Конспект занятия по развитию речи одежда в подготовительной группе

Обновлено: 02.07.2024

Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово, речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

Интеграция образовательных областей:

1. Закреплять в речи названия и основные виды одежды и ее частей.

2. Упражнять в употреблении в речи глаголов в разных временных формах.

1. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.

1. Воспитывать желание помогать друг другу и игрушкам.

1. Развивать общую и мелкую моторику.

Ход ООД

1. Открытый вход в деятельность.

Логопед предлагает детям назвать, что на каждом из них надето.

2. Вводно-организационный этап.

Раздается стук в дверь. Появляется кукла, плачет.

- Я вышла на улицу погулять и замерзла.

- Дети, как вы думаете, почему кукла Маша замерзла?

3. Мотивация на деятельность.

- Маша не знала, что для каждого времени года существует своя одежда.

- Вспомните, какое сейчас время года?

- Какую одежду носят осенью?

- Как мы ее назовем? (осенняя, демисезонная)

- Предлагаю вам помочь Маше и рассказать ей, что мы знаем об одежде. Хотите?

4. Расширение имеющихся знаний.

- Для чего нужна одежда?

- Перечислите осеннюю одежду.

- Какую одежду мы надеваем летом, зимой?

- Какую одежду мы надеваем, когда занимаемся спортом?

- Где мы берем одежду?

- Кто шьет одежду?

- Где шьют одежду?

- Из чего шьют одежду?

- Как надо относиться к одежде?

Логопед предлагает детям слова-действия, которые выполняются с одеждой (шить, мерить, стирать. гладит, надевать, носить и тд.), дети изменяют время глагола. (я шью – я сшил, я стираю – я постирал и т.д.)

Педагог предлагает детям поиграть в ателье. Распределяют роли игры (приемщик, закройщик, портной(швея), заказчик). Каждый участник игры должен прокомментировать свои действия (Я буду снимать мерки. Я снимаю мерки. Я снял мерки. И т.д.)

5. Динамическая пауза.

Ниточку тяну, тяну. Дети идут по контуру круга
За собой ребят веду.
Ты мой друг, и я, твой друг,
Вышиваем вместе круг.
Ниточку тяну, тяну. Дети идут по контуру квадрата
За собой ребят веду.
Здесь работать каждый рад.
Вышиваем мы квадрат.
Ниточку тяну, тяну. Произвольная ходьба
За собой ребят веду.
Вышиваем мы цветы
Небывалой красоты.

6. Практическая деятельность.

На доске основа платья (силуэт)

- Без чего платье? (Платье без рукавов, без воротника, без кармана и т.д.)

- Что ты делаешь? ( Я пришиваю рукав. И т.д.)

- Что ты сделал? ( Я пришил рукав. И т.д.)

В конце работы спросить детей:

- Что мы сделали? (Мы сшили платье).

7. Открытый выход из деятельности.

Педагог предлагает детям выбрать осеннюю одежду для Маши и помочь ей одеться на прогулку. (самостоятельная игра детей).

учить согласовывать существительные в роде, числе, числительные с существительными.

Учить составлять распространенные предложения, подбирать антонимы.

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия.

Воспитать бережное отношение к одежде.

Ход занятия.

1. Воспитатель обращает внимание на изображение древнего человека и начинает свой рассказ.

- В далекие времена люди жили в пещерах и одежду шили из шкуры животных. - Как вы думаете, если бы мы сейчас с вами ходили в такой одежде, чтобы с нами произошло? / Замерзли/- Почему бы мы замерзли?/ Потому что на улице сейчас холодно. Наступила поздняя осень. /Воспитатель добивается логического мышления у детей. - Если бы вы встретили человека одетого в одежду из шкуры животных, что бы вы посоветовали ему одеть, чтобы не замерзнуть?

- А теперь угадайте, чтобы я предложила одеть нашему первобытному человеку. Я загадаю загадки, а вы отгадайте (каждый отгадавший ребёнок выходит к столу находит отгадавшую одежду, обувь и прикрепляет к человеку)

Один вход, три выхода. Думаешь, что вышел, а на самом деле вошел. \ кофта \

Утром встал и пошел по двум дорогам. \ брюки \

Не сшиты, не кроены, а по цепочке собраны. \ носки \

Длинное, тёплое с меховым воротником и рукавами. \ пальто \

Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу – соскочу, привечу \ шапка \

Два бочонка днем полны, ночью пусты. \ ботинки \

Пять пальцев, как у людей, но пальцы у ней без ногтей. \ перчатка\

-2. Сегодня мы с вами продолжим разговор об одежде.

– В каждое время года мы надеваем одежду соответствующую сезону.

Летом – одежду летнюю, осенью – одежду…. ., зимой – одежду…., весной – одежду …

– Какую одежду надевают на улицу (Куртку, пальто, шарф, перчатки и т. д.) Какая это одежда (Одежда для выхода на улицу называют верхней).

- трусы, майка, ночная сорочка, пижама.

Воспитатель: Какая это одежда (Нижняя одежда).

По-другому как можно назвать эту одежду? Дети: Белье.

– Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная)

– Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (Праздничная)

– Как сказать по другому? (Нарядное, красивое)

– А какую одежду вы еще знаете (детскую, взрослую, мужскую, женскую, спортивную, сезонную, весеннюю, осеннюю, зимнюю, демисезонную, повседневную, нарядную, праздничную и т. д.)

Платье – для девочки; брюки для мальчика; носки для мальчика; косынка для девочки и так далее.

Игра: “Скажи наоборот” с мячом.

надевать-снимать, покупать-продавать, завязать-развязать, застегнуть-расстегнуть, гладить-мять, повесить-снять, зашить-порвать, постирать-вымазать и т. д.

Надеть – (снять, одеть – (раздеть, испачкать – (постирать, застегнуть – (расстегнуть, намочить – (высушить, разбросать – (сложить, смять – (погладить, разорвать – (зашить, чисто – (грязно, прямо – (вкривь, аккуратно – (неряшливо, удобно – (неудобно).

3. Игра “Лови и отвечай”

– Я буду бросать вам мяч, и задавать вопросы, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

– Где продают одежду? (В магазине, на рынке)

– Кто работает в магазине?

– Кто покупает одежду?

– Там можно купить один шарф и много шарфов…

Платье – платьев шубу – шуб

брюки – брюк кофту – кофт

– Где шьют одежду? (В ателье, на швейной фабрике)

– Посмотрите на картинки. Скажите, из чего шьют одежду?

Одежду шьют из разных тканей: из меха, драпа, льна, хлопка.

Предлагаю выбрать (в магазине) любую вещь.

Перчатки из кожи, какие? Кожаные.

Шуба из меха, какая? Меховая.

Шапка из шерсти, какая? Шерстяная.

Блузка из шелка, какая? Шелковая.

Футболка из трикотажа, какая? Трикотажная.

Майка из хлопка, какая? Хлопковая.

– Как ухаживают за одеждой?

Стирают, гладят, чистят, зашивают…

4. Пальчиковая гимнастика.

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки.

Для нашей Валентинки.

А вот это валенки

Для малышки Галеньки

Дети перечисляют обувь, которая называлась в пальчиковой гимнастике.

- Вчера в моем магазине был модельер, который нарисовал одежду. А вы знаете, кто он такой? \ который моделирует новую одежду/

- Но мне кажется, он забыл дорисовать некоторые детали одежды.

- У каждого из вас есть своя одежда и обувь. А как вы за ней ухаживаете?

Выслушиваются ответы детей.

В конце занятия подводится итог.

- Что мы с вами делали на занятии. О какой одежде мы говорили, для чего она нам нужна. Что вам понравилось?

Гости принесли подарки мальчику Жене. Передайте мимикой, как он будет реагировать, если ему подарят спортивный костюм? Бантик? Футболку? Галстук? Юбку? Автомат? Куклу?

Из ситца – ситцевый; из меха – меховой;

из трикотажа – трикотажный; из резины – резиновый;

из шёлка – шёлковый; из бархата – бархатный;

из льна – льняной; из кожи – кожаный;

из велюра – велюровый; из шерсти – шерстяной.

Отстучи карандашом столько раз, сколько слогов в слове. (брюки, пижама, платье, футболка, бант и так далее) .

Что можно делать с одеждой? (носить, надевать, снимать, покупать, шить, вязать, застёгивать, гладить, штопать, стирать, сушить.) .

А раскрашивать, и вырезать? (Можно, если одежда нарисована на бумаге) .

И вот воспитатель с детьми младшей группы обратились к нам с просьбой обновить гардероб бумажных кукол. Я предлагаю раскрасить и вырезать одежду для кукол.

Дети подбирают существительные к прилагательному женского и мужского рода: чистая (блузка, футболка, чистый (костюм, пиджак, сарафан, шарф, чистое… (белье, платье, чистые (брюки, штаны, колготки, носки);

теплая. (рубашка, пижама, кофта, теплый. (шарф, свитер, сарафан, теплые. (носки, колготки, брюки, теплое… (пальто); летний. (сарафан, костюм, летняя. (юбка, блузка, рубашка, летние. (шорты, брюки,

Объясни значение слов:

Перешить (переделать из старой одежды, сшить новую)

Зашить (разорванный карман, дырку)

Пришить (пуговицу к платью, молнию)

Ушить (сделать одежду меньше)

Вышить (сделать аппликацию)

Обшить (сшить всем одежду)

Какие пословицы вы знаете (помните) об одежде?

Семь раз отмерь один отрежь.

Длинная нитка ленивая швея.

С миру по нитке, голому рубаха.

По одежке встречают, по уму провожают.

Человека красит не одежда, а добрые дела.

Пояснительная записка к НОД по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей подготовительной группы с ОНР Данное занятие предназначено для детей подготовительной к школе группе с ОНР. Составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения.

2. Сегодня мы с вами продолжим разговор об одежде.

– В каждое время года мы надеваем одежду соответствующую сезону.

Летом – одежду летнюю, осенью – одежду…. ., зимой – одежду….. , весной – одежду …

– Какую одежду надевают на улицу?

Дети: Куртку, пальто, шарф, перчатки и т.д.

– Какая это одежда?

Дети: Одежда для выхода на улицу называют верхней.

Картинки: трусы, майка, ночная сорочка, пижама.

Воспитатель: Какая это одежда?

Дети: Нижняя одежда.

По-другому как можно назвать эту одежду?

Дети: Белье.

– Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная)

– Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (Праздничная)

– Как сказать по другому? (Нарядное, красивое)

– А какую одежду вы еще знаете?

Дети: детскую, взрослую, мужскую, женскую, спортивную, сезонную, весеннюю, осеннюю, зимнюю, демисезонную, повседневную, нарядную, праздничную и т. д.

3. Игра “Лови и отвечай”

– Я буду бросать вам мяч, и задавать вопросы, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

– Где продают одежду? (В магазине, на рынке)

– Кто работает в магазине?

– Кто покупает одежду?

– Там можно купить один шарф и много шарфов…

Рубашку – рубашек
Юбку – юбок
Платье – платьев
шубу – шуб
куртку – курток
брюки – брюк
кофту – кофт
шорты – шорт
футболку – футболок…

– Где шьют одежду? (В ателье, на швейной фабрике)

– Посмотрите на картинки. Скажите, из чего шьют одежду?

Одежду шьют из разных тканей: из меха, драпа, льна, хлопка.

Предлагаю выбрать (в магазине) любую вещь.

Перчатки из кожи, какие? Кожаные.
Шуба из меха, какая? Меховая.
Шапка из шерсти, какая? Шерстяная.
Блузка из шелка, какая? Шелковая.
Футболка из трикотажа, какая? Трикотажная.
Майка из хлопка, какая? Хлопковая.

– Как ухаживают за одеждой?

Стирают, гладят, чистят, зашивают…

4. После стирки пропали некоторые детали от вещей.

Игра “Чего не хватает?”

Показываю картинки, закрывая какую-либо деталь одежды

Дети: У рубашки не хватает рукава и т.д.

Словарь: Карман, воротник, манжет, пуговица, кнопка, молния и т.д.

5. Игра: “Скажи наоборот” с мячом.

надевать-снимать, покупать-продавать, завязать-развязать, застегнуть-расстегнуть, гладить-мять, повесить-снять, зашить-порвать, постирать-вымазать и т.д.

Надеть – (снять), одеть – (раздеть), испачкать – (постирать), застегнуть – (расстегнуть), намочить – (высушить), разбросать – (сложить), смять – (погладить), разорвать – (зашить), чисто – (грязно), прямо – (вкривь), аккуратно – (неряшливо), удобно – (неудобно).

6. “О чем я говорю?”.

Дети подбирают существительные к прилагательному женского и мужского рода: чистая…(блузка, футболка), чистый …(костюм, пиджак, сарафан, шарф), чистое… (белье, платье), чистые…(брюки, штаны, колготки, носки);

теплая . (рубашка, пижама, кофта), теплый . (шарф, свитер, сарафан), теплые . (носки, колготки, брюки), теплое… (пальто); летний . (сарафан, костюм, комбенизон), летняя . (юбка, блузка, рубашка), летние . (шорты, брюки),

7. Объясни значение слов:

Перешить (переделать из старой одежды, сшить новую)
Зашить (разорванный карман, дырку…)
Пришить (пуговицу к платью, молнию…)
Ушить (сделать одежду меньше)
Вышить ( сделать аппликацию)
Обшить (сшить всем одежду)

8. Какие пословицы вы знаете (помните) об одежде?

Семь раз отмерь один отрежь.
Длинная нитка ленивая швея.
С миру по нитке, голому рубаха.
По одежке встречают, по уму провожают.
Человека красит не одежда, а добрые дела.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект занятия поможет в увлекательной форме учителю-логопеду провести в подготовительной группе занятие. Все задания собраны с учетом ФГОС.

Программное содержание:

-Активизировать и закрепить у детей словарь по теме: одежда, обувь, головные уборы.

-Учить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

-Закрепить в словаре детей правильное употребление слов надеть и одеть.

-Учить образовывать прилагательные от существительных.

-Продолжать учить образовывать множественное число существительных.

-Развивать фонематическое восприятие.

-Учить согласовывать речь с движением.

-Развивать внимание, память, логическое мышление.

-Учить работать детей парами.

Активизация словаря: по теме.

Оборудование: предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов.

Ход занятия

Организационный момент.

Беседа. Ребята, где-то в группе воспитатель спрятала какой-то конверт. Нам его нужно найти. А чтобы легче было искать, я буду вам подсказывать.

Основная часть

Лексико-грамматические игры и упражнения

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно отселился. (ВАРЕЖКИ)

Я как зонт не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою.

Ну, так что же я такое? (ПЛАЩ)

Я с полями, с козырьком.

С лентой алой и цветком.

Я защищаю голову

От солнца и холода. (ПАНАМА, КЕПКА, ШАПКА)

Летом свернулся (ШАРФ)

А как, ребята, одним словом можно назвать плащ, шарф, варежки (Одежда.)

А как одним словом можно назвать панаму, кепку, шапку (Головные уборы.)

Но в конверте не только загадки, но и небольшое стихотворение, в котором потерялись последние слова в каждой строчке. Помогите мне подобрать нужные слова.

Дети договаривают подходящие по смыслу слова.

Полюбуйтесь-ка на нас: мы сегодня первый раз

В магазин ходили сами и купили туфли маме.

Моднице Иринке – новые……………… ботинки.

Братику Антошке – новые……………….сапожки.

Маленькому Леше – блестящие…………калоши.

Футболисту Вовке – удобные…………..кроссовки.

А милому папочке – домашние…………тапочки.

Догадались, ребята, о чем мы еще сегодня будем говорить на занятии кроме как об одежде и головных уборах. (Сегодня на занятии мы будем говорить еще и об обуви.)

(Усвоение глагола надеть)

Физкультминутка.

Как у нашей кошки (загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с большого, приседая на каждую строчку).

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

А козленок маленький

У сыночка Вовки – новые кроссовки

Вот так, вот так (Попеременно стучат то ладошками, то кулачками).

Вот так, вот так (делают выпады ногами на пятки, наклоняются).

Шляпа из соломы – соломенная

Шапка из меха – меховая

Шарф из шерсти – шерстяной

Ботинки из кожи – кожаные

Платье из шелка – шелковое

Сарафан из ситца – ситцевый

Сапоги из резины – резиновые

Тюбетейка — тюбетейки — тюбетеек.
Пилотка — пилотки — пилоток.
Каска — каски — касок.
Шапка — шапки — шапок.
Кепка — кепки — кепок.
Платок — платки — платков.
Панама — панамы — панам.
Шаль — шали — шалей.
Шляпа — шляпы — шляп.
Фуражка — фуражки — фуражек.
Косынка — косынки — косынок.
Берет — береты — беретов.
Колпак — колпаки — колпаков.
Шлем — шлемы — шлемов.

Шапка — шапочка.
Пилотка — пилоточка.
Платок — платочек.
Шлем — шлемик.
Панама — панамка.
Шляпа — шляпка.
Косынка — косыночка.
Берет — беретик.

Ребята, а какое сейчас время года?

А за осенью придет…

Раз скоро наступит зима, значит какая нам вскоре понадобится одежда?

Обуваться - разуваться
Развитие связной речи

Составление описательных рассказов

Итог занятия

О чем, ребята, мы сегодня с вами говорили на занятии? (Об одежде, обуви и головных уборах.)

Читайте также: