Конспект занятия по математике 3 4 года декабрь

Обновлено: 05.07.2024

Занятия по ФЭМП в детском саду. Вторая младшая группа

Материал, предлагаемый в данном разделе, является обобщением опыта работы педагога с детьми четвертого года жизни.

Конспекты занятий построены на базе активной практической деятельности, широкого использования наглядного материала.

Основное направление в организации занятий — развитие сенсорных и общих интеллектуальных способностей в игровой деятельности. Перед детьми ставится цель играть, а не учиться.

Воспитатель вовлекает детей в содержательные, основанные на детском опыте познавательные игры, игровые упражнения, задания, ситуации, практические действия.

Все конспекты занятий с детьми четвертого года жизни построены с учетом методики формирования элементарных математических представлений A.M. Леушиной и А.А. Столяра. В данной методике большое внимание уделяется не только обучению дошкольников, но и совершенствованию познавательной детской деятельности, общего умственного развития.

Основными задачами математического развития детей четвертого года жизни являются:

• освоение свойств предметов и отношений между ними;

• развитие самостоятельности познания;

• развитие познавательных и речевых умений.

В разделе содержатся примеры из художественной литературы: стихотворения, загадки. Герои сказок, рассказов, мультфильмов — частые гости занятий. Их использование вызывает у малышей интерес к процессу познания математики.

Демонстрационный и раздаточный материал для занятий — это предметы окружающей действительности, иллюстрации, это уже имеющийся в ДОУ дидактический материал как фабричного производства, так и собственного изготовления.

Во время проведения занятий воспитатель всегда должен учитывать реальные возможности каждого ребенка, а также осуществлять индивидуальную работу с детьми. Задача педагога — поддержать стремление к самостоятельности, помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений.

Воспитатель всегда должен создавать ситуацию содружества, сотворчества. При этом необходимо учитывать наглядно-действенный, наглядно-образный характер мышления малышей.

Занятия проводятся один раз в неделю, за исключением дошкольных каникул: последней недели декабря и первой недели января.

Чтобы математические знания и умения были прочными, не ограничивайтесь только занятиями. Создавайте игровые математические ситуации в разных видах детской деятельности.

Если программная задача сложна для усвоения детьми, организуйте игру упражнения, ситуацию с данной задачей до занятия. Этим самым вы подготовите ребенка к усвоению программного материала.

Приведенные конспекты занятий не стоит строго копировать для работы с детьми. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение педагога к занятиям: варьирование игровых упражнений и заданий, повторение материала в том или ином виде, индивидуализация требований к детям.

Надеемся, что данные материалы помогут вам в работе с детьми по формированию у них математических способностей.

Задачи математического развития детей четвертого года жизни

Свойства

Сформировать представления о:

• длине двух предметов: короткий, длинный;

• высоте двух предметов: высокий, низкий;

• размере двух предметов: большой, маленький;

• геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.

Дать представление о том, что геометрические фигуры могут иметь разную форму, цвет, размер.

Отношения

1. Учить определять отношения предметов по:

• длине: длиннее — короче;

• высоте: выше - ниже;

• размеру: больше — меньше.

2. Учить определять отношения предметов по количеству, устанавливая равенство и неравенство предметов.

3. Дать представление о:

• пространственных отношениях: выше — ниже, вверху - внизу, впереди — сзади, справа — слева, рядом, в ряд, друг за другом;

• временных отношениях: сначала — потом, утро — вечер, день — ночь.

4. Дать первоначальное представление о временах года. Сохранение количества

Дать представление о том, что количество предметов (3) не изменяется от их иного расположения.

Речевые умения

• называть на основе сравнения, что разное и одинаковое в предметах и геометрических фигурах;

• понимать и использовать в речи слова — названия размера, формы;

• называть в речи слова, характеризующие количественные, пространственные, временные отношения;

• отвечать на вопросы, объясняя ход практического действия.

Конспект ОД по ФЭМП в младшей группе на тему


Математическая игра "Найди домик для фигурки"Зачем маленького ребенка обучать геометрическим фигурам? Наверняка, многие родители даже не задумываются над этим вопросом, просто отдавая дань моде и обучая кроху математике чуть ли не с рождения. Между тем, геометрические фигуры для детей, их своевременное изучение играют большую роль в познании окружающего, знакомя с одним из основных свойств предметов - формой. Это необходимо для развития логического мышления, пространственных представлений, совер.

г. Тихорецка Краснодарского края

Грищенко Татьяны Алексеевны

- формировать представления о различных признаках и свойствах предметов (размере: длинный – короткий, высокий – низкий);

- закрепить умение детей считать наизусть в пределах 5 совместно со взрослым;

- осуществлять классификацию предметов по одному признаку (цвету);

- способствовать развитию мышления, воображения в процессе решения проблемных ситуаций (познание);

- развивать мелкую моторику;

- поддерживать речевое общение с детьми;

- отмечать и поддерживать любые успехи детей (социализация, коммуникация);

- разные виды ходьбы (на носках, высоко поднимая колени);

«Мы сначала будем топать,

А потом мы будем хлопать.

А сейчас мы повернемся

- Как вам хорошо и весело друг с другом (всем вместе).

- Кто мне скажет, какое сейчас время года?

- Как вы об этом узнали? /ответы детей/

- Дети, чтобы нам не замерзнуть в зимнем лесу, давайте оденемся потеплее.

Ребята, перед нами две дорожки. Какую же из них нам выбрать, чтобы дойти до леса? Почему? /ответы детей/

//одна дорожка красная, длинная//

//другая короткая, синяя//

- Вот мы с вами оказались в зимнем лесу.

Посмотрите, как здесь красиво.

//останавливаемся около двух ёлочек – высокой и низкой//

- Дети, посмотрите, эти два деревца будто ждали нас.

Вопросы к детям.

- Как называются эти деревья?

- Что растет у них на веточках вместо листочков? (иголки)

- Какие ёлочки по высоте? (высокая и низкая)

- “Зимой и летом – одним цветом” – о каких деревьях говорится в этой загадке?

Идем дальше и видим следы птиц.

- Дети, кто же тут побывал до нас? //птицы//

- Какой по размеру может быть птичка, оставившая такие следы? //большая, маленькая//

- Давайте сосчитаем, сколько следочков оставил воробей, ворона (счет до 5)

- Ребята, на улице зима, нет ни жучков, ни червячков. Как же птицам пережить это время года, чтобы не умереть с голоду? /ответы детей/

Предлагаю детям насыпать зёрнышки на кормушку, которая висит на высокой ёлке? (мелкая моторика)

- Ребята, чем дальше мы идем в лес, тем снегу всё больше.

Поднимайте высоко ножки, чтобы не застрять в снегу.

- Кто же нам оставил такое послание? -медведь

- Раз мишка спит, давайте будем разговаривать негромко, чтобы его не разбудить.

Вспомните, в какой сказке девочка попала в дом медведей, где каши попробовала из всех мисок, сломала стульчик, чем очень огорчила хозяев.

- Покажите на пальчиках, сколько медведей жило в домике?

- А чашек сколько стояло на столе?

Дети показывают по 3 пальчика, на каждой руке по очереди.

Три медведя шли домой - идут по кругу как мишки

Папа был большой-большой - встают на носочки

Мама – чуть пониже ростом - встают на всю стопу

А мишутка – крошка просто - приседают

(мы тихонько на носочках уходим от берлоги медведя)

Вверх подбрасываю снежинки.

- Ребятки, вот и снег пошёл. Ловите снежинки. (Дети ловят снежинки. Кладём снежинку на одну или две ладошки сразу).

(Формирование длительного выхода)

Затем предлагаю рассмотреть снежинки, какой они формы и какого цвета (белые, синие, голубые) и собрать их по цветам. (3 группы)

Конспект занятия по математическому развитию для детей 3-4 лет на тему "Квадрат, круг, треугольник" с применением пальчиковой и зрительной гимнастики.

Содержимое публикации

Занятие по математике 3-4года

Тема: Квадрат, круг, треугольник.

Цель : Познакомить детей с треугольником, учить различать и называть его, обследовать зрительно-осязательным путем ,классифицировать фигуры по цвету и названию.

Задачи: познакомить с геометрической фигурой-треугольник, различать фигуры по цвету и названию . Научить находить предметы треугольной формы зрительным путем в окружающей обстановке. Концентрировать внимание на окружающих предметах, классифицировать их по цвету и названию.

Материалы и оборудование: для воспитателя: круг ,квадрат, треугольник. Предметы круглой и квадратной формы(мячи, кубики, шар для прыгания, модули кубики, руль от автомобиля, пластмассовые шары небольшой формы).

Раздаточный материал Для детей: набор геометрических фигур, большие и маленькие круги 2 цветов, большие и маленькие треугольники двух цветов, квадраты большие и маленькие. Геометрические фигуры у детей и воспитателя совпадают, мячи.

Ход занятия.

В-ль :Предварительно читает детям книгу с о сказочными героями Смешариками.

В-ль: дети кто это может к нам прийти? Выглядывает за дверь и заносит в группу сказочного персонажа Нюшу(куклу)

Дети: радуются, здороваются с Нюшей, педагог вместе с детьми приглашает Нюшу на занятие.

Перед детьми на столе разложены геометрические фигуры.

В-ль :Показывает детям круг синего цвета. детки покажите Нюше круг синего цвета. что это?

В-ль: какого он цвета?

В-ль Это синий круг. предлагаю вам обвести его пальцем, покажите как. Он катится. Дети пробуют покатать круг по столу. Обращает внимание детей на круглую форму Нюши.

В-ль :детки все наверное устали давайте встанем и разомнемся.

Физминутка .
Возьмите мячик в правую руку. (Воспитатель стоит лицом к детям и показывает все движения в зеркальном отображении) Переложите мячик в левую руку. Поднимите мячик над головой. Спрячьте за спину. Держите мячик перед собой. Прыжки на месте с мячиком в руках под стихотворение:

Девочки и мальчики запрыгали, как мячики.

Попрыгали, устали, на носочки привстали,

Потихоньку закружились и на коврик опустились.

В-ль : Предлагает всем сесть за столы. детки давайте расскажем Нюше что кроме круга еще есть фигуры другие. показывает треугольник желтого цвета и задает вопрос: Детки кто знает, что это?

Дети отвечают, а затем сам в-ль называет фигуру и просит всех вместе повторить слово хором, а затем несколько деток по отдельности. Дети называют самостоятельно. Треугольник желтого цвета.

В-ль .Затем п росит найти т треугольник у ребят на столе. Детки можно покатать треугольник? Что мешает? Какую фигуру вы показал? Каким она цветом? Что мешает покатать треугольник?

Дети: нельзя покатать. желтым цветом. треугольник.

В-ль :давайте разомнем свой пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики сжаты в кулачки, разгибаем каждый пальчик, начиная с большого

Вышли пальчики гулять!

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять!

Загибаем каждый пальчик, начиная с большого

В домик спрятались опять.

Ударяем кулак о кулак

в-ль проводит игру.

Перед детьми на столе лежат геометрические фигуры- круг, квадрат, треугольник.

В-ль показывает желтый большой круг. Ребята должны выбрать и показать точно такой же круг, а затем объяснить, почему именно его они показали. Затем педагог просит кого-нибудь из детей показать любую другую фигуру, остальные так же должны найти и показать точно такую же. Тот ребенок который показывал, поверяет вместе со в-лем, правильно ли выбрали фигуры его друзья .Всегда следует уточнять, какую фигуру показал ребенок, какую и какого цвета показали остальные дети.

: В-ль лазерной указкой показывает на стене круг, треугольник, квадрат, а детки следят за лазером глазками и называют вслух фигуры.(для снятия зрительного утомления или можно сказать гимнастика для глаз).

Затем педагог повторяет игру 2-3 раза.

В заключении занятия обсудить что делали на занятии. что запомнилось и что понравилось и конечно оценить каждого ребенка .

В течении дальнейшего дня на прогулке или посоветовать родителям дома еще раз уточнят форму( треугольника )предметов в повседневной жизни, количество и цвет.

Включены задания на: узнавание основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), соотношение фигур и предметов по форме, числа до 3, счет предметов до 3 с картинками, количественное сравнение предметов (много, мало), качественное сравнение (длиннее, короче, выше, ниже).

Что должен знать ребёнок в возрасте 3 лет:

1. Основные фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
2. Количественный счет до 5. Показывать цифры на пальцах.
3. Оперировать понятиями "много" и "один".
4. Понимать пространственное расположение предметов: выше, ниже, справа, слева, в середине, над, под.
5. Сравнивать предметы как количественно (много, мало) так и качественно( длиннее, короче, выше, ниже, самый длинный, самый короткий).

Геометрические фигуры

Круг

Покажи круг.

Квадрат

Покажи квадрат.

Треугольник

Покажи треугольник.

Фигуры

Назови фигуры.

Круг и квадрат

Раскрась круг – зеленым цветом.
Раскрась квадрат – желтым цветом.
Раскрась треугольник – черным цветом.

Животные и фигуры

На какие фигуры похожи эти животные?

Фигуры

Какие фигуры одинаковы по цвету?
Какие фигуры одинаковы по форме?
Какие фигуры одинаковы по размеру?

Круг и квадрат

Обведи фигуры и продолжи ряд.

Круг и квадрат

Соедини линией фигуры одинаковой формы.

Знакомство с числами

Числа

Сколько телят на картинке? Обведи это число.

Числа

Сколько бабочек на картинке? Обведи это число

Числа

Сколько зверушек на картинке? Обведи это число. Назови зверюшек.

Счет до 3 (предметы, животные)

Собаки

Сколько собак на картинке?

Слоны

Сколько слонов на картинке?

Лошади

Сколько лошадей на картинке?

Птицы

Сколько птиц на картинке?

Автобусы

Сколько автобусов на картинке?

Машины

Сколько машин на картинке?

Мотоциклы

Сколько мотоциклов на картинке?

Клетки

Закрась 2 клетки.

Клетки

Закрась 3 клетки.

Клетки

Закрась 1 клетку.

Сколько точек в первом ряду?
Сколько точек во втором ряду?
Сколько точек в третьем ряду?



Количественное сравнение предметов (больше, меньше)

Фрукты

Где больше груш, справа или слева?

Овощи

Где меньше помидор, слева или справа?

Предметы

В какой клетке больше предметов?

Предметы

В какой клетке меньше предметов?

Работа с цветом

Цвета

Назови цвета у кружочков.

Фигуры


Покажи фигуры желтого цвета.
Покажи фигуры зеленого цвета.

Предметы


Покажи фрукты одинакового цвета.

Фигуры


Соедини линией фигуры одинакового цвета.

Читайте также: