Конспект занятия по фэмп в разновозрастной группе 3 5 лет

Обновлено: 05.07.2024

1. Актуализировать знания детей по ЭМП, о животных, временах года.

2. Развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, обогащать словарный запас детей.

3. Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, навыков сотрудничества.

Демонстрационный материал:

Картинки: рыбки разного размера, лягушки, зайка, лиса, собака, медведь, петух, по временам года. Игрушка ёжик, ковер с прорезями геометрических фигур.

Раздаточный материал: фломастеры, восковые карандаши, цветная гуашь, трафареты.

Интеграция: познавательное, речевое, социально коммуникативное, художественно – эстетическое.

1. Ребята, поздоровайтесь с гостями, они пришли не просто в гости, им очень хочется узнать, чему мы научились за год.

Покажем, что мы знаем и умеем?

Чтобы показать, что мы с вами знаем и умеем, я предлагаю вам, отправится в сказочную страну знаний и посетить все ее королевство.

А поедем мы на волшебном поезде.

Ю Селиверстовой бегут по кругу)

Приготовились! Все заняли свои места? Тогда отправляемся.

Здесь нам нужно разгадать загадки.

Зимой — белый, летом — серый,

Цвет в сезон сменю умело.

Ем капусту и морковку,

Заплетаю след свой ловко. (Зайка)

В лесу живет известная плутовка,

Обхитрит и обманет всех ловко,

Обладательница рыжего хвоста.

Кто же это? Хитрая… (Лиса)

Отгадайте, детки, кто

Так красиво лает?

Машет весело хвостом,

С поводком гуляет?

Можете его погладить, -

Он вас не обидит.

Ручку вам полижет. (Собака)

Кто зимой в берлоге спит?

От его рева лес дрожит.

Кто умеет так реветь?

Ну, конечно же (Медведь)

Кто кричит во дворе,

Будит нас на заре?

У него есть перья- пух!

А зовут его! (Петух)

Дети отгадывают загадки, а воспитатель выставляет

картинки с изображением этих животных.

Какие из этих животных дикие, а какие домашние? Почему?

Почему лиса выгнала зайца?

Кто пришёл зайчику на помощь?

А кот помог зайцу прогнать лису?

Кто был 1, 2, 3, 4?

Ну, что ж, пришла пора нам отправляться дальше, занимайте свои места.

Ю Селиверстовой бегут по кругу)

Ребята, а дорога наша будет идти через лесной пруд, в котором живут рыбки.

- Сколько рыбок? (5)

Что мы можем сказать о них? (они разные по размеру).

Расставьте рыбок, начиная с самой большой (маленькой).

А возле пруда живут лягушки. Сколько их?

Что мы можем сказать о рыбках и лягушках? (лягушек меньше, рыбок больше).

Вызывать ребёнка для уравнивания групп картинок.

Что нужно сделать, чтобы лягушек и рыбок было поровну? (добавить или убрать)

Вызывать ребёнка для уравнивания групп картинок.

А теперь что мы можем сказать о рыбках и лягушках?

Дети 1 младшей группы уходят

Ю Селиверстовой бегут по кругу)

Стоял один зайчонок на развилке дорог.

Где лево, где право, понять он не мог.

Но вдруг зайчонокв голове почесал.

Той самой рукою, которой писал.

И мячик кидал, и страницу листал, и ложку держал

И полы подметал.

Где право, где лево узнал зайчонок ученик.

Поднимите вверх левую руку, достаньте левой рукой правое ухо. Поднимите вверх правую руку, достаньте правой рукой правый глаз.

Молодцы, ребята, а нам пора ехать дальше.

Ю Селиверстовой бегут по кругу)

Детей встречает ёжик и говорит, что пока он спал, вредные мышки прогрызли в его любимом коврике дырки, и он теперь очень расстроен.

Ребята, ёжик благодарен вам за помощь и предлагает игру.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой).

Какому времени года посвящены эти строки? Какие ещё признаки зимы вы знаете?

Ребёнок выбирает и выставляет картинку с изображением зимы.

• Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весна.)

О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Ребёнок выбирает и выставляет картинку с изображением весны.

Какие ещё признаки весны вы знаете?

• Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

Какому времени года посвящены эти строки?

Ребёнок выбирает и выставляет картинку с изображением осени.

Какие ещё признаки осени вы знаете?

Когда это бывает? (Летом)

- О каком времени года говорится в этом стихотворении? Какие ещё признаки лета вы знаете?

Ребёнок выбирает и выставляет картинку с изображением лета.

Дети 2 младшей группы уходят.

6. А на память о себе подарим ёжику картинки.

Дети рисуют цветочную полянку (печать по трафарету).

Садитесь в поезд, наше путешествие заканчивается и нам пора в детский сад.

Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

Какие задания были для вас сложными?

Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная.
Используемые технологии: обучение в сотрудничестве, игровая.

Программное содержание:
Цель: обобщение и закрепление у детей полученных знаний о геометрических фигурах, формировать умение радоваться, достигая цели.
Задачи:
Образовательные:
закрепить счет в пределах 10;
умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
закреплять знания названий геометрических фигур;
закрепить умение ориентироваться в пространстве;
умение составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.

Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.

Предварительная работа:
- игры с магнитной мозаикой,
- игры в детское геометрическое лото,
- игры на ориентировку в пространстве.

Загадки о геометрических фигурах
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура.
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).

Он похожий на яйцо._ Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).

Три угла. Три стороны.
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник)

Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня . (квадрат).

Чуть приплюснутый квадрат.
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (Ромб).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МКОУ Николаевская ООШ

Конспект НОД

по познавательному развитию (ФЭМП)

в разновозрастной группе

Воспитатель: Калюгина Т.И.

Цель: Обобщать и систематизировать знаний детей; Формировать у детей интерес к математике через игровую деятельность.

1) сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести, соотносить цифру 6 с количеством; учить различать количество предметов (один, много).

2) закрепить представления о геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность; учить сравнивать предметы по нескольким признакам (величине, цвету)

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт самоконтроля; продолжать развивать внимание, память, мелкую моторику.

1. Введение в игровую ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Письмо из волшебного леса от мамы-белочки. Она пишет, что Баба Яга украла у неё бельчат, и она просит, чтобы мы помогли их ей вернуть. Белка приготовила своим бельчатам угощение, пока она собирала его в лесу, бельчата пропали. Чтобы вернуть бельчат белке, Баба Яга нам придумала много сложных и интересных заданий. И если мы постараемся выполнить задания быстро и правильно, то она вернет белке её маленьких бельчат.

Ребята, что будем делать? Поможем Белке вернуть её бельчат? Выполним задания Бабы Яги?

Чтобы нам начать помогать белке, нам надо сначала попасть в волшебный лес.

Давайте ребята, станем в круг:

В ладошки хлопнем

Вокруг себя повернёмся,

Дружно за руки возьмёмся,

И окажемся в гостях… в гостях перед лесной полянкой…

2. Актуализация знаний.

Воспитатель: Первое задание, которое приготовила Б.Яга - проложить в лес волшебную дорожку, только по ней мы сможем попасть в лес. Дорожка непростая - она из геометрических фигур.

- Назовите эти фигуры.

-Теперь их нужно разложить по порядку так:

Круг - большой, коричневого цвета.

Не круг, небольшой, не синий.

Прямоугольник большой не зеленый

Не квадрат, не маленький , зеленый

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,
Ну, пожалуй, и довольно!
Что ты видишь? - .

Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ..

Круг маленький синего цвета

Квадрат желтый большой

Молодцы, справились с первым заданием, прошли в волшебный лес и спасли первого бельчонка.

(Задание выполняют и старшая и младшая подгруппы)

Второе задание, которое нам приготовила Баба Яга – она очень любит украшения, и просит, чтобы мы с вами сделали ей модное украшение из геометрических фигур. Для этого ребята из старшей подгруппы возьмут приготовленные конвертики для них, подойдут к столику и изготовят красивые геометрические бусы для Бабы Яги, и потом расскажут, из каких геометрических фигур они сделали бусы.

Ребята, смотрите, я нашла корзиночку белочки, в которой приготовлены угощения для бельчат. Давайте посмотрим, что тут. (Дети называют орехи и грибы) Если я положу в одну чашечку один грибок, а в другую все остальные, сколько грибков в этих чашечках? (Работа с детьми по количеству предметов один-много). Ребята, а если мы сложим в одну корзинку и грибы и орешки, по каким признакам нам можно поделить эти предметы на две группы? – работа с детьми младшей подгруппы.

Молодцы, ребята все справились с поставленной задачей.

Давайте малышам дадим пластилин, и попросим их слепить орешки для белочки, но для того, чтобы они начали лепить, мы разогреем пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

На крылечке у избы, (ладошки приставляют друг к дружке)

сушит белочка грибы (ручки зажимают в кулачки)

раз – опенок, (растираем мизинчик)

два – масленок, (безымянный)

три – волнушка, (средний)

а четвертый гриб – свинушка, (указательный)

пять – румяный боровик (большой)

На зиму запас велик! (Ладошки выпрямляем и шевелим пальчиками)

Повторяем для другой руки.

Младшая подгруппа получает пластилин и под присмотром нянечки садится за столик и начинает лепить орешки.

Воспитатель: Вот такие вы молодцы, Баба Яга отдала белочке ещё двух бельчат!

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами вспомним:

Какие деревья растут в лесу?

Кто живет в лесу?

Чьи голоса вы слышите?

О чем же щебечут птицы? Оказывается, Б.Яга дала нам еще задание – пересчитать зайчиков. Давайте посчитаем. Сейчас каждый из вас получит картинку с количеством зайчиков, вы должны прикрепить свою картинку на доску, и подобрать карточку, цифра которой соответствует количеству зайчиков на вашей картинке и прикрепить рядом с вашей картинкой.

Дети выполняют задание.

3. Затруднение в ситуации

Воспитатель: Следующее задание Бабы Яги – это работа с карточками. Я буду показывать карточку с цифрой, а вы будете делать упражнение такое количество раз, какая цифра написана на карточке. Готовы? (дети выполняют предложенные задания)

Воспитатель: Умнички – это вы тоже знаете, поэтому Баба Яга отпустила нам ещё одного бельчонка!

Чего больше? На сколько?

Что нужно сделать, чтобы орешков и грибочков стало поровну? (убрать один орешек или добавить один грибочек)

Давайте посчитаем, сколько стало белочек, орешков, грибочков?

4. Открытие нового знания

Ребята, эта цифра называется шесть.

Она показывает, что у нас на полянке шесть белочек и шесть орешков.

На что похожа цифра шесть?

Цифра шесть - дверной замочек –

Сверху крюк, внизу кружочек.

На заборе у калитки

Примостилась цифра шесть.

Как у маленькой улитки

Завиток и рожки есть.

5.Физминутка.

Итак, идем дальше в путь по лесу. Но дорогу нам закрывают ветки деревьев, снова нам нужно выполнить задание.

Нужно посчитать и выполнить различные движения.

Сколько точек видишь в круге,

Столько раз подымишь руки.(3)

Сколько ёлочек зелёных -

Столько сделаем наклонов.(4)

Мы присядем столько раз,

Сколько яблочек у нас. (2)

Столько ножкой мы притопнем,

Сколько хлопну я в ладоши!(5)

Сколько здесь у нас кружков -

Столько сделаем прыжков.(6)

6. Введение нового знания в систему знаний.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам слепить из пластилина цифру , с которой мы с вами сегодня познакомились. Какая это цифра? (Дети отвечают, что это цифра шесть) Давайте мы пройдем к столикам, сядем по своим местам и сделаем подарок для белочки в виде цифры шесть. (При необходимости индивидуальная помощь)

Воспитатель: Цифру шесть мы слепили, теперь давайте-ка мы вернемся в группу. Встанем в круг, возьмемся за ручки.

В ладошки хлопнем

Вокруг себя повернёмся,

Дружно за руки возьмёмся,

И окажемся в своей любимой группе.

- Где вы сегодня побывали?

- Что вам больше всего понравилось? Кому вы сегодня смогли помочь и чем?

Воспитатель: Молодцы! На этом наше путешествие закончено, а наши с вами поделки из пластилина, я выставлю на выставку, чтобы родители посмотрели, чем мы с вами тут сегодня занимались.

Автор: Кириленко Ирина Альбертовна
Описание: предложенный материал будет интересен и полезен воспитателям, работникам дополнительного образования, руководителям кружков.
Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие
Цель: формирование у детей разновозрастной группы представлений о плоских и объёмных геометрических фигурах
Задачи: образовательные:
- упражнять детей в счете: прямом, обратном, порядковом, через 1;
- уточнить представления детей о плоских и объёмных геометрических фигурах ;
- учить детей сравнивать круг и шар, квадрат и куб;
- закрепить умение детей устанавливать соотношение между тремя предметами по величине и пространственному расположению.

развивающие: - развивать сообразительность, внимание, память, графические навыки.

воспитательные: - воспитывать умение детей активно взаимодействовать с педагогом,
работать в коллективе.

Методы и приёмы: наглядный, игровой, использование художественной литературы, самостоятельная
деятельность детей, индивидуальный подход, пояснения, поручения.

Виды деятельности: познавательно- исследовательская, игровая, продуктивная, коммуникативная.

Предварительная работа: занятия по ФЭМП по разделам "Количество и счёт", "Величина", "Геометрические фигуры", "Ориентировка в пространстве", занятия по аппликации на тему "Картины из геометрических фигур, самостоятельная деятельность детей в уголке "Юный строитель" с конструктором.

Материалы и оборудование: демонстрационный материал: магнитная доска, снежинки на магнитах для счёта; модели куба и шара, картинки с изображением круга и шара, квадрата и куба; 3 бумажные дорожки- прямая, кривая, ломаная; 3 ёлки разной высоты, игрушки- медведь, заяц, шишка; снежки для динамической паузы; 3 шара разной величины (снеговик); магнитные картинки- изображения линий, ёлок, снеговика.
раздаточный материал: для старшей подгруппы- карточки с изображением линий ( прямой, кривой, ломаной), шаблон половины ёлки, шаблоны трёх кругов разной величины; для младшей подгруппы- прорези, помогающие провести прямую линию, шаблоны трёх ёлок, шаблон снеговика.

План: 1. Организационный момент и математическая разминка.
2. Работа по теме "Плоские и объёмные геометрические фигуры".
3. Дидактические задания.
4. Работа у доски.

5. Работа в тетрадях.
6. Итог, анализ.

Содержание занятия: 1. Организационный момент. Вопросы: Какое время года?, Какой сейчас месяц?, Какой сегодня день недели?, Какое сейчас время суток? Какое будет занятие?
Ответы детей.
Математическая разминка: 1) Счёт снежинок- для младших детей: в пределах 5- прямой и обратный счёт количественный и порядковый;
для старших детей: в пределах 10- прямой и обратный счёт количественный и порядковый, счёт через 1.
2) Считалка:
Вот задача для ребяток: как нам сосчитать десяток?
1-2-3, а за ними, посмотри- ждут 4, 5 и 6
Их нам надо быстро счесть!
Дальше будет 7 и 8, к ним и 9 мы подбросим,
Единицу лишь прибавим и десяток вмиг составим!

2. Работа по теме занятия. Объяснение темы занятия: 1) дать характеристики квадрата, круга, шара, куба;
2) сравнить их свойства, обратить внимание на разницу между плоским кругом и объёмным шаром, плоским квадратом и объёмным кубом;
3) показать, как из квадрата сделать круг (убиранием углов);
4) найти в групповой комнате предметы знакомых форм.




3. Дидактические задания. "Путешествие в зимний лес"
1) выбрать самую короткую дорогу в лес ( из трёх дорожек- прямой, кривой и ломаной);
2) сравнить 3 ёлки по высоте, установить соотношение межу ними; 3) спрятать зайку за самую низкую ёлочку, уложить мишку спать под ёлочку пониже, повесить шишку на самую высокую ёлку;

Динамическая пауза "Игра в снежки"
Мы в снежки играем смело, ах, какое это дело!
Нам в снежки играть не лень, мы играем целый день.
Хлоп- хлоп, не зевай, поскорей в снежки играй!
Пусть мороз морозит нас- мы погреемся сейчас:
Ножками потопаем: топ- топ- топ!
Ручками похлопаем: хлоп- хлоп- хлоп!

4)"слепить" снеговика, правильно расположив шары в порядке
убывания величины.


Снеговик- красный нос, он стоит одиноко.
Снеговик в землю врос, смотрит он кособоко.
Угольки вместо глаз и ведро вместо шляпы-
Он скучает без нас, может даже заплакать.
Не грусти, Снеговик, мы с тобой поиграем,
Эскимо угостим и в санях покатаем!

4. Работа у доски. Итоги "Путешествия в зимний лес"
Задания: 1) сравнить квадрат и круг способом наложения;
2) расположить линии ( прямую, кривую, ломаную) так, как располагались дорожки;
3) расставить ёлочки в порядке убывания высоты;
4) составить снеговика из кругов разной величины, комментируя свои действия ( большой круг- внизу, круг поменьше- на него, а сверху- самый маленький круг).



5. Работа в тетрадях. Графические навыки.
Задания: 1) нарисовать 1 дорожку: старшие- на выбор,
младшие- с помощью прорези;
2) обвести шаблон ёлочки: старшие- по половине шаблона,
младшие- на выбор;
3) обвести шаблон снеговика: старшие- сначала сложить его из кругов,
младшие- целый шаблон.




6. Итог. Анализ.
Была математика. Дети изучали плоские и объёмные геометрические фигуры, сравнивали их свойства. Младшие дети занимались хорошо. Старшие анализируют свою работу сами, вспоминают последовательно, что они делали, что узнали нового, как занимались.
Занятие закончено.

Читайте также: