Конспект занятия по рисованию богородская игрушка

Обновлено: 07.07.2024

Программное содержание: Познакомить детей с бо­городским промыслом. Учить видеть динамику игрушек, выразительность образов. Воспитывать интерес и уваже­ние к кропотливому труду богородских резчиков по дере­ву.

Материалы: Ширма, за ширмой стол, на котором расположены богородские игрушки, передающие кресть­янский труд, жанровые сценки, образы животных и птиц: чаепитие, кузнецы-молотобойцы, пильщики, пряха, кре­стьянин, играющий на свирели, медведь с балалайкой, медведь-плясун, клюющие куры и др.

Нож, прямые и круглые стамески, брусок липы, заго­товки (деревянные чурки). Все сделано из дерева.

Два стула, короны для царевны и царевича.

Ход занятия

-Дети, вы любите сказки? А сами умеете их расска­зывать?

-Сейчас мы вместе с вами это сделаем.

Надевает корону царевны и царевича на головы дво­их детей и сажает на стулья-тропы.

Жили старик со старухой в богородском селе долго и счастливо.

Понравилась сказка? А наши игрушки богородские?

Делали эти игрушки в селе Богородское, который на­ходится рядом с городом Сергиев Посад.

Фигурки этих игрушек выполняют из мягкой древесины: липы, осины, ольхи.

Для большей мягкости ее запаривают в печи, а затем высушивают.

Богородские фигурки не окрашиваются, а сохраняют естественный цвет древесины.

Резьба состоит из нескольких этапов: сначала мастер намечает основные формы будущей скульптуры, потом! обрабатывает силуэт и все части широкими полукруглыми стамесками, завершает декоративную отделку поверхности с помощью мелких стамесок ритмичными полосками.

Такой росписью передается шерсть животных, оперение птиц.

-Дети, как вы думаете, вырезать эти игрушки легко?

-Поэтому с ними нужно обращаться бережно, осторожно, с любовью, так как дерево ласки просит.

Показывает, как нужно держать игрушки, как приво­дить их в движение, предлагает послушать красивый звук ласкового, теплого дерева липы, показывает, каким обра­зом приводятся в движение игрушки.

Предлагает выйти к царевичу и царевне детям, у ко­торых игрушку приводит в движение шарик, следующими подходят дети, у которых кнопочные игрушки. Затем игрушки-дергунчики.

Дети встают с игрушками в хоровод, ходят по кругу, приплясывая под веселую музыку деревянных игрушек.

-Вечер наступает. Скотину пора во двор загонять, курочек в курятник, работникам — отдыхать. Игрушки воз­вращаются в сказочное царство, кончилась сказка.



Богородская игрушка. 4 класс. Конспект урока

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи по формированию универсальных учебных действий:

Личностные действия: (самоопределение – чувство сопричастности своей Родине, народу и истории, смыслообразование – ознакомление с миром профессий (резчик по дереву), социальной значимостью и содержанием, нравственно-этическая ориентация – формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культурой (народно – художественными промыслами))

Метапредметные:

  • Регулятивные действия целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – умение действовать по плану и планировать свою деятельность, прогнозирование – умение предвидеть результаты своего труда, контроль – умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата, оценка – формирование рефлексивности оценки и самооценки, саморегуляция – формирование установок на улучшение результатов деятельности.
  • Познавательные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, логические – структурирование знаний, постановка и решение проблемы – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
  • Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Планируемые результаты:

  • Личностные: уважительное отношение к культуре и истории Подмосковья, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность с позиций творческой задачи
  • Метапредметные результаты: овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, формировать интерес к народному искусству
  • Предметные: узнавать богородские изделия среди других народно – художественных промыслов, развивать творческие способности при создании собственного проекта игрушки

Подготовка детей к работе

(Просмотр фотоматериала и реальных предметов народно-художественного промысла)

Кто знает её название? – богородская игрушка

Тема урока: богородская игрушка

Показ работ учащихся прошлых лет. Создание плана работы. Развитие творческого начала при создании эскизов игрушки

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов при просмотре презентации.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его

(Итог урока 2-3 минуты)

Ответь, пользуясь схемой:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Как нарисовать богородскую деревянную игрушку «Медведь «


Богородские деревянные игрушки – настоящее произведение искусства. Мастера создают красивые фигурки своими руками, которые дважды одинаковыми в точности не бывают. Так что в этом уроке научимся рисовать рисунок «Богородская деревянная игрушка«, используя простые подручные материалы.

Материалы для рисования:

Пошаговое рисование фигурки медведя:

1. Располагаем на вертикальном листе бумаги нашу деревянную игрушку. Сперва проводим линию по центру. Добавляем основание фигурки в виде среза дерева. Линиями создаем простой набросок медведя, который стоит на двух лапах и держит гармошку.


2. Начинаем более детально рисовать богородскую игрушку из дерева. Для этого прорисовываем срез дерева. Добавляем текстуру и небольшие отколы. Переходим к медвежонку. Рисуем детально контур нижних лап.


3. Также уделим время верхним лапам и всему туловищу. Рисуем контур и затем добавляем линии текстуры. Вырисовываем детально контур гармошки, которая вырезана из дерева.


4. Рисуем контур головы мишки и добавляем детали мордочки. Следует не забывать, что это не просто рисунок дикого зверя, а деревянная игрушка в виде медведя.


5. Полностью закрашиваем коричневым карандашом фигурку медведя. Придаем объем за счет усиления штрихов.


6. Прорабатываем цвет бордовым оттенком карандаша.


7. Дорисовываем контур деревянной игрушки черным цветом и придаем ему тень.


Технология изготовления

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на чурки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Чурки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе чурок старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Богородская деревянная игрушка


История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

Скульптурная игрушка

Подвижная игрушка


Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:


Кузнецы, закрепленные на плашках;

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;


Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

2. Познакомить детей с Богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

3. Научить видеть красоту деревянной Богородской игрушки, ее занимательность.

4. Развивать интерес к народной игрушке.

5. Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам — резчикам по дереву.

Материалы: Листы бумаги формата А 4, простые карандаши, ластики, цветные карандаши, фото иллюстрации или картинки с изображением Богородской игрушки.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент. Беседа с детьми.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Мишки, кубики, машинки

И конструкторы большие,

И мячи и безделушки –

Это все мои - (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, игрушки. Ребята, а у вас есть игрушки? В какие игрушки вы любите играть? (ответы детей)

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением Богородской игрушки и задает вопросы:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а какие игрушки вы видите здесь?

Дети: Красивые расписные игрушки.

Воспитатель: Из чего они сделаны, как вы думаете?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А что необычного в этих игрушках?

Дети: Они не такие как наши игрушки, мягкие, а сделаны из дерева.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, медведь из сказки сильным стал?

Дети: Да

Воспитатель: А как мы можем еще с вами стать сильными?

Дети: Нужно делать зарядку

Воспитатель: Совершенно верно, давайте и мы с вами сделаем зарядку

Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать (ходьба, руки поднимать (руки вверх,

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз,

Прыгать и скакать (10 прыжков).

2. Рисование Богородской игрушки - медведя

Воспитатель: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать деревянную

игрушку. Героем многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня рисовать. Прежде чем начать рисовать мишку, давайте его внимательно рассмотрим.

Показ изображения Богородского медведя.

Воспитатель: Рассмотрим сначала туловище. Какой формы туловище? (овальной). Что еще есть у мишки? (голова). А какой формы голова? (круглой). Не забывайте, если смотреть сбоку, то мордочка у него удлиненная. Где расположена голова? (если дети затрудняются, воспитатель отвечает, что голова расположена впереди (выше) туловища, и соединена с ним мощной короткой шеей). На что похожи лапы у медведя, какой они формы (овальные, но удлиненные? Где находятся лапы у медведя (внизу туловища? Сколько лап у медведя (2 передние и 2 задние лапы? Что есть на голове у мишки (уши? Какой они формы? (полукруглой). А уши у мишки большие или маленькие? (маленькие). Что еще есть на голове у мишки (глаза, нос? Рассмотрите внимательно лапы у мишки, что на них есть (когти? Ребята, а медведи какого цвета? (коричневого, бурого). Глаза, носик и когти какого цвета? (черного). Молодцы, вы внимательно рассмотрели мишку.

Показ воспитателя способа рисования. Рисование Богородского медведя простым карандашом.

Воспитатель: Прежде, чем разукрашивать нашего мишку цветными карандашами, давайте разомнём наши пальчики.

Медведь в берлоге крепко спит, (сжимают пальцы правой руки в кулачок, начиная с большого)

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится - (показывают мизинец, вращая им)

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов, (пальцы левой руки изображают клацающую мордочку лисы, догоняющей зайца)

Напетлял и был таков!

Самостоятельная деятельность детей. Разукрашивание Богородского медведя цветными карандашами.

3. Итог. Оформление выставки.

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня?

- В чем испытали трудности? (Ответы детей.)

Воспитатель проводит выставку детских работ.

Дети рассматривают рисунки и делятся впечатлениями, выражают свое мнение.





  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : формирование знаний детей о Богородской игрушке .

• Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

• Привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

• Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки , ее занимательность.

• Развивать интерес к народной игрушке , к прошлому.

• Развивать умение отличать богородские игрушки .

• Воспитывать бережное отношение к игрушке , интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам — резчикам по дереву.

• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

• Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками .

Планируемые результаты : дети знакомятся с Богородскими игрушками ; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева) ; получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками

Словарь новых слов : игрушечное ремесло , купец.

Оборудование и материалы : альбомный лист , простой карандаш, цветные каандаши.

• Богородские игрушки : дергунчики курочки клюют пшено, Мишка, свистульки.

• Иллюстрации с росписью.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами ?

Дети : Красивые расписные игрушки .

Воспитатель : Из чего они сделаны?

Дети : Из дерева.

Воситатель : Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева , с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку . Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева , а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой , а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной , и заказал крестьянину сделать много таких игрушек . С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом , то есть изготавливать деревянные игрушки .

Воспитатель : А что необычного в этих игрушках ?

Дети : Они не такие как наши игрушки , сделаны из дерева.

Воспитатель : Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки .

Воспитатель демонстрирует клюющих курочек.

О дощечку стук да стук.

Вместе с курами тук-тук.

Никогда не устают.

Куры зернышки клюют,

А яичек не несут.

Вот какие странные

Дети : рассматривают игрушки .!

Воспитатель : Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.

Дети делятся на две команды : продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки , цвета, которыми игрушка раскрашена , продавцы отгадывают и дают поиграть.

Воспитатьль: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать, наши деревянные

Цель: развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей. Познакомить с деревянной игрушкой.
Задачи:
Образовательные: учить выделять выразительные средства этого вида народных игрушек.
Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к народному творчеству
Развивающие: развивать кругозор и фантазию.
Материалы: листы бумаги А4, цветные карандаши, простой карандаш
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Изображение различных видов народных игрушек на занятиях по лепке и аппликации.

Дети ну, быстрей сюда, тихо сядем на места,
Расскажу я вам одно, чем играли дети, давным - давно.
Воспитатель: Ребята, сегодня, я расскажу вам удивительную историю про игрушку, которая замечательна тем, что без батареек приводится в движение, и сделана она из дерева. Центром изготовления подобных игрушек является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.
Некоторые игрушки, я принесла к нам в группу.

Давайте вместе полюбуемся на эти интересные игрушки.

Воспитатель показывает игрушки и изображения игрушек.



Воспитатель: Ребята, послушайте сказку.
Когда это случилось никто уже и не помнит, но это точно было. Жил один мальчик по имени Василий, был он сыном бедного крестьянина. Хозяйство у них было не большое, 5 кур и конь и тот старый. Утром крестьянин уходил в поле на работу, брал с собой коня, а вечером, оба еле живые возвращались домой, так шёл день за днем. Василий следил за хозяйством. Курочки были для Василия как друзья, очень он их любил, даже звал всех по имени. Вечерело, вот зовёт он их домой, бегут курочки, а утром снова выпускает их на лужок погулять. Однажды, когда отец был в поле, Василий уселся на лужок, после долгой работы по дому, и стал на своих курочек любоваться, мимо проходил человек.

Остановился он и стал на курочек засматриваться, такие красивые и ухоженные были курочки Василия. Тогда спросил человек:
- Мальчик, а не хочешь ли ты продать их?
- Нет, ответил не думая Василий
- Тогда хоть разреши мне их нарисовать?
- Нарисовать ? Можно, ответил Василий, чуть подумав.

Вот так, хотите, верьте, а хотите нет, а вдохновение спутник не только художников.


Какой формы луг?(Круглой)
Какой формы тело кур?(круглой)
Что приводит в движение курочек? (грузик)
Что находится в центре луга? (зернышки)
Какого цвета луг, что есть на лугу?(жёлтый, цветы и ягоды)
Кто есть на лугу? (курочки)

Воспитатель: ребята, что мы будем сегодня рисовать? (Богородскую игрушку)правильно, Богородскую, а какую игрушку? (Курочки)

Ребята приготовим лист бумаги, горизонтально. Чем будем рисовать? (цветными карандашами), да, цветными, но для начала, можно взять простой карандаш.

Дети, лужок, если смотреть на него сверху, круглый, но если сбоку, то он имеет форму овала, давайте вместе нарисуем овал, прямо в центре нашего листа.

Хорошо, теперь нарисуем тела нашим курочкам, они круглые, вы правильно сказали.

Сколько курочек будем рисовать? Предлагаю посчитать.
(Один, два, три, четыре, пять) дети считают. Столько и кругов надо нарисовать на нашем лугу.

Воспитатель: Обратите внимание хвостики курочек ближе к краям луга, а голова находятся там, где есть семена. Хвост можно изобразить треугольником, шею овалом, а головку кругом, на конце рисуем клюв треугольником, наши курочки голодные, давайте угостим их семечками, нарисуем в центре семена.

А теперь предлагаю вам самостоятельно украсить ваших курочек, добавить детали: глазки, окрас. Для того, чтоб игрушка была яркой, надо всё раскрасить.

Воспитатель: Ой, ну какие же вы молодцы, как бы сейчас удивились мастера, увидев ваши рисунки, а давайте устроим выставку для ваших родителей? (Да)

Читайте также: