Радостные гимны романа сладкопевца 3 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Развивающие цели: формирование регулятивных УУД ( формирование целевых установок учебной деятельности, самооценка деятельности);формирование личностных УУД ( выражение положительного отношения к процессу познания, восприятие речи как учителя, так и обучающихся, развитие художественного восприятия, реализация творческого потенциала в ходе работы над мини- проектом); формирование коммуникативных УУД ( оформление высказывания, описывание объекта, конструирование понятия).

Виды деятельности обучающихся

Формируемые виды УУД

Позитивный настрой на урок.

Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

Учитель: Мы вновь встречаемся с вами на уроке музыки. Сегодня за окном прекрасный солнечный день и я надеюсь, что и наш урок будет таким же солнечным и добрым.

формирование доброжелательности, умения слушать и слышать

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Фиксация и выявление места, причины затруднений, выход на проблемный вопрос, самооценивание. В Дневнике урока

Построение проекта выхода из затруднения.

1.Музыка- это наука.

2.Музыка- это искусство.

3.Картины пишет писатель.

4.Рассказы, поэмы, повести- это творения художника.

5.Картины пишет художник.

6.Музыку пишет композитор.

Учитель: Молодцы! Давайте проверим наши знания. Поставьте себе оценку в дневнике урока

Учитель: Наши мнения разделились. Что же нам надо сделать, чтобы найти правильный ответ? В роли кого нам надо сегодня побыть?

Ученики: Нам надо стать композиторами и попробовать самим написать картину.

Учитель: Если мы с вами композиторы, чем мы будем писать картину?

формирование общего представления об искусстве, моделирование различных отношений между объектами

формирование доброжелательности, умения слушать и слышать

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

оценка своих знаний

Этапы реализации проекта:

А) Работа в группах

( первичное закрепление с проговариванием во внешней речи)

В) Формулирование темы и цели урока

Просмотр музыкального фрагмента

Д) Включение новых знаний в систему

Дети имитируют показ игры на гуслях

вместе проговорить текст былины нараспев

Повторение определения понятия: опера

Беседа по прослушанному произведению

ИГРА на шумовых инструментах

У нас есть два задания.

У: Выполните задание согласно указанному алгоритму.

1.Внимательно рассмотрите репродукцию. Что на ней изображено?

2.В таблице подчеркните все слова, которые могут относится к вашему изображению. Обоснуйте свой ответ.

3.Подумайте, какие звуки можно использовать для характеристики изображения ( высокие, низкие, средние, громкие, тихие, отрывистые, плавные, быстрые, медленные)

4.Если бы вы были на месте автора, как бы вы назвали своё произведение?

Объединяемся в группы , согласно цвета карточек

У: Предоставляю слово для защиты.

( По ходу защиты на доске фиксируется название, данное учениками и сама репродукция, которая отображается и в презентации

Учитель: Посмотрите, сколько интересных слов у нас прозвучало: ГУСЛИ, РУССКАЯ ИСТОРИЯ, БОГАТЫРИ. СТАРИНА

Давайте скажем тему нашего урока: Певцы русской старины .

Сформулируем ЦЕЛЬ урока.

ФИЗМИНУТКА ритмическая игра

Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси. Послушайте музыкальный фрагмент и определите, что это за инструмент.

Учитель: К нам на урок пришли настоящие гусли

Учитель: Кто же такие гусляры?

Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир

Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей, а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать.

Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.

Учитель: Давайте покажем как играли на гуслях в старину? (Показ: клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук..)

Учитель: Кто же играл на гуслях в древности?

Во-первых, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки;

во-вторых, на них играли сказители - люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев.

Мы погружаемся в нашу российскую историю всё дальше… Итак, гусляры, они же сказители, исполняли былины.

Давайте вспомним, а что такое былина ? (Народная песня – сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины.)

Как называли сказителя-гусляра на Руси, который под звон гуслей исполнял былины? (Баян)

Вы , рассматривая картину, сочинили мелодию: ______________

У: О каких событиях и героях слагались былины?

А теперь послушайте эту былину в сопровождении гуслей.

Как звучит эта мелодия? Д: (протяжно, широко)

У: Давайте попробуем вместе проговорить текст былины нараспев, на время превратившись в старинных песенников – гусляров.

( учитель вместе с детьми показывает напевы начала былины

Вы уже неоднократно слушали другие народные песни. Что у них общего с былинами?

Д: (распев, певучесть, плавность)

Сели удобно, спинки выпрямите. Послушайте мелодию былины

У: Давайте покажем рукой как движется мелодия.

В задание 2 группы входило описание картины художника

Вы , рассматривая картину, сочинили мелодию: ______________

Гусли, этот удивительный инструмент, попал даже в оперу. Известный композитор Н.А.Римский-Корсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину о Садко.

Учитель: Ребята, а что такое опера?

Ученик: Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. Вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой – вокальной и оркестровой.

Садко - былинный герой, бесстрашный мореплаватель и талантливый гусляр, который жил в богатом городе Новгороде.

Двенадцать лет он по морю плавал, а дани царю морскому не платил. Садко, догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли , велел спустить себя в море на дубовой доске.

Вот и попал Садко в гости к морскому царю, где повидал заморские чудеса подводного мира и поразил всех своей великолепной игрой.

Давайте с вами заглянем в музыкальный театр и посмотрим фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова "Заиграйте, мои гусельки!". Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка .

Как выглядит Садко в опере?

Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?

Скажите, звучали гусли или нет?

На гуслях играли не только в древние времена, но и сейчас играют в оркестре народных инструментов.

Учитель: Какие музыкальные инструменты, помимо гуслей, входят в состав народного оркестра?

Ученик: (балалайки, домры, трещотки, баян, ложки, дудочки и др.)

У: Всё ли получилось у вашего оркестра?

У : Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.

О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? (О гуслях.)

С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяна и Садко.)

овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение выполнять задания в рабочей тетради;

формирование умения составлять целое из частей

применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Форма урока: Урок-путешествие

Задачи урока:

- Раскрыть через художественный образ тему добра и зла

- Развивать творческие способности и мышление учащихся

- Развивать позитивное отношение к классической музыки

- Воспитание общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие.

1.Организационный момент:

Пение с движением "Утром рано" (приветствие)

Утром рано мы проснулись (потягиваются)

Солнышко! Солнышко! (фонарики вверху)

Выпиваю чаю я (одна ладошка - блюдце, другая - чашка, подносим ко рту, как - будто пьём)

До донышка, донышка (стучим кулачком по ладошке)

Ем на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую)

С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

У: - Здравствуйте ребята!

2.Изучение нового

Ребята, сегодня у нас урок необычный, и мы представим, что находимся в театре.

У.: Ребята, кто из вас был в театре?

У.: А в музыкальном театре?

Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в детском музыкальном театре?

- В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д.

- Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать?

- Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет.

- Скажите, пожалуйста, а кто является героями сказок? Приведите примеры.

- Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри и животные.

- И сегодня к нам на урок пришел сказочный герой.

(В классе появляется ученый кот)

Здравствуйте, ребята. Узнал я, что сегодня на урок к вам в гости пришла сказка, и решил проверить, хорошо ли вы знаете сказки и их героев. А для этого нам помогут загадки.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Кот: Кто из вас вспомнил, какое сказочное литературное произведение начинается этими поэтическими строками?

(учащиеся определяют, из какого произведения отрывок)

Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

Ребята, давайте поблагодарим нашего гостя-кота ученого за интересную загадку и предложим ему принять участие в нашем уроке.

У: Опера начинается со сцены свадебного пира:

Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Слайд 5.Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

А теперь представьте, что мы с вами вошли в музыкальный театр, разделись, купили программку (показать). Слайд 6.

А вы знаете, что такое программка и для чего она нужна?

У: Программа - это печатный путеводитель спектакля. В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Слайд 7

Итак, мы купили программку и попали прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра. Так начинается опера.

А что же такое увертюра?

Д: Увертюра – это вступление к опере или к балету.

У: Да, это вступление к опере.

А кто мне может сказать, что такое опера?

Д: Опера – это музыкальный спектакль, где герои поют.

У: Да, опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв в театре?

А что делают художники в театре?

Д.: Декорации, грим, костюмы.

У.: Оперные артисты?

Д.: играют и поют.

У.: Что делают музыканты в оркестре?

Д.: Играют на музыкальных инструментах.

У.: А что делают писатели, поэты?

Д.: Пишут рассказы, сказки, стихи.

У.: А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто. Слайд 9.

У.: Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?

У.: Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр.

М. И. Глинка не просто пересказал содержание поэмы, но и для каждого героя композитор создал свой музыкальный портрет. Он языком музыки дополнил слова А.С. Пушкина и от этого музыкальные портреты получились очень яркими и интересными.

У.: Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана?

У.: Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина. Каватина это - небольшая лирическая ария.

Что вы можете сказать об этом персонаже? В каком настроении исполнен этот фрагмент?

Каватина Людмилы отражает различные настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство.

У: А чтобы познакомиться со следующим героем из оперы – сказки кот ученый вам загадает загадку.

Уже колдун под облаками;

Hа бороде герой висит;

Летят над мрачными лесами,

Летят над дикими горами,

Летят над бездною морской;

От напряженья костенея,

Руслан за бороду злодея

Упорной держится рукой.

Кот: Какого колдуна описала нам загадка?

У: Правильно, а кто такой Черномор?

У: Он настоящий или сказочный герой?

У: Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун?

- Он был коварный, хитрый.

У: В чем его волшебная сила?

Д: это злобный карлик, сила которого находится в его длинной бороде.

- А что произойдет, если ему отрубить бороду?

- (Вся его волшебная сила исчезнет и он станет абсолютно безвредным)

Но отрубить бороду обычным мечем нельзя. Для этого нужен волшебный меч, раздобыть который может только настоящий богатырь, храбрый и бесстрашный, мудрый и по-настоящему любящий Людмилу.

Какой характер прозвучавшей музыки?

Ответы детей: музыка громкая, грозная, страшная

Сохраняется ли такой характер музыки до конца произведения? (нет)

Учитель: Почему ваши жесты были разными?

Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.

Музыка звучит уже не так грозно, немного ускоряется ,появляются насмешливые интонации (ведь Черномор-это карлик, который без бороды не представляет никакой угрозы).

А часы идут, идут

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

3.Закрепление

У.: У.: Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется?

У.: Оркестр звуками может нарисовать: битву, бурю и многое другое. Он звучит на протяжении всего действия.

А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним. Слайд 15.

У: Я предлагаю вам немного отдохнуть и вместе с котом ученым потанцевать. Слайд 16.

Кот: Молодцы, ребята. Вижу, знаете, вы сказочных героев и любите сказки.

С вами мне пора прощаться, в путь дорогу собираться. Книжки ждут меня друзья, говорю я всем пока.

Ученый кот уходит.

Давайте послушаем эту песню. Слайд 17

О чем эта песня?

О каких сказках поется?

На сюжет многих сказок, которые вы услышали в песне, также написаны музыкальные спектакли. Слайд 18

Вокально-хоровая работа

Давайте разучим с вами первый куплет с припевом.

(разучивание и исполнение первого куплета песни)

-Ребята, как мы должны исполнять песню, чтобы передать волшебное таинственное настроение?

(Негромко, мягко, напевно, легко)

4.Итог урока.

Вопросы для закрепления:

- Какая была тема урока?

- О чем вы узнали сегодня на уроке?

- Какие песни слушали, пели?

- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?

Домашнее задание: Найти стихотворение о сказочных героях, которых поется в песне.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Гимн России Первые гимны были сложены в глубокой древности в Египте и Месопот.

Гимн России Первые гимны были сложены в глубокой древности в Египте и Месопотамии, и возникли они гораздо раньше, чем гербы и флаги. Гимны представляли из себя молитвенные песнопения, прославляющие богов. Пирамиды. Эль-Гиза. Древний Египет Город Ур. Месопатамия

Гимн России В Древней Греции гимнами называли торжественные песни, прославляю.

Гимн России В Древней Греции гимнами называли торжественные песни, прославляющие богов, героев, а также знаменательные исторические события. До наших дней сохранились творения многих известных поэтов древней Эллады: Алекя, Алкмана, Пиндара, Гомера. Пение гимнов во славу богов сохранилось и в христианстве. Так в Библию вошли гимны, встречающиеся в псалмах царя Давида. Гомер. Мраморный бюст Древнегреческий поэт Алкман. Мозаика

Гимн России Более тысячи гимнов написал Роман Сладкопевец, живший в VI веке.

Гимн России Более тысячи гимнов написал Роман Сладкопевец, живший в VI веке. К лику святых был причислен гимнотворец Иоанн Дамаскин, живший в Сирии в VII – VIII веках. Святой Роман Сладкопевец. Аналойная икона Успенского мужского монастыря в Иваново. Служил в V веке при соборе Св. Софии в Константинополе и прославился как автор и исполнитель кондаков – поэм – гимнов на религиозные темы

Гимн России Огромное влияние на все страны Восточной и Западной Европы оказал.

Гимн России Огромное влияние на все страны Восточной и Западной Европы оказали византийская культовая музыка, расцвет которой пришёлся на V – VI века. Религиозные движения в Европе в XI – XVI веках породили новые формы гимнов, не связанные с церковью. Стали создаваться торжественные песни, сопровождающие выходы государей. Монахи, поющие во время богослужения. Миниатюра. 1430г. Манускрипт с записью гимна

Гимн России Первый национальный гимн появился в Голландии в 1568 году. Это бы.

Гимн России Первый национальный гимн появился в Голландии в 1568 году. Это была песня в честь Вильгельма Оранского, возглавившего борьбу против испанского владычества. Принц Вильгельм Оранский. Портрет работы А. Кея

Гимн России В 1743 году учитель музыки из Лондона Генри Кэрри написал гимн «Б.

Гимн России В XIX веке появился ещё один революционный гимн – пролетарский «И.

Гимн России В Древнюю Русь богослужебные песни-гимны пришли вместе с крещение.

Гимн России В эпоху Петра Первого появилось много песнопений, прославляющих ц.

Гимн России В конце XVIII века появилось ещё одно произведение всероссийского.

Гимн России Своего официального гимна в России не было долгое время. С 1816 г.

Гимн России Интересна история создания текста гимна. В 1815 году поэт В.А. Жу.

Гимн России В середине декабря 1833 года в Большом театре состоялось первое п.

Гимн России После Октябрьской революции с января 1918 года по 1943 год официа.

Гимн России После распада СССР в 1991 году гимном России стала «патриотическа.

Проверь свои знания! Преображенский марш был сочинён: а) в начале XVIII века;.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальный материал: величание равноапостольной святой княгине Ольге и Князю Владимиру, новогодние песни.

Новые понятия: Величание, святые, Баллада, равноапостольная.

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята! Раньше на Руси люди покланялись многим Богам и были язычниками: Перуну – богу войны и грома, Велесу – покровителю домашних животных, Сварогу – верховному божеству славян, Ярилу – богу солнца и т.д.

На этом уроке мы попробуем разобраться, кто положил начало, чтобы Русь стала православной.

Язычники – люди, которые поклонялись силам природы и многим Богам.

Учитель: Сегодня мы с вами будем продолжать знакомство со святыми земли русской. Особо значимой датой для русского народа стал 988 г (X в.), Именно в этом году Русь приняла православную веру. Проводниками этого религиозного учения стали княгиня Ольга и князь Владимир, о которых пойдет речь на этом уроке.

3. Повторение ранее изученного материала.

Учитель: Давайте вспомним, каких святых мы знаем?

Учитель: Во 2 классе мы знакомились с князем Александром Невским и святым Сергием Радонежским

4. Изучение нового материала:

Учитель: Ольга и Владимир не только русские князья, но и русские святые. Русская православная церковь называет их равноапостольными, т. е. дела их на земле равны делам учеников Иисуса Христа — апостолов, которые просвещали народы мира, рассказывая о Христе и его заповедях. Так же как апостолы, которые проповедовали учение Христа, они принесли православную веру на Русь.

Апостолы - это ученики Иисуса Христа, которые просвещали народ, рассказывая о Христе и его заповедях.

Учитель: Княгиня Ольга. В молодости княгине Ольге были дороги языческие боги ее предков. Она поклонялась многим богам, славя грозные силы природы – огонь, ветер, воду, солнце. Но чем старше становилась мудрая Ольга, тем настойчивее она искала другую веру, которая смогла бы объединить русский народ. Ольга часто была в Константинополе, столица Византии. Именно там, в храме Святой Софии патриарх Игнатий, совершил обряд святого крещения Ольги, а император Константин стал ее крестным отцом. Возвратившись в Киев, Ольга хотела обратить своего сына князя Святослава в христианскую веру. Но не лежала душа воина-князя к христианству. Лишь внук Ольги, Владимир, продолжил начатое ей дело – обращение русских в православную веру.

Величать — значит восхвалять, славить, чествовать.

Величание — это молитвенное торжественное песнопение. Характер музыки спокойный, величавый, мелодия распевная.

Слушание: Величание княгини Ольги

Учитель: Величание — это молитвенное торжественное песнопение. Характер музыки спокойный, величавый, мелодия распевная.

Учитель: Князь Владимир. В Киеве жило много христиан, немало их было и в дружине князя Владимира. В Киеве как в торговом городе сходились купцы со всех сторон света, разнося молву обо всем, что они видели и слышали. Соседние народы стали пытаться обратить Владимира в свою веру, чтобы сделать такого сильного князя своим единоверцем. Приходили к Владимиру посланцы из болгарских земель, немцы-католики, евреи. Греческий посланник рассказал Владимиру о том, как Господь Иисус Христос сошел на землю ради нашего спасения. Послал Владимир десять самых умных бояр к болгарам, немцам и грекам. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, потрясла их.

Слушание: Величание князю Владимиру

Учитель: В 988 году князь Владимир вместе со своей семьей и дружиной принял христианство. После этого он сам стал учить своих сыновей христианскому слову. В конце лета он собрал киевский народ на берегу Днепра, где его окрестили византийские священники.

Конечно, крещение Руси не проходило безболезненно для народа - большинство людей сгоняли к реке палками, сжигали их языческих идолов. Многие не желали приобщаться к новой православной культуре и оказывали яростное сопротивление священникам. В 1000 (одно тысячном) году в Новгороде язычники восстали против новой веры, разрушили храмы и поубивали многих христиан. Тем не менее, новая единая религия быстро распространялась по княжеству, и уже в X веке укрепилась Русская Православная Церковь. И с этого момента на Руси появился такой святой и великий праздник как рождество.

Цель: повысить уровень энергии в классе

6. Разучивание музыкального произведения.

Песня «Откуда приходит Новый год? сл. А.Пинегина, муз. А.Усачева

7. Закрепление пройденного материала.

Что мы узнали сегодня на уроке?

Кто крестил Русь?

Что такое величание?

Что такое песнопение?

В каких видах искусства были изображены Князь Владимир и Княгиня Ольга у нас на уроке?

Читайте также: