостоятельная работа детей. Дети проходят за столы.
Подведение итогов.
В. : Какие красивые зимние деревья вы нарисовали. Молодцы Ребята.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Подготовила Иващенко Р.П.
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Развивать творческое воображения, фантазию, мышление, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы.
Воспитатель : Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в царство зимней природы… Зима самое красиво, волшебное и сказочное время года. Как вы думаете почему?
Во время чтения звучит музыкальная пьеса, на интерактивной доске зимние пейзажи .
Слайд № 1, 2, 3, 4 ( зимние пейзажи )
Вот север, тучи нагоняя,
дохнул, завыл — и вот сама
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Воспитатель : Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года описано в стихах? (Зима)
В. Скажите, пожалуйста, какая же у нас зима?
Предполагаемые ответы детей : Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.
Воспитатель : Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим. Давайте отправимся в зимний лес .
Мы пришли в зимний лес . (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
С неба падают снежинки, (дети поднимают руки над головой)
Как на сказочной картинке
Будем их ловить руками (делают движения, словно ловят снежинки)
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (потягивание – руки в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть, чтобы в поле, (ходьба на месте, высоко поднимая колени)
Поднимаем выше ноги!
И идём, идём (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом! (дети садятся на места)
Воспитатель : Зима удивительно красивое, сказочное время года. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение, ее красоту и рассказывают об этом.
Композиторы рассказывают о зиме звуками.
Поэт – восхваляет зиму стихами
А как могут рассказать о красоте зимы художники? Они пишут картины. Давайте на них посмотрим.
Дети рассматривают картины
В. Что вы видите на картинах?
Дети : Деревья, кусты, снег и т. д.
В. Как одним словом можно назвать то, что нарисовано на картинах ?
В. А кто помнит, как называются картины, на которых изображена природа?
Если видишь на картине
Нарисована река , или ель и белый иней,
Или сад и облака, или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется
В. Чтобы изобразить солнечный, морозный день, какие цвета используют художники? (Тё плые : жёлтый, розовый, оранжевый) . А если захочется нарисовать пасмурный зимний день , какие цвета возьмёте? ( Холодные : голубой, серый, сиреневый, синий) .
В. Что за прелесть, эти пейзажи ! Что вы чувствуете, когда смотрите на них? Какое настроение у вас возникает?
Дети : Печальное, радостное, тихое, спокойное.
В. Обратите внимание на зимние деревья . Какие они красивые. Очень красив зимний лес в своем белоснежном убранстве.
Чем деревья похожи между собой?
Предполагаемые ответы детей : У всех деревьев есть ствол, корень, ветки
В. Рисование любого дерева лучше начинать с изображения ствола. Ствол может быть прямым или искривленным. Потом изобразим ветви-ручки, затем маленькие веточки-пальчики.
А чем деревья отличаются друг от друга?
Одни деревья сбросили листья и спят. Другие вечнозелёные - на них иголочки, а ещё они отличаются по цвету коры (береза)
Деревья, которые находятся близко – большие, яркие, четкие. Деревья, которые расположены на картине подальше – маленькие, нечеткие. Всё вокруг покрылось белой, пушистой шапкой – снегом.
А как мы нарисуем дорогу на картине?
Дети : На переднем плане широкую, а на дальнем плане она сужается.
В. А как можно изобразить снег?
В. Сегодня мы с вами нарисуем зимнюю картинку — зимний пейзаж .
Если вы будете рисовать солнечный морозный день, какие краски вам понадобятся?
Дети : (Тё плые : жёлтый, розовый, оранжевый)
В. Какими красками нарисуем пасмурный зимний день ?
Дети : Холодные : голубой, серый, сиреневый, синий.
В. Ваша задача подумать, какие деревья будут у вас в зимнем лесу , как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.
Воспитатель включает музыку
Дети проходят за рабочие места и изображают свои впечатления о зимнем времени года .
В процессе работы детей, воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям, обращает внимание на то, что недостающие цвета, можно самим смешать на палитре, вспоминаем приёмы рисования ; помогает советом детям, которые испытывают затруднения; поощряет внесение в рисунок интересных дополнений (птиц, животных, ягод рябины на ветках) .
Во время рисования , воспитатель обращаю внимание на осанку детей.
После того как дети нарисуют основную композицию, педагог обращается к детям.
В. Ребята, в основном вы уже закончили свой рисунок. Но так как мы с вами рисуем зимний пейзаж , мне кажется, что в рисунке чего-то не хватает.
Дети : Деревья зимой должны быть покрыты снегом.
В. А для этого мы с вами вызовем снежную бурю заклинанием :
. Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Какие красивые пейзажи у вас получились , нарядные, праздничные.
Что вам больше всего понравилось?
Какие вы молодцы! Удачно подобрана композиция : на ней хорошо нарисован сюжет : речка, лес, снег.
Сразу видно, что это – зима. Отличный пейзаж , краски подобраны правильно. Аккуратная работа. Соизмерение предметов правильное – впереди большие, а вдалеке – маленькие, нечёткие.
Дети рассматривают рисунки и называют, какие им больше всего понравились и почему.
Мы разместим эти пейзажи на выставке , для ваших мам и пап, чтобы они посмотрели.
Итог занятия
В. Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи . Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали .
И рисунок готов!
-посмотрите на свои работы, ребята, вам нравиться?
- У вас получились отличные пейзажи! Вы молодцы! Давайте ваши работы поместим на выставку, чтобы ваши родители могли полюбоваться ими, и гордиться вами!
Читайте также: