Конспект занятия общение с природой

Обновлено: 09.07.2024

Оценить 750 0

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное казённое учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Славянский социально- реабилитационный центр

воспитательного занятия по теме

Воспитатель Рыжова Марина Борисовна

образовательная: формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы; расширять кругозор;

воспитательная: воспитывать заботливое, бережное отношение к природе как источнику красоты и доброты; воспитывать любознательность, пытливость в процессе общение с природой;

развивающая:развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности; совершенствовать мыслительные операции;

развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.

Форма проведения: игра- путешествие.

Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Ход занятия

Вводная часть

(Звучит музыка – плавная, лирическая, задушевная.)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Послушайте эпиграф нашего занятия. Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы с вами поговорим о природе, точнее, о вашем отношении к ней. С пением птиц, с шелестом листьев со звоном весеннего ручейка мы открываем свой особый образ природы, свой особый мир. Этот мир учит нас быть добрыми, смелыми, сильными духом и стойкими. Он помогает познавать красоту, вызывает чувства, побуждающие эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют.

(Воспитатель читает стих Е. Карасёва)

Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло - голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года -
Это всё вокруг - …
природа! (Дети говорят хором)

Воспитатель: Давайте подумаем, что нас радует в природе? (Ответы детей.)

Воспитатель:Да, красота, это чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой.

Основная часть

Я должен над цветами наклониться.

Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Посмотрите на картинку. Какой красивый луг. Какие чувства вызывает эта картина у вас? Какие растения вы знаете?

Воспитатель:А за лугом раскинулся лес. Вот красивая лесная полянка. (Показывает красочно оформленную картинку). Давайте здесь отдохнём и послушаем музыку леса, голоса природы.

Как дышится в лесу!
Как льдинки горлом льются!
Как будто пьёшь росу
Из блещущего блюдца!

Как слышится в лесу!
Заполнив чашку с верхом,
Мчит эхо на весу
По веткам, как по вехам!

Как пишется в лесу!
Лес, приглушив гуденье,
С листа, прогнав осу,
Дарует вдохновенье!

Как верится в лесу
В загадочное счастье!
Уйти в седьмом часу,
Оглядываясь часто!

Жаль, тени по лицу -
Некрепкая завеса.…

Как хочется в лесу
Не уходить из леса!

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые цветы растут на нашей полянке. Любите ли вы цветы? Какие? Расскажите о них.
Что вы испытываете, когда смотрите на цветы? Опишите свои ощущения.
Как вы думаете: что в человеке больше всего похоже на цветок? (Душа.)
Что происходит с цветком, если за ним не ухаживать?
Что, по вашему мнению, происходит с душой человека, если за ней не ухаживают?
Ухаживать за душой – стремиться делать то, что доставит радость и счастье людям, совершенствовать свои духовные качества, стараться осознать свою цель и предназначение.
Посмотрите на своих друзей, на какие цветы они похожи?
Знаете ли вы язык цветов?
Запах, каких цветов вам нравится?
Знаете ли вы сказки, легенды о цветах?
Какие из цветов ближе вам по характеру?
Как вы думаете: какою стала бы жизнь на земле, если бы не было цветов, деревьев, растений?
Какую роль они играют в жизни человека?
Как вы думаете: почему люди так любят цветы?
Почему люди дарят друг другу цветы?
Что вы испытывали, когда дарили цветы?
Когда вам дарили цветы?

Воспитатель: Нарисуйте любимый цветок. Вот какие красивые цветы вы нарисовали! А на кого из наших ребят они похожи?

(Дети рассуждают)

Скажите, а какие деревья растут в лесу? Правильно! А знаете ли вы, что

деревья - один из самых больших живых организмов на планете и один из величайших природных ресурсов Земли.
Они поддерживают наш воздух чистым, снижают уровень шума, улучшают качество воды, предотвращают эрозию почв, обеспечивают пищей и строительным материалом, создают тень и помогают сделать ландшафт красивым.

Воспитатель:Вот еще некоторые размышления, факты и цифры об этих старых жителях земли и живых сокровищах … деревьях!

1. Деревья являются самыми долгоживущими живыми организмами на Земле.

2. Одно дерево производит около 113 килограммов кислорода в год. Это значит, что два взрослых дерева могут производить достаточно кислорода, чтобы покрыть ежегодную потребность в кислороде семьи из четырех человек.

3. Всего лишь одно дерево способно поглотить за год столько углекислого газа, сколько производит автомобиль за время пробега 41,8 тысяч километров.

4. В течении своей жизни одно дерево способно поглотить одну тонну углекислого газа.

5. Средняя продолжительность жизни деревьев в черте города составляет всего 8 лет.
Для сравнения максимальная продолжительность жизни деревьев в дикой природе: яблоня до 200 лет, груша до 300, сосна европейская — 500, дуб — 1000 лет, можжевельник

8. Самое большое дерево растет в Национальном парке в Калифорнии. Его высота составляет 112 метров, диаметр 9 метров, а возраст свыше 2000 лет!

Воспитатель:Для того, чтобы продолжить путешествие нужно немного размяться.

Быстро встали, улыбнулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Воспитатель:А скажите, ребята, какие ядовитые растения нельзя рвать в лесу?

Дети называют ядовитые растения: дурман, белена, волчье лыко, вороний глаз, ландыш (семена).

Воспитатель:Молодцы, ребята! Оказывается вы очень много знаете о лесе. Но прежде, чем разрешить вам прогулки по лесу, мы должны вспомнить правила поведения в лесу. Все ли помнят эти правила?

Не будем обижать лягушек и жаб

Не будем ломать ветки деревьев и кустарников

Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых

Не будем ловить диких животных, и уносить их домой

Не будем разорять птичьи гнёзда

Не будем рвать цветы в природе

Воспитатель: Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились и птицы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать на мешало.

Воспитатель раздаёт каждому учащемуся красочно оформленные правила поведения в природе.

Я не степью хожу,
Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.
Беспредельная степь,
Ты природой написанный
Странный рецепт.

А какие наиболее распространенные лекарственные растения вы знаете?(Ответы детей).

Воспитанники читают стихи о лекарственных растениях.

1. Лекарственная ромашка используется от простуды, кашля и ангины.

Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится Настя
Слегка горьковатый душистый отвар.
Знакомая с детства, родная ромашка,
Её мы лекарственным другом зовём.

2. Сок тысячелистника, нанесённый на рану, останавливает кровотечения и способствует быстрому заживлению.

Сумей-ка на листе вот этом
Все листики пересчитать, Вася
Кому на это не хватит лета,
Тому поставить можно пять.

3. При болезни сердца помогают капли ландыша.

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне, кажется, его задень, - Хава
Он тихо зазвенит,
И этот звон услышал луг,
И птицы, и цветы вокруг.

4. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, при ожогах, при укусах насекомых.

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листочки - Тимур
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.

5. Пижма очень хороша для любого лекарства. В народе пижму называют - дикой рябиной.

Поникли все цветы и листья -
Так солнце греет горячо.
И только пижмы золотистой
Жара любая нипочем.

Так будем же к ней бережны и внимательны.

Воспитанник читает стихи, сопровождающиеся показом слайд-шоу пейзажей природы .

Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полете…

Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,|
на планете мы останемся одни.
(В. Берестов)

Фиалки, ландыши для нас
Веселый май в садах припас,
Но мы их рвать не будем -
Пускай цветут на радость людям!

Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
(Т. Собакина)

Природа просит доброты,
Природа просит малости:
Не рвите попусту цветы,

Имейте каплю жалости.
(А. А. Стром)

Не рвите, не рвите фиалки,
Весной они хороши,
Поднявшись над прелью, весною
Царят, расцветая в глуши.
Густеют вечерние краски
И прячутся стежки-пути.
Здесь дремлют лиловые сказки
С златой серединой в груди.
В живых только светятся вёсны
В живых только сказки живут.
Не рвите, не рвите фиалки.
С фиалками сказки умрут.
(А. А. Стром)

Как это страшно - умиранье рода.
Всех поголовно, всех до одного.
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползёт проказа запустенья.
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут.
И падут растенья.
И зверь не обойдет своей беды.
И только тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.
(С. Островой)

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
(Е. Евтушенко)

Заключительная часть

Воспитатель:Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы с вами прогулялись по лугу, попали на лесную поляну и забрались в самую чащу леса. Понравилось вам наше путешествие? Что вы почувствовали? Что представляли? И в заключении я предлагаю вам нарисовать лес, по которому мы путешествовали.

Наше путешествие заканчивается под девизом :

Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета:

Зеленый - если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.

Красный - если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.

Цель:Показать опасность некоторых действий человека.

Уточнить источники мусора. Развивать способность

определять, что такое хорошо – что такое плохо.

Воспитывать благородное отношение к природе.

Материал: Предметы быта, предназначенные для уборки

мусора, 0,5 альбомного листа, цветные карандаши, плакат

Воспитатель: Ребята, кто мне назовёт

отрицательных героев сказок?

Дети: Баба-Яга, Кощей Бессмертный,

Леший, Водяной, Русалки.

Воспитатель: Почему их можно

Дети: Потому, что они совершают

плохие, злые дела.

Воспитатель: А где они живут?

Дети: В лесу, в воде, в горах.

Воспитатель: Что они любят – чистоту

Воспитатель:Может ли человек,

подражая положительным героям

сказок, жить среди грязи?

Воспитатель: Многие люди, уподобляясь нечистой силе, постоянно выбрасывают мусор и загрязняют окружающую их среду. Они привыкают жить среди грязи и сами становятся хуже.

Я надеюсь, что среди вас таких нет. Скажите, как должны поступать те, кто знает, что такое хорошо?

Дети: Ничего не кидать на землю, а мусор выкидывать в определённое место.

Воспитатель: Откуда появляется мусор?

Дети: Это использованные пакеты, очистки от продуктов, банки, бутылки, старые, ненужные вещи.

Воспитатель: Если мусор долго не убирать, то он будет представлять большую проблему для человека и всех живых существ. При этом разовьются опасные для здоровья микробы и станут выделяться ядовитые вещества в виде неприятного запаха. Может ли природа сама себя вылечить?

Дети:Нет, не может.

Воспитатель:Может, но на это уйдёт много времени. Ей не успеть за человеком. Посмотрите на плакат: бумага разлагается -5 лет;

Консервная банка – 90 лет;

Пакет из-под сока – 200 лет;

Стеклянная бутылка – 1000 лет. Какой можно сделать вывод?

Дети: Нельзя засорять природу.

Воспитатель:Скажите, дети, на кого бы вы хотели быть похожи: на Бармалея или доктора Айболита? Почему?

Дети: На доктора Айболита потому, что он смелый, добрый, умный, благородный и любит природу, а Бармалей злой, коварный, жадный и разрушитель всего живого. Давайте нарисуем тех героев сказок, которые вокруг себя создают много грязи, изобразим их в тёмных, холодных тонах и никогда не будем на них похожими.

Воспитатель: Как вы думаете – что значит быть благородным?

Дети: Делать только хорошие поступки.

Воспитатель: Правильно, но ещё и передавать эти качества души своему роду, своим детям, то есть их правильно воспитывать. Вы ведь тоже будущие родители? А сейчас я предлагаю вам вместе с младшей группой пойти на прогулку и облагородить территорию школы, детского сада и ближнего пруда.

Мы по улице идём,

На которой мы живём.

Мы бумажки и стекляшки

Собираем и кладём.

Раз в ведро, а два в корзину.

Наклоняем дружно спину.

Если дружно потрудиться

Всё вокруг преобразится!

Формы и методы работы по ознакомлению с природой детей младшего дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателей В задачах по ознакомлению детей с природой входит задача, которая предусматривает развитие первых ориентиров в мире природы, в мире растений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект образовательной деятельности по экологии с использованием проблемного обучения и технологии ТРИЗ

в подготовительной группе

Занятие для детей подготовительной к школе группы, составлено в соответствии с типовой программой воспитания и обучения в детском саду

Занятия по экологии в подготовительной к школе группы согласно расписанию ОД.

Представленный конспект – построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности

Задачи:
1. Обучающие

Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы);.

Расширять представления детей о правилах поведения в природе;

Учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе.

Формировать элементарные представления о кризисном состоянии природы Земли;

Учить детей самостоятельно составлять 2-3 строчки загадки по разным моделям.

2. Развивающие

Развивать психические процессы сравнения.

Развивать речь, внимание, умение давать полный ответ, слушать высказывания других,

Обогащать словарный запас слов;

3.Воспитывающие

Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.

Воспитывать доброжелательную форму общения со сверстниками.

Для достижения задач были использованы такие методы и приемы:

• Наглядно-практический метод (творческие упражнения – составление загадки по схеме)

• Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации)

• Прием эмоциональной заинтересованности (отправка в путешествие)

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей.

Решение задач осуществляется через такие образовательные области:

• коммуникация (составление рассказ о зубре);

• здоровье (физминутка, дыхательная гимнастика);

• познание (рассказ воспитателя, просмотр презентации).

Применение инновационных технологий – с использованием проблемного обучения и использование технологи ТРИЗ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

В ходе подготовки данного занятия проводилась предварительная работа с детьми:

Чтение энциклопедии о растительном и животном мире Казахстана, рассказывание о ландыше, черном аисте, зубре.

Просмотр мультфильмов по теме.

Отгадывание загадок и заучивание стихотворений.

Реализация образовательных областей:

Познание, коммуникация, здоровье, чтение художественной литературы, социализация.

Оборудование:

Ход образовательной деятельности

Воспитатель:

Быстро строим мы кружок, становись и ты, дружок.

Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

- Я вижу, отличное у всех настроение, давайте его сохраним до конца дня, чтобы поделиться потом с мамами, папами и друзьями.

-Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в путешествие по удивительной стране, а как она называется, отгадайте:

Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:

Небо светло- голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,

Человек и время года - это всё вокруг… ( природа)

В.- Почему вы так решили?

Дети : - Природа - это окружающий нас мир: леса, поля, солнце, облака и т.д.

В.- Жизнь всех людей тесно связана с природой! Почему так говорят? Может ли человек жить без природы? А природа без человека?

Д.- Вода нужна, чтобы жить, воздухом мы дышим, почва даёт нам пищу. Природа нас обувает, одевает, в общем, даёт нам жизнь.

Звучит запись пения птиц

В. - Ребята, а чьи это голоса? Где их можно услышать? Ребята, мы, оказывается, попали с вами на лесную полянку. Оглянитесь вокруг, давайте полюбуемся красотой весеннего леса, когда оживает и просыпается природа. Ребята, что вы почувствовали, услышали, когда вошли в лес?

Д.- Свежесть, запах хвои, пение птиц, шум ветра…

Дыхательная гимнастика

В.- Лесные жители наблюдают за нами, они притаились и ждут, как же мы будем вести себя в лесу?

Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь: мы свои.

Л. –Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес? Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете! Муравейники разоряете, цветы топчете, зверей и насекомых обижаете. Не пущу вас в лес!

В. –Лесовик, среди наших ребят ты найдёшь себе помощников. Наши дети любят природу, умеют ухаживать за растениями и животными.

Л. –Ну ладно, уговорили, пущу. Но с условием: вы должны выполнить мои задания. В лес пущу только тех, кто расскажет мне о правилах поведения в природе. В моём волшебном лесу я расставил знаки. Найдите и объясните их правильно - это будет ваше задание.

Дети берут со стола карточки и объясняют их

Правило 1 . Нельзя шуметь! ( Шум распугивает жителей леса, нарушает их покой, особенно весной, когда у зверей и птиц появляется потомство.)

Правило 2. Нельзя разорять муравейники. (Муравьи – это санитары леса, свои домики они строят из лесного мусора: веточки, иголочки.)

Правило 3. Не оставляйте надписи на природных объектах.

Правило 4. А как вы поступите, если увидите птенцов или яйца в гнезде? Нельзя трогать птичьи гнёзда. (Птица поднимет шум, хищники услышат шум и в отсутствии птицы разорят гнездо. Птица может покинуть гнездо.)

Правило 5 . Не оставлять не затушенные костры. (Если вы решили разжечь костёр в лесу, то необходимо обложить его камнями, а ,уходя, потушить песком и водой. Не затушенные костры могут привести к лесным пожарам, в результате чего погибнут и растения, и животные. Для костра нужно собирать сушняк, а не ломать ветки.

Помните: из 1 дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём в лесу!)

Правило 6 . Не оставляйте после себя мусор! (Полиэтилен и металлические банки плохо разрушаются микроорганизмами. Полиэтилен полностью разрушается через 220 лет, металлические банки через 100 лет. Мусор нужно собирать и выносить в мусорный контейнер в городе.)

Правило 7. Не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные, так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных. Не вырывать с корнями цветы.

Правило 8. Не брать детёнышей зверей и птенцов из леса в город . (Если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес.)

Правило 9. Не прятаться во время грозы под одиноким деревом: в него может попасть молния!

Дети читают стихи

1.Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

2. Ветки дуба не ломай, никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять, ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

3. Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин –дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги!

Л. –Запомните, ребята, эти правила, старайтесь их выполнять, а то лес затаится, испугается, и вы не узнаете ни одной его тайны. А тайн в лесу очень много. Ну а мне пора идти дальше, осматривать свои владения.

В. – Ребята, мы справились с заданием Лесовичка, а теперь давайте немного отдохнём. Разбейтесь на пары.

Я дрозд, и ты дрозд. (показывают в паре на себя и партнёра)

У меня нос и у тебя нос.

У меня щёчки гладенькие и у тебя щёчки гладенькие.

У меня губки сладенькие и у тебя губки сладенькие.

Я твой друг, и ты мой друг. Я люблю тебя! ( обнимаются)

В. - Ребята, давайте присядем на нашей полянке. ( садятся на стульчики)

-Ребята, а умеете ли вы дружить? Как вы думаете, кто такой друг?

-Если друг заболел, что мы делаем? А если другу грустно?

-Ребята, а с кем можно дружить? А вы знаете, что можно дружить с природой?

-В чём может проявляться наша дружба с природой?

Д. - Беречь, охранять, ухаживать.

В. - А вы знаете, ребята, что некоторые люди не умеют дружить с природой? Ведь чего только не делали люди со своим маленьким и хрупким домом - планетой Земля! Её взрывали и бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие от зноя. Осушали озёра, поившие её влагой. Более 100 видов разных зверей и птиц уничтожили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли, где они могли бы жить. Немало исчезло и растений из-за вырубки леса, строительства дорог, городов, распашки земель и выпаса животных.

-Учёные заметили, что после исчезновения одного вида растений автоматически вымирает до 30 видов животных, тесно связанных с ним. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше.

-Чтобы этого не случилось, учёные решили издать Красную книгу, чтобы знать, каких животных и растения нужно спасать. Хотите на неё посмотреть ?(показ слайда Красной книги растений РК и Красной книги животных РК)

В. -Ребята, а почему именно Красная книга?

В. - Хотите узнать о животных и растениях Красной книги?

Показ слайда с изображением ряда растений: ландыш , шиповник, земляника, клевер, купальница, подорожник, ель. (дети угадывают ландыш)

В . - Послушайте про него загадку:

Белые фонарики на зелёной ножке я весною встретила на лесной дорожке. ( Ландыш)

Рассказ воспитателя о ландыше

Поздней весной в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши. Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветания образуются оранжево-красные ягоды. Они ядовиты.

-Ребята, а можно ли нарвать букет ландышей и принести его домой? Или оставить их в лесу?

-В вазе ландыши стоят чуть дольше, чем подснежники, но тоже мало. Тем более, что ландыши – цветочки, появляются не на всех листьях. Корень ландыша живёт примерно 21 год, а цветёт он в возрасте 7-13 лет. Вот сорвём мы букетик ландышей, придём через год на то место, где собирали цветы, а их там не будет. Так как нам поступать? Рвать ландыши или нет?

-А знаете, что ландыши - это лекарственное растение? Это маленький лесной доктор. Но не на поляне им надо лечиться. Ландыш - ядовитое растение. Листья, а особенно плоды ландыша ядовиты. Но соберут травники ландыши, принесут в аптеку и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу.

-Почему рядом с изображением ландыша красный кружок?

Д. - Охраняемое лекарственное растение - ядовитое.

В .-А теперь давайте ребята выйдем на нашу полянку и сделаем разминку.

Физкультминутка

Зверей и птиц не обижать, ( грозят пальцем )

Цветы напрасно не срывать, ( приседают)

В лесу костры не разжигать. ( топают ногами )

С природой будем дружно жить . (берут друг друга за руки)

Живое на Земле любить. ( прижимают руку к груди )

Много есть соседей в нём.

И пушистые козлята, ( показывают рожки)

И весёлые котята, ( прыжки)

И извилистые речки, ( изобразить сложенными ладонями речку)

И кудрявые овечки .(крутят кудряшки)

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты. ( показывают на себя и детей)

В этом славном доме нужно ( руки друг другу на плечи)

Жить со всеми очень дружно.

Никого не обижать, ( хлопки)

Всех соседей уважать.

В. - Молодцы, ребята, присаживайтесь. ( Показ слайда с изображением зубра, жабы камышовой, филина, барс, медведя.)

В. - Посмотрите внимательно на изображение. Кого вы здесь видите? Что вы можете мне сказать об этих животных? Что их объединяет?

Д . -Они все из Красной книги.

В. - Правильно, ребята, это зубр. А что вы о нём знаете?

Рассказ детей о зубре

Д. - Зубр - это красивое, крупное животное, которое живёт в стаде. У зубра есть рога и хвост. На голове растёт густая шерсть. Питаются зубры растительной пищей, поэтому они предпочитают места обитания, в которых имеется травянистая растительность. Маленькие зубрята могут питаться молоком в течение целого года. Живут зубры до 25 лет.

В. - А теперь давайте составим о зубре загадку, по нашей схеме на мольберте. Что тут написано?

Д. - Какой? и Кто такой же?

Кто такой же?

1.Шкаф. Дом. Слон. Дуб.

3.Лось. Олень. Коза. Баран.

В. - А теперь посмотрите на нашу загадку и попробуйте её прочитать.

Д. - Большой, но не слон. Горбатый, но не верблюд. Рогатый, но не олень.

Заслушивается 3 загадки

В. - Молодцы! Загадки получились все разные и интересные.

-Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём.

Дети становятся в круг, ведущий бросает мяч и задаёт вопрос:

-Я умею кусаться. Кто я? ( комар, собака, змея, волк, лиса, акула)

-Я умею ползать. Кто я? ( змея, гусеница, червяк, жук, муравей)

-Я умею нападать. Кто я? (лев, тигр, змея, медведь, волк, гепард)

-Я умею лететь. Кто я? ( бабочка, птица, майский жук, комар, стрекоза)

-Я умею прыгать. Кто я? ( кузнечик, заяц, антилопа, кенгуру, лягушка, воробей.

Дети садятся на стульчики

В. -Ребята, а вы знаете, что ещё делают люди, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды растений и животных?

Д . - Создают заповедники, Национальные парки.

Отгадайте загадку

Море есть - плавать нельзя, дороги есть - ехать нельзя, земля есть - пахать нельзя. (Географическая карта)

В. - А какие вы знаете заповедники и Национальные парки? Кто может показать, где они расположены на карте? ( Алматинский государственный природный заповедник , Наурзумский государственный природный заповедник , Западно-Алтайский государственный природный заповедник , Алакольский государственный природный заповедник) Дети отмечают на физической карте местонахождение заповедников.

Выставляется классификация объектов живой природы.

В.- Хорошо, ребята. А посмотрите внимательно на нашу классификацию. Что обозначают эти значки?

Д.- Живая природа. Т.е., всё живое может питаться, дышать, двигаться, чувствовать и размножаться.

В.- Я загадала объект живой природы. Попробуйте определить, что я загадала с помощью этой классификации ( Белый аист - птица перелётная, крупная, клюв длинный, она белая).

-Правильно, это белый аист. Но сегодня я вам хочу рассказать про другого аиста. Этот аист необычный, он чёрный.

Рассказ воспитателя о чёрном аисте

Чёрный аист - крупная птица с длинной шеей и ногами. Окраска оперения чёрная с металлическим блеском. Белое только брюхо и подхвостье. Клюв и ноги красные. Птица эта нелюдимая, предпочитает селиться подальше от деревень во влажных лесах, по соседству с болотами, реками или заболоченными лугами. А со своим белым собратом она видится обычно во время обеда. Питается преимущественно рыбой, реже – лягушками и змеями. Чёрные аисты в отличие от белых, улетают в тёплые края не стаями, а по - одиночке. В РК они занесены в Красную книгу – список редких животных, которые охраняются.

Д. – Какой кустарник-родственник розы? (шиповник)

Г. – У какого животного самая длинная шея? (жираф)

Д. – Какое самое крупное морское животное? (кит)

Г. – Какое животное спасает утопающих? (дельфин)

Д. – Какая трава растёт выше дерева? (бамбук)

Г. – Какое дерево – самый первый медонос? (ива)

Д. – Самое высокое дерево в мире? (эвкалипт)

Г. – Самый крупный хищник на земле? (белый медведь)

Г. – Какое животное сбрасывает рога? (лось)

Д. – Самая маленькая птичка? (колибри)

Г. – Какая птица первой прилетает весной? (грач)

Д . – У какого дерева кора не нагревается даже в самую жаркую погоду? (берёза)

7:7 ничья! В викторине победила дружба. Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые живут на нашей планете.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел. Экологическая безопасность в природной среде.

Тема. ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Цель: формирование представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, общении с природой и её познание.

Задачи:

- формировать экологически образованной личности с экологическим стилем мышления;

· пробудить интерес и любовь к окружающей природе, научить детей общению с ней;

· формировать чувства сопричастности к природе, личной ответственности за нее.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

МОЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

для учащихся 5-6 классов

Природа в жизни человека



Стуканог Земфира Закиевна,

учитель биологии МБОУ СОШ № 9

Кружок. МОЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Раздел. Экологическая безопасность в природной среде.

Тема. ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Цель: формирование представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, общении с природой и её познание.

- формировать экологически образованной личности с экологическим стилем мышления;

· пробудить интерес и любовь к окружающей природе, научить детей общению с ней;

· формировать чувства сопричастности к природе, личной ответственности за нее.

Оборудование: плакат с высказыванием Л. Леонова; макет дерева; магнитная доска, компьютер с аудио и видео воспроизведением, зеленые бумажные листочки.

«Охраняйте природу!

Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов.

Ее сокровища вверены нашей совести, справедливости,

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Земфира Закиевна. Я предлагаю вам вместе со мной cовершить несколько первых шагов в науку, изучающую нашу зеленую планету.

Холмы, перелески, луга и поля —
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей —
Частица великой отчизны моей.

Целеполагание: Показ слайдов живой природы со следами антропогенного воздействия человека.

Учитель. Сегодня мы посвятим наше мероприятие природе. Мы приоткроем дверцу в ее сказочный мир, узнаем много нового, вспомним уже известное. Ведь только тот, кто знает природу, ее законы, может ее любить, охранять, жить, не нарушать ее уклада.

Ребята, скажите, пожалуйста, как мы назовем тему нашего занятия?

Как вы думаете, как называется наука, которая изучает природу?

Природу и влияние человека на природу? ответы учащихся

И для чего мы ее изучаем. На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить. То, что вы с узнаете, надеюсь, вам пригодится в жизни.

(Потому что на нашей планете много воды)

Ученик 1.Чистая вода, как и чистый воздух, нужна растениям, животным и человеку. Иногда воздух и вода загрязняются от того, что в них попадают вредные вещества с заводов и фабрик. Дышать таким воздухом вредно, и люди чаще болеют. Охрана чистоты воздуха – очень важное дело. Взрослые должны заботиться о чистоте воды и воздуха. А как мы будем заботиться о природе? (Не ломать деревьев и кустов, не разбрасывать мусор, не ловить насекомых и бабочек, не разорять муравейников).

Учитель. Ребята, я обращаю ваше внимание на листики, которые лежат у каждого на столе. Эти листики в конце урока станут волшебными. Попрошу вас на этих листках написать свои призывы, обещания, клятвы по охране окружающей среды.

Ученик 2. Каждый из нас должен бережно относиться к природе. Это, к сожалению, понимают не все, поэтому во многих местах наше планеты наблюдается обеднение природы.

Учитель. Сейчас, ребята, устраивайтесь поудобнее и будьте внимательны. Мы посмотрим экологическую сказку о Человеке и Золотой Рыбке. ч Сказка о Человеке и Золотой Рыбке (показ экологической сказки)

«Жил на свете Человек. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом чистым дышал, воду родниковую пил, закатами любовался.

Однажды ловил Человек рыбу в речке. Долго над водой сидел, а рыба все не клюет. И вдруг крючок как дернется, чуть Человек не выронил удочку из рук.

Вытянул – и глазам свои не верит: рыбка перед ним неизвестного вида, да не простая, а золотая, прямо как в сказке.

- Ты кто? – Человек шепотом спрашивает, а сам глаза протирает – не почудилось ли?

- Да Рыбка я Золотая, - приятным голосом отвечает неизвестное создание, - сказки в детстве читал?

Человек от удивления сказать ничего не может, только головой кивает.

- Между прочим, - говорит Золотая Рыбка, - я и желания выполнять умею. Мне желание исполнить – раз хвостом вильнуть. Отпустишь меня, все желания твои исполню.

Задумался человек: отпустишь Рыбку – без ужина останешься, а съешь ее – всю жизнь жалеть будешь.

- Ладно, - говорит, - отпущу я тебя. А желание у меня первое такое будет: надоело мне жить в этой избенке деревянной. Хочу дом каменный, да с электричеством и центральным отоплением.

Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостом вильнула.

Сказано – сделано. Появилась у Человека машина, лесные тропинки в асфальтовые превратились, а полянки цветочные – в места стоянки.

Исчез лес – как и не бывало. На его месте картошка растет, пшеница колосится. Доволен Человек, урожай считает.

Вдруг откуда ни возьмись букашки вредные налетели. Да голодные такие! Так и норовят весь человеческий урожай съесть. Испугался Человек, давай всякими ядами букашек-таракашек травить. А заодно с ними и пчел с птицами.

- Главное урожай спасти, - думает. – А вместо птичьих песен я у Рыбки магнитофон попрошу.

Живет он так – горя не знает! На машине ездит, урожай собирает, на закаты внимания не обращает, вода у него из крана течет, к роднику ходить не надо. Все, вроде, хорошо, но хочется Человеку чего - нибудь новенького.

Думал он, думал и решил завод завести. Места вокруг много, пусть работает, прибыль приносит.

Пошел Человек к Рыбке – хочу, мол, вдобавок к сельскому хозяйству промышленное производство развернуть. Чтоб все как у людей было.

Вздохнула Рыбка тяжело и спрашивает:

- Тебе какой завод - химический или металлургический?

- Да мне все равно, - Человек отвечает, - лишь бы прибыль побольше была.

- Будет тебе завод, - вильнула хвостом Рыбка. – Но знай: это последнее желание, которое я могу исполнить.

Не обратил внимания Человек на эти слова. А зря.

Возвратился он домой, видит – стоит возле его дома завод огромный, труб видимо – невидимо. Одни – клубы дыма в воздух пускают, другие – потоки грязной воды льют в реку. Шум стоит, грохот.

- Ничего, - думает Человек, - главное - разбогатеть побыстрее.

Заснул он в тот день счастливым человеком, и приснился ему страшный сон. Будто стало все вокруг по-старому. Лес шумит, птицы поют. Ходит Человек по лесу, со зверушками общается, цветы нюхает, песни птичьи слушает, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно.

Проснулся Человек утром с улыбкой, а вокруг - дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Человек, подбежал к крану – водички попить. Глядь – вода из крана грязная бежит. Вспомнил Человек о роднике своем с хрустальной водой. Побежал в лес.

Бежит, через горы мусора перебирается, через грязные ручейки перепрыгивает. Еле отыскал родничок. Смотрит – а вода в нем мутная, запах у нее неприятный.

- Как же так? – удивился Человек, - куда же водичка моя прозрачная пропала?

Оглянулся вокруг – дым, смрад стоит, грохот. От деревьев одни пеньки остались. В реку потоки мутные текут, на свалках воронье каркает, дороги лесные бензином залиты, ни одного цветочка не видать.

Вспомнил Человек свой сон.

- Что же я наделал? – думает. – Как жить теперь буду?

Побежал к речке Рыбку искать. Звал – звал – нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывет.

Вдруг что-то блеснуло: смилостивилась Рыбка, приплыла. Только уж золота ее не видно под слоем мазута. Обрадовался Человек, сказал Рыбке:

- Не надо мне ничего, верни мне только лес мой зеленый и родники чистые. Сделай все, как было, больше ни о чем просить не буду.

Помолчала Рыбка и отвечает:

- Нет, Человек, ничего у меня больше не получится: от грязи и ядов пропала сила моя волшебная. Теперь сам думай, что делать будешь, чтобы живым остаться.

Сел Человек на берегу, голову руками обхватил и задумался.

Учитель: Вот сейчас мы проверим, как вы поняли смысл сказки.

1. Как изменился лес после того, как Золотая Рыбка начала выполнять желания Человека? Почему Человек так себя вел?

2. Правильно ли он поступал? Почему ему вдруг захотелось вновь вернуть свой лес?

3. Видели ли вы такие заводы, поля, которые описаны в сказке?

4. Может ли погибнуть обычная рыбка, если вблизи реки построить заводы и проложить дороги?

5. А как бы вы поступили на месте Человека?

6. Как вы думаете, что будет с этим Человеком?

7. Чему нас учит эта сказка?

Учитель. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Человек не может жить без городов, заводов, полей, но нужно делать все так, чтобы Природа при этом не пострадала.

Учитель. Во многих странах, а также и в нашей стране ведется большая работа по охране природы. Для того чтобы привлечь внимание общества к проблемам экологии, проводятся масштабные акции по защите окружающей среды. В нашем календаре есть дни, которые напоминают людям о том, что мы губим природу, используя ее для создания комфортных условий жизни человека.

Выходят ученики с плакатами - датами и читают. На доске слайды.

3 уч-ся: 21 марта – Всемирный день защиты лесов. Всемирный день лесов празднуется в день весеннего равноденствия в Северном полушарии, которое по традиции считается первым днем весны и является символом новой жизни и новых начинаний. Во многих странах мира вместе с Международным днем леса отмечается также День дерева. Так, например, в Италии установился обычай: 21 марта ученики каждой средней школы должны были посадить во дворе хотя бы одно деревце. С тех пор 21 марта отмечается День дерева как праздник обновления и единения человека с природой.

4 уч-ся: 22 марта – Всемирный День охраны водных ресурсов. Многие страны мира начали испытывать нехватку пресной воды. Но это не значит, что ее на Земле мало, беда в том, что мы не научились экономно ее использовать.

6 уч-ся: 15 апреля – День экологических знаний. Этот день, как правило, отмечается проведением конференций, семинаров, круглых столов, посвященных вопросам экологии.

7 уч-ся: 22 апреля – День Земли. Этот день – напоминание о страшных экологических катастрофах и о необходимости охраны Земли от катастроф.

8 уч-ся: 29 сентября Всемирный День моря. Цель этого праздника привлечение внимания к проблемам и сохранности морей.

9 уч-ся: 4 октября – Всемирные День защиты животных. Праздник был создан с целью повышения активности в защите животных

Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. Проверим, как вы поняли и запомнили все, что сегодня обсудили. Я даю утверждение, а вы, если согласны – хлопаете в ладоши (попробуем!), если не согласны – качаете головой и говорите Ай-яй-яй.

1. Экология изучает взаимоотношения между организмами и окружающей средой (да) 2. Один человек бессилен что-либо сделать для сохранения чистоты на планете (нет)

3. Надо уничтожить всех воробьев т.к. они поедают урожай зерновых (нет)

4. Охраной окружающей среды должны заниматься только экологи (нет)

5. Лес сажают, чтобы срубить на нужды человека (нет)

6. Живые организмы тесно связаны с неживой природой (да)

7. Экологические организации имеют большое значение в деле сохранения жизни на Земле (да)

8. Животные и растения не реагируют на изменения в природе (нет)

Учитель. Похлопайте громче, это вы хлопаете себе за хорошую работу на занятии! Спасибо вам большое! Вы настоящие юные экологи!

Учитель. Ребята, сейчас мы подведем итоги нашего занятия. Вы прекрасно знаете природу. Но в народе говорят, что каждый человек должен посадить одно дерево, иначе жизнь прошла бесследно. Мы с вами тоже посадим дерево. Дерево это не простое: на нем волшебные листочки – обещания, которые вы составили в течение урока.

Мы обещаем: ( варианты)

1. Не ломать деревья и кустарники.

2. Не рвать цветы охапками.

3. Не разорять гнезда.

4. Не рвать грибы, а аккуратно срезать их, оставляя грибницу.

5. Не трогать птенцов.

6. Не брать детенышей животных домой.

7. Не разжигать костров.

8. Не оставлять мусор.

Дети прикрепляют листочки-обещания к дереву на магнитную доску.

Учитель. Я каждому из вас на память о сегодняшнем занятии дарю эмблему с изображением зеленого ростка – символа жизни и выражаю надежду, что вы вырастете сознательными людьми, настоящими гражданами нашей страны.

На обороте эмблемы вы найдете слова, которые если сложите, получите высказывание русского писателя. Это будет вам домашним заданием. К. Паустовский.

Учитель.На этом занятие заканчивается. Считаете ли вы, что каждый человек должен быть экологически грамотным. Выберите смайлик и прикрепите к доске. Спасибо всем большое за работу! До свидания!

Читайте также: