Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему лес

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Закрепление и систематизирование знаний детей о природе, об охране окружающей среды.
Задачи:
1. Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду.
2. Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих.
3. Формировать элементарные представления о кризисном состоянии природы Земли, о Красной книге.
4. Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.

Воспитатель:
Придумано кем – то
просто и мудро
при встрече здороваться! - Доброе утро!
Ребята, я хочу, чтобы у всех было хорошее настроение, доброе утро и добрый день. Наше тепло, наше хорошее настроение, с воздушным поцелуем пошлём друг другу и нашим гостям. Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. Вы все будите юными знатоками природы.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения.
Я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди в лесу, а вы будете определять правильно это или неправильно.
1. На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?

2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?

3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?

4. Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.
Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.
Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,
Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.



Лес – наш друг!
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
Горько мне читать про это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес! (Н. Филимоненко )

Образовательная область: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Вид ОД: экологическое воспитание

Форма ОД: занятие-игра

Виды деятельности: познавательная

Формы организации: фронтальная

• дети проявляют желания помогать другим;

• дети проявляют наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь;

• дети имеют представления о правилах поведения в лесу;

дети проявляют наблюдательность, мышление;

у детей проявляются дружеские взаимоотношения между детьми;

• дети проявляют умение правильно вести себя в природе;

• дети проявляют любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь;

• дети знают о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;

Цель: формирование понимания того, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

• воспитывать у детей желание помогать другим;

• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

• воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.

• развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь;

• закреплять представления о правилах поведения в лесу;

• формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному мир;

• закреплять умение правильно вести себя в природе.

Задача: закрепить знания детей о правилах поведения в лесу.

Беседа о правилах поведения в лесу. Чтение произведений о жизни животных в лесу. Загадывание загадок про лес.

Ход занятия:

Организационный момент (дети заходят, становятся в круг)

Станем рядышком, по кругу,

Нам здороваться ни лень:

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Послушайте стихотворение Е. Шклавской

Взгляни на глобус – шар земной –

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги.

- О чём говорит поэт в этом стихотворении?

Воспитатель: Правильно. О бережном отношении к природе. Ребята, а что такое природа?

Дети: Это лес, деревья, реки, моря, почва, воздух.

Воспитатель: Да, ребята, это поля и луга, солнце и небо, почва и воздух, все живое. И человек тоже часть природы. Природа – это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека.

Воспитатель: Для чего человеку нужна природа?

Дети: Чтобы жить, дышать, питаться, любоваться.

Воспитатель: Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни. А человек, что делает для природы?

- А вы любите природу? Почему? А где вы любите отдыхать на природе?

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Воспитатель: Правила поведения в природе вы помните. Тогда в путь! Я предлагаю посетить уголок природы-лес.

В Волшебный Лес попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден нам мосток,

Откройте поскорей глаза.

В волшебный лес нас привела тропа.

Воспитатель: Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво здесь! Какую пользу приносит лес человеку? (Ягоды, грибы, животные, цветы, деревья).

Ребята, какой воздух в лесу? Дети: Чистый, свежий.

Воспитатель: Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе?

Дети: Да, отличается.

Дети: Потому, что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.

Воспитатель: Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!

Воздух свежий мы вдыхаем,

Руки к солнцу поднимаем.

И ещё раз повторили.

Воспитатель: А теперь можно присесть и подумать. А зачем нужен воздух, что произойдёт, если не будет воздуха? (Ответы детей.)

Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если воздух не будет поступать в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? Почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен чистый воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)

-А какие животные живут в лесу?

Хитрая, как…. (лиса)

Быстрый, как…. (заяц)

Голодный, как…. (волк)

Неуклюжий, как…. (медведь)

Прыткая, как…. (белка)

Рогатый, как…. (лось)

Клыкастый, как…. (кабан)

-А теперь вам задание такое: подумайте и ответьте на вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации и почему.

– Нашёл Лёша гнездо в траве. В нём находились не вылупившиеся птенцы. Он хотел взять их домой. А птичка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?

(Второй мальчик был прав)

-Молодцы, ребята, правильно ответили.

Раз присядка, два прыжок

Это заячья зарядка

А лисята, как проснутся

Любят долго потянуться

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый

Широко расставив лапы

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.

Предлагаю детям взять карточки с изображением ситуаций, чего нельзя делать в лесу. Каждый ребёнок берёт карточку с изображением и рассказывает, что неправильно, и объясняет, почему нельзя так поступать.

- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

В детский сад попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, ещё хлопок

И вот вернулись в детский сад

Воспитатель. — Вот и подошло к концу наше путешествие.

А еще я хочу узнать понравилось ли вам занятие? Кто считает, что он взял для себя что-то новое, полезное, пусть возьмет — зеленый листочек. А кто считает, что занятие было неинтересным и эти знания ему не нужны, пусть возьмет — красный листочек.

У детей, которые выбрали зеленый листочек, спрашиваю, что полезного, нового они узнали на занятии, что им понравилось?

У детей, которые выбрали красный листочек, спрашиваю, почему они выбрали именно этот листочек?

Воспитатель. — Я очень рада, дети, что вам всем занятие понравилось.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект открытого занятия

по познавательному развитию (ФЦКМ)

в старшей группе

воспитателя старшей группы

Кравченко Натальи Вячеславовны

Подготовила и провела:

Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности- квест- технологии.

- формировать основы экологической грамотности: живая природа нуждается в помощи и защите;

- обогащать представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах, конкретизировать представления об их типичных жителях; цепях питания;

- при решении познавательных задач совершенствовать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания;

- развивать познавательный интерес детей к природе, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;

- способствовать развитию внимания, воображения детей, связной речи;

- продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве.

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

- воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.

Предварительная работа:

беседы о природе и ее охране; рассматривание иллюстраций; наблюдения на прогулках; чтение художественной литературы, отгадывание загадок; просмотр презентаций; дидактические игры экологической направленности.

Материалы и оборудование:

- конверт с письмом, карточки-задания; магнитная доска, магниты;

- изображения животных и растений;

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости! Поприветствуем их. Наши воспитатели улыбаются, дарят вам свое хорошее настроение, давайте и мы улыбнемся в ответ для того, чтобы оно сопровождало всех нас целый день:

Словно крыша над землёю,

А под крышей голубою –

Горы, реки и леса,

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты.

Воспитатель: Сегодня мы будем …. Ой, что это? (появляется большой пакет)

Основная часть

Воспитатель открывает пакет и читает послание:

Воспитатель: Каким будет ваше решение? Готовы помочь лесу и его обитателям? (версии детей).

Воспитатель: Я вижу, что вы способны преодолеть все трудности! Здесь есть карта, она поможет нам найти части картины. Начало поисков отмечено на карте красным флажком. Давайте рассмотрим ее, с чего начнем поиски, как вы думаете?

Первый этап- экологический светофор.

Поднимите красный круг для тех действий, которые запрещены в лесу, а зеленый круг для тех, которые разрешены.

- Дети оставили костер в лесу.

- Дети наступают на мухомор.

- Дети вешают кормушку.

- Ребята бьют стекло в лесу.

- Дети подвязывают сломанную ветку.

Воспитатель: Что же, задание экологического светофора мы выполнили. Если вы дали правильные ответы, то в конверте должна появиться часть картины. Сейчас мы откроем конверт и посмотрим.

Вот первая часть картины.

Воспитатель: Готовы продолжить поиски? Тогда рассмотрим карту, узнаем, куда двигаться дальше.

На карте обозначена ширма, обручи зеленого, красного, синего цветов.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, в обручах конверт. Значит, нас ждет новое задание. Вам интересно, что в нем?

Воспитатель: Вот и вторая часть картины (на ширме). Значит, вы правильно всех расселили по домам!

Где же нам искать следующую часть? Изучим карту. Куда дальше идти?

Дети рассматривают карту.

Воспитатель: Карта указывает нам на коробку на столе. Хотите узнать, что в ней?

Воспитатель: На коробке лежит конверт. В нем задание для вас.

Ребята, возьмите каждый по домику и выстроите из них пищевые цепочки.

Воспитатель: Посмотрите, все ли из вас правильно составили пищевые цепи? Никто не ошибся?

Давайте проверим, если вы верно собрали цепи, то в конверте появится часть нужной нам картинки. Еще одна часть картины появилась в конверте! Значит, вы справились с заданием. Молодцы! Продолжаем наши поиски!

Воспитатель: Посмотрим карту. Как вы думаете, где следующее задание?

Воспитатель: Смотрите, конверт на доске. Хотите узнать, что в нем?

Я сейчас буду произносить стихи, в которых перечисляются птицы, но если только ошибусь, и вы услышите что-то другое, то тут же дайте сигнал – хлопок, называя мою ошибку.

Прилетели птицы:
Голуби, лисицы…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и вороны…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
совы, макароны…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Ласточки, грачи,
Вороны, воробьи,
Комары, кукушки…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, кукушки…
Совы, попугаи,
Лебеди, трамваи…

Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательными, мне кажется, справились с испытанием! Сейчас проверим- заглянем в конверт (воспитатель находит часть картины в конверте).

Воспитатель: Куда же нам идти теперь? Как вы думаете?

Рассматривают карту. Задание в конверте на двери.

Воспитатель: В конверте задачки. Попробуете их решить?

Но задачи необычные, а экологические!

Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них получилось, я вам сейчас расскажу.

1. Первого волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла печальная участь- он погиб. Как вы думаете, почему это случилось?

2. Второй волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных – зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка?

3. Третий волшебник поселил в созданном лесу только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это произошло?

Воспитатель: Вы точно рассуждали, ведь в природе все взаимосвязано. Хотите узнать, правильно ли вы справились с этим заданием?

Воспитатель находит часть картины.

Воспитатель: Вы молодцы, понимаете, что в природе все нужны и связаны друг с другом!

Воспитатель: Ребята, нам нужно двигаться дальше! Куда же нам идти теперь? Как вы думаете? Давайте посмотрим карту.

Подходим к мольберту с планетами.

Воспитатель: Посмотрим, правильно мы распределили картинки, нигде не ошиблись?

Воспитатель: Пообещаем совершать только добрые дела, чтобы наша планета Земля всегда была красивой! Обещаете?

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, очень старались. Посмотрим в конверте, появилась ли нужная нам часть картины?

Воспитатель: Да! Вот мы и нашли все части картины! Сможете ее собрать?

Дети собирают пазл.

Воспитатель: Смотрите, вы правильно собрали картинку. Что на ней изображено?

Воспитатель: Ваши ответы правильны, одним словом можно сказать, что изображена природа. А человеку необходима природа? Может быть она нужна только животным и растениям? Может быть только в волшебном лесу его обитателям нужна природа?

Дети : Нужна, потому что человек не может прожить без природы (без воды, солнца, растений, животных).

Воспитатель: Вы совершенно правы. Как вы думаете, что всем людям нужно делать, чтобы сохранить природу?

Ответы детей: Беречь, не совершать плохих поступков, которые наносят вред природе, заботиться о ней.

Воспитатель: Я с вами согласна! Без нее человеку не прожить, поэтому природу необходимо беречь, заботиться о ней.

Как вы думаете, у нас получилось расколдовать лес?

Воспитатель: Вы рады, что прошли все испытания и помогли жителям леса?

Сложные были задания? Вам трудно было выполнять их?

Воспитатель: Я очень горжусь вами! Вы так много знаете о природе, о том, как нужно себя вести у нее в гостях!

Воспитатель: Ребята, смотрите, еще один пакет для вас! Что же в нем может быть? От кого он? Хотите узнать?


Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Воспитатель. Ребята, а сейчас я буду показывать вам деревья, а вы будете о них рассказывать.
(показ слайдов с изображением березы, сосны, клена)
Дети рассказывают про деревья и их особенности.
Воспитатель. Ребята, что может случиться, если не охранять наши леса?
Ответы детей.
Воспитатель. Какие правила поведения в лесу вы знаете? Назовите их.
Ответы детей.
Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру “С чем нельзя в лес ходить?”
Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда… Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
Воспитатель. Ребята, а скажите, кто живет в лесу?
Дети. В лесу живут дикие животные, птицы, насекомые.
Воспитатель. Молодцы, правильно. Вы сегодня очень хорошо занимались. Что вы запомнили? Что нового узнали?
(Ответы детей)
Воспитатель. Молодцы! Ребята, вы все очень хорошо постарались и выполнили все задания. Спасибо вам!

Читайте также: