Конспект занятия о кувшинах выросших на грядке и не только

Обновлено: 07.07.2024

Программные задачи: Пополнить знания детей об овощах, об их пользе для человека. Научить детей приемам посева семян и условиях необходимых для успешного развития растений. Активизировать в речи детей слова: корнеплод, глянцевый, кочерыжка. Вызвать у ребят желание самим вырастить растение из семян.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

1) Он никогда и никого не обижал на свете.

Чего же плачут от него и взрослые и дети?

2) Нарядилась Алена в сарафанчик свой зеленый.

Завила оборки густо, узнаешь ее?

3) В огороде вырастаю, а когда я созреваю.

Варят из меня томат, в щи кладут и так едят.

4) Кто его положит в рот, тотчас губы обожжет.

Слезы побегут из глаз, жгучий жар волной обдаст.

5) Фиолетового цвета он растет на грядках летом.

Он не перец, не банан, что же это?

6) Закопали в землю в мае и сто дней не вынимали.

А копать под осень стали, не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети?

7) Из норы за холку пышную я тяну лисицу рыжую.

Но не хитрую плутовку, а хрустящую….

8) Рослые ребятки улеглись на грядке.

Все ребята молодцы и зовут их …

9) Над землей – трава, под землей – алая голова?

III. Рассказы детей:

1. В России картофель появился во времена Петра. Распространялся картофель очень медленно. Крестьяне не знали, Что это за овощ и не хотели его сажать. Многие использовали в пищу не клубни, а плоды. Избежать отравлений не удалось. Только со временем люди убедились в питательности картофеля и стали величать его вторым хлебом.

2. Этот овощ называют то томатом, то помидором. Одной из первых стран, где помидоры стали употреблять в пищу, была Россия. Помидоры – растение теплолюбивое, в нашей стране их можно выращивать только рассадным способом. Помидоры содержат большое количество полезных веществ. Томат стал одним из самых распространенных овощей на нашей планете.

3. Этот овощ известен людям с давних времен. Капуста не только вкусна, но и полезна. В капусте содержится много витаминов. Большая часть полезных веществ находится в кочерыжке. Самый распространенный сорт капусты – капуста белокочанная. В народе этот овощ один из самых любимых.

4. Морковь люди стали выращивать давно. Особого ухода – это растение не требует – бросил семечко в землю и жди урожая. Морковь хорошо переносит засуху и небольшие холода. Самая ценная часть морковки – корнеплод. Корнеплоды моркови бывают разной формы: конуса или цилиндра. Цвет у моркови не обязательно оранжевый, есть сорта моркови желтого, белого и даже темно – фиолетового цвета.

5. Перец – растение теплолюбивое, он совсем не переносит заморозков. Перец высаживают рассадой. Плоды перца знакомы каждому. Они бывают разного цвета: красные, желтые, зеленые, оранжевые, различаются и формой. Но как бы не выглядел этот овощ, витаминами и полезными веществами он богат. Блюда из перца не только вкусны, но и полезны.

7. Огурцы – выходцы из жарких тропиков. Неудивительно, что любят они теплый и влажный климат. Хороший урожай дают на плодородных, удобренных почвах. Многие люди считают огурец вкусным, но мало полезным. Он в самом деле состоит из воды, зато в нем много минеральных элементов.

8. Свекла – овощ полезный. Она богата минеральными солями, витаминами. Осенью свеклу вытаскивают из земли, обрезают листья, корнеплоды убирают в холодное место, где она моет храниться до нового урожая.

Пейте все томатный сок (ходьба на месте)

Кушайте морковку (руки к плечам, вверх)

Все ребята будете (руки на пояс, наклоны)

Крепкими и ловкими (приседания).

Грипп, ангину, скарлатину (прыжки)

Все прогонят витамины (ходьба на месте).

V. Презентация о пользе витаминов.

VI. Ребята, как вы думаете можно ли сейчас посеять семена растений в землю? А почему у нас в группе хорошо растут растения? А как можно быстрее вырастить растения и уберечь их от холода? Что вырастит из семян, посеянных в теплой комнате? Сегодня мы посеем семена растений и будем ухаживать за ними. И у нас вырастит рассада.

VII. Посев семян огурцов и помидоров.

VIII. Итог занятия.

Презентация на тему: " Как на нашей грядке выросли загадки Васильева Г.К." — Транскрипт:

1 Как на нашей грядке выросли загадки Васильева Г.К.

2 Любопытный красный нос По макушку в землю врос. Лишь торчат на грядке Зелёные пятки.

4 В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят.

6 Круглый бок, жёлтый бок, Сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это?

8 Что копали из земли, Жарили, варили. Что в золе мы испекли, Ели и хвалили.

10 Щеки розовые, нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она.

12 Я длинный и зеленый, вкусен я соленый. Вкусен и сырой. Кто же я такой?

14 Он растёт на огороде, Ягодой слывёт в природе Синенький блестящий пан – Тонкошкурый …

16 Сарафан не сарафан, платьице не платьице, А как станешь раздевать, досыта наплачешься.

18 Вырастает он в земле, Убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуёшь Даже маленькую дольку Будет пахнуть очень долго.

20 Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.

22 Над землей трава, под землей алая голова.

24 Я лежу на бахче гордо, Греет солнце мой бочок. Я – зелёный, вкусный, твёрдый, И зовусь я … Кто разлёгся среди грядки, Кто играть не любит в прятки? Вот Емеля-простачок, Белобокий.

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №47 городской округ Самара
Описание Данный материал предназначен для учащихся начальной школы, среднего звена. Учителям начальной школы и классным руководителям можно использовать материал для проведения урока окружающего мира, внеклассных мероприятий.
Цель: Систематизация и расширение знаний об овощах.
Задачи:
-проверить знания учащихся по данной теме;
- расширить кругозор детей о истории появления овощей,
- прививать интерес учащихся к овощам, раскрыть значение витаминов для человека;
- развивать логическое мышление, познавательные способности и память учащихся.



Учитель
Добрый день! Сегодня мы отправимся с вами на огород. Знаете ли вы что это такое?
(ответы детей)
Что такое огород?
Овощей хоровод.
Дыни сладкие,
Помидоры гладкие.
С клубникой грядки,
Грабли и лопатки.
Лейка с дождём.
Улитка под листом.
А под землёй крот
Устроил ход.
Ещё для порядка
Сторож Ванятка -
Пугало сердитое,
Соломою набитое.


1 ученик
Огород - это небольшой земельный участок, на котором человек сажает различные овощи, фрукты для питания, как для самого себя, так и для животных. Огородом заниматься весьма тяжелая работа и кропотливая, которая занимает много у человека времени. Перед посевом на огороде урожая, его для начала вспахивают и удобряют. Удобрения нужны для лучшего роста урожая.
Учитель
Так вот сегодня мы и поговорим о том, что растет на огороде. Это в первую очередь овощи. Что это такое?
(ответы детей)
2 ученик
Овощи – это части растений, которые мы употребляем в пищу: корни, стебли, листья. Морковь и картошка – это по сути корни. Спаржа – это стебли растений. Капуста, шпинат, салаты – это листья. В повседневной жизни мы называем овощами также многие плоды – кабачки, помидоры, огурцы и так далее.
Учитель
Сегодня к нам в гости пришел человек, который занимается овощами (выращивает их). Кто знает, как его называют?
(ответы детей)
Кабачки и баклажаны,
огурцы и помидоры,
собирают утром рано,
нам нужны так эти сборы.

Той продукцией весь год
кормит нас
(Овощевод)



Выходит овощевод
Овощевод
Я пришел к вам не с пустыми руками. Постарайтесь угадать что у меня в корзине.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
(Морковь)



1 ученик
М. Борина
Вкусной выросла морковка,
Очень длинная головка
Оранжевого цвета
Солнечного лета.
Хвостик над землей торчит
И ребятам говорит:
Прояви сноровку,
Доставай морковку.
Вкусную и сладкую
Но не ешь украдкою.
Вымой очень тщательно,
Все будет замечательно
Родиной современной моркови считается современный Иран и Афганистан, где эти овощи произрастали еще 5000 лет назад. Путешествующие торговцы доставили семена моркови в Аравию, Африку и Азию.
Еще в древнейшие времена было множество сортов моркови, отличающихся прежде всего по цвету: встречаются темно-красные, белые, черные, желтые сорта. Древные греки и римляне использовали морковь как лекарство – в те времена она не была сладкой и сочной, как теперь.
2 ученик
В Европе морковь появилась только в 14 веке, но ее использовали только в медицинских целях. В письменных источниках 16 века уже упоминается красная и желтая морковь. И только в 17 веке, когда голландские ботаники скрестили красную и желтую морковь, был выведен хорошо нам известный сорт оранжевой моркови. Морковь быстро обрела популярность и далее совершенствовалась, пока не стала сладкой и сочной, какую мы знаем сейчас.
Овощевод
А что вы знаете о ценности моркови?
(ответы детей)
Морковь особенно ценна из-за огромного количества содержащегося в ней каротина, который превращается в организме в витамин А. Также в моркови содержатся витамины C, B, D, E, множество минералов и микроэлементов: калий, кальций, фосфор, магний, кобаль, йод. Морковный сок укрепляет организм: очищает кровь, выводит из организма токсины и вредные вещества, нормализирует обмен веществ, улучшает активность всех внутренних органов организма.



3 ученик
Н. Анишина
Морковь с достоинством сказала:
– У меня заслуг немало!
Во мне особый витамин
– незаменимый каротин.
Чтоб кожа бархатной была,
чтоб слепота не подвела,
всегда останусь я в цене,
я всем нужна, поверьте мне!
Овощевод
Угадайте что это?
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(огурцы)



4 ученик
Огурец растет на грядке,
Значит будет все в порядке,
Скоро будет урожай,
Если хочешь, собирай.
Ты задай ему вопрос:
-Для чего, огурчик, рос?
И получишь ты ответ:
-На салат и в винегрет.
Начало истории выращивания огурцов теряется в глубине веков. Его родиной являются тропические и субтропические районы Индии и Китая. В настоящее время его дикие родственники (огурец Хардвика) блаженствуют в индийских джунглях и украшают зелеными гирляндами заборы в деревнях.



6 ученик
Модный цвет у ней – бордо,
И величие видно,
Полна, кругла, да красива,
Непоседлива, вот дива!
Крепко так в земле сидит,
Царственно вокруг глядит.
Мы с ней дружимся в обед.
Сок, борщи и винегрет,
Осень к нам придёт когда,
На столе она всегда.
Свекла - ее родиной считаются регионы Средиземноморья. С древнейших времен в пищу употребляли листья свеклы. Свекла упоминается в древних асирийских текстах еще в 800 веке до нашей эры как растение, растущее в висячих садах .
Древние римляне и греки использовали корнеплоды свеклы как средство для уменьшения жара, для лечения ран и кожных проблем. В то время корнеплоды свеклы были длинными и узкими, а привычная для нас округлая форма была выведена только в 16 веке, когда в Германии и Италии были выведены новые виды свеклы. Еще через 200 лет свекла приобрела огромную популярность в Центральной и Восточной Европе, ее стали широко использовать в пищу.
Овощевод
Какова ее ценность?
Свекла богата по своему составу: в ней содержится много белков, (в том числе – аминокислоты – лизин), витаминов (особенно витамина Р), каротин, минералы (калий, натрий, кальций, магний, фосфор, железо), органические кислоты .
7 ученик
Время жарких дней прошло,
Лето красное ушло.
От дождей земля намокла,
Но пока на грядке свёкла.
Может, месяц свёклу греет?
А она, сидит, лелеет.
Думает о том, о сём,
Вот и осень за окном.
Урожая сбор придёт,
Опустеет огород.
Овощевод
Следующая загадка:
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(помидоры)



1 ученик
Помидор растет на грядке,
Вырос он большой и гладкий!
Был сначала он ростком,
А потом расцвел цветком.
Нежно солнцу улыбался,
С пчелками дружить старался,
Пчелкам подарил нектар,
Тут цветочек взрослым стал.
Солнце летом нежно грело,
Помидоринка поспела.
Выросла она к сезону -
Сарафанчик по фасону!
Август любит красный цвет,
Но другим запрета нет.
В огороде показ моды,
Лето водит хороводы!
В овощном угодье спор,
О том, красив ли помидор?
Безусловно он прекрасен
И на кухне очень важен.
Рад ему салат и суп,
Испугает он недуг,
Кетчупом придет на стол,
Зимой соком угостит
И улучшит аппетит.



(Дети выполняют действия, произнося слова)
Дружно мы вскопаем грядку.
Все посадим по порядку:
Здесь – морковь,
А здесь – капуста.
Как созреют, будет вкусно!

Здесь – растут картофель, лук,
Лечит от семи недуг!
Огород польем из лейки
И присядем на скамейке.

Овощевод
Следующая загадка:
Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчатая, вкусна!"
(картофель)




6 ученик
Е. Груданов
А это что растёт в сторонке?
За рядом выстроился ряд.
Как будто бы на шейках тонких
Большие головы стоят!
Не головы, конечно, это,
Да и не шеи. Здесь с весны
До самой осени, всё лето,
Росли капусты кочаны.
Они вот-вот уже созреют,
Их надо вовремя срубить.
И - засолить, салат нарезать,
Иль в свежем виде сохранить.
Капуста - овощ очень нужный:
Любой из нас всегда готов
На завтрак, на обед, на ужин
Поесть капустных пирогов!
7 ученик
В Россию капуста пришла очень давно из южных стран во время колонизации греками, а потом и римлянами Черноморского побережья. Несмотря на то, что условия в нашей стране намного прохладнее, эта культура охотно поселилась на Руси.
Капуста всегда была главным овощем на Руси, и имела исключительное продовольственное значение. Её выращивали на каждом огороде страны. Это отмечали даже путешественники-иностранцы, приезжавшие в Московскую Русь.
Капуста – уникальный продукт, она имеет в своем составе огромное количество всевозможных полезных для здоровья веществ и витаминов.
Овощевод
Ну и последняя загадка:
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Овощи (картинки, муляжи, натуральные),лото, сюжетные картинки, семена овощей, ящичек с землей, поднос.

Ход урока.

I.Организационный момент

Проверка готовности к уроку, проверка посадки.

- Долгожданный дан звонок –

Мы тихонечко сидим

Смело, четко говорим.

II. Повторение пройденного материала.

- Что нужно всем растениям? ( Воздух, вода, свет, тепло)

- Как надо ухаживать за комнатными растениями? (Землю в горшочке надо рыхлить. Растения надо поливать и т. д.)

III.Актуализация и проверка знаний.

- Дети, скажите, что лежит на подносе? (Морковь, огурец, помидор, капуста, лук, перец, чеснок, картофель, свекла)

- Как всё это можно назвать одним словом? (Это овощи)

IV.Изучение нового материала.

1) Работа по учебнику (стр.64)

- Дети, откроем учебник по закладке и рассмотрим картинку. На картинке изображено специальное место для выращивания овощей – огород. Землю в огороде перекапывают, рыхлят, делают грядки. На грядки высаживают семена овощей, ухаживают за ними и получают урожай.

- Теперь посмотрим небольшую презентацию о сезонных работах в огороде, начиная с весны и до осени.

-Сейчас давайте поговорим о тех овощах, которые растут у нас на огороде. Я читаю вам загадку, вы отгадываете, находите этот овощ среди картинок и потом по очереди находите отгадку на подносе с овощами.

*Он на грядке вырастает,

Никого не обижает.

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят … ( лук)

* Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

* Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор

Что за овощ? (помидор)

* Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зеленый хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ. Это … (репка)

А придет на стол она –

Скажут весело ребята:

* Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Меня в них ищи. (капуста)

* На арбуз похожая –

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце …. (тыква)

* Красный нос в землю врос

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен

Нужен только красный хвост. (морковь)

Луку брат. (чеснок)

*Он бывает, дети, разный —
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне — глава специй!
Угадали? Это… (перец)

* Кругла обычно, и красна как зорька
В борще, в салате…Это…( свекла)

- Молодцы, вы все справились с этим заданием.

Дети ощупывают овощ в мешочке, называют его и потом достают его и показывают остальным детям. За каждый правильный ответ получают фишки.

Мы погреемся немножко, Натираем плечи

Мы похлопаем в ладошки, Хлопаем в ладоши

Ножками потопаем Топаем на месте

И себя похлопаем. Хлопаем по коленям

VII. Закрепление материала

- Дети, художник хотел нарисовать огород, но он что-то перепутал, неправильно нарисовал. Посмотрите внимательно на карточки и скажите, что здесь неправильно нарисовано.

- А теперь давайте вспомним и повторим внешний вид овощей. Соедините каждый овощ с фигурой, на которую он похож.

- Ребята, вы уже знаете, что овощи вырастают из семян. Давайте с вами рассмотрим семена некоторых овощей, сравним их между собой. (Предлагаются семена огурцов, тыквы, перца, свеклы)

- В учебнике мы видим изображены семена редиса, моркови, картофеля.

- Сегодня мы с вами посадим в землю семена огурцов, лука. Земля в специальные ящички уже у нас насыпана. Посадим в землю луковицы. Польем сверху водой. Поставим наш ящик на подоконник. Семена огурцов мы посадим в стаканчики. Кладем в каждый стаканчик по две семечки. Присыпаем сверху землей и поливаем водой. Теперь мы будем наблюдать за ростом наших растений.

Читайте также: