Классный час урок мужества 9 класс конспект с презентацией

Обновлено: 06.07.2024

Ведущий 1: Мужество, отвага, храбрость, твёрдость, героизм – важные слова. Как вы думаете, можно ли эти слова употребить в мирное время? Могут ли быть героями ваши ровесники?

Ведущий 2: В России много ребят, которые не пройдут мимо человеческой беды, кто, рискуя своей жизнью, помогает другим. Посмотрим на экран и заглянем в глаза этим людям, у которых поистине горячее сердце!

Слайд 2

Слайд 3

Ведущий 1: В жизни всегда есть место подвигу. Задумайтесь над тем, могли ли вы совершить подвиг, оказать помощь нуждающимся?

Ведущий 2: Сегодня мы узнали о тех ребятах, которые своим примером, а иногда и ценою своей жизни, доказали, как важна отвага и честь, как быть настоящим героем своей страны. Они – поистине наш нравственный и духовный камертон.

Эпиграф:

Основные знания: периоды Великой Отечественной войны; ход военных действий в начальный период войны; причины неудач Красной Армии; содержание приказа 270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 г.; ход оборонительных сражений под Москвой.

Работа в группах:

1) Была ли война неизбежной и внезапной?
2) Власть в начале войны. (Сталин и его окружение, верхушка военного командования)
3) Потенциал сторон. (Соотношение сил, героизм советских людей на фронте и в тылу)
4) Военные операции начала войны. (Материалы об основных сражениях, потерях СССР)
5) Московская битва. Битва за Москву. (Что за чудо произошло, какое значение имела)

Сценарий урока.

(Слайд 1)

Учитель:

Для тех, кому сегодня девятнадцать,
Война – доисторический этап.
И даже мы, по-честному признаться,
Всё реже вспоминаем о фронтах.
Стираются во времени детали,
Из памяти уходят навсегда…

Война закончилась 65 лет назад. Скажите, ребята, а нужно ли помнить столько лет? Может не нужно вспоминать о войне? Забыть, да и всё. Как вы думаете? (Дают неоднозначные ответы: и да, и нет. Это история моей семьи, моей страны, дни воинской славы, как Куликовская битва, Бородинское сражение).

  • пресса – советская и западная – (может быть идеологизирована, заказана)
  • дневники участников, письма – советских людей и противника (в них больше правды)
  • воспоминания очевидцев – советских и противника (часть правды)
  • военные документы (планы сторон, фронтовые сводки, донесения, директивы, донесения разведки и т.д.)
  • литература (может быть пропаганда)
  • песни (может быть пропаганда)
  • кинофильмы (может быть пропаганда) и др.

Каким источникам вы бы отдали предпочтение и почему? (военным документам, дневникам, письмам, интересны воспоминания – переоценка событий, с разных позиций).

Сегодня я предлагаю вам узнать о событиях тех лет по источникам

(Слайд 3 – Ребёнок во ржи)

Учитель: (Слайд 4) 22 июня 1941 года немецко-фашистские захватчики вторглись на территорию Советского Союза. Посмотрите, ребята, что вы можете сказать об этих двух снимках? До нашей Победы оставалось 1418 дней. и до краха фашистского рейха оставалось столько же – 1418 дней.

Учитель: Прежде, чем мы приступим к изучению первого периода войны, необходимо знать, какая периодизация войны принята в нашей и западной историографии.. Для этого вы прочитаете первый пункт параграфа и выпишите в тетрадь. (Слайд 8 – Этапы войны).
Сегодня мы будем вести речь о начале первого периода. На следующих уроках вы будете заполнять таблицу новыми фактами об основных сражениях Великой Отечественной войны, этап за этапом. Вы можете сделать графы, куда будете вписывать сражения и деятелей времён войны: политиков, полководцев, героев войны.

Учитель: Как вы думаете, задача сегодня у нас какая?

  • выяснить цель нападения Германии
  • узнать об основных сражениях первого периода
  • оценить масштабы войны
  • Вы умеете работать с историческими документами? Значит, продолжим развитие этих умений.

(Слайд 9) (На фоне москвичей Левитан)
Слайд 10 (Родина мать – Песня Священная война)

Учитель: Страна начала свой долгий и трудный путь к Победе. Путь длинною в 1418 дней.
Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получит свой пакет документов с вопросами. Вам необходимо изучить эти документы и дать оценку происходящим событиям или явлениям. Вам нужно выбрать выступающего. У вас будет только две минуты на защиту вашей позиции. Итак, ребята, начинаем работать

(Дети самостоятельно работают, учитель переходит от группы к группе, подсказывает, направляет, помогает).

Учитель: А теперь давайте озвучим наши результаты. Слушайте друг друга. У всех групп вопросы и документы разные.

1 группа: 1) Была ли война неизбежной и внезапной? (О Барбароссе, о стремлении к мировому господству Гитлера, о нашей неготовности к войне).

  • Была ли война неизбежной? (И да и нет)
  • Была ли она внезапной? (И да и нет)
  • К чему стремился Гитлер? (К мировому господству, любой ценой. (были ли какие-то ограничения для фашистской армии?)
  • Какую цель ставил Гитлер в войне с СССР? Какими средствами? (Уничтожить страну, любыми средствами).
  • Какую роль сыграли договоры с Германией? (Дали время, конечно, но и дезориентировали наше руководство в какой-то степени).

Слайд 11 – Под венец

Учитель: Дети, а вы узнали кто здесь изображён? О чём эта карикатура? (Отвечают)

Слайд 12 Барбаросса (На карте показать, как наступали фашисты, тремя группами армий)

2 группа: 2) Власть в начале войны. (О Сталине, о том, что он был раздавлен; о том, как вначале растерялись, влияло ли это на действия и состояние армии)

  • Как ведёт себя Сталин в первые часы войны и почему? (растерян, подавлен, первое выступление – только 3 июля, потом собирается.)
  • Как ведёт себя Сталинское окружение, правительство, высшее военное руководство? – кто-то растерян, кто-то действует, по-разному)

Слайд 13 – Мобилизация
Слайд 14 – ГКО
Слайд 15 – Сталин и его речь

3 группа: 3) Потенциал сторон. (Соотношение сил, героизм советских людей на фронте и в тылу)

  • Каково соотношение сил к началу войны? (перевес сил на стороне фашистов, численное превосходство, в технике, в стратегии)
  • Чего не учли фашисты? Какой ресурс они не просчитали? (Человеческий фактор)
  • Меняли ли что-то героизм и самоотверженность советских людей на фронте и в тылу? (деморализация фашистов, они раздражались, а, значит, совершали ошибки)

Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21

4 группа: 4) Военные операции начала войны. (Материалы об основных сражениях, потерях СССР)

  • Какую территорию захватили фашисты в первые месяцы войны?
  • Какие операции были провалены и почему?
  • Были ли в начале войны операции, в которых Красная Армия побеждала?

Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27

5 группа: 5) Московская битва. Битва за Москву. (Что за чудо произошло, какое значение имела)

  • Когда проходила? Сколько этапов было в битве?
  • В чём заключается главный итог Московской битвы? (в крахе блиц-крига).

Стихотворение итоговое (читает ученик).

Вывод: Давайте подведём итоги, назовите причины неудач нашей армии в начале войны.

Слайд 31 Стремительное наступление германских войск на советском фронте летом – осенью 1941 г. объяснялось многими факторами. Германия имела значительное экономическое и военно-стратегическое преимущество. Для нанесения удара по Советскому Союзу она использовала не только свои, но и ресурсы союзнических, зависимых и оккупированных стран Европы. Гитлеровские командование и войска имели опыт ведения современной войны и широких наступательных операций.
Советский Союз не завершил свою подготовку к войне. Тем не менее, несмотря на поражения и огромные потери в первые месяцы войны, Красная Армия смогла выстоять и дать отпор врагу уже на подступах к Москве. Это событие явилось переломом в сознании, был развеян миф о непобедимости немецко-фашистской армии. Однако стратегическая инициатива по-прежнему оставалась у Германии.

Домашнее задание: прочитать § 29, там есть материал о периодах Великой Отечественной войны, об основных сражениях этого периода, даты. Ещё я хочу предложить вам творческое задание: Оценка первого этапа войны. (В эссе).
Выписать причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны.


Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности.

Задачи: 1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Организационный момент . Определение темы урока (на доске написано стихотворение)
И, как бы ни давили память годы,

Нас не забудут потому вовек,

Что, всей планете, делая погоду,

Мы в плоть одели слово «Человек!

Ученик читает стихотворение.

О, мужество - особая удача,

В которой слава с доблестью поют

И, не скуля и в тяготах не плача,

Всегда отвага с храбростью живут.

Когда вокруг снарядные воронки

В костер войны опять кладут дрова

И оглушают слух разрывы громки

Явив нечеловечие слова,

И у бойцов измотанных во взгляде

Вновь видится напор идти вперед

И даже в продолжительной осаде

В них снова слава с доблестью поет,

И становясь бесстрашней и смелее

Из них любой врага разя сильнее

И закаляет братство боевое

Терзаемого ранами юнца

И на лице воззванье громовое -

Держаться, не сдаваясь, - до конца!

И в сильный зной с тяжелыми боями,

Когда давно ни капли на губах

У всех солдат несломленных смертями

Как прежде отступает хладный страх.

Вот эти все излитые куплеты

Из строк, что здесь подал для чтенья я

Несущих бравых воинов заветы -

Зовутся словом - Мужество, друзья.

Учитель : - Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения? (ответ учащихся)
- Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?

Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными. (Во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.)
Учитель : давайте вспомним об этих войнах. У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывающих назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Ученик 3. По всей нашей многострадальной земле, в городах и сёлах, по обочинам дорог мы видим братские могилы, величественные памятники и просто небольшие плиты.
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись -
Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись,
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что смог…
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг. -

Ученик : Теперь я много знаю о войне,

Не по рассказам, нет, не понаслышке.

По городам, сгорающим в огне,

По взрывам - я их очень часто слышу.

По залпам научилась различать

И с каждым днём сложение сосчитать

Дома, где разрываются снаряды.

Учитель: В каждой стране и в каждой войне есть свои герои. Героями не рождаются, но если у человека есть любимая родина, дорогие, близкие и друзья, то он способен героические защищать их… И сегодня Донбасс может назвать имена своих героев.

(Презентация: фото героев Донбасса, ополченцев)

Учитель: Никто не ожидал такой жестокости со стороны украинских властей. В современном демократическом мире очень сложно представить государство, которое убивает своих мирных жителей. У наших ополченцев не было другого выхода, кроме как взять в руки оружие и встать за защиту своей Родины, своего дома и своих близких.
Давайте минутой молчания почтим память всех погибших. ( Звук метронома)

И будет так всегда! История сказала.

За землю и свой дом, и за семьи очаг.

Встают как прежде до победного финала!

Чтоб не глумился над моей Отчизной враг.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: приобщить учащихся к историческому прошлому нашей страны, патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и гражданских качеств на героической истории и традициях Российской Армии и Военно-Морского Флота.

с. Московское Изобильненского района Ставропольского края

Урок мужества

Хорубко Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

2016-2017 учебный год

Цель: приобщить учащихся к историческому прошлому нашей страны, патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и гражданских качеств на героической истории и традициях Российской Армии и Военно-Морского Флота.

На доске написано стихотворение

Мужество – это не мода,

Мужество – суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится.

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.

- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?

- Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?

-. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.

История нашей Родины знает много беспримерных подвигов и в годы войны и в мирное время. Многим кажется, что подвиг связывается с физической силой, отвагой, мужеством, которые можно проявить только в боях и сражениях. Подвиг может совершить человек с твердой волей, способный побороть страх за свою жизнь, забывающий о личном благополучии. И мы должны гордиться тем, что среди нас жили и живут такие люди, которые готовы в любую минуту придти к нам на помощь ни минуты не задумываясь о своей жизни. Любить Родину - значит не только ее защищать, но и гордиться ей, быть полезным своему народу. От того, какими интересами живет человек, как он участвует в решении общественных задач, зависит готовность к подвигу. В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность - все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с ленью, ложью, недисциплинированностью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем.

Слайд № 1: В.М. Васнецов. Богатыри

- Приближается замечательный праздник — День защитника Отечества. Этот праздник напоминает нам о том, что всё самое дорогое, что у нас есть, может подвергнуться опасности. И долг каждого из нас, если придётся, защитить своё Отечество.

Ещё в давние времена воины не боялись с мечом в руках сражаться за свою родину.

Слайд № 2: Нашествие монголо-татар

В 1237 году Монгольский хан Батый собрал огромную армию и перешел Волгу. Были захвачены и разорены многие русские города и поселения (Рязань, Владимир, Киев). Несколько веков подряд Русь была порабощена Золотой Ордой.

- Опустошив Русскую землю, захватчики двинулись в другие страны Европы. Но восстания против завоевателей, то и дело возникали в разных местах Руси. Монголо-татарские ханы побоялись оставить у себя в тылу разорённую, но непокорившуюся Русскую землю. Они повернули назад.

Героическая борьба народов Руси спасла Европу от страшного нашествия.

Слайд № 3: Александр Невский

Пока монгольский хан Батый собирал на юго-востоке свою армию, шведские и немецкие феодалы на севере тоже решили захватить наши прекрасные русские земли. Однако им это не удалось. Молодой князь Александр Ярославович в 1240 году сокрушил шведов на реке Неве, за это его и прозвали Александром Невским.

Слайд № 4: Ледовое побоище

Через два года — 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище, где были разбиты и немецкие рыцари.

- Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

По льду летели с лязгом, громом,

К мохнатым гривам наклоняясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

Слайд № 5: Слова Александра Невского

Долгим и мучительным было время монголо-татарского ига, и потому чтит наш народ тех безвестных героев, которые одержали победу в битве на поле Куликовом.

Слайд № 6: Князь Дмитрий

8 сентября 1380 года русские войска построились на Куликовом поле в боевой порядок. Воеводы уговаривали князя Дмитрия не принимать участия в битве. Но он ответил им:

Слайд № 7: М.И. Авилов. "Бой Пересвета с Челубеем", 1943.

- По обычаю перед битвой полагалось сразиться в поединке самым сильным воинам. Из вражеских рядов выехал Челубей, воин огромного роста. Из русских рядов устремился на бой богатырь Пересвет. Оба всадника ринулись друг на друга. Копья ударили одновременно. Мгновение спустя конь Челубея поскакал к монголо-татарским рядам, волоча застрявшего в стремени убитого всадника. Пересвет удержался в седле. Конь примчал мёртвого богатыря к русским полкам.

Слайд № 8: Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликове, на реке Непрядве

Снова взревели боевые трубы. Поднялись в руках у русских воинов красные щиты. Рати сошлись. Не выдержав натиска русичей, враг побежал.

Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликове, на реке Непрядве.

Слайд № 9: Дмитрий Донской

За победу на берегах Дона князя Дмитрия стали называть Донским.

Куликовская битва нанесла Золотой Орде сильный удар, но свергнуто иго монголо-татарских ханов было только через 100 лет, в 1480 году.

Слайд № 10: Портрет Петра I. Поль Деларош (1838)

Регулярная русская армия была создана Петром I только в конце 17-начале 18 века.

В результате преобразований Петром I была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было.

2)К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 550 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 74 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск.

3) Флот состоял из 48 линейных кораблей;787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Слайд № 11: Александр Васильевич Суворов

В 18 веке во время войны с Турцией прославился полководец Александр Васильевич Суворов.

Слайд № 12: Кутузов (Голенищев-Кутузов) Михаил Илларионович

12 июня 1812 года 600-тысячная французская армия начала переправу через реку Неман и вторглась в пределы Российского государства.

Главнокомандующим русской армией в этот грозный час был назначен талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов – ученик Суворова, участник штурма Измаила (1790 г.).

- Войска Наполеона, несмотря на мужественное сопротивление русских, приближались к Москве.

Слайд № 13: Бородинское сражение

В августе 1812 года было решено дать генеральное сражение. Было выбрано большое поле около деревни Бородино, в 110 километрах к западу от Москвы.

На рассвете 26 августа началась битва. Не удалось Наполеону уничтожить русскую армию, увидеть её бегство.

Непоколебимо и грозно стояли русские полки. Но, подсчитав свои силы, Кутузов приказал отступать. Французская армия и после Бородинского сражения была ещё очень сильна.

Слайд № 14: 1812 Наполеон под Москвой

2 сентября французы подошли к Москве.

- Глядя издали на русскую столицу, Наполеон ждал, когда к нему придут именитые москвичи и в знак покорности принесут ключи от города.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Слайд № 15: Партизанская война

Против французских захватчиков разгоралась беспощадная партизанская война. 7 октября 1812 года французы начали отступление из Москвы.

1)Русские войска и партизаны преследовали врага. Некоторыми партизанскими отрядами командовали крестьяне.

2)В отряде Герасима Курина было около 6 тысяч человек.

3)Смело сражался отряд солдата Ермолая Четвертакова.

Слайд № 16:Денис Давыдов

Часто партизанами руководили офицеры, посланные Кутузовым в тыл врага. Особенно прославился отряд Дениса Давыдова, храброго офицера и талантливого поэта.

- Отечественная война закончилась великой победой нашего народа.

Слайд № 17: Генерал Эйхгорн в оккупированном Минске, февраль 1918. Немецкие войска в Киеве, март 1918 г.

В 1914 году началась первая мировая война. После установления в нашей стране Советской власти началась иностранная интервенция.

- Немецкие войска начали наступление в феврале 1918 года.

Слайд № 18: Первые победы Красной гвардии

Отряды Красной гвардии одержали свои первые победы: остановили наступление немцев на Петроград. Но освобождение нашей страны от иностранцев продолжалось до 1922 года.

- На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Много героических подвигов совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.

Слайд № 19: Защитники Брестской крепости

- Навечно останется в памяти подвиг защитников Брестской крепости.

Они первыми встретили врага.

Когда фронт ушёл далеко вперёд, защитники крепости и в окружении продолжали сражаться.

Руководили обороной комиссар Фомин и майор Гаврилов. Тяжело раненный, Фомин был захвачен фашистами в плен и расстрелян.

Больше месяца продолжалась оборона. Немцы ворвались в крепость, только уничтожив её защитников.

Слайд № 20: Подвиг майора Гаврилова

Когда фашисты захватили развалины крепости, Майор Гаврилов укрылся в глубоком подвале.

От голода и жажды он потерял сознание и застонал. Его стоны привлекли внимание врагов.

Но как только немецкие солдаты вошли в подвал, Гаврилов очнулся и начал стрелять.

В течение часа майор вёл бой. Но вот кончились гранаты, в пистолете остался один патрон. В это время из пролома за спиной Гаврилова раздался выстрел.

Раненый майор был взят в плен. Мужественному защитнику Брестской крепости Петру Михайловичу Гаврилову присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд № 21: Руины Тереспольских ворот

До наших дней на стенах крепости сохранились надписи, сделанные её защитниками:

Весь народ поднялся на борьбу с фашистами.

Во время Великой Отечественной войны такие плакаты были расклеены всюду.

Слайд № 23: Героические страницы летописи Великой Отечественной войны

Во время войны почти 12 тысяч человек за свои подвиги получили звание Героя Советского Союза.

Героические страницы летописи Великой Отечественной войны:

Битва под Москвой

Битва за Новороссийск

- История ещё не знала такой войны, как Великая Отечественная война. Не только потому, что она была самой разрушительной, что в ней погибли миллионы людей. Но прежде всего потому, что никогда раньше не было такого количества героев и таких геройских подвигов против фашистских захватчиков.

Слайд № 24: стихотворение

- В наши дни армия защищает интересы нашего государства. Война в Афганистане, Чеченская война.

- К нам в гости пришел сегодня офицер Российской Армии. Предоставим ему слово.

- Мы поздравляем вас с праздником — с Днем защитника Отечества. Желаем вам здоровья, и пусть небо над Россией и над всем миром будет голубым и чистым.

Когда и где происходило Ледовое побоище? (5 апреля 1242 г. На льду Чудского озера)

Какое событие положило конец татаро-монгольскому игу? (Куликовская бита 8 сентября 1380 г.)

Кем была создана регулярная русская армия? (Петром I)

В каком году началась война с наполеоновской армией? (12 июня 1812 г.)

В каком году отряды Красной гвардии одержали свои первые победы? (Февраль 1918 г.)

Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 г.)

Кто из защитников Брестской крепости получил звание Героя Советского Союза? (Гаврилов

Но кто такой герой? Что такое мужество?

Давайте попытаемся поразмышлять о том:

1. Кто такой герой?

2. Можно ли сейчас в XXI веке стать героем?

3. Какой человек может совершить подвиг?

- Давайте попробуем дать определение слову герой?

- Если обратимся к толковому словарю:

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

(обратите внимание на взаимосвязь слов - герой, подвиг)

- А как вы объясните значение слова подвиг?

Подвиг - это самоотверженно героический поступок.

- Поступок имеет большое значение в жизни человека, он может в какой то мере определить человека в целом: его отношение к окружающим людям, к друзьям, самому себе.

- Давайте вместе подумаем над тем, что же такое поступок?

- Нельзя действия и поступки считать одним и тем же.

- Действия и поступки – разные вещи. Действия происходят постоянно, а иногда даже мы их не замечаем.А поступок – это как решающий шаг, это своеобразный выбор, который человек делает наедине с собой. Такой шаг бывает разным по своему значению, он всегда характеризует человека, говорит о его качествах характера. Не зря народная мудрость гласит: “Завтрашний характер в сегодняшнем поступке”. И хотелось бы, чтобы вы, ребята, приняли близко к сердцу, что именно в каждом сегодняшнем поступке, вашем сознательном выборе решения, как поступить – закладывается завтрашний характер, а значит частичка героического самоотверженного поступка. Но совершить любой поступок, а тем более подвиг непросто, нужна воля, упорство человека, совесть.

- Крикалев Сергей Константинович – космонавт, рекордсмен по времени пребывания в космосе 803 дня.

- Эти люди совершили поступки, подвиги, стали героями.

- Вот и пришло время к рассуждению о том, кого можно назвать героем?

- Как вы считаете?

- А Юлиус Фучик считает, что “Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества”.

- Я думаю и вы согласны с его словами. Ведь героями не рождаются. В повседневной работе, в борьбе за достижение поставленной цели, в каждой большой и маленькой победе над своими привычками, природой рождаются качества, без которых не может быть настоящего героизма. Именно в преодолении трудностей рождаются мужество, куётся характер. Но настоящее мужество, героизм не могут быть самоцелью, и люди, совершающие подвиг, вовсе не думают о себе. В подтверждении мною сказанного являются подвиги героев Чечни (рассказ про учителя “Секретный герой”, слайд + рассказ ученика)

- И таких людей, совершающих героический самоотверженный поступок, т.е. подвиги немало в наше время ( показ слайда и рассказ детей о спортсмене, доярке, комбайнере - героях России). Учитель подводит ребят к рассуждению, что “Истинный герой отличается простотою нравов и нежностью чувств в мирное время, мужеством и храбростью на брани и пламенной любовью к Отечеству”. Ф.Н.Глинка

Примером к сказанному является подвиг Кулимова Николая – летчик- испытатель, пилот - герой за услуги в испытаниях 35 типов самолетов, каждое испытание – аварийная ситуация, но когда стал героем, даже не знал, это не было его целью, он делал это ради других.

Почти каждый день страна рождает героев. Все они совершенно разных профессий, это простые рабочие и творческие специалисты. Жизнь показала, что истинными героями подчас становятся представители мирных профессий.

- Все, о ком вспомнили сегодня мы, и другие люди совершили подвиги в разное время и в наше время. Все они не задумывались над тем, как будут переносить трудности. Все они хотели жить и хотят жить светло и радостно. И не случайно эпиграфом нашего урока я взяла слова: “Надо жить во имя жизни, за живущих жизнь отдать”

- И вот после всего сказанного я хотела бы услышать мнение о месте подвига в наше время (мнения ребят)

- Да, есть в наше время, в XXI веке, в жизни человека, молодежи, место подвигу, героическим самоотверженным поступкам

“. когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам”. М.Горький

- И в заключение урока, подводя итог сказанному, необходимо понять, раз есть место подвигу в жизни человека, значит были, есть и будут герои, а значит не случайно отмечается – День Героя Отечества. В России учреждено почетное звание - Герой Российской Федерации - высшее почетное звание в Российской Федерации, знак особого отличия; присваивается за услуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига.

Звание было учреждено Законом Российской Федерации “Об установлении звания Герой Российской федерации и учреждении знака особого отличия – Медали “Золотая Звезда” от 20 марта 1992 года и введено в действие в тот же день согласно постановлению Верховного Совета РФ. Звание Героя Российской Федерации присваивается Президентом Российской Федерации.

Среди удостоенных звания – летчики-космонавты Сергей Крикалев, Геннадий Падалка, Валерий Поляков, генералы Владимир Шаманов, Геннадий Трошев, Виктор Казанцев, спортсмены Любовь Егорова, Александр Карелин, Лариса Лазутина, политики Ахмат Кадыров, Рамзан Кадыров.

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Сколько лет прошло с той поры –
Не забыть нам раны войны.
Память вечна, вам низкий поклон –
За победу, веру, любовь.

Я очень надеюсь, что этот наш урок Мужества поможет вам, ребята, сделать ещё один шаг в понимании патриотизма, задуматься над тем, наследниками каких высоких гражданских традиций вы являетесь, ведь народ, не забывающий своих героев, бессмертен.

Читайте также: