Конспект занятия по формированию толерантности

Обновлено: 05.07.2024

Воспитатель: Д авайте поздор оваемся с ним (д ети здороваю тся.

Воспитатель: - Малыш очень боится, что никто не будет с ним

играть и дружить потому, что он ни на кого не похож. Ему очень

одиноко. Давайте его поддерж им, поиграем в игру «Ласковы е

передавая друг другу Пушистика обращаются к нему со словами

содержащими у меньшит ельно - ласкательные суф фиксы).

Воспитатель: - А давайте расскажем Пушистику правила

друзей, которы х мы стараемся придерживаться, стараясь

научиться дружбе, терп ению, доброжелательнос ти, милосердию

 Никогда н е бери игрушки св оих друз ей без разреш ения.

Давайте предложим Пушисти ку нашу дружбу! Как это можно

Воспитатель : - Дети, помните сказку Г.Х.Андерсена «Стойкий

происходило с героями этой сказки? (кратки е ответы детей).

Правильно, в этой сказке игрушки оживали по ночам. Я

предлагаю вам поиграть. Предст авьте себе, что могла бы делать

ваша любимая игрушка в то время, когда вы с ней не играете.

Вообразили? По сигналу колокольчика вы изобразите любимую

игрушку, и по пробуете позна комиться с друг ими игрушками.

Только одно услови е все ваши действия должны быть

безмолвными. А после игры попробуем отгада ть, кто какую

иг рушку изображал. Кто из вас хочет попробовать себя в роли

артиста? За са мые понятн ые роли вы получи те приз!

Творческий этюд: дети с помо щью мимики, жестов, пластики

и движений изображают заду манную игрушку и ее по вед ение.

Воспитатель предлагает детям высказать свои пр едположения и

обосновать их, побуждая о тразить лично е отноше ние к роли.

Воспитатель обращает внимание детей на конверт на столе: -

Дети, сегодня нам пришло письмо. Узнаем, что там? (достаем

рисунок, на котором из ображ ены два злых, дерущихс я

человечка). Непонятно, что это они делают? (ответы детей). А,

как вы думаете, хорош о они п оступают, или плохо? (ответы

Воспитатель: - Де ти, давайте мы поделимся с ними частичкой

нашей доброты и превратим их в доб рых друзей! Как б ы вы это

сделали? (предлож ения детей). А давайте нарисуем вол шебные

цветы, выреж ем их и подарим букеты челов ечкам! Берит е

карандаши, и за работу! (дети рисуют, вырезают и приклеиваю т

Воспитатель: - Внимательно посмотрите, что еще должно

поменяться у наших челов ечков? (пр едположения детей).

Воспитатель: - Конечно, лица! Теперь человеч ки должн ы

улыбаться и радоваться (приклеивают лица - пиктогра ммы с

радостными эмоциями). И нашему Пушистику понравилось как

Воспитатель: - Что вам особенно запомнилось, по нравилось на

сегодняшнем занятии? (ответы детей). А я хочу вас похвалить за

поддержку, к оторую вы оказали Пушистику, который, судя по

всему, хочет остаться с нами! Вы рад ы? Я тож е. А вот вам

призы: это сердечки, сим вол то лерантнос ти и милос ердия. Н у, а

Цель: форми ровать у детей понимание цел остности ка ртины о кружающего

 систематизировать , уточнять и попо лнять знания детей о системе

взаимосвязей в природе, в том числе модели отноше ний: «природа –

 стимулировать у детей проявления диалогической и монологическо й

речи, умение формул ировать св ою точку зрен ия, проявл ять интерес к

 учить у потреблению в речи существител ьных в тво рительном падеже

множественног о числа, использовании мног означных слов, п одборе

однокоренны х слов, сравнитель ных оборотов, э питетов.

 развивать у детей речеву ю активность: навыки о бщения,

 ТСО ноу тбук, проектор, диск, экран, С D диск и: со звуками при роды :

 оформление зала: макеты деревьев, игрушки: паук на паутине, змея;

Воспитатель: - Дети, сег одня я хочу позвать вас в путешеств ие! Мы

отправимся в царство природы! Хотите? (Ответы д етей). Тогда закрыва йте

глаза и слушайте! (Вклю чается аудиозапись со зву ками леса). Где мы

Воспитатель: - А в лес мы пришли за чудесами! Их у природы огромное

количество. И природ а, несомненно, поделится ими с вами, то лько н ужно

выть вежливым гостем. Послушайте, как красиво поют птицы в лесу

(прослушиван ие записи с голосами птиц). А где еще можно услышать и х

Воспитатель: - Лес - музыкант. Каку ю му зыку можно услышать в лесу?

Дети: (Журчание, ш елест, шу м ветра, шу м дождя и другое).

Воспитатель: - А если бы в ы были поэтами, то какие слова подобрал и бы

Воспитатель: - М олодцы. Присажива йтесь на пеньки. Я тоже присяду и

сумку з десь положу. Послу шайте стихотворение Е лены Должников ой:

Воспитатель: - Осмотритесь вокруг! Давайте узнаем, какие тайны хранит

лес. Но прежде повторим, какие правила поведения должны мы соблюдать в

Воспитатель подв одит итог, читая ст ихотворен ие Н.Рыжовой:

Воспитатель: - Дет и, может, мы по бегаем по траве, по прыгаем?

Дети: - Нет! В лесу лу чше ходить по тропинкам или до рожкам, а не возле

деревьев, чтобы не вытап тывать, не м ять травы, ц веты, чтобы не н аступить

Воспитатель: - Правиль но. Но лес это не только много деревь ев, но и кусты,

травы, ягоды, гри бы, насекомые, звери и птицы. Однако, название лесу дают

те деревья, которых в лесу произ растает больше всего. Давайте поиграем с

опавшими листьям и. Я бу ду показывать вам л ист, а вы назовете лес.

Воспитатель: - Как называют этот лес? (показ березового, дубового листа,

Воспитатель (показывает р азные листья одновременно) – А как вы н азовете

Воспитатель: - Молодцы, все знаете! А лес нам нужен? (ответы детей).

которым дышит все живое на планете. Думаю, что лес нам точно откроет

тайны, только его надо об этом попросить. (Читает стихотворе ние

Воспитатель: - Ну , выбирайте, по какой троп инке пойдем на лесну ю

Дети: - Пойдем по этой троп инке! (на тропинке з мея). Не т , сюда нельзя идт и!

Воспитатель: - А почему нельзя? ( предположени я детей). Верно, змея

никогда н е нападае т первой, но может ужалить , если ей или ее потомству

грозит опасность. Это хорошо, что мы ее увидели. Мы могли наступить на

нее в траве! Дава йте, чтобы ее у спокоить вспомним песенку змеи.

Дети указывают н аправление (между кустами паук на паутине). Ой и сюда

Воспитатель: - А почему ? (предположения детей). Верно. Не повредив

паутину , мы не п ройдем. А пауки и их п аутина полезные: они п риносят

пользу лесу . Какую? (ловят мух, кома ров, ос). А к кому мы относим пауков: к

животным, пти цам или н асекомым? (Ответы детей). Ра ньше относ или к

насекомым, а теперь их в ыделили в отдельный класс – арахниды! Ведь у них

не 6, как у насекомых, а 8 лап ок. Сейчас я превращу вас в паучков. Вспомни м

Воспитатель: - По йдем по этой т ропинке! (рядом с т ропинкой му равейник).

Дети: - Здесь муравейник, значит в тр аве много муравьев. Мы раздавим

много муравьев, если пойдем по этой тропинке! А это санитары леса. Нам

Воспитатель: - Верно! А я и не заметил а! Молодцы! Муравьи – лекари леса

и большие т руженики. Ра ботают с ранней весн ы до по здней осе ни!

Послушайте, како е стихотворение о муравьях знает Дима (ребенок читает

Воспитатель: - Что - то никак мы не можем на п олянку выйти! Куда н е

пойдем – препятствие! А, кажется, я поняла! Это лес проверяет нас! Но вы -

то все правила знаете и выполняете. Давайте, поищем, по какой тропинке лес

Дети выбирают тропинку и проходят на полянку. Показ видеозаписи лесной

Воспитатель: Дети, любуясь красотой природы, человек становится лучше и

добрее Природ а учит н ас трудол юбию, терпению, чистоте, доброте,

раскрывает нам свою красоту. Художники, писатели и поэты на протяжении

многих веков создают произведен ия о природе. Все мы д олжны помнить:

человек, являясь частью природы должен ее беречь. Природа – это наш дом,

Воспитатель: - Я предлагаю вам рассказать лесу, каки е еще правил а

поведения в природе мы знаем (показ слайдов с картинкам и,

изображающим и детей – нару шителей правил п оведения в пр ироде).

Воспитатель: - Отк рыл вам лес свои се креты? Какие сек реты вы расскажете

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Как правило, это выражается: в неумении находить подход к партнеру по общению; поддерживать и развивать установленный контакт; согласовывать свои действия в процессе любой деятельности; адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечаются также сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Всё это приводит к конфликтам и непониманию собеседников.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Цель: формирование культуры межличностных отношений между детьми.

1. Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.

2. Развивать умение быть внимательными, приветливыми, доброжелательными.

3. Дать детям представление о толерантности.

4. Расширить и закрепить представление детей о толерантности.

5. Формировать толерантность мышления и поведения детей через игровую деятельность.

Средства: фонограммы песен цветок толерантности, макет автобуса, маленькие цветы толерантности, на каждого ребёнка.

Ход НОД:

Я вам сейчас прочитаю слова, которые написаны в лепестках цветка: уважение; терпение; сотрудничество; сострадание; прощение; доброта, любовь, забота, милосердие.

Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.

Воспитатель: Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас красивые бантики. А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные. Прошу подняться ребят, у кого темные волосы, а теперь – у кого светлые волосы. Подумайте, какие мы?

(Дети пытаются ответить; подвожу их к мысли о том, что они все разные, но они ходят в один детский сад, в одну группу, все они – равные.)

Воспитатель: Да, ребята, мы с вами, действительно, ходим в один детский сад, в одну группу, все мы любим конфеты, все мы любим гулять, отмечаем вместе праздники. Если люди будут дружные, будут совершать только добрые поступки, то не будет спора в группе, раздора в семье, не будет войны.

Наш цветок такой красивый и разноцветный. Он похож на радугу из страны Толерантности. Хотите оказаться в этой стране? Нас ждет волшебный

автобус. Занимайте места (дети садятся, звучит музыка) .

Воспитатель: В этом путешествие мы отдохнем, поиграем, а главное, научимся быть приветливыми, внимательными, дарить радость друг другу.

Занимайте места (дети садятся, звучит музыка) .

Воспитатель: А того человека, который использует в своей речи такие слова, можно ли назвать толерантным? (Ответы детей)

Воспитатель: Все эти слова можно объединить в одно слово – толерантность. Вот такое новое слово мы с вами сегодня и узнали. Сейчас нам приготовили испытания, если мы будем дружными, будем помогать друг другу, то с этими заданиями, естественно, справимся.

Воспитатель: Главная тема русских народных сказок была и остается победа добра над злом.

Я буду называть сказочного героя, если он добрый – хлопаете в ладоши, если он злой – топаете ногами. (Кощей - Бессмертный, Золотая рыбка, Карабас - Барабас, Красная шапочка, Мальвина, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Дюймовочка). Все вы сделали правильно. Конечно, добрых героев больше.

Воспитатель: Мы прибываем в город Волшебных слов. Если мы выполним все задания в этом городе, то попадем с вами на главную площадь страны Толерантности.

- Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… спасибо

- Зазеленеет старый пень, когда услышит… добрый день

- Мальчик вежливый, понятливый, говорит, встречаясь… здравствуйте

- Когда нас ругают за шалости, говорим: … простите, пожалуйста

- Везде и всюду говорят на прощание … до свидания

Воспитатель: Стать вежливым нелегко, но это очень важно!

- Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

- Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?

- Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в садик?

- А во вчерашний понедельник, кто был грубый и бездельник?

-Малышей кто обижает, им гулять всегда мешает?

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади страны. Я снова буду вам задавать вопросы: вы будете улыбаться, если так поступает толерантный человек и хмуриться, если так поступает не толерантный человек.

- Поздороваться при встрече

-Толкнуть и не извиниться

- Обозвать обидными словами соседа

- Бегать по группе, сбивая всех

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями.

Воспитатель: Человек рождается и живет на Земле, чтобы делать добро. Мы должны держаться вместе, заботиться друг о друге, дарить улыбки, говорить добрые слова. Давайте встанем в круг толерантности : передавать доброе тепло по кругу.

Воспитатель: Закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад. (дети берут цветок Толерантности садятся в автобус и возвращаются в детский сад)

- Понравилось вам наше путешествие?

- Что нового узнали?

- Какие трудности возникали в путешествие?

- Что особенно запомнилось?

Содержимое публикации

Урок толерантности или учимся сочувствовать.

Воспитатель I кв. категории

Задачи:

Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности.

Воспитательные:

Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Воспитывать чувство уважения обычаям, традициям и культуре разных народов.

Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Развивающие:

Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Развитие творческого потенциала учащихся.

Коррекционно- развивающая:

Корригировать и развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение, обогащать словарный запас воспитанников.

Возраст участников: учащиеся 4-го класса.

Ход занятия

1. Приветствие.

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня.

Давайте мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом: возьмемся за руки и красиво улыбнемся друг другу, поздороваемся локтями, поздороваемся пятками.

Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…”

– у кого есть старший брат или сестра.

– кто умеет дружить.

– у кого сейчас хорошее настроение.

- А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.

- Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.

- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.

- Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь – у кого светлые.

3. Введение в тему.

– Очень хорошо, что у вас хорошее настроение и столько общего.

- Каждый из нас живет в кругу друзей, приятелей, знакомых и незнакомых людей. Мы общаемся с разными людьми. Мы все отличаемся по возрасту и опыту, по вкусам и убеждениям. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отличать, в первую очередь то, что нас объединяет,- вот об этом и поговорим сегодня

- Какими душевными качествами должны обладать люди, живущие на планете Земля, чтобы исчезли воины, ссоры, чтобы люди не страдали и перестали ненавидеть друг друга?

Ответ детей. Быть добрыми, умными, улыбчивыми, сильными, честными, жить в мире и спокойствии.

- Вы знаете, что такое толерантность?

Ответ детей.

История происхождения понятия толерантность.

- Толерантность – это ТЕРПИМОСТЬ – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других.

- Ребята, чтобы узнать откуда пришло к нам это загадочное слово и что оно означает, давайте заглянем в историю.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – УВАЖЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ ЛЮДЕЙ, КАКИМИ БЫ ОТЛИЧНМИ ОТ НАС ОНИ НЕ БЫЛИ. Люди разные, это нужно понимать и принимать. Человек имеет право быть ДРУГИМ!!
- Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
- Итак, толерантность – это умение быть терпимым к чужим мнениям.
- Как вы думаете, что значит слово толерантность в русском языке? (ответы детей)

Толерантность — означает уважение, принятие и признание другого - человека или другой культуры, уважительное отношение к их взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности.

Быть толерантным, значит:

Любить ближнего своего.

Быть добрым, терпимым

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе-хе! Прогнули спинки,

наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть

Посмотрели на картинки.

нагнувшись, поднять голову как можно выше

Эге-ге! Нагнулись ниже,

глубокий наклон вперёд, руки на поясе

Наклонились к полу ближе.

дотронуться руками до пола

Э-э-э! Какой же ты лентяй!

выпрямиться, погрозить друг другу пальцем

Потянись, но не зевай!

руками тянуться вверх, поднявшись на носки

Повертись на месте ловко,

В этом нам нужна сноровка.

покружиться

Что, понравилось, дружок?

остановились, руки в стороны, приподняли плечи

Завтра будет вновь урок!

руки на пояс, повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону

Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.

Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем. В нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы нуждаемся в чьей-то помощи и поддержке. Пусть она выражается просто в приятных добрых словах, но подчас многое значит для человека. Каждому человеку требуются любовь, признание, поддержка. Каждый человек вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – самое действенное средство. Но помните, похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации. Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие. И я хочу вам открыть секрет: Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.

Один из участников садится на этот стул в центр круга, остальные делают ему комплименты. Он благодарит всех, затем на стул садится следующий участник и т. д.

Рефлексия: Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:

- Какие чувства вы испытывали, когда оказывали друг другу знаки внимания?

- Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывались вам?

- Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания? Почему?

- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире?
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.(слайд)

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

Подведение итогов

Воспитатель.

- Что мы вынесли из сегодняшнего занятия?

- Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось? Что стало открытием в себе? (Дети отвечают, высказывают свое мнение, что запомнили)

- Из всего вами сказанного можно сделать вывод: необходимо в жизни проявлять доброжелательность к окружающим, делать добро, уметь считаться с интересами других, проявлять уважение к другим людям, чем можем помогать друг другу, близким, друзьям, нуждающимся в помощи.

- Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы и тогда сможешь достичь успеха.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: способствовать формированию у детей умений и навыков толерантного поведения.

Задачи:

- развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий; -воспитывать чувство уважения друг к другу;

- способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.

Оборудование и наглядность:

Листы бумаги и цветные карандаши.

2. Вступительная беседа.

- Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика). - А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)

- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то о нем можно сказать, что человек толерантный.

- Необычное слово? Давайте вспомним, что мы говорили об этом слове в 1 классе?

Посмотрите какие качесва человек должен проявлять, чтобы быть толерантным.


Толерантность – это способность признавать мнение людей, которые думают не так, как мы.

Мы допускаем, что кто-то может думать иначе, или действовать иначе, нежели ты сам.

- Назовите героев сказки.

- Чем они занимались?

- Как относились обитатели птичьего двора к нашему герою? Почему?

- Чем он отличался от других птиц?

- Ребята, скажите, виноват ли маленький лебедь в том, что он родился не похожим на других обитателей двора?

- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг?

- А знаете, как называют людей, которые не похожи на других, которые выделяются в своем коллективе?

- Как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей.)

- Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похожи друг на друга?

- Но не стоит забывать, что каждый из нас неповторим (уникален), т.е. он такой единственный на планете, но при этом нам всем нужно учиться обладать таким качеством как толерантность (терпимость и принятие). И наша индивидуальность ни в коем случае не должна быть направлена против окружающих нас людей

Я прошу сделать определенное движение тех, кто обладает этим умением или качеством.

Теперь посмотрите на соседа по парте внимательно и выполните задание: Посмотрите и скажите ему на ухо, какого цвета у него глаза?

Кто имеет друга в классе.

У каждого из вас есть что – то чем вы отличаетесь друг от друга, но это не помешало вам иметь друга в классе.

Мешает ли Вам дружить, играть, заниматься то, что у вашего соседа другой цвет глаз, волос?

А правы ли были обитатели птичьего двора в том, что обижали, грубили, злились на утенка только за то, что он был не похож на них?

Что чувствовал при этом наш герой? (обиду, грусть, страх)

Посмотрите, какие могут быть эмоции КАЛЕЙДОСКОП ЭМОЦИЙ

Упражнение Эмоции

Я вам покажу изображение различных эмоций, вы попробуете вспомнить

кто из героев сказки мог её испытывать?

А можно ли по лицам людей догадаться о настроении, которое они испытывают. Давайте попробуем. (ПОКАЗ СЛАЙДОВ)

Будь не таким, как другие, и

позволь другим быть другими.

Упражнение КАК УЛУЧШИТЬ НАСТРОЕНИЕ

  1. Какие добрые слова вы могли бы сказать Гадкому Утенку, если бы вы были в этой сказке?
  2. Чем ещё можно было помочь Гадкому утенку.

- Бывает что у вас в классе кто – то чувствует себя грустно. Как можно увидеть такого ребёнка?

- Чем можно помочь человеку, которому грустно?(Слайд )

-Подумайте. Напишите. Что вы скажите или сделаете, если увидите грустного одноклассника?

Мы все разные.(Слайд 21) Песня

- Ребята, на какой планете мы живем? ( Земля).

-Как называется наша страна? ( Россия). (Слайд 22)

- Народы каких национальностей живут в России? А у нас в городе? (Русские, саами, коми, ненцы, украинцы, белорусы,……….).

- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? ( Люди).

(Слайд 23)

- Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, русские и нет, с разным цветом кожи, есть дети…).

- Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты. У них разные интересы,традиции, обычаи, но се они хотят жить на земле здоровыми, счастливыми, любимыми и успешными.

Вспомним обычаи разных народов.

У каждого народа, большой он или маленький по численности, есть и свои традиции. Сейчас вы вспомните некоторые из известных уже вам и узнаете новые.

Инструкция:

-потереться носами (Новая Зеландия);

-пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

-крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

-показать язык (Тибет);

-очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

Цель: развитие способности понимать мысли, чувства и желания другого человека и передавать свои собственные.

Особенность – у каждого из участников игры фломастер определенного цвета

Инструкция:

Сейчас вы будете рисовать, но во время рисования нельзя говорить!

Каждый участник задумывает какой-либо рисунок и начинает рисовать его на листе бумаги.

Затем рисунок передается следующему по кругу.

Получив чужой рисунок, каждый дорисовывает то, что считает нужным.

Обойдя круг, рисунки возвращаются к их авторам.

Примерные вопросы для рефлексии:

? Какой элемент ты нарисовал на чистом листке?

? Какой рисунок ты изначально задумал?

? Ты смог отразить свой замысел на бумаге?

? Что ты чувствуешь, глядя на завершенную картинку?

? Почему ты это чувствуешь? (Как ты считаешь, твоя идея была в итоге воплощена)?

? Хочешь что-то изменить, или оставишь все как есть?

? Бывают ли в твоей жизни подобные ситуации?

? Что ты чувствуешь, когда результат тебя не устраивает?

? Что ты при этом делаешь?

? Когда ты получил листок от., что ты дорисовала?

? Почему ты нарисовала именно это?

? Ты хотел продолжить идею., или руководствовалась своими собственными желаниями?

? Как ты понял, что она задумала?

? Что ты сейчас чувствуешь?

? (Если ощущения негативные): что полезного в этих чувствах? О чем они тебе сигналят? Что ты понял с их помощью?

? Как ты будешь использовать этот опыт в дальнейшем?

? На что из твоей жизни это похоже?

? Обычно ты задумываешься - что от тебя хотят окружающие, или действуешь по собственному замыслу?

? В каких случаях ты учитываешь желания другого человека и зачем?

? Что ты чувствуешь, когда осуществляешь чью-то мечту, или помогаешь воплотить в жизнь его идею.

9.Итог занятия:

Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивайте ее к центру круга, и по моей команде все сделают шаг внутрь, и хором весело скажем:

Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!Спасибо за активную работу!

Воспитывать нравственные качества школьников: понимание дружбы как общечеловеческой ценности, уважение к личности человека, с которым ты проводишь досуг, учишься, живёшь рядом и просто видишь и встречаешь в жизни;

ДЕВИЗ ЗАНЯТИЯ: “Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила!”

Ход урока



Я не согласен с тем, что вы говорите,
но пожертвую своей жизнью,
защищая ваше право
высказывать собственное мнение.

I . Вступление

Тема нашего урока: “Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила”. Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Мы начинаем разговор о толерантности. Что же это такое? Не всем, может быть понятно это слово, многим даже и не знакомо. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей, всего общества в целом.

Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была принята Декларация толерантности. Согласно Декларации принципов толерантности, мы понимаем, что “толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности…,

это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…”

В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров. социальных слоёв… , поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии., научиться находить точки соприкосновения.

Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Определение слова “толерантность” у разных народов на разных языках звучит по-разному:

– в испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

– во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

– в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

– в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

– в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

– в русском – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо) .

II. Основная часть

1. Беседа по вопросам

-– Какое из определений вам импонирует больше всего?

-– Почему, на ваш взгляд, в разных странах эти определения различны?

-– А что же объединяет эти определения?

-– Почему так актуальна толерантность в наше время?

2. Задания по практике отношений

Попробуйте оценить ситуацию.

– Какова ваша реакция?

– А теперь попробуйте быть толерантным.

Одно из главных качеств – умение отличать действительные ценности от мнимых. Важно не внешнее в человеке, а его человеческие качества.

Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Если вы хотите быть радостным, вы должны знать, что радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то.

Умеем ли мы чувствовать других людей?

Умеем ли мы понимать чужую боль?

Умеем ли мы входить в положение другого человека?

С этого и начинается толерантность.

Распределите нижеприведённые варианты поведения людей или политики правительства по двум группам:

(на столах у присутствующих соответствующий наглядный материал и материал для работы)

Чтение текста и ответ на поставленный вопрос.

Текст Лилиан Муур “Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду”.

(Текст на столах у детей. Чтение по ролям.)

Крошка Енот начал переходить по дереву на ту сторону пруда. Ему не хотелось думать о Том, кто сидит в пруду, но он ничего не мог с собой поделать. Он остановился и заглянул. Кто-то сидел в пруду! Это был Он!

Крошка Енот и виду не подал, что испугался. Он скорчил рожу. Тот, в пруду, тоже скорчил рожу. Что это была за рожа.

Крошка Енот повернул обратно и побежал со всех ног. Он нашёл хорошую палку и повернул обратно к пруду.

– Может быть, Он успел уйти? – спросил Крошка Енот самого себя.

Нет, Он не ушёл! Он по-прежнему сидел в пруду. Крошка Енот не стал ждать. Он поднял вверх большую палку и погрозил ею. Но у Того, КТО СИДЕЛ В ПРУДУ ТОЖЕ БЫЛА ПАЛКА. И Он погрозил этой палкой Крошке Еноту. Крошка Енот уронил свою палку и убежал. Крошка Енот рассказал маме про Того, кто сидит в пруду.

– Вот что я тебе скажу, Крошка Енот, – сказала Мама Енотиха. – Вернись назад, но на этот раз не строй рож, не бери с собой палки, не бери с собой камня!

– Что же я должен делать? – спросил Крошка Енот.

– Только улыбнуться! – сказала Мама Енотиха. – Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.

Крошка Енот заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ.

– В чём, по-вашему, смысл сказочной истории?

– Сформулируйте “обязательные условия” для начала диалога между людьми и предотвращения конфликта при контакте с новым человеком.

III. Самостоятельная практическая работа

И в заключении давайте попробуем понять, а насколько мы толерантны!

( Детям раздаются тесты, на которые они самостоятельно отвечают)

    Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.

а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

б) вам всегда неприятны люди, не умеющие себя контролировать.

а) вам очень трудно было бы это сделать;

б) вы не обращаете внимания на такие вещи.

а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже вам шутка неприятна, вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

б) вы лишь радуетесь за него (неё) .

а) уходите подальше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

IV. Подведение итога работы детей по тестам

  1. 0-4 : вы непреклонны и , простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать своё мнение другим. Чтобы достичь своей цели, вы часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, нежели вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
  2. 6-12: вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли “брать горлом”, если можно победить более достойно.
  3. 14-18: твёрдость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы это не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

V. Заключение.

Класс – это маленькая семья.

И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

VI. Задание на дом

Я попрошу вас написать сочинение о своей семье и взаимоотношениях между членами семьи. Это должны быть и ваши мысли о будущем, о вашем отношении к родителям и родителей к вам, ваши чувства к близким, желания, мечты … можете использовать фотоматериалы…

Читайте также: