Конспект звуки ы и

Обновлено: 05.07.2024

- Сегодня мы будем учиться различать эти звуки ([И] – [Ы]).

Дети произносят звуки, наблюдая в зеркала за артикуляцией.

При произнесении звука [ы] губы не напряжены, язык отодвинут вглубь рта. При произнесении звука [и] губы растянуты в улыбку.

- Чем похожи звуки? – Чем отличаются?

Поиграем в игру. Вы будете угадывать по беззвучной артикуляции, какой звук я произношу и поднимать соответствующую карточку.

И – И - И – Ы – И –Ы-Ы –И – Ы – И –И

Бы-бы-би ти-ти-ты ки-кы-ки ди-ды-ды.

Я называю твердый слог – вы мягкий, и наоборот: я мягкий , а вы наоборот твердый:

ВЫ - …. СЫ - ……, МЫ - …. ГЫ - ….

Под полом скребется…… . В цирке выступает мохнатый….. .

- Каким гласными отличаются эти слова?

- Какую букву держит мишка? (И.) Какую - мышка? (Ы.)

Мышка съела сыр и пышку,

Тыкву, рыбу, дыню, вишню,

Съела сливы, сухари

И сушеные грибы,

Целый день она жевала,

Но все мышке было мало.

Дети загибают пальцы, перечисляя все, что съела мышка.

  1. Теперь назовите все слова из этого стихотворения, в которых есть звук [Ы]. Отдайте мышке те карточки, на которых нарисованы эти предметы.
  1. А теперь среди карточек выберите те, в названии которых есть звук [И] и отдайте их мишке.

Слова-карточки: тыква, тигр, малина, сухари, рысь, киви, дыня, конфеты, огурцы, рыба, коты, вишни, торты, грибы, сыр, пышка.

Карточку с изображением грибов можно отдать и мышке, и мишке.

Образование сравнительной степени прилагательных:

Измени слова (слова из упражнения 11.) по образцу:

У меня малина сладкая, а у меня еще …слаще.

У меня огурцы крепкие, а у меня еще …. крепче.

У меня рыба крупная, а у меня еще… крупнее.

У меня вишни сочные, а у меня…. сочнее.

У меня дыня большая , а у меня …. больше.

У меня сыр свежий, а у меняя … свежее.

- Припоминание картинок на звуки [И], [Ы].

- Какое задание было самым интересным для тебя?

- Что у тебя получилось лучше?

Контрольная работа по разделу «Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской…

Структура интегрированного занятия


Справка отчет по воспитательно-образовательной работе в группе за 2019-2020 учебный…


Справка отчет по воспитательно-образовательной работе в группе за 2019-2020 учебный год Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с.

Комментарии

В блогах

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий - строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях."

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях. Нашим детям для правильного развития опорно- двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям.

Конспект занятия по лепке "Ягодки рябины для птичек" в первой младшей группе

Sample Image

Цели: закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать их между ладонями круговыми движениями и прилеплять к плоской основе; совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них; учить различать и называть красный цвет, закреплять здание о форме предметов.

2. Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах, словах, предложениях.

3. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

4. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти.

5. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

6. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.

Образовательные: познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.

Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание, развивать просодическую сторону речи (силу голоса, высоту голоса, фонематический слух, внимание, мышление, память, пространственное восприятие.

Воспитательные: воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; интерес к занятию; настойчивость.

Оборудование: набор картинок (кукла – куклы, шар – шары и пр., печатная буква Ы

Ход занятия:

1.-Ребята чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно говорить слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки.

- А для чего мы учим буквы? (Для того, чтобы научиться читать).

- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.

- Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах.

-Давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем : [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.

-А звуки [а, о, у, и] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.

- Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком. Послушайте, какие песенки я вам пропою: аы – оы – уы.

-Какой новый звук вы услышали?

-Да, верно. Прозвучал звук Ы. Он у нас тоже гласный звук. И обозначается он вот таким символом. Показать букву Ы.

- А теперь давайте вместе пропоем звук ы; - громко, тихо, кратко, длинно.

- Выходите на ковер, встаньте все в круг. Посмотрите, у нас на ковре лежат карточки. Каждый берет одну карточку. Девочки берут карточку с одним предметом, а мальчики - где много предметов (играет музыка). Все нашли? Давайте проверим. Посмотрите, все ли правильно? Девочки назовите свои предметы, а сейчас мальчики называют громко свои предметы. Какой звук повторился много раз? Да, звук Ы.

-Проходите за столы. Сядьте ровно, выпрямите спины. Давайте вспомним слова со звуком Ы, которые называли мальчики.

Упражнение в словоизменении, выделении последнего звука в слове :

Навстречу – … (козы).

А с ним – … (дубы)

Нету слов на букву … (ы)

-Звук Ы у нас особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

- Губы открыты или смыкаются? (открыты).

- Зубы открыты или смыкаются? (открыты).

- Где находится язык? (он лежит на дне рта).

- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет).

-Ребята какие бывают часы: на руках… (наручные, на стене… (настенные, на улице… (уличные, на столе… (настольные). Машины тоже бывают разные. Одни стирают, значит это… (стиральные машины). На других шьют, значит это… (швейные машины). Убирают улицы… (уборочные машины, перевозят грузы… (грузовые машины).

5. Образование существительных множественного числа.

- У соседей сад, у звука [ы] – сады (пример, говорит воспитатель, далее множественное число образуют дети).

- У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.

- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.

- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы).

- И дома у звука [ы] не комната, а (комнаты, не диван, а (диваны).

- Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.

-Попробуем нарисовать букву в воздухе : начинаем сверху, движемся вниз, делаем круг, рядом рисуем палочку сверху вниз. Молодцы. Повторим.

6. Динамическая пауза.

Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)

В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)

В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)

В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)

7. Способствовать четкому произношению звука "Ы" в словах.

-Ребята отгадайте загадки:

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло).

Деревянных два коня

Вихрем мчат с горы меня.

У коней обычай свой:

Летом спят, бегут зимой. (Лыжи).

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы).

Вильнет хвостом туда-сюда

И нет ее, и нет следа. (Рыба).

Острые зубки. (Мышка).

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес

-И исчез. (Дым)

8. Заучивание стихотворения М. Мышковской.

что стала белой,

Что и чем мыла мышка?

(Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост).

Как она все это мыла и что с ней стало?

(Мыла так, что стала белой, и от счастья мыло съела).

- Буква ы всегда маленького роста, живет она на шестом этаже, в квартире № 6 (размещение буквы на панно).

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (Гласные). Каким условным цветом обозначаем гласный звук? (Красным). Ребята вам понравилось занятие? Вы все молодцы!

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Звук ы и буква ы и.docx

Урок 14. ЗВУКИ [Ы], [И], БУКВЫ ы , И , и .

Сформировать понятие о буквах Ии, ы , и звуков, которые их обозначают; показать роль гласных и, ы после согласных.

Формирование умений находить буквы в словах.

Интерес к занятиям по Азбуке.

Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения

Оценивать результаты своих действий.

Правила общения в школе, в классе.

Разные формы работы на уроке.

Мотивация к учебной деятельности

Цель: Включить в учебную деятельность на лично значимом уровне.

К нам в гости пришел Незнайка. Он хочет узнать, что значит уметь учиться.

-Расскажите Незнайке, что значит уметь учиться.

- Какие шаги учебной деятельности мы с вами знаем?

- А чтобы понять чего мы не знаем , что нам надо вспомнить? (что уже знаем)

2. Актуализация.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового знания.

- Из чего состоит наша речь? ( из предложений)

- из чего состоят предложения? ( из слов)

- Из чего состоят слова?( из звуков)

Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим.

Слайд какие буквы спрятались? Что вы можете о них сказать.

2. У учителя на столе находятся кукла, шар, розы, а на доске висят схемы слов.

Дети соотносят предмет и схему.

– Какими гласными буквами можно заменить гласные звуки
в схемах слов?

Дети вставляют гласные из наборного полотна в схемы слов, замечают, что нет на наборном полотне Ы.

II. Работа над темой.

1. – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Учитель показывает букву Ы.

– На что похожа эта буква?

Мнения детей.

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы ,

Все вы знать её должны.

– Что можете сказать о букве и звуке, который она обозначает?

Мнения детей.

– Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [ы], хлопайте в ладоши.

Кубик, бык, буквы, ворота, прыгалка, рысь и др.

– Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и в конце слов.)

– Назовите слова, которые начинаются на [ы].

Дети не смогут назвать таких слов.

– Давайте попробуем найти слова на [ы] в словаре.

Можно взять словарь С. И. Ожегова или любой другой, но обязательно толстый словарь.

– Какой вывод можно сделать?

Вывод: в русском языке нет слов, которые начинаются с Ы .

3. Напечатайте в тетрадях по чтению букву Ы .

III. Знакомство со звуком [и] и буквами И , и .

– Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной буквой. А какой, вы узнаете, выполнив задание.

1. Учитель называет слова (можно показывать картинки с изображением предметов).

Полка, игрушка, инструмент, ирис и др.

– Какой звук вы услышали первым?

– Какой он: гласный или согласный? Почему?

– Какой буквой обозначается этот звук?

Учитель показывает буквы И , и .

На что похожа буква И ?

На калитку посмотри:

Чем она не буква И ?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

– Сколько здесь дощечек? (Три.)

– А какая буква? (И.)

– Почему букв И – две?

– В каком случае мы пишем слова с заглавной буквы?

– Приведите примеры таких слов.

– Напечатайте эти буквы в тетрадях по чтению.

2. Работа с учебником (с. 20).

– Назовите слова со звуками [и], [ы].

hello_html_m4e9e5463.jpg

– На физкультминутке мы будем вместе составлять букет.
Я буду называть цветы, а вы должны быстро решить, возьмёте тот или иной цветок в наш букет или не возьмёте. Отбор цветов должен идти по следующему признаку: наличие в сочетании слов звуков [ы], [и].

Если в одном из слов словосочетания есть звук [ы], встают дети I варианта и изображают, как срывают цветы. Если есть звук [и] – встают дети II варианта и делают то же самое.

Красный мак, белый ландыш, синий колокольчик, чёрная роза, жёлтый тюльпан и др.

3. Работа с учебником (с. 20).

– Вставьте в схемы слов нужные буквы.

Это задание можно вынести на доску.

– Почему в первое слово вставили букву И , а во второе Ы ?

– Произнесите первый звук в каждом слове.

– Что заметили при произнесении первых звуков в словах?

– Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Как вы думаете, от чего это зависит?

– Это зависит от того, какая буква стоит после согласного. Если стоит буква И , то согласный произносится мягко, а если буква Ы – твёрдо.

1. Напечатать буквы И и Ы .

– Какую букву печатать не надо? Почему?

2. Какие слова могут быть здесь записаны?

– В каких словах согласные произносятся мягко? Почему?

3. Вставить в схемы слов буквы И , Ы (иглы, иголки).

Наблюдение за многозначностью слова.

Разгадать ребусы можно предложить детям дома.

V. Итог урока.

- У каждого из вас лежат цветы. Посадим клумбу с цветами.

Кто хорошо работал на уроке, старался, тот посадит розовые цветочки

Кто работал, но у него не совсем все получалось –желтые

Кто работал, но сегодня у него не получилось - синие

– С чем сегодня познакомились на уроке?

– Что интересного узнали о буквах И , Ы и о звуках, которые они обозначают?

Коррекционно-образовательные задачи:

- создать условия для закрепления навыков произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях;

- создать условия для закрепления умения различать окончания существительных в единственном и множественном числе;

- создать условия для совершенствования навыков звукового и слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

- способствовать развитию фонематического слуха;

- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- обеспечить условия для воспитания доброжелательного отношение к занятиям, чувство взаимопомощи.

Оборудование : презентация, фишки для звукового анализа, мяч, игрушка Мышонок, карточки для звукового анализа слова, звуковые линейки.

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент.

- Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем. Слайд № 2.

- сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.

Мы с Мышонком познакомимся с новым звуком и новой буквой.

Загадки: (слайд №3)

Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)

Живет она в глухих лесах,

На ушках – кисти, при усах.

Большая кошечка, однако,

Размером, прямо, как собака.

А это значит: кошка -… (Рысь) (появляется картинка)

- Творожку я брат,

А молоко - моя мать. (Сыр) (появляется картинка)

В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)

-Мышь, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)

- Какой это звук? (гласный) Как вы это определили? (Воздух выходит изо рта спокойно, не встречает преграды).

- Если услышите в слове звук [ы], то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.

Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.

- Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук [ы] в словах (в начале слова, в середине, в конце)

Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка.

Знакомство с буквой

Указательный с большим

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

- А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква (слайд №6).

Читайте также: