Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе школьные принадлежности
Обновлено: 07.07.2024
Автор: Климушина Екатерина Юрьевна
Населенный пункт: Рязанская область, г. Рязань
Цель: развитие связной речи через закрепление знаний о школе и школьных принадлежностях
Задачи:
- учить делать простейшие обобщения;
- совершенствовать грамматическое оформление фразы.
- развивать познавательные способности детей;
- развить связную речь;
- формировать целенаправленную воздушную струю;
- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, координацию речи с движением.
- формировать навыки сотрудничества на занятии, активности, инициативности, самостоятельности;
- воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.
Оборудование: кукла Буратино, золотой ключик, картинки героев сказки, иллюстрации школьных принадлежностей, зеркала, нарисованные желтые и белые ключики, листочек на веревочке (на каждого ребенка).
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Организационный момент
Учитель-логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел сказочный герой. Угадайте, кто?
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Учитель-логопед: Совершенно верно! Наш дорогой гость – Буратино. Он очень хочет попасть в школу. А для этого ему необходимо выполнить задания, которые приготовили для него герои сказки. Ребята, давайте поможем Буратино правильно выполнить задания и попасть в школу.
II. Основная часть.
2. Введение в тему. Беседа о школе.
Учитель-логопед: пройдет не так уж много времени, и вы тоже пойдете в школу. Скажите мне пожалуйста, что такое школа?
Учитель-логопед: верно, это место, где дети получают знания.
Учитель - логопед: Как называют детей, которые ходят в школу?
Учитель-логопед: В какое время года дети начинают учиться?
Учитель-логопед: Как называются книги, по которым дети учатся?
Учитель-логопед: Как должны вести себя ученики в школе?
Учитель-логопед: Назовите профессию человека, который учит детей в школе.
3. Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед: Пака Карло вырезал из полена деревянного мальчика. У Буратино были руки, ноги, голова, нос, глаза, рот. Но он совсем не умел делать зарядку для язычка. Давайте поможем Буратино.
(Дети выполняют упражнения перед индивидуальными зеркалами)
Учитель-логопед: Молодцы. Вот и справились с первым заданием.
4. Познавательная деятельность.
Учитель-логопед: Непростое задание приготовил для Буратино хозяин кукольного театра - Карабас Барабас. Он накажет Буратино, если тот не откроет ему страшную тайну и не отгадает его загадки. Поможем Буратино? Будьте внимательны. (Ребенок, который отгадал загадку берет на столе соответствующую картинку и выставляет ее на доске).
• Грамоты не знаю,
А весь век пишу (Ручка)
• Стоит только ошибиться,
Он пройдется по странице.
От помарки - вот так да!
Не осталось и следа (Ластик)
• В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки, -
Что угодно для души. (Пенал)
• Если ты его отточишь -
Нарисуешь все, что хочешь (Карандаш)
• Тоя в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать,
Что такое Я? (Тетрадь)
• Хотя и скромен он на вид,
Но знаний клад в себе таит.
Как добрый маленький волшебник
Нам открывает мир (Учебник)
• На удивление прямая,
Она чертить нам помогает.
С ней проведем черту не криво,
Очень ровно и красиво (Линейка)
• В воду любит окунаться,
В краски любит одеваться,
А потом - прыг-скок
И раскрасила цветок. (Кисточка)
• В школьном рюкзаке лежу,
Как ты учишься скажу (Дневник)
• Два ножа, скрепленных вместе,
Не сидится им на месте;
Вырезают и кроят,
Вместе с нами мастерят (Ножницы)
• Всё интересное с тобой
Мы нарисуем в свой… (Альбом)
Учитель-логопед: Ребята, скажите, как мы можем назвать все эти предметы одним словом?
Например: Эти ножницы острые, а эти тупые.
Этот карандаш острый, а тот …
Эта линейка короткая, а та …
Этот учебник толстый, а тот …
Этот альбом новый, а тот …
Этот ластик жесткий, а тот …
Этот пенал маленький, а тот …
Эта тетрадь грязная, а та …
Учитель-логопед: Удивили вы Карабаса Барабаса, и ему ничего не осталось, как отпустить Буратино, да ещё в придачу дать ему 5 золотых монет.
Учитель-логопед: По дороге буратино встретил своего друга Пьеро, который был очень грустным. Дул сильный ветер и все листы со стихами Пьеро разлетелись.
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф …
И качает так листок – ф-ф-ф …
(Выдох спокойный, ненапряженный.)
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф …
И качает так листок – ф-ф-ф …
Учитель-логопед: Буратино помог Пьеро. И он так обрадовался, что захотел поиграть с Буратино.
Например: Карандашом (что делаем?) – пишем.
Ножницам (что делаем?) - …, ручкой (что делаем?) - …,
красками (что делаем?) - …, ластиком (что делаем?) - …,
клеем (что делаем?) - …, точилкой (что делаем?) - …
Учитель-логопед: Буратино не много устал и решил сделать зарядку. Давайте и мы с ним отдохнем.
Дети повторяют движения вслед за учителем-логопедом, а затем самостоятельно, только в сопровождении текста.
Встать на цыпочки, тянуться руками вверх.
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Наклоны вниз, пальцами касаемся пола.
Руки в стороны развел.
Руки в стороны, пожимать плечами.
Ключик видно не нашел.
Повороты головой вправо и влево.
Чтобы ключик нам достать.
Грозим пальцем правой руки, затем пальцами левой руки.
Надо на носочки встать.
Встать на цыпочки, тянуться руками вверх.
8. Дидактическая игра "Нелепицы"
Например: Альбом открыл Алену. – Алена открыла альбом.
- Карандаш рисовал Таню.
- Дима лепил из пластилина.
- Ручка написала письмо Даше.
- Учебник учится по Маше.
- Оля рисовала красками дом.
- Букварь читает Колю.
- Рома положил ручки в пенал.
- Пенал положил Диму в портфель.
- Саша резал бумагой ножницы.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием.
Учитель-логопед: Буратино дружит с девочкой с голубыми волосами. Как её зовут?
Учитель-логопед: Мальвина является примерной ученицей. Она приготовила для Буратино следующее задание.
Например: Ручка из пластмассы (какая?) – пластмассовая.
Карандаш из дерева (какой?) — …
Ножницы из металла (какие?) — …
Линейка из пластмассы (какая?) — …
Портфель из кожи (какой?) — …
Ластик из резины (какой?) — …
Альбом из бумаги (какой?) — …
Рюкзак из ткани (какой?) — …
Учитель-логопед: Старая, добрая черепаха Тортилла готова подарить золотой ключик Буратино, если он правильно подберет признаки ко всем словам.
Например: карандаш (какой?) — длинный, толстый, деревянный, заточенный.
Учитель-логопед: Молодцы! Заветный золотой ключик Буратино получил!
III. Заключительная часть.
11. Итог занятия
Учитель-логопед: Вот и добрался Буратино до школы. Спасибо вам за помощь. Наше занятие подходит к концу. Давайте с вами вспомним, что мы сегодня делали на занятии? Что вам больше всего понравилось?
Учитель-логопед: У вас на столе лежат ключики. Кому было, интересно помогать Буратино поднимите желтый ключик, кому нет, белый.
Организационный момент
Загадываю загадки, на доску выставляю соответствующие отгадки-картинки.
- Зимою в школу он бежит, а летом в комнате лежит. Как только осень настает меня он, за руку берет. (Портфель)
- В школьной сумке я лежу, как ты учишься – скажу! ( Дневник).
- На коробку я похож, ручки ты в меня кладешь, ты меня узнал? Ну, конечно я-… ( Пенал)
- Любим нос везде совать и чертить и рисовать. Все, раскрашиваем сами разноцветными носами. ( Карандаши)
- Грамоты, не знаю, а всю жизнь пишу. ( Ручка)
- Открыть свою тайну любому готова, но ты от нее не услышишь, ни слова. (Книга)
- Я самая прямая. Рисовать вам помогаю. Что то, ты без меня начертить сумей – ка. Угадайте, ребята, кто же я такая - … ( Линейка)
- Если ей работу дашь – зря, трудился карандаш. ( Резинка - ластик)
Основная часть:
Провожу беседу:
- Рассматриваю вместе с детьми картинки. Знакомлю детей с названиями предметов, объясняю разницу между ручкой и карандашом, тетрадью и альбомом, ранцем и рюкзаком.
- А как называется здание, где дети учатся? (Школа)
- Что делают дети в школе? ( Учатся)
Дидактическая цель: Уточнить знания детей о школе, закрепить названия и назначение учебных принадлежностей; образовывать существительные множественного числа; продолжать учить составлять рассказ по картине.
Подготовила:
Калитвенцева Любовь Ивановна,
Дидактическая цель: Уточнить знания детей о школе, закрепить названия и назначение учебных принадлежностей; образовывать существительные множественного числа; продолжать учить составлять рассказ по картине.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите, письмецо!
Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко, пролетая, обронил?
Может, кто письмо, как мышку, на окошко заманил?
Ребята, давайте посмотрим, что это за письмо.
Воспитатель: Ребята здесь много загадок. Давайте их разгадаем.
1. Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретёт. (школа)
2. Грамоты не знаю, а весь век пишу. (ручка)
3. Новый дом несу в руке, дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, все ужасно важные. (портфель)
4. Линию прямую, ну-ка, Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука! Пригодится здесь. (линейка)
5. На коробку я похож, Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал? Ну, конечно, я . (пенал)
6. Склеите корабль, солдата, Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята, Разноцветная. (бумага).
7. Белый зайчик прыгает по черному полю. (мел)
8. Человечки сели в ряд, обо всем нам говорят. (буквы)
9. То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей – ка! (тетрадь)
10. Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь! солнце, реки, горы пляж. Что же это? (карандаш)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
Дети: Сегодня мы будем говорить о школьных принадлежностях.
Воспитатель: Мы поговорим о школе. Совсем скоро вы пойдете в первый класс. И сегодня я предлагаю вам поиграть в школу. Я буду учитель, а вы ученики. Садитесь за парты, начнем урок. Сели прямо. Красиво!
(стук в дверь)
Воспитатель: Кто-то к нам стучится, кто бы это мог быть?
(входит Незнайка)
Воспитатель: Ребята, кто это? (Незнайка)
Незнайка: Я приехал к вам из сказочной страны, чтобы вы мне рассказали про школу, а то я хочу пойти учиться, а что такое школа и что там нужно делать я и не знаю.
Воспитатель: Давайте расскажем Незнайке о школе, но чтобы ему было все понятно нужно отвечать полным предложением и тот, кто хочет сказать должен красиво поднять руку.
Воспитатель: Что такое школа?
Дети: Школа это место, где учатся дети.
Воспитатель: Как называют детей, которые учатся в школе?
Дети: Детей, которые учатся в школе, называют учениками или школьниками.
Воспитатель: Как называются книги, по которым учатся ученики?
Дети: Книги, по которым учатся ученики, называются учебники.
Воспитатель: Назовите профессию человека, который учит детей в школе?
Дети: Детей в школе учит учитель.
Незнайка: Теперь я кое-что знаю о школе. Значит, когда я пойду в школу, то стану учеником и мне нужны будут учебники. А вот у меня тут есть еще какие-то предметы и я не знаю что это и для чего нужно (достает карандаш, ручку, линейку, ластик, тетрадь, пенал, точилку)
Воспитатель: Ребята, подойдите сюда! Посмотрите и скажите, пожалуйста, что это за предметы?
Дети: Это - школьные принадлежности.
Воспитатель: Расскажите Незнайке, для чего нужен каждый из этих предметов.
Дети:- Это карандаш. Карандаш нужен для того, чтобы чертить и рисовать.
- Это ручка. Ручка нужна для того чтобы писать.
- Это линейка. Линейка нужна, чтобы чертить прямые линии.
- Это тетрадь. В тетрадях ученики пишут.
- Это ластик. Ластиком можно стереть неправильно начерченные линии.
- Это пенал. В пенале хранят ручки и карандаши.
- Это точилка. Она нужна для того, чтобы заточить карандаш, если он сломается.
Воспитатель: Ребята я буду называть вам один предмет, а вы называете его во множественном числе, добавляя слово много. Например: я говорю школа – вы говорите много школ.
Парта - много парт, школьник - много школьников, учебник - много учебников, ручка – много ручек, линейка - много линеек, портфель - много портфелей, карандаш - много карандашей, клей - много клея, тетрадь - много тетрадей, папка - много папок, ученик - много учеников, ученица - много учениц, учитель - много учителей.
Воспитатель: Очень хорошо! Теперь давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку. Незнайка вставай рядом с ребятами.
Физкультминутка
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Воспитатель: Кто изображен на картине?
Дети: На картине изображен учитель.
Воспитатель: Где работает учитель?
Дети: учитель работает в школе.
Воспитатель: Что делает учитель?
Дети: учитель учит детей.
Воспитатель: Что нужно учителю для работы?
Дети: Учителю для работы нужны: мел, доска, указка, тетради и учебники.
Воспитатель: Теперь Незнайка послушай рассказы наших детей об учителе.
Дети: На картине изображен учитель. Он работает в школе и учит детей писать и считать. Учитель стоит у доски и объясняет задание. Для работы учителю необходимы: мел, доска и указка.
Незнайка: Ребята, вы так много рассказали мне про школу, что мне еще больше захотелось в школу. Я прямо сейчас пойду и начну собираться.
Воспитатель: Подожди, Незнайка! Для того чтобы учиться в школе нужно соблюдать определенные правила. Та знаешь как нужно вести себя в школе? А наши дети уже выучили все правила и сейчас тебе их расскажут.
1. Для тебя я, друг, составил
Десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.
2. Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло.
Приказания не жди
В школу вовремя иди!
3. Прежде чем захлопнуть дверь,
Все ли взял с собой проверь.
В школе, классе не сори,
Сор увидел – подбери!
4. Будь в одежде аккуратен
Избегай и дыр и пятен.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
5. Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу
Подними спокойно руку.
6. На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Чтоб не встревожились врачи
На переменах не кричи.
Незнайка: Ой, как много правил, но я постараюсь их все выучить и своим друзьям расскажу. Спасибо, вам ребята, вы так много и хорошо рассказали мне о школе, теперь я побегу обратно в свою сказочную страну и расскажу друзьям все, что узнал у вас.
(Незнайка уходит)
Воспитатель: Ребята, Незнайка ушел к друзьям собираться в школу. И вы сегодня тоже занимались как настоящие ученики! И даже сами были учителями для Незнайки! Очень хорошо отвечали на вопросы полным предложением, поднимали руку, составили хорошие рассказы об учителе. Молодцы!
Цель занятия: развить интерес к обучению в школе и желание учиться на хорошие оценки.
- Уточнить знание детей о школе, закрепить название и назначение учебных принадлежностей. Закрепить умение детей отвечать на вопросы связно, полно и выразительно.
- Продолжать развитие умения детей образовывать существительные множественного числа, упражнять в составлении предложений по сюжетной картине и рассказа по картине. Активизировать в речи детей глаголы. Развивать словарный запас по данной теме.
Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат кубики с буквами, давайте назовём каждую букву. Если вы составите из этих букв слово, то узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
Воспитатель: Так о чём мы сегодня будем говорить? (О школе).
Воспитатель: А что такое школа? Какие школьные предметы преподают в школе? Чем отличается школа от детского сада?
Дети: У нас групповая комната, а в школе эта комната будет называться – класс. У нас – столы, а в школе – парты. В детском саду – воспитатель, а в школе – учитель. В детском саду – занятие, а в школе – урок. В детском саду оценки не ставят, а в школе – ставят.
Воспитатель: А какие самые хорошие оценки в школе? Каким должен быть ученик в школе?
Дети: 4 и 5; любознательным, прилежным, вежливым.
Воспитатель: Вы хотите сегодня, на один день очутиться в школе? Представьте, что вы ученики, а наша групповая комната – это класс, а я буду вашим учителем. Урок в школе начинается со звонка, прозвенел звонок – начинается урок.
Воспитатель: Прежде чем сесть за свои места, ученики приветствуют учителя, встаньте около своих стульчиков.
Дети встают около своих стульчиков.
Воспитатель: Здравствуйте, дети, садитесь.
Воспитатель: чтобы нам учиться в школе, нам будут нужны школьные принадлежности. Какие школьные принадлежности вы знаете?
Дети: (отвечают по цепочке) карандаш, пенал, точилка, линейка, закладка, ластик, глобус, тетради, учебники и т.д.
Воспитатель: К нам на урок пожаловали школьные принадлежности, послушайте, что они нам расскажут.
Выходят дети в руках у них школьные принадлежности.
Карандаш (1 ребёнок): сейчас школьные принадлежности расскажут о себе.
Я – малютка карандашик.
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет и растёт.
Карандаш – наоборот.
Пенал (2 ребёнок):
Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в темноте находится,
Но зато легко находится.
Точилка (3 ребёнок):
Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит!
Линейка (4 ребёнок):
Я – линейка, прямота –
Главная моя черта.
Закладка (5 ребёнок):
Я – красивая закладка.
Я нужна всем для порядка.
Зря страницы не листай,
Где закладка, там читай.
Ластик (6 ребёнок):
Я – ластик, я – резинка
Чумазенькая спинка,
Но совесть у меня чиста,
Помарку стёрла я с листа.
Воспитатель: Так давайте, дети, расскажем, для чего в школе нужен каждый предмет.
Дети перечисляют для чего нужны названные и дополнительные (дневник, портфель, тетради, учебники, глобус) предметы для школьных занятий.
Дети говорят, что изменилось.
Воспитатель показывает картинки или предметы.
Это – карандаш, а это … (карандаши).
Это – тетрадь, а это … (тетради).
Это – учебник, а это … (учебники).
Это – линейка, а это … (линейки).
Это – пенал, а это … (пеналы).
Это – рюкзак, а это … (рюкзаки).
Это – фломастер, а это … (фломастеры).
Это – альбом, а это … (альбомы).
В школу осенью пойду. (Дети шагают пальцами по столу).
Там друзей себе найду.
Научусь писать, читать, (загибают по одному пальцу на обеих руках).
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду! (Грозят указательным пальцем правой руки).
Но свой садик не забуду!
Дети выполняют задание, рассказывают, что они возьмут в школу, а какие предметы не нужны.
Воспитатель: А как называются в школе перерывы между уроками? (Перемены).
Воспитатель звонит в колокольчик.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру. Если я покажу цифру 3, то вы построите кружки из трёх человек, цифру 4 – из четырёх человек, два – из двух человек.
Звучит музыка. Воспитатель показывает цифры. Дети строят кружки в соответствии с показанными цифрами.
Воспитатель: Звонок! Продолжается урок. Дети, у вас на столах лежат картинки. Нужно составить по одному предложению к картинке и сразу составить схему к этому предложению.
На доске вывешивается картина. Воспитатель задаёт вопросы по картине.
– Как вы думаете, кто эти дети? (Ученики).
– Где они находятся? (В классе).
– Кто учит школьников? (Учитель).
– Как вы думаете, какой идёт урок? (Математика).
Воспитатель: Составьте небольшой рассказ по этой картине.
Трое детей рассказывают свои рассказы.
- Ученье – путь к уменью.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
Дети объясняют пословицы.
Воспитатель: Подведём итог. Давайте вспомним, о чём мы говорили на занятии.
Дети рассказывают, что они узнали на занятии.
Ребёнок читает стихотворение о школе:
Воспитатель: Сегодня вы все хорошо поработали и заработали вот такие пятёрки.
Воспитатель раздаёт детям пятёрки.
– Я желаю вам хорошо учиться в школе, быть прилежными, любознательными, внимательными учениками, чтобы вырасти настоящими людьми.
Читайте также:
- Конспект тренингового занятия направленного на командообразование и развитие лидерских качеств
- Дежурим с другом конспект урока по речевой практике
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины обж 9 класс конспект
- Конспект урока любовь в творчестве маяковского 9 класс
- Хохломская роспись конспект и презентация