Конспект занятия по развитию речи с использованием фольклора

Обновлено: 05.07.2024

Цель: приобщение детей к истокам народной культуры через устное народное творчество.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить с фольклорными произведениями (устным народным творчеством: потешки); вызвать радость общения с образным языком произведения.
Развивающие: развивать любознательность; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Развивать речь, внимание, мелкую моторику рук;
Воспитательные: воспитать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, расширять представления о добре, правде, красоте. Окружить детей теплотой добрых чувств.

Оценить 5479 0

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора.

Подготовила и провела

Воспитатель Петрова А.Е.

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора.

Цель: приобщение детей к истокам народной культуры через устное народное творчество.

Образовательные:продолжатьзнакомить с фольклорными произведениями (устным народным творчеством: потешки); вызвать радость общения с образным языком произведения.

Развивающие:развивать любознательность; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Развивать речь, внимание, мелкую моторику рук;

Воспитательные:воспитать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, расширять представления о добре, правде, красоте. Окружить детей теплотой добрых чувств.

Предварительная работа:

Приёмы и методы:

•Словесные: вопросы, рассказ педагога, потешки, индивидуальные и хоровые ответы детей. Напоминание, наблюдение, поощрение, повторение, обобщение.

•Наглядные: элементы русской избы, утварь и предметы обихода, печь, самовар, сундук, тряпочные игрушки, половик.

Образовательные технологии:

2. Личностно- ориентированная технология

3. Игровая технология

4. Технология развивающего обучения

Оборудование и материалы для занятия в детском саду:

группа оформлена в стиле русской избы: изба, расписной сундук, печка, лавочка, стол, самовар

мягкие игрушки: петушок и котик

Ход занятия в детском саду:

1. Организационный момент.

Дружно встанем мы в кружок

Ты дружок и я дружок

Вместе за руки возьмёмся

и друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

А на чём можно ездить?

Дети: на машине, на самолёте, на поезде и т. д.

Воспитатель: поедем мы с вами сегодня на лошадке. Я приглашаю вас в гости в русскую избу.

Я поеду первая, а вы за мной.

(проговариваем вместе с детьми)

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке,

На одной ножке,

По кочкам, по кочкам.

Цок - цок-цок. Приехали

Воспитатель:

Вот мы с вами приехали в гости, в русскую избу. Проходите, рассаживайтесь. Посмотрите , как хорошо в избе, уютно, тепло. Что есть в избе?

Дети: Печка русская, лавочка, сундук…

Воспитатель:

Стол, а на столе стоит самовар. Добра всякого видимо невидимо.

2. Основная часть

Воспитатель:

Посмотрите ребята это - сундук расписной, но мне не открыть его одной.

Давайте вместе откроем сундучок. Вы поможете мне? (да)

Пальчиковая гимнастика.

На двери висит замок.

(Пальцы рук сцеплены в замочек)

Кто его открыть бы мог?

Покрутили, постучали, потянули

Воспитатель: Какие вы молодцы, дружно открыли замок. Что же там я погляжу, да ребяткам покажу (достаю клубок ниток). Ребята отгадайте загадку:

Что за зверь со мной играет?

Нападает на клубки,

Прячет в лапках коготки.

Дети: котик.

Воспитатель: Да, это котик, вот он лежит на печке. И его любимая игрушка клубочек ниток. Котик любит слушать потешки, да песенки про себя. А вы знаете потешки про кота? (дети читают потешки)

Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.

Кот на печку пошёл,

Горшок каши нашёл.

На печи калачи,

Как огонь горячи.

Пряники пекутся

Коту в лапки не даются.

Воспитатель: котику очень понравились про него потешки, он вам спасибо промурлыкал.

Дети: Мур - мур- мур.

Воспитатель: молодцы никого котик не поймал. Давайте отпустим котика отдыхать на печку.

- В сундучок я загляну,

Что же там я погляжу.

Да ребятам покажу.

(достаю игрушку петушка)

Воспитатель: Какой красивый у нас петушок. Давайте назовём что есть у петушка?

Дети: голова, гребешок, бородушка, хвост, крылья, ноги.

Воспитатель: Давайте нашего петушка похвалим, расскажем про него потешки:

Петя, Петя –петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаёшь?

Что ты громко поёшь?

Детям спать не даёшь.

Петушок, петушок,

Расчеши мне гребешок

Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.

Воспитатель: петушку очень понравились ваши потешки, и он прокричал ку-ка-ре-ку. А давайте мы поиграем с петушком. Ребёнку надевают шапочку петушка:

Трух-трух-трух

Ходит по двору петух

Сам со шпорами

Хвост узорами

Под окном стоит

На весь двор кричит

Кто услышит

Воспитатель: Давайте в сундучок я загляну. Что же там я погляжу:

Качи- качи, качи.

глянь баранки калачи.

С пылу, с жару из печи.

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи.

Подхватили калачи

Нам остались БАРА-НОЧ-КИ.

Воспитатель:

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. А на чем мы будем возвращаться?

Дети: На лошадке.Все вместе читаем потешку:

Еду, еду на лошадке.

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке,

По кочкам, по кочкам.

ЦОК-ЦОК-ЦОК. Приехали.

Где вы были в гостях? (в русской избе)

Вам понравилась русская изба? (Да)

Где прячутся секреты? (в сундуке)

Про каких животных мы рассказывали потешки? (про петушка, котика)

Воспитатель: Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и еще раз подарим им нашу улыбку… Вас я угощаю баранками.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Сейчас дети очень не внимательны, часто переходя дорогу не отрываются от телефона, что может повлечь. Подробнее.

Спасибо за интересный материал, который пригодиться для расширения кругозора всех спортсменов. Есть . Подробнее.

Благодарю за предложенный сценарий мероприятия. Много полезной информации. Обязательно воспользуюсь . Подробнее.

Хореография является видом искусства, материалом которого служат движения и позы человеческого тела. Подробнее.

Спасибо за представленный материал, интересный подход к пению. У меня имеется подобная консультация. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

- Составление описательного рассказа о посуде: хохломской, гжельской росписи ( по мнемотаблице ) по цепочке.

Коррекционно - развивающие задачи :

- Развивать речевую активность детей: диалогическую и монологическую речь.

--Продолжать учить отвечать полными ответами.

- Развивать познавательную активность, любознательность и творчество;

- Продолжать развивать зрительное восприятие, внимание, мышление;

- Совершенствовать общую и мелкую моторику, продолжительность выдоха;

Коррекционно - воспитательные задачи :

- Воспитывать познавательную активность к русскому народному фольклору;

- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, народным играм и хороводам, традициям, обычаям гостеприимства;

- Воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества.

Здоровьесберегающие технологии: применение – пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, физминутки - народная игра.

Активизация и обогащение словаря:

- Предметы быта: русская изба, горница, русская печь, горшки, чугунки, ухват, самовар, прялка, сундук;

-Русские народные костюмы: женский – сарафан, рубаха, кокошник, ленты; мужской : рубаха-косоворотка, кушак, штыны- порты, лапти;

-Росписи посуды: хохлома, гжель – завитки, ягодки, усики…..;

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы:

- Раздаточный материал : разрезные картинки с изображением посуды; угощение – пирог.

1. Учить детей отгадывать загадки, читать выразительно наизусть потешки и заклички, петь народные песенки, играть в народные игры, передавать диалог.

2. Закреплять умение выдерживать нужную интонацию при рассказывании наизусть, силу голоса, четко и внятно произносить слова и звуки.

3. Учить подбирать слова- определения, слова, обозначающие действие, придумывать имя котику, фантазировать.

Развивающие :

1. Развивать связную, образную речь, умение строить предложения, размышлять, понимать юмор.

2. Ввести в активный словарь детей слова: выблесни, жито, серпочки.

3. Развивать память, сообразительность, дикцию, активность.

1. Воспитывать у детей любовь к русскому народному фольклору, к родному языку.

2. Воспитывать любознательность, умение раскованно держать себя в любых обстоятельствах, уверенно читать стихи, петь, играть.

3. Воспитывать у детей желание, потребность и умение использовать фольклор в жизни.

Материал к занятию :

Игрушка-кот, колыбелька, костюм кота для ребенка, солнышко на палочке, тесто, доски, стеки, шапочки-головки мышей по количеству детей.

Ход занятия.

Где-то раздается мяуканье.

Ребята, слышите? Кто-то кричит, наверное, кто-то пришел к нам в гости. Может это мышки?

Возраст

Основная образовательная область

Интегрированные образовательные области

познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие

Форма проведения

совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей

Цель

закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества; активизировать речь детей

Программные задачи

Воспитательные

-воспитывать у детей желание преодолевать препятствия, чтобы достичь цели;
-воспитывать интерес к культурному наследию народа

Развивающие

-развивать устную речь, активировать словарь детей по теме;
-развивать познавательную активность детей

Образовательные

-закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества;
-учить передавать аппликативным способом эмоциональное состояние – радость

Предполагаемый результат:

-развитие у воспитанников познавательного интереса к совместной деятельности;
-расширение и активизация словарного запаса;
-умение детей действовать самостоятельно

Словарная работа:

Предварительная работа

Методические приемы

-проблемные и поисковые ситуации
-вопросы
-сюрпризный момент
-беседа

Оборудование и материалы

видеопроектор, ноутбук
сюжетно-ролевые игрушки (домашние животные), волшебная коробка (для клада)

Ход образовательной деятельности

Дети вместе с воспитателем входят в зал.

Вместе:

Воспитатель:

Как у нас уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
(Раздаётся стук в дверь, вносят письмо)

Воспитатель: (удивленно) Какое загадочное письмо. Кто же его прислал? Прочитаем?

(Ребенок открывает конверт и достает письмо)

Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите сюрпризы и поэтому для вас приготовил и спрятал клад. Предлагаю вам по следам фольклора дойти до клада. Но клад найти не просто. Вам надо пройти испытания, в помощь вам отправляю карту.

Воспитатель: Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор.

Дети: потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки…

Воспитатель: А кто их сочинял?

Дети: Народ!

Воспитатель: Ребята, давайте начнем наш путь. Смотрите, на карте есть подсказки. Давайте все вместе найдем первую подсказку?

Дети: Первая подсказка - сумка.

Воспитатель: Кажется, я догадалась. Нам надо найти сумку. Это не простая сумка. Ребята, внутри сумки что-то должно быть. (Достают конверт с заданием)

Воспитатель: Ребята, слушайте первое задание дедушки Фольклора:
«Дорогие ребята, отгадайте мои загадки:

(дети отгадывают загадки и находят игрушки, которые загаданы в загадках)

Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)

Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа - пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок - вертлявый. (Свинья)

Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее – … (Корова)

Воспитатель: Ребята, вы все загадки отгадали и нашли животных. Как их можно назвать по-другому, одним словом?

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Почему их называют домашними животными?

Воспитатель: Посмотрим на карту и найдем вторую подсказку.

Дети: Вторая подсказка – корзина.

Ребята, скажите, почему скороговорки назвали скороговорками? (Ответы детей)

Давайте встанем в круг. И проговорим скороговорки.

(Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение)

  1. Мама мыла Милу мылом.
    Мила мыла не любила.
  1. Белые бараны били в барабаны.
  2. На дворе трава,
    На траве дрова.
  3. У киски в миске сливки скисли.
  4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Воспитатель. Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.

Идем дальше, где наша карта Что нас ждет впереди?

Дети: Теремок.
(Дети находят теремок, письмо за теремком)

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там 3 стула и 3 чашки
3 кровати, 3 подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)

У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси лебеди)

Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Яблоня)

Воспитатель. Ребята, посмотрите почему-то яблоня грустная. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы Яблонька не грустила?

Воспитатель: Можно сделать яблоки своими руками из бумаги и приклеить их на Яблоньку.

Воспитатель: Поднимем настроение Яблоньке?

Дети: Да.

Воспитатель: Какую форму и цвет имеют яблоки?

Дети: Яблоки имеют круглую, овальную форму. Цветом могут быть красными, жёлтыми, розовыми, зелёными.

Воспитатель: Как будет яблоко по татарски?

Дети: Алма.

Воспитатель: Алма нинди?

Дети: Алма кызыл, түгәрәк, тәмле.

Воспитатель: А у нас на столах лежат квадратные и прямоугольные листы бумаги. Давайте из них вырежем яблоки и листочки и приклеим на яблоню. А мы уже знаем, как это делается. Занимайте места за столами и приступайте к работе. (Воспитатель помогает)

У кого готовы яблоки и листочки намазывайте клеем и идемте приклеивать к яблоне.

(Дети отрезают углы у квадратов и приклеивают их на Яблоню.)

Воспитатель: Какие получились яблоки?

Дети: Красивые, ароматные, привлекательные. Очень хочется их съесть.

Воспитатель: Посмотрите, как повеселело наша яблоня. Ребята, вы отлично справились с заданием!

Воспитатель: Продолжаем путь. Что у нас на карте?

Дети: На карте цветы.

(Дети находят на полу цветочки)

Воспитатель: В какую игру мы с вами сегодня поиграем?

Воспитатель: Вспоминаем правила игры: все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Водящего выбираем считалкой.

Дети парами встают друг за другом…

Ход игры

Играющие говорят хором:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!

Воспитатель: Идем дальше. Следующая подсказка – книга.

(читает письмо) Здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Нет друга-ищи, а нашел-… (береги).
Труд человека кормит, а лень… (портит).
Любовь и труд счастье… (дают).
Без труда не придет на стол… (еда).
Старый друг… ( лучше новых двух)
Кончил дело… (гуляй смело).

Воспитатель. Хорошую игру нам предложил дедушка Фольклор. Вы справились заданием. Молодцы!

Продолжаем путь. Что у нас на карте? (Доска)

На доске спрятаны картинки(солнышко, водичка, божья коровка, кот), по очереди открываем и вспоминаем потешки. (Ребенок берет картинку)

Воспитатель: Что вы видите на картинке?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Дедушка Фольклор хочет, чтобы мы рассказали потешку о солнышке. Кто знает потешку о солнышке?

Дети по желанию рассказывают.

Воспитатель: Молодцы! Продолжаем путь. Ребята, посмотрите на карте последняя подсказка. Что это?

Дети: Шкаф.

Воспитатель: Это не простой шкаф. Давайте посмотрим, что за чудеса нас ждут?

Дети открывают шкаф, находят клад-коробку. В коробке письмо от дедушки Фольклора.

На экране появляются Дедушка Фольклор и Бабушка-Загадушка.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады нашей встрече. Вы отлично справились с нашими заданиями.

Закончились испытания –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!

Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора, бабушку Загадушку.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше испытание к концу. Мне так понравилось искать вместе с вами клад. А вам, ребята, понравилось?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Разучить с детьми новую потешку, развивать речь, память, мышление.

Оборудование: Кукла в летней и зимней одежде, домик, снег,

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы идем с вами на зимнюю прогулку. На улице очень холодно, идет снег, дует холодный ветер, поэтому прежде чем идти гулять, нужно одеться.

Наденем на ножки.

(наклоняются, указывают на ноги)

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

На руки рукавички,

(поднимают руки вверх)

Шубки и пальтишки.

Воспитатель приглашает детей пройти дальше в группу, где оформлен зимний пейзаж (картина о зиме), заснеженный домик.

Беседа по картине

Воспитатель: какое время года на улице, как вы догадались? что лежит на крышах домов, чем укрыта земля, кто нарисовал узоры на окнах.

(ответ детей – снег)

Воспитатель: спрашивает: какой снег? снег белый, пушистый, холодный.

Воспитатель: обращает внимание на домик, предлагает узнать, кто в нем живет.

Воспитатель рассаживает детей на стульчики, стучит в дверь и достает из домика куклу в летнем сарафане.

Рассказывает, что это кукла Катя, она хочет погулять на улице, но она не умеет одеваться.

Воспитатель предлагает детям научить ее.

Выходит ребенок, берет штанишки, называет, что это и надевает на куклу.

Следующий берет шубку, называет и надевает на куклу, следующий шапку, сапожки и т.д.

Воспитатель: Катя теперь знает, как правильно одеваться на прогулку зимой. Обратите внимание, какая Катенька нарядная, какая у нее красивая шубка.

А теперь послушайте потешку про Катю.

Наша Катя маленькая,

На ней шубка маленькая,

Воспитатель: задает вопросы по содержанию: какая Катя, во что она одета, какая у нее шубка (аленькая, это значит красивая), опушка у нее бобровая (показывает мех по краю шубки).

Воспитатель: рассказывает потешку еще раз, потом просит рассказать кого-нибудь из детей. Повторное чтение потешки.

Читайте также: