Конспект занятия по развитию речи с детьми 2 3 лет на тему сказки
Обновлено: 06.07.2024
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Цель: формирование умения воспроизводить текст знакомых детям сказок.
Задачи:
- Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными.
- Обогащать словарь детей словами народной лексики (мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок), добиваться правильного и четкого произношения слов.
- Активизировать речь детей во время отгадывания загадок, рассматривания иллюстраций к сказкам, картинок с изображением героев сказок.
- Активизировать в речи детей пространственные предлоги.
- Развивать желание импровизировать сюжеты знакомых детям сказок, используя средства выразительности: мимику, жесты, движения.
- Развивать связную речь детей, интонационную выразительность, силу голоса, зрительное и слуховое внимание.
- Развивать эстетическое восприятие художественных образов и эмоциональное отношение к ним;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, умение сопереживать героям, приходить на помощь.
- Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам; желание слушать сказки.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.
Методы и приемы.
- Игровые: создание воображаемой ситуации, игра-драматизация.
- Словесные: беседа, художественное слово, рассказ педагога и детей.
- Наглядные: демонстрация иллюстраций, рассматривание.
- Практические: пальчиковая гимнастика.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Планируемый результат: У детей формируется умение рассказывать сказки, активизируется речь в процессе рассматривания иллюстраций и отгадывания загадок, обогатится словарь словами народной лексики.
Ход ООД
I. Организационная часть
Дети входят в группу и становятся полукругом.
Воспитатель. Ребята, давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг.
Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу (опустить руки, подуть на ладони).
Воспитатель. Сегодня у нас с вами необычный день, а сказочный.
Воспитатель: - Скажите, а вы любите сказки?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Много сказок есть на свете, сказки эти любят дети.
Сказка, сказка приходи, будут рады малыши,
Тише, дети, не шумите, нашу сказку не спугните
Здесь бывают чудеса, сказка спряталась пока.
II. Основная часть
Воспитатель:
- По дорожке дети шли, шарик сказочный нашли.
Шарик то не простой, он волшебный вот какой.
Интересно, чей это шарик? (рассматривают)
Дети: - Да.
Воспитатель: - Но, чтобы нам не заблудится Фея передала волшебный клубочек, он будет показывать дорогу в страну сказок.
Воспитатель: - Все готовы к путешествию?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, дорожка то наша заколдована. Чтобы по ней пройти и попасть в страну сказок давайте пройдем по дорожке и угадаем что там спрятано.
(Дети идут по дорожки и называют геометрические фигуры, их цвет).
Воспитатель: - Ой, посмотрите, там за елкой на опушке, чья-то спряталась избушка.
Не велик собою дом, но зато вместителен,
Уместиться можно в нём, самым разным жителям,
Не висит на нём замок, этот домик…
Дети – Теремок.
Воспитатель: - Давайте вспомним, какие звери жили в теремке.
Кто первым нашел домик-теремок?
Дети: - Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок-серый бочек.
Воспитатель: - А кто не поместился в теремок и сломал его?
Дети: - Медведь.
Давайте мы с вами поможем построить новый теремок и расселим зверей в нем так, чтобы всех хватило в нем места.
Тук-тук-постук, раздается где-то стук
Молоточки стучат, строят домик для зверят.
Вот с такою крышею, вот с такими стенами,
Вот с такими окнами, вот с такою дверью.
На двери весит замок, кто его открыть бы мог?
Повертели, покрутили, постучали и - открыли.
Воспитатель: - Молодцы, помогли зверятам построить новый теремок.
Воспитатель: - Ребята, в какой сказке вы побывали?
Воспитатель: - Ну что ж, нам пора отправляться дальше в путь. По дороге долго шли на пеньке конверт нашли. Давайте посмотрим, что в конверте.
Было яйцо у нас золотое
А осталось лукошко пустое,
Плачет баба, плачет дед,
Но утешает их кто?
Дети. – Курочка-ряба.
Воспитатель: - А теперь, ребятки, давайте расскажем сказку про Курочку Рябу и вернем ее героев в сказку.
А поможет нам вот такая табличка.
(Дети по мнемотаблице рассказывают сказку "Курочка Ряба").
Воспитатель: - Ребята, в какой сказке вы побывали.
Дети: - Курочка ряба.
А нам нужно продолжать свой путь, нас еще ждут другие сказочные герои.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а это что? Это сундучок. А сундучок-то не простой, он волшебный – вот какой, очень хочется всем нам, посмотреть, ну что же там? Чтобы открыть его, давайте с вами разгадаем загадку.
Воспитатель:
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке…
Воспитатель: - Кто покатился по дорожке?
Дети: - Колобок.
Воспитатель: - Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали загадку.
Воспитатель: - Кто испек Колобка?
Дети: - Бабушка.
Воспитатель: - Кого встретил Колобок в лесу?
Дети: - зайца, волка, медведя, лису.
Воспитатель: - От кого ушел Колобок?
Дети: - от зайца, от волка, от медведя.
Воспитатель: - Кто съел Колобка?
Дети: - Лиса.
Воспитатель: - Давайте вспомним песенку, которую пел Колобок.
Колобок, Колобок, теплый и румяный! (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок! (прыжки на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
То с бельчонком подружился! (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
И попал ко мне в ладошки! (хлопок в ладоши)
Воспитатель:
Вправо влево повернись,
В новой сказке очутись.
Воспитатель: - По дорожке мы пошли, корзиночку нашли, а здесь записка, давайте посмотрим, что там.
Жили-были дед, да баба
Мурка кот, собака Жучка,
И непоседа внучка,
Был у них огород,
Что там только не растёт!
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок,
Бросил в землю крепко, что же это?
Дети: - Репка.
Воспитатель:
Воспитатель: - Что же случилось с героями сказки? Они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Давайте им поможем.
Воспитатель: - Ребята поможем героям из сказки?Проиграть сюжет сказки с детьми!
Дети: - Да.
Воспитатель: - Кто посадил репку?
Дети: - Дед.
Воспитатель: - Кого позвал дед?
Дети: - Бабку.
Воспитатель: - Кого позвала бабка?
Дети: - Внучку.
Воспитатель: - Кого позвала внучка?
Дети: Жучку.
Воспитатель: - Кого позвала Жучка?
Дети: - Кошку.
Воспитатель: - Кого позвала кошка?
Дети: - Мышку.
Воспитатель: - Молодцы, всех расставили на свои места. - Ребята, сказочная фея говорит вам спасибо за вашу помощь, она вам приготовила раскраски с героями сказок.
Воспитатель: - Ребята, чему учат нас сказки?
Дети: - Быть добрыми, храбрыми.
Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
Побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений.
Уметь узнавать сказку по заданию.
Развивать связную речь, воображение, фантазию, мышление.
Развивать координацию, умение соотносить речь с движением.
Формировать пространственно-образное мышление.
Воспитывать познавательный интерес;
Любовь к устному народному творчеству.
Создать атмосферу радостного настроения.
Художественное слово (загадки, стихи, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка, самостоятельная деятельность детей).
Звучит негромкая музыка, пение птицы – синицы.
Будем пальчики считать, (Дети поочередно загибают пальчики.)
Будем сказки называть
Колобок – румяный бок.
Три медведя, Волк – Лиса.
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад. (На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте отправимся в путешествие по сказкам.
В чудо сказку – вы и я.
Воспитатель: Вокруг нас и там и тут сказки разные живут.
- Я картинку покажу, но что за сказка не скажу!
А вы не медлите с ответом-
Называйте сказку эту!
Давайте полетим за синичкой искать, где она спрятала загадки.
(Воспитатель с детьми находит первую картинку и загадывает загадку, а дети называют сказку, воспитатель показывает картинку).
- На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился .
Ребята, давайте вспомним, что случилось с колобком. (Он убежал от бабушки и дедушки)
А кого первым повстречал колобок на лесной тропинке? (зайчика)
Зайчик зимой белый, что бы его лиса и волк на снегу не заметили, а еще он любит путать свои следы, чтобы его не нашли.
Ребята, давайте поможем зайке и нарисуем следы на снегу (рисование на манке). Давай те отряхнем ручки и попрыгаем как зайки.
Скачет между травкой быстроногий зайчик,
Сбил своими лапками белый одуванчик.
Полетели высоко белые пушинки,
Скачет зайчик далеко по лесной тропинке.
Воспитатель: Давайте полетим за птичкой искать следующую загадку.
- Мышка по полю пошла,
Мышка дом себе нашла:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов
Вот какая мышка нашла себе домик. Ребята, а кто еще поселимся в теремке у мышки (ответы). Посмотрите у меня есть картинка с мышкой. Давайте, рассмотрим какая она. Рассмотреть иллюстрацию мышь. Педагог задает вопросы детям: Какая мышка? Какой хвост (ответы), какого цвета? А как мышка пищит? (Пи-пи-пи) .
А давайте поиграем в игру-загадку:
Мышка быстренько бежала (бег на месте),
Мышка хвостиком виляла (имитация движения),
Ребята, из какой это сказки? (Курочка ряба)
Вот какие молодцы!
Полетели ребята искать следующую картинку.
Послушайте следующую загадку про сказки:
- Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя) Вот какие молодцы, быстро отгадали.
Воспитатель. В круг вставайте дружно, в сказку поиграть нам нужно!
Три медведя шли домой
Папа был большой, большой
Мама, чуть поменьше ростом
А сынок – малютка просто
Маленький он был
С погремушками ходил.
Все загадки разгадали. Молодцы!
Полетели дальше, отдохнем на стульчиках.
Что неправильно нарисовал художник? (Ответы детей).
Воспитатель: Какие вы молодцы, разгадали все загадки птички-синички. Ребята, за то, что вы разгадали все загадки, птичка синичка принесла нам игрушки-султанчики. Пойдем на улицу гулять и посмотрим, как ветерок будет играть с нашими султанчикам и.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлое нарушение речи) по образовательной области "Речевое развитие" "Путешествие в сказку "Маша и медведь"
Непрерывная образовательная деятельность для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья ( тяжёлое нарушение речи) "Путешествие в сказку Маша и медведь" Образовательная облас.
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) по образовательной области "Познавательное развитие" " В гостях у сказки"
Викторина по русским народным сказкам.
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) по образовательной области "Познавательное развитие" "Эти чудесные, дивные сказки"
Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста.
В ходе НОД дети знакомятся с геометрической фигурой- прямоугольник, учатся различать прямоугольник и квадрат. Также у них формируется умение соотносить количество предметов с числом совершенствуются н.
В ходе НОД дети знакомятся с геометрической фигурой - прямоугольник. Учатся различать прямоугольник и квадрат. Кроме этого у детей совершенствуются навыки счёта в пределах 5, закрепляется умение ориен.
Образовательные области: позновательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое разитие, речевое развитие.
Воспитатель: Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Дед бил- бил - не разбил
Баба била - била - не разбила
(бьют яйцо по очереди, баба кладет его на край стола)
(Выбегает мышка)
Воспитатель: Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. (Мышка бежит, задевает яйцо, оно падает)
Дед плачет, Баба плачет (плачут, вытирают слезы) А курочка им кудахчет: (говорит ребенок - курочка)
Дед и баба встают и зовут цыплят: Цып - цып - цып! Дети - цыплята вместе с курочкой бегут к деду с бабой.
Заключение.
Воспитатель: Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!
А курочка приготовила вам сюрприз (показывает корзину с угощением, раздает угощения детям).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Рисунки А. П. Голованова, Т. А. Панкевич, И. С.Авдеевой, И. И. Бураковой, И. Г. Лебедевой
М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина
Б82 Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет.—СПб.: Паритет, 2006.—80 с. + цв. вкл.
По каждой сказке составлены три занятия: слушаем, рассказываем и показываем сказку. Каждое занятие имеет свои цели (воспитательные, обучающие, развивающие). Занятия усложняются постепенно, сопровождаются иллюстрациями и образцами пособий. В Приложении приведены карточки для глобального чтения. Задания, игры, упражнения содержат основные разделы дошкольного обучения.
Методическое пособие адресовано воспитателям и логопедам детских дошкольных учреждений. Многие занятия могут провести и родители, стремящиеся к всестороннему развитию своих малышей.
© М. Г. Борисенко, 2006 © Н. А. Лукина, 2006
Почему именно сказки?
Сказка замечательна и тем, что в ней подробно излагается зримая и конкретная схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению.
Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной. Предложенный материал комплексных занятий позволяет поиграть в сказку.
Задания сопровождаются не только предметными картинками, но и сюжетными, на цветной вклейке помещены изображения персонажей сказок для вы-
1 Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В. В.Гербовой, Т. С.Комаровой. М., 2004.
резания и обыгрывания, а также сюжетная картинка ко всем сказкам, на которую этих персонажей можно накладывать или выставлять. Приведены образцы пособий для работы с детьми. В Приложении даны карточки для глобального чтения по всем сказкам, которые следует вырезать до занятия.
По каждой сказке мы предлагаем три занятия. Каждое занятие имеет свои цели (воспитательные, обучающие, развивающие). От занятия к занятию задания усложняются. Одну и ту же игру мы рекомендуем проводить несколько раз (три занятия — следовательно, три раза — при условии выполнения ребенком задания), но (обратите внимание!) каждая из игр содержит элемент новизны с постепенным усложнением материала. Например, каждое первое занятие включает в себя: знакомство со сказкой, развитие грамматической стороны речи, зрительного внимания, общей моторики.
В занятия включена методика глобального чтения. Что это такое?
Почему мы предлагаем эту методику?
По мнению современных ученых малыш, получающий дополнительную информацию в виде графических образов-слов, начинает быстрее развиваться, т. к. он быстрее анализирует воспринимаемую информацию, перерабатывая и хорошо усваивая значительно больший объем информации. Мы рекомендуем не останавливаться на наших играх, т. к. это только часть методики глобального чтения. Рекомендуемая система занятий позволит вам выбрать занятие такого уровня сложности, чтобы оно было посильно, интересно и увлекательно для каждого ребенка. Если ваш ребенок не выполняет то или иное задание, то его необходимо повторить на следующем занятии. Если ребенок моторно недостаточно ловок, включите этот элемент в следующее занятие.
Работа по сказкам начинается с уровня, подходящего для малыша 2-3 лет или ребенка более старшего возраста, имеющего проблемы в речевом или интеллектуальном развитии.
Почему мы так сделали?
Ребенок данного возраста усваивает знания при условии многократного повторения, поэтому желательно проводить одну и ту же игру несколько раз. В то же время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устает. Поэтому игры расположены именно в такой последовательности.
Вы можете проявить творчество и придумать сами виды усложнений, которые будут интересны для вашего ребенка и соответствуют возможностям именно вашего малыша.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Наша цель — стремиться к появлению действий с предметами-заместителями.
Деятельность ребенка приобретает характер предметной. Он постоянно обследует предметы, исследует их свойства. Результатом производимых ребенком экспериментов являются его первые умозаключения. Малыш совершенствуется в способах выполнения заданий. Наша задача — помочь ему перейти от метода проб и ошибок к способу примеривания и зрительного соотнесения.
Одной из важнейших особенностей развития ребенка третьего года является развитие речи. Он начинает понимать смысл ваших высказываний. Речь теперь является для него регулятором поведения. Формирование активной речи ребенка предполагает овладение им лексико-грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. Расширение словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы (имена существительные), действия (глаголы), признаки (имена прилагательные). При этом необходимо учитывать, что хотя в пассивной (понимаемой) речи ребенка существительных значительно больше, чем глаголов, в активной речи они реже употребляются, чем глаголы. В употреблении глаголов ребенок допускает аграмматизмы, которые считаются возрастными. Прилагательные появляются позже, чем другие части речи. С развитием речи начинает развиваться мышление. Это особенно важно, т.к. обобщенное значение приобретают слова, обозначающие цвет, форму, величину, барические качества (легкий, тяжелый), вкус, оценку действий (хороший, плохой, чистый, грязный, пустой, полный). В два с половиной года в речи ребенка начинают появляться предлоги (в, на, за, под). Ребенок начинает использовать падежные формы. Поэтому каждое из предлагаемых занятий обязательно включает упражнение на развитие грамматической стороны речи.
Ребенок воспринимает предмет целиком: его название, признаки, возможность произведения действий. Поэтому восприятие предмета должно сопровождаться не только называнием, а связным повествованием и употреблением данного слова в различных вариантах и связях с другими словами. Обучая договаривать слова, мы тем самым формируем умение ребенка правильно употреблять падежную форму слов, например:
«Ок, ок, ок, у меня . (колобок).
Ка, ка, ка, нет уже . (колобка).
Наша цель — постепенный перевод ребенка от понимания свойств предметов к их словесному обозначению.
Нервная система малыша еще не очень стабильна, он быстро возбуждается и долго не может успокоиться. Поэтому подвижные игры лучше проводить в конце занятия.
Занимаясь с ребенком, чутко прислушивайтесь к его настроению — никогда не настаивайте на продолжении игры, если малыш устал, не в настроении или если игра ему не нравится.
Учитывайте способности и возможности именно вашего ребенка!
Игра-занятие может длиться до 20 минут. Но основной критерий при определении времени проведения игры — заинтересованность вашего малыша и его положительный эмоциональный настрой, созданный вами до и во время занятия. Ребенка этого возраста привлекает только то, что ему нравится, т.к. его внимание непроизвольное. Ребенка интересует только то, что представляется ему наиболее значимым.
Приступайте к занятиям только тогда, когда ребенок ничем не занят. Постарайтесь расположить к себе малыша прежде, чем начнете игру, настройте его на игру. Проводите игру на повышенном эмоциональном фоне. Настройтесь на веселый и сказочный лад: пусть мышка пищит, а медведь говорит басом. Рассказывайте выразительно, не торопитесь. Ваша речь должна быть образцом для подражания.
Мы надеемся, что разработанные нами игры помогут развитию у вашего ребенка правильной речи, лексики, логики, мышления и кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!
Курочка Ряба
Жили себе дед да баба, И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: Яичко не простое, Золотое.
Дед бил, бил — Не разбил; Баба била, била — Не разбила.
Мышка бежала, Хвостиком махнула — Яичко упало И разбилось.
Дед и баба плачут;
— Не плачь, дед, не плачь, баба.
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое — простое.
Цели занятия
Обучающие — совершенствовать общую моторику; расширять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (дед, баба, мышка, яйцо), прилагательных (простое, золотое) и глаголов (бил, не разбил, упало, разбилось, плачет, кудахчет); совершенствовать мелкую моторику — формировать пинцет-ный захват; развивать дыхание — формировать длительный и целенаправленный выдох.
— фигурки — персонажи сказки из настольного кукольного театра;
— карточки с изображенными героями сказки — дед, баба, курочка Ряба, мышка, яйцо простое, яйцо золотое (см. вклейку, рис. 1, 2, 5-7, 17);
— две карточки с точками (или кружочками): на первой—одна точка, на второй — много точек;
— две мисочки: одна с фасолью, другая с горохом;
— миска-кормушка для курочки;
Ход занятия
Поставьте на стол ширму и предложите детям внимательно слушать сказку.
3. Запомни и расскажи. Выложите на столе перед детьми цветные картинки с изображением персонажей сказки. Задайте вопросы по содержанию сказки и предложите выбрать персонаж, необходимый для ответа.
У кого жила курочка Ряба? (Курочка жила у деда и бабы.) Что снесла курочка Ряба? (Курочка Ряба снесла яичко.)
Какое яичко снесла курочка? (Курочка снесла не простое яичко, а золотое.) Что делал дед? (Дед бил, бил, но не разбил яйцо.) Г11 Что делала баба? (Баба била, била, но не разбила яйцо.) Кто же разбил яйцо? (Мышка разбила яйцо.)
Как мышка разбила яйцо? (Мышка хвостиком задела, яйцо упало и разбилось.)
Если задание вызывает у детей затруднение, выставляйте одновременно с картинками персонажей настольного театра и произносите их название сопряженно с ребенком. Если речь ребенка развита еще недостаточно, предложите ему просто показывать те картинки, на которых изображены названные вами герои сказки.
Если ребенок легко справился с предложенным заданием, предложите ему аналогично подобрать карточки к другим героям сказки — курочке и мышке.
5. Развитие мелкой моторики. Предложите детям вспомнить и рассказать о том, что любит есть курочка (фасоль, горох, зернышки, червячков).
Предложите покормить курочку. Поставьте перед каждым ребенком мисочку с фасолью, горохом или вырезанными из бумаги червячками. Спросите каждого ребенка, чем он хочет покормить курочку. Предложите сложить угощения для курочки в миску-кормушку.
Покажите, как можно перекладывать угощение — брать указательным и большим пальцами ведущей руки по одной фасолине и перекладывать угощение из мисочки в кормушку. Покажите ребенку способ пинцетного захвата.
Если у ребенка недостаточно хорошо развита мелкая моторика, стоит предложить ему угостить курочку фасолью. Если же у детей мелкая моторика развита лучше, то можно предложить ребенку угостить курочку более мелким угощением — горошинами.
Предложите детям взять из корзинки по заводной курочке. Попросите ключиком завести курочку и поставить ее около кормушки. Прочтите рифмовку:
Вышла курочка гулять И горошка поклевать. — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Зернышки клевать легко!
• Если ребенок не владеет активной речью, положите перед ним две карточки с точками (на одной — одна точка, на другой — много точек). Предложите ребенку взять ту карточку, на которой количество точек совпадает с количеством фасоли в кормушке (один — много).
6. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работе детей на занятии.
Цели занятия
Воспитательные — продолжать вырабатывать у детей учебные навыки — внимательно слушать говорящего, не перебивать, дослушивать сказку до конца.
Развивающие — развивать зрительную память, зрительное сосредоточение, умение рассматривать.
— цветные изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 1, 2, 5-7, 17);
— образец выкладывания перышка для каждого ребенка (см. с. 16);
— счетные палочки (или спички) для выкладывания перышка;
— карточки для глобального чтения (см. Приложение);
Ход занятия
1. Организационный момент. Перед началом занятия поставьте на стол всех героев сказки — фигурки настольного кукольного театра. Закройте их красивым платком.
Поднимите платок. Попросите детей рассмотреть спрятавшихся под платком гостей, назвать их и сказать, из какой сказки они пришли. Спросите детей, нравится ли им сказка про курочку Рябу.
Предложите детям послушать сказку. Попросите их взять в руки по одному герою сказки, сесть на ковер и поставить выбранную фигурку перед собой. Предложите им посмотреть инсценировку сказки. Поставьте перед детьми флане-леграф.
Жил себе дед да . баба,
И была у них курочка . Ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое,
Дед бил, бил (бил) — Не разбил;
Баба била,била(била) — Не разбила.
Мышка бежала, Хвостиком махнула — Яичко упало (бах) И разбилось.
Дед и баба плачут;
— Не плачь, дед, не плачь, баба,
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое — простое.
Порадуйтесь вместе с детьми, похлопайте в ладоши.
Если ребенок не может выложить перышко по образцу, предложите ему наложить палочки (или спички) на образец.
Предложите найти ту дорожку, по которой баба может дойти до корзинки и взять из нее простые (белые) яйца. Попросите ребенка провести указательным пальчиком по дорожке, ведущей к корзине, и показать бабе путь, по которому ей нужно идти.
Что каждая баба держит в руке? (Корзину.) Что лежит в корзине? (Яйца.)
1 Если у ребенка хорошо развита мелкая моторика, то лучше использовать спички, предварительно удалив серные головки. Можно намочить спички в растворе марганцовки и высушить — тогда они приобретут красивый светло-коричневый цвет.
Какие яйца лежат в корзине первой бабы? (Два простых и одно золотое.) Какие яйца лежат в корзине второй бабы? (Только два простых, золотого яйца нет.)
7. Подведение итогов. Давайте только положительную оценку действиям детей на занятии. Постарайтесь назвать каждого ребенка по имени и похвалить его персонально.
Предварительная работа: подготовьте шапочки на пальчики — баба, дед, курочка Ряба, мышка (см. с. 77); сделайте шапочки мышек — прикрепите к ободочкам из картона или материи вырезанных по контуру мышек.
Цели занятия
Воспитательные — воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей.
Развивающие — продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие детей; соотносить предметы по признакам формы, величины, цвета.
— шапочки на пальчики (см. с. 77);
— шапочки мышек (или ободки с прикрепленными картинками);
— доска для игры с мелом;
— цветные картинки для рассказывания сказки (см. вклейку, рис. 1, 2, 5-7, 17);
Ход занятия
1. Организационный момент. Вспомните вместе с детьми, кто приходил к ним в гости на прошлом занятии. Попросите рассказать о том, что им приносила курочка (перышко, яйца — простые и золотое). Предложите детям подойти к столу, на котором разложены пальчиковые шапочки.
2. Инсценировка сказки. Предложите детям внимательно посмотреть на лежащие на столе шапочки и назвать героев сказки. Разделите детей на две группы. Предложите одной группе стать артистами, а второй — зрителями.
Помогите детям провести инсценировку, проговаривая большую часть сказки. Детям предложите договаривать лишь небольшие отрывки из сказки.
Дети с замедленным речевым развитием могут договаривать отдельные слоги в словах, слова, окончания фраз или называть героев сказки.
3. Развитие мимики. После просмотра спектакля предложите детям вспомнить и рассказать, какой был дед, когда бил яйцо (сердитый). Предложите детям показать, как сердился дед.
Если дети не справляются с заданием, предложите посмотреть на вашу мимику — попросите детей подойти к зеркалу и попробовать воспроизвести ее вместе с вами. Задание можно усложнить — предложите мальчикам показать, какой сердитый был дед, а девочкам — какая сердитая была баба, когда била яйцо.
4. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики. Нарисуйте мелом на полу дорожку из двух параллельных линий. Приготовьте фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра.
Предложите ребенку поставить в начале дорожки одного из героев сказки (например, бабу). В конце дорожки — другого понравившегося героя сказки (например, мышку). Предложите ребенку прокатить деревянное яйцо от деда к мышке. Объясните, что яйцо нужно катить так, чтобы оно не выкатывалось за пределы начерченной дорожки.
Для того чтобы ребенок успешно справился с заданием, не чертите дорожку слишком длинной. Если в группе дети с разным уровнем развития, можно начертить несколько дорожек разной длины и предложить выполнить задание, ориентируясь на положительное выполнение каждым ребенком.
5. Развитие зрительного внимания и мышления. Возьмите изображения героев сказки и покажите их детям. Предложите выбрать по одному понравившемуся персонажу, обвести его указательным пальцем ведущей руки по контуру (обводим фигурку слева направо). Попросите каждого ребенка назвать героя, которого он обвел по контуру.
Задание можно усложнить — контуры обводить на индивидуальных квадратах, вырезанных из линолеума. Когда все контуры героев будут узнаны детьми, предложите каждому ребенку выбрать цветной мелок и нарисовать детали (глаза, рот, нос).
6. Заключительное рассказывание сказки (по опорным картинкам). Разложите на столе (или на ковре) перед детьми цветные картинки с изображением персонажей сказки. Предложите детям вспомнить начало сказки. Попросите их сказать первую фразу и выложить соответствующую картинку. Игру продолжайте по аналогии до того момента, пока все картинки не будут выложены на столе (или ковре), а сюжет сказки не рассказан.
7. Подведение итогов занятия. Оцените работу детей положительно. Обязательно похвалите каждого ребенка за активное участие в игре-занятии.
Рис. 1. Образец для выкладывания перышка из счетных палочек или спичек
Читайте также: