Конспект занятия по аппликации лоскутное одеяло в средней группе

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Толшева Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1236 ДО 2151
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект занятия по Изобразительной деятельности.Аппликация.
Тема: "Лоскутное одеяло"
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия по изобразительной деятельности.

Аппликация из фантиков

Учить детей комбинировать готовые материалы и создавать красивые композиции.

Подвести к практическому освоению понятия, часть и целое.

: Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков:

наклеивать фантики на основу и составлять коллективную композицию. Развивать чувство цвета.

Воспитывать аккуратность, чистоплотность.

Предварительная работа:

Знакомство с техникой пэчворк (лоскутной аппликацией из

ткани). Рассматривание изделий, выполненных лоскутной аппликацией (салфетка, одеяло и др.)

Материалы и оборудование:

фантики от конфет, клей ,клеевые кисточки, салфетки

бумажные, клеенка, основа для коллективной композиции.

Содержание занятия:

воспитатель показывает детям кукольную кроватку, укладывает куклу

Катю спать и предлагает всем вместе спеть для нее потешку:

Ой лю-ли, лю-ли, лю-ли!

Сказку Кате принесли.

Люли-люли! Ой, люли-

Сказку Кате принесли.

Крепко, крепко засыпай!

В это момент воспитатель обращает внимание детей на то, что у куклы Кати нет одеяла. Далее

рассмотреть фантики, сравнить их, найти одинаковые. Предлагает детям выбрать понравившиеся.

Дети по своему желанию выбирают фантики.

Затем воспитатель напоминает технику наклеивания с помощью клеевой кисточки и показывает,

как нужно наклеить фантики на коллективную основу. Дети в сотворчестве с педагогом красиво

размещают лоскутки-фантики на основе. Чтобы получилось большое красивое одеяло. Вот так из

Возрастная группа: средняя группа.

Направление образования и развития (образовательная область): Художественно – эстетическое развитие. Художественный труд. Аппликация из фантиков (коллективня композиция).

ВложениеРазмер
nod_loskutnoe_odeyalo.docx 20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Возрастная группа : средняя группа.

Направление образования и развития (образовательная область): Художественно – эстетическое развитие. Художественный труд. Аппликация из фантиков (коллективня композиция).

- вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков;

- учить наклеивать фантики на основу (2х2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ;

Интеграция разных видов деятельности

- знакомство с техникой печворка (лоскутной аппликацией из ткани);

- рассматривание изделий, выполненных или украшенных лоскутной аппликацией (одеяло, салфетка, футболка и т.д.)

Формы организации: подгрупповая

Материалы, инструменты, оборудование

Фантики (по 5 разных для каждого ребенка),клей карандаш, квадратные листы для наклеевания фантиков встык,основа для коллективной композии (с нарисованными спящими героями)

- составление коллекции фантиков;

I. Вводная часть

Воспитатель подводит детей к большому белому листу А3.Звучит колыбельная. Воспитатель читает стихотворение В.Шипуновой. Во время чтения, выставляет на лист нарисованные грустные игрушки без одеял.

По квартире бродит сон.

Бродит сон на мягких лапках,

Куклы спят в своих кроватках.

Клоун спит и спит жираф,

Покатился мяч под шкаф…

Сон прокрался на подушку,

Шепчет песенку на ушко:

- Спи дружочек, не зевай,

Пусть тебе присниться сон,

Где большой и добрый слон

Увезет тебя в страну,

Где не спиться никому.

Пусть присниться капитан

И подарит океан.

Пусть тебе присниться лес,

Полный сказок и чудес.

Спи, дружочек, не зевай,

Спи,малыш иой, баю-бай

- Понравилось стихотворение вам ребята, о чем это стихотворение?

II. Основная часть

- Ребята посмотрите какие игрушки грустные .Дело в том, что игрушки не высыпаются. Пришла осень и им стало холодно спать. Как вы думаете, что им нужно для того, чтобы им стало теплее. Чего им не хватает?

Правильно! У них нет теплых, мягких одеял. У них нет одеял, потому что они не умеют сшить .Я предлагаю вам помочь игрушкам. И смастерить красивые, большие, теплые одеяла. Но не простые, а лоскутные. Что же такое лоскутки?Давным давно наши пробабушки и продедушки шили себе одежду сами.В магазине не покупали.И после сшиться оставалос очень много лоскутков.Их не выбрасывали, а шили из них одеяла, фартуки, салфетки и многое другое. ( иллюстрация )Поможите игрушкам с мастерить лоскутные одеяло.Тогда усаживайтесь по удобнее!

Для лоскутного одеяло нам понадобиться маленькие лоскутки - фантики 5 штук, как пальчиков на наших ручках 5. Клей и большой лоскуток. Берем один фантик клеи его на квадратный лоскуток начинаем с верху с права на лево.Затем рядышком второй. И обязательно пользуемся салфеточкой, для того чтобы одеяло выглядело аккуратно. Таким образом клеим 4 ласкутка.А в пятый обернем конфетку и сделаем конфетку из пластилина. Для того чтобы наши ручки луче мастерили сделаем для них физминутку.

для детей средней группы общеразвивающей направленности

Воспитатель: Полищук Анна Юрьевна

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность в работе.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность

Использование элементов педагогических технологий:

1. Личностно – ориентированная технология – наблюдение, индивидуальный подход к воспитанникам.

2. Социально игровая технология – сюрпризный момент, дидактические игры.

3. Здоровьесберегающие технология – физкультминутка.

Словарная работа: пэчворк, лоскуток, лоскутное.

Материал и оборудование: демонстрационный материал: кукла, кроватка.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Приёмы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к детям, объяснение, пояснение, физкультминутки.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! К вам в гости пришла кукла Катя, посмотрите какая она красивая, нарядная (воспитатель вместе с детьми рассматривает куклу).

Воспитатель: Ребята, а давайте мы для нашей Кати потешку расскажем. Дети стоят в кругу, воспитатель читает потешку, дети выполняют движения по тексту:

Катя, Катя маленькая (дети приседают, показывают рост Катеньки)

Катенька удаленька (дети встают на ножки, руки на поясе, повороты вправо – влево)

Поди, Катя, горенкой (ходьба на месте)

Топни, Катя, ноженькой! (Дети топают ножкой)

Воспитатель: Ох, ребятки устала наша кукла Катя. Хочет наша Катенька поспать (воспитатель показывает детям кукольную кроватку).

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, чего не хватает в кроватке у куклы? Чем можно укрыть нашу Катю? Ответ детей: Нашей куколке не хватает одеяло, надо ведь одеялом укрываться.

Воспитатель: Правильно ребятки, без одеяла нашей Кате холодно будет. Какое одеяло у вас дома, в группе? Какие красивые у вас одеяла, укрывшись под ними вам, наверное, красивые сны сняться? Ответы детей (на ощупь - мягкое, пушистое, по размеру - большое, маленькое, по цвету - разноцветное или однотонное и т. д.).

Воспитатель: А мы сможем ли сами смастерить красивое одеяло?Дети: Сможем! И очень хотим помочь Кате.

Воспитатель: Так давайте мы для неё своими руками красивое, тёплое одеяло смастерим!

Дети: Давайте, смастерим!

Воспитатель: Это одеяло сшито из кусочков, из ткани словно мозаика собрана. Лоскуток – это маленький кусочек ткани. Такие одеяла наши бабушки шили. Наши бабушки были очень хорошие хозяюшки, они не выбрасывали лоскутки, которые у них оставались, а собирали и делали такую красоту. Из чего оно сшито?

Дети: Из лоскутков.

Воспитатель: Значит оно какое? (Лоскутное) (показ презентации, в которой представлены слайды с фотографиями разных лоскутных одеял.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, лоскутки разного цвета. Какой они формы? (прямоугольной). А какого цвета? (красный, синий, желтый, зеленый). Какие фигуры получатся, если вы согнете прямоугольник и разрежете по линии сгиба (квадрат)? Перед тем как начать работу с ножницами необходимо нам повторить правила техники безопасности пи работе с ножницами.

Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя. Не махать ножницами.

Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись!

Где игрушечки, погремушечки?

Воспитатель: Замечательно сейчас мы все дружно пройдем за столы и смастерим для Кати одеяло.

Дети рассаживаются на свои места за столами. Только кукла у нас бумажная и поэтому мы с вами будем делать одеяльце из бумаги.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат бумажные прямоугольники, мы сейчас с вами сложим их пополам разрежем по линии изгиба и получиться квадратные: лоскутки, у вас на столах лежит так же один большой квадрат, это будет основа нашего одеяльца. Сейчас мы с вами наклеим на большой белый квадрат цветные квадраты и у каждого получится маленькое одеяльце.

Воспитатель: Возьмем в руки кисточки тремя пальчиками. Вот так (показ воспитателя, наберем аккуратно на кисточку клей (показ воспитателя, и нанесем клей на оборотную сторону квадратика (показ воспитателя, затем приложим квадратик оклеенной стороной к уголку белого квадрата и промокнем салфеткой.

Воспитатель: Все одеяльца получились разные, каждое по - своему красивое и теплое! Возьмите свои одеяльца, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали?

Ответы детей (оно мягкое, теплое, красивое).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как называется эта одеяло? Для чего мастерили? Молодцы!

1. Кому мы с вами сегодня помогали?

2.Чему мы научились?

3.Что для вас было самым трудным?

4. Какое у вас сейчас настроение?

Понравилось вам наше занятие?

Воспитатель: Ребята большое спасибо, вы сегодня хорошо потрудились. Я очень рада, что теперь у нашей Кати есть такие замечательные лоскутные одеяла. Давайте все укроем наших кукол одеяльцами и споем им колыбельную

Главная Фольклор

Образовательная область: художественно — эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: художественно — эстетическое развитие: художественная литература и фольклор, познавательное развитие.

Баю-баю-баюшки!
Крепко спят Натальюшки,
Спят в кроватках Танечки,
Леночки и Анечки,

Сашеньки и Колюшки,
Славики и Толюшки.
Баю-баюшки-баю!
Я ещё разок спою!

Материалы, инструменты, оборудование: бумажные квадратики разного цвета (примерно 5x5) — по 2-3 на каждого ребёнка, краски гуашевые, кисти, банки с водой, основа для коллективной композиции, салфетки бумажные и матерчатые, клеёнка или газеты для застилания стола.

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел? (показываю куклу). Кто это?

Дети: — Куколка, кукла.

Воспитатель: — Да. Кукла Катя. Она любит петь и танцевать. Катя просит, чтобы вы с ней спели песенку и потанцевали. Вы будете с Катей танцевать?

Воспитатель: — Ручки пляшут та – та — та, та – та – та, та – та – та… (пою и танцую вместе с детьми)

Воспитатель: — Вот как хорошо мы с вами повеселились. Ребятки посмотрите, наша куколка устала и хочет спать. Положим ее в кроватку и споем для нее песенку: "Баю-баю-баю-бай…" и укладываю куклу в кроватку, накрыв маленьким одеялом, пою песенку.

Воспитатель: — Все наша Катенька устала. Тише ребятки не разбудите ее. Шуметь не будем. Присаживайтесь дети на стульчики. Как вы думаете тепло Кате под нашим одеялом? Одеяло маленькое, закрывает только ножки, а ручки нет. Что же делать, ведь другого одеяла у нас нет?

Дети: — (ответы детей).

Воспитатель: — Дети, я предлагаю вам смастерить новое, красивое, большое, теплое одеяло. Вы согласны?

Воспитатель: — Мы с вами сделаем одеяло из лоскутков. Посмотрите, какие у меня есть лоскуточки. (Показываю лоскутки на мольберте). Все они разного цвета. Разноцветные лоскутки. Давайте все вместе скажем: "Они разноцветные". (Хоровое проговаривание).

Воспитатель: — Рисунки на них тоже разные. Что нарисовано на этом лоскутке Маша?

Воспитатель: — Катя, чем украшен этот лоскуток?

Катя: — Здесь полоски, здесь кружочки.

Воспитатель: — Этих лоскутков нам мало не получится одеяло. Будем сами рисовать узоры на лоскутках. Я беру лоскуток желтого цвета и рисую на нем узор. Беру кисть в правую руку, на один пальчик кладу, двумя придерживаю. Смачиваю кисть в воде, что я делаю ребятки?

Воспитатель: — Набираю краску, лишнюю краску отжимаю о край баночки, придерживаю лоскуток рукой, рисую горошки на лоскутке. Какие по цвету горошки?

Воспитатель: — Правильно, зеленые. Нарисовала. Промываю кисть в воде, просушиваю о тряпочку. Что я делаю дети?

Дети: — Просушиваешь о тряпочку.

Воспитатель: — Правильно, ставлю кисть в стаканчик. Убираю в сторонку лоскуток. Беру лоскуток зеленого цвета, кисть в правую руку. Что сначала надо сделать?

Дети: — Намочить, смочить в воде.

Воспитатель: — Правильно, смачиваю ее в воде, набираю краску. А теперь что надо сделать с лишней краской?

Дети: — Отжать о край баночки.

Воспитатель: — Правильно, лишнюю краску отжимаю о край баночки, держу лоскуток левой рукой, рисую круги. Какие по цвету, круги у меня получаются?

Воспитатель: — Правильно, синие. Нарисовала. Беру лоскуток красного цвета, кладу на стол перед собой, беру кисть в правую руку, смачиваю ее в воде, набираю краску, лишнюю краску отжимаю о край баночки, держу лоскуток левой рукой, рисую полоски. Какие по цвету полоски?

Воспитатель: — Правильно, желтые. Нарисовала. Что надо сделать с кисточкой?

Дети: — Промыть, помыть в воде.

Воспитатель: — Правильно. Промываю кисть в воде. А теперь, ведь кисточка мокрая?

Дети: — Просушить, вытереть о тряпочку.

Воспитатель: — Правильно, просушиваю о тряпочку. И поставить куда?

Дети: — Поставить в стаканчик.

Воспитатель: — Правильно ставлю кисть в стаканчик. Вытираю о салфетку пальчики. Когда краска высохнет, соберем из лоскутков одеяло. Вы ребятки хотите украсить свои лоскутки?

Воспитатель: — Хорошо. Но сначала поиграем с нашими пальчиками (пальчиковая игра "Дружат в нашей группе девочки и мальчики…").

Воспитатель: — Умницы. Идем, сядем за столы (дети садятся за столы). Возьмем лоскуток положим перед собой. Берем кисть в правую руку, покажите мне, как правильно держите кисть. Смачиваем в воде, набираем краску, рукой придерживаем лоскуток, кисточкой рисуем узор. (Дети рисуют).

Воспитатель: — Что Маша будет рисовать?

Воспитатель: — Что Даша рисует?

Воспитатель: — Умницы ребятки. Украсили все лоскутки? Пальчики вытирайте влажной салфеткой.

Воспитатель: — Пусть краска подсохнет. Потом мы с вами смастерим одеяло. А пока идемте, посмотрим, не проснулась ли наша Катя? (подходим к кроватке, беру куклу).

Воспитатель: — Проснулась. Катя мы тебе смастерим новое красивое одеяло. Только краска подсохнет на лоскутках. Идем мы тебе покажем, какие красивые у нас лоскуточки. (Подходим к столу, кукла смотрит на лоскутки).

Воспитатель: — Ребятки, Кате очень понравились лоскуточки. Одеяло будет красивое нарядное большое. Кукла очень рада. Поиграем с ней в игру.

Физ. минутка "Катеньке, гулять пора"..

Катеньке, гулять пора.
На дворе нас ждет игра.
Но на улице мороз,
Отморозить можно нос.

Теплее одевайся,
На прогулку собирайся.

Воспитатель: — Пока мы с вами играли, краска на лоскутках высохла. Присаживайтесь на стульчики, отдохните, а я соберу одеяло (приклеиваю лоскуточки). Из маленьких лоскутков у нас с вами получилось большое одеяло. Вот какое оно красивое, нарядное. Катя вам говорит: "Большое спасибо за новое, красивое одеяло". Ребятки попросим куклу остаться поиграть с нами в группе.

Задачи:
Обучающие:
учить основным геометрическим понятиям;
учить наклеивать готовые формы;
учить конструировать из цветной бумаги фигурки животных.
Развивающие:
знакомить детей с дикими животными, с их повадками;
развивать навыки владения различными инструментами и материалами;
развивать глазомер и мелкую моторику рук;
развивать пространственное воображение;
развивать фантазию и творческие способности детей.
Воспитывающие:
воспитывать у детей доброе отношение к природе, животным;
воспитывать любознательность, аккуратность;
воспитывать трудолюбие при выполнении работы;
воспитывать интерес к творчеству.

Интеграция областей:
художественно-эстетическое развитие;
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
физическое развитие.

Технологии:
игровые;
здоровьесберегающие;
коммуникативные.

Основные термины, понятия:
аппликация, медведь, берлога, лесные животные, зима, квадраты.

Предшествующая работа: беседы о героях русских народных сказок, демонстрация картинок и иллюстраций с изображением медведя.

Педагог:
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.

Здравствуйте мои друзья,
Рада видеть всех вас я!

Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его…( Медведь)

Педагог: конечно, это медведь.

Раздается стук.
Педагог: ребята, тише, тише, что – то странное я слышу (за ширмой ревет медведь)
Педагог: ребята, давайте посмотрим, кто это к нам пришел?

Педагог показывает игрушку медведя из бумаги:


Посмотрите – ка, детишки,
К нам пришел сегодня Мишка.

Медведь: это я пришел, медведь, буду тут у вас реветь (ревет).
Педагог: почему ты ревешь, Мишутка? Все медведи спят уже, а ты почему бродишь? Ведь сейчас зима и ты должен спать в берлоге?
Медведь: я тоже хочу спать! Наступила осень, на улице очень холодно стало, и в моей берлоге тоже очень холодно! Я не могу уснуть!

Педагог: ребята, а как можно помочь медвежонку, чтобы ему не было холодно? (ответы детей)

Педагог:Мишутка не реви, мы тебе поможем! Сделают ребята тебе красивое одеяло, укроешься им в своей берлоге, и будет тебе тепло!

Педагог: ребята, а вы знаете, что такое берлога? Когда наступает зима, все медведи ложатся спать. Они делают себе ямку, укрываются сухими листьями, ветками. Это и есть берлога.
Педагог: посиди, мишка, да посмотри, как ребята будут одеяло тебе делать.

Педагог показывает образец: ребята, давайте мы с вами сделаем вот такую замечательную аппликацию.


Педагог: мы рассмотрели внимательно нашу поделку. А сейчас составим краткий план работы:
1. в пустые клетки наклеить квадраты из цветной бумаги;
2. раскрасить подушку для Мишутки;
3. приклеить детали ушей к голове медведя;
4. приклеить деталь головы на место подушки;
5. приклеить круглую деталь на мордочку;
6. приклеить лапы на одеяло;
7. нарисовать глаза, нос, когти, детали ушей;
8. наклеить осенние листья на подушку;
9. нарисовать узоры на квадратах.

Педагог: составленный план поможет нам в практической работе при выполнении аппликации.
Перед работой давайте проведем физминутку. Встаньте из-за парт.

Проверка оборудования:

Педагог: давайте проверим, все ли принадлежности для занятия у вас есть.
Материалы: клей–карандаш (все детали из бумаги для выполнения аппликации раздает педагог).
Инструменты: цветные карандаши, фломастеры.

Выяснение правил т/б:

Педагог: давайте вспомним технику безопасности при работе с клеем:
1. С клеем обращаться осторожно. Клей ядовит!
2. Следить ,чтобы клей не попадал на лицо, особенно в глаза.
3. Не вытирать глаза грязными руками.
4. При попадании клея в глаза промыть их в большом количестве воды.
5. Не оставлять клей открытым.
6. Не наносить на деталь слишком много клея.
7. По окончании работы обязательно вымыть руки.
8. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Педагог: молодцы, вот теперь мы можем приступить к работе, не забывая и выполняя это правило.














Рефлексия.
Педагог: ребята, давайте посмотрим, какие красивые одеяла у нас получились. Выходите, и с помощью магнита прикрепите свои изделия на доску.
Мишутка, понравились тебе наши одеяла?
Медведь: да, очень нарядные одеяла и красивые! Спасибо вам ребята, теперь я не замерзну, и в берлоге мне будет тепло и уютно, я буду спать до весны!

Подведем итог.
Педагог: ребята, кто к нам сегодня приходил в гости? А что медведь делает зимой? А почему наш мишка не спал? Почему он не мог уснуть? А что мы сделали, для того чтобы мишка уснул? Как называется его домик?

Педагог произносит неоконченную фразу и предлагает детям ее завершить.
На занятии мне особенно понравилось…
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
(Ответы детей)

Педагог: молодцы, ребята!

Стихотворение:
Медвежьего следа зимой не сыскать,
Отправила Зимушка Мишеньку спать.
В берлоге он сладкую лапу сосет,
А снится ему, что он кушает мед.
От радости Мишка довольно урчит.
Эй, звери, потише ! Пусть,Миша поспит.

Читайте также: