Политическая жизнь конспект урока 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого урока по обществознанию в 9 классе, линия УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова. Обществознание. 5-9 классы. Методическая разработка составлена с учётом современных педагогических технологий. Работа позволяет учащимся сформировать чёткую гражданскую позицию в области избирательного права, что особенно необходимо в современном обществе.

Тип урока : изучение нового материала с использованием информационных технологий.

Формы организации познавательной деятельности, использованные на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная. Применена нетрадиционная форма урока: межпредметный интегрированный урок (обществознание, право и история) с групповой работой с использованием интернета.

Цель: формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры.

Для реализации данной цели потребуется решить следующие задачи:

1. .Познавательные:

ü помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений;

ü сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуре;

2. Развивающие:

ü развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

ü систематизировать и творчески перерабатывать знания;

ü отрабатывать умения аргументировать свою позицию.

3. Воспитательные:

- способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.

- воспитывать чувство ответственности за будущее своей страны.

Оборудование:

Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки, интерактивная доска.

Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

Документы, схемы, Конституция РФ.

Актуальностью данной темы является то, что важным условием приобретения правовых знаний, развития социальных умений и навыков является внедрение новых методик, обеспечивающих активное участие обучающихся в образовательном процессе.

Решаемая проблема состоит в низком качестве правового образования у обучающихся. Интерактивные технологии позволяют обучающимся не только приобрести знания, но и развивать способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в правовой сфере.

Практическая значимость применяемого мной интерактивного обучения интегрированного урока состоит в организации учебного процесса таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Приобретаются умения работы с документами и различными источниками информации.

Какие ожидаемые результаты мы хотим получить, используя данный метод обучения:

личностные: овладение навыками личностных оценок и мнений по отношению к участию граждан в политической жизни государства

метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить её цели и задачи, умение работать в паре, развить навыки высказывания суждений, подтверждая их фактами, владение умениями работы с текстом для исследования

Универсальные учебные действия:

личностные: осознать необходимость участия в политической жизни страны

регулятивные: формулировать учебную проблему, осуществлять рефлексию и самооценку

познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать понятия, классифицировать.

Коммуникативные: умение взаимодействовать друг с другом, высказывать собственную точку зрения

1. Организационный момент.

Формулирование темы урока.

- Какие проблемы иллюстрируют данные высказывания, о чем хотели сказать нам мудрейшие, какие мысли хотели донести до современников и потомков? (напомнить материал, который изучался в 5 классе на уроках истории):

В Древней Спарте, чтобы принять какое-либо решение, созывали Народное Собрание. Перед Собранием проходили претенденты на какую- либо должность. Каждого из них встречали криком. В соседнем доме запирали несколько спартанцев, которым доверяли остальные. Им было все слышно, но ничего не видно. Избранным они объявляли того, за кого, как им казалось, кричали громче. Другие важные решения принимались в Спарте тем же способом. (Греки. М: РОСМЭН. – 1994. – 96с. – С.22.)

- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока.

Важнейшим участием граждан в жизни государства следует признать политическое участие. Под ним понимают действия, предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на государственную политику или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти.

Мотивационный момент.

- Что такое политика? ( 1. Участие в делах государства, цели и средства их достижения, направленные на проведение в жизнь интересов больших групп людей. 2.Сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению общих интересов с помощью политической власти.)

- Повторение (слайд 3,4,5)

Изучение новой темы.

- Итак, мы поговорим с вами о политике, политических правах

( избирательном), …(предположения уч-ся), о выборах и референдумах, политическом участии и его формах. (слайд 6)

План урока: 1. Выборы, референдумы.

2. Право на равный доступ к государственной службе

3. Обращение в органы власти.

4. Другие пути влияния на власть.

5. Значение слова свобода

6. Опасность политического экстремизма

7. Политика – дело каждого (слайд 7)

1. Выборы, референдумы.

1. - С точки зрения Конституции, участие в политической жизни – право или обязанность граждан РФ? (работа с Конституцией РФ) (слайд 8)

Обратите внимание на слайд, обратитесь за помощью к Конституции (ст.32 п. 1) и сделай те вывод: (слайд 9)

- Каковы формы участия граждан в политической жизни?

-Запишите новые понятия в виде схемы (записать на доске)

Формы политического участия



( прямое) ( через представителей) (слайд 6)

Самостоятельная работа с учебником (стр. 49-50), документом.

Вопросы для самостоятельной работы:

1)Кто и с какого возраста имеет право участвовать в выборах?

2) Кто не имеет право принимать участие в выборах?

3) Что означают прямые выборы?

4)Как проводятся выборы путем тайного голосования?

5)Какие ограничения для избрания депутатов в Госдуму и Президента существуют?

Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах. Голосуя за ту или иную партию, того или иного кандидата, граждане определяют направленность законодательной деятельности высших должностных лиц.

Работа со ст. 32 п. 2 - вывод об активном и пассивном избирательном праве (слайд 12)

Пассивное избирательное право.

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Если активное избирательное право возникает у граждан с 18 лет, то пассивное избирательное право наступает с более позднего возраста. Так, для избрания депутатом Государственной Думы или представительных органов государственной власти субъектов РФ необходимо достичь 21 года, для избрания на пост Президента РФ — 35 лет

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают и на референдуме. Так называется всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Ныне существующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах.

Выборы и референдумы – это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.

Работа с кейсами (слайд 13)

1. Накануне выборов молодому человеку исполнилось 18 лет и ему предстоит принять участие в выборах. Он не стал себя утруждать долгим чтение предвыборной агитации и попросил помощи друга. Друг написал ему, за какую партию надо голосовать. Молодой человек сделал свой выбор.

2. В ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф. В Турции может наступить уголовная ответственность за постоянное уклонение от выборов.

-Какую проблему иллюстрируют данные кейсы.

( Политическая пассивность граждан, уклонение избирателей от участия в выборах, уклонение от участия в политической жизни)

Обществоведы дали четкое название данной позиции граждан:

Абсентеизм - уклонение от участия в выборах (слайд 14)

Притча о Конфуции и плачущей женщине

Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.

-Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец.

- В других областях князья угнетают свой народ.

-Видите, - сказал тогда Конфуций,- жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.

Суть этой притчи проста. Нет ничего более справедливого, чем выстраданная веками демократия. За право выбирать люди боролись в течение двух последних столетий. Но вместе с тем мы неумело пользуемся ее плодами.

- Каковы на ваш взгляд причины абсентеизма?

1. Отсутствие интереса к политической жизни. Пассивность, равнодушие.

2. Отсутствие доверия к политикам.

3. Неверие в проведение честных и справедливых выборов.

4. Политическая неграмотность людей в стране. Низкая политическая и правовая культура.

- Какие выборы проводились последними? (18марта 2018 года - выборы в Государственную Думу)

2. Право на равный доступ к государственной службе

Работа с Конституцией ( ст. 32 п.5,6) (слайд 15)

Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т. п. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определённый порядок назначения на государственные должности.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия. Это право может быть реализовано путём занятия должностей в суде (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. п.), а также путём участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

3. Обращение в органы власти.

- Какие способы политического участия граждан существуют кроме названных? Работа с Конституцией ( ст. 33) (слайд 16)

- В каких случаях возможно обращение граждан в органы власти?

( самостоятельная работа с учебником с.51-52)

- индивидуальные интересы граждан (жилищная контора не делает ремонт и т. п.).

- жалоба с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства ,

- заявление, т. е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии),

- предложение об улучшении деятельности государственного органа, о необходимости и способах решения той или иной конкретной общественной проблемы

Обращения в органы власти могут быть направлены любым человеком (в том числе и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц, общественной организацией.

Ст. 29 п. 1 Конституции РФ (слайд 17)

Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

- В условиях какого государства это возможно? (повторение определения правового государства и его признаков)

4. Другие пути влияния на власть (слайд 18)

- Выполните задание на листочках

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных

понятий представленного ниже ряда, и укажите цифру, под которой оно указано.

1) партия, 2) профсоюз, 3) спортивное общество, 4) общественно-политическое движение, 5) гражданское общество, 6) союз журналистов, 7) органы местного самоуправления

- Что такое гражданское общество?

Гражданское общество — это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.

Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через элементы гражданского общества: общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений.

К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина принадлежит свобода собраний, митингов, демонстраций.

Документ. Из статьи 31 Конституции Российской Федерации:

- На какие условия проведения митингов, собраний обращается особое внимание?

5. Опасность политического экстремизма (слайд 19)

-Участие граждан в политической деятельности обусловлено политическими свободами. При каких условиях политическая свобода способствует развитию общества?

- Могут ли быть политические свободы безграничными или политическая деятельность граждан должна иметь какие – то ограничения?

- Каким образом использование свобод одним человеком может ущемлять права другого?

6.Политика –дело каждого. (слайд 20)

Факты. В большинстве стран Европы, как показали исследования, интересующихся и не проявляющих интерес к политике примерно равное количество. Исследования, проведённые в нашей стране, также показывают, что интерес проявляют 48% опрошенных, заявляют, что не интересуются, 50%, а 2% затруднились ответить. При этом меньший интерес проявляют наиболее молодые и самые пожилые граждане, более высокий – средние возрастные группы.

Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль: захочет или не захочет пойти на митинг или станет, к примеру, участником какого-либо общественного движения. А, может быть, кто-то ставит своей целью стать Президентом страны. Не все, естественно, захотят сделать политику своей профессией. Да это и не обязательно. Но можно ли участие в политической жизни страны считать делом необязательным?

IV . Обобщение пройденного, рефлексия. (слайд 21)

- Зададимся вопросом: хотят ли люди заниматься политикой? Однозначного ответа нет: одни интересуются, другие нет.

В начале урока мы поставили проблему:

Изменился ли ваш выбор? Если да, то почему?

Был ли урок полезен, почему?

VI . Самооценка, домашнее задание. (слайд 22)

Обязательное для всех:

Познавательное по выбору:

задание 1-2 на с.57 на выбор,

Творческое по желанию:

Провести социологический опрос среди родственников и друзей по вопросу: Почему вы участвовали (не участвовали) в выборах? Почему вы участвуете (не участвуете) в политической жизни?

Закончить наш урок я хотела бы притчей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:сформировать представление о сути нового избирательного закона; сформировать понимание изменений национальной политики; сформировать представление о деятельности III Государственной Думы; сформировать представление об обществе и власти в годы столыпинских реформ; сформировать представление о деятельности IV Государственной Думы.

Организационный момент

Проверка д/з

III. Определение темы урока

- Вспомните, когда была распущена II Государственная Дума? (3 июня 1907 г.)

Запись в тетрадь

3 июня 1907 г. – новый избирательный закон

Этот закон сохранил деление избирателей на 4 курии, но внес и изменения. Какие?

1. Работа с текстом учебника

- Прочитав п. 1, стр. 108, выпишите особенности нового избирательного закона:

1.деление городских курий на 2 разряда

2.перераспределение выборщиков в пользу землевладельцев

3.сокращение числа депутатов от Кавказа и Польши

4. Ср. Азия и Сибирь лишены представительства в Гос. Думе.

- Какими же по прежнему, судя по всему, были выборы? (не равными и не всеобщими)

-Как изменилось соотношение избирателей по сравнению со старым избирательным законом?

(По сравнению со старым избирательным законом соотношение между представительством помещиков и крупной буржуазии изменилось не значительно (раньше соотношение было 1:3). Зато по сравнению с крестьянством и рабочими помещики и буржуазия выбирали во много раз больше депутатов, чем раньше.)

- III Государственная Дума избиралась по новому закону.

1 ноября 1907 – 9 июня 1912 гг. – деятельность III Государственной Думы. Это была первая Дума, отработавшая все предусмотренные 5 лет.

- Кто стал ее председателями?

Председатели III Государственной Думы – октябристы Н.А. Хомяков, затем А.И. Гучков, потом М.В. Родзянко

- Теперь давайте обратим внимание на партийный состав III Государственной Думы. Подумайте, как новый избирательный закон отразился на партийном составе III Думы?

- Как вы думаете, какая фракция в Думе имела большинство? (Октябристы (154 депутата), потом монархисты (147 депутатов).

- Вспомните, каков был социальный состав октябристов?

- По новому закону большинство голосов имели помещики и буржуазия. Следовательно, лидирует в Думе фракция октябристов, имеющая в составе – помещиков и буржуазию. А трудовики и социал-демократы были в меньшинстве.

2. Работа по составлению таблицы Работа с текстом учебника стр. 105, п. 2

Национальная политика правительства П.А. Столыпина.

Новый избирательный закон почти в три раза сократил представительство в Думе.

- закрыты все национальные культурно-просветительные общества и учреждения.

- закон о земстве в западных губерниях. Разделение избирателей западных губерний по куриям: польской и русской. Ограниченно представительство поляков-помещиков в земском самоуправлении.

Ограничение приема евреев в учебные заведения.

- Как вы думаете, каким было отношение общества к политике Столыпина? (Отношение общества к политике Столыпина было сложным. Значительная часть населения не доверяли власти)

- Чем были недовольны крестьяне? (не получили земли)

- Чем были недовольны дворяне? (видело в Столыпине, лишь разрушителя вековых устоев и узурпатора власти)

- Что такое узурпация? (Захват власти — насильственный, противозаконный захват (результат агрессии) власти)

- Помещики вообще в реформаторе не нуждались. Им нужен был успокоитель.

Либеральная интеллигенция не могла простить военно-полевых судов, приверженности самодержавию, антисемитизм.

- Что такое антисемитизм? (Одна из форм национальной нетерпимости, которая выражается во враждебном отношении к евреям как к этнической группе.)

Для революционных партий он остался навсегда душителем революции, реакционером.

Безоговорочно Столыпина поддержали октябристы, буржуазия, часть интеллигенции и чиновничества. Но в последствии и октябристы были недовольны деятельностью премьер-министра за его нерешимость в проведении политических реформ. Курс Столыпина перестал поддерживать и Николай II.

Все ждали отставки Столыпина. Но 1 сентября 1911 г. в Киевском оперном театре в присутствии императора Столыпин был смертельно ранен Д. Богровым. Убийца был связан с революционной организацией и в тоже время являлся платным агентом полиции.

Столыпину так и не удалось провести в жизнь многие из намеченных реформ. Все усилия были сосредоточенны на аграрной реформе. Осенью 1910 г. когда стало ясно, что политических реформ в стране в ближайшее время не предвидится, оживилось оппозиционное движение. До лета 1914 г. революционное движение продолжало нарастать.

В 1912 г. завершила свою деятельность III Государственная Дума.

15 ноября 1912 г. – начало работы IV Государственной Думы

По своему партийному составу она почти не отличалась от III. Тем не менее, по своим настроениям IV Дума была более оппозиционной. Таким образом, реформаторский путь предложенный Столыпиным, не был реализован в полной мере. Раскол власти и общества преодолеть не удалось.

IV.Закрепление темы урока

- Когда был принят новый избирательный закон? (3 июня 1907 г.)

- Назовите период работы III Государственной Думы (1 ноября 1907-9 июня 1912 гг.)

- Назовите Председателей III Государственной Думы (Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко)

- Как относилось общество к политике П.А. Столыпина? (Значительная часть населения не доверяла власти)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обществознание 9 класс.

Оборудование: Боголюбова Л.Н. Обществознание 8 класс.

Олимпиадные задания по обществознанию. 9-11 классы. Волгоград 2007.

Работа с заданиями в группах

Из приведённых слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Назовите их. Слова и словосочетания могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и прочее.

Основа закона, традиции, влияние, нефизическое воздействие, возможность навязывать свою волю, решения другим людям, оказываемое на других людей, независимо от их желания. Построенный целиком или частично на выборных началах, представительный, законодательный орган власти, высший.

Поставив своего президента и сформировав своё правительство, организованная группа людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путём прийти к власти. Органы и структура правления (правительство, парламент), включающая определённый тип режима власти (монархия, республика), политическая организация данной страны.

Других государств от государства независимость полная. В социально-экономической и культурной сферах независимо от государственной власти называется совокупность людей.

(работа с презентацией)

4. Работа с заданиями в группах

На чём держится власть?

Родительская власть

Государственная власть

Как ты считаешь, какого цвета власть? Закрась прямоугольник с надписью и объясни, почему ты выбрал этот цвет.

Установите соответствие стрелками.

Авторитарный Тоталитарный Демократический

режим режим режим

6. Запишите слова, пропущенные в схеме (работа в группах)

Классификация современных государств

7. Итоговый тест

1. Политика – это деятельность:

а) по управлению государством

б) по осуществлению власти в обществе

оба суждения неверны

2. Палаты Федерального Собрания называются:

а) Государственная дума и Федеральный совет

б) Государственная дума и Федеральное собрание

в) Государственная дума и Совет Федерации

г) Государственная дума и Совет России

3. Признаком правового государства является:

а) большое количество законов

б) сильная президентская власть

в) независимый суд

г) контроль парламента над правительством

4. Установите соответствие в характеристике политических режимов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите все соответствующие позиции из второго столбца.

а) тоталитарный режим

б) демократический режим

разделение государственных властей

широкий круг прав и свобод граждан

господство единой общеобязательной идеологии

всесторонний контроль государства за жизнью общества

Вставьте пропущенные слова:

может опираться на силу государства или, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию и армию.

Активное избирательное право предполагает:

а) участие в выборах в качестве избирателя

б) участие в выборах в качестве избираемого (кандидата)

в) возможность передавать свой голос другому гражданину

г) возможность воспользоваться своим голосом до момента всеобщего голосования

2. Предвыборная агитация запрещается:

а) за 2 дня до выборов

б) за 1 день до выборов

в) в день выборов

г) не запрещается

3. Какая форма высшего непосредственного выражения власти народа предусмотрена Конституцией РФ?

4. Установите соответствие определений форм правления

власть представителей родовой знати

власть выбранных на определённый срок органов

единоличная власть, передаваемая по наследству

власть небольшой группы

5. В условиях демократического правового государства для того, чтобы исключить концентрацию власти в одних руках осуществляется принцип .

1. Правительство РФ относится к ветви власти:

г) ни к одной из перечисленных

2. Что из указанного не характеризует общие признаки государства:

а) единая территория

в) единая система управления территорией

г) единая система законов

д) единый язык общения

е) монополия на легальное применение силы

ж) право на взимание налогов

3. Государственная дума избирается сроком:

4. Установите соответствие между типами избирательных систем и их характерными признаками.

а) мажоритарная избирательная 1) избрание кандидата по принципу

система большинства полученных им б)пропорциональная избирательная голосов

система 2) избрание кандидата по партийным

3) избрание кандидата на основе

поданных за него голосов

5. На общенациональный выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни.

На чём держится власть?

Родительская власть

Государственная власть

Как ты считаешь, какого цвета власть? Закрась прямоугольник с надписью и объясни, почему ты выбрал этот цвет.

На чём держится власть?

Родительская власть

Государственная власть

Как ты считаешь, какого цвета власть? Закрась прямоугольник с надписью и объясни, почему ты выбрал этот цвет.

Установите соответствие стрелками.

Авторитарный Тоталитарный Демократический

режим режим режим

Установите соответствие стрелками.

Авторитарный Тоталитарный Демократический

режим режим режим

Установите соответствие стрелками.

Авторитарный Тоталитарный Демократический

режим режим режим

Классификация современных государств

1. Политика – это деятельность:

а) по управлению государством

б) по осуществлению власти в обществе

1) верно только а)

2) верно только б)

3) верны и а) и б)

оба суждения неверны

2. Палаты Федерального Собрания называются:

а) Государственная дума и Федеральный совет

б) Государственная дума и Федеральное собрание

в) Государственная дума и Совет Федерации

г) Государственная дума и Совет России

3. Признаком правового государства является:

а) большое количество законов

б) сильная президентская власть

в) независимый суд

г) контроль парламента над правительством

4. Установите соответствие в характеристике политических режимов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите все соответствующие позиции из второго столбца.

а) тоталитарный режим

б) демократический режим

1) разделение государственных властей

2) широкий круг прав и свобод граждан

3) политический плюрализм

4) господство единой общеобязательной идеологии

всесторонний контроль государства за жизнью общества

5.Вставьте пропущенные слова:

может опираться на силу государства или, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию и армию.

Активное избирательное право предполагает:

а) участие в выборах в качестве избирателя

б) участие в выборах в качестве избираемого (кандидата)

в) возможность передавать свой голос другому гражданину

г) возможность воспользоваться своим голосом до момента всеобщего голосования

2. Предвыборная агитация запрещается:

а) за 2 дня до выборов

б) за 1 день до выборов

в) в день выборов

г) не запрещается

3. Какая форма высшего непосредственного выражения власти народа предусмотрена Конституцией РФ?

4. Установите соответствие определений форм правления

2) власть представителей родовой знати

3) власть выбранных на определённый срок органов

4) единоличная власть, передаваемая по наследству

5) власть небольшой группы

5. В условиях демократического правового государства для того, чтобы исключить концентрацию власти в одних руках осуществляется принцип .

1. Правительство РФ относится к ветви власти:

г) ни к одной из перечисленных

2. Что из указанного не характеризует общие признаки государства:

а) единая территория

в) единая система управления территорией

г) единая система законов

д) единый язык общения

е) монополия на легальное применение силы

ж) право на взимание налогов

3. Государственная дума избирается сроком:

4. Установите соответствие между типами избирательных систем и их характерными признаками.

а) мажоритарная избирательная 1) избрание кандидата по принципу

система большинства полученных им б)пропорциональная избирательная голосов

система 2) избрание кандидата по партийным

3) избрание кандидата на основе

поданных за него голосов

5. На общенациональный выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 932 материала в базе

Материал подходит для УМК

Глава 1. Политика

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.01.2018 1466
  • DOCX 108 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Самойлов Сергей Андреевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Разработка урока истории 9 класс. Подробный конспект, дополнительными материалами, указаны цели и задачи урока.

Содержимое разработки

МКООУ СШИ с Виахту

по истории России

Выполнила: учитель истории, первой квалификационной категории

Лихалит Наталья Михайловна

показать политическое развитие СССР в 30-е гг.;

сформировать у учащихся представления о масштабах массовых репрессиях в СССР;

продолжить работу с понятиями и терминами, историческими закономерностями и причинно-следственными связями;

продолжить формирование умений работать с историческими документами, самостоятельно делать обобщение и выводы;

продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, словарем, учебником, таблицами;

воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к людям жившим в те страшные, трудные годы.

Оборудование урока:

выставка художественной и периодической литературы;

карточки для закрепления нового материала

исторические документы для работы в группах;

Опережающие задания к уроку:

Работа со словарем.

Определить значение понятий:

б) террор государственный;

в) жертва политическая;

д) тоталитарное государство

Оформление классной доски

Политическая система СССР в 30-е гг.

Некоторые историки считают, что в 30-е гг. Сталин фактически возродил порядки существовавшие в дореволюционной России. Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Как вы думаете, какие обстоятельства способствовали и облегчали манипулирование массовым сознанием советского общества в 30-е гг.? Возможно ли повторение подобного в современных условиях? Почему?

1.Организационный момент:

2.Проверка домашнего задания

4. Постановка проблемной задачи (интерактивная доска)

2. Изучение нового материала:

Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы (слайд №2)

Вопросы непростые, требующие серьезного осмысления. И один из главных основных вопросов- почему это произошло?

Ваша задача в ходе урока:

Определить причину массовых репрессий в СССР.

Роль партии в жизни государства.

Ответить на проблемный вопрос ( интерактивная доска).

Поработать с историческими документами.

Вводное слово учителя:

Эта тема очень важна для нас сегодня, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас. И вам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы нашу Родину сделать свободной, демократической, открытой.

Сегодня нам очень важно выяснить, как же сложилась командно-административная система управления, корни которой и до сих пор дают о себе знать в экономике, политике и нравственности, в образе жизни и массовом сознании, которая до сих пор тормозит развитие нашей страны, что показывает и доказывает, насколько глубоки и серьезны те деформации, которые претерпело все наше общество от сталинизма.

Мы перелистаем те страшные страницы истории, к которым привел сталинизм, о массовых репрессиях, о свертывании демократии.

1 декабря 1934 года был убит С.М.Киров – первый секретарь ленинградского губкома ВКП (б). Это убийство послужило поводом для развертывания массовых репрессий в стране.

- фактически поставлено под контроль телевидение;

- в результате выборов 7 декабря 2003 года наметился переход к однопартийной системе;

- значение имеют, и, казалось бы, чисто символические шаги – возврат к сталинскому гимну, под звуки которого функционировала тоталитарная мясорубка, строился ГУЛАГ;

- кроме того, по данным Федеральной Службы Исполнения наказания Министерства юстиции РФ из 143 млн. россиян в учреждения ФСИНа содержится 883,5 тыс. заключенных, т.е. 161 житель страны. Россия занимает первое место в мире по относительному количеству заключенных – 655 человек на 100 тыс. жителей. Ни в одной европейской стране относительное количество заключенных в настоящее время не превышает 100 человек на 100 тыс. населения.

Если мы хотим, чтобы российское общество умело и хотело защищать и ценить условия политической свободы и обеспечивающие их правовые и демократические институты, важно: чтобы еще на школьной скамье молодежь получала ясный ответ на вопрос, что представлял собой Советский Союз, общество и государство с точки зрения уважения и обеспечения прав, и свобод человека, и интересов личности.

Рассмотрим первый пункт нашего плана:

Роль партии в жизни государства, а также роль идеологии. ( слайд №3, №4,№5)

Партийные органы ведали назначением и смещением должностных лиц в стране, выдвигали кандидатов в депутаты Советов, только члены ВКП(б) занимали все ответственные государственные посты, стояли во главе армии, правоохранительных и судебных органов, руководили народным хозяйством. Ни один закон в стране не мог быть принят без одобрения Палитбюро.

К концу 30-х гг. ВКП (б) окончательно утратила остатки былого демократизма.

К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм был уже официальной государственной идеологией.

Особую роль играл контроль за средствами массовой информации, через которые осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение. Проникновение иных идеологических взглядов из-за границы стало невозможным.

Работа с понятием тоталитарное государство (доска).

Выполнение задания №1 рабочая тетрадь стр.93-94.

Работа в группе с историческим источником (Приложение №1)

кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,

кто и во сне окружен было собаками, лютым конвоем,

кто по суду, без суда, совещаньем особым

был обречен на тюремную робу до гроба,

кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,

наши слезы и скорбь, наша вечная память!

Раскулачивание - это массовые репрессии по отношению к кулакам (лишение имущества, аресты и высылки, физическое уничтожение).

В СССР политические репрессии продолжались с 1921 по 1954 годы.

Сколько же за эти годы советских граждан подверглось репрессиям, и сколько их было растеряно. (слайд №7,8,9).

Работа с понятиями: репрессия, террор государственный, жертва политическая, спецконтингент (на доске).

Самостоятельная работа (решение теста (приложение №2)

3. Физкультминутка для глаз (слайд №10)

4. Закрепление

Решение уровневых заданий (приложение №4).

5. Итог урока

Узнала я, как опадают лица,

Как из – под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках,

Как локоны из пепельных и черных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных,

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною, ослепшею стеною.

В 1991 году вышел указ Президента России об установлении Дня памяти жертв политических репрессий - это дата 30 октября.

А теперь, давайте попробуем ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

6. Рефлексия

Сегодня мы с вами прошли 3 важных этапа, изучив очень важную и серьезную тему. На магнитной доске вы видите изображение горы и 3 точки отсчета: подножие горы (если тема вам не понятна), середина горы (если что – то осталось непонятым), вершина горы ( материал был понят полностью). Возьмите магнитные флажки и разместите их на одном из уровней горы.

Большое спасибо всем. Урок окончен.

Приложение № 1

Анализ документа позволяет сделать следующие выводы:

С помощью разнообразных форм насилия над человеком – от идеологического до физического – власть внедряет тоталитарное сознание. Страх перед репрессиями и вера народа в коммунистический идеал заставляет людей смириться, подчиниться, жить по указу, никогда не сомневаться. Человек с тоталитарным сознанием верит в чудеса: в пятилетку за два года, в коммунизм к 1980 году, в Вождя – волшебника, который всё знает, всё умеет, всех спасет. И еще он верит, что мир, в котором живет, справедлив. Эта вера – защитная: сажают у нас за дело, я невиновен, значит, меня не посадят.

Репрессивная политика большевиков в 30-е гг. привела к насаждению в стране тотального страха. Оказывать сопротивление власти могли, с одной стороны, либо наиболее независимые индивидуумы, либо, с другой, бесстрашные и одновременно отчаявшиеся люди, готовые ради нескольких дней свободы пожертвовать своей жизнью (побеги из мест заключения, бунты в ГУЛАГе и т.п.)

Факты неприятия политики советского руководства в 30-е гг. отдельными гражданами

Приложение №2

Выберите правильный ответ.

Сталинские репрессии в огромных масштабах обрушились на Красную Армию, потому что:

А) в армии были очень сильны троцкистские организации;

Б) армейские кадры противились мерам по реорганизации и механизации армии, абсолютизируя опыт, полученный во время Гражданской войны.

В) это была реальная сила, представлявшая потенциальную опасность для сталинской диктатуры.

Репрессия 30 – х гг. были направлены против старых партийных кадров ( ленинской гвардии), так как они:

А) отрицательно относились к личности Сталина и его методам строительства социализма;

Б) поняли, что строительство социализма – неосуществимая мечта;

В) пытались осуществить совет Ленина о необходимости переместить Сталина с должности Генерального секретаря.

Приложение №3

Второй уровень. Какие факторы способствовали установлению в СССР тоталитарного режима? Какую черту тоталитарной системы вы считаете главной и почему? Каковы причины усиления политических репрессий в 30 – е гг.? Какое место занимала система массового террора в тоталитарном сталинском государстве? Какая роль отводилась открытым показательным процессам? Как вы думаете, что толкало подследственных на признание несуществующей вины? В чем, по – вашему, социально – политический смысл установления культа личности Сталина? Как вы думаете, какие обстоятельства способствовали формированию культа личности Сталина?

Читайте также: