Конспект занятия по фэмп в разновозрастной группе 3 5 лет
Обновлено: 05.07.2024
1. Актуализировать знания детей по ЭМП, о животных, временах года.
2. Развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, обогащать словарный запас детей.
3. Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, навыков сотрудничества.
Демонстрационный материал:
Картинки: рыбки разного размера, лягушки, зайка, лиса, собака, медведь, петух, по временам года. Игрушка ёжик, ковер с прорезями геометрических фигур.
Раздаточный материал: фломастеры, восковые карандаши, цветная гуашь, трафареты.
Интеграция: познавательное, речевое, социально коммуникативное, художественно – эстетическое.
1. Ребята, поздоровайтесь с гостями, они пришли не просто в гости, им очень хочется узнать, чему мы научились за год.
Покажем, что мы знаем и умеем?
Чтобы показать, что мы с вами знаем и умеем, я предлагаю вам, отправится в сказочную страну знаний и посетить все ее королевство.
А поедем мы на волшебном поезде.
Ю Селиверстовой бегут по кругу)
Приготовились! Все заняли свои места? Тогда отправляемся.
Здесь нам нужно разгадать загадки.
Зимой — белый, летом — серый,
Цвет в сезон сменю умело.
Ем капусту и морковку,
Заплетаю след свой ловко. (Зайка)
В лесу живет известная плутовка,
Обхитрит и обманет всех ловко,
Обладательница рыжего хвоста.
Кто же это? Хитрая… (Лиса)
Отгадайте, детки, кто
Так красиво лает?
Машет весело хвостом,
С поводком гуляет?
Можете его погладить, -
Он вас не обидит.
Ручку вам полижет. (Собака)
Кто зимой в берлоге спит?
От его рева лес дрожит.
Кто умеет так реветь?
Ну, конечно же (Медведь)
Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья- пух!
А зовут его! (Петух)
Дети отгадывают загадки, а воспитатель выставляет
картинки с изображением этих животных.
Какие из этих животных дикие, а какие домашние? Почему?
Почему лиса выгнала зайца?
Кто пришёл зайчику на помощь?
А кот помог зайцу прогнать лису?
Кто был 1, 2, 3, 4?
Ну, что ж, пришла пора нам отправляться дальше, занимайте свои места.
Ю Селиверстовой бегут по кругу)
Ребята, а дорога наша будет идти через лесной пруд, в котором живут рыбки.
- Сколько рыбок? (5)
Что мы можем сказать о них? (они разные по размеру).
Расставьте рыбок, начиная с самой большой (маленькой).
А возле пруда живут лягушки. Сколько их?
Что мы можем сказать о рыбках и лягушках? (лягушек меньше, рыбок больше).
Вызывать ребёнка для уравнивания групп картинок.
Что нужно сделать, чтобы лягушек и рыбок было поровну? (добавить или убрать)
Вызывать ребёнка для уравнивания групп картинок.
А теперь что мы можем сказать о рыбках и лягушках?
Дети 1 младшей группы уходят
Ю Селиверстовой бегут по кругу)
Стоял один зайчонок на развилке дорог.
Где лево, где право, понять он не мог.
Но вдруг зайчонокв голове почесал.
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницу листал, и ложку держал
И полы подметал.
Где право, где лево узнал зайчонок ученик.
Поднимите вверх левую руку, достаньте левой рукой правое ухо. Поднимите вверх правую руку, достаньте правой рукой правый глаз.
Молодцы, ребята, а нам пора ехать дальше.
Ю Селиверстовой бегут по кругу)
Детей встречает ёжик и говорит, что пока он спал, вредные мышки прогрызли в его любимом коврике дырки, и он теперь очень расстроен.
Ребята, ёжик благодарен вам за помощь и предлагает игру.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой).
Какому времени года посвящены эти строки? Какие ещё признаки зимы вы знаете?
Ребёнок выбирает и выставляет картинку с изображением зимы.
• Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весна.)
О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Ребёнок выбирает и выставляет картинку с изображением весны.
Какие ещё признаки весны вы знаете?
• Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень)
Какому времени года посвящены эти строки?
Ребёнок выбирает и выставляет картинку с изображением осени.
Какие ещё признаки осени вы знаете?
Когда это бывает? (Летом)
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? Какие ещё признаки лета вы знаете?
Ребёнок выбирает и выставляет картинку с изображением лета.
Дети 2 младшей группы уходят.
6. А на память о себе подарим ёжику картинки.
Дети рисуют цветочную полянку (печать по трафарету).
Садитесь в поезд, наше путешествие заканчивается и нам пора в детский сад.
Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
Какие задания были для вас сложными?
Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная.
Используемые технологии: обучение в сотрудничестве, игровая.
Программное содержание:
Цель: обобщение и закрепление у детей полученных знаний о геометрических фигурах, формировать умение радоваться, достигая цели.
Задачи:
Образовательные:
закрепить счет в пределах 10;
умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
закреплять знания названий геометрических фигур;
закрепить умение ориентироваться в пространстве;
умение составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Предварительная работа:
- игры с магнитной мозаикой,
- игры в детское геометрическое лото,
- игры на ориентировку в пространстве.
Загадки о геометрических фигурах
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура.
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
Он похожий на яйцо._ Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
Три угла. Три стороны.
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник)
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня . (квадрат).
Чуть приплюснутый квадрат.
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (Ромб).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
МКОУ Николаевская ООШ
Конспект НОД
по познавательному развитию (ФЭМП)
в разновозрастной группе
Воспитатель: Калюгина Т.И.
Цель: Обобщать и систематизировать знаний детей; Формировать у детей интерес к математике через игровую деятельность.
1) сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести, соотносить цифру 6 с количеством; учить различать количество предметов (один, много).
2) закрепить представления о геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность; учить сравнивать предметы по нескольким признакам (величине, цвету)
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт самоконтроля; продолжать развивать внимание, память, мелкую моторику.
1. Введение в игровую ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Письмо из волшебного леса от мамы-белочки. Она пишет, что Баба Яга украла у неё бельчат, и она просит, чтобы мы помогли их ей вернуть. Белка приготовила своим бельчатам угощение, пока она собирала его в лесу, бельчата пропали. Чтобы вернуть бельчат белке, Баба Яга нам придумала много сложных и интересных заданий. И если мы постараемся выполнить задания быстро и правильно, то она вернет белке её маленьких бельчат.
Ребята, что будем делать? Поможем Белке вернуть её бельчат? Выполним задания Бабы Яги?
Чтобы нам начать помогать белке, нам надо сначала попасть в волшебный лес.
Давайте ребята, станем в круг:
В ладошки хлопнем
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся,
И окажемся в гостях… в гостях перед лесной полянкой…
2. Актуализация знаний.
Воспитатель: Первое задание, которое приготовила Б.Яга - проложить в лес волшебную дорожку, только по ней мы сможем попасть в лес. Дорожка непростая - она из геометрических фигур.
- Назовите эти фигуры.
-Теперь их нужно разложить по порядку так:
Круг - большой, коричневого цвета.
Не круг, небольшой, не синий.
Прямоугольник большой не зеленый
Не квадрат, не маленький , зеленый
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,
Ну, пожалуй, и довольно!
Что ты видишь? - .
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ..
Круг маленький синего цвета
Квадрат желтый большой
Молодцы, справились с первым заданием, прошли в волшебный лес и спасли первого бельчонка.
(Задание выполняют и старшая и младшая подгруппы)
Второе задание, которое нам приготовила Баба Яга – она очень любит украшения, и просит, чтобы мы с вами сделали ей модное украшение из геометрических фигур. Для этого ребята из старшей подгруппы возьмут приготовленные конвертики для них, подойдут к столику и изготовят красивые геометрические бусы для Бабы Яги, и потом расскажут, из каких геометрических фигур они сделали бусы.
Ребята, смотрите, я нашла корзиночку белочки, в которой приготовлены угощения для бельчат. Давайте посмотрим, что тут. (Дети называют орехи и грибы) Если я положу в одну чашечку один грибок, а в другую все остальные, сколько грибков в этих чашечках? (Работа с детьми по количеству предметов один-много). Ребята, а если мы сложим в одну корзинку и грибы и орешки, по каким признакам нам можно поделить эти предметы на две группы? – работа с детьми младшей подгруппы.
Молодцы, ребята все справились с поставленной задачей.
Давайте малышам дадим пластилин, и попросим их слепить орешки для белочки, но для того, чтобы они начали лепить, мы разогреем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
На крылечке у избы, (ладошки приставляют друг к дружке)
сушит белочка грибы (ручки зажимают в кулачки)
раз – опенок, (растираем мизинчик)
два – масленок, (безымянный)
три – волнушка, (средний)
а четвертый гриб – свинушка, (указательный)
пять – румяный боровик (большой)
На зиму запас велик! (Ладошки выпрямляем и шевелим пальчиками)
Повторяем для другой руки.
Младшая подгруппа получает пластилин и под присмотром нянечки садится за столик и начинает лепить орешки.
Воспитатель: Вот такие вы молодцы, Баба Яга отдала белочке ещё двух бельчат!
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами вспомним:
Какие деревья растут в лесу?
Кто живет в лесу?
Чьи голоса вы слышите?
О чем же щебечут птицы? Оказывается, Б.Яга дала нам еще задание – пересчитать зайчиков. Давайте посчитаем. Сейчас каждый из вас получит картинку с количеством зайчиков, вы должны прикрепить свою картинку на доску, и подобрать карточку, цифра которой соответствует количеству зайчиков на вашей картинке и прикрепить рядом с вашей картинкой.
Дети выполняют задание.
3. Затруднение в ситуации
Воспитатель: Следующее задание Бабы Яги – это работа с карточками. Я буду показывать карточку с цифрой, а вы будете делать упражнение такое количество раз, какая цифра написана на карточке. Готовы? (дети выполняют предложенные задания)
Воспитатель: Умнички – это вы тоже знаете, поэтому Баба Яга отпустила нам ещё одного бельчонка!
Чего больше? На сколько?
Что нужно сделать, чтобы орешков и грибочков стало поровну? (убрать один орешек или добавить один грибочек)
Давайте посчитаем, сколько стало белочек, орешков, грибочков?
4. Открытие нового знания
Ребята, эта цифра называется шесть.
Она показывает, что у нас на полянке шесть белочек и шесть орешков.
На что похожа цифра шесть?
Цифра шесть - дверной замочек –
Сверху крюк, внизу кружочек.
На заборе у калитки
Примостилась цифра шесть.
Как у маленькой улитки
Завиток и рожки есть.
5.Физминутка.
Итак, идем дальше в путь по лесу. Но дорогу нам закрывают ветки деревьев, снова нам нужно выполнить задание.
Нужно посчитать и выполнить различные движения.
Сколько точек видишь в круге,
Столько раз подымишь руки.(3)
Сколько ёлочек зелёных -
Столько сделаем наклонов.(4)
Мы присядем столько раз,
Сколько яблочек у нас. (2)
Столько ножкой мы притопнем,
Сколько хлопну я в ладоши!(5)
Сколько здесь у нас кружков -
Столько сделаем прыжков.(6)
6. Введение нового знания в систему знаний.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам слепить из пластилина цифру , с которой мы с вами сегодня познакомились. Какая это цифра? (Дети отвечают, что это цифра шесть) Давайте мы пройдем к столикам, сядем по своим местам и сделаем подарок для белочки в виде цифры шесть. (При необходимости индивидуальная помощь)
Воспитатель: Цифру шесть мы слепили, теперь давайте-ка мы вернемся в группу. Встанем в круг, возьмемся за ручки.
В ладошки хлопнем
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся,
И окажемся в своей любимой группе.
- Где вы сегодня побывали?
- Что вам больше всего понравилось? Кому вы сегодня смогли помочь и чем?
Воспитатель: Молодцы! На этом наше путешествие закончено, а наши с вами поделки из пластилина, я выставлю на выставку, чтобы родители посмотрели, чем мы с вами тут сегодня занимались.
Автор: Кириленко Ирина Альбертовна
Описание: предложенный материал будет интересен и полезен воспитателям, работникам дополнительного образования, руководителям кружков.
Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие
Цель: формирование у детей разновозрастной группы представлений о плоских и объёмных геометрических фигурах
Задачи: образовательные:
- упражнять детей в счете: прямом, обратном, порядковом, через 1;
- уточнить представления детей о плоских и объёмных геометрических фигурах ;
- учить детей сравнивать круг и шар, квадрат и куб;
- закрепить умение детей устанавливать соотношение между тремя предметами по величине и пространственному расположению.
развивающие: - развивать сообразительность, внимание, память, графические навыки.
воспитательные: - воспитывать умение детей активно взаимодействовать с педагогом,
работать в коллективе.
Методы и приёмы: наглядный, игровой, использование художественной литературы, самостоятельная
деятельность детей, индивидуальный подход, пояснения, поручения.
Виды деятельности: познавательно- исследовательская, игровая, продуктивная, коммуникативная.
Предварительная работа: занятия по ФЭМП по разделам "Количество и счёт", "Величина", "Геометрические фигуры", "Ориентировка в пространстве", занятия по аппликации на тему "Картины из геометрических фигур, самостоятельная деятельность детей в уголке "Юный строитель" с конструктором.
Материалы и оборудование: демонстрационный материал: магнитная доска, снежинки на магнитах для счёта; модели куба и шара, картинки с изображением круга и шара, квадрата и куба; 3 бумажные дорожки- прямая, кривая, ломаная; 3 ёлки разной высоты, игрушки- медведь, заяц, шишка; снежки для динамической паузы; 3 шара разной величины (снеговик); магнитные картинки- изображения линий, ёлок, снеговика.
раздаточный материал: для старшей подгруппы- карточки с изображением линий ( прямой, кривой, ломаной), шаблон половины ёлки, шаблоны трёх кругов разной величины; для младшей подгруппы- прорези, помогающие провести прямую линию, шаблоны трёх ёлок, шаблон снеговика.
План: 1. Организационный момент и математическая разминка.
2. Работа по теме "Плоские и объёмные геометрические фигуры".
3. Дидактические задания.
4. Работа у доски.
5. Работа в тетрадях.
6. Итог, анализ.
Содержание занятия: 1. Организационный момент. Вопросы: Какое время года?, Какой сейчас месяц?, Какой сегодня день недели?, Какое сейчас время суток? Какое будет занятие?
Ответы детей.
Математическая разминка: 1) Счёт снежинок- для младших детей: в пределах 5- прямой и обратный счёт количественный и порядковый;
для старших детей: в пределах 10- прямой и обратный счёт количественный и порядковый, счёт через 1.
2) Считалка:
Вот задача для ребяток: как нам сосчитать десяток?
1-2-3, а за ними, посмотри- ждут 4, 5 и 6
Их нам надо быстро счесть!
Дальше будет 7 и 8, к ним и 9 мы подбросим,
Единицу лишь прибавим и десяток вмиг составим!
2. Работа по теме занятия. Объяснение темы занятия: 1) дать характеристики квадрата, круга, шара, куба;
2) сравнить их свойства, обратить внимание на разницу между плоским кругом и объёмным шаром, плоским квадратом и объёмным кубом;
3) показать, как из квадрата сделать круг (убиранием углов);
4) найти в групповой комнате предметы знакомых форм.
3. Дидактические задания. "Путешествие в зимний лес"
1) выбрать самую короткую дорогу в лес ( из трёх дорожек- прямой, кривой и ломаной);
2) сравнить 3 ёлки по высоте, установить соотношение межу ними; 3) спрятать зайку за самую низкую ёлочку, уложить мишку спать под ёлочку пониже, повесить шишку на самую высокую ёлку;
Динамическая пауза "Игра в снежки"
Мы в снежки играем смело, ах, какое это дело!
Нам в снежки играть не лень, мы играем целый день.
Хлоп- хлоп, не зевай, поскорей в снежки играй!
Пусть мороз морозит нас- мы погреемся сейчас:
Ножками потопаем: топ- топ- топ!
Ручками похлопаем: хлоп- хлоп- хлоп!
4)"слепить" снеговика, правильно расположив шары в порядке
убывания величины.
Снеговик- красный нос, он стоит одиноко.
Снеговик в землю врос, смотрит он кособоко.
Угольки вместо глаз и ведро вместо шляпы-
Он скучает без нас, может даже заплакать.
Не грусти, Снеговик, мы с тобой поиграем,
Эскимо угостим и в санях покатаем!
4. Работа у доски. Итоги "Путешествия в зимний лес"
Задания: 1) сравнить квадрат и круг способом наложения;
2) расположить линии ( прямую, кривую, ломаную) так, как располагались дорожки;
3) расставить ёлочки в порядке убывания высоты;
4) составить снеговика из кругов разной величины, комментируя свои действия ( большой круг- внизу, круг поменьше- на него, а сверху- самый маленький круг).
5. Работа в тетрадях. Графические навыки.
Задания: 1) нарисовать 1 дорожку: старшие- на выбор,
младшие- с помощью прорези;
2) обвести шаблон ёлочки: старшие- по половине шаблона,
младшие- на выбор;
3) обвести шаблон снеговика: старшие- сначала сложить его из кругов,
младшие- целый шаблон.
6. Итог. Анализ.
Была математика. Дети изучали плоские и объёмные геометрические фигуры, сравнивали их свойства. Младшие дети занимались хорошо. Старшие анализируют свою работу сами, вспоминают последовательно, что они делали, что узнали нового, как занимались.
Занятие закончено.
Читайте также: