Анна каренина конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

прошлого века, су мел остаться столь необходимым для н ас сегодня. Формируемые

понятия: Быт, духовный, эволюция, воскресение, зеркало, идейный.

Итак, начинаю лекцию. Останавливаюсь на событиях 1870г., когда Лев

воплощения вопросы совре менности, - заявляет он жене, Софье Андреевне . Н, отложив

по е го с ловам, вошло « всё, что кажется мне понятным мною с новой необычной и

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, к аждая несчастливая судьба

Семейная драма между супр угами Облонскими - Стивом и Долли - отзывается на

судьбах многих л юдей, жи вущих под к рышей их дома: « Исче зли духовные связи, и лю ди

Как в зеркале, отразил Тол стой пореформенн у ю Россию, общество, где внешней

благопристойностью можно прикрыть всё: взаимный обман, расп утство, подлость,

предательство. Искреннее чувство здесь ди ко, неуместно, оно кажется направленным

против самих основ этого общества и потому с урово осуждается. Люди честные,

справедливые не мог ут проти востоять лжи и безз аконию, царящим в этом обществе,

оттого так драматична их су дьба. Драматизм п роникает и в построении романа, который

состоит как бы из двух частей: история семейной жизни городской св етской женщин ы

Анны Карениной и судьба дворянина, жив у щего в деревне, занимающегося

усовершенствованием своего хозяй ства, своих отношений с к рестьянами К онстантина

Положение женщины в собственническом мире - так должно было определить тему Анны

в романе. Жизнь Анн ы сложилась так, что её счастье з ависело н е ст олько от неё самой,

сколько от других людей. Юной деву шкой она была выдана замуж за немолодого богатого

был т ипичный брак по расчёту, в котором Анна не могла быть сч астлива уже по одному

тому, что межд у нею и му жем не было и не могло быть ничего, что бы и х соединяло, так

велика была разница их характеров, интересов, стремлений.

Когда разрыв Анны с Карениным стал немину емым, он а поняла, что её з амужество -

непоправимая ошибка. И вот прошло 8 лет семейной жизни без любви, без радости, пока

Ученик зачитывает отдельные сцены н ачала их любви, так прекрасно написанные

отрывками (т.8, с. 235 - 236), и д ума ет: что именно помогает понять основн у ю тему

Искренняя, п равдивая, глубоко нравственная Анна, полюбит Вронского, не может и не

хочет скрывать своё ч увство, открыто идёт на разрыв с муже м, открыто нару шает нормы

морали и правила поведения великосветского общества.

Выслушав признани е Анны, Каренин быт больше всего оскорблён и возмущён тем,

друга, бессердечной ханжи графини Лидии Ивановны, Каренин наказывает жену, лишив

её возможности видеть сына и отказываясь дать ей развод.

Для Анн ы развестись с Карениным тоже было невозможно: это означало отказаться от

сына. Но прох одит время и происх одит самое страшное: Анне кажется, что чувства

Вронского к ней т ускнеют. Анн а становится п одозрительной, её одолевают « припадки

женщины. У Анны нет ни др у зей, ни дела, которое могло бы её у влечь. Жизнь становится

невыносимой. И смерть, к ак единственное средство восстановить победу в той борь бе,

которую поселившийся в её сердц е злой д ух вел с н им, ясно и живо представилась ей.

(Читаю отрывок из романа на фоне музыки Р.Щедрина, т. 9, с. 335 - 364).

Своей смертью Анн а н аказывает не тольк о Вронского, но и Каренина со всеми его

друзьями из великосветского общества, прес ледовавших её клеветой и злословием.

Толстой не оправдывает свою героиню, но он защищает её от с у да светской морали:

В обществе, где потеряны н равственные критерии добра, справедливости, искренней

любви, где отс утствует взаимопонимание люд ей, не мож ет быть счастл ивой су пружеской

Поиском иных, высоких нравственных ценн остей з анят второй герой романа Константин

Левин. Левин - че ловек честный, прямой - отв ергает государственную слу жб у, считает её

бессмысленной и вредной. Он занимается хозяйственной деятельностью в своём имении,

надеясь отыскать верный п у ть устройства помещичьего и крестьянского хоз яйства для

Милая, до брая Кити Щербацкая, которую горячо любил Левин, становится его женой,

матерью его сына. Стр аницы, ри су ющие объя снение Кити и Левина, свадьб у, рождение

ребёнка, производят впечатление светлой, и стинной человеческой радости и н равственной

подруга Кити потратили немало усилий, чтобы отт олкн у ть Кити от Левина. И все же

разрешить счастье этой семьи не у далось. Но Левин не может замкну ться в мире

совершить «ч то - ниб удь такое, что сделало бы добро для всех, для человечества, для

Левину близки и понятны интересы кр естьян, тр удова я кре стьянская жизнь

представляется для н его образцом н равственного здоровья. Он, видит, что, оставаясь

помещиком, невозможно приобрести доверие крестьян , стать с ни ми вровень. Он

которые с неумолимой настойчивостью встают перед ним (читаем: т. 9, с. 383 - 393).

Подобный мучительный разлад с собой чу вствовал и Л.Н. Толстой. Подобно Левину,

он приходит к убеждению: только честная тр удовая жизнь с крестьянами может

обеспечить ему счастье. В этом теперь он видит смысл жизни.

переходу на позиции защитника крестьянских интересов.

Русской литературе всегда, была прис уща важнейшая ф ункция проб ужде ния добрых

Представлен материал, который можно использовать в своей работе на уроке и во внеклассной работе.

ВложениеРазмер
urok.docx 19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Твой разум - зеркало. Безмерное оно,

Склоненное к земле, природу отражает:

Н ширь, и глубь, и высь, и траву, и зерно…

Весь быт живой оно в себе переживает.

А несколько ниже записываем слова, которые встретятся в лекции, которые будем потом разбирать (быт, духовный, эволюция, воскресение, зеркало, идейный).

Итак, начинаю лекцию. Останавливаюсь на событиях 1870г., когда Лев

Подобно тому, как Крамской понял душу Толстого, в романе художник Михайлов как бы проник в душу Анны - оттого так замечателен оказался её портрет. Смотрите-ка, человек из народа (как и Крамской) сумел понять мятущуюся душу светской красавицы! Отсюда толстовский вывод - в народе заложена истинная нравственность, желание и умение понять, пожалеть человека.

Как в зеркале, отразил Толстой пореформенную Россию, общество, где внешней благопристойностью можно прикрыть всё: взаимный обман, распутство, подлость, предательство. Искреннее чувство здесь дико, неуместно, оно кажется направленным против самих основ этого общества и потому сурово осуждается. Люди честные, справедливые не могут противостоять лжи и беззаконию, царящим в этом обществе, оттого так драматична их судьба. Драматизм проникает и в построении романа, который состоит как бы из двух частей: история семейной жизни городской светской женщины Анны Карениной и судьба дворянина, живущего в деревне, занимающегося усовершенствованием своего хозяйства, своих отношений с крестьянами Константина Левина.

Когда разрыв Анны с Карениным стал неминуемым, она поняла, что её замужество - непоправимая ошибка. И вот прошло 8 лет семейной жизни без любви, без радости, пока не встретился на её пути Вронский.

Искренняя, правдивая, глубоко нравственная Анна, полюбит Вронского, не может и не хочет скрывать своё чувство, открыто идёт на разрыв с мужем, открыто нарушает нормы морали и правила поведения великосветского общества.

Своей смертью Анна наказывает не только Вронского, но и Каренина со всеми его друзьями из великосветского общества, преследовавших её клеветой и злословием.

В обществе, где потеряны нравственные критерии добра, справедливости, искренней любви, где отсутствует взаимопонимание людей, не может быть счастливой супружеской жизни. Это неумолимо ведёт к самоуничтожению.

Поиском иных, высоких нравственных ценностей занят второй герой романа Константин Левин. Левин - человек честный, прямой - отвергает государственную службу, считает её бессмысленной и вредной. Он занимается хозяйственной деятельностью в своём имении, надеясь отыскать верный путь устройства помещичьего и крестьянского хозяйства для всей России.

Подобный мучительный разлад с собой чувствовал и Л.Н. Толстой. Подобно Левину, он приходит к убеждению: только честная трудовая жизнь с крестьянами может обеспечить ему счастье. В этом теперь он видит смысл жизни.

Русской литературе всегда, была присуща важнейшая функция пробуждения добрых чувств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе для 10 класса на тему: "Общечеловеческое значение романа Л. Толстого «Анна Каренина".

Цель: формирование читательской культуры школьника.

Развивающая: развивать навыки выделения главного, обобщения, высказывания собственного обоснованного оценивания;

Воспитательная: воспитывать высокие морально-этические принципы.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного.

Метод: эвристический метод.

Приёмы: эвристическая беседа, устное словесное рисование, мозговой штурм,

Оборудование: ИКТ, иллюстрации к произведению.

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

- спрашивал себя Л. Толстой, как спрашивали себя многие поколения людей до него и после него, как спрашиваем себя об этом мы (обращение к эпиграфу урока).

В чем заключается сила и эстетическая привлекательность произведений Л. Толстого для современных читателей - мы и поговорим сегодня на уроке.

Объявление темы и цели урока.

Просмотр видеозаписи.

Систематизация, обобщение знаний.

- Где познакомились Анна Каренина и Вронский? (На вокзале).

- Почему Кити отказала Левину во время первого его приезда в Москву? (Считала, что влюблена в Вронского).

- Что заставило Анну признаться мужчине в любви к Вронскому? (Падение Вронского с лошади на скачках)

- Чего Каренин требовал от Анны? (Придерживаться внешнего приличия).

- Когда Анна попросила прощения у мужа? (Во время родов и болезни, когда считала, что ее жизнь подходит к концу).

- Что сделал Вронский ради Анны? (Отказался от карьеры)

- В путешествие в какую страну поехали влюбленные? (В Италию).

- Когда Левин начал понимать жизнь и находить в ней смысл? (Когда работал наравне с крестьянами).

- В седьмой части романа Анна погибает. А кто рождается? (Сын у Левина).

2.Прокомментируйте каждый из этих образов. (Железная дорога - символ сил, враждебных человеку; буря, ветер, метель - предупреждение, знамение несчастья; образы огня, тепла, свечи связанные с раскрытием образа главной героини - от блеска глаз до внутреннего стержня.)

Слово учителя с элементами беседы

Прокомментируйте значение этого пейзажа. (Это символическая картина. Гроза символизирует очищение, прозрение, решение сложных жизненных вопросов. Зари - указатель. Герой делает выбор - посвятить жизнь творению добра.)

Подведение итогов.

- Почему судьба Анны оказалась трагической?

- Кто виноват в этой трагедии?

- Ваш взгляд на трагедию Анны Карениной с точки зрения современного человека, представителя 21 века?

- опишите образ Анны Карениной.

Домашнее задание.

Сравните три варианта семьи в произведении Толстого (Каренины, Левины, Облонские), обращая внимание на взаимоотношения между супругами, отношение их к детям, понимание интересов друг другом, мужем и женой. Какая семья кажется самой счастливой? В чём, по мнению писателя, секрет семейного счастья?

Нажмите, чтобы узнать подробности

способствовать морально-этическому и гендерному воспитанию школьников, формированию черт гуманной личности.

Тип урока (по дидактической цели): урок усвоения умений и навыков.

Тип урока (по месту в системе уроков по теме): критико-аналитичный.

Тип урока (по способу его проведения): диалогично-эвристический (по виду работ).

Оборудование: тексты, иллюстрации к произведению, раздаточный материал, мультимедийный проектор, экран.

Х О Д У Р О К А

1. Вызов – 10 минут.Виклик – 10 хвилин.

Учащиеся объединяются в 3 группы в начале урока по цвету карточек, выбранных произвольно. Учитель акцентирует внимание на том, что на протяжении урока группы будут оценивать деятельность соседней группы (1 – 2 группу, 2 – 3 группу, 3 – 1 группу)..

1.1. Актуализация опорних знаний (0,5 мин.)

(Учащиеся получают карточки взаимооценивания и другой раздаточный материал)

Взаимооценивание в группах (правильный порядок иллюстраций появляется на экране). (см. слайд № 1)

Промежуточное подведение итогов в общей таблице оценивания.

Учитель: из-за того что роман – это большое по объему, сложное по строению эпическое произведение, в котором широко представлены жизненные ситуации и глибоко раскрывается история формирования характеров многих персонажей, я прошу вас сейчас сконцентрировать свое внимание на трех основных парах героев, которые обозначены на карточках, объединить их в супружеские пары в течение 30 секунд и назвать.

(Каренины: Анна и Алексей, Облонские: Долли и Стива, Левины: Кити и Константин).

- В чем, по вашему, заключается суть семейного счастья? (высказывания учащихся)

- Какую из этих семей вы можете назвать счастливой? (никакую)

Промежуточное подведение итогов в общей таблице оценивания.

1.5. Мотивация учебной деятельности (1 мин.)

2. Реализация (осмысление) – работа с текстом произведения – 25 минут.

Учитель: на сегодняшнем уроке мы обратим внимание на трех главных героев произведения, попробуем дать им краткую характеристику, установить связи между ними.

Группы прорабатывают отрывки с цитатами из текста (см. приложение 1), определяют героев, о ком идет речь, кратко характеризуют их, дополняя выступления соседних групп. (Каренин, Вронский)

- Что объединяет этих героев? ( отношения с Анной, дети, одиночество)

- Почему, по вашому мнению, автор дает им одинаковые имена? (для усиления контраста между ними, конфликта)

- Могли ли они реально помочь Анне в сложившейся ситуации? (нет, потому что она пыталась жить по зову души и сердца)

Учитель: (зачитывает цитату на экране):

- Можно ли считать, что в этом высказывании сформулирована главная жизненная позиция героини?

Учитель: о трагической раздвоенности личности и напряженной внутренней борьбе в душе героини свидетельствует противоречивость ее мыслей и поступков. Она живет словно на границе между светом и тенью, борясь за право быть счастливой. Давайте попробуем разобраться в этом.

Промежуточное подведение итогов в общей таблице оценивания.

Учитель: работая на протяжении 4-5 минут над образом главной героини, обратите внимание на подобранные цитаты в ваших технологических картах (по 3 разных аспекта для каждой группы). (см. приложение 2)

По окончании работы представители групп отвечают на вопросы учителя по технологичным картам, составляют парне (антонимичные) характеристики образу героини, записывают их в тетроди, составляя кластер (парные характеристики появляются последовательно на экране). (см. приложение 3, слайд № 4)

- Может ли человек, потерявший себя, бать счастливым?

3. Рефлексия – 10 минут.

Скажите, была ли героиня счастливой в семейной жизни? Ощутила ли полноту счастья от страстной любви? Было ли полноценным ее счастье материнства? (нет)

Что же объединяет все аспекты жизни Анны? (в месте пересечения окружностей появляется слово, которое объединяет все эти направления – несчастье).(см. слайд № 4)

А в чем для вас состоит суть счастья?

Промежуточное подведение итогов в общей таблице оценивания.

На сегодняшнем уроке мы повторили основные события произведения, дали характеристику главным героям романа, подробно рассмотрели образ Анни Карениной. Во время работы вы активно подбирали слова-ассоциации к слову-индуктору, взвешенно характеризовали героев, оценивали их поступки, отстаивали собственную точку зрения. Все это способствует развитию критического, логического и ассоциативного мышления, ваших творческих способностей.

3.3. Оценивание (2, 5 мин.): учитель подводит итоги оценивания групп на протяжении урока, выставляет оценки группам (по количеству набранних баллов: чем больше количество баллов, тем выше оценка за урок).

3.4. Домашнее задание (2, 5 мин.)

Репродуктивное задание: проработать материал учебника, составить цитатный план к образу Левина.

Конструктивное задание: привести примеры призведений мировой литературы, в которых поднимается проблема возможности счастья человека, погубившего себя.

Читайте также: