Конспект занятия по окружающему миру в младшей группе на тему осень
Обновлено: 05.07.2024
- закрепить знание цветов (желтый, красный, зеленый).
- развивать знания о приметах осени, изменениях в природе;
- развивать эмоциональность, отзывчивость;
- обогащать и активировать словарь детей;
- развивать умение слушать воспитателя.
Словарь: осень, осенний, хмурая, пасмурная, дождливая, серое небо, низкое, холодно, моросит дождь, урожай, листопад и т. д.
Материал: кукла - гномик; иллюстрация осени; самодельные осенние листья; д/и с карточками; макет дерева; игрушки зайчата; муляжи или картинки овощей и фруктов.
- Воспитатель: Детки, послушайте, кто там шуршит? Вы слышите? Ой, да это же гномик, лесной человечек. Давайте поздороваемся с гномиком. А какой гномик? (Ответы детей: маленький, добрый.) А как вы думаете, у гномика какое настроение? (Ответы детей: хорошее.) Конечно, хорошее, гномик нам улыбается, давайте тоже улыбнемся ему.
Загадка от гномика: Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Это осень.)
Воспитатель: Ой, посмотрите, а что нам гномик принес? (Листочки.) Какие листочки? (ответы детей: красивые, разноцветные, красные, желтые, зеленые). Разноцветные листочки в какое время года бывают? (Осенью.) Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели. Завяла трава. Засохли цветы. Часто дует ветер и идет дождь. Листья кружатся и падают на землю. Так бывает всегда, когда приходит осень. Значит какие листочки? (осенние) Правильно детки, это осенние листочки. (Разложить листочки на полу.) Посмотрите, под ногами у нас лежат осенние листья. Ребята, а что такое листопад? (Ответы детей.) Правильно, листья совсем не держаться на деревьях и падают на землю. Вот и мы сейчас с вами поиграем. Давайте превратимся в осенние листочки.
Мы листики осенние. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим. Дунул ветер — полетели. (Подуть, развести руки в стороны.)
Мы летели, мы летели (Бег.)
И на землю тихо сели. (Присесть.)
Ветер снова набежал. И листочки все поднял. (Подуть, плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели и на землю снова сели. (Дети садятся на ковер.)
Воспитатель: Дети, а какие изменения в погоде вы заметили? (Ответы детей: льют дожди, стало холодно и т. д.)
Воспитатель: Послушайте какое стихотворение про осень знает гномик:
«Осень золотая ходит по дорожкам.
А вот ещё одна загадка от гномика:
У косого нет берлоги, Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, А от голода кора. (Заяц)
Воспитатель: Посмотрите, кто там из-за дерева выглядывает? Давайте подойдем по ближе. Кто это? (Зайчата.) Какие они? (Маленькие.) Сколько их? (Много.) Давайте погладим их. Какая шерстка у них? (Мягкая, гладкая.) Как зайцы готовятся к зиме? (Меняют шубку.) Чем питаются зайцы? (Корой и веточками от деревьев.)
Пусть зайчата отдыхают, а вы на пенёчки (стульчики) прыгайте как зайчата, рассаживайтесь.
Воспитатель: Детки, а что делают люди осенью на своих огородах? (Ответы детей: люди собирают урожай овощей, фруктов.)
Воспитатель: Много вкусных овощей и фруктов подарила нам Осень! Какие вы знаете овощи и фрукты? (Дети говорят название овощей и фруктов, которые показывает воспитатель- муляжи, картинки, уточняем каких цветов названные фрукты и овощи.)
Пальчиковая игра "Овощи":
Положила на бочок. Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец. Наша Зина – молодец! (Показывают большой палец.)
Видео про осенний урожай.
Составила Шаталова Светлана Ивановна.
Цель: Обобщать знания детей об осени.
- Закрепление представлений об изменениях в природе осенью, названий овощей и фруктов.
- Развитие наблюдательности, сенсорного восприятия.
- Развитие мелкой моторики.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту осени, умения работать сообща.
Наблюдение на прогулке за листопадом
Ход занятия:
(звучит музыка)
Воспитатель: Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, осень. Осень - красивое время года! Все деревья в саду, во дворе, в лесу стоят в разноцветном наряде, как будто собрались на праздник. Давайте и мы с вами пойдем по дорожкам, где шагали чьи - то ножки. Только будьте внимательны: слушайте слова и музыку и думайте, какие шаги надо делать. (Дети и воспитатель идут по дорожке).
Упражнение развивает чувство ритма, формирует основные двигательные навыки - ходьбу и бег.
1. Большие ноги Дети шагают в соответствии
шли по дороге: с ритмом музыки
2. Маленькие ножки Дети бегут в соответствии
бежали по дорожке: с ритмом музыки
Повторить 2 раза
Воспитатель: Какие послушные у нас ножки!
Давайте поиграем с вами в игру "Да или нет" Вы должны ответить на мои вопросы об осени.
Осенью цветут цветы? Да!
Тучки солнце закрывают? Да!
Холодный ветер прилетает? Да!
И букашки прилетают? Нет!
Звери норки закрывают? Да!
Урожай все собирают? Да!
Часто - часто льют дожди? Да!
Солнце светит очень жарко? Нет!
Можно детям загорать? Нет!
Ну а что же надо делать,
Куртки, шапки надевать? Да!
Ветер по лесу летал,
(Плавные, волнообразные движения ладонями).
Ветер листики считал:
(Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Укладывают ладони на коленки).
-Ребята, как называемся явление, когда много – много листочков падает на землю? Правильно, листопад
Звучит музыка. Дети свободно передвигаются.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!
Дети поют вместе с воспитателем, затем под его слова совершают следующие движения, подражая взрослому (попрыгаем, покружимся)
- Ой, дождик! (все бегут под зонтик)
Воспитатель: Молодцы, ребята, никто не промок, все успели спрятаться от дождя. В сказках происходят разные чудеса и живут разные волшебники. А вот и сама волшебница Осень. Появляется Осень.
Осень : Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, красавица Осень!
Осень : Какие вы нарядные, красивые, умные! Щечки румяные, глазки блестят, зубки белые!
Воспитатель: Это потому, что наши дети здоровые.
Осень : Что вы делаете, чтобы быть здоровыми?
Дети: Делаем зарядку, чистим зубы, гуляем на улице – дышим свежим воздухом, едим полезные продукты, богатые витаминами.
Осень : Молодцы! Я принесла вам подарок, тоже для здоровья. Пусть дети сами догадываются, что в корзине.
Дети садятся вокруг стола, на который Осень ставит корзину, накрытую салфеткой.
Один ребёнок подходит к корзине и под салфеткой, на ощупь, определяет, что у него в руках. Показывает всем (морковь).
Воспитатель: Какая она?
Дети: Длинная, оранжевая, с хвостиком.
Воспитатель: Кто ещё догадается, что в корзине лежит?
Другой ребёнок подходит и так же на ощупь, определяет следующий предмет. (Помидор)
Воспитатель: Какой он?
Дети: Красный, круглый, блестящий.
Воспитатель: Как можно назвать одним словом морковь и помидор?
Дети: Глазками увидели!
Дети: Руками потрогать.
Воспитатель накрывает корзину салфеткой. Дети узнают на ощупь яблоко, грушу, сливу.
Дети: Можно понюхать носом и можно попробовать на вкус.
Осень : Молодцы, какие замечательные у вас ручки, всё узнают, а глазки у вас такие же внимательные? Проверим?
Воспитатель несет поднос с подготовленными овощами и фруктами.
На стол выкладывается по 3 предмета, дети закрывают глаза и смотрят, что изменилось.
Осень : Спасибо вам ребята. Мне у вас очень понравилось. Ухожу от вас надолго, но я вернусь. По каким признакам вы узнаете о моём приходе? (ответы детей) До свидания!
Встали в круг, взялись за руки, улыбнулись друг другу и обнимите друг друга. Вот какие мы все дружные, никогда не ссоримся и любим друг друга.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект занятия для 2 младшей группы.
"Осень наступила"
Цель: обобщать знания детей об осени.
Задачи: р азвивать знания о приметах осени, изменениях в природе;
развивать эмоциональность, отзывчивость;
обогащать и активировать словарь детей;
развивать умение слушать инструкции воспитателя;
Словарь: осень, осенний, хмурая, пасмурная, дождливая, серое небо, низкое, холодно, моросит дождь, урожай, листопад.
Оборудование: картинка с изображением осеннего леса, муляжи овощей и фруктов, корзинка, листочки из бумаги (дубовые, кленовые, берёзовые).
В: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку. Слушайте внимательно.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Д: Это осень
Воспитатель вместе с детьми рассматривают картинку с изображением осеннего леса.
Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели. Завяла трава. Засохли цветы. Часто дует ветер и идет дождь. Листья кружатся и падают на землю. Так бывает всегда, когда приходит осень.
Физминутка "Руки подняли и покачали…"
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками).
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Локти согнули, кисти встряхнули (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят. (Руки в сторону – помахать, имитируя взмах крыльев.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания).
Крылья сложили назад. (Присесть на корточки и сложить руки за спиной.)
В: Дети, а какие изменения в погоде вы заметили?
Д: Льют дожди, стало холодно и т. д.
В: За окном стало хмуро, наше любимое теплое солнышко спрятали темные тучки. А когда тучки начинают плакать, на дорожках появляются большие лужи!
А как мы с вами стали одеваться с наступлением осени? (ответы детей). Мы одеваем курточки, штанишки, сапожки, шапочки, даже перчатки!
В: Дети, а что происходит с деревьями осенью?
Д: Л истья желтеют и опадают .
В: Как называется такое явление? (ответы). Конечно, листопад. Ребята, а у меня есть листья с разных деревьев, давайте с ними поиграем.
Д/игра "С какого дерева лист?"
Воспитатель показывает по одному листочку, дети называют с какого он дерева .
В: Посмотрите, с какого дерева этот листок?
Д: С березы.
В : Значит этот листок какой?
Д : Березовый (кленовый, дубовый)
В: Ребята осенью дует сильный ветер и листья падают с деревьев и кружатся в воздухе. Давайте представим что мы листики и тоже покружимся, как листики. Дети под музыку кружатся с листиками.
В: Осень не только принесла нам ветер, тучки и дождик! Детки, а что делают люди осенью на своих огородах?
Д: Люди собирают урожай овощей, фруктов.
В: Правильно!
Пальчиковая игра: "Овощи"
Положила на бочок,
Перец и морковку
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец! (Показывают большой палец.)
В: Давайте поиграем в игру.
Игра "Овощи и фрукты"
(Для игры понадобится корзина с фруктами и овощами, желательно разных цветов).
Много вкусных овощей и фруктов подарила нам Осень!
Какие вы знаете овощи и фрукты? (Дети говорят название овощей и фруктов, которые знают, воспитатель уточняет каких цветов названные фрукты и овощи)
В: Ребята сегодня мы узнали какая добрая Осень, она нам подарила столько разных овощей и фруктов! И еще она умеет раскрашивать листочки в разные цвета. Давайте на прогулке соберем разноцветные листочки и сделаем красивые букеты из них.
Цель: Формирование познавательного интереса к окружающему миру.
Образовательные:
- учить детей замечать изменения, происходящие осенью;
- закреплять знания детей об осенних изменениях в живой и неживой природе, происходящих осенью;
- учить детей на ощупь отыскивать и называть различные плоды;
- уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах;
- учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.
Развивающие:
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;
- развивать интерес ко всему живому, окружающему нас;
- развивать вестибулярный аппарат, координацию движений.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга;
- воспитывать выдержку, дисциплинированность;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Материалы, оборудование: разноцветные листья (красные, жёлтые, мешочек с муляжами овощей, зонтик, игрушечный ёжик.
Групповое помещение оформлено в осенних тонах. На ковре разбросаны яркие разноцветные осенние листья, изготовленные из картона и пенопласта.
Ход действия:
Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя, он хочет узнать у вас про осень. Поможем кукле Кате? Да.
Воспитатель: Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте ее.
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Воспитатель: Да дети, правильно, речь идет об осени. А теперь скажите мне, какие изменения в природе и на улице происходят осенью?
Дети: падают листья, желтеет трава, идут дожди, становится холодно.
Воспитатель: Да дети, все правильно, осенью часто идут дожди, опадают с деревьев и кустарников листья, желтеет трава, на дорогах собираются лужи. Под ногами шуршат листья. Такое красивое время года. А какие дни осенью?
Воспитатель: Правильно дети, осенью холодно, несмотря на то, что днем выходит солнышко, утром и вечером холодно. Поэтому люди одеваются теплее. А вот вы что одеваете осенью?
Дети: Куртки, брюки, ботинки, шарфы и шапочки.
Воспитатель: Да дети, правильно, если мы с вами не будем тепло одеваться, то можно простудиться. А что люди держат в руках во время дождя?
Воспитатель: Да, совершенно верно. А что растет осенью в огороде?
Дети: Помидор, огурец, морковка, кукуруза, капуста, картошка и т. д.
Воспитатель: А что растет осенью в саду?
Дети: Яблоки, груши, виноград и т. д.
Воспитатель: Да, дети, осенью мы собираем овощи и фрукты и оставляем их на зиму. А вы помогаете своим дедушкам, бабушкам, мамам и папам собирать фрукты и овощи?
Дети: Да, помогаем!
Воспитатель: А скажите мне, дети, что именно вы помогали собирать своим бабушкам, дедушкам, мамам и папам?
Дети: Я собирал огурцы, а я помидоры собирала, я яблоки…
Воспитатель: Какие вы молодцы, очень хорошо, всегда помогайте своим бабушкам, дедушкам, мамам и папам. А что они сказали за то, что вы помогли им?
Дети: Спасибо сказали.
Воспитатель: Да, тем кто помогает всегда говорят спасибо. Те дети, которые любят помогать и трудится, которые слушаются и хорошо ведут себя постоянно слышат слово спасибо.
Воспитатель: А ещё осенью птицы улетают в теплые края, а весной обратно прилетают. Как вы думаете почему так происходит?
Воспитатель: Да дети, у нас начинаются холода, им нужно тепло, поэтому они улетают в теплые края. А теперь давайте послушаем стихотворения об осени.
Осень, осень, не спеши
И с дождями подожди.
Дай еще нам лета,
Солнышка и света.
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый.
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
Под кустом свернулся ёжик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
В листья красные одетый
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.
Следом за летом осень идёт,
Тихие песни ей ветер поёт.
Красную пд ноги стелет листву,
Белой снежинкой летит в синеву.
Реже солнышко блестит
К югу стая птиц летит,
Расставаясь с нами.
Частый дождик за окном,
Небо тучкой плачет,
Листья желтые кругом:
Это осень, значит.
Воспитатель: Вот какие хорошие стихотворения об осени. А теперь давайте дети встанем в круг, отдохнем немножко. (физ. минутка)
Если на деревьях листья пожелтели, (дети показывают как шевелятся листья)
Если в край далекий птицы улетели, (дети показывают как улетают птицы)
Если небо хмурое, если дождик льется, (дети показывают как льется дождик)
Это время года осенью зовется. (дети хлопают в ладошки)
Воспитатель: Молодцы, а теперь садимся за стол. (На столе листок бумаги, салфетка, клей пва, шаблоны листьев красных и желтых цветов. Дети садятся за стол.)
Воспитатель: Перед вами кисточки. Нужно взять кисточку за верхнюю часть и мокнуть в клей.
Воспитатель: Какого цвета должны быть листики?
Дети: Желтого, зеленого, красного.
Воспитатель: Да, все правильно.
Воспитатель: А теперь, садимся ровно и начинаем делать. (Воспитатель помогает, дети делают)
Воспитатель: Ой какие красивые листики получаются.
Воспитатель: Дети, какие листики мы с вами сегодня наклеили?
Дети: Красного, желтого, зеленого цвета!
Воспитатель: Всё правильно, вы все молодцы. На этом у нас занятие окончено, а теперь помойте руки и вытрите полотенцем.
Читайте также: