Конспект занятия по экологии в старшей группе живая и неживая природа

Обновлено: 20.05.2024

Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы.

Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, (человек- часть природы).

Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Опытническим путем закрепить знания о воздухе, развивать быстроту реакции, сообразительность.

МАТЕРИАЛ: картинки природы и не природы; живой и неживой природы; для опыта банка с водой, стакан, бутылка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривания картинок природы и не природы; живой и не живой природы.

ХОД:

Дети входят. Воспитатель читает стихотворения:

Вот на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы, Веселый звон ручья. Живёшь в том доме светлом ты И все твои друзья. (Л. Дайнеко.)

-Дети, а вы знаете, что такое природа?

(Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, лес, море, животные, птицы.)

-Дети, что нельзя назвать природой. (- Что сделано руками человека)

-Природа- это то, что существует без помощи человека.

-Машина есть в природе? (дети высказывают своё мнение.)

-А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек. Куда отнесём? (дети высказываются)

-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. (Вертолёт похож на стрекозу, Подводная лодка на кита. Гриб похож на зонт. Радуга похожа на мост. Дождь похож на душ. Самолёт похож на птицу. Ветер похож на вентилятор. Ковёр похож на траву и т. д). Дети продолжают этот ряд.

— К нам в гости пришел лесовичок, и у меня на столе перепутал все картинки. На один стол положите то, что относится к природе, а на другой стол – что не относится к природе.

Физкультминутка:

Руки подняли и помахали. Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем- Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем- Крылья мы сложим назад.

(Дети выполняют движения по тексту.)

-Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.

-Назовите, что относится к живой природе (дети называют: животных, птицы, рыбы, насекомых.)

(называются, объекты живой природы-дети делают шаг вперед, неживой природы — стоят на мести.)

-Ребята, а человека к какой природе отнесём?

Дети: к живой природе.

-А чем человек отличается от животных (ответы детей.)

— А как вы думаете, природа может быть без человека? (может.)

-А человек без природы? (нет, дети объясняют почему.)

-А что будет, если не будет воздуха?

-Сейчас мы проведем опыты с воздухом.

Воспитатель берёт в руки стакан, (показывает детям)

-Ребята, а как вы считаете, этот стакан пустой (Да) А давайте проверим, так ли это. (на столе емкость с водой.) Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем в емкость с водой. Что получается? Попадает ли в стакан вода? (Нет) В стакане нет воды, воздух не пускает воду.

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А почему мы сначала думали, что в стакане ничего нет? Потому что воздух -прозрачный, невидимый. Это первое свойство воздуха.

-Ребята, нам удалось увидеть воздух – невидимку, а теперь предлагаю и услышать его.

-Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте в горлышко. Что вы слышите? (звук). Воздух дрожит. Когда воздух дрожит, возникают звуки. Что делает артист, играющий на духовом инструменте? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста- музыкальные. Звуки распространяются по воздуху. Звуки бывают только там, где есть воздух. Например: на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно. (вывод).












Живая природа

Все объекты живой природы обладают важными качествами: они рождаются, растут, питаются, дышат, передвигаются, умирают. Для жизни им необходима пища, тепло, вода, воздух. К живой природе относится не только человек, но также животные, растения и даже микроорганизмы. Исследованием объектов живой природы занимается очень обширная и важная наука – биология.

Задолго до того, как на нашей планете появились животные, ее уже населяли крошечные, незаметные глазу организмы: бактерии, грибы, вирусы. Они могут существовать практически в любых условиях, где есть хотя бы немного воды. Главная особенность всех микроорганизмов – способность очень быстро размножаться.


Мир растений очень большой и разнообразный. Без них на Земле не было бы жизни, ведь растения вырабатывают самый важный для дыхания газ – кислород. Также они поглощают вредный углекислый газ, который очень плохо влияет на здоровье человека и климат планеты.

Растения – это важный источник пищи для человека и животных. Но нужно быть очень внимательным, так растения бывают съедобные (фрукты, орехи, злаки, овощи) и несъедобные (цветы, декоративные кустарники травы).

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Воздух
  • 2. Времена года
  • 3. Дикие животные
  • 4. Связь между живой и неживой природой (2 класс)
  • Животные

К животным относятся все звери, птицы, земноводные, насекомые нашей планеты. За всю историю Земли какие-то животные исчезали, какие-то очень сильно менялись.

Много лет назад хозяевами нашей планеты были динозавры – огромные ящеры, которые не знали себе равных. Но из-за резкого изменения климата почти все они вымерли, и только немногие представители древних животных смогли приспособиться к новым условиям обитания.

Животные могут быть хищными и травоядными, домашними и дикими. Они приспосабливаются к тем условиям, где живут, и животных можно отыскать в любой точке земного шара, от знойных пустынь до ледяной Арктики.


Рис. 2. Белый медведь

Конечно же, к объектам живой природы относится и человек. Благодаря своему интеллекту, находчивости и разумному планированию своей деятельности ему удалось покорить себе всю планету. Но, точно так же, как животные, растения и микроорганизмы, он не может прожить без пищи, воздуха, воды.

Растительный мир



Растительный мир
Растений существует огромное множество. Сейчас популярно создание парков по всему миру, где собираются различные виды растений. Во многом именно от них зависит жизнь на планете – они вырабатывают кислород, препятствуют эрозии почв, являются местом жительства для представителей микро и макромира. Поглощение углекислого газа – одна из важных особенностей растительного мира.

Растения представляют собой многоклеточные формы жизни, без которых нельзя представить биосферу. Они являются источником красоты, вдохновения, а также приносят человечеству немало пользы. Их можно считать источником пищи, из растений делают многие лекарства и яды.

Интересно: Боль — почему возникает, что это такое, зачем нужна, болевой порог, фото и видео

Существует условное разделение представителей растительного мира на съедобных и несъедобных. Человек может употреблять в пищу фрукты, овощи, некоторые виды трав и водорослей. Несъедобные растения – ядовитые травы, кустарники, деревья. Один и тот же вид растения может обладать разными свойствами. Например, побеги помидоров содержат ядовитые вещества, тогда как плоды люди часто употребляют в пищу.

Жизнь

Основным свойством всех живых организмов можно считать наличие жизни. Точного определения данного термина нет, однако жизнь можно представить как совокупность таких природных процессов, протекающих в любом организме, как: обмен веществ, рост, инстинкты и реакции на природу вокруг.



Разнообразие живых организмов

Разнообразие живых организмов на планете поражает. Каждый из видов существует сейчас только потому, что прошел естественный отбор в процессе эволюции, смог выживать и приспосабливаться к агрессивным условиям среды. История Земли показывает, что происходило множество катаклизмов, приводящих к вымиранию целых видов, пример – динозавры. При этом вымерли далеко не все рептилии – многие приспособились и видоизменились.

Жизнь можно встретить в каждом уголке планеты, однако наибольший интерес представляет человечество. Люди научились мыслить, у них есть свое собственное сознание, но никто до сих пор не может со 100% уверенностью сказать, что знает все о своем организме. Человеческое тело – отдельная тема для изучения. Такая сложная система требует досконального изучения, чем и занимаются миллионы ученых по всему миру.

Интересно: Нил — длина, исток, фауна



основные признаки живых организмов

Человек может мыслить, а значит он по праву считается венцом эволюции. Благодаря сознанию человечество доминирует на планете, при этом встретить идентичных людей невозможно в принципе. У каждого есть свои определенные вкусы в музыке, искусстве, моде, некоторые проводят все свободное время за чтением книг, а кто-то ходит по клубам и не видит смысла в образовании.

Благодаря общим интересам человек находит себе друзей, создает семьи, общины. Множество рас и народностей не являются помехами, каждое общество может в любой момент пополниться новыми людьми, что также выделяет людей на фоне остального живого мира.

Связь живой и неживой природы

Рассмотрев примеры живой и неживой природы, можно сделать вывод, что на нашей планете все взаимосвязано, и все находится в гармонии друг с другом. Живые существа не могли бы существовать без объектов неживой природы. А если бы не было растений и животных, Земля выглядела бы как безжизненная пустыня.


Рис. 3. Схема взаимосвязи живой и неживой природы

Гидросфера



Гидросфера
Вода занимает большую часть земной поверхности. Недооценить ее влияние на формирование жизни невозможно. Именно в водной среде впервые зародилась жизнь, которая после распространилась повсюду. Вода имеет простую химическую формулу, включающую две молекулы водорода и одну кислорода.

В природе простой состав воды практически не встретить, в основном в ней многих примесей в виде минеральных веществ. Водная среда включает все реки, озера, моря, океаны планеты. 4 земных океана вместе создают единую систему, омывающую каждый материк. Водой покрыто 70% всей Земли.

Моря – водные объекты, впадающие в океан и окруженные сушей по периметру. Существуют озера, которые не выходят в Мировой океан, однако все равно считаются морями: Аральское, Большое соленое. Они называются так исключительно из-за размеров, соленой воды.

Интересно: Почему происходят землетрясения? Описание, фото и видео

Озера не выходят к океанам, в основном пресноводные. Они могут быть естественными, а также искусственными, иначе называемыми прудами. У прудов абсолютно те же характеристики, что у озер, однако размеры ограничены. В пруду вода стоячая, то есть она никуда не уходит и часто закачивается человеком. В них выводят рыб и занимаются рыболовным промыслом.

Ручьи и реки можно называть артериями Земли. Скоростные потоки заполняют озера, омывают сушу. Из рек животные пьют воду, растения вдоль берегов также насыщаются влагой. Благодаря деревьям вдоль рек невозможны эрозия почв. Реки отличаются от простых ручьев своими размерами. Крупные ручки наносятся на общемировую карту, ручьев там не встретить.

Оценить 250 1

познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к живой и неживой природе .

• Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы

• Способствовать развитию познавательных интересов

• Развивать любознательность, память, умение делать выводы

• Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней

• Учить способам самостоятельного познания

• Воспитывать коммуникативные навыки

Интеграция образовательных областей :

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие.

Форма организации : фронтальная.

Воспитатель вносит искусственные цветы.

Ребята, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе .

Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?

Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.

Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе .

Знаете ли вы, что такое природа ? (ответы детей) .

Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это — солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы .

Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?

Это ребенок, который любит природу , всегда и везде заботится о ней.

Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?

Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе .

1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)

2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)

3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)

4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)

5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)

6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)

7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)

8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)

9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)

10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)

11. Насекомые (комар, муха, бабочка)

Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природуможно разделить на два огромных мира : мир живой и неживой природы . Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы ? Почему?

К миру живой природы . Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.

Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?

Это живая природа .

Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла) . Эти предметы можно назвать природой ? Почему? (ответы детей)

Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.

Правильно. Например, машина — она сделана руками человека : а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа . Человек их только приручил , сделал домашними, они и без него существовали в природе .

Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы ? Почему?

Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.

• Гриб, морковка, облако, мяч

• Грач, луна, цветок, коза

• Муха, медведь, ветер, береза

• Кукла, снег, облако, камень

• Машина, ведро, дом, вода

Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как круговорот воды в природе . Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.

Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе . Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)

Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы . Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.

1. Охрана водоемов

3. Охрана насекомых

4. Охрана деревьев

Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу , и научите своих друзей и близких этому.

Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, их взаимосвязь.

- развивать любознательность, память, умение делать выводы;

- развивать творческое воображение, умение фантазировать;

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

- способствовать развитию познавательных интересов;

- приобщать к действенному отношению к природе.

- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

- учить отгадывать загадки;

- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

- учить решать проблемные задачи;

- закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

- рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

- воспитывать стремление сдерживаться, проявлять терпение, настойчивость;

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. Присели.

Воспитатель: Ребят, сегодня к нам в гости пришла Капитошка, посмотрите какая она грустная, она говорит, что он никому не нужен. Капитошка, давай ты посидишь на нашем занятии, послушаешь, и может после ты узнаешь много нового о себе.

Прочитать стихотворение Ф. Тютчева

Сияет солнце, воды блещут.

На всем улыбка, жизнь во всем.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворен.

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

- Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение?

- Правильно, о нашей природе. О ней мы сегодня с вами и поговорим.

Что же такое природа? Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Правильно!

Воспитатель – Природу Земли можно разделить на две группы: живую и неживую. Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания.

Воспитатель: А Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др.

Наш гость заскучал, а давайте теперь поиграем

Воспитатель – И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

- Скажите, пожалуйста, что нужно для роста растений? (нужны: тепло, вода, свет и плодородная почва). А вот (культурные) комнатные растения не могут жить без помощи людей. Что произойдёт, если человек забудет полить комнатные растения? – Они засохнут без воды, листья завянут. Еще они нуждаются в уходе – взрыхление почвы – насыщение корней кислородом, убор сорняков. Есть еще и дикорастущие растения, которые растут самостоятельно, и не нуждаются в уходе, если есть условия.

Какой можно сделать вывод : что без воды, тепла, света и почвы не может выжить не одно растение (ответ по схеме). Значит Капитошка играет немаловажную роль в жизни растений.

Давайте немного отдохнем

В синем море я водилась

Там таких не сосчитать,

Капитошка делает руками волнообразные движения.

Но от солнца испарилась,

Стала по небу летать!

Капитошка машет руками, как крыльями.

Там я встретила подруг,

Капитошка подбрасывает вверх горсть голубого конфетти.

Стали тучею мы вдруг.

Капитошка широко расставляет руки в стороны.

Дождь пошел, и на дорожку

Сбросил с неба Капитошку.

Ребята, мы поговорили о том, что нужно для жизни растений, угадайте загадку, без чего не могут жить все люди и живые организмы:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

Воспитатель: Скажите, ребята, а можно увидеть воздух, есть ли у него запах, имеет ли он форму? (напомнить о проведенных ранее опытах, используя карточки)

А теперь я предлагаю проверить, сможем ли мы долго продержаться без воздуха. Опыт. Дети закрывают рот и нос и смотрят долго ли можно продержаться без доступа воздуха

Вывод: людям и всем живым существам- птицам, животным, рыбам и т.д. нужен воздух чтобы дышать. (выложить карточку)

- Как вы думаете, а что еще, кроме воздуха нужно для поддержания жизни живых существ? (вода, пища) Вот здесь и сказать, что Капитошка необходим для жизни всего живого, спросить, какие пословицы и поговорки дети знают о воде и пище?

1. Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.

2. Болезнь - не беда, коли есть хлеб и вода, хлеб выкормит, вода выпоит

3. Хлеб да вода – молодецкая еда.

4. Где вода есть, там и саду цвесть

5. Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.

6Плачь не плачь, а есть-пить надо.

7. Худ обед, коли хлеба нет.

Вода вокруг нас.

- Вода составляет 70% массы тела человека

- Если не пить воды 2-3 дня человек погибнет

- Вода занимает большую часть Земли – океаны, реки, моря

В воде также есть воздух (опускали камень в воду- шли пузырьки воздуха, Рыбы также дышат кислородом).

Обратить внимание на то, что все растения (и в уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик (Капитошка). Воду даёт и талый снег. Тоже происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход.

Ребят, скажите, а нужно ли для поддержания жизни живых существ – солнце – его свет и тепло? (выклад. карточки). Сравнить карточки, что нужно для живой и неживой природы (пища разнообразна, у растений почва, а у живых существ – разнообразна, овощи и фрукты, мясо…). Все в природе взаимосвязано – н-р травоядные живые не выживут, если исчезнут все растения.

Вывод: живым существа нужно для жизни: воздух, вода, солнечный свет, тепло и пища. А нужны ли свет, вода неживой природе? Нет, потому что они не растут, не развиваются.

Вывод: вода, свет, тепло и пища для неживой природы не нужны.

Воспитатель: Капитошка, видишь как ты важна для жизни, мы сегодня хорошо потрудились и помогли нашему гостю понять, какое значение она имеет в природе. Ребят о чем же мы с вами сегодня беседовали? (о природе – живой и неживой). Так чем же отличается живая природа от неживой? (двигается, питается, дышит). Капитошке понравилось наше занятие и она награждает вас медалями знатоков. (награда). Занятие окончено.

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, их взаимосвязь.

- развивать любознательность, память, умение делать выводы;

- развивать творческое воображение, умение фантазировать;

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

- способствовать развитию познавательных интересов;

- приобщать к действенному отношению к природе.

- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

- учить отгадывать загадки;

- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

- учить решать проблемные задачи;

- закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

- рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

- воспитывать стремление сдерживаться, проявлять терпение, настойчивость;

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. Присели.

Воспитатель: Ребят, сегодня к нам в гости пришла Капитошка, посмотрите какая она грустная, она говорит, что он никому не нужен. Капитошка, давай ты посидишь на нашем занятии, послушаешь, и может после ты узнаешь много нового о себе.

Прочитать стихотворение Ф. Тютчева

Сияет солнце, воды блещут.

На всем улыбка, жизнь во всем.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворен.

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

- Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение?

- Правильно, о нашей природе. О ней мы сегодня с вами и поговорим.

Что же такое природа? Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Правильно!

Воспитатель – Природу Земли можно разделить на две группы: живую и неживую. Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания.

Воспитатель: А Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др.

Наш гость заскучал, а давайте теперь поиграем

Воспитатель – И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

- Скажите, пожалуйста, что нужно для роста растений? (нужны: тепло, вода, свет и плодородная почва). А вот (культурные) комнатные растения не могут жить без помощи людей. Что произойдёт, если человек забудет полить комнатные растения? – Они засохнут без воды, листья завянут. Еще они нуждаются в уходе – взрыхление почвы – насыщение корней кислородом, убор сорняков. Есть еще и дикорастущие растения, которые растут самостоятельно, и не нуждаются в уходе, если есть условия.

Какой можно сделать вывод : что без воды, тепла, света и почвы не может выжить не одно растение (ответ по схеме). Значит Капитошка играет немаловажную роль в жизни растений.

Давайте немного отдохнем

В синем море я водилась

Там таких не сосчитать,

Капитошка делает руками волнообразные движения.

Но от солнца испарилась,

Стала по небу летать!

Капитошка машет руками, как крыльями.

Там я встретила подруг,

Капитошка подбрасывает вверх горсть голубого конфетти.

Стали тучею мы вдруг.

Капитошка широко расставляет руки в стороны.

Дождь пошел, и на дорожку

Сбросил с неба Капитошку.

Ребята, мы поговорили о том, что нужно для жизни растений, угадайте загадку, без чего не могут жить все люди и живые организмы:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

Воспитатель: Скажите, ребята, а можно увидеть воздух, есть ли у него запах, имеет ли он форму? (напомнить о проведенных ранее опытах, используя карточки)

А теперь я предлагаю проверить, сможем ли мы долго продержаться без воздуха. Опыт. Дети закрывают рот и нос и смотрят долго ли можно продержаться без доступа воздуха

Вывод: людям и всем живым существам- птицам, животным, рыбам и т.д. нужен воздух чтобы дышать. (выложить карточку)

- Как вы думаете, а что еще, кроме воздуха нужно для поддержания жизни живых существ? (вода, пища) Вот здесь и сказать, что Капитошка необходим для жизни всего живого, спросить, какие пословицы и поговорки дети знают о воде и пище?

1. Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.

2. Болезнь - не беда, коли есть хлеб и вода, хлеб выкормит, вода выпоит

3. Хлеб да вода – молодецкая еда.

4. Где вода есть, там и саду цвесть

5. Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.

6Плачь не плачь, а есть-пить надо.

7. Худ обед, коли хлеба нет.

Вода вокруг нас.

- Вода составляет 70% массы тела человека

- Если не пить воды 2-3 дня человек погибнет

- Вода занимает большую часть Земли – океаны, реки, моря

В воде также есть воздух (опускали камень в воду- шли пузырьки воздуха, Рыбы также дышат кислородом).

Обратить внимание на то, что все растения (и в уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик (Капитошка). Воду даёт и талый снег. Тоже происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход.

Ребят, скажите, а нужно ли для поддержания жизни живых существ – солнце – его свет и тепло? (выклад. карточки). Сравнить карточки, что нужно для живой и неживой природы (пища разнообразна, у растений почва, а у живых существ – разнообразна, овощи и фрукты, мясо…). Все в природе взаимосвязано – н-р травоядные живые не выживут, если исчезнут все растения.

Вывод: живым существа нужно для жизни: воздух, вода, солнечный свет, тепло и пища. А нужны ли свет, вода неживой природе? Нет, потому что они не растут, не развиваются.

Вывод: вода, свет, тепло и пища для неживой природы не нужны.

Воспитатель: Капитошка, видишь как ты важна для жизни, мы сегодня хорошо потрудились и помогли нашему гостю понять, какое значение она имеет в природе. Ребят о чем же мы с вами сегодня беседовали? (о природе – живой и неживой). Так чем же отличается живая природа от неживой? (двигается, питается, дышит). Капитошке понравилось наше занятие и она награждает вас медалями знатоков. (награда). Занятие окончено.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы. Формировать представление о неразрывной связи человека с природой. Развивать машление, речь, интерес к объектам живой и неживой природы. Воспитывать бережное отношение к природе.

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Приносит в группу предметы, сделанные руками человека, объекты живой и неживой природы в трех мешочках.

Проявляют интерес к содержимому мешочков.

Организационно –поисковый

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы, приводят примеры.

Понимают и запоминают значение новых слов.

Активно учавствуют в игре, коментируют свой выбор.

Рефлексивно – корригирующий

Предлагает детям сделать выводы, дополняет ответы.

Делают выводы об объектах природы, о связи человека с природой и бережном отношении к ней.

Ожидаемый результат:

Знать: понятия

Иметь: представления

- об отличии объектов живой и неживой природы объектов неживой; природы от предметов, сделанных руками человека;

- о взаимосвязи живых и неживых объектов природы, о значении их в жизни человека.

Читайте также: