Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по старжинской

Обновлено: 07.07.2024

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 32 города Каменск – Шахтинский

Открытое занятие

по обучению грамоте

старшая группа

Цель:создать условия длявыявления степени усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения через игровую ситуацию.

Образовательные:

закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки,

совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах,

упражнять в определении места звука в слове,

учить составлять и читать слова,

закреплять умение составлять и разбирать предложения,

Развивающие:

развивать фонематическое, зрительное и слуховое восприятие,

развивать внимание, память, мышление,

учить внимательно вслушиваться в речь взрослого,

правильно отвечать на вопросы полными предложениями;

Воспитывающие:

воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие ,

воспитывать интерес к обучению грамоте.

Развивающая среда:

конверты с заданиями,

фишки для звукового анализа по количеству детей,

предметные картинки с изображением животных, различных предметов со звуком [Ш],

красный, синий и зелёный домики,

карточки с буквами В, О, Л, К,

корзинка с угощением

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, сколько гостей у вас сегодня. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы с вами научились. Давайте их поприветствуем.

Воспитатель и дети: Всем! Всем! Добрый день!

- Ребята, сегодня действительно хороший день, и он не просто хороший, он ясный, солнечный и теплый. Я очень рада видеть всех вас и мне хочется пригласить вас на прогулку!

- Становитесь в кружок!

- Для прогулки нам понадобится бодрость духа, дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение.

Психогимнастика

Настроение упало?

Дело валится из рук.

Но еще не все пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоем,

С облегчением вздохнем!

Настроение поднимем,

И от пыли отряхнем.

Разводят руки в стороны.

Бросают руки вниз.

Грозят указательным пальцем.

Хлопают в ладоши.

Берутся за руки.

Поднимают сцепленные руки вверх.

Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.

- Ребята, улыбнитесь друг другу!

Воспитатель:

Отправляться всем в дорогу,

Нам давно уже пора.

Чтоб в пути нам было легче-

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами пришли?

Дети: Мы пришли в лес.

Воспитатель:

- А почему вы думаете, что мы пришли в лес?

- Потому что мы слышим звуки природы, леса.

- Потому что мы слышим пение птиц.

Воспитатель:

- Ребята, что растет в лесу?

Дети: В лесу растут деревья, трава и цветы.

Воспитатель:

- А кто живёт в лесу?

Дети перечисляют животных.

- Как, одним словом, назвать всех этих животных?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель:

- Правильно, ребята, это дикие животные.

- Давайте закроем глаза и представим, что они не обычные, а сказочные.

- Сказочные звери посещают лесную школу и также как и вы, любят играть со звуками и буквами. Они приготовили для вас интересные игры и задания.

III . Основная часть

Фонетическая разминка.

Воспитатель:

- Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:

В некотором царстве,

Звуко-государстве,

Жили-не тужили,

С Язычком дружили:

Вопелочка: ААААА,

Ревелочка: УУУУУ,

Пищалочка: ИИИИИ,

Свистелочка: ССССС,

Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,

Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,

Шипелочка: ШШШШШ.

Воспитатель:

- Ребята, что мы с вами произносили?

Дети: Мы произносили звуки.

Воспитатель:

- А какие звуки мы произносили?

Дети: Мы произносили гласные и согласные звуки.

Воспитатель:

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Воспитатель:

- Правильно. А каким цветом мы обозначаем согласные звуки?

Дети: Согласные звуки мы обозначаем синим или зелёным цветом.

Воспитатель:

- От чего это зависит?

Дети:Синим цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки, а зелёным – согласные мягкие.

Воспитатель:

- Молодцы ребята! Я вижу, вы готовы к выполнению заданий лесных жителей.

Задания лесных жителей находятся в конвертах.

Воспитатель достает первый конверт.

Воспитатель:

- А вот и первое задание! Интересно, от кого оно!

Воспитатель открывает конверт и с изображением Медвежонка, достаёт оттуда карточку с заданием.

Дети:Это задание от Медвежонка!

Воспитатель:

- Посмотрите, ребята, перед вами три домика – красный, синий и зелёный.

- Как вы думаете, кто живёт в красном домике?

Дети: В красном домике живут те, чьё название начинается на гласный звук.

Воспитатель:

- А кто живёт в синем домике? В зелёном домике?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Молодцы! Приступаем к выполнению задания.

Каждый ребёнок берёт изображение одного лесного жителя и находит его домик.

Коллективная проверка выполнения задания.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, а вот и Лисичка пришла с вами поиграть. Но в эту игру нужно играть сидя, поэтому пройдите на свои места.

Воспитатель:

- Лисичка приготовила для вас звуковые домики.

- Послушайте внимательно правила игры: я буду называть слово, вы должны услышать, где находится согласный звук [С]: в начале, в середине или конце слова, и прикрепить фишку в нужное окошко.

- Где мы слышим звук [С], в слове: сыр, ананас, носки, сумка, маска, кактус, пылесос.

- Какое сложное задание приготовила для вас Лисичка, но вы отлично с ним справились.

Воспитатель:

- Интересно, кто же еще приготовил для нас задание.

Воспитатель:

- Она приготовила для вас волшебный мешочек.

- Давайте посмотрим, что в нем лежит.

Воспитатель достает из мешочка картинки.

Дети: Это картинки.

Воспитатель:

- Давайте с ними поиграем!

- Вы будете доставать из мешочка картинки, назвать предмет, изображенный на ней и делить хлопками это слово на слоги.

(Картинки: шапка, шкаф, подушка, кошка, машина, мышь и т.д.)

- Молодцы ребята, как ловко вы справились с этим заданием!

Воспитатель:

А вот и конверт от Зайчонка. Он предлагает вам немного отдохнуть и сделать разминку.

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)

А теперь руками крутим —

И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево,

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)

Наклоняемся легко,

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке. (Дети садятся.)

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите вот ещё один конверт. Интересно, от кого он?

- Смотрите в конверте карточки с буквами. Кажется, я поняла. Надо из букв сложить слово, и мы узнаем, от кого это задание.

-Волчонок просит вас выложить звуковую схему этого слова.

Дети коллективно выкладывают схему.

Воспитатель:

Воспитатель:

- А вот и последний конверт – от Бельчонка.

Дети придумывают предложения, одно из них разбирается, выкладывается схема.

Воспитатель:

-Молодцы ребята! Вы отлично справились с последним заданием!

IV . Итог

Воспитатель:

- А наша прогулка подошла к концу.

- И за вашу хорошую работу, сказочные звери передали для вас корзинку с угощениями.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Занятие очень понравилось. В начале занятия воспитатель замотивировала детей на дальнейшую деятельность. Понравилось многообразие форм, методов и приемов, а также подобранный материал. Активизировался и расширялся словарный запас детей. Педагог опиралась на знания и опыт детей. Использовала игровые виды деятельности.Спасибо.


Интересное занятие в виде виртуальной прогулки по лесу. Подобраны разнообразные задания от лесных героев. Использованные методы и приемы эффективны, способствовали достижению поставленных целей и задач.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Задания и игры для развития интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Цель: развитие интереса у детей 5 – 6 лет к обучению грамоте.

- учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах;

- развивать интонационную выразительность;

- развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;

- закрепить знание гласных и согласных звуков;

- упражняться в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом;

- закрепить умение делить слово на слоги.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание картинок.

Словесные: беседа, загадки, вопросы, уточнения, словесные игры.

Игровые: посылка от Деда Грамотея, поиск ключей.

- простые карандаши (по 1 на каждого ребенка);

- листок бумаги для штриховки.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Воспитатель: Сундучок-то не простой! С шестью замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чем идет речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеется тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок откроем!

Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку. Посмотрите, что же на ней изображено?

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Дом. Какой первый звук?

Воспитатель: Звук Д. Давайте попробуем пропеть этот звук. Д-д-д… Получается? А что нам мешает?

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Дом?

Дети: Д-оооо-м! Звук О.

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

Воспитатель: Звук О можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

(Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук М и определяют, что он не поется, а значит он согласный)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, начинают выполнять второе задание)

Ра-ра-ра – начинается … (игра).

Бы-бы-бы-бы – в лесу растут … (грибы).

Са-са-са – в лесу бегает … (лиса).

Су-су-су – было холодно в … (лесу).

Ву-ву-ву – в лесу видели … (сову).

Ва-ва-ва – по ночам не спит … (сова).

Жа-жа-жа – есть иголки у … (ежа).

Жу-жу-жу – молока даю … (ежу).

Щу-щу-щу – я тебя в лесу … (ищу).

Ша-ша-ша – как погода … (хороша).

Шо-шо-шо – в нашем доме … (хорошо).

Фэ-фэ-фэ – мы пойдем с тобой в … (кафе).

На ней мы пишем мелом,

Трем тряпкой то и дело.

(Дети достают ключ, он находится возле доски)

Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.

Вопросы к детям: 1. Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по слогам? 2. Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)

Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.

(Дети делят имена на слоги с помощью двух приемов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнем. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Буратино потянулся, Руки в стороны развел,

Раз – нагнулся, Ключик так и не нашел.

Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся. Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель : Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем еще одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

(Дети находят четвертый ключ и начинают выполнять четвертое задание)

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить карандашом (воспитатель дает картинки, которые дети должны заштриховать).

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Я в подарок получил,

Что сложу из них сломаю,

И все сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Конструктор. Находят ключ в коробке с конструктором.)

Воспитатель: Вот он, ключик, а на нем следующее задание – игра!

Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто или что его совершает.

Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)

Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)

Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)

Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)

Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)

Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать самим еще слова и предложение с названым словом) (соль, капуста, баранки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Азбука!

Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Мы с вами положим Азбуку в книжный уголок, будем изучать буквы и скоро научимся читать! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная.

  1. Учить детей называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.
  2. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласны)
  3. Совершенствовать навык ответа полным предложением на заданный вопрос расширять активный словарь.
  4. Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  5. Формировать умение делить слова на слоги.
  1. Совершенствование навыка звукового анализа.
  2. Развивать графо-моторные навыки.
  3. Развивать слуховое внимание, память.
  4. Развивать логическое и творческое мышление.
  5. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его.
  6. Закрепить знание гласных и согласных звуков.
  1. Формировать положительную установку на занятие.
  2. Совершенствовать навык переключения с одного вида деятельности на другой.
  3. Развивать навык работы в группе и индивидуально.
  4. Воспитывать интерес к занятиям через использование занимательных упражнений.

Методы и приемы:

Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрация.

Словесный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: Сюрпризный момент, игра.

Наглядный материал: сундук, конверт с письмом, ключи, картинки с изображением предметов, карточки с изображением согласных букв, мяч, корзина с кубиками, корзина с игрушечными продуктами.

Раздаточный материал: картинки для штриховки, простые карандаши.

Словарная работа: Алфавит, буквы, слоги, гласные и согласные звуки.

Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности.

Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.

I. Вводная часть

Дети заходят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!

Посмотрите на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

Дружные и смелые,

Можем многое мы делать,

Клеить, резать, лепить, плести,

Хорошо себя вести!

Посмотрите, вы на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам пришла посылка! Написано: "От Дедушки Грамотея ИЗ СТРАНЫ АБВГДейкин!" Давайте ее откроем и узнает, что там внутри!

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достает оттуда сундук и письмо.)

Воспитатель: Сундучок- то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:

"Дорогие ребята! Дети старшей группы!"

Пишет вам дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал вам подарок в сундучке. Но сундучок с семью замками. К каждому замку есть свой ключик. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, ест еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха, Дедушка Грамотей.

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать вместе?

Воспитатель: А вот и загадки есть в письме:

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий

Засмейся - и в ответ

Он засмеялся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала.)

Воспитатель: А ключ то не простой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Дедушки Грамотея! Справимся с этим заданием- один замок откроем!

Воспитатель: Помощники Дедушки Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?

Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м. Получается? А что нам мешает?

Воспитатель: Если мы не можем пропеть его, то какой это звук?

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А!

Воспитатель! Давайте попробуем его пропеть!

Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Воспитатель с детьми пробует пропеть третий звук К и определяют, что он не поется! А значит он согласный!

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключик!

(Воспитатель вставляет ключик в первый замок.)

Воспитатель: Слушайте вторую загадку, где искать второй ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру "Доскажи словечко" Дедушка Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но забыл. слава. Давайте поможем Дедушке!

1. Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

2. Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь . (ручки).

3. Михаил играл в футбол

И забил в ворота . (гол).

4. Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень. ( жарко).

5. Где обедал воробей?

В зоопарке у . (зверей).

6. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из . (лейки).

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать).

(Дети справляются с заданием, открывают ключом четвертый замок.)

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Дарит чудеса она

В большом ящике живет.

Всем, кто очень любит строить.

Побывать в ней детям стоит. (конструктор).

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Воспитатель: Вот он ключик, а на нем следующее задание- игра!

Я буду называть действие, а вы будете отгадывать, кто их совершает.

1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, мух, пушинка, листья желтые с деревьев)

2. Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака.)

3. Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка.)

4. Кто и что идет (Человек, дождь, снег, время.)

5. Кто и что стоит (Человек, дом, столб, стол.)

6. Кто и что прыгает (Мячик, заяц, человек.)

(Дети выполняют задание, получают ключик и открывают шестой замок.)

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Воспитатель: Слушайте последнее - шестое задание! Это игра "Магазин"

Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук "С". Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем продукты, в названиях которых есть звук "К": картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем те продукты, в названиях которых есть звук "М": молоко, масло, макароны, сметана, мука.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом.)

После выполнения задания дети получают седьмой ключ, вставляют в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить!

III. Заключительная часть

Спасибо Дедушке Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Дедушки Грамотея? Что больше понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Воспитатель: Сундучок-то не простой! С пятью замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Воспитатель: Но для начала, чтобы правильно выполнять все задания, правильно говорить, нам необходимо сделать разминку. Отгадайте-ка мою загадку:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало!

Воспитатель: Правильно дети,

Давайте возьмем наши зеркала.

Набирает он свой ход.

Он в гудок гудит, гудит

По двору индюк ходил

Хвост, как веер, распустил.

Вот какой красивый я,

Полюбуйтесь на меня!

Дятел, дятел тук-тук-тук.

Ты чего стучишь, мой друг!

-Я не зря во рту стучу

Звукам правильным учу.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот мы сделали разминку для язычка, теперь приступим к поиску ключиков. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Вот загадка: Длинный тонкий стебелёк,

Сверху – алый огонёк.

Не растенье, а маяк –

Дети: Это мак.

Воспитатель: Правильно, мак. Смотрите вот эта картинка. Что это?

Дети: Цветок.

Воспитатель: Правильно, ребята. Где у нас в группе находятся цветы.

Дети: В уголке природы.

Воспитатель: Да, давайте поищем ключик.

Один ребенок ищет ключик.

Воспитатель: Вот и наш ключик, но смотрите, здесь какой-то конверт, в нем Дед Грамотей, просит ему помочь разобраться со звуками, он их все попутал.

Воспитатель: А какие звуки мы знаем?

Дети: гласные, твердые и мягкие согласные.

Воспитатель: Дети, а какими карточками мы обозначаем гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, у вас на тарелочках лежат картинки, давайте покажем Деду Грамотею, что мы умеем делать звуковой анализ слов.

Дети делают звуковой анализ на местах.

Воспитатель: Молодцы, вот мы и справились, давайте вставим ключик.

Один ребенок вставляет ключик в сундук.

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга!

Воспитатель: Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят ключ, а с ключом задание, выполняют задание)

1) Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

2) Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь… (ручки)

3) Михаил играл в футбол

И забил в ворота (гол)

4) Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень … (жарко).

5) Где обедал воробей?

В зоопарке у (зверей)

6) У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки)

7) Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему (поможет)

Воспитатель: А вот и наш второй ключик.

Ребенок вставляет его в сундук.

Физминутка –Психогимнаст ика

Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

Воспитатель: Давайте поищем ключик.

(Ребенок достает ключ возле аквариума)

Воспитатель: Вот и задание с ключом. Кто живет в аквариуме. (Рыбки) Сколько слогов в слове. (2). Как мы считаем слоги? Дед Грамотей дает вам задание, необходимо посчитать количество слогов в слове, которое изображено на картинке. Давайте, сейчас каждый возьмет свою карточку, посчитает количество слогов и положит перед карточкой ту цифру, сколько слогов в слове.

Воспитатель: Молодцы, справились заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты!

Воспитатель: Дети, а мы продолжаем искать наши ключики. Давайте отгадаем следующую подсказку:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Мяч.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем и поищем в группе мяч. А вот же он, но на мяче снова задание.

Я буду называть действие, и передавать мяч, а вы будете отвечать, кто и что их совершает.

1) Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев)

2) Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака)

3) Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка)

4) Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время)

5) Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол)

6) Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек)

Воспитатель: Молодцы, садитесь за свои столы, а вот и четвертый ключик.

Один из детей вставляет ключик в замок

Воспитатель: Устали, давайте немного отдохнем, возьмем пружинки, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра с пружинками су-д жок

Раз, два, три, четыре, пять!

Пружинку будем мы катать! (Пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями)

Вот нашли большой мы пальчик

Он попрыгает, как зайчик!

Ты, пружиночка, катись! (Надеваем пружинку на большой палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)

И пружинку покатаем.

Ты, пружиночка, катись! (Надеваем пружинку на указательный палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)

Где ты, наш середнячок,

Ты ложись-ка на бочок!

Ты, пружиночка, катись! (Надеваем пружинку на средний палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)

Кольца любит безымянный.

Покажись-ка, наш желанный!

Ты, пружиночка, катись! (Надеваем пружинку на безымянный палец, любуемся, хвастаемся, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)

Вот наш пальчик маленький

Самый он удаленький!

Ты, пружиночка, катись! (Надеваем пружинку на мизинец, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)

(Аналогично выполняем движения с пружинкой в соответствии с текстом на правой руке)

Мы пружиночки снимаем

Свои пальчики считаем.

1, 2, 3, 4, 5! 1, 2, 3, 4, 5!

А сейчас мы проверяем

На двух ручках посчитаем!

Мы закончили играть. (Снимаем пружинки, убирая их на край стола, загибаем и считаем пальцы сначала на правой руке, затем на левой, соединяем пальцы обеих рук, затем резко расцепляем)

Пальчики свои встряхни

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти пятый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом (картинка дома, которую дети должны заштриховать)

Воспитатель: Возьмите лист, на котором нарисован дом и заштрихуйте его так, как показано на доске.

Воспитатель:

Ребята, мы нашли все пять ключиков, но сундук не открывается, что же делать. Может посмотреть в посылке. Смотрите, здесь какой-то лист, на нем картинки. Ребята, я поняла, нужно определить первый звук в слове, разгадать слова, тогда мы узнаем слово, которое поможет нам открыть сундук.

Воспитатель: Ребята, давайте выйдем на ковер и скажем кодовые слова, они нам помогут.

Дети: крэкс-фэкс-пэкс.

Воспитатель: Ребята, смотрите сундук открылся. А что же там?

Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Заключение с психологом.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Цель:закрепление материала, изученного в течении учебного года. Задачи: учить детей различать звуки, давать характеристику каждому звуку.

Обучение грамоте в детском саду, Старжинская Н.С., 2000.

Реформа школьного образования, проводимая в республике Беларусь, предъявляет новые, более высокие требования к дошкольному воспитанию и обучению. В детских садах проводится комплексная воспитательная работа, направленная на общепсихологическую подготовку ребенка к школе, и специальная подготовка детей к усвоению тех предметов школьного курса, которым они будут обучаться в подготовительном и начальных классах. К таким предметам относится и грамота.

Обучение грамоте в детском саду, Старжинская Н.С., 2000

Обучение элементам грамоты включается в занятия по развитию речи примерно один раз в две недели. Эта работа занимает 5—7 минут и должна органично вписываться в ход занятия, сочетаться с другими решаемыми на нем задачами (обогащением словаря детей, работой над развитием связной речи дошкольников и особенно воспитанием их звуковой культуры речи). Кроме того, вне занятий по развитию речи с детьми проводятся игры, игровые упражнения на закрепление знаний о слове и его звуковом составе.

Читайте также: