Выбор хода в шахматах конспект 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Ход занятия.

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.

На прошлом занятии мы познакомились с начальной расстановкой фигур. Давайте вспомним стихотворение и расставим фигуры.
(Дети расставляют фигуры на демонстрационной доске)
Фигуры готовы к сражению, да-да, ведь шахматная игра – это настоящее сражение двух армий, которые действуют по определенному плану, чтобы достичь цели.

- Ребята, как вы думаете, какова цель игры? Ведь мы играем для того, чтобы выиграть? Что для шахматиста является выигрышем?
(Предположения детей)

Сегодня мы узнаем, что же такое ход и взятие фигуры, что называют флангом и где находится центр.

3. Объяснение нового материала.
Шахматная доска – это поле битвы двух неприятельских армий – белых и черных фигур. Шахматные фигуры – это войска, которые подчиняются своему начальнику. Если мысленно разделить шахматную доску на две части по вертикали, мы увидим два участка сражения: называются они ФЛАНГИ.
Часть, на которой находится король, - королевский фланг, часть доски с ферзем – ферзевый фланг.
Вот такое командное разделение.

А теперь представим, что две армии сражаются на большом поле, в центре которого гора. Тот, кто взобрался на гору первым, хорошо видит неприятельские войска, их расположение;
с горы удобнее планировать атаку, вести обстрел.

Открою вам секрет: на шахматной доске тоже есть такая гора. Как вы думаете, где она может располагаться?
(Предположения детей)
В шахматах этот участок называется ЦЕНТРОМ.
Перед вами находятся шахматные доски. Поставьте 4 пальца на 4 центральные клетки.
Назовите адреса этих полей (d 4, d5, e4, e5)
Шахматный центр расположен в середине доски на четырех клетках. Это самый ответственный участок дороги. Как правило, кто имеет преимущество в центре, тот имеет преимущество и в позиции. Фигуры из центра легко перебросить на любой фланг, чтобы защитить своего короля или организовать атаку.
А теперь я раздам вам диаграммы –подсказки, в которых вы найдете фланги и центры. (Рисунок 1)

- Ребята, сейчас я вас попрошу взять в одну руку слона, а в другую ферзя.
Скажите, они одинаковы по весу или нет?

А шахматисты делят фигуры на лёгкие и тяжелые. (Рисунок 2)
Как вы думаете, почему?
Такое деление произошло вовсе не из-за веса фигур.
Просто лёгкие фигуры менее сильные, менее ценные, поэтому их следует вводить в бой первыми.
Тяжелые фигуры сильнее. Они, как мощная ударная сила и подкрепление. Их нужно поберечь. Они помогут выиграть.

Слоны и кони – легкие фигуры, ферзь и ладья – тяжёлые.
За единицу измерения принято считать пешку.
Так, например, конь и слон равны трем пешкам, ладья – пяти, ферзь – девяти
Сейчас я раздам подсказки (Рисунок 3) И мы впишем силу этих фигур.

5. Итог занятия.
Вопросы для закрепления:

- Какова цель шахматной партии?
- Какой фигуре ставят мат?
- Что такое шахматный ход?
- Может ли фигура занять поле, на котором стоит другая своя фигура? А если это фигура соперника?
- Для чего нужно знать силу фигуры?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема 8. Выбор хода

Цель и задачи занятия: рассмотреть алгоритм выбора хода в шахматной партии.

Основные виды деятельности: рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, выполнение заданий в рабочей тетради.

Инвентарь: демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски (по одной на парту).

Теоретическая основа урока

Материал урока 8 из учебника для четвёртого года обучения.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

Учитель предлагает вспомнить материал, пройденный на прошлом уроке.

I I. Постановка учебной задачи и поиск пути её решения

Ребята, обратите внимание на то, что для успешной игры мало только наметить план. Нужно ещё рассчитать конкретный вариант по реализации задуманного. Но как из множества вариаций выбрать верный ход? Как вы думаете, как шахматист выбирает ход в позиции? (Задание 1 из учебника.)

Сегодня мы будем учиться выбирать из множества возможных ходов сильнейшие. Давайте откроем учебник и рассмотрим алгоритм выбора хода.

Вместе с учителем учащиеся разбирают теоретическую часть урока: позиции на диаграммах 1-5 и сопроводительный текст к ним.

После этого учитель подытоживает сказанное и предлагает школьникам перейти к заданию 2 из учебника. Для этого на демонстрационной доске поочерёдно расставляются позиции с диаграмм 6-9, а дети поднимают руки и отвечают.

Правильные ответы:

hello_html_708523ed.jpg

III. Самостоятельная работа и самопроверка

Учащиеся переходят к выполнению задания 1 из урока 8 в рабочей тетради (задание 3 в учебнике). На самостоятельную работу им отводится некоторое время, после чего задачи рассматриваются на демонстрационной доске.

Правильный ответ:

hello_html_m36179d9e.jpg

После этого аналогичным образом выполняется задание 2.

Правильные ответы:

hello_html_m505bbe8f.jpg

Правильный ответ:

IV. Подведение итогов

На сегодняшнем уроке мы с вами учились выбирать сильнейший ход в шахматной партии. Давайте ещё раз повторим алгоритм выбора хода.

Обучающие : повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность. Ввести шахматное понятие – партия.

Развивающие: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, логическое мышление; развитие тактильного восприятия, внимания.

Воспитательные: прививать интерес и любознательность к игре в шахматы.

Оборудование: демонстрационная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, геом. фигуры, слова на карточках, доска расчерченная в клетку.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня к нам на урок пришли гости, которые хотят научиться играть в шахматы. Мы знаем, что эта игра не простая и не легкая. Скажу больше, что это не игра, а вид спорта, где нужно прикладывать не физические данные, а умственные способности.

Поэтому, даю всем установку внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания.

Есть у нас еще одна гостья. Это царица всех интересных настольных игр.

У нее необычное имя, которое нужно разгадать.

Имя у нее непростое.

Этим словом называлась в древности игра, которая сейчас называется - шахматы. В переводе, слово чатуранга означает – четыре части.

Действительно, в древности в эту игру играли четыре человека.

2. Мотивация учебной деятельности.

Царица Чатуранга пришла не с пустыми руками, она принесла много заданий, которые нам необходимо выполнить.

А задания вы будете выбирать сами, определив правильно геометрическую фигуру. Если мы справимся со всеми заданиями, то в конце урока сможем составить шахматную пословицу и определить ее смысл.

(Один в поле не воин).

Итак, назовите фигуру. Не синяя, не красная и не круг (зеленый квадрат).

Здесь дано задание.

3. Применение знаний и умений в новой (игровой) ситуации.

1. Ответь правильно. (Дети по очереди читают и отвечают на вопросы слайда)

- Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и черное)

- Что следует за белым полем на шахматной доске? (черное поле)

- Что следует за черным полем на шахматной доске? (белое поле)

- Сколько всего полей на шахматной доске? (64)

- Сколько белых полей? (32)

- Сколько черных полей? (32)

В поле много есть дорожек.

Будь и смел, и осторожен.

Вверх и вниз пойдешь – это. (вертикаль,

Вправо-влево - … (горизонталь).

А с угла на угол, вдаль

Нас ведет … (диагональ)

- Построй из квадратов вертикальную дорожку, горизонтальную (построение на столе)

- Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске?

- Сколько полей содержит самая длинная диагональ (8, самая короткая (2).

Следующее задание Чатуранги: мы знаем, что она лишняя. Почему лишняя? (желтый круг)

Дети угадывают на фигуру, когда воспитатель называет ее признаки.

Достать из мешочка заданную фигуру.

Следующая фигура с заданием : красная, но не квадрат. (красный треугольник).

Белый отряд, черный отряд,

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном.

Точно такой же порядок в другом.

В каждом отряде - сам погляди –

Оба угла занимают … (ладьи)

Рядом с ладьями … (кони) видны.

Рядом с конями встали. (слоны)

Кто ж в середине - … (ферзь и король)

Самые главные в войске своем.

- Все фигуры стоят на своем месте.

- Перед построением фигур проверяем правильное расположение шахматной доски.

Доску правильно клади,

На углы всегда гляди,

Чтоб у правого угла

Клетка белая была!

- Ферзь любит свой цвет.

-Именно с этого положения начинается любая настоящая шахматная партия, т. е. игра в шахматы.

Запомните, дети, шахматы – командная игра, в которой все фигуры должны играть дружно, в команде, защищая и помогая друг другу!

-Ход начинают белые фигуры.

-Какие фигуры могут пойти первыми в начальной шахматной партии? (пешка, конь)

-Как они движутся по шахматной доске?

(Конь - прыг-скок и вбок)

Чёрно-белые поля - (Шагают на месте)

Дружно встали у меня – (остановились)

Тут ферзь- (хлопают)

Здесь два коня – (топают)

Защищайтесь от меня! –(разбегаются по напольным клеточкам).

Игра "Чьи следы" (показ слайдов)

А вот и последнее задание шахматной царицы Чатуранги. Как она и обещала выполнив все задания узнаем пословицу.

Один в поле не воин.

- Что она означает?

+ Нужно играть дружно, помогая друг другу. Работать, учиться играть в команде. И тогда все у нас получится и будет хорошо.

Человек в одиночку мало что может, как одинокий солдат на войне. Для важных дел ему нужен коллектив, нужна помощь других людей.

- Думаю, Чатуранге понравилось наше занятие.

В дальнейшем, когда мы четко научимся передвигать фигуры, пригласим ее на шахматную партию, чтобы показать свои способности и знания.

- А теперь я хочу знать, ваше мнение о нашем занятии.

Если вам что-то непонятно – поднимите левую руку,

Если вам понравилось, и вы все поняли, поднимите правую руку.

Если вам нравится сама игра и вы хотите играть в шахматы поднимите обе руки.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться,

Думать, размышлять, играть-

Сильным шахматистом можно стать.

- Молодцы! И мне были понятны ваши ответы! Поэтому говорю вам спасибо за ваше старание, внимание на уроке и ставлю хорошие отметки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дебют – начальная стадия шахматной партии (первые 10-20 ходов), характеризующаяся мобилизацией сил играющих.

Стратегия игры в дебюте

захват центра пешками

быстрое развитие фигур

обеспечение безопасности короля

соединение тяжёлых фигур

связь плана игры с миттельшпилем

противодействие планам соперника

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

Дебют - важнейшая часть шахматной партии. Ошибки, допущенные в этой стадии шахматной партии, могут привести к быстрому поражению, например, мату в несколько ходов. Иногда даже единственная ошибка может повлиять на весь ход партии и оказаться непоправимой.

В самом начале шахматной партии очень важно обеспечить скорейший ввод в игру своих фигур и увести короля в безопасное место (сделать рокировку). Чтобы это удалось, разыгрывая дебют, следует соблюдать следующие рекомендации:

• на первых ходах постараться построить пешечный центр (центр - поля e 4, d 4, e 5, d 5), позволяющий обеспечить скорейший ввод легких фигур (коней и слонов);

• в первую очередь вводить в игру легкие фигуры, тяжелые фигуры (ладья, ферзь) вводятся в игру преимущественно в миттельшпиле;

• ходы пешками в дебюте можно делать, если они только способствуют занятию центра, защищают собственный центр или атакуют неприятельский;

• без крайней необходимости не делать ходы крайними пешками (коневыми или ладейными), такая игра приводит к напрасной потере времени;

• без крайней необходимости не делать два и более ходов одной фигурой, каждая фигура, по возможности, должна быть введена в игру одним ходом;

• фигуры в процессе своего развития должны занимать наиболее важные поля, нацеливаясь на слабо защищённые поля в позиции соперника;

• при незаконченном развитии не играть на выигрыш пешки, а иногда даже и фигуры, в ущерб развитию собственных фигур, выигрыш центральной пешки иногда может быть оправдан, если предоставляет дополнительные возможности по захвату центра.

Каким же образом неопытному шахматисту начинать шахматную партию, чтобы не нарушить перечисленные рекомендации и не проиграть партию в несколько ходов?

Преимущество первого хода

По правилам первый ход в партии делают белые фигуры и в этом смысле они имеют определенное преимущество (преимущество первого хода).

Наиболее распространенным первым ходом белых является ход 1. e 2- e 4 . Этот ход, способствующий занятию одного из центральных полей, для шахматиста-новичка является одним из самых лучших. Разумеется, в борьбе за превосходство в дебюте шахматной партии не так важен сам первый ход, как важна цель всей серии первых ходов. Необходимо добиваться, чтобы каждый ход в партии был составной частью единого плана, включающего несколько ходов.

Ошибки в дебюте:

Фигуры должны вводиться в игру так, чтобы они не мешали вводу в игру других собственных фигур.

Крайними пешками ходить в начале партии не рекомендуется.

Первичная проверка понимания

Первое. Не играйте крайними пешками вначале партии. Вы теряете драгоценное время и ослабляете свою пешечную структуру.

Второе. Ни в коем случае не выводите ладьи по крайним вертикалям в начале партии, например ладью А2, ладью А3, или ладью Н2, ладью Н3.

Третье. Внимательно следите за передвижением пешек и фигур соперника, не подставляя свои фигуры под удар.

Четвертое. Не ходите дважды одной фигурой.

Пятое. Не выводите ферзя в шахматной партии с первых ходов. Конечно, также есть некоторые дебюты, где ферзь может совершенно спокойно выйти в игру и на третьем ходу, но в большинстве партий это будет ошибкой.

Шестое. Не бросайтесь сразу в атаку, если хорошо ее не подготовили (то есть, не защитив предварительно короля и не прикрыв в зоне риска остальные фигуры). В противном случае соперник не только легко отобьет вашу атаку, но и сможет с помощью контратаки загнать вас в невыгодное положение, что как следствие может привести к проигрышу.

Восьмое. «Если Вас поймали на незнакомом варианте, делайте здоровые, развивающие ходы. По возможности не попадайте под различные связки, и уж тем более коневые вилки. Защищайте своего короля путем осуществления рокировки. И подумайте заранее, какие возможности у Вас будут после того как Вы стандартно выведите свои фигуры на активные позиции, что вы будете делать дальше.

Девятое. Черными - играйте на уравнение. Действительно, сначала нужно ослабить натиск белых фигур, а уже потом, когда вы получили равную позицию, можете смело играть на победу.

Десятое. Если Вы играете от ферзя, то пешку расположенную на поле С2 не закрывайте своим же конем, так как ферзь лишается возможности выйти на активную позицию на поля С2 и B3.

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Просмотр шахматных позиций.

Творческое применение приобретенных знаний

Обобщение изученного на занятии

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться:

Думать, размышлять, играть –

Сильным шахматистом можно стать!

Повторить основные правила в дебюте.

Тема занятия: Двойной удар. Открытое нападение.

Задачи шахматного урока

Обучающие:
знать о двойном ударе, открытом нападении Развивающие:
Развивать умение играть в шахматы

Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам, через игру

Этапы занятий

Время (минуты)

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Правила игры в эндшпиле

Постановка целей занятия

Двойной удар. Открытое нападение.

Организация творческой среды для восприятия новой информации

-Как вы понимаете шахматный удар?

-Каким словом можно заменить удар?

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

Первичная проверка понимания

Поставь двойной удар

Сделай открытое нападение

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Шахматная игра в парах.

Творческое применение приобретенных знаний

Решение шахматных задач.

Обобщение изученного на занятии

-Что запомнили с нашего занятия?

-В чём возникли трудности?

Владеть тактикой игры.

Задачи шахматного урока

Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам, через игру

Этапы занятий

Время (минуты)

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Постановка целей занятия

Организация творческой среды для восприятия новой информации

Загадка о капкане.

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

Первичная проверка понимания

-Что значит захват пункта?

-Для чего нужен капкан?

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Игра в шахматы с использованием магнитной доски.

Творческое применение приобретенных знаний

Обобщение изученного на занятии

Работа в группах

Повторить шахматные понятия.

Тема занятия: Центр. Борьба за центр – важнейший принцип шахматной стратегии.

Задачи шахматного урока

Обучающие:
знать о значении центра Развивающие:
Развивать умение вести борьбу за центр

Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам, через игру

Этапы занятий

Время (минуты)

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Шахматный словарь (основные понятия)

Постановка целей занятия

Центр. Борьба за центр – важнейший принцип шахматной стратегии.

Организация творческой среды для восприятия новой информации

Работа с шахматной доской.

-Какое значение имеет центр в шахматной игре?

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

Борьба за центр – важнейший принцип шахматной стратегии.

Первичная проверка понимания

Борьба за центр.

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Творческое применение приобретенных знаний

Обобщение изученного на занятии

Индивидуальный опрос о борьбе за центр.

Играть в шахматы с компьютером.

Тема занятия: Инициатива и наилучшая расстановка фигур.

Задачи шахматного урока

Обучающие:
знать об инициативе и наилучшей расстановке фигур Развивающие:
Развивать умение играть в шахматы

Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам, через игру

Этапы занятий

Время (минуты)

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Борьба за центр

Постановка целей занятия

Инициатива и наилучшая расстановка фигур.

Организация творческой среды для восприятия новой информации

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

Наилучшая расстановка фигур

Первичная проверка понимания

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Творческое применение приобретенных знаний

Решение шахматных задач.

Обобщение изученного на занятии

Расскажите всё, что вам запомнилось и понравилось на наших занятиях?

Играть в шахматы.

Тема занятия: Как начинать шахматную партию, дебют. Что делать после дебюта, миттельшпиль.

Задачи шахматного урока

Обучающие:
знать о начале шахматной партии, дебюте, миттельшпиле Развивающие:
Развивать умение продумывать шахматную комбинацию, делать выбор в свою пользу

Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам, через игру

Этапы занятий

Время (минуты)

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Повторение правил в дебюте

Постановка целей занятия

Как начинать шахматную партию, дебют. Что делать после дебюта, миттельшпиль.

Организация творческой среды для восприятия новой информации

Беседа о шахматах: название фигур, ценность, обозначения, название полей, шахматная запись.

Объяснение нового материала с использованием шахматной доски.

Дебют
Дебют — начальная фаза партии.

Дебюты разделяются на три группы: открытые (первый ход белых: е2-е4, ответ черных: е7-е5), полуоткрытые (белые: е2-е4, ответ черных: кроме е7-е5) и закрытые (белые: кроме е2-е4).

Цели дебюта в шахматах:
1. Быстрая мобилизация своих сил (развитие фигур).
2. Переброска их к центру (борьба за центр).
3. Создание надежного прикрытия для своего короля.

Миттельшпиль
Миттельшпиль — срединная фаза партии, в которую переходит ее дебютная часть. Наступает после 12-15 начальных ходов.

Борьба за центр

Центром на шахматной доске называют квадрат d4-e4-d5-e5. Многовековой опыт показывает, что игрок, занявший и контролирующий центр, имеет ощутимое позиционное преимущество.

Игрок, занявший центр, обычно контролирует большую часть доски. Его фигуры свободны, имеют возможности для разнообразных манёвров, не мешают друг другу. В то же время фигуры соперника, как правило, стеснены, мешают и блокируют друг друга.

Любая фигура, надёжно закреплённая в центре, часто угрожает сразу несколькими взятиями или опасными ходами вглубь позиции противника. Кроме того, она становится серьёзным подспорьем при фланговой атаке, причём на любом из флангов.

В связи с такой важностью центра рекомендуется уже в дебюте, с первых же ходов, приступать к борьбе за центр. Она может состоять из следующих элементов:

выдвижение центральных пешек (d и e) вперёд и занятие ими центра. Противник может выбрать либо аналогичную стратегию, либо позволить занять сопернику центр, а затем подорвать его пешками c и f.

Развитие коней на c3 и f3 (для чёрных — на c6 и f6), так что они сразу держат центральные пешки соперника под угрозой взятия.

Размен центральных пешек и занятие центральных клеток своими фигурами, защищёнными пешками c и f.

Борьба за открытые линии

Открытые линии — это вертикали, свободные от пешек. Открытая линия является очень удобной дорогой для ладей и ферзя во вражеский тыл и дальнейшего подрыва позиции противника изнутри.

Для получения контроля над какой-либо открытой линией часто используются следующие приёмы

сдваивание ладей по вертикали, часто с подстраховкой ферзём. После хода ладьёй вглубь позиции соперника и одного-двух разменов последняя тяжёлая фигура остаётся в тылу противника.

занятие полуоткрытой линии, построение тяжёлых фигур, а затем подрыв пешки или фигуры противника.

Создание у противника слабостей. Позиционные слабости у противника создаются не с целью непосредственной выгоды, а с расчётом на поздний миттельшпиль и эндшпиль. Наиболее часто встречаются слабости пешечной структуры, в частности, сдвоенные и изолированные пешки, а также отсталые и заблокированные пешки. Их слабость заключается в том, что они находятся под огнём фигур противника и защищать их приходится не пешками, а своими же фигурами. Эти слабости проявляются в полную силу в эндшпиле, когда игра в основном идёт королями и лёгкими фигурами.

Представим на диаграмме правильное развитие в дебюте за белых.


Для наглядности ходы черных мы как бы пропустили.

Белые развивались по схеме: 1. e4, 2. Kf3, 3. Cc4, 4. Kc3, 5. d3, 6. Ce3, 7. 0-0 и всего лишь за 7 ходов подготовили свои силы к борьбе.

Первичная проверка понимания

Дебют (фр. debut — начало) — начальная стадия шахматной борьбы. Ключевые принципы дебюта :

захват центра пешками

быстрое развитие фигур

обеспечение защиты короля

соединение тяжелых фигур

связь плана игры с миттельшпилем и эндшпилем

противодействие планам соперника

Миттельшпиль (от нем. Mittelspiel — середина игры) — следующая за дебютом стадия шахматной партии. Элементы стратегии в миттельшпиле:

борьба за центр

борьба за открытые линии

создание у противника слабостей

атака на короля

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы

Просмотр шахматных позиций.

Творческое применение приобретенных знаний

Обобщение изученного на занятии

Стих про шахматную доску

Вся в квадратах — белых, чёрных —

а ряды фигур точёных —

Люди их передвигают,

люди в шахматы играют —

Ты, дружок мой, без опаски,

без смущения вступай,

словно в мир чудесной сказки,

в чёрно-белый этот край.

Что? Трёхглавые драконы

нас не ждут здесь? Не беда!

Тут зато лихие кони

и пехота хоть куда!

Тут ферзи, слоны отважны,

мчатся поперёк и вдоль,

и, совсем как в сказке, важный

Тут герои в каждом войске,

и выходит рать на рать

хитроумно и геройски

воевать и побеждать!

СКАЗКА ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ

Выучить шахматную доску.

Тема занятия: Преимущество в развитии. Преимущество в пространстве.

Задачи шахматного урока:

Обучающие:
знать о преимуществе в развитии и в пространстве Развивающие:
Развивать умение продумывать шахматную комбинацию

Читайте также: