Конспект занятия по дисграфии 2 класс

Обновлено: 06.07.2024

Уточнить значение предлогов ОТ – ИЗ. Формировать навык соотнесения предлогов со схемами их обозначения.

Устранить аграмматизмы в устной и письменной речи.

Формировать навыки образования относительных прилагательных.

Формировать навыки практического употребления предлогов ОТ – ИЗ в словосочетаниях и предложениях.

Закрепить навык правописания предлогов со словами.

Развивать пространственные представления.

Развивать слуховое внимание.

Развивать коммуникативные навыки.

Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику

Воспитывать умение работать в парах и группе.

Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Воспитывать культуру устной и письменной речи, навыки самоконтроля.

Этапы урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы, формы взаимодей-ствия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируе- мые УУД

I . Организацион-ный этап (4 мин)

Развивать коммуника-тивные навыки

Воспиты-вать доброжела-тельное отношение детей друг к другу

Развивать пространст-венные представле-ния, мелкую моторику кистей и пальцев рук

Групповая форма взаимодействия

- Передавая свечу другу другу, скажите, чего ожидаете от нашего урока?

- Чтобы ваши ожидания оправдались, какими вы должны быть на уроке?

- Откройте тетради, запишите дату.

Встают в круг, выполняют движения в соответствии с текстом.

Передают свечу друг другу и озвучивают свои ожидания от урока:

- Я ожидаю от урока, что узнаю много нового (на уроке будут интересные задания; напишу без ошибок и др.)

- Мы должны быть внимательными, старательными, активными, дружными и т.д.

Сжимают и разжимают пальцы рук. Каждый пальчик массируют и загибают. Поднимают большой палец руки.

Записывают дату в тетради.

Коммуника-тивные: планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками

II . Мотивационно-целевой этап (8 мин):

Создание проблемной ситуации

Побуждение к формули-рованию проблемы – постановка учащимися вопросов о неизвестном

Побуждение к формули-рованию темы и цели урока

Уточнить значение предлогов НА - НАД

Формиро-вать навыки соотнесения предлогов со схемами их обозначения

Работа в парах Наглядный, объяснительно-иллюстративный методы

- Вспомним, чему учились на прошлом уроке? Выполним задания и проверим ваши умения.

Задание 1 (Приложение, п.1) . У каждой пары на столе – схемы изученных предлогов. Нужно выбрать из них : 1-ой паре - схему предлога НА , 2-ой паре – схему предлога НАД и объяснить значение данных предлогов.

Задание 2 (Приложение, п.2) : - Составьте предложения по картинкам, используя предлоги НА или НАД .

- Сделайте вывод: научились правильно использовать в речи предлоги НА - НАД или нет?

- Тему нашего урока узнаете, если выполните следующее задание. Прочитайте предложения (на слайде):

Маша вернулась из бабушки. Мама пришла от магазина. Автомобиль отъехал из гаража. Дым валит от трубы.

- Скажите, что вас удивило? - Как думаете, почему возникла такая ситуация?

- Кто догадался, чему сегодня будем учиться на уроке? С какой целью?

Дети отвечают, что на прошлом уроке учились различать предлоги НА - НАД и правильно их использовать в речи .

Дети читают предложения.

Высказывают мнение: - Смысл предложений непонятен. - Предлоги перепутали: вместо предлога ИЗ написали предлог ОТ , и наоборот.

- У нас возникли вопросы: 1.Что означают предлоги ОТ, ИЗ? 2.Какие схемы соответствуют данным предлогам? 3. Как предлоги ОТ, ИЗ пишутся со словами?

Дети формулируют тему, цель урока: Сегодня на уроке будем учиться различать предлоги ОТ - ИЗ, чтобы не ошибаться и использовать их в речи правильно.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуника-тивные: планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками

Коммуникативные : постановка вопросов

Познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение, формулирование познаватель-ной цели; логические – формулирование проблемы

III . Ориентировоч-ный этап (4 мин)

Формиро-вать умение планировать свою деятель-ность на уроке для достижения цели

Групповая форма взаимодействия

- Что нужно для достижения цели? - Какой алгоритм действий предлагаете?

Составим алгоритм действий: 1. Найдём ответы на возникшие вопросы. 2. Выполним упражнения, чтобы научиться различать и правильно использовать предлоги ОТ, ИЗ. 3. Подведём итоги: достигли ли поставленной цели к концу урока. 4. Выполним самооценку своей работы на уроке.

IV . Поисково-исследователь-ский этап (8 мин)

Уточнить значение предлогов ОТ - ИЗ; устранять аграмматиз-мы в устной речи

Формиро-вать навык соотнесения предлогов со схемами их обозначения

Закреплять навык правописа-ния предлогов со словами

Частично - поисковый метод

Групповая форма взаимодействия

1-ой паре : Маша вернулась из бабушки. Мама пришла от магазина.

2-ой паре : Автомобиль отъехал из гаража. Дым валит от трубы. - А теперь сравните свои предположения с правильным ответом (на слайде). Ответили на первый вопрос? Оцените работу в парах.

- Второй вопрос: Какие схемы соответствуют данным предлогам? Предлагаю поработать в группе, придумать и нарисовать схемы предлогов ОТ, ИЗ .

- Сравните свои схемы предлогов ОТ, ИЗ с уже существующими схемами (показ) (Приложение, п.4) . Соответствуют ли они значению данных предлогов? Нашли ответ на второй вопрос? Оцените работу группы.

- Третий вопрос: как предлоги ОТ, ИЗ пишутся со словами – слитно или раздельно? Почему?

- Сравните свой ответ с правильным ответом (на слайде). Оцените работу всей группы.

- На все поставленные вопросы мы с вами ответили? Молодцы!

Дети исправляют ошибки:

Ответ 1-ой пары : Маша вернулась от бабушки. Мама пришла из магазина.

Ответ 2-ой пары : Автомобиль отъехал от гаража. Дым валит из трубы.

Познавательные: л огические - выдвижение гипотез и их обоснование, решение проблемы

Коммуника-тивные: инициатив-ное сотрудничество в поиске и выборе информации

V . Физминутка (3 мин)

Развивать пространст-венные представле-ния, координа-цию движений, общую моторику

Групповая форма взаимодействия

За селом стоит гора. В горе вырыта нора. Из норы торчат усы удивительной красы На горе растут дубы, Под горой растут грибы. Мы в корзинку их собрали, От горы к дому побежали.

Руки поднимают вверх. Приседают. Руками имитируют торчащие усы.

Руки поднимают вверх. Приседают. Имитируют сбор грибов в корзинку. Бегут на месте.

VI . Практический этап (10 мин)

Формиро-вать навыки согласова-ния слов в словосочетаниях; навык образования относитель-ных прилагатель-ных

Формиро-вать навыки владения предложно - падежными конструкциями Развивать слуховое внимание

Формиро-вать навыки практичес-кого употребле-ния предлогов ОТ – ИЗ в предложениях;

Групповая форма взаимодействия

М етод самоконтро-ля

- Запишите данные словосочетания с предлогом и прилагательные в тетради. Вспомните правило правописания предлогов со словами. Подчеркните предлоги.

- Запишите данные словосочетания с предлогом и прилагательные в тетради. Подчеркните предлоги. - Оцените работу в парах.

медведь, охотник, убежал, свирепый янтарь, бусы сделали, красивые изготовить, открытки, шкатулка, лиса, заяц, убежал, трусливый

Задание 3. Самостоятельная работа

- Прочитайте предложения на карточках ( Приложение, п.7). – Запишите данные предложения, вставляя подходящие по смыслу предлоги ОТ или ИЗ . Подчеркните предлоги. Начертите схемы данных предложений.

- Выполните взаимопроверку в парах. Оцените работу друг друга при помощи шкалы.

Дети выполняют задание: 1-ая пара : Лист от берёзы – берёзовый; лист от дуба – дубовый; лист от клёна - кленовый

2-ая пара : Игла от ели – еловая; лист от рябины – рябиновый; игла от сосны – сосновая

Дети выполняют здание: 1-ая пара : Сок из яблок – яблочный; повидло из груш – грушевое

2-ая пара: Повидло из слив – сливовое; сок из апельсинов – апельсиновый

Дети составляют предложения, поднимают схемы соответствующих предлогов:

Охотник убежал от свирепого медведя. Из янтаря сделали красивые бусы. Из открыток изготовили шкатулку. Трусливый заяц убежал от лисы.

Выполняют самостоятельную работу; затем - взаимопроверку в парах. Оценивают работу друг друга при помощи шкалы.

Регулятив-ные : контроль, оценка, коррекция

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение взаимодейст-вовать со сверстниками

Регулятив-ные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено или что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

VIII . Рефлексивно-оценочный этап (3 мин)

Формиро-вать навык самооценки деятельнос-ти на уроке

На уроке я учился…

Мне было трудно…

Мне было интересно…

Я хочу похвалить за работу…

Коммуник-ативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Схемы предлогов В, НА, НАД:












Схемы предлогов ОТ, ИЗ:









Для 1-ой пары : Для 2-ой пары:



Для 1-ой пары : Для 2-ой пары:



7)Карточки для самостоятельной индивидуальной работы:

Карточка №1 . Карточка №2 . Карточка №3 . Карточка №4.

Бабушка приехала … деревни. Зрители выходили …театра. Пироги вытащили… печки. Дети бежали …моря к дому.

Бабушка приехала… подруги Зрители отошли…театра. Бабушка отошла… печки. Мальчик вышел…моря.

- Закрепление представлений о понятии год, времена года, месяцы.

- Развитие связной, письменной речи, активизация словаря.

- Развитие концентрации внимания, слухового восприятия, путём выполнения интересных и необычных заданий.

- Развитие межполушарного взаимодействия через выполнение кинезиологических упражнений.

- Развитие фонематического восприятия.

- Формирование навыков работы с деформированным текстом.

- Воспитание чувство веры в собственные силы, навыков уверенного поведения через создание ситуации успеха.

Учитель - логопед : Живёт –поживает на этой земле царь Сезон и правит временами года и стихиями. Как ты думаешь с каким настроением он поживает: грустным, веселым и т. д.? Ты покажешь разные настроения, а я постараюсь догадаться.

Основная часть занятия.

У царя есть четыре дочери- родные сестрицы. Все со своими талантами и способностями, а как их зовут ты узнаешь отгадав загадки и заполнив кроссворд.

Ребё нок: Весной. Заполняет кроссворд. (Весна).

Ребё нок: Осень. Заполняет кроссворд.

Ребё нок: Лето. Заполняет кроссворд.

Ребё нок: Зима. Заполняет кроссворд.

Учитель-логопед : Молодец! А сейчас отгадав загадку, назови это что?

Ежегодно приходят к нам в гости: один серый, другой молодой, третий скачет, а четвёртый плачет.

Заполни в кроссворде свободные клетки, записав отгадку.

Ребё нок: Это времена года.

Развитие фонематического слухового восприятия.

Учитель-логопед : Самая старшая из сестёр – Зима. Любит она всё белоснежное, мягкое и пушистое. А вот характер у неё строгий. Не любит она, когда ей перечат, печей не топят, у огня не греются. Рассердится Зима, морозом так дыхнёт, что даже деревья трещат. Но мы постараемся не разозлить зиму, вернё м буквы З или С на место:

_ а_ ыпанный _ негом ле _ _ казочно кра _ ив. Ли _ а и _ оня _ пешат на _ аснеженную поляну. Ли _ а увидела _ леды _ айца.

_ оня слепила _ неговика. Вме _ то но _ а у него морковка. Пусть это будет подарком для _ айчика.

Учитель-логопед : Весна – младшая из сестёр, самая весёлая и красивая. Любит слушать журчание ручьев, звон капели, да соловьиные трели. Все наряды у неё зелёные, яркими цветами украшены. Никогда Весна не сердится, а только смеётся да людские сердца веселит. И мы порадуемся вместе с весной и назовём как можно больше подходящих слов-признаков. (Предлагаю картинки предметные)

Ребёнок подбирает по 2-3 признака, вставляя пропущенные буквы.

Облако (какое) ___

Цв…ты (какие) ___

Трава (какая) ___

Птицы (какие) ___

Д…ревья (какие) ___

Са… (какой) ___

Учитель-логопед : Здорово и с этим заданием ты успешно справился! А вот сестрица Лето любит трудиться: в поле, в саду, в огороде, куда не глянь, везде её увидишь. С косарями Лето сено косит, с комбайнёрами на жатве трудится, с трактористами землю пашет, и с весёлой ребятнёй в речке плещется. Любит Лето зелёный наряд, украшенный спелыми плодами, шляпка у неё из спелых колосьев.

Шаловливый летний ветерок разбросал слова в предложениях. Очень хочется лету, чтобы ты из слов каждой строчки составил предложения. Озаглавил полученный текст.

Ребёнок из слов каждой строчки составляет предложения.

не совсем, ещё, роса, сошла

как в серебре, листья, сверкают

бабочки, порхают, весело

деловитые, жужжат, пчёлы

Учитель-логопед : Молодец! А теперь пришло время отдохнуть.

Встань, закрой глаза, руки подними вверх, набери воздух. Представь, что ты — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постой в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представь себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинай выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомни ощущения в состоянии расслабления. Молодец! Выполняем прыжки на месте. А теперь для восстановления дыхания подуем на осенние листочки, сделав глубокий вдох через нос, а выдохнув через рот.

Учитель-логопед : Сестрица Осень самая богатая из сестёр. Её закрома полны зерном, овощами и фруктами, соленьями и вареньем. Любит Осень яркие наряды, чтобы огнём горели да золотом блестели. Нарядится Осень, порадует людей красотой своего платья, а потом расплачется, в грязи измажется. Станет сыро и зябко. Умчится Осень в далёкие края. А на прощание просит тебя вставить в текст подходящие по смыслу слова.

Ребёнок вставляет в текст, подходящие по смыслу слова.

Опадают жёлтые ___ с деревьев. Вянет. Солнышко прячется за серые. Часто моросит мелкий. А в саду еще цветут пёстрые.

Учитель-логопед : уверена, что царь Сезон порадуется за тебя. Ведь ты справился со всеми заданиями его дочерей. Но у каждой из сестёр есть по три сына. А как же звать величать сыновей зимы?

Ребё нок: У Зимы – три сына: Декабрь, Январь, Февраль.

Учитель-логопед : правильно и они такие же холодные и сердитые, как их матушка – Зима. Сами в шубы кутаются и людей заставляют. Решили сыновья матушки зимы с тобой в прятки поиграть и проверить насколько ты внимательный, а чтобы внимание было отличным, выполним несколько подготовительных упражнений массируя точку концентрации внимания.

Упражнение для развития внимания.

Учитель-логопед вместе с воспитанником выполняют упражнения: раскрываем пальцы левой руки, слегка нажимаем точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторяем это 5 раз. При нажатии делаем выдох, а при ослаблении усилия — вдох. Упражнение делаем спокойно, не торопясь. Теперь делаем то же самое для правой руки.

Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал. Уыпыадуыты ныа зыемылыю сывыерыкыаыюыщыиые сынеыжыинкыи Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи. Сльн мрз згн млкх зврй в нрк.

Развитие фонематического слуха

Учитель – логопед : а знаешь название весенних месяцев?

Ребё нок: это Март, Апрель, Май

Учитель-логопед : радуются весенние месяцы теплу и солнцу, землю украшают, птиц в родные края приглашают.

(Учитель-логопед называет первое слово и бросает мяч ребёнку. Далее ребёнок мяч бросает учителю-логопеду. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего. Например: весна-автобус-слон-нос-сова)

Упражнения на развитие мыслительных процессов

1. Храбрый, злой, смелый, отважный.

2. Синица, воробей, снегирь, ласточка

3. Иней, метель, снегопад, гроза

4. Лыжи, велосипед, санки, коньки

5. Час, минута, весна, секунда.

6. Ледяной, вьюжный, радужный, снежный

Ребё нок составляет слова: мокро, мак, роза, погода, год, дом, мок, замок, дорога и. т. д.

Отличаем похожие буквы

Учитель – логопед : а летние месяцы знаешь? Назови их.

Ребё нок: Июнь, Июль, Август

Учитель – логопед : Они трудятся рук не покладая, урожай растят, да хлеба колосят и тебя просят потрудиться и расшифровать эти глаголы. Следи за написанием букв, обозначение шифровки п-2, т-3

3о2и3ь ко23и3ь с2 е3ь 3о23а3ь ки2я3и3ь 2омни3ь 2о2и3ь.

Ребё нок используя шифровки записывает слова: топить, коптить, спеть, топтать, кипятить, помнить, попить.

Закрой глаза и производи ими круговые движения: налево (б) — вверх (в) — направо (г) — вниз (д, затем — в обратном направлении. (Повторяем по 5 раз в каждом направлении). Движения делаем в медленном темпе. Теперь слегка гладим подушечками пальцев веки, открываем глаза и делаем несколько быстрых мигательных движений.

Учитель – логопед : тихим шагом уходит лето, деревья обнажают свои ветви, ветер становится суровее, а воздух прозрачнее. Наступает любимая пора всех поэтов и романтиков — прекрасная, немного грустная, очаровательная осень Короче дни, а ночи все длиннее. Покрылись листья золотым румянцем. И на поляне, где трава желтеет. Царица Осень свой танцует танец. А сыновья осени, А как же их зовут?

Ребё нок: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Учитель – логопед : Они припасы на зиму готовят, урожай сохраняют, да в золото и багрянец леса одевают. Листопад на улице. И в нашем тексте неразбериха. Помоги раздели слова в предложениях, наведи порядок.

Наступилсентябрь. Ученикиселизапарты. Школьникитеперьмалогуляют. Им надоучитьуроки. Амалышицелыйденьиграютнаулице. Надворепокатепло.

Носолнышкогреетвс меньше. Наклумбахещ цветутастрыифлоксы.

Развитие фонематического слуха

Учитель – логопед : А ноябрь просит тебя придумать слова, содержащие звук [Р] в определё нной позиции: в середине, в конце, в начале слова

Ребё нок: жара. Звук [Р] находится в середине слова. Робот- звук Р находится в начале слова, хор – звук [Р] находится в конце слова и т. д.

Учитель – логопед : пройдут по земле четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето, Осень. Пройдут вместе с ними все двенадцать братьев-месяцев, которые нужно найти среди букв.

Ребё нок: находит и называет месяцы: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Е С А С О Ь Н О Ь

Н Т П Ь К Л Н Я Н

Т С Р Р Т А Р Б Ю

Я У Е Б Я Р Ь Е И

Б Г Л Я Н В М А Р

Р Б Ь М Б Е Б Р Т

Ь А Ь А А Ф А Ь Г

И Ю Л Й Р Ь К Е Д

Учитель-логопед : Прошли по земле времена года, вместе со своими сыновьями. Значит, ещё один год прошёл, а в следующем году всё повторится сначала.

Итог занятия.

Учитель-логопед : ты сегодня молодец, потому что старался добиться результата.

Царь Сезон желает знать :

Что тебе сегодня на занятии удалось сделать? Почему?

А что не удалось? Почему?

Он просит похвалить себя за достигнутые успехи.

Все ли тебе было понятно? Как ты работал на занятии?

Что тебе помогало?

С каким настроением ты уходишь с занятия? Почему?

Учитель-логопед : Так повелось и по сей день: правят дочери царя Сезона исправно. Выходят к нам в строгой последовательности: год начинает Зима, за ней Весна, потом Лето и Осень. Живут они в мире и согласии друг с другом. И я тебе желаю жить в мире и согласии со всеми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическая тема: совершенствование навыков языкового анализа и синтеза.

Грамматическая тема: правописание имён собственных.

Лексическая тема: сказки.

Цель: совершенствование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения.

Логопедическая тема: совершенствование навыков языкового анализа и синтеза.

Грамматическая тема: правописание имён собственных.

Лексическая тема: сказки.

Цель: совершенствование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения.

Логопедическая тема: совершенствование навыков языкового анализа и синтеза.

Грамматическая тема: правописание имён собственных.

Лексическая тема: сказки.

Цель: совершенствование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения.

Коррекционно-образовательные:

Закреплять приобретённые детьми произносительные умения и навыки в спонтанной речи.

Совершенствовать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

Совершенствовать навык языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения.

Развивать просодические компоненты речи (выразительность, темпо- ритмическую организацию, мелодический компонент).

Уточнять знания о сказках и сказочных героях.

Обогащать и активизировать словарный запас.

Развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать навык чтения и письма путём тренировочных упражнений.

Совершенствовать понимание прочитанного на материале предложения с деформированным речевым материалом.

Развивать операции мышления (анализ, синтез, абстрагирование).

Развивать сенсомоторные функции, слуховое и зрительное внимание и память.

Воспитательные:

Развивать коммуникативные умения.

Воспитывать чувство ответственности, взаимопонимания, взаимопомощи в процессе коллективной работы.

Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Воспитывать интерес к учебной деятельности, к логопедическим занятиям.

Формировать навыки самоконтроля.

Используемые педагогические технологии:

1. Игровые технологии.

2. Здоровьесберегающие технологии.

2.1. Использование техники Су–Джок.

2.2. Динамические паузы.

2.3. Зрительная гимнастика.

3. Технологии развивающего и личностно ориентированного обучения.

4. Информационно-коммуникативная технология:

4.1. Мультимедийная презентация.

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя-логопеда.

Логопед: - Попробуйте отгадать, о чём пойдет речь на занятии.

На доске висит плакат. Дети составляют слово из букв по предложенному алгоритму из фигур.




█ ▌ ▼ ►









Логопед: - Отгадайте тему викторины.

Сказки, сказки – ярмарка чудес.

Мир волшебный, разноцветный лес.

Крылья сказок тихо-тихо шелестят,

Значит, в гости к нам они летят.

Логопед: - Сегодня мы вспомним наши любимые сказки, побываем в гостях у их героев. Сказочные герои приготовили нам вопросы. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. А в конце занятия узнаем, кто из вас является лучшим знатоком сказок.

Логопед: - А теперь давайте узнаем, из каких сказок пришли к нам гости и как их зовут.

Логопед даёт каждому конверт с картинкой, на которой изображён сказочный персонаж, разрезанной на 8 частей. Ученики собирают картинку, называют сказочных героев и вспоминают сказку, в которой они упоминаются (Буратино, Незнайку, Вини-Пуха, Красную Шапочку, Чиполлино, Карандаша, Совы). Логопед вешает изображения данных сказочных персонажей на доску в определённом порядке с помощью магнитов (с обратной стороны написаны задания викторины).

II. Основная часть. Закрепление знаний, полученные учащимися на логопедических занятиях.

Логопед: - А теперь начинается сказочная викторина. Будем по очереди заходить в гости к нашим героям, отвечать на вопросы и выполнять задания (снять изображение персонажа и прочитать задание).

Логопед: - Переставь местами буквы так, чтобы получилось имя сказочного персонажа. Как мы будем писать эти слова?

Ученик: - Эти слова пишутся с заглавной буквы, потому что это имена собственные.

Каждому ученику даётся карточка. Составляют слова из букв и записывают их в тетрадь.

Прокатывая шарик с колючками между ладонями, дети массируют мышцы рук.

Логопед: - Надо дополнить имя литературного героя. Я говорю слово, бросаю вам шарик, а вы покатываете шарик между ладонями, заканчиваете имя героя и бросаете шарик мне.

Оборудование: демонстрационные картинки, графические профили звуков С-Ц.

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети. Садитесь.
– Сегодня у всех хорошее настроение, посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.
– Какие две группы звуков вы знаете? (Гласные и согласные)
– Назовите гласные I ряда; II ряда.
– На что указывают гласные I ряда? II ряда?
– Молодцы!

II. Основная часть

Введение в тему

– Прочтите слова, записанные на доске.
СВЕТ – ЦВЕТ
– Что означают эти слова?
– Какими двумя звуками отличаются эти слова? (Звуками С-Ц)
– Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия?
– Запишите сегодняшнее число и тему занятия:
[С] – [Ц]
– А также запишите названия картин, которые отличаются звуками С-Ц. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя.

1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графическую схему звука (на доске, сопровождая показ указкой)

2. Соотнесение звуков С – Ц с символами (вода из крана, палец приставленный к губам)

– Звуки С и Ц мы слышим в окружающем нас мире. Вот перед вами картинки. Попробуйте угадать, какая из них подходит к какому звуку? Почему?
– И действительно, звук С мы слышим, когда течет вода из крана, Ц – так мама просит быть потише. (Прикрепить символы рядом со звуками на доске)
– Произнесите соответствующий звук, когда я укажу на картинку. (2 раза)

3. Чтение слогов с доски (хором):

ца – са цо – со цу – су цы – сы
аца – аса оцо – осо уцу – усу ыцы – ысы

5. Нахождение картин со звуками С-Ц, определение места звука в слове (в начале, середине, конце). (На формате А5 картинки, в которых произносятся звуки С – Ц).

– Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки С-Ц. Предлагаю найти их и отметить фишками. Слова со звуком С – зелеными фишками, со звуком Ц – синими.
– У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети найдут картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
– Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
– Молодцы, справились все с заданием.

6. Списывание с доски.

Коль_о, коле_о, ку_ты, три_та;
Паль_ы, пыль_а, поло_а, полотен_е;
_и_терна, _ини_а, _олн_е, _пи_а;
_кворе_, пе_ _ы, _ _ена, _е_арка.

7. Графическое изображение слова.

– Поупражняемся в выделении слогов с буквами С-Ц в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях. Образец: са ___ ___ ,
сапоги, пылесос, овца, кольцо, сердце, красавица, гостиница, синица .
– Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место слога в слове, записываете слог.

8. Отгадывание загадок.

– Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и разгадаете кроссворд.

1. Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это … (сова)

2. Всюду я летаю,
Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу. (Сорока)

3. И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются
Они – морские … (свинки)

4. Дом охраняет всю ночь напролет –
Чужой без хозяина в дом не войдет.
В трудный поход её брать с собой можно,
Друга вернее найти невозможно. (Собака)

5. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (соловей)

6. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец)

7. Летом в поле травку рвёт,
А зимой в хлеву живет:
Сена вволю ей дают
Да ягнёнка в прибыль ждут.
Не рогата, не бодлива,
Беспокойна, боязлива.
Шёрстку у неё стригут,
Вяжут из неё и ткут. (Овца)

8. Кто всех пугается,
Под кустом спасается,
На зуб волку попадается? (Заяц)

9. Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля
Кто же это? (Цапля)

10. Квохчет, квохчет, кудахчет
Всех детей собирает. (Курица)

– Внимательно прочитайте еще раз отгадки. Подумайте, о ком были загадки. Назовите одним словом. (Животные, птицы)
– Выпишите названия животных в первый столбик, названия птиц во второй. Подчеркните С – одной чертой, Ц – двумя.

– День наступает, все оживает!
(Дети изображают летающих птичек, жуков, бабочек, стрекоз – машут руками-крылышками).
– Ночь!
(Все дети должны замереть в позе).

10. Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям.

– Много существует профессий. Овладевают профессией, как мужчины, так и женщины. Какие профессии вы знаете?
– Вот сейчас и поупражняемся в правильном назывании профессий. Когда вырастите, он писатель, а она? (Писательница)

учитель – летчик –
сварщик – работник –
разведчик – художник –
буфетчик – лыжник –
мастер – садовник –

11. Работа над предложением. (На доске записано предложение)

Дети смеются, глядя в оконце на ясное солнце.

III. Итог занятия

– Какие звуки мы сегодня учились различать?
– Дайте характеристику этим звукам.
– Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!

Занятие №2

Тема: Дифференциация звуков С-Ц

Цель: выработать четкую дифференциацию звуков С-Ц и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами.

  • учить дифференцировать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях и предложениях;
  • совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;
  • активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
  • развивать связную речь; зрительное внимание и память;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем;
  • воспитывать бережное отношение к птицам, к природе;

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети. Садитесь.
– Вспомните названия всех месяцев по порядку.
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите последний месяц зимы.
– Какое время года наступает после зимы?

II. Основная часть

Введение в тему

1. Уточнение и сравнение правильной артикуляции звуков.

– Уточним и сравним правильное произношение звуков. Дадим краткую характеристику звукам. (На доске висят графические профили звуков)
– При произнесении звука С – кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, под напором выдыхаемого воздуха произносится: С-С-С-С…. Голосовые связки отдыхают.
– Звук Ц образуется при слиянии звуков ТС. При произнесении звука Ц – кончик языка упирается за нижние передние зубы и под напором выдыхаемого воздуха одновременно произносятся звуки Т и С. Голосовые связки отдыхают.
– Дадим характеристику звукам С-Ц.
– Звук С – согласный, твердый, глухой, простой.
– Звук Ц – согласный, твердый, глухой, сложный.

2. Воспроизведение чистоговорок.

Ас-ас-ас – у нас дома ананас
Ос-ос-ос – у Сани в сумке кокос
Ус-ус-ус – на окне у Сони фикус
Ыс-ыс-ыс – Денис, пей кумыс.
Ца-ца-ца – кудахчет курица
Цо-цо-цо – красивое кольцо
Цы-цы-цы – звенят бубенцы

– Прослушайте задание. Я произнесу слова со звуками С- Ц, а вы поднимаете карточку с соответствующей буквой: акция, сумка, заяц, цыплёнок, мост, блюдце, садовник, водица, писатель.

4. Запись слов в два столбика С – Ц.

5. Работа с цифровым рядом

– Следующее задание на определение места звука в цифровом ряду. Будем работать с черными фишками. Напоминаю последовательность работы: слушаете слово, проговаривая про себя, определяете место звука, кладете фишку. Сначала определим звук С: кастрюля, снежок, закуска, капуста, сосна, высота, слово;
– Определим звук Ц: пыльца, пальцы, колодец, цепь, луковица, птица, офицер.

6. Составление словосочетаний

– Перед вами слова и картинки. К словам первого столбика следует подобрать картинки, чтобы получилось словосочетания. Произнести словосочетания чётко проговаривая слова.

(Другой вариант: записать словосочетания в тетрадь, подбирая к словам первого столбика слова из справок. Подчеркнуть слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя.)

Пёстрая водица
Чистая курица
Светит столица
Офицер на письмо
ценное солнце
Москва – границе

8. Работа у доски.

В саду растёт … .
Сегодня ярко светит … .
На вешалке висит … .
Во дворе лает … .
На сцене выступает … .
На грядке вырос … .
Около реки стоит … .
По дороге едет … .

(Смородина, солнце, полотенце, собака, огурец, мельница, мотоцикл)

9. Чтение текста.

Наши друзья

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погибают. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы прилетают к этим кормушкам. Птицы – наши друзья. Их надо беречь.

Ответим на вопросы:

– Отчего же погибают деревья?
– Кто защищает деревья от гусениц?
– Оказывается, разные червяки и гусеницы являются основным кормом для птиц, живущих в лесу. Всё в природе взаимосвязано, ничего лишнего нет. Поэтому приходя в лес, не стремитесь нарушать его жизнедеятельность. Хозяевами леса являются птицы и звери. Они то и знают, что и как защищать. Мы должны быть благодарны обитателям леса за то, что у людей есть возможность прийти в лес, полюбоваться его красотой, собирать съедобные грибы и ягоды. Дары леса хватит всем – людям, животным и птицам.
– Назовите слова из рассказа со звуками С-Ц.
– Прочитав рассказ, какую полезную информацию вы узнали?

III. Итог занятия

– Какие звуки мы сегодня различали?
– Какие слова вы запомнили со звуками С – Ц? Назовите их.
– Какие задания вам понравились?
– Благодарю всех за работу, до свидания!

Читайте также: