Конспект занятия по психогимнастике

Обновлено: 06.07.2024

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, в том числе и психогимнастика как метод практической психокоррекции. В основе психогимнастики лежит игра, которая, как известно, является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

ВложениеРазмер
doklad_psihogimnastika_na_seminar_berezka.docx 32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, в том числе и психогимнастика как метод практической психокоррекции. В основе психогимнастики лежит игра, которая, как известно, является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Психогимнастика - один из невербальных методов групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. То есть ее смысл заключается в выражении переживаний, проблем, эмоций посредством движений, мимики и жестов .

Основные достоинства психогимнастики:

  • игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
  • сохранение эмоционального благополучия детей;
  • опора на воображение;
  • возможность использовать групповые формы работы.
  • опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
  • преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
  • снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
  • создание возможности для самовыражения;
  • развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).

В современных условиях необходимо выделить такое профессионально важное качество педагога, как управление эмоциональными состояниями (своими и своих воспитанников).
Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе. Главным условием профилактики и снятия тревожности является наличие у педагога эмпатии (сопереживания), любви к детям, умения верить в их природный потенциал развития, вселять надежду и успех, предоставляя возможность познавать мир в деятельности (игровой, познавательно-практической и изобразительной) и т.д. Любовь – катализатор чуткости, сердечности, человечности воспитанников. Пренебрежение эмоциями и чувствами детей, вторжение в мотивационное пространство ребенка нарушают его психическое равновесие.
Педагоги дошкольных учреждений должны решать следующие задачи по развитию эмоциональной сферы:

Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками, поэтому очень важно организовать с детьми психогимнастику по проживанию эмоциональных состояний.
Персонажами психогимнастики могут быть дети, а также и взрослые. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению – управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Можно пытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не заставлять.
Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие:

  • движений;
  • эмоций;
  • общения;
  • поведения.

Каждое упражнение включает: фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент триады .

  • дать ребенку возможность испытать разнообразные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого);
  • тренировать ребенка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;
  • тренировать ребенка изменять характер своих движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями;
  • тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на работу воображения и чувств.

В коммуникативной части занятия происходит тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга.
Это могут быть эмоциональные проявления и контакты –пантомимы. В упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению, оценка эмоций. В этих упражнениях ребенок овладевает главным инструментом общения – умением сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, готовится к свободному проявлению эмоций, активному общению.

В заключительную часть занятия желательно включать упражнения и игры на закрепление положительного эффекта, стимулирующего, упорядочивающего психическую и физическую деятельность ребенка, чтобы приводить детей в состояние эмоционального равновесия. Желательно, чтобы после занятий у детей была возможность самостоятельной свободной игры, в которой могут спонтанно продолжиться понравившийся сюжет и упражнения.
Занятия желательно проводить раз в неделю. Проводя с детьми игры, игровые упражнения, занятия, необходимо соблюдать ряд принципов:

Возраст: 5-6 лет (групповая работа)

Программное содержание: Снятие барьеров в общении

Интеграция образовательных областей:

Физическое развитие: двигательная активность детей в ходе выполнения упражнений и игр.

Социально-коммуникативное развитие: побуждение ребенка к самооценке и оценке своих действий, вербальное и невербальное общение со сверстниками, развитие умения формулировать свою точку зрения.

- Когда люди улыбаются?

- Какие бывают улыбки?

- Попробуйте их показать.

Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне.

- Улыбающийся человек, какой он?

Можно использовать аудиозапись шума моря.

Психолог благодарит детей за работу, интересуется их мнением и пожеланиями.

Возраст: 5-6 лет (групповая работа)

Программное содержание: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой ; развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнера.

Оборудование: мяч (право голоса), платок.

Интеграция образовательных областей:

Физическое развитие: двигательная активность детей в ходе выполнения упражнений и игр.

Социально-коммуникативное развитие: побуждение ребенка к самооценке и оценке своих действий, вербальное и невербальное общение со сверстниками, развитие умения формулировать свою точку зрения.

Дети садятся в круг, психолог по очереди бросает детям мяч и предлагает поближе познакомиться, рассказать о себе, о своих увлечениях. Говорит только тот, у кого в руках мяч.

Детям предлагается обменяться комплиментами, вежливыми словами. Педагог предварительно проводит беседу о том, что же такое комплимент. Поощряются комплименты относительно характера, внутреннего мира ребенка.

человека, у которого болит зуб;

Предложить дошкольникам сесть на пол и изобразить сонного котенка. Пусть потянутся, зевнут, поморгают глазками, склонят набок голову и закроют глазки на несколько секунд

Психолог благодарит детей за работу, интересуется их мнением и пожеланиями.

Возраст: 5-6 лет (групповая работа)

Программное содержание: развитие выразительности движений, пластики, воображения, развитие у детей способности к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, способности сопереживать, сострадать, развитие эмоционального состояния радости, удивления, злости, страха, тренировка различных интонаций голоса.

Оборудование : мяч, мимические эталоны.

Интеграция образовательных областей:

Физическое развитие: двигательная активность детей в ходе выполнения упражнений и игр.

Социально-коммуникативное развитие: побуждение ребенка к самооценке и оценке своих действий, вербальное и невербальное общение со сверстниками, развитие умения формулировать свою точку зрения.

Дети садятся в круг, психолог предлагает детям необычный способ поздороваться, не только руками, но и другими частями тела (спинами, животами, коленями и др.)

Дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию педагога изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т.п.

  • Девочка упала, поранила руку, ей больно (один ребенок с помощью мимики, позы показывает боль, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь).
  • Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки).
  • Малыш потерялся, плачет (нужно показать, как поступит старший ребенок, как поможет малышу).
  • Девочку обидели. Ее пожалела подружка (завязала бант, дала игрушку, обняла, как еще можно утешить девочку?).
  • Девочки подобрали котенка, пожалели его, попоили молоком.
  • Друг угощает конфетами (у одного ребенка воображаемый пакет с конфетами. Он протягивает его другому. Ребенок берет конфету, благодарит, разворачивает обертку, кушает конфету. На лице – удовольствие).

Пары по очереди показывают свои упражнения. Остальные дети оценивают выразительность мимики лица и движений, затем меняются ролями.

Релаксация “Волшебный сон”

( Дети ложатся на ковер. Психолог включает тихую, спокойную музыку и произносит):

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают…. Засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас,
Ноги теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы теплые и вялые,
Но нисколько не усталые…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…

Долгая пауза до конца музыки. По окончании музыки психолог продолжает:

Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!

Психолог благодарит детей за работу, интересуется их мнением и пожеланиями.

Вы, сегодня молодцы!
Поиграли от души.
Все артисты – высший класс!
А теперь сюрприз для вас.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, презрение, страх, отвращение) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, уверенность). Познакомить с элементами выразительных движений: мимикой, позой, жестом, походкой.

1. Сбросить интенсивность физического и психического напряжения.

2. Нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию.

3. Настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

Ход ООД:

(Дети сидят на стульях)

Воспитатель: Дети! Сейчас я загадаю загадку, а вы ее отгадайте:

Любит рыбку и сметану,

И поёт так сладко "мяу",

И мурлычет у окошка,

Кто же это дети?. (Кошка)


Воспитатель: Правильно. Это кошка. А у кого дома еть это животное и как ее зовут? Может у кого то есть и котята?

Мы очень любим этих животных. Покажите как (дети обнимают себя, А какие они ласковые, покажите (гладят рукой себя).


А сами хотите превратиться в маленьких котят? (да) Тогда я в роли волшебницы буду вас превращать в котят. Для этого у меня есть волшебный цветок. Я буду им дотрагиваться до каждого из вас и говорить волшебные слова на кошачьем языке.


(При касании волшебным цветком дети поворачиваются вокруг себя)

А вот и котята! (воспитатель одевает наголовник каждому ребенку и просит по-очереди рассказать какого у них цвета шерстка, глаза, как зовут)




Настало утро, солнышко своими лучиками стало будить котят. Они проснулись (дети открывают глаза, потянулись (поднимают руки вверх и тянутся, умылись лапкой и стали мяукать (дети мяукают).Наверно, они захотели кушать? Тогда мама кошка накормила их молоком и котята довольные замурлыкали (дети мурлыкают с довольными лицами)


Мама кошка пошла ловить мышей своим котятам на обед, а котята остались нежиться в корзине.

(Напряжение 1 минута)

Тут встретились им ступеньки…Как сойти с них? И котята по- очереди начали спускаться (прыжки на двух ногах через жгуты - канаты)

(Повторить 3-4 раза)



(Расслабление 30 секунд ввиде вдох – с поднятыми руками, выдох- с опущенными руками).

(Напряжение 1 минута)



Воспитатель: Обрадовались котята, что смогли перепрыгнуть и пошли дальше путешествовать. (Расслабление 30 секунд ввиде потрясывания рук и ног в отдельности).

Воспитатель: Идут дальше котята (на носочках) и видят ручей бежит. Переглянулись они между собой и решили перейти ручей по камешкам.

Лапки напрягите, спинку держите прямо, все тело напряжено. Можно в воду свалиться и намокнуть.




(Расслабление 30 секунд)

Воспитатель: Обрадовались котята что перебрались через ручей. Расслабили усталые лапки, спинку. Как ниточки висят лапки, спинка расслаблена, плечи опущены.



(Напряжение 1 минута)

Воспитатель: И снова в путь! Идут дальше котята и впереди видят большую гору. Как же им пройти? Посмотрите я вижу узкий проход в горе!


Втяните животики и боком протискивайтесь в него. Я пойду первая, а вы за мной. Вытягивайтесь в струну, а то можно застрять, и тогда мы не сможем вас вытащить.


(Расслабление 1 минута)


Воспитатель: Молодцы, котята! Все перешли на другую сторону горы, никто не застрял! Путешествие продолжается. Что вас ждет впереди! Наступайте на лапки осторожно (идут на носочках)

Что – то зашуршало…Котята испугались, встали на четыре лапки и стали подкрадываться к кустам.


Вытянули шеи, навострили ушки и слушают…Кто там шуршит? Котята прогнули спинки и на своих мягких лапках стали искать…

(Замирание 5 раз)

Воспитатель: Какой-то шорох! Прислушайтесь! Тс- тс-тс!

(напряжение 5 раз)

Так это ежик! Котята захотели его погладить. (гладят лапкой ежика, дотрагиваютя и резко убирают лапку). Ой! так он колючий!


(Расслабление 30 секунд)

Воспитатель: Котята! Жаба ускакала. Выходите из куста. (дети встают и оглядываются по сторонам).

Эмоции горя и печали

Воспитатель: Котята путешествуют, а дома их ждет мама- кошка. Вы ее не предупредили, ушли без спроса. Теперь она переживает за вас, зовет. Как она зовет? (дети жалобно мяукают в разные стороны с печалью на лице)

Эмоции счастья и радости.


Упрямство и сочувствие.


Теперь, ребятки – котятки покажите, как заупрямился котенок. (изображают).

Дети, а красивый был котенок, когда заупрямился? Приятно на него было смотреть? А почему он не хотел идти домой?

Может мы ему скажем какой он не красивый, когда упрямится? (дети наклоняются вперед телом и грозят пальцем) (повторить 3-4 раза).


Воспитатель: Котенок понял, что поступает плохо, и пошел вместе со своими котятами домой. Они тихо на своих мягких лапках поднялись по ступенькам (прыжки на носочках 3-4 раза). А тут их встретила мама-кошка, которая очень обрадовалась котятам. Она стала их обнимать и гладить лапкой. Потом кошка накормила котят и позвала их обратно в корзину. Котята довольные улеглись вокруг мамы и замурлыкали от удовольствия. Мама –кошка стала им напевать колыбельную песню (звучит запись песни



Понравилось вам путешествие? В следующий раз вас ждут другие интересные встречи и истории.

Занятие по психогимнастике. В гостях у ветра Тема: "В гостях у ветра". Программное содержание: развивать мимику и пантомимику детей, воображение, фантазию, закреплять умение детей владеть.

Конспект занятия

Педагог – психолог
первой квалификационной категории
Полубоярцева Л.О.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, художественно – эстетическая.

Цель: развитие и коррекция познавательной и эмоционально – личностной сферы ребенка.

· создание возможностей для самовыражения, преодоления барьеров в общении;

· обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;

· регулировка поведения в коллективе и умение владеть собой в различных ситуациях,;

· преодоление двигательного автоматизма у гипоактивных детей ;

· снятие психического напряжения .

Предполагаемый результат:

— Совершенствование навыков коммуникации в группе;

— Стабилизация эмоционального состояния детей;

— Умение владеть собой в различных ситуациях, приемы саморегуляции;

— Повышение самооценки у гипоактивных и гиперактивных детей;

— Умение детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения;

— Умение сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх.

Оборудование: краски, лист ватмана с рисунком поляны.

Форма проведения: коррекционно – развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста.

Количество детей 6 старшего дошкольного возраста, время проведения занятия30 мин.

Задачи по фазам занятия по психогимнастике:

Мимический этюд . Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.

Игра на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель: Закрепление и расширение полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетенции.

Психотерапевтическая игра . Цель: коррекция настроения.

Психомышечная тренеровка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ход занятия:

Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие правильного понимания детьми эмоционально - выразительных движений.

Светит солнышко в окошке,

Светит в нашей комнате.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

Цель: развитие внимания, социального доверия друг к другу, воспитание новых способов общения.

Цель: снижение эмоционального напряжения и снятие мышечных зажимов.

Дети поднимают руки и на носочках тянуться вверх, а затем резко опускаются вниз.

Цель: снижение эмоционального напряжения

Звучит спокойная музыка, дети лежат на ковре, принимают позу покоя, ведущий произносит спокойным голосом, что они находятся на берегу моря, им хорошо, тепло, настроение хорошее, мышцы все расслаблены, они отдыхают.

7. Рефлексия занятия.

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Мы любим друг друга!

Список используемой литературы :

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2002.

2. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. "Я хочу!" Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев, 1993.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1996.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.

5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М., 2001.

6. Фопель К. Как учить детей сотрудничать. Психологические упражнения.4 части. М., 1998.


Автор: Жанна Мулышина
Практикующий психолог-консультант по вопросам семейных проблемных отношений, личностной неудовлетворенности и прочего.

Что такое психогимнастика?

В начале 60-х годов в практику был введен описываемый термин. Наиболее четко его озвучил чешский специалист Ганя Юнова, которая разработала целую систему, в основу которой легли специальные элементы психодрамы. Ее разработки изначально использовались при работе с детьми, которым была необходима коррекция сознания. Однако затем и старшее поколение заинтересовалось данной методикой, преобразовав ее в тренинги для решения эмоциональных проблем у взрослых.

Психогимнастика — это практическая коррекция сознания у ребенка при общении без слов, направленная на развитие его коммуникативности и умения найти свое место в социуме. Проводится она в четыре этапа, чтобы в итоге добиться максимального результата от занятий.

Первый из них должен быть направлен на развитие искусства пантомимы, мимики, а также памяти и внимания. Второй этап подразумевает проработку отдельных качеств человека. Третья часть занятия включает в себя работу с образами, а также перевоплощение в них. Заключительный этап психогимнастики для дошкольников — это блокировка эмоционального напряжения у детей.

Подобные занятия не занимают много времени: от получаса до 60 минут. Однако при желании подопечных их можно несколько продлить. В идеале в группе не должно быть более 6 детей, и курс психогимнастики нужно ограничивать 20 сеансами. Организовывать их рекомендуется два раза в неделю, чтобы ребенок не потерял интерес к предложенным упражнениям и играм.

Если более детально рассмотреть озвученную методику, то можно выделить следующие ее позитивные стороны:

    Изучение человеческих эмоций. Во время таких занятий дети не только познают мир чувств других людей, но и учатся управлять собственными порывами души.

Методика проведения психогимнастики для детей

Прежде всего следует помнить о том, что к ребенку 3-4 лет следует искать совершенно иной подход, чем к воспитаннику старшей и подготовительной группы. Предлагаемые рекомендации пригодятся как для работников детских садов, так и для родителей (при индивидуальной терапии со своим чадом). Следует при этом помнить, что такое занятие должно сопровождаться соответствующей музыкой. Репертуар надо подбирать в зависимости от выполняемого упражнения, отдавая предпочтение все же классике.

Психогимнастика в младшем дошкольном возрасте

Чтобы добиться наибольшего результата при работе с малышами, следует придерживаться следующей тактики проведения занятия:

    Приветствие. Детям при этом предлагается изобразить свою особенную улыбку, когда они видят друзей. Даже если ребенок поначалу будет кривляться, то не стоит останавливать его. Инициатива в рамках разумного на таких занятиях только приветствуется.

    Игра в мяч. Во время данного развлечения необходимо участникам группы предложить такие варианты оценки героя: Баба-Яга — добрая, Колобок — глупый, Лиса — хитрая и т.д. При этом следует помнить, что малыши должны четко знать, о ком идет речь. В случае согласия с утверждением ребенку нужно поймать мяч, показывая при помощи мимики и жестов свою реакцию на озвученный персонаж.

Психогимнастика в старшем дошкольном возрасте

В самом начале мероприятия важно создать комфортную для детей обстановку и настроить их на позитив. Ребенку должны быть предложены варианты приветствия от взрослого, а затем дается задание придумать свои импровизации. Хвалить необходимо все озвученные детьми версии, но особенно следует выделить наиболее неожиданные из них. Дети могут поздороваться при помощи любимых игрушек, носами и даже шуточно пободаться, изобразив козликов.

Этюды для развития эмоциональной сферы (на примере сценок из известных сказок):

Смотрите видео про психогимнастику для детей:

Что дает любовь и что это такое

Что дает любовь и что это такое

Детская депрессия и ее проявления

Детская депрессия и ее проявления

Как избавить ребенка от страхов

Как избавить ребенка от страхов

Овощной салат с рыбной икрой и яйцом-пашот

Овощной салат с рыбной икрой и яйцом-пашот

Особенности приёма Энтеросгеля для похудения

Особенности приёма Энтеросгеля для похудения

Маски из рисовой муки для лица: отзывы и применение

Маски из рисовой муки для лица: отзывы и применение

Как убрать веснушки на лице в домашних условиях

Как убрать веснушки на лице в домашних условиях

Подорожник для лица

Подорожник для лица

© 2012-2020 Женский журнал TutKnow: здоровье, мода, красота, отношения, дети и кулинария (профессиональные рецепты и любительские)

Содержащиеся в журнале материалы и статьи могут включать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". 18+.

Читайте также: