Введение в общую химию 11 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Одно из основных положений технологии РКЧМП – следование 3 фазам:

Вызов – Осмысление новой информации (смысловая фаза) – Рефлексия.

Хорошо усваивается актуальная информация, стимулирование интереса к новому знанию происходит через извлечение уже известного и выяснение появившихся вопросов.

  • вспомнить и систематизировать знания по теме “Основные понятия химии”
  • продолжить развитие умения самостоятельно добывать знания
  • создать возможность учащимся оценить свои знания, сопоставив их с новой информацией
  • развитие умения работать с текстом, ставить вопросы
  • развитие внимательности
  • развитие памяти и речи
  • развитие умения анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы

развитие умения удерживать одновременно несколько смыслов сложных событий, явлений, текстов, высказываний и т.п.

развитие умения получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать её для достижения целей и собственного развития;

дальнейшее развитие умения схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные тексты, идеи и рассуждения, типологизировать, систематизировать их;

дальнейшее развитие умения проводить самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своём развитии.

Вызов – мозговой штурм, кластер - графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями.

Осмысление – “инсерт”. “Инсерт” – прием маркировки текста значками:

“v” - это известно – знаю;

“-” - противоречит представлениям читающих – вызывает сомнение, думал иначе

“+” - интересно и неожиданно – новое для меня;

“?” - необходимо узнать это более подробно – не понял, есть вопросы, требуется дополнительная информация, толстые и тонкие вопросы по ходу чтения.

Рефлексия – возвращение к кластеру.

- что является предметом изучения химии

- современная химия настолько разнообразна как по объектам, так и по методам исследования, что многие ее разделы представляют собой самостоятельные науки. Назовите основные разделы химии (органическая и неорганическая, физическая химия и химическая физика, биохимия, геохимия, космическая химия, математическая химия и т.д.)

- какие законы и теории составляют основу химии (АМУ, теория строения атомов и молекул, закон сохранения массы и энергии, периодический закон). Учащимся предлагается вспомнить основные положения АМУ и основные понятия химии.

По ходу обсуждения учитель или ученик на доске оформляет кластер .

Заканчивается фаза вызова предложением прочитать текст, используя известные значки маркировки.

Стадия осмысления – читая текст, учащиеся делают пометки карандашом, используя ключевые слова и фразы, заполняют таблицу с графами: знал, новое, сомневаюсь, толстые и тонкие вопросы по ходу чтения.

Текст для учащихся.

Основные понятия химии. Атомно-молекулярное учение.

А) История создания АМУ

1.Все состоит из атомов и пустоты.

-определение атомного и молекулярного веса

-атом – мельчайшая частица химического элемента

Б) Основные положения АМУ

1.Все вещества состоят из молекул (физические свойства вещества обусловлены поведением большого числа молекул и действием межмолекулярных сил).

2.Молекулы состоят из атомов, соединенных в определенной последовательности.

3.Молекулы и атомы находятся в непрерывном, хаотичном движении.

4.Молекулы простых веществ состоят из атомов одного вида, сложных – разных видов.

5.В ходе химической реакции происходит изменение состава молекул и перегруппировка атомов, в результате чего образуются молекулы новых химических соединений.

В основе – принцип дискретности, всякое вещество не является чем-то сплошным.

В) Основные понятия химии

(газообразные, большинство органических веществ, неметаллы)

-атомное строение (алмаз)

2.Простые и сложные.

Предел химической делимости материи.

M = 10 -27 – 10 -25

Масса атома углерода = 1,993* 10 -26 кг

(в ходе обсуждения в группах заполняется таблица до конца)

Идет индивидуальная работа, а потом работа в мини-группах (4-5 человек), часть вопросов в ходе обсуждения снимается.

Фаза рефлексии – беседа с классом по вопросам:

1.Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?

2. Что из того, что вы прочитали, оказалось новой информацией?

3. Что вызвало сомнение или с чем вы не согласны?

4. Давайте озвучим толстые и тонкие вопросы и постараемся на них ответить.

Толстые вопросы – проблемные вопросы, требующие неоднозначного ответа:

-Дайте 3 объяснения, почему…?

-Почему Вы думаете…?

-Предположите, что будет если…?

Тонкие вопросы: Кто? Что? Когда? Может? Будет? Верно ли? Согласны ли вы?

В ходе обсуждения рассматриваются расчетные задачи - расчеты по химическим формулам с применением понятий “количество вещества”, “молярная масса”, расчет состава смесей по объемной или массовой доли.

  1. Тема, выраженная одним словом - Вещество;
  2. Описание темы двумя прилагательными;
  3. Описание действия в рамках темы 3 глаголами;
  4. Фраза из 4 слов, выражающая суть или отношение автора к теме;
  5. Одно слово – синоним к первому.

Домашнее задание: расчеты по химическим формулам с применением понятий “количество вещества”, “молярная масса”, расчет состава смесей по объемной или массовой доли.

МАТЕРИЯ - материальное начало, материальная причина - то, из чего состоит и из чего происходит данный предмет. Вещество; субстрат, субстанция; содержание.

ВЕЩЕСТВО - вид материи, который обладает массой покоя (элементарные частицы, атомы, молекулы и др.). Вещество является огромным резервуаром энергии.

ЭНЕРГИЯ - одна из двух форм существования материи, способность форм материи к совершению работы и общая мера движения материи

При отсутствии энергии вещество было бы совершенно неподвижно и имело бы температуру, равную абсолютному нулю. Однако даже вопрос о возможности существовании самого вещества в таких условиях, остается открытым. Элементарные частицы не могли бы объединиться в атомы. Да и по поводу возможности существования самих элементарных частиц могут быть большие сомнения, поскольку нет достаточных данных об их структуре и о том, что заставляет объединяться кварки. Другими словами, вероятнее всего, вещество в нашем понимании без энергии существовать не может. Как, впрочем, и энергия без вещества.

Энергия может проявляться во многих видах. Среди них: механическая, электромагнитная, гравитационная, ядерная, тепловая и т.д. Одни виды энергии могут превращаться в другие, но при этом общее ее количество не изменяется - соблюдается закон сохранения энергии. Этот закон выполняется во всех процессах, протекающих во Вселенной, и позволяет рассматривать их в едином комплексе.

МИКРОЧАСТИЦЫ, частицы очень малой массы; к ним относятся элементарные частицы, атомные ядра, атомы, молекулы.

МОЛЕКУЛА - микрочастица, образованная из атомов и способная к самостоятельному существованию. Имеет постоянный состав входящих в нее атомных ядер и фиксированное число электронов и обладает совокупностью свойств, позволяющих отличать молекулы одного вида от молекул другого. Число атомов в молекуле может быть различным: от двух до сотен тысяч (напр., в молекуле белков); состав и расположение атомов в молекуле передает формула химическая. Молекула - наименьшая частица данного вещества, обладающая его основными химическими свойствами.

АТОМ - мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его свойства. В центре атома находится положительно заряженное ядро, в котором сосредоточена почти вся масса атома; вокруг движутся электроны, образующие электронные оболочки, размеры которых определяют размеры атома. Атомы могут присоединять или отдавать электроны, становясь отрицательно или положительно заряженными ионами. Химические свойства атомов определяются в основном числом электронов во внешней оболочке; соединяясь химически, атомы образуют молекулы.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ - мельчайшие известные частицы физической материи. Характерная особенность элементарных частиц — способность к взаимным превращениям. Всего вместе с античастицами открыто более 350 элементарных частиц. Из них стабильны фотон, нейтрино, электрон, протон и их античастицы; остальные элементарные частицы самопроизвольно распадаются. Одна и та же частица может распадаться несколькими способами на различные элементарные частицы. Классификация элементарных частиц производится по типам фундаментальных взаимодействий, в которых они участвуют: фотоны, лептоны, андроны. По современным представлениям, адроны имеют сложную внутреннюю структуру: состоят из кварков.

КВАРКИ - гипотетические фундаментальные частицы. В свободном состоянии не наблюдались.

НАНОТЕХНОЛОГИЯ - технология объектов, размеры которых порядка 10-9 м (атомы, молекулы). Процессы нанотехнологии подчиняются законам квантовой механики. Нанотехнология включает атомную сборку молекул, новые методы записи и считывания информации, локальную стимуляцию химических реакций на молекулярном уровне и др.

Слайд 1. Тело, Вещество, Энергия – Материя…Так что же все-таки изучает наука ХИМИЯ?

Слайд 5. Схема древнего города Аркаим.

Подумайте, что объединяет все показанные выше объекты?

Слайд 6. И вы совершенно правы:

Всё это – материальные, то есть, состоящие из вещества, объекты

Все они имеют центр, вокруг которого происходит движение

Все они развиваются во времени

Слайды 7, 8, 9 . Вспомним важнейшие понятия, с которыми нам придется работать …

ВСЕЛЕННАЯ – весь окружающий нас материальный мир (космические тела и их системы, газ, пыль, космическое излучение) безграничный в пространстве и развивающийся во времени

ТЕЛО - любая ограниченная часть пространства вместе с ее границей - предмет, объект . По величине тело может быть огромным и ничтожно малым, живым и косным…

МАТЕРИЯ – то, из чего состоит и из чего происходит данный предмет: в ещество; субстрат, субстанция; содержание.

ВЕЩЕСТВО - вид материи, который обладает массой покоя (элементарные частицы, атомы, молекулы и др.). Вещество является огромным резервуаром энергии.

ЭНЕРГИЯ - одна из двух форм существования материи, способность материи к совершению работы и общая мера движения материи. При отсутствии энергии вещество было бы совершенно неподвижно и имело бы температуру, равную абсолютному нулю. Однако даже вопрос о возможности существовании самого вещества в таких условиях, остается открытым.

Вероятнее всего, вещество, в нашем понимании, без энергии существовать не может. Как, впрочем, и энергия без вещества.

Из чего состоит вещество?

МОЛЕКУЛА - микрочастица, образованная из атомов и способная к самостоятельному существованию. Число атомов в молекуле может быть различным: от двух до сотен тысяч. Молекула - наименьшая частица данного вещества, обладающая его основными химическими свойствами.

АТОМ - мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его свойства. В центре атома находится ядро, вокруг движутся электроны. Атомы могут присоединять или отдавать электроны, становясь заряженными ионами. Химические свойства атомов определяются в основном числом электронов во внешней оболочке; соединяясь химически, атомы образуют молекулы.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ - мельчайшие известные частицы физической материи. Характерная особенность элементарных частиц — способность к взаимным превращениям. Всего вместе с античастицами открыто более 350 элементарных частиц. Из них стабильны фотон, нейтрино, электрон, протон и их античастицы. По современным представлениям элементарные частицы состоят из кварков.

КВАРКИ - гипотетические фундаментальные частицы. В свободном состоянии не наблюдались.

Основные естественные науки – это астрономия, физика, химия, биология, география, геология, экология…

Считается, что химия – наука о веществах и их превращениях. Но мы не можем рассматривать вещество в отрыве от энергии, от тела.

И мы постараемся понять, как устроено вещество, как атомы объединяются в молекулы, какие силы удерживают молекулы рядом, почему вещества так разнообразны и как они могут образовывать тела, как из вещества можно извлечь энергию и как получить новое вещество…

Слайд 11. Химия – наука очень молодая и мы при ее изучении можем опираться на такие древние науки как…

Физика. Ведь именно физика изучает тела, законы их движения и изменения

Математика. Царица всех наук поможет нам понять существующие законы Природы и, может быть, открыть новые

История. Все развивается во времени, и именно история сохранила для нас все изыскания, заблуждения и открытия

Языки (русский, английский, латынь…) – они помогут выразить наши мысли, понять окружающих, ознакомиться с трудами ученых и записать результаты своих исследований

Алхимия. Не смотря на то, что алхимики пытались получить вещества несбыточные –эликсир бессмертия и философский камень - они попутно изучили огромное количество веществ и придумали множество приборов и аппаратов. И человечество с благодарностью пользуется результатами их исследований.

Геология – наука о строении Земли, о породах, о полезных ископаемых

Металлургия – наука выплавления металлов из их руд

Слайд 12. Без химии в настоящее время очень сложно было бы изучать другие естественные науки, поэтому возникли:

Биохимия – наука о химических процессах в живом организме

Геохимия – наука, изучающая образование полезных ископаемых

Физическая химия (фотохимия, электрохимия, учение о катализаторах) – наука, объясняющая химические явления на основе физических принципов

Астрохимия – изучает состав космических тел и межзвездной среды…

Слайд 13. Так что же изучает наука химия?

Конечно же, вещества! Тысячи лет пытливые умы изучали свойства веществ, разделяли их и смешивали, плавили и жгли. И мы с успехом пользуемся результатами их исследований!

Немногим более двухсот лет назад было открыто, что вещества состоят из атомов. И именно от того, как эти атомы соединяются между собой, зависят свойства вещества. Значит, нам необходимо знать строение вещества!

Вещества соединяются между собой, разлагаются, обмениваются атомами и приобретают новые свойства. И мы будем изучать превращения веществ. И, понимая, что молекулы и атомы удерживаются между собой с помощью энергии, мы постараемся понять, как эту энергию извлечь!

Человечество уже не удовлетворяется веществами, данными природой. И создает новые вещества с удивительными свойствами. Процесс создания нового вещества называется Технологией. И мы познакомимся с некоторыми важнейшими технологиями!

Слайд 14. Что мы сегодня вспомнили и запомнили? (Выходное тестирование)

1. Соотнесите термин и определение

А. Вселенная Б. Тело В. Вещество Г. Энергия Д. Материя Е. Атом

а. Часть пространства вместе с ее границей

б. То, из чего состоит любой предмет (существует в двух видах)

в. Мельчайшая частица, обладающая свойствами всей массы

2. Пользуясь терминами из задания 1 составьте логическую цепочку от меньшего к большему

3. Если науку Химию изобразить в виде Древа познания, какие науки мы поместим в корневую систему, а какие – в крону?

…Наука и религия никогда не противостояли друг другу. Просто наука слишком молода, чтобы понять это… Альберт Эйнштейн

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока : ознакомить учащихся с задачами и структурой курса химии в 11 классе; повторить и обобщить первоначальные знания учащихся о предмете химии, веществе, атоме, элементарном строении атома, Периодическом законе, Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева (далее — ПСХЭ), химической связи, приобретенных в курсе химии 8 класса.

I. Организационный момент

Курс химии 11 класса построен логично: от изучения состава и строения атома к изучению состава и строения веществ, далее углубленное изучение химических реакций, а затем изучение химических свойства веществ, их получение и применение.

б) элементарный состав атома, электронное строение атома, электронно-графическая структура атома;

в) структуру ПСХЭ Д. И. Менделеева;

г) элементы металлические и неметаллические, изменение их свойств в связи с положением в системе химических элементов;

д) химическую связь, виды химической связи.

Учащимся предлагается выполнить задания теста. Задания теоретической части теста обсуждаются вместе с учителем, практическая часть выполняется самостоятельно по вариантам.

II. Проведение теста

1. Вспомните определение атома.

2. Какое строение имеет атом?

3. Какие элементарные частицы входят в состав ядра атома? Как определяется заряд ядра атома?

4. Что определяет сумма протонов и нейтронов?

5. Дайте определение химического элемента.

6. Как определить число протонов, нейтронов и электронов в атоме? Докажите, что атом — электронейтральная частица.

7. Дайте определение изотопа.

8. Какое строение имеет электронная оболочка атома? Как определяется число электронов в ней?

9. Как определить максимальное количество электронов на энергетическом уровне?

10. Как определяется количество электронов на внешнем энергетическом уровне?

11. Что такое орбиталь? Какую форму имеют s- и р-орбитали? Какие электроны называются s- и p-электронами?

12. Что такое электронная формула?

13. Как и почему изменяются свойства химических элементов в пределах:

а) одного периода;

б) группы, главной подгруппы при увеличении заряда ядра атома?

14. Опишите пути завершения последнего энергетического уровня:

а) характерного для металлического элемента;

б) характерного для неметаллического элемента.

15. Какие виды химической связи вам известны?

16. Какова причина возникновения различных видов химической связи?

Определить состав атома элемента № 10.

Определить максимальное количество электронов на втором энергетическом уровне.

Количество электронов на внешнем энергетическом уровне элемента № 33.

Составить электронную формулу элемента № 7.

Расположить элементы в порядке усиления металличности: № 12, № 11, № 13.

Каков путь завершения последнего энергетического уровня элемента № 3?

Определить вид химической связи в соединениях: НCl, О 2 , К, MgO.

Определить состав атома элемента N? 40.

Определить максимальное количество электронов на третьем энергетическом уровне.

Количество электронов на внешнем энергетическом уровне элемента № 53.

Составить электронную формулу элемента № 10.

Расположить элементы в порядке усиления неметалличности: № 17, № 53, № 9.

Каков путь завершения последнего энергетического уровня элемента № 9?

Определить вил химической связи в соединениях: F 2 , NaCl, H 2 S, Fe.

III. Домашнее задание

Повторить по учебнику X класса сведения о строении атома (§ 4—12).

Ответы на вопросы теста

2. Атом имеет сложное строение. Он состоит из положительно заряженного ядра и электронов.

3. В состав ядра атома входят: протоны, имеющие массу 1 и заряд +1; нейтроны, имеющие массу 1 и заряд 0; заряд ядра определяется количеством протонов.

4. Сумма протонов и нейтронов соответствует массовому числу атома — массе атома.

5. Химический элемент — вид атома с определенным зарядом ядра.

6. Порядковый номер элемента в ПСХЭ соответствует количеству протонов в ядре атома, количеству электронов в атоме, поэтому атом — элетронейтральная частица; число нейтронов определяется разностью массового числа и количества протонов.

7. Изотопы — химические элементы, имеющие одинаковый заряд ядра, но различную атомную массу.

8. Количество электронов определяется порядковым номером элемента. Электронная оболочка атома состоит из определенного количества энергетических уровней. Количество энергетических уровней в атоме соответствует номеру периода химического элемента.

9. Максимальное количество электронов определяется по формуле: 2n 2 , где n — номер энергетического уровня.

10. Количество электронов на внешнем энергетическом уровне атома химического элемента определяется по номеру группы ПСХЭ.

11. Орбиталь — пространство вокруг ядра атома, где наибольшая вероятность нахождения электронов. S-орбиталь имеет форму сферы (шара), р-орбиталь имеет форму объемной восьмерки; s-электроны расположены на s-орбиталях, а p-электроны расположены на p-орбиталях.

12. Электронная формула-запись строения атома, где указаны энергетические уровни, орбитали на энергетических уровнях и количество электронов на орбиталях. Следует помнить — максимальное количество электронов на s-орбитали — 2, на р-орбитали — 6; на первом энергетическом уровне открывается j-орбиталь, на втором энергетическом уровне s- и р-орбитали.

13. В пределах периода с ростом заряда ядра атома, увеличения количества электронов на внешнем энергетическом уровне уменьшается радиус атома, вследствие чего усиливается неметалличность — способность принимать электроны.

В группах, главных подгруппах с ростом заряда атома растет число энергетических уровней, увеличивается атомный радиус, вследствие чего усиливается металличность — способность отдать электроны.

14. Последний энергетический уровень у атома металла далек от завершения, до устойчивости атому металла энергетически выгоднее отдать электроны внешнего энергетического уровня; последний энергетический уровень атома неметалла близок к завершению, энергетически выгоднее атому неметалла принять недостающие электроны до устойчивости энергетического уровня.

15. Ковалентная связь полярная и неполярная, ионная связь, металлическая связь.

16. Причиной возникновения различных видов связи является электроотрицательность. Электроотрицательность — способность атомов притягивать недостающие электроны на последний энергетический уровень. В случае резкого отличия в электроотрицательности атомов — возникает ионная связь; ковалентная полярная связь возникает между атомами, которые не резко отличаются в электроотринательности; в случае одинаковой элекроотрицательности атомов возникает ковалентная неполярная связь.

Заряд ядра атома — +10; протонов — 10; электронов — 10; нейтронов 20 — 10 = 10.

N = 2n 2 , n = 2, N = 8.

Na — металлический элемент; отдаёт один электрон с внешнего энергетического уровня.

Металлическая связь — К; ковалентная неполярная связь — O 2 ; ковалентная полярная связь — НСl; ионная связь — MgO.

Заряд ядра атома — +40; протонов — 40; электронов — 40; нейтронов 91 — 40 = 51.

N = 2n 2 , n = 3, N = 18.

F — Неметаллический элемент; принимает один электрон на внешний энергетический уровень.

Металлическая связь — Fe, ковалентная неполярная связь — F 2 ; ковалентная полярная связь — H 2 S, ионная связь — NaCl.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 1. Введение в общую химию

Цели урока: ознакомить учащихся с задачами и структурой курса химии в 11 классе; повторить и обобщить первоначальные знания учащихся о предмете химии, веществе, атоме, элементарном строении атома, Периодическом законе, Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева (далее — ПСХЭ), химической связи, приобретенных в курсе химии 8 класса.

I. Организационный момент

Курс химии 11 класса построен логично: от изучения состава и строения атома к изучению состава и строения веществ, далее углубленное изучение химических реакций, а затем изучение химических свойства веществ, их получение и применение.

б) элементарный состав атома, электронное строение атома, электронно-графическая структура атома;

в) структуру ПСХЭ Д. И. Менделеева;

г) элементы металлические и неметаллические, изменение их свойств в связи с положением в системе химических элементов;

д) химическую связь, виды химической связи.

Учащимся предлагается выполнить задания теста. Задания теоретической части теста обсуждаются вместе с учителем, практическая часть выполняется самостоятельно по вариантам.

II. Проведение теста

1. Вспомните определение атома.

2. Какое строение имеет атом?

3. Какие элементарные частицы входят в состав ядра атома? Как определяется заряд ядра атома?

4. Что определяет сумма протонов и нейтронов?

5. Дайте определение химического элемента.

6. Как определить число протонов, нейтронов и электронов в атоме? Докажите, что атом — электронейтральная частица.

7. Дайте определение изотопа.

8. Какое строение имеет электронная оболочка атома? Как определяется число электронов в ней?

9. Как определить максимальное количество электронов на энергетическом уровне?

10. Как определяется количество электронов на внешнем энергетическом уровне?

11. Что такое орбиталь? Какую форму имеют s- и р-орбитали? Какие электроны называются s- и p-электронами?

12. Что такое электронная формула?

13. Как и почему изменяются свойства химических элементов в пределах:

а) одного периода;

б) группы, главной подгруппы при увеличении заряда ядра атома?

14. Опишите пути завершения последнего энергетического уровня:

а) характерного для металлического элемента;

б) характерного для неметаллического элемента.

15. Какие виды химической связи вам известны?

16. Какова причина возникновения различных видов химической связи?

Определить состав атома элемента № 10.

Определить максимальное количество электронов на втором энергетическом уровне.

Количество электронов на внешнем энергетическом уровне элемента № 33.

Составить электронную формулу элемента № 7.

Расположить элементы в порядке усиления металличности: № 12, № 11, № 13.

Каков путь завершения последнего энергетического уровня элемента № 3?

Определить вид химической связи в соединениях: НCl, О 2 , К, MgO.

Определить состав атома элемента N? 40.

Определить максимальное количество электронов на третьем энергетическом уровне.

Количество электронов на внешнем энергетическом уровне элемента № 53.

Составить электронную формулу элемента № 10.

Расположить элементы в порядке усиления неметалличности: № 17, № 53, № 9.

Каков путь завершения последнего энергетического уровня элемента № 9?

Определить вил химической связи в соединениях: F 2 , NaCl, H 2 S, Fe.

III. Домашнее задание

Повторить по учебнику X класса сведения о строении атома (§ 4—12).

Ответы на вопросы теста

2. Атом имеет сложное строение. Он состоит из положительно заряженного ядра и электронов.

3. В состав ядра атома входят: протоны, имеющие массу 1 и заряд +1; нейтроны, имеющие массу 1 и заряд 0; заряд ядра определяется количеством протонов.

4. Сумма протонов и нейтронов соответствует массовому числу атома — массе атома.

5. Химический элемент — вид атома с определенным зарядом ядра.

6. Порядковый номер элемента в ПСХЭ соответствует количеству протонов в ядре атома, количеству электронов в атоме, поэтому атом — элетронейтральная частица; число нейтронов определяется разностью массового числа и количества протонов.

7. Изотопы — химические элементы, имеющие одинаковый заряд ядра, но различную атомную массу.

8. Количество электронов определяется порядковым номером элемента. Электронная оболочка атома состоит из определенного количества энергетических уровней. Количество энергетических уровней в атоме соответствует номеру периода химического элемента.

9. Максимальное количество электронов определяется по формуле: 2n 2 , где n — номер энергетического уровня.

10. Количество электронов на внешнем энергетическом уровне атома химического элемента определяется по номеру группы ПСХЭ.

11. Орбиталь — пространство вокруг ядра атома, где наибольшая вероятность нахождения электронов. S-орбиталь имеет форму сферы (шара), р-орбиталь имеет форму объемной восьмерки; s-электроны расположены на s-орбиталях, а p-электроны расположены на p-орбиталях.

12. Электронная формула-запись строения атома, где указаны энергетические уровни, орбитали на энергетических уровнях и количество электронов на орбиталях. Следует помнить — максимальное количество электронов на s-орбитали — 2, на р-орбитали — 6; на первом энергетическом уровне открывается j-орбиталь, на втором энергетическом уровне s- и р-орбитали.

13. В пределах периода с ростом заряда ядра атома, увеличения количества электронов на внешнем энергетическом уровне уменьшается радиус атома, вследствие чего усиливается неметалличность — способность принимать электроны.

В группах, главных подгруппах с ростом заряда атома растет число энергетических уровней, увеличивается атомный радиус, вследствие чего усиливается металличность — способность отдать электроны.

14. Последний энергетический уровень у атома металла далек от завершения, до устойчивости атому металла энергетически выгоднее отдать электроны внешнего энергетического уровня; последний энергетический уровень атома неметалла близок к завершению, энергетически выгоднее атому неметалла принять недостающие электроны до устойчивости энергетического уровня.

15. Ковалентная связь полярная и неполярная, ионная связь, металлическая связь.

16. Причиной возникновения различных видов связи является электроотрицательность. Электроотрицательность — способность атомов притягивать недостающие электроны на последний энергетический уровень. В случае резкого отличия в электроотрицательности атомов — возникает ионная связь; ковалентная полярная связь возникает между атомами, которые не резко отличаются в электроотринательности; в случае одинаковой элекроотрицательности атомов возникает ковалентная неполярная связь.

Заряд ядра атома — +10; протонов — 10; электронов — 10; нейтронов 20 — 10 = 10.

N = 2n 2 , n = 2, N = 8.

Na — металлический элемент; отдаёт один электрон с внешнего энергетического уровня.

Металлическая связь — К; ковалентная неполярная связь — O 2 ; ковалентная полярная связь — НСl; ионная связь — MgO.

Заряд ядра атома — +40; протонов — 40; электронов — 40; нейтронов 91 — 40 = 51.

N = 2n 2 , n = 3, N = 18.

F — Неметаллический элемент; принимает один электрон на внешний энергетический уровень.

Металлическая связь — Fe, ковалентная неполярная связь — F 2 ; ковалентная полярная связь — H 2 S, ионная связь — NaCl.

Цели урока: Познакомиться с историей развития представлений о строении атома, моделями атома, доказательствами сложности строения атома. Рассмотреть строение ядра и электронные конфигурации атома.
Задачи урока:
образовательные: знакомство с историей развития представлений о строении атомов, открытия и доказательства сложности строения атома на основе межпредметных связей с физикой; повторение умения составлять электронные и электронно-графические формулы атомов.
развивающие: совершенствование умения краткого изложения полученной информации, выбора из сказанного главного; формирование умения анализировать, выявлять причинно-следственные связи, оценивать свои знания.
воспитательные: развитие умения работать в коллективе.



Читайте также: