Долг и совесть конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

8 класс Обществознание

Цель урока : сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.

2.Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных жизненных ситуациях.

3.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.

4. воспитывать ценностное отношение к людям.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Регулятивные действия:

постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения,

совместная постановка учебных целей и задач

Личностные УУД:

ориентация в нравственном содержании и в смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей ;

развитие этических чувств (вины, совести) как регуляторов поведения;

выделение нравственного содержания поступков на основе моральных норм;

проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.

Познавательные УУД:

формулирование познавательной цели;

построение логической цепи рассуждений, доказательство;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока.

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

учёт разных мнений;

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, музыка, слайд-презентация, доп. материал на бумажных носителях для работы в группах

Организационный момент. Здравствуйте.

Проверка домашнего задания (тест). Взаимопроверка.

1.Мораль относится к __________сфере

А) политической; б) экономической; в) духовной; г) социальной.

2. Духовная культура – это…

а) предметы материального мира

г) традиции и обычаи

3. Правила поведения человека в обществе определяют …

а) моральные нормы б) законы природы в) технические нормы г) правила гигиены.

4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:

а) неопрятность б) нежелание выполнять домашнюю работу

в) умение говорить правду г) уважение к родителям.

5.Выберите признаки, характерные для морали:

А) общеобязательность; б) формальное оформление;

в) общественное осуждение; г) государственное принуждение;

д) неформальность; е) связь с религиозными нормами

III . Актуализация

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Бориса Кочеткова

Мы часто произносим слово СОВЕСТЬ,
соединив его с поступком, но
соединив, тем самым оценили,
что сделано в поступке ТО.

Вот лес горит! Его чиновник
гуляет где-нибудь в горах
или на море отдыхает,
долг, превратив свой в пыль и прах.

И долг и совесть . Эти чувства
созвучны мерою одной.
Без совести нет долга, нет и чувства,
что ты ответственен перед страной.

Рабочий, фермер, служащий, чиновник
и даже в ранге олигарх
на сделку с совестью не ставьте фишку
предавший совесть и страну предаст.

В России долг всегда ценился,
был выше почестей, наград,
был выше смерти, равен жизни,
о том названья эти говорят:
Бородино - 1812 год;
Крейсер "Варяг" 1904 год
Сталинград - 1942 год.

- Хорошо. Спасибо. Сегодня на уроке в центре внимания будут два понятия, выражающие самую суть морали – долг и совесть. Именно благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.

откройте учебник стр. 64 и 70 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок:

Продолжая знакомство с категориями нравственности, выяснить, что такое долг и что такое совесть.

Раскрыть суть общественного и морального долга.

- Что же такое долг? Как его определить?

Один плотник, сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

Беседа по притче

- Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями?

-Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

- Чему научила Вас притча о долге?

- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И в будущем, когда они будут стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

Работа со словарями. (найти толовые словари)

ДОЛГ понятие – это категория этики, выражающая осознанную внутреннюю ответственность отдельного индивида, а так же группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них нравственной задачей.

Физкультминутка:

Вот мы руки развели

И друг другу до земли

В пояс поклонились

Ниже, ниже, не ленись

Поклонись и улыбнись

- Сегодня мы немало времени говорили о долге. При том нужно подчеркнуть одно очень существенное обстоятельство: исполнение долга, как его оценивать и контролировать? Возможно нет никакого контроля, какого ваше мнение? (Ответ учеников)

- Верно, контроль есть. И даже два вида. Скажите мне, пожалуйста, каким образом человек может контролировать выполнение долга? (ответы детей)

Правильно, контроль общества это внешний контроль и самоконтроль человека, т.е. внутренний контроль его совесть.

- Совесть это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

Так что же такое совесть? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевые слова-синонимы из афоризма, запишите не на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.

2. Честь- это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.

3. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.

4. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке, охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

5. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

6. Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

7. Самое лучшее украшение – чистая совесть

- Я предлагаю вам сравнить понятие совесть, приведенное в словаре Ожегова: Совесть – это способность человека, как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения. Контролировать и оценивать свое поведение.

- как видите, это определение сопоставимо с теми, которые предлагают нам Шопенгауэр, Цицерон, Бальзак и другие.

Работа в группах.

- У вас на столах лежит конверт, в нем вы найдете разные правила, постарайтесь выбрать из них те правила, которые относятся к совестливому человеку . (Приложение 1)

- Ребята, скажите, в какой форме вы сейчас будете работать? Вы помните правила работы в группах? Давайте освежим эти правила в своей памяти. Как только ваша группа закончит работу, сразу подайте знак.

После завершения работы, руководитель от каждой группы вывешивает свои правила на доску и зачитывает их.

- А сейчас после того, как вы составили правила совестливого человека, я хочу предложить каждой группе по одной ситуации, послушав которую вы должны посовещавшись в группах сказать, как вы поступите в данной ситуации.

У вас есть 100 рублей, которые вы накопили, чтобы купить подарок на Новый год своей маме. Придя утром в школу, вы узнаете, что у вашего одноклассника случилось несчастье. Ночью произошел пожар и у него сгорел дом и все, что было в доме. Учитель предложил помочь семье одноклассника кто, чем может. Как вы поступите в данной ситуации?

Вы с другом нашли в школе в коридоре сотовый телефон. Друг предложил ни кому не говорить о находке, а телефон оставить себе. Ваши действия?

Вы нашли чужой кошелек. А в нем – столько денег, что е му на всю жизн ь бы хватило. Но в кошельке оказалась визитка хозяина. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Ваши действия

- Ребята, скажите, что подсказывало вам в момент обсуждения сделать правильный выбор? (Ответы детей)

- Выслушав ваши высказывания и заслушав правила, которые вы сейчас озвучили я понимаю, что вы хорошо усвоили, что значит, жить в чистой совестью.

Перед вами на партах лежат бумажные заготовки в виде белых облаков, на облаках белых, как чистая совесть, напишите, какой вы совершили поступок, руководствуясь своей совестью.

Теперь я предлагаю вам, вывесить свои облака со своими поступками рядом с нашими правилами.

- Что у нас получилось?

- Объединяя все ваши поступки, читая наши правила, мы создали по символ, на котором держится весь мир – это символ совести.

- Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Э то – первый пальчик. Вы начинаете взращивать егов себе. Это второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. ( Сжать пальцы в кулак) Покажите, где на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? В самом начале на мизинце

Какой надежный щит поставить на пути зла? Положительные качества человека.

Запишите домашнее задание:

обязательный уровень: Работа с текстом учебника параграф 8. Ответить на вопросы.

творческая работа по выбору:

*найти и красочно оформить: - пословицы о совести и долге

Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы! Все в ваших руках!

Цель урока: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

ВложениеРазмер
konspekt_dolg_i_sovest.doc 107 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока : сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.

2.Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных жизненных ситуациях.

3.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.

4. воспитывать ценностное отношение к людям.

Тип урока: Урок открытия нового знания

  • постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
  • выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения,
  • совместная постановка учебных целей и задач
  • ориентация в нравственном содержании и в смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей ;
  • развитие этических чувств (вины, совести) как регуляторов поведения;
  • выделение нравственного содержания поступков на основе моральных норм;
  • проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.
  • формулирование познавательной цели;
  • построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
  • овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока.
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
  • учёт разных мнений;
  • адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;
  • взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, музыка, слайд-презентация, доп. материал на бумажных носителях для работы в группах

  1. Проверка домашнего задания (тест). Взаимопроверка.

1.Мораль относится к __________сфере

А) политической; б) экономической; в) духовной; г) социальной.

2. Духовная культура – это…

а) предметы материального мира

г) традиции и обычаи

3. Правила поведения человека в обществе определяют …

а) моральные нормы б) законы природы в) технические нормы г) правила гигиены.

4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:

а) неопрятность б) нежелание выполнять домашнюю работу

в) умение говорить правду г) уважение к родителям.

5.Выберите признаки, характерные для морали:

А) общеобязательность; б) формальное оформление;

в) общественное осуждение; г) государственное принуждение;

д) неформальность; е) связь с религиозными нормами

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Бориса Кочеткова

Мы часто произносим слово СОВЕСТЬ,
соединив его с поступком, но
соединив, тем самым оценили,
что сделано в поступке ТО.

Вот лес горит! Его чиновник
гуляет где-нибудь в горах
или на море отдыхает,
долг, превратив свой в пыль и прах.

И долг и совесть . Эти чувства
созвучны мерою одной.
Без совести нет долга, нет и чувства,
что ты ответственен перед страной.

Рабочий, фермер, служащий, чиновник
и даже в ранге олигарх
на сделку с совестью не ставьте фишку
предавший совесть и страну предаст.

В России долг всегда ценился,
был выше почестей, наград,
был выше смерти, равен жизни,
о том названья эти говорят:
Бородино - 1812 год;
Крейсер "Варяг" 1904 год
Сталинград - 1942 год.

- Хорошо. Спасибо. Сегодня на уроке в центре внимания будут два понятия, выражающие самую суть морали – долг и совесть. Именно благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.

откройте учебник стр. 64 и 70 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок:

  1. Продолжая знакомство с категориями нравственности, выяснить, что такое долг и что такое совесть.
  2. Раскрыть суть общественного и морального долга.

- Что же такое долг? Как его определить?

Один плотник, сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

Беседа по притче

- Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями?

-Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

- Чему научила Вас притча о долге?

- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И в будущем, когда они будут стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

Работа со словарями. (найти толовые словари)

ДОЛГ понятие – это категория этики, выражающая осознанную внутреннюю ответственность отдельного индивида, а так же группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них нравственной задачей.

Вот мы руки развели

И друг другу до земли

В пояс поклонились

Ниже, ниже, не ленись

Поклонись и улыбнись

- Сегодня мы немало времени говорили о долге. При том нужно подчеркнуть одно очень существенное обстоятельство: исполнение долга, как его оценивать и контролировать? Возможно нет никакого контроля, какого ваше мнение? (Ответ учеников)

- Верно, контроль есть. И даже два вида. Скажите мне, пожалуйста, каким образом человек может контролировать выполнение долга? (ответы детей)

Правильно, контроль общества это внешний контроль и самоконтроль человека, т.е. внутренний контроль его совесть.

- Совесть это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

Так что же такое совесть? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевые слова-синонимы из афоризма, запишите не на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

  1. Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.

2. Честь- это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.

3. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.

4. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке, охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

5. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

6. Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

7. Самое лучшее украшение – чистая совесть

- Я предлагаю вам сравнить понятие совесть, приведенное в словаре Ожегова: Совесть – это способность человека, как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения. Контролировать и оценивать свое поведение.

- как видите, это определение сопоставимо с теми, которые предлагают нам Шопенгауэр, Цицерон, Бальзак и другие.

Работа в группах.

- У вас на столах лежит конверт, в нем вы найдете разные правила, постарайтесь выбрать из них те правила, которые относятся к совестливому человеку . (Приложение 1)

- Ребята, скажите, в какой форме вы сейчас будете работать? Вы помните правила работы в группах? Давайте освежим эти правила в своей памяти. Как только ваша группа закончит работу, сразу подайте знак.

После завершения работы, руководитель от каждой группы вывешивает свои правила на доску и зачитывает их.

- А сейчас после того, как вы составили правила совестливого человека, я хочу предложить каждой группе по одной ситуации, послушав которую вы должны посовещавшись в группах сказать, как вы поступите в данной ситуации.

У вас есть 100 рублей, которые вы накопили, чтобы купить подарок на Новый год своей маме. Придя утром в школу, вы узнаете, что у вашего одноклассника случилось несчастье. Ночью произошел пожар и у него сгорел дом и все, что было в доме. Учитель предложил помочь семье одноклассника кто, чем может. Как вы поступите в данной ситуации?

Вы с другом нашли в школе в коридоре сотовый телефон. Друг предложил ни кому не говорить о находке, а телефон оставить себе. Ваши действия?

Вы нашли чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему на всю жизнь бы хватило. Но в кошельке оказалась визитка хозяина. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Ваши действия

- Ребята, скажите, что подсказывало вам в момент обсуждения сделать правильный выбор? (Ответы детей)

- Выслушав ваши высказывания и заслушав правила, которые вы сейчас озвучили я понимаю, что вы хорошо усвоили, что значит, жить в чистой совестью.

Перед вами на партах лежат бумажные заготовки в виде белых облаков, на облаках белых, как чистая совесть, напишите, какой вы совершили поступок, руководствуясь своей совестью.

Теперь я предлагаю вам, вывесить свои облака со своими поступками рядом с нашими правилами.

- Что у нас получилось?

- Объединяя все ваши поступки, читая наши правила, мы создали по символ, на котором держится весь мир – это символ совести.

- Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. ( Сжать пальцы в кулак) Покажите, где на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? В самом начале на мизинце

Какой надежный щит поставить на пути зла? Положительные качества человека.

Запишите домашнее задание:

обязательный уровень: Работа с текстом учебника параграф 8. Ответить на вопросы.

*найти и красочно оформить: - пословицы о совести и долге

Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы! Все в ваших руках!


Выясняем различия между общественным и нравственным долгом. Разбираемся, каким образом совесть воздействует на наше поведение. Называем типичные ситуации выбора, которые встречаются в жизни каждого человека.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Долг и совесть"

Долг может пониматься, как обязанности, которые есть у человека как члена общества. Как ученики, школьники, вы обязаны соблюдать дисциплину на уроке, не опаздывать, не прогуливать занятий. Как пешеходы, обязаны соблюдать правила дорожного движения. Как пассажиры общественного транспорта – оплачивать проезд. Родители обязаны содержать и надлежащим образом воспитывать своих детей, подросшие дети обязаны оказывать материальную поддержку нетрудоспособным родителям. Существуют профессиональные обязанности, конституционные обязанности граждан.

Такое положение нередко вызывает внутреннее сопротивление личности: долг ограничивает её свободу, превращает жизнь в цепь обязанностей, требует подчинить личный интерес интересам других.

Однако на данную ситуацию можно взглянуть и с другой стороны. Выполняя свои обязанности, мы обеспечиваем соблюдение прав и свобод других. Значит, и наши личные интересы обеспечиваются их должным поведением. Когда мы начинаем это понимать, то совсем по-другому – осознанно – относимся к выполнению своих общественных обязанностей. Тогда долг общественный превращается в долг нравственный.

Нравственный долг – это внутренняя глубокая убеждённость в необходимости того или иного поведения, обязанности, которые человек выполняет добровольно, из уважения к ним. Жить согласно чувству долга, служить добру совсем непросто. Наше нравственное чувство долга далеко не всегда совпадает с нашими желаниями и склонностями. Нам бы­вает лень заняться полезным для себя делом, не хочется напрягаться. Исполнение долга необходимо, в первую очередь самому человеку.

Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто … едина разве совесть.

Так, здравая, она восторжествует

Над злобою, над тёмной клеветою.

Но если в ней единое пятно,

Единое, случайно завелося,

Тогда – беда, как язвой моровой

Душа сгорит, нальётся сердце ядом,

Как молоток, стучит в ушах упрёк …

И рад бежать, да некуда … ужасно!

Совесть представляет собой способность критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм. Совесть действует сразу в нескольких направлениях.

Когда человек осуществляет выбор, особенно в сложной жизненной ситуации, совесть побуждает его ориентироваться на соблюдение нравственных норм. Какие же ситуации выбора встречаются нам чаще всего? Очень трудно бывает сделать выбор между долгом и сиюминутными желаниями. Об этом мы уже вспоминали сегодня.

Часто приходится выбирать между собственными интересами и интересами других людей. С одной стороны, люди должны помогать друг другу, иногда даже в ущерб собственный интересам и желаниям. Но не все люди окружающие нас, высоконравственные. Бывает, что их интересы противоречат нормам морали. Если кто-то хочет что-то украсть, или кого-то обмануть, и просит вас помочь ему в этом, то нравственным будет не только отказать в помощи, но и всячески противодействовать осуществлению этих интересов.

То же самое относится и к выбору между личными убеждениями и общественным мнением. В своем поведении человек, разумеется, должен учитывать мнения и оценки других людей. Но если он убеждён в своей правоте, то необходимо отстаивать свое мнение, убеждения, даже если они коренным образом противоречат мнению большинства, сложившейся традиции. Джордано Бруно был приговорён инквизицией к сожжению на костре, так как продолжал настаивать на том, что Земля не является центром мироздания, что она всего лишь одна из планет в Солнечной системе, и что таких звёзд, как Солнце с вращающимися вокруг них планетами бесконечно много во Вселенной. Конечно, если вы выскажете своё негативное отношение к идее всем классом прогулять урок, на котором ожидается трудная контрольная работа, смерть на костре вам не будет грозить. Но внутренних сил на то, чтобы решиться настаивать на своем вам потребуется не намного меньше, чем в свое время Джордано Бруно.

Совесть может действовать и как запрещающий фактор, заранее осуждая нас за неправильный выбор и заставляя отказаться от него.

Совесть – необычный, в каком-то смысле – лучший контролёр. Потому что он всегда с нами, всегда начеку. Можно обмануть других людей, умолчать о чём-либо нежелательном, но обмануть собственную совесть невозможно.

Подведём итог.

· Общественный долг – это обязанности, которые есть у человека, как члена общества.

· Нравственный долг – это внутренняя глубокая убеждённость в необходимости того или иного поведения, обязанности, которые человек выполняет добровольно, из уважения к ним.

· Свой нравственный долг человек выполняет добровольно, его единственным контролёром является совесть.

· Совесть – это способность критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с морально-этическими ценно­стями и регуляторами в обществе; характеризовать чувство долга и контролирующую функцию совести.

Планируемые результаты: предметные:. применять понятий­ный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий долг, совесть, общественный и моральный долг, совесть', определять и характеризовать моральные регуляторы; описывать и оценивать объективные обязанности человека перед обществом; различать и сравнивать долг общественный и долг моральный; объяснять смысл высказываний;

метапредметные УУД — 1) коммуникатив­ные: слушать и слышать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; выражать собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: устанавливать целевые приори­теты; проводить контроль в форме сравнения способа действия и результата работы на уроке с заданным эталоном в целях обна­ружения отклонений от эталона и внесения необходимых кор­ректив; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; при­влекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; личностные УУД: формирование и развитие моральной са­мооценки; соотношение своих поступков с моральной нормой; развитие этических чувств как регуляторов поведения; выделение нравственного содержания поступков на основе различения кон­венциональных, персональных и моральных норм.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

К категориям морали относят понятия;

здоровье и успех

безопасность и комфорт

культура и техника

Из двух суждений: а) нормы морали опираются на представ­ления людей о добре и зле; б) выполнение норм морали контро­лируется государством:

верно только б

верны оба суждения

оба суждения неверны

Мораль и нравственность

Приведите примеры литературных произведений, в которых авторы описывают борьбу добра и зла.

Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина и ответьте на во­просы.

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека,

Залог величия его.

Можно ли эти качества назвать моральными? Почему?

Почему патриотизм является нравственной нормой?

(Проверка выполнения заданий.)

Введение в новый материал

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Нашел человек чужой кошелек. А в нем — столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Обрадовался человек. Но не деньгам. Атому, что в кошельке визитка хозяина оказа­лась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе вся эта сытая и безбедная жизнь была бы для человека сплошной мукой.

Вопросы к классу

Почему герой притчи вернет кошелек хозяину?

Какое чувство им движет?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

Долг общественный и долг моральный.

Проблемные вопросы

Что наша жизнь: долг, долг, долг?

В чем тайна совести?

Работа по теме урока

Сегодня на уроке в центре внимания будут два понятия, выра­жающие самую суть морали — долг и совесть. Именно благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутрен­него самоконтроля — совести — человек познает самого себя, осо­знает свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответ­ственность перед ними.

Первая группа изучает материал о землетрясениях в Армении и Сан-Франциско.

Вторая группа изучает материал о Чернобыльской аварии.

Что сближает эти трагедии?

Что такое долг

Запись в тетради

Долг — это нравственная обязанность человека перед другими людьми (обществом, семьей), выполняемая под влиянием обще­ственного мнения и внутренних нравственных побуждений.

Подумайте, что каждый из вас должен?

А что вы должны, но не обязаны делать? Ответ аргументи­руйте.

Что доминирует в вашей жизни: обязанности или личные желания?

Мы выяснили, что у каждого из нас есть обязанности, неза­висимые от наших желаний. Существует объективная необходи­мость эти обязанности выполнять. Это — ответственность.

Человек не может быть абсолютно свободен в обществе, так как он тесно связан с другими людьми и в значительной степе­ни зависит от них. В повседневном общении мы нередко гово­рим: долг учителя, долг руководителя, долг офицера и, наконец, долг человека. Что под этим обычно подразумевается? Осозна­ние своей ответственности перед другими людьми, перед обще­ством, перед самим собой. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к другим людям (ближним и дальним), к обществу через призму высших мораль­ных ценностей.

Сознание долга играет очень важную роль в общественной жиз­ни. При утрате или ослаблении чувства долга деградируют многие общественные отношения, оскудевает духовная жизнь личности. Не случайно во все времена большим уважением пользовался че­ловек, умеющий обуздывать эгоистические устремления.

Ощутить чувство долга можно тогда, когда человек чувствует и понимает, что он может и должен сделать что-то очень хорошее и полезное для других людей. Его никто не заставляет совершать красивые поступки, это желание идет изнутри. Как понять, что это именно та ситуация, которая требует выполнения морального долга от человека? Для начала следует разобраться в свойствах долга.

Осознание. Человеку следует осознать, что он должен ока­зать помощь и что он может это сделать. Что если он бездействует и не помогает, то тоже совершает поступок, только плохой, осно­вывающийся на таких качествах характера, как трусость, равно­душие, лень.

Интерес в исполнении. Человек должен понимать, что оказа­ние помощи людям, если это в его силах, входит и в его интересы. Ведь такая помощь облагораживает человека, дает ему мораль­ное удовлетворение от выполненного долга, делает его сильнее и добрее.

Добровольное принятие. Человек сам принимает решение о совершении морального долга, отталкиваясь только от своих личных убеждений. Его никто не принуждает, он сам хочет этого.

Долг общественный и долг моральный

взаимосвязаны, но вместе с тем каждая из них имеет свои харак­терные особенности.

— Разделитесь на две группы. Работая с п. 2 § 8 учебника, за­полните таблицу.

Общественный долг

Моральный долг

Совокупность объективно необходимых обязанностей чело­века.

Регулируется правом, закона­ми, имеющими принудительный характер.

Воспринимается как обязан­ность

Сознательное предъявление моральных требований к самому себе.

Человек добровольно следует этим принципам в жизни.

Воспринимается как обязан­ность и осознанное желание

(Проверка выполнения задания.)

Как проявляется моральный долг? Например, успешные артистки Чулпан Хаматова и Дина Корзун долгие годы по­могают детям, больным раком. Они создали свой благотво­рительный фонд.

Случалось ли вам встречать людей высокого долга?

Какие черты могут охарактеризовать таких людей?

Изучив дополнительный материал, ответьте на вопрос.

Дополнительный материал

Не могу назвать себя нетерпеливым человеком. Но, кажется, толь­ко гений терпения мог прочитать эти дневники! Без сомнения, они писались на привалах, при свете коптилок и тюленьего жира, на со­рокапятиградусном морозе, замерзшей и усталой рукой. Видно было, как в некоторых местах рука срывалась и шла вниз, чертя длинную, беспомощную, бессмысленную линию. Ноя должен был прочитать их!

Поздней ночью в марте 1935 года я переписал последнюю стра­ницу этого дневника, последнюю, которую мне удалось разобрать.

Узнаю ли я когда-нибудь, что случилось с этим человеком, как будто поручившим мне рассказать историю его жизни, его смерти? Оставил ли он корабль, чтобы изучить открытую им землю, или по­гиб от голода вместе со своими людьми, и шхуна, замерзшая во льдах у берегов Ямала, годами шла путем Нансена к Гренландии с мертвой командой? Или в холодную бурную ночь, когда не видно ни звезд, ни луны, ни северного сияния, она была раздавлена льдами, и с грохо­том полетели вниз мачты, стеньги и реи, ломая все на палубе и убивая людей, в предсмертных судорогах затрещал корпус, и через два часа пурга уже занесла снегом место катастрофы?

Вопрос к тексту

— Что движет Александром Григорьевым в поисках экспеди­ции капитана Татаринова — долг общественный или долг моральный? Ответ обоснуйте.

(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

Совесть — это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми — единственно доступный путь каждого человека и всего общества (М.А. Савицкий).

Честь — это внешняя совесть. Совесть — это внутренняя честь (Шопенгауэр).

Совесть — это в основном память, к которой присоединяется мо­ральная оценка совершённого (Д.С. Лихачев).

Я полагаю, что совесть — это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей без­опасности (С. Моэм).

Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее (О. Бальзак).

Совесть - это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит (Г.Л. Менкен).

Самое лучшее украшение — чистая совесть (Цицерон).

(Ученики называют ключевые слова, учитель фиксирует их на доске.)

Совесть — это способность человека как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения, контролировать и оценивать свое по­ведение.

Как видите, это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Шопенгауэр, Лихачев, Бальзак, Цицерон и дру­гие мыслители.

Наш современник поэт Олег Воротынский написал о совести следующие строки.

Зеркало — где отражается душа,

Способность отделить добро от зла,

Это в душе — зажженная свеча,

Возможность честно посмотреть в глаза. Несправедливость видя, не молчать.

Свершится злу готовность помешать.

Заботу дать, как постареет мать.

Поступки добрые от сердца совершать.

А вот что говорит о совести народная мудрость.

Без совести и при большом уме не проживешь (русская посло­вица).

Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека (русская по­словица).

Вода все отмывает, кроме нечистой совести (сербская пословица).

Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста (итальянская пословица).

Бессовестный любит того, у кого есть совесть, потому что его лег­че обмануть (цыганская пословица).

В ком стыд, в том и совесть (русская пословица).

Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок более не совершать ничего подоб­ного, человек чаще всего не осознает, что в этот момент звучит голос его совести. Этот голос говорит, что можно делать и чего нельзя. Совесть и стыд — близкие вещи. Надо уметь слушать со­весть.

Вопросы для дискуссии

Как можно попросить прощение у тех, кого мы обидели?

Как должен поступить человек, у которого просят про­щение?

Считаете ли вы, что бессовестному человеку жить легче?

Дополнительный материал

В августе 1942 г. в концентрационном лагере Треблинка погиб один из подвижников и героев XX в. Януш Корчак. Вместе с ним в га­зовых камерах Треблинки были уничтожены 200 детей из Варшавско­го дома сирот, основателем и бессменным директором которого был Януш Корчак.

Мы проходим по трое, рядами,

Сквозь кордон эсэсовских ворон.

Дальше начинается преданье,

Дальше мы выходим на перрон.

И бежит за мною переводчик,

Если верить сказке, я молчу.

К поезду, к чугунному парому,

Я веду детей, как на урок,

Надо вдоль вагонов по перрону,

Вдоль, а мы шагаем поперек.

Рваными ботинками бряцая,

Мы идем не вдоль, а поперек,

И берут, смешавшись, полицаи Кожаной рукой под козырек.

И стихает плач в аду вагонном,

И над всей прощальной маятой —

Пламенем на знамени зеленом —

Клевер, клевер, клевер золотой.

Может, в жизни было по-другому,

Только эта сказка вам не врет,

К своему последнему вагону,

К своему чистилищу-вагону,

Раньше в этом вагоне Возили коров и овец,

А теперь бились в нем, как в загоне Двести маленьких сердец.

Доктор сказку рассказывал детям,

А колеса мерили путь,

Назначения путь — Треблинка,

И уже никуда не свернуть.

Камера, пол цементный,

Страшный конвейер смерти Выдумало зверье.

Зондеркоманда собрала Тела убитых детей И учителя, который верил,

Что дети всего важней.

Вопросы к тексту

— Почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая воз­можность у него была?

Почему пошел на смерть в одном строю с детьми, понимая, конечно же, что ничего не сможет изменить в их судьбе?

Для чего человеку необходима чистая совесть? Замечатель­ный поэт Булат Окуджава написал следующие строки.

Совесть, Благородство и Достоинство —

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но ты будешь жить, как человек.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Докажите, что свободный человек всегда находится в ситуа­ции морального выбора. Кто или что помогает нам сделать выбор? Почему моральный выбор и свобода выбора взаимосвязаны? При­ведите конкретный пример.

(Проверка выполнения задания.)

Наш урок подходит к концу.

Что вы получили от этого урока?

Что вас удивило?

За что вы можете себя похвалить?

За что вы можете похвалить одноклассников?

Мне больше всего удалось.

Для меня было открытием, что.

Домашнее задание

Прочитать § 8 учебника.


Каждый из нас ежедневно взаимодействует с окружающими. Для того, чтобы отношения с другими людьми не приносили вред, были направлены в позитивное русло, общество выработало правила поведения. В их основе лежит выполнение объективных обязанностей. Говоря просто, мы должны выполнять действия, которые не зависят от нашего желания. Узнаем, что такое долг и совесть, как они влияют на жизнь человека.

Во время взаимодействия с другими людьми мы руководствуемся моральными нормами, то есть правилами поведения, выработанными в обществе. Они прививаются нам в процессе жизни. Каждый человек имеет представление о том, какие поступки правильные, а какие — нет.

Когда человек понимает, что существующие в обществе правила поведения необходимо строго выполнять, речь идёт о долге. В обществознании выделяется два вида долга: общественный и моральный.

  • Под общественным долгом понимается необходимость выполнения правил, существующих в обществе. Таких обязанностей множество. Примером может быть соблюдение законов, устава, следование этикету. За нарушение норм человека ожидает наказание — наступление юридической ответственности, а также осуждение со стороны окружающих.
  • В том случае, когда для человека соблюдение норм поведения превращается в личную задачу, речь идёт о моральном долге. Говоря кратко, человек предъявляет требования к самому себе, следует им по собственной воле, без принуждения со стороны других людей. Например, многие члены общества жертвуют часть заработанных средств на благотворительность, занимаются волонтёрской деятельностью.

Волонтёрами называют людей, которые занимаются полезной для окружающих работой на безвозмездной основе. В сферу их деятельности входит помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, бездомным животным, облагораживание окружающей среды (посадка цветов, уборка мусора), организация благотворительных концертов, пропаганда здорового образа жизни.

Волонтёры помогают бездомным

Рис. 2. Волонтёры помогают бездомным.

Совесть

Существует два вида контроля поведения человека: внешний и внутренний. Кратко охарактеризуем их.

  • Внешним называется контроль со стороны общества, окружающих людей. Например, поведение ребёнка отслеживают и корректируют родители. В школе поступки ученика оцениваются учителями и одноклассниками. На рабочем месте качество труда оценивается начальником.
  • Внутренний контроль по-другому называют самоконтролем, совестью.

Совесть — это способность человека анализировать своё поведение, определять собственные недостатки, работать над их устранением. Многие поступки человек оценивает именно с позиции этого строгого критика. Иначе говоря, совесть — это осознание ответственности перед собой и окружающими, превращение общественного долга в личную задачу.

Совесть помогает человеку не совершать поступки, которые он считает плохими. Тот, кто постоянно прислушивается к внутреннему голосу, проживает нравственную жизнь. Объяснить, почему совесть заставляет нас совершать те или иные действия, иногда невозможно. Чтобы пребывать в состоянии гармонии с собой, не стоит игнорировать моральный самоконтроль.

Угрызения совести

Рис. 3. Угрызения совести.

Голос совести слышал каждый человек. Практически любое наше действие подвергается строгой внутренней критике. Согласно статистике, многие преступники сознаются в совершённых правонарушениях, так как испытывают муки совести. Глубоко верующие люди время от времени ходят на исповедь, чтобы получить отпущение грехов.

Что мы узнали?

Под долгом, понятие которого изучается в 8 классе, понимается осознание человеком собственной ответственности. Долг может быть общественным и моральным. Совесть — это проявление внутреннего контроля человека, способность критически оценивать своё поведение.

Читайте также: