Конспект занятия заучивание стихотворения в подготовительной группе первый снег я аким

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: вызвать интерес и любовь к художественной литературе.

Образовательные: учить детей запоминать стихотворения, опираясь на картинки. Учить передавать в рисунке характерные признаки зимы.

Развивающие: развивать память детей, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к литературе, эстетические чувства.

Речевые: совершенствовать отчетливое произношение, обогащать словарь детей: мостовая, прикорнуть, салазки.

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Ход Образовательной деятельности:

Воспитатель: Сегодня мы будем учить очень красивое стихотворение, но о чем оно, вы узнаете, только отгадав загадку.

На землю упало

Пуховое одеяло

Лето пришло-

Одеяло сошло.

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали загадку. Снег и правда, как теплое одеяло, согревает землю от мороза. Под снегом зимует и травка и корни деревьев.

Очень красивое стихотворение, понравилось оно вам?(Дети отвечают).

Зима - самое жаркое время года…

Зимой цветут цветы и деревья…

Зимой солнце светит ярко и греет жарко…

Зимой в лесу много грибов и ягод…

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, нашли все ошибки. А теперь немного отдохнем, прогуляемся по зимним дорожкам.

Физкультминутка .

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке

Будем их ловить руками

И покажем дома маме

(поднять руки вверх и выполнять хватательные движения)

А вокруг лежат сугробы

Снегом замело дороги

(потянуться, руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы

Поднимаем выше ноги

(ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Вот зайчишка в поле скачет

Словно мягкий, белый мячик

(прыжки на месте)

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом

(ходьба на месте, сели)

Воспитатель: Для того, чтобы вам легче было запомнить стихотворение, я приготовила картинки – помощницы. (воспитатель читает произведение и показывает детям подходящую по смыслу картинку.)

Стихотворение :

Утром кот принес на лапах

Первый снег, первый снег

Он имеет вкус и запах

Первый снег, первый снег

Он кружится, лёгкий, новый

У ребят над головой

Он успел платок пуховый

Расстелить по мостовой

Он белеет вдоль забора,

Прикорнул на фонаре

Значит скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок

Значит, можно будет снова

Строить крепость во дворе

Воспитатель: А теперь мы с вами еще раз прочтем стихотворение с помощью картинок-подсказок.

(дети самостоятельно рассказывают стихотворение с опорой на картинки)

В заключительной части занятия воспитатель предлагает детям дорисовать зимний пейзаж (на заранее подготовленной композиции).

Дети рисуют зимнюю картинку (снегопад, снег на деревьях и крышах и т. д.)

В итоге организуется выставка детских работ, где дети, рассматривая рисунки, совместно с воспитателем читают стихотворение.

Цель: вызвать интерес и любовь к художественной литературе.

Образовательные: формировать у детей осмысленное запоминать стихотворения, опираясь на картинки. Учить передавать в рисунке характерные признаки зимы.

Развивающие : развивать зрительную память детей, внимание, воображение, интонационную выразительную речь.

Воспитательные: воспитывать интерес к поэтической литературе, эстетические чувства.

Речевые: формировать отчетливое произношение, обогащать словарь детей : мостовая, прикорнуть, салазки.

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня мы будем учить очень красивое стихотворение, но о чем оно, вы узнаете, только отгадав загадку.

(снег)

Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали загадку. Снег и правда, как теплое одеяло, согревает землю от мороза. Под снегом зимует и травка и корни деревьев.

(Дети отвечают).

Зима - самое жаркое время года…

Зимой цветут цветы и деревья…

Зимой солнце светит ярко и греет жарко…

Зимой в лесу много грибов и ягод…

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, нашли все ошибки. А теперь немного отдохнем, прогуляемся по зимним дорожкам.

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

Воспитатель: Для того, чтобы вам легче было запомнить стихотворение, я приготовила картинки – помощницы. (Воспитатель читает произведение и показывает детям подходящую по смыслу картинку).

Стихотворение :

Утром кот принес на лапах

Первый снег, первый снег

Он имеет вкус и запах

Первый снег, первый снег

Он кружится, легкий, новый

У ребят над головой

Он успел платок пуховый

Расстелить над мостовой

Он белеет вдоль забора,

Прикорнул на фонаре

Значит скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок

Значит, можно будет снова

Строить крепость во дворе.

Воспитатель: А теперь мы с вами еще раз прочтем стихотворение с помощью картинок подсказок.

(дети самостоятельно рассказывают стихотворение с опорой на картинки).

В заключительной части занятия воспитатель предлагает детям дорисовать зимний пейзаж (на заранее подготовленной композиции).

Дети рисуют зимнюю картинку (снегопад, снег на деревьях и крышах и т. д.).

В итоге организуется выставка детских работ, где дети. Рассматривая рисунки, совместно с воспитателем читают стихотворение.

Результаты продуктивной деятельности (выставка работ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на активное включение детей в работу на уроке.

Задачи: создать условия для формирования вдумчивого, осмысленного чтения; развития умения воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий; формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Тип урока: открытие новых знаний.

Формирование УУД:

личностные: осознание радости от первого снега; активизация мыслительной и творческой деятельности

регулятивные: отработка умения анализировать объекта с целью выделения признаков , структурировать знания; сличение способа действия при анализе стихотворения, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона ,реального действия и его продукта.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Средства обучения: учебник, иллюстрации

І. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

ІІ. Проверка домашнего задания

ІІІ.Введение в тему. Постановка темы и целей урока.

Плавно снежинка спустилась в ладонь,

Шепчет тихонько: «Меня ты не тронь.

Дунь осторожно, и я улечу —

Первый пушистый и белый снежок —

Светлое зимнее чудо, дружок.

- Что почувствовали, что представили, слушая стихотворение?

-О чем будем читать сегодня?

-Сформулируйте тему урока. Поставьте перед собой задачи

І V Работа по теме урока

Яков Лазаревич Аким. Родился 15 декабря в 1923 году. Его детство прошло на берегах спокойного озера, в старинном русском городе – Галич. Он прошел всю войну, а когда вернулся с фронта, решил писать веселые и жизнерадостные стихи для детей.

Стихотворение, с которым я вас сейчас познакомлю, поэт посвятил своей дочери, Танечке. Послушаете его и скажите, как оно называется и почему?

2. Словарная работа

Посмотрите ребята, в этом стихотворении встречаются новые для нас слова.

Мостовая – твердое дорожное покрытие городских улиц и некоторых дорог (мощёная дорога) из различных строительных материалов.

Салазки – маленькие ручные санки.

3.Показательное чтение стихотворения учителем

4. Чтение и анализ стихотворения детьми

- Кто принёс весть о первом снеге?

- Какой он, первый снег?

- Почему первый снег похож на пуховый платок?

5. Составление иллюстраций. Словесное рисование

Ребята, обратите внимание, что в нашем стихотворении нет ни одной картинки. А Зимушка - зима всё любит разрисовывать, делать очень красивым. Давайте проиллюстрируем это стихотворение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая тема учителя: «Развитие навыков устной и письменной речи учащихся для повышения

Информационная карта урока

Дата: 05 .12.2016 г Предмет: Литературное чтение

Тема урока: Я. Аким

обучающая: познакомить учащихся с биографией Я.Л. Акима. Учить оперировать основными

литературными терминами при изучении поэзии. Используя задания творческого и

игрового характера создавать у школьников активную ученическую позицию;

развивающая: способствовать развитию творческих способностей и креативного мышления учащихся;

продолжить работу над ведением литературного анализа стихотворения. Развивать

выразительность, точность и красочность устной речи.

воспитывающая: через создание комфортной среды, прививать у уч-ся любовь к красоте

художественного слова, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: лекция с элементами презентации

Технология: ЛОТ

Методы: частично-поисковый, наглядный

Оборудование: текст стихотворения, презентация, иллюстрации

Применение знаний: социализация (применение к жизни)

Технологическая карта урока

I. Орг. момент Целеполагание.

II. Эмоциональный настрой.

Я рада видеть каждого из вас.

И пусть в окно зима прохладой дышит.

Нам будет здесь уютно и тепло

Ведь мы друг друга чувствуем и слышим.

III. Проверка д/задания:

- Давайте вспомним, что мы узнали об авторе этого произведения.

- Молодцы, а теперь почитаем его наизусть.

- К какому жанру литературы оно относится? (стих)

- Докажите (рифма, ритм, интонация)

- Это лирическое стихотворение, т.к. через пейзажные картины поэт выражает нам свое настроение, мысли и чувства.

IV. Введение в тему:

Сегодня мы продолжим разговор о стихотворениях и узнаем много нового и интересного, а поможет нам в этом сказочная героиня, которая пришла к нам в гости. Отгадайте кто это?

В ледяной карете мчится

Девушка – краса

Ветер крыльями стучится

В сонные дома.

Расцветают скверы, парки

Снежной белизной

И мороз возводит арки

Над тропой лесной.

- Молодцы, это зимушка – зима. Как же она изменила все вокруг, что принесла с собой?

Конечно это снег, вьюги, метели, мороз, веселье, катание на коньках и санках. И много еще всего

сказочного и веселого.

Наша гостья принесла конверты с заданиями. Откроем 1 конверт.

1 Узнайте об авторе.

V. Вступительное слово об авторе.

Яков Лазаревич Аким родился 15 декабря в 1923 году. Его детство прошло на берегах спокойного озера, в старинном русском городе – Галич. В 1941 г. Яков окончил 9 классов, а уже в 1942 году пошел на фронт защищать Родину, тогда ему было всего 19 лет. Он прошел всю войну, а когда вернулся с фронта, решил писать веселые и жизнерадостные стихи для детей. Яков Аким прожил долгую и интересную жизнь. Он умер всего три года назад, в возрасте 90 лет, в городе Москва.

VI. Знакомство с произведением и проверка первичного восприятия.

Стихотворение, с которым я вас сейчас познакомлю, поэт посвятил своей дочери, Танечке. Послушаете его и скажите, как бы вы его назвали и почему?

1.Чтение учителя

Утром кот принес на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!

Он кружится, легкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой,
Он белеет вдоль заборов,
Прикорнул на фонаре.

Значит, скоро, очень скоро
Полетят салазки с горок,
Значит, можно будет снова
Строить крепость во дворе!

- Понравилось ли вам, стихотворение, и чем? (весёлое, жизнерадостное)

- Так как же оно, по-вашему, называется? Почему?

2. Словарная работа

Посмотрите ребята, в этом стихотворении встречаются новые для нас слова.

Прикорнул – прислониться к чему-либо, прилечь.

Салазки – маленькие ручные санки.

- Давайте подберём к ним синонимы - это поможет нам лучше увидеть образ снега.

- Что такое синонимы?

Прикорнул – присел, прилёг, отдыхает;

Салазки –санки.

3.Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

- Сейчас вы самостоятельно прочитаете это стихотворение и попробуете сказать, какие литературные приёмы использовал поэт.

VII.Чтение и анализ.

Чтение стихотворения по частям вслух .

- Найдём литературные приёмы, которые здесь встречаются.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, как одушевлённых, при котором они

наделяются свойствами живых существ.

- Докажите текстом (он успел, расстелить, он белеет, прикорнул на фонаре)

Сравнение – это сопоставление двух предметов по сходству.

- Докажите текстом (платок пуховый).

- Значит он какой? (очень чистый, очень белый).

Вот эти слова в литературе называют – эпитеты.

Эпитеты – это слова, которые использует автор для более яркого изображения главного предмета.

VIII. Составление диафильма.

№ 3 проиллюстрируйте стихотворение.

IX. Работа в группах

- Разделить класс на группы по рядам.

-1 ряд выбирает в стихотворении слова, которые обозначают предмет и относятся к снегу

(вкус, запах, платок)

-2 ряд выбирает в стихотворении слова, которые обозначают признак предмета и тоже относятся к снегу

(первый, лёгкий, новый, пуховый)

-3 ряд выбирает в стихотворении слова, которые обозначают действие предмета и так же относятся к

снегу (имеет, кружится, успел, расстелить, белеет, прикорнул).

- По одному представителю от группы зачитать эти слова.

- Каких же слов получилось больше?

- На что они указывают? (на действие предмета).

- Молодцы именно эти слова помогают нам увидеть, что происходит в картине зимней природы.

X. Словесное рисование

В ходе словесного рисования, с помощью наводящих вопросов учителя, дети создают образ, в результате

которого появляется электронная картинка.

Итак, 1 иллюстрация

- Кто принёс первый снег в дом? (кот)

- Как он это сделал? (на лапах)

- В какое время суток? Почему? (утром, т.к. обычно первый снег выпадает ночью)

- А как можно увидеть, что снег имеет вкус и запах?

(у кота на усах и носу тоже должен быть снег, и его морда выглядит очень довольно).

Вот и наш 1 кадр.

2 иллюстрация

- Что видим? Что изобразим?

(Дети стоят во дворе, головы подняты вверх. Кто-то ловит снежинки руками или ладошками.

Молодцы получился 2 кадр.

3 иллюстрация

- Что изобразим? (мостовая покрыта белым, пушистым снегом).

Вот и 3 кадр.

- Можно сказать что, 3 и 4 иллюстрации похожи, только действие происходит в разных местах?

Обратите внимание, как лежит снег на фонаре. Он его совсем накрыл или только немножечко

Вот и 4 кадр.

- Ну что, у нас получилось проиллюстрировать это стихотворение?

- Какие знания и умения нам в этом помогли? (умение выразительно читать и находить

XI. Итог урока.

- С каким поэтом мы сегодня познакомились?

- Как называется стихотворение, которое прочитали?

- Как же зимушка – зима, меняет природу?

- Можно ли сказать, что зима самое весёлое время года?

XII. Рефлексия

XIII. Д/з

Ребята, вам осталось нарисовать 5 иллюстрацию к этому стихотворению. Сделайте это на альбом листе. Можно красками или карандашами. И главное выразительно прочитать стихотворение или выучить его наизусть.

Читайте также: