Конспект занятия по пластилинографии в старшей группе на тему овощи

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Составила воспитатель: Вакуленко А.Н.

Образовательные:

сформировать у детей обобщённое представление об овощах: растут на грядках, полезны людям, уточнить способы их переработки.

Развивающие:

развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности, цвет.

Развивать умение создавать лепную фигуру с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

воспитывать аккуратность, самостоятельность

Оборудование:

Силуэт банки из плотного картона белого цвета; набор пластилина;

простой карандаш; трафареты овощей; салфетка для рук;

две стеклянные банки; овощи натуральные или муляжи; маски овощей для игры.

Ход игровой образовательной ситуации:

Воспитатель: Ребята, многие из вас летом отдыхали на даче и, наверное, видели, как взрослые ухаживали за огородом: сначала копали землю, сажали в неё семена, всё лето поливали грядки, пололи сорняки, а потом собирали урожай. Вот я и хочу проверить, кто из вас помогал взрослым по огороду.

У ребят на грядке
Выросли загадки,
Тот их отгадает,
Кто весной и летом
Грядки поливает.
Загадки:

Воспитатель: Рослые ребятки, улеглись на грядке,
Все ребятки молодцы и зовутся…

Воспитатель : Одевался, потеплей, одноногий Пантелей,
Сто одёжек натянул, ни одной не застегнул.
Он на ярмарку спешил, а в кармане пусто.
Пантелея малыши все зовут…

Воспитатель: Фиолетовый кафтан заказал себе Иван.
Лучше не было кафтана, чем кафтан у …

Воспитатель: Шло по грядке вдоль забора
Войско храброе дозором.
Держат пики сотни рук,
Подрастает горький …

Воспитатель: Красная девица родилась в темнице,
Выкинула косу за окошко ловко.
А наступит осень, выдернут …

Воспитатель: Кругленькие братцы в домике ютятся,
В домике зелёном им совсем не плохо.
Варят их в бульоне и зовут …

Воспитатель: Он круглый и красный1, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней …

Воспитатель: Кто разлёгся среди грядки?
Кто играть не любит в прятки?
Вот Емеля – простачок,
Белобокий …

Воспитатель: Ты кругла, вкусна, красива!
Ты сочна, ну просто диво!
Разукрасить нас смогла,
А зовут тебя …

Воспитатель: Кругла, рассыпчата, бела,
На стол с полей она пришла
Ты посоли её немножко,
Ведь, правда, вкусная …

Воспитатель: Молодцы, ребята, все овощи узнали. Я однажды услышала такой разговор. (стихотворение Ю. Тувима “Овощи”.)

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох.
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох.
Накрытые крышкою в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла!
Ох.
И суп овощной оказался неплох!

Воспитатель: Ребята, вот овощи спорили, какой овощ самый полезный, но они не успели это выяснить, потому что их сварили. А, вы, как думаете, какой овощ самый полезный?

Дети: (все овощи полезны).

Воспитатель: Конечно же, каждый овощ содержит много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровыми и не болели. А чтобы овощи наполнились полезными веществами, за ними надо хорошо ухаживать. Мы сейчас будем это делать вместе с вами.

Физкультминутка:

Потягивания – руки в стороны.

Правой рукой коснуться левой
ступни, а потом левой рукой
коснуться правой ступни.

Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой –
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
Всё полили мы из лейки,
И садимся на скамейки.

Приседания.
Поливают.
Садятся на стульчики.

Воспитатель: Но овощи собрать полдела, а во как их сохранить на всю зиму?

Урожай поспел у нас,
Будет на зиму запас.
Как плоды нам сохранить?
Надо в банки их закрыть.
В огурцы кладу укроп,
Лист лавровый и чеснок.
Помидор, морковь, свеклу,
И редиску положу.
А ещё петрушку, мяту
И зелёного салата.
Перчик брошу, посмотри,
Получилось ассорти.

Наверное, многие из вас видели, как мама или бабушка консервирует на зиму овощи, красиво укладывает их в банки, делает рассол из воды, соли, сахара, добавляет пряности. А потом заливает этим ароматным рассолом овощи в банке и закрывает крышкой. Давайте и мы с вами потренируемся в этом.

Игра: “Уложи овощи в банки”.

Воспитатель: предлагает двум детям уложить овощи в банку так, чтобы они там красиво и плотно лежали. Затем вместе с детьми определить, кто сделал это быстрее, у кого овощи разложены красивее и сколько овощей поместилось в банке у каждого ребёнка.

Практическая часть (пластилинография).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем изображать консервированные овощи при помощи пластилина, он мягкий, принимает ту форму, которую мы задаём. Поэтому для предстоящей работы этот материал нам очень подойдёт, так как сохранит объём овощей, и они будут похожи на настоящие плоды.

Этапы выполнения работы:

Нарисовать контуры любых овощей в пределах силуэта банки, начинать с донышка, располагать овощи друг над другом до верха банки.

Пластилин раскатать в форму, которую напоминает изображаемый овощ (помидор – шар красного цвета; огурец – толстая зелёная колбаска со сплющенными краями; морковка – колбаска оранжевого цвета с раскатанным острым кончиком и т.д.) Выложить раскатанную форму в центр нарисованного силуэта, прижать к основе, надавить от середины к краям, подвести пластилиновую массу к краям контура. Для более выразительного изображения овощей дополнить их зелёными чашелистиками, черенками, которые изображаются тонкими зелёными колбасками.

“ Закрыть банку колбаской из пластилина любого цвета, расплющить, поверх пластилина положить полоску фольги – стилизовать под металлическую крышку.

По желанию дети могут дополнить содержание банки веточками укропа, чёрным перчиком, лавровым листиком.

Во время работы необходимо дать отдых пальчикам детей и провести разминку для них.

Пальчиковая гимнастика:

Вот все пальчики мои,
Их как хочешь, поверни -
И вот этак и вот так,
Не обидятся никак.
Раз, два три, четыре, пять,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Дали ручкам отдохнуть,
А теперь обратно в путь.

Итог игровой образовательной ситуации:

Повороты кистей рук.
Хлопок перед собой, хлопок
по столу.
Постучать пальцами друг о
друга, повороты кистей рук.
Встряхивающее движение
кистями.

Воспитатель : А чем понравилось вам это занятие?

Что нового вы узнали?

Спасибо вам за выполненную работу, вы все сегодня справились со своей задачей, работали аккуратно и я уверена в том, что вы теперь сможете оказать помощь взрослым во время заготовок овощей.

Педагог оценивает работы детей.

А теперь давайте поиграем в хороводную игру “Огород”.

Дети ходят по кругу, взявшись за руки (в кругу на корточках сидят дети в шапочках, изображающих овощи), и поют:

В огород мы пойдём,
Хоровод заведём.
Будем петь и плясать,
Урожай собирать.

Вот какой огород!
Здесь зелёный лук растёт.
Ты, лучок, не зевай,
В хоровод скорей вставай!

Дети хлопают в ладоши.

Ребёнок в шапочке лука выполняет танцевальные движения, а потом встаёт с детьми в общий круг.

Вот какой огород!
Здесь морковь у нас растёт.
Ты, морковь, не зевай,
В хоровод скорей вставай!

Дети хлопают в ладоши. Морковь пляшет, в конце танца встаёт в хоровод.

Вот какой огород!
И картошка здесь растёт.
Ты, картошка, не зевай,
В хоровод скорей вставай!

Дети хлопают в ладоши. Картошка пляшет, в конце танца встаёт в хоровод.

Назначение: данный конспект может быть полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям.

Цель: развивать у детей интерес к творчеству путём использования нетрадиционной техники ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ.

-формировать у детей навыки овладения нетрадиционной техникой – пластилинография.

-закреплять знания по лексической теме "Овощи";

-развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, внимание, творческие способности;

-воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

Оборудование и материалы: мешочек с муляжами овощей, пластилин, шаблоны баклажана и репы.

1. Вводная часть.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе появился чудесный мешочек:

- В гости осень к нам пришла и мешочек принесла!

А в мешочке том-дары, все полезные они!

Поиграем с ними в жмурки, кто смелее, подходи!

Проводится игра "Чудесный мешочек".

Дети по очереди вынимают из мешочка муляжи овощей, пытаясь на ощупь определить название; затем рассматривают, называют цвет, форму, а воспитатель читает стихи про каждый из овощей:

Баклажан.

Из далёких, тёплых стран

К нам приехал баклажан.

Гость наш холода боится-

Значит, будет жить в теплице!

Репка.

В огороде репка сидит на грядке крепко,

Кто за хвост потянет-вытащит репку,

-Как же называются все эти дары осени? (Овощи.)

-Где они растут? (На грядках, в огороде.)

-Наступила осень, созрели овощи в огороде, пришла пора собирать урожай!

Проводится пальчиковая гимнастика "Корзина с овощами".

(Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

С большой корзиной иду в огород,

На грядках растёт разноцветный народ.

(Останавливаются лицом в круг, загибают по одному пальцу, сначала на левой, потом на правой руке, на каждое название овощей.)

Тут красный пузатый сеньор помидор.

А там кабачок, оседлавший забор.

Румяный редис принакрылся листком,

Зелёный лучок дружно всходит рядком.

Как солнышко, жёлтая репка горит

И с чёрною редькой, смеясь говорит.

Лиловый, атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадётся морковка,

А тут чеснока две седые головки

И сочный, кудрявый, хрустящий салат.

(Вновь идут по кругу, взявшись за руки.)

Все дружно горою в корзине лежат.

2. Основная часть.

-Давайте соберём урожай овощей, а сделаем овощи из пластилина необычным способом.


Перед вами шаблоны белого цвета. Как же их превратить в нужные овощи?

(Нужно замазать фиолетовым и желтым пластилином серединку контура)

- Но прежде разомнём наши пальчики, чтобы они были ловкими и умелыми.

Проводится самомассаж "Овощи".

(На каждый ударный слог-разминание фаланги одного пальца, от ногтевой пластинки к основанию, пальцами противоположной руки.)

Вырос у нас чесночок,

(Дети разминают указательный палец.)

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год

Объяснение и показ воспитателем выполнения пластилинографии.

-У вас на столах лежат шаблоны овощей баклажана и репы.


-Берите шаблон овоща, и подберите соответствующие по цвету пластилин.


Ботва у репки и шапочка у баклажана – зелёного цвета.


Самостоятельная творческая деятельность детей.

Звучит спокойная негромкая музыка.

Воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь в случае затруднений.

- Посмотрите, ребята, какой мы с вами сегодня урожай овощей собрали! Просто загляденье!

- Урожай у нас не плох!


- Нашим урожаем будут любоваться и родители!


Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники (для детей 1 младшей группы (с 2 до 3 лет) Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники (для детей 1 младшей группы (с 2 до 3лет) Тема: «Вот зима кругом.

Цель: Познакомить детей с техникой пластилинографии.

Задачи:

Образовательные:

формировать у детей обобщённое представление об овощах: растут на грядках, полезны людям, уточнить способы их переработки.

Развивающие:

развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности, цвет.

Развивать умение создавать лепную фигуру с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

воспитывать аккуратность, самостоятельность

Оборудование:

Трафареты овощей, салфетка для рук, пластилин, овощи натуральные или муляжи.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, многие из вас летом отдыхали на даче и, наверное, видели, как взрослые ухаживали за огородом: сначала копали землю, сажали в неё семена, всё лето поливали грядки, а потом собирали урожай. Вот сейчас я хочу проверить, кто из вас знает овощи.

Загадки:

Воспитатель:

Рослые ребятки, улеглись на грядке,
Все ребятки молодцы и зовутся…

Шло по грядке вдоль забора
Войско храброе дозором.
Держат пики сотни рук,
Подрастает горький …

Красная девица родилась в темнице,
Выкинула косу за окошко ловко.
А наступит осень, выдернут …

Он круглый и красный1, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней …

Ты кругла, вкусна, красива!
Ты сочна, ну просто диво!
Разукрасить нас смогла,
А зовут тебя …

Кругла, рассыпчата, бела,
На стол с полей она пришла
Ты посоли её немножко,
Ведь, правда, вкусная …

Основная часть

Воспитатель: Молодцы, ребята, все овощи узнали. А кто мне скажет, где растут овощи?

Дети: на грядке

Воспитатель: Сегодня на нашем занятии мы будем раскрашивать овощи.

Дети: Но у нас нет карандашей.

Воспитатель: Правильно, потому что раскрашивать мы будем пластилином. Но прежде чем приступить к работе давай немного пограем.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами сыграем в игру, я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.

Морковь (свёкла, репа, капуста) – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….

Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием.

Воспитатель: Вы отгадали все мои загадки, правильно назвали признаки овощей, а теперь я хочу предложить вам еще одну игру, где нужно будет назвать ласково каждый овощ. (Игра проводиться с мячом)

Игра «Назови ласково

Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.

Воспитатель: Ребята, давайте немного с вами поработаем на огороде.

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.

И вернёмся по дорожке. Маршируют.

Воспитатель: Молодцы. Теперь пришло время подготовить наши пальчики к раскрашиванию овощей.

Пальчиковая гимнастика

Мы капусту рубим, рубим,

(движения прямыми кистями вверх-вниз)

Мы морковку трем, трем,

(пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, солим,

(имитировать посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем, жмем.

(сжимать и разжимать пальцы)

Воспитатель: Ну вот, наши пальчики готовы.

Практическая часть

Воспитатель: Спасибо вам за выполненную работу, вы все сегодня справились со своей задачей, работали аккуратно.

Цель: учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные), передавать их характерные признаки.

Развивающие.

Закрепить прием приглаживания.

Образовательные.

Воспитательные.

Воспитывать у детей уважение к труду, стремление принимать участие в коллективной работе.

Пластилин, дощечка, стека, натуральные овощи: огурец, помидор, картофель, лук, морковь, свекла.

Рассматривание овощей, заучивание загадок.

  1. Закопали в землю в мае
    И сто дней не вынимали,
    А копать под осень стали, -
    Не одну нашли, а десять!
    Как ее названье, дети?
    /Картофель/
  2. В огороде вырастаю.
    А когда я созреваю,
    Варят из меня томат,
    В щи кладут
    И так едят.
    /Помидоры/
  3. Он никогда и никого
    Не обижал на свете.
    Чего же плачут от него
    И взрослые, и дети?
    /Лук/
  4. Летом – в огороде,
    Свежие, зеленые,
    А зимою – в бочке,
    Крепкие, соленые.
    /Огурцы/
  5. За кудрявый хохолок
    Лису из норки поволок.
    На ощупь очень гладкая,
    На вкус, как сахар, сладкая. /Морковь/
  6. Над землей трава,
    Под землей – алая голова.
    /Свекла/

- А теперь, ребята, давайте внимательно рассмотрим овощи, которые мы купили. Обведите их пальчиками по контуру, и скажите, какой формы ваши овощи?

Помидор, лук - круглые;
огурец, картофель - овальные;
морковь – удлиненная;
свекла – конусообразная.

-Напомните, пожалуйста, какого цвета ваши овощи?

Помидор – красный;
картофель - белый, розовый;
огурец – зеленый;
свекла – темно- вишневая;
морковь – оранжевая;
лук - коричневый.

- Правильно вы все сказали, ребята, молодцы. Только этих овощей недостаточно для всего детского сада, зима ведь длинная. Как быть? /Слепить еще/.

Пальчиковая гимнастика "Овощи"

Мы капусту рубим, рубим,
/движения ребром ладони вверх-вниз/

Мы морковку трем, трем.
/движения ладонями вперед-назад/

Мы морковку солим, солим,
/круговые движения пальцами/

Мы морковку жмем, жмем.
/сжимание ладоней в кулачки/

- А сейчас, ребята, приготовьте себе корзину и наполните ее овощами.
/самостоятельная деятельность детей/

- Теперь я предлагаю выставить ваши вылепленные овощи на стол и полюбоваться их разнообразием и изобилием. Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи овощи вам понравились больше всех и почему?
- Особое внимание при высказывании обратите на то, аккуратными ли получились овощи у ваших друзей: ведь нужно было приглаживать пальчиками поделку, чтобы она была гладкой; похожи ли они на настоящие овощи.
/анализ работ детьми/.

- А сейчас, ребята, наступает самый приятный момент: мы будем дегустировать /пробовать на вкус/ овощи, которые купили на овощной ярмарке. Попробуйте по кусочку разных овощей и скажите, какого они вкуса?

Лук, чеснок – острый,
Картошка – рассыпчатая,
Помидор – сладко-кислый,
Огурец – хрустящий,
Перец болгарский – сладкий.

- Ребята, я думаю, что повара скажут вам большое спасибо за купленные овощи. Теперь мы обеспечены витаминами на всю зиму. Спасибо вам за работу.

Читайте также: