Презентация чарушин страшный рассказ 2 класс школа россии презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель: развитие умения работы над художественным текстом.

  • познакомить детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина;
  • развивать навыки чтения, связную монологическую речь учащихся;
  • развивать умение анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;
  • содействовать развитию коммуникативной компетенции учащихся;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Методы обучения:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
  • практические (работа с карточками).
  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: интерактивное и проекционное устройства, рисунки учащихся, сигнальные веера, карточки для рефлексии.

Средства обучения: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ [Л.Ф. Климанова и др.] – 3 издание. – М.: Просвещение, 2012 – (Школа России), презентация,карточки.

I. Организационный момент. (слайд 1)

II. Речевая разминка.

И, как всегда, начнем урок с речевой разминки. (слайд 3)

Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский

- познакомьтесь (прочитать глазками);

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

3.1. - О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)

- Объясните лексическое значение этого слова.

- Какими предложениями насыщено стихотворение?

- Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну, загадку)

  • Кто в глуши твоей таится?
  • Что за зверь? Какая птица?

3.2. - Да, ребята, вы много назвали животных, но лишь один из них является героем нашего произведения (назвали много животных, но одного забыли), а кто он вы узнаете , когда выполните задание в группах.

- Возьмите карточки розового цвета. Приступайте к выполнению задания (семь групп по 4 человека разгадывают ребусы, в итоге у всех должно получиться слово ЕЖ или ЕЖИК). (слайд 4, приложение 1)

- Обоснуйте свое решение.

- Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – еж. (слайд 5)

3.3. - Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого возьмите карточки голубого цвета.

Л.Н. Толстой “Филипок”
М.М. Пришвин “Страшный рассказ”
И.Пивоварова “Ребята и утята”
Е.И. Чарушин “Жила-была собака. ”

- Обозначьте произведения и авторов, ранее нами изученные. Приступайте к выполнению задания. (слайд 6)

- Обоснуйте свой ответ, установив связь между произведением и автором. (работа со слайдом 6)

- Значит, тема нашего урока будет. (работа со слайдом 6) (“Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин)

3.4. - Какие задачи мы для себя определим используя опорные слова? (слайд 7)

- Познакомиться. (работа со слайдом 7) (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

- Учиться правильно. (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”).

- Проанализировать. (новое произведение).

IV. Работа по теме урока.

- Ну, а теперь, о жизни Евгения Чарушина. (слайд 8)

Биографические сведения о Е.Чарушине.

Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал и часто брал сына с собой. Поэтому первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по родному краю.

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став писателем, облекал в точные и яркие образы.

Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В.В. Бианки. С равным искусством владел он карандашом, кистью и словом.

Анализ текста.

а) - В названии используется слово рассказ. (слайд 9) А что такое рассказ? (Рассказ – это повествование об отдельном событии из жизни человека)

- Что такое страх?

- Было ли вам когда-нибудь страшно?

- А теперь, давайте узнаем, что же произошло с нашим героем. (выключить проектор) Откройте учебник на странице 136.

б) Чтение произведения (учитель и хорошо читающие ученики).

- Действительно, произведение было страшным?

- А как бы вы озаглавили это произведение? (мой выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)

- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя)

в) Словарная работа.(включить проектор)

- В тексте встретилось слово “сени” и “чулан”.

- Объясните лексическое значение слов.

Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. ( слайд 10)

Чулан - помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе. (слайд 11)

- Что напугало ребят из рассказа? (шуршание и топот в комнате)

- А кто издавал эти звуки? Найдите в тексте. (кто-то)

V. Физминутка для глаз.

- Стоит ли бояться ежа?

Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной-
Ёжик добрый, а не злой.

- Именное он поможет провести нам физминутку для глазок (слайд 12)

- Не забудьте, сосчитать!

(Работа со слайдом 12)

- Сколько грибов совершили движение? (18)

VI. Закрепление изученного.

- Мы немного отдохнули, а теперь вернемся к нашему произведению.

Работа с текстом.

- Почему мальчики остались одни? Найдите эти строки в тексте.

- Какое языковое средство использует автор? (диалог)

- Что такое диалог?

- Сколько участников нам понадобится, чтобы прочитать его? (два мальчика и автор). Подготовьте чтение в паре, а слова автора буду читать я.

- Какой группе удалось лучше передать переживания ребят?

- Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето. Почему?

- Чему учит рассказ? (Уважать и беречь животных.) (включить проектор)

VII. Творческая деятельность.

Работа с иллюстрацией.

- Что способствует лучшему восприятию прочитанного? (иллюстрации)

- Какие строки из текста соотнесем с иллюстрацией?

- Изучая природу, Евгений Чарушин пытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. А то, что не мог выразить словами, (слайд 14) ему помогали передавать кисти и краски.

- А как называется жанр в искусстве, который связан с изображением животных? (анималистический) (работа со слайдом 14)

- Но мы тоже выступали с вами в роли художников-анималистов, (слайд 15) ( и открываю доску с работами учащихся, выполненными на уроке изобразительного искусства ранее).

- Посмотрите, как по-разному кистью и красками мы изобразили нашего героя.

- Расскажите еще раз об образе своего ежа: какой он? – но теперь с помощью слов в синквейне, над которым я предлагаю вам поработать в паре. (слайд 16 + приложение 3)

(В течение 1-2 минут работают в паре, затем заслушиваем 3-4 синквейна)

- Молодцы, ребята! Хорошо потрудились.

- А чтобы подвести итог нашего урока, мы используем прием “Верно ли что. ”

VIII. Подведение итогов урока.

  • что “Страшный рассказ” - это сказка?
  • что Евгений Чарушин был художником-анималистом?
  • что мы продолжим знакомство с героями произведения?
  • что нашим гостям было интересно?

IX. Рефлексия. (слайд 18)

- Солнышко продолжает улыбаться нам. Оно приготовило для вас сюрприз-полянку: в ней частички солнышка. Если вам понравился урок, вам было интересно и комфортно покажите улыбку, если что-то не понравилось - улыбку огорчения, а если вам было совсем не интересно – улыбку грусти.(приложение 2)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Чарушин Страшный рассказ.doc

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Кочкинская средняя общеобразовательная школа

Учитель начальных классов:

2012-2013 учебный год

Цели: создать условия для

раскрытия смысла художественного произведения;

расширения представления об особенностях жанра (в основе лежит реальное событие);

развития художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни.

Оборудование: книги Е.И. Чарушина (выставка), портрет писателя, презентация
Тип урока: изучение нового материала.

І. Орг.момент.

Эмоциональная мотивация
Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Возьмите друг друга за руки и пожелайте удачи на уроке. А я вам всем желаю получить больше хороших оценок.

Речевая разминка.

У ёжика и ёлки иголки колки

I1. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М.Пришвин “Ребята и утята”).

Какое домашнее задание нужно было подготовить?
( нужно было подготовить пересказ)

Но вначале восстановите деформированный план рассказа.

Ребята ловили утят. (2)

Приказ взрослого. (3)

Утка повела утят к озеру. (1)

Семья продолжает путешествие. (4)

- Перескажите по этому плану.
- Что полезного для себя вы взяли из этого рассказа?

ІІ I . Изучение нового материала

1. Целеполагание.

- Вспомните, какую тему мы изучаем на уроках чтения. (О братьях наших меньших)

- Кого мы называем нашими меньшими братьями?

(Надпись на доске: “Я и мои друзья”).
Обратите внимание на содержание предложения, записанного на доске. Кто хочет поделиться своими мыслями, в чём смысл его?

Можно ли животных назвать нашими друзьями?

Для чего нужно заботиться о животных?

- Прочитайте названия животных. Выделенные буквы соедините в слово ( узнаете фамилию писателя.)

2 . Работа с портретом.
Кому-то из вас сегодня предстоит впервые познакомиться с этим автором?

Что вам интересно узнать о Е.И. Чарушине?

Как вы думаете чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Евгения Чарушина, жизнью и творчеством этого замечательного детского писателя.

Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец, известный русский художник –архитектор, много разъезжая, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец же дал первые навыки рисования.

Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных.

Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богато одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику-иллюстратору. Евгений Чарушин иллюстрировал книги М. Пришвина, В.Бианки, С.Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы о животных , их повадках. С равным искусством владел Евгений Иванович Чарушин словом, карандашом и кистью.

Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он хорошо знал и любил лес и его обитателей. Свою любовь и интерес к природе писатель умело передает детям. В своих книгах Чарушин трогательно изображает медвежат, пушистых зайчат, лисичек, лупоглазых олешек, занимательно рассказывает о поведение животных.
Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам М. Пришвина, К. Ушинского, С. Маршака. Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.

Всю жизнь, с раннего детства, Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он вырос, стал ходить на охоту, но не с ружьём. Он подолгу наблюдал за животными, их повадками, чтобы потом рассказать о них в своих произведениях. Он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцах, а так же про зверей, живущих в лесу – волков, медведей, лисиц.

О ком мы сегодня будем читать произведение вы узнаете, отгадав загадку.

3. Первичное восприятие художественного произведения

а). Отгадайте загадку:

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами

Кто это? . (Ёж).

По каким признакам вы узнали? Кто видел ежа? Где? Чем питается еж?

Ёж - хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3-х км. Пищей ему служат жуки, лягушки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни шипы, ни свертывание в клубок. Во время ночной охоты на ежа часто нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от коварной лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. А вот при встрече с гадюкой еж выходит победителем. Он хватает ее за хвост и сразу свертывается в клубок. Гадюка при по пытке укусить своего врага наталкивается на иглы. Тем временем еж постепенно втягивает под себя гадюку и затем съедает ее.

б)Эмоциональная подготовка к восприятию.
Вы когда-нибудь вечером дома были одни?

Отчего бывает страх? Испытывали ли вы когда-нибудь страх?
Сегодня мы прочитаем рассказ Е.И. Чарушина “Страшный рассказ”.

- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ?

Кому удалось услышать что-нибудь в названии этого произведения? Попробуйте, слушая это произведение, отмечать свое настроение: какое оно, меняется или остается постоянным, что на него влияет, выделите самый яркий для себя эпизод.
(Ответы детей).

в). Словарная работа.

- Прежде чем читать рассказ, уточним значения некоторых слов.
- Что такое сени? (В деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом).

Чулан? (Помещение в доме, служащее кладовой).

г)Чтение рассказа учителем

д). Первичный анализ.
Что ты испытывал, слушая это произведение?

Случалось ли кому-нибудь из вас переживать то же самое, что и героям?

4. Повторное чтение и анализ произведения.

А). Повторное чтение рассказа учащимися по цепочке

Б). Анализ произведения.

- Почему автор назвал рассказ страшным? (Каждый высказывает свою точку зрения)

- Почему мальчики испугались ежа?
- Какими вы представляете мальчиков?
- Как автор говорит об этом вначале рассказа?
- Какую подсказку нам дает? (“в постельки”)

- Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся?

- Кто испугал ребят?
- Почему ёжик не ушел потом в лес?
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?
- А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить)

5. Художественное исполнение.
(Чтение диалога по ролям. Работа в парах).
Перечитайте в парах отрывок диалога ребят, стараясь передать все чувства, которые хотел донести до нас автор.
Представьте, что вы боитесь, но говорите, что вам не страшно. Попробуем прочитать диалог без слов автора, интонационно показывая свои ощущения.

6. Работа с пословицами.

- На доске пословицы. Выберите ту пословицу, которая подходит к данному рассказу.

“ Все хорошо, что хорошо кончается.”
“На всякую беду страха не напасешься.”
“У страха глаза велики.”

- Как вы понимаете пословицу “У страха глаза велики”?

- Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия.

-Я предлагаю вам, ребята, проверить себя – насколько вы были внимательны на уроке. Вам нужно будет записать ответ, одним словом. Затем, (при проверке) если вы ответили правильно, ставите плюс, а если неправильно – минус.

( Вопросы появляются по щелчку. Дети записывают свой ответ. По щелчку появляется ответ на доске, они сверяют, ставя нужный знак.)

У кого 4 плюса? Самые внимательные! Молодцы!

У кого 1-2 ошибки? Надо прочитать ещё!

У кого больше трёх ошибок дома ещё раз внимательно перечитайте рассказ и расскажите родителям, что узнали сегодня на уроке.

8. Художественное творчество

Давайте подумаем, как мы с вами поступим, если вдруг окажемся в такой же ситуации?

Поищите вокруг себя примеры, когда человек и животное оказываются рядом.

Для чего нужно оберегать диких животных?

Почему надо любить и беречь природу?

9. Возвращение к эпиграфу.
Почему на нашем уроке эти слова? Как вы их теперь понимаете? Что объединяет наш рассказ с эпиграфом.

I V. Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чем особенно творчество писателя Е.И. Чарушина?

Какие формы работы на уроке вам больше понравились?

Какие задания показались интересными?

Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?

Чему научил нас рассказ Е. Чарушина? (Учиться контролировать свой страх, бережно относиться к животным).

V . Выставление оценок. Похвала.

- Хочу выразить благодарность за то, что на уроке вы не просто читали, а рассуждали, размышляли, ведь (обращение к пословице).

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Всю жизнь, с раннего детства, Евгений Чарушин прожил среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом дома это превращалось в чудо-сад. Здесь он учился наблюдать и работать. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей, держали коз, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика. А когда он немножко подрос, стал ловить певчих птиц, ходить на охоту. С детства он увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он все это риесовал, записывал.

Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В.В. Бианки. С равным искусством владел он карандашом, кистью и словом.

Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В.В. Бианки. С равным искусством владел он карандашом, кистью и словом.

Е. И. Чарушин - иллюстратор Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.

Е. И. Чарушин - иллюстратор

Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.

Е. И. Чарушин - писатель А так же он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцах, а так же про зверей, живущих в лесу – волков, медведей, лисиц.

Е. И. Чарушин - писатель

А так же он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцах, а так же про зверей, живущих в лесу – волков, медведей, лисиц.


- Действительно, произведение было страшным? - А как бы вы озаглавили это произведение? - Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”?

- Действительно, произведение было страшным?

- А как бы вы озаглавили это произведение?

- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”?


Рассказ – это повествование об отдельном событии из жизни человека. Чулан - помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе.

Рассказ – это повествование об отдельном событии из жизни человека.

Чулан - помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе.

Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

- А кто издавал эти звуки? Найдите в тексте.

- Какое языковое средство использует автор?

- Что такое диалог?

  • Сколько участников нам понадобится, чтобы прочитать его?
  • Подготовьте чтение в паре, а слова автора буду читать я.

- Какой группе удалось лучше передать переживания ребят?

  • Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето.
  • Почему?

- Чему учит рассказ?


 Какие строки из текста соотнесем с иллюстрацией? Изучая природу, Евгений Иванович Чарушин пытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. А то, что не мог выразить словами, ему помогали передавать кисти и краски.

Какие строки из текста соотнесем с иллюстрацией?

А как называется жанр в искусстве, который связан с изображением животных?


1. Мальчики остались одни; 2. Странные звуки; 3. Испуганные дети; 4. Родители вернулись; 5. Неожиданная находка; 6. Ёжик остался на даче.

1. Мальчики остались одни; 2. Странные звуки; 3. Испуганные дети; 4. Родители вернулись; 5. Неожиданная находка; 6. Ёжик остался на даче.

 Пословицы “ Все хорошо, что хорошо кончается.” “ На всякую беду страха не напасешься.” “ У страха глаза велики.”

“ Все хорошо, что хорошо кончается.”

“ На всякую беду страха не напасешься.”

“ У страха глаза велики.”

Тест 1. Мальчиков звали Шура и Петя. + - 2. Без мамы и папы дети не ложились спать. 3. В темноте по стене ползал-шуршал таракан. - 4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать. + 5. В углу свернулся шариком ёжик. + 6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока. - 7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче. + Дети выполняют тест в парах. Затем проверка на экране.

1. Мальчиков звали Шура и Петя.

2. Без мамы и папы дети не ложились спать.

3. В темноте по стене ползал-шуршал таракан.

4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

5. В углу свернулся шариком ёжик.

6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

Дети выполняют тест в парах. Затем проверка на экране.


 Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.

Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.

В случае опасности ежик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто, наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое.

В случае опасности ежик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто, наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое.

К зиме ежи жиреют и впадают в спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.

К зиме ежи жиреют и впадают в спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.

Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки (жуки, которые питаются листьями, их цветами и плодами, а личинки подгрызают корни растений), гусеницы, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.

Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки (жуки, которые питаются листьями, их цветами и плодами, а личинки подгрызают корни растений), гусеницы, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.


“ Верно ли, что . ” ( использование сигнальных вееров) -что “Страшный рассказ” - это сказка? -что Евгений Чарушин был художником-анималистом? -что мы продолжим знакомство с героями произведения? -что нашим гостям было интересно?

“ Верно ли, что . ”

( использование сигнальных вееров)

-что “Страшный рассказ” - это сказка?

-что Евгений Чарушин был художником-анималистом?

-что мы продолжим знакомство с героями произведения?

-что нашим гостям было интересно?

- Как назывался рассказ, который мы сегодня прочитали? – Кто его автор? – Почему автор назвал рассказ именно так? – Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему? – Почему ёжик не ушёл, а остался жить с ребятами всё лето? – Чему учит этот рассказ? – Почему нужно беречь животных?

- Как назывался рассказ, который мы сегодня прочитали? – Кто его автор? – Почему автор назвал рассказ именно так? – Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему? – Почему ёжик не ушёл, а остался жить с ребятами всё лето? – Чему учит этот рассказ? – Почему нужно беречь животных?

 … вся моя любовь к зверям, птицам, к родной природе оказалась очень и очень нужна. Нет большего счастья, для художника и для писателя, как, создавая свои любимые образы, переживать их и знать в то же время, что это дело, нужное всем ребятам. Евгений Чарушин

вся моя любовь к зверям, птицам, к родной природе оказалась очень и очень нужна. Нет большего счастья, для художника и для писателя, как, создавая свои любимые образы, переживать их и знать в то же время, что это дело, нужное всем ребятам.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Искитимского района

Новосибирской области

Фокина Лидия Петровна,

учитель начальных классов

Евгений Иванович Чарушин

Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные.

После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В. В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам

М. Пришвина, С. Маршака,

В 1930 году вышел первый его рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах

помещение в доме, служащее кладовой

1) повествовательное произведение небольшого размера;

2) словесное изложение каких-нибудь событий.

Характерная особенность рассказа – наличие одного события в центре.

Действующими лицами рассказа становятся реальные люди, животные, события.

Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок.

Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.

В случае опасности ёжик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Часто наколов морду иглами, нападающие хищники оставляют ежа в покое.

К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.

Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки (жуки, которые питаются листьями, их цветками и плодами, а личинки подгрызают корни растений), гусеницы, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.

Серый ёжик весь в иголках,

Словно он не зверь, а ёлка.

Хоть колюч молчун лесной –

Ёжик добрый, а не злой.

  • Мальчики остались одни.
  • Странные звуки.
  • Испуганные дети.
  • Родители вернулись.
  • Неожиданная находка.
  • Ёжик остался на даче.

Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2006 г., 288 с.

Читайте также: