Конспект занятия моя родина беларусь

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине;

закрепить знания о государственной символике, основных документах государства и гражданина;

развивать творческие способности детей, умение выразительно читать стихи, петь песни.

Оборудование: карта Республики Беларусь, символика Республики Беларусь, видеозапись гимна, известные и знаменитые люди Республики, видео запись про родной город Борисов и г.Минск, видео обзор про символику Республики Беларусь

Звучит гимн Республики Беларусь, учащиеся под музыкальное сопровождение исполняют гимн.

ДЗЯРЖАЎНЫ ГІМН РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ

Словы М.Клімковіча, У.Карызны

Мы, беларусы - мірныя людзі,

Сэрцам адданыя роднай зямлі,

Шчыра сябруем, сілы гартуем

Мы ў працавітай, вольнай сям'і.

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Разам з братамі мужна вякамі

Мы баранілі родны парог,

У бітвах за волю, бітвах за долю

Свой здабывалі сцяг перамог!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Дружба народаў - сіла народаў -

Наш запаветны, сонечны шлях.

Горда ж узвіся ў ясныя высі,

Сцяг пераможны - радасці сцяг!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

(просмотр видео, пропеть гимн)

1 ведущий: Республика Беларусь – государство, расположенное в самом центре Европы. Столица нашего государства - город Минск.

(просмотр видео о Минске)

2 ведущий: Президент нашей страны - Александр Григорьевич Лукашенко (год рождения, образование, вехи прихода к президентству в Республике Беларусь).

Герб Республики Беларусь и просмотр других вариантов гербов ВКЛ, БССР. Флаг Республики Беларусь и ознакомление с другими вариантами флагов ВКЛ, БССР.

(просмотр видео)

Государственный гимн Республики Беларусь утвержден указом Президента Республики Беларусь от 2 июля 2002 года за № 350. Слова гимна написали М.Климкович и В.Коризно, а музыку – Н.Соколовский.

3 ведущий: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких разных уголков и состоит наша общая великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Наша малая Родина - это наш город. Город Борисов.

(Просмотр видео о г. Борисове)

Коренное население страны – белорусы, но и другие народы – русские, поляки, украинцы, цыгане ни коим образом не ущемлены.

Свое начало белорусы взяли от восточнославянских племен. В Х-ХІвеках земли Беларуси входили в состав Киевской Руси. В ХІІ веке на территории Беларуси образовались самостоятельные феодальные княжества: Полоцкое, Туровско-Пинское, Витебское и др. В XIV веке земли Беларуси входят в состав Речи Посполитой. С 1772 года - в составе Российской империи.

Культурное наследие Беларуси тоже богато. От Киевской Руси нам остались такие архитектурные памятники, как Софийский собор в Полоцке, Коложская церковь в Гродно. В эпоху феодализма развивалось крепостное и замковое зодчество (замки в Мире, Новогрудке, Лиде). А как богат наш фольклор – песни, сказки, легенды.

Я - беларус, я ганаруся,

Што маю гэтае імя:

Аб добрай славе Беларусі

У свеце знаюць нездарма!

Я - беларус, і я шчаслівы,

Што маці мову мне дала,

Што родных песень пералівы

I зблізку чую, і здаля.

Я - беларус, і хоць сягодня

Яшчэ малы, але скажу:

Я родам з племя непакорных

I прад бядой не задрыжу!

Ведущий: Кто из нас не любит край родимый, протянувшийся на 560 км с севера на юг и на 650 км с запада на восток, известный красотой своих озер и рек, прелестью хвойных и лиственных лесов, просторами полей, разнообразием то равнинных, то холмистых ландшафтов. Большие пространства равнин Беларуси распаханы или покрыты лесами, занимающие более трети территории. Хвойные массивы сменяются тенистыми дубравами, солнечными рощами и перелесками. Шумят листвой могучие дубы и клены, стройные ясени и душистые липы. Щедры белорусские леса, настоящие зеленые кладовые. В них густые заросли лесного ореха, черемухи, диких яблонь, груш, вишни. Сплошным цветным ковром покрывают землю брусника, ежевика, голубика, а на заболоченных пространствах - клюква. Крупнейшие из лесных массивов – Березинский заповедник и Беловежская пуща. Все богаче становится фауна белорусских лесов. Сюда завезены ондатра, благородный олень, норка и др.

Работа с картой (нахождение на карте заповедников), работа с альбомами (какой заповедник изображен) и объяснение выводов.

Богаты рыбой многочисленные реки и озера. На смену долгожданной весне приходит лето, затем – золотая осень и, наконец, зима. Каждая пора года имеет свое особое очарование, каждому сезону присущи характерные явления в жизни растений и животных, которые тесно связаны со всем тем, что происходит в окружающей среде. Но мало любоваться красотой природы. Каждый любящий Родину, родной край, должен стремиться бережно использовать природные ресурсы, чтобы не наносить природе невосполнимых утрат, охранять её и создавать условия для восстановления природных богатств. У нас в республике созданы охраняемые территории: Березинский заповедник (1925г.), Беловежская пуща, Браславские озера, Припятский заповедник, Полесский радиационный заповедник и др.

Учитель: ответьте на вопросы.

Кто является главой нашего государства?

Какой документ является главным в Республике Беларусь и о чем в нем говорится?

Расскажите о флаге нашей страны, смысле его частей и цветов.

Кто написал государственный гимн Республики Беларусь

– Наш урок заканчивается. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались патриотами своей страны, старательно учились и работали, и, может быть, в честь ваших заслуг перед Родиной когда-нибудь прозвучит гимн Беларуси и поднимется её флаг.

Интегрируемые области:
развитие речи, культура речевого общения и изобразительное искусство (аппликация).

Цель:

  • формировать активный словарь ребенка на основе представлений об окружающей жизни, развивать умение отвечать на вопросы, обращения взрослого, участвовать в общем разговоре,
  • формировать умение понимать значения обобщающих слов (родина, страна, город),
    развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе,
    развивать артикуляционный и голосовой аппарат, слуховое восприятие,
    развивать умение принимать участие в разговорах со взрослым и сверстниками о явлениях окружающего мира,
  • углублять знания об особенностях природы Беларуси, дать сведения о реках и озёрах, воспитывать любовь к родине, к символам Республики Беларусь,
  • развивать эмоционально-позитивное отношение к процессу аппликации,
  • формировать умение использовать технику наклеивания (аккуратно наносить клей на стебельки и листики, цветочки),
  • развивать мелкую моторику пальцев рук,
  • воспитывать устойчивый интерес к аппликации.

Воспитатель:
-А теперь давайте сначала сядут девочки. Девочки, садитесь! Сейчас садятся мальчики! Молодцы! И давайте заполним наш социальный календарь (дети совместно с воспитателем называют число, день недели, количество детей, мальчиков и девочек, а также погодные условия).

Воспитатель:
-Ребята, а теперь повторяйте за мной громко и выразительно!
Ек-ек-ек-ек а красавец василек –
Ок-ок-ок-ок Гордый полевой цветок!
Ой-ой-ой-ой С голубой резной короной,
На-на-на-на Как король, но нет там трона! (Н.Майданик)

Воспитатель:
-А мы, ребята, начинаем с вами наше занятие. Приготовьте свои ушки, глазки.

Воспитатель:
-Ребята, я сейчас вам прочитаю замечательное стихотворение, а вы послушайте его внимательно:
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина! (Татьяна Бокова)

-Ребята, а о чем это стихотворение? (дети предлагают варианты)

-Правильно, ребята, родина – это родная земля, дом, цветы, мама…Родина объединяет всех людей, живущих в одной стране, они говорят на одном языке, отмечают общие праздники.

Беседа о Республике Беларусь
Воспитатель:
-В какой республике мы живем?
-Как называют людей, которые живут в Беларуси?
-В каком городе Беларуси мы живем?

Воспитатель:
-Мальчики, девочки, а давайте мы с вами расскажем какая наша Беларусь? Беларусь какая?
Красивая, большая, зеленая, могучая, добрая, независимая, щедрая, любимая, синеокая, родная, процветающая.
-А белорусы какие?
Трудолюбивые, заботливые, доброжелательные, терпеливые, умные.
-Город Брест какой?
Красивый, зеленый, чистый, многолюдный, шумный.

Воспитатель:
-Я – Беларусь, ты – моя частичка. Кто ты?
Дети:
-Я – город, я – деревня, я –лес, я – река, я – памятники, я – ….

Физкультминутка

Воспитатель:
-Какие вы умнички! А теперь давайте мы все подойдем к нашей карте Беларуси! Посмотрите, какая большая она! Какая большая наша Беларусь! В нашей стране 6 областей. Самая главная область – Минская. А есть еще Брестская, Витебская, Гродненская, Гомельская и Могилевская. Ребята, а у нашей страны есть особенные символы, которых нет в других странах! Или совсем мало! Давайте теперь приклеим наши символы на карту! Я буду показывать картинку, а вы называйте, что это.
(воспитатель показывает картинку озер и рек, аиста, зубра, василька и т.д. и поочередно прикрепляет символ на карту Беларуси).
Дети: называют символы Беларуси.

Воспитатель:
-Какие вы молодцы! Назвали все символы нашей Беларуси! Ребята, издавна Беларусь славилась своими лесами, природой, птицами, животными, но и изделиями из соломы, льня, глины. Посмотрите, какие ручники, салфетки, соломенные куклы.
А мы с вами сегодня тоже отправимся в мастерскую! И сегодня мы сделаем настоящий символ Беларуси – этот цветов василек! Но для того, чтобы мы почувствовали себя настоящими белорусами, наденем на голову вот такие замечательные повязки с белорусским узором!
(дети надевают повязки с белорусским орнаментом)

-А теперь мы приступаем к нашей аппликации. Посмотрите, что у вас на столе приготовлено для работы: деревянная палочка для нашего стебелька, ножницы, гофрированная бумага синего, голубого и зеленого цвета. Давайте приступать к работе!
1) Внутренние тоненькие листочки создаем из синей бумаги. Вырезаем ленту 4 на 20 см.
2) Делаем по краю надрезы и формируем бахрому.
3) Наматываем на палочку и приклеиваем.
4) Вырезаем 6 квадратов голубого цвета размером 5 на 5 см.

Итог занятия

-Ребята, какие вы сегодня молодцы! Посмотрите, какие замечательные васильки мы сегодня с вами сделали!

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботиться о ней.

Список использованной литературы:
1. Учебная программа дошкольного образования. Минск, 2019 г.
2. Сімвалы Беларусі: дапаможнік для педагогаў / В.С. Красюк. – Мінск : Экоперспектива, 2017. – 111 с.


Василек

Работа воспитанника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: расширить знания учащихся о Беларуси; формировать ценностное отношение к своей стране; развивать познавательную активность и творческие способности учащихся; воспитывать любовь к своей Родине.

Цель: формирование у детей образа родной страны и чувства Родины

Задачи: расширить знания учащихся о Беларуси; формировать ценностное отношение к своей стране; развивать познавательную активность и творческие способности учащихся; воспитывать любовь к своей Родине.

для учащихся –контурные карты Беларуси, красный карандаш, ручка, изображения аистенка.

- Сегодня необычный урок. К нам в гости пришли учителя нашей школы. Они посмотрят какими учениками вы стали, как умеете вести себя на уроке. Дети, вы готовы работать?

Тогда улыбнитесь мне, и мы начнем наш классный час.

- Прочитайте отрывок из стихотворения, записанного на доске, подумайте, о чем мы будем сегодня говорить?

Белая Русь мая!

Чыстая ты мая!

Родная ты мая!

Сегодня мы совершим небольшое путешествие по родной земле – Беларуси. (слайд 1)

А сопровождать нас в этом путешествии будет:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (слайд 2)

Аист – символ мира, добра и дружбы. Говорят, эта птица приносит в дом счастье.

Беседа о нашей Родине – Республике Беларусь

А) - В какой стране мы живем?

Народов и стран в мире много. Например, в Швеции живут шведы, в Польше – поляки, в Литве – литовцы, в России – русские. А кто живет в Беларуси? (белорусы)

Давайте расскажем стихи о Беларуси.

Я – дзяýчынка-беларуска

З васíльковымí вачыма.

Хоць малая, але знаю:

Беларусь – мая Радзíма.

Я – беларус маленькí,

З блакíтнымí вачыма.

Хачу í я, каб лепей

Жыла мая Радзíма.

- Молодцы! Вы с любовью и гордостью говорили о нашей Родине, читали стихи. Родина – это родной дом и наши родители, это родная школа и наши друзья, это родной край и люди, которые живут рядом с нами. Для каждого человека его Родина самая лучшая, самая красивая, самая дорогая. Помните, родина у нас одна, как мама.

Б) - В каждой стране есть свои символы. Назовите их. (Гимн, герб, флаг.) (слайд 3)

Герб — это рисунок, на котором отображены некоторые особенности народа, страны.

Рассмотрите внимательно рисунок, на котором изображен герб Респу­блики Беларусь. Что вы видите?

Как вы думаете, почему изображен венок из колосьев?

Рассмотрите изображение флага. Какие цвета присутствуют на фла­ге? А знаете ли вы, что они обозначают?

Государственный флаг состоит из трех полос. Широкая верхняя поло­са — красного цвета, который символизирует солнце, мужество и благо­родство. Узкая нижняя полоса — зеленого цвета, который является сим­волом природы. Это цвет надежды и возрождения, щедрости, доброты и трудолюбия. Вертикальная белая полоса с красным орнаментом сим­волизирует древнюю культуру народа, духовное богатство, единство. Белый цвет — это цвет чистоты, свободы, гостеприимства и согласия.

Назовите цвета белорусского флага.

Государственный гимн — это торжественная песня. Он звучит в са­мые торжественные минуты и объединяет людей, придает им чувство гордости за свою страну.

Назовите символы государства?

Каждый народ гордится своей страной. Уважительное отношение к сим­волам государства — гербу, флагу и гимну — долг каждого гражданина.

- А где находится наша Беларусь? (ученики рассматривают карту мира и находят Беларусь, обводят границы республики красным карандашом на контурной карте)

- Беларусь находится в центре Европы. Она граничит с другими странами. Назовите соседей нашей страны. (слайд 4)

Мяжуе з Польшчай, Украíнай,

Расíяй, Латвíяй, Лíтвой.

Твой родны край, твая Айчына –

Жыцце твае í гонар твой.

- Главный город нашей страны – ее столица. Как называется столица Республики Беларусь? (город – герой Минск)

- Найдите на карте столицу. Обведите точку красным карандашом. Подпишите название города. (Учитель пишет на доске)

- Аист предлагает вам отдохнуть и посмотреть фильмы о нашей столице городе Минске.

Что интересного вы увидели и запомнили?

Д) работа с картой

-Беларусь поделена на части? Это области. На сколько областей поделена Беларусь? Назовите их. В какой области живем мы? (слайд 5)

Обведите и закрасьте нашу Брестскую область

Какой город является областным центром Брестской области?

Каждая область тоже делится на части – районы. В Бресткой области 16 районов. Мы с вами живем в Пружанском районе.

Е) малая Родина

Назовите поселок, в котором мы с вами живем.

У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для нас малой Родиной является наш поселок. Давай те совершим небольшое путешествие по нашему поселку.

Назовите достопримечательности Шерешево.

Е) беседа о родном языке

- Аист полетел над просторами Беларуси и принес нам письмо. (слайд 6)

Я прыйду да вас ý госцí.

И мы будзем весела гуляць.

Але спачатку мяне

Паспрабуйце вы адгадаць.

Вам необходимо отгадать загадки и собрать первые буквы в слово.

Я í хмарка, í туман,

Ручаёк í акíян,

Я лятаю í бягу

í шкляною быць магу. (Вада.)

Па кустах пакацíýся,

На зубах раскусíýся. (Арэх.)

Маленькí шарык пад лаýкаю шарыць,

Збíрае крошкí, баíцца кошкí. (Мышка.)

Круглая лíтара кацíлася па полí

Ды ýвалíлася ý словы. (Лíтара О.)

- Какое слово получилось? А какое это слово русское или белорусское? Как перевести его на русский язык?

- Сегодня мы разговаривали на скольких языках? В нашей стране два государственных языка: русский и белорусский. В школе мы изучаем и русский язык и белорусский. А вы уже умеете говорить па-беларуску? А якíя беларускíя словы ведаеце?

- Сложить начало и конец пословиц. (слайд 7)

Хто працуе заýтра як знойдзеш.

Хочаш есцí калачы той не сумуе.

Сёння зробíш не сядзí на печы.

- О чем все эти пословицы говорят?

- Какой ваш самый главный труд?

Вы еще пока маленькие, но все вы граждане нашей страны. От каждого из нас зависит ее будущее. Я верю, что каждый из вас будет старательно учиться и делать все возможное, чтобы наша Родина процветала.

4. Подведение итогов урока

- Дома с родителями вы готовили пожелания. Пусть аистята на своих крылышках унесут ваши пожелания всем белорусам. (Дети прикрепляют к карте аистят и читают пожелания)

Б) заключительное слово учителя (слайд 8)

- Наш классный час подошел к концу. Конечно, на этом путешествие по нашей родной стране Беларуси не заканчивается. На уроках, на классных часах мы будем и дальше узнавать новое о Беларуси, говорить о природе родного края, о городе Минске, об истории и знаменитых людях, о героях нашей Родины, о белорусских традициях и праздниках и о многом-многом другом. Всем спасибо. Классный час закончен.

Внеклассное мероприятие

ü Родители - отец и мать, у которых рождаются дети.

ü Родич – родственник, член рода.

ü Родня – родственники.

ü Родословная - перечень поколений одного рода.

ü Родной - близкий человек.

ü Народ – нация, народность, жители страны. И т.д.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идём.

Учитель. Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки.

ü Родина – мать, умей за неё постоять.

ü Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

ü Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

ü Где мать родила, там и Родина.

ü Везде хорошо, а дома лучше.

ü На чужой сторонушке рад своей воронушке.

ü Чужбина – калина, Родина – мать.

ü Человек без Родины, что соловей без песни.

ü Родину не выбирают.

ü Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

Радзіма наша - Беларусь,

І колькі ні шукай,

Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі

Мілей, чым гэты край.

Песня

Зямля з блакітнымі вачамі-

Святло азёр, прастор лугоў!

Тут называюць Васількамі

На Беларусі хлапчукоў.

Звіняць крыніцы, як цымбалы,

Сцяжынкі свецяць у лясах.

Палі, узгоркі, перавалы-

Прасторны шлях, далёкі шлях.

Учитель. Вас не удивило название – “зямля з блакітнымі вачамі”? Как вы думаете, почему именно так часто называют нашу родину – Беларусь? (ответы детей).

Беларусь не только край голубых озёр и зелёных лесов. Ещё её называют землёй под белыми крыльями.

4-й ученик. Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому её так и называют – земля под белыми крыльями.

Кожны ведае, што бусел- сімвал нашай Беларусі.

Учитель. Народное поверье утверждает, что аист приносит в дом удачу, детей и счастье.

Няма радзімы без бацькоўскай хаты;

Бусліны клёкат – гэта родны дом;

Ты будзеш жыць шчасліва і багата,

Калі над хатай - буслава гняздо.

Беловежская пуща – самый великий лес Европы. Когда учёные замерили количество вредных микробов в кубометре пущинского воздуха, то оказалось, что их в полтора раза меньше, чем в стерильной операционной палате больницы. Гордость пущи – самые крупные и редкие животные зубры.

Софийский собор в Полоцке – символ государственной независимости. Его не раз разрушали, но величественный собор снова и снова возрождался.

Крест Ефросиньи Полоцкой – ценнейшая реликвия Беларуси. По приказу княгини Ефросиньи в 1161 году полоцкий мастер - ювелир Лазарь Богша изготовил шестиконечный надпрестольный крест, покрытый золотыми пластинами с эмалевыми изображениями святых, драгоценными камнями.

Брестская крепость – мемориальный комплекс, созданный в память героической защиты и героических защитников крепости в первые дни Великой Отечественной войны. Тысячи туристов со всего света приезжают в Брест, чтобы поклониться мужеству и стойкости солдат, до последнего вздоха сражавшихся с врагом.

Несвиж – красивейший город Беларуси. Испокон веков он притягивал талантливых и творческих людей. Памятники Несвижа восхищают всех, кто их видел: Фарный костёл с великолепными внутренним убранством, городская ратуша, Слуцкая брама, коллегиум иезуитов, дворцово-замковый комплекс – бывшая резиденция Радзивилов.

Национальная библиотека – главное хранилище знаний с восемью миллионами книг. Это уникальное архитектурное сооружение, которое построено в начале XXI века. Оно превосходит подобные проекты в городах Германии, Франции, Польши. Здание библиотеки такое необычное, что имеет шанс войти в историю архитектуры XXI века. Библиотека оснащена самыми современными системами доставки книг и документов из книгохранилища. Чтобы расставить все книги, понадобилось 170 км стеллажей.

Учитель. Белорусская земля всегда славилась своими людьми: добрыми, щедрыми, талантливыми. Беларусь богата на славные имена, которые яркими звездами сияют на протяжении многих столетий. Назовите прославленных наших земляков. (Ефросинья Полоцкая, Франциск Скорина, Лев Сапега, Кирилла Туровский, Максим Богданович, Янка Купала, Якуб Колас и т.д.)

Учитель. Однако Республика Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы.

Легенда.

“А ты, сынок, птенец мой голосистый, будешь петь мою самую любимую, дорогую песню”.

Задумалась мать: а какие имена дать своим сыновьям? А потом обратилась снова к своим детям: “Ты, сынок, первый будешь известен в нашем Государстве под именем Герб; ты, сынок, второй, будешь называться Флагом, а ты сынок, третий, - Гимном”. Так и живут у матери три сына:Герб, Флаг, Гимн.

Учитель. Государственный флаг, Государственный герб, Государственный Гимн – это государственные символы. А что такое Государственный флаг?

6-й ученик. Государственный флаг - это символ независимого государства. В очень давние времена в качестве флагов применяли украшенные шесты. Древние греки в качестве флага использовали оружие или кусок ткани с какой-либо буквой, рисунком или символом, поднятые на шест. Первый матерчатый флаг изобрели в Древнем Риме. Самым старым государственным флагом является флаг Дании, известный с 1219 года.

7-й ученик. Государственный флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зелёный, белый. Красный цвет – знак Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, мира. Белый цвет – это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне расположен красный народный узор – орнамент. (Демонстрируется изображение Государственного флага Республики Беларусь.)

Ливнем вымытые нивы,

Цвет зеленый с красным цветом

Всходы- полосою узкой, -

Соткала сама природа

Флаг державы Белорусской.

Разве довод мой не весок:

На весенем кругозоре

И заря, и перелесок,

И березы белокорье.

Розовый узор и млечный,

Красок радостная спевка –

Как орнамент наш извечный

Красно-белый возле древка!

Учитель. Флаг развевается над всеми государственными учреждениями. Вторым государственным символом является герб. (Демонстрируется герб Республики Беларусь.)

9-й ученик. Все государства имеют свои гербы – официальные эмблемы, которые часто являются составной частью флага. Они изображены на печатях, бланках, денежных знаках страны. Изучением гербов занимается наука геральдика.

Излучает он чудесный свет.

У него – высокая судьба,

И, пожалуй, в целом мире нет

Благородней нашего герба.

Гармонично сочетает герб,

Воедино сопрягает он

Солнце и колосья, свет и хлеб,

Человеком чтимый испокон.

В ярких, выразительных тонах

Колоски, цветы родных полей.

В толстых геральдических томах

Нет герба красивей и светлей.

Учитель. Символом любого государства также является и гимн – торжественная песня.

11-й ученик. Слово “гимн” возникло в Древней Греции и обозначало торжественное песнопение в честь богов, героев или исторических событий. В настоящее время гимн играют и поют в торжественных случаях как знак уважения, оказываемого стране.

Мелодию гимна нашей страны сочинил Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам Михаилу Климковичу и Владимиру Каризне.

В шесть утра, в двенадцать ночи

Он по радио звучит.

Всех людей родного края

Сплачивает и роднит.

Песня в зале зазвучала,

Люди дружно все встают.

От велика и до мала

Эту песню все поют.

Она очень величаво

Прославляет край родной.

Встав со всеми с тёплым чувством

Гордо эту песню пой!

Звучит музыка. Учащиеся встают и поют гимн Республики Беларусь.

Выполнение интерактивных заданий на компьютере.

Гляджу на родныя мясціны,

Адданая я ім навек,

Бо даражэй свёй краіны

Не мае скарбу чалавек.

Люблю я пераліў заранак

І сінявочкі –васількі,

У белых хустачках сялянак

На сенажаці ў ракі.

У полі кветак назбіраю

Упаду ў росную траву.

У косы сена наўплятаю…

Ах, як шчасліва я жыву!

І хоць багацця я не маю,

Але скажу з усёй душой:

Другім багатая, я знаю, -

Сваёй Радзімай дарагой.

Учитель. Наша Родина - Республика Беларусь, и мы являемся её гражданами. Каждый гражданин должен знать историю своей страны, её язык, изучать природу и достопримечательности родного края.

Предлагаю провести викторины и конкурсы. Будут участвовать две команды: “Беларус” (мальчики) и “Беларусачка”(девочки).

Викторина “Знатоки родного края”

1. Назовите хвойные деревья наших лесов. (Сосна, ель, можжевельник.)

2. Каких животных называют строителями? (Бобров.)

3. Назовите хищных животных наших лесов. (Волк, кабан, лиса.)

4. Какие животные Беларуси на зиму меняют свой цвет?(Заяц, лиса, белка.)

5. Назовите ядовитый гриб, которым лечится лось? (Мухомор.)

6. Какие птицы остаются у нас зимовать? (Воробей, сорока, ворона.)

7. Кто днем отдыхает, а ночью летает?(Сова.)

8. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

9. Как называется жёлто –бурая птица, похожая на маленькую курицу? (Перепел.)

10. Каких жуков называют санитарами, потому что они закапывают в землю мертвых птиц и мелких животных?(Жук-могильщик.)

11. Какие звери наших лесов занесены в Красную книгу Республики Беларусь?(Зубр, бурый медведь,барсук и т. д.)

12. Какие птицы занесены в Красную книгу Республики Беларусь? (Серый журавль, филин, черный аист, большая белая цапля, авдотка, орлан-белохвост и др.)

13. Назовите лекарственные растения наших лугов. (Тысячелистник, мать-и- мачеха, ромашка, зверобой и др.)

14. Назовите растения, занесенные Красную книгу Республики Беларусь. (Меч-трава, сон-трава, венерин башмачок, лунник оживающий.)

15. Кто является “санитаром” водоемов, так как кормится мертвыми рыбами?( Рак.)

16. Какая хищная речная рыба имеет большую пасть с загнутыми назад зубами?(Щука.)

17. Назовите самого злостного вредителя картофеля. (Колорадский жук.)

Учитель. Каждый любит страну, в которой живёт. Мы гордимся тем, что мы – белорусы. Белорусы - трудолюбивые люди. Но умеем мы не только работать, но и отдыхать. Предлагаю отдохнуть и поиграть.

“Кароль” сядзіць на лавачцы. Дзеці тайна ад яго дамаўляюцца, што будуць рабіць (напарыклад, капаць бульбу, рваць яблыкі, вудзіць рыбу, касіць і г.д.). Затым падыходзяць да “караля”:

-Добры дзень, дзядуля кароль!

- Добры дзень, дзеці. Дзе вы былі?

- На панскім двары.

- А што вы там рабілі?

- Мы не скажам, а пакажам!

Пасля гэтага дзеці імітуюць тую работу, пра якую яны дамаўляліся, а “кароль” услых адгадвае. Як толькі адгадае, даганяе дзяцей. Той, каго “кароль” зловіць, становіцца новым “каралем”, і гульня працягваецца.

Учитель . Белорусы образованные и очень сообразительные люди. Давайте сейчас и докажем это. Как? Будем отгадывать белорусские загадки.

Конкурс “Белорусские загадки”

1. Прыйшла чорна маці. Усіх паклала спаці. (Ноч.)

2. Спачатку падае, потым устае, пасля гасцінцы раздае. (Дождж.)

3. Што за астры – люба глянуць. Толькі ўночы цвітуць, а ўдзень вянуць?(Зоркі.)

4. Урадзіўся ён высокі,

Апранае нас здавён…

Здагадайцеся, хто ён? (Лён.)

5. Цвіту ўсё лета я.

Жыву звычайна ў жыце.

Нашу хлапечае імя.

Як зваць мяне, скажыце? (Васілёк.)

6. За ўсіх птушак ён чарней, чысціць поле ад чарвей. (Грак.)

Учитель. Умеют белорусы и шутить.

Смяшынкі

Хітры хлопец

-Мама, дай мне гароху.

-Добра, вазьмі сабе поўную жменю.

-Аж поўную жменю! То ты, мама, дай сама, бо твая жменя большая.

Хто старэйшы

- Хто з вас старэйшы – ты ці твой брат? – спыталі ў малога Міколкі.

- У мінулым годзе мама казала, што брат на год старэйшы за мяне. Так што сёлета я з ім зраўняўся, - адказаў Міколка.

- Вось, цётка, будзеш даваць гэта лякарства свайму старому па 10 лыжак у дзень.

- А божа ж мой! Дзе я вазьму столькі лыжак? У мяне іх толькі 4.

Дзед і ўнук

- Дзядуля, а ты быў калісьці маленькім, - пытаецца ўнук.

- Быў, унучак, быў…

- Вось ты быў смешны тады са сваёй лысінай і барадой.

Викторина “Моя Родина - Республика Беларусь”

1. Как называется наша страна?(Республика Беларусь.)

2. Кто является Президентом нашей страны? (А.Г.Лукашенко.)

3. Назовите столицу нашей Родины. (г.Минск.)

4. Какие государственные символы вы знаете? (Флаг, герб, гимн.)

5. Какие языки в Республике Беларусь являются государственными?(Русский, белорусский.)

6. Сколько человек проживает в нашей стране? (Более 10 миллионов.)

7. Назовите самые большие реки Беларуси. (Днепр, Неман, Западная Двина.)

8. Назовите самые большие озёра нашей страны.(Нарочь, Красное, Свитязь.)

9. Как называют жителей Республики Беларусь? (Белорусы.)

10. Какой вид транспорта есть в нашей стране только в Минске?(Метро.)

Я – беларус маленькі,

Спяшаюся са школы.

Як і бацькі сумленны,

Руплівы і вясёлы.

Я – беларус маленькі

З блакітнымі вачыма.

Хачу і я, каб лепей

Жыла мая Радзіма.

З васільковымі вачыма.

Хоць малая, але знаю:

Беларусь – мая Радзіма.

Учитель. Сегодня мы говорили о своей Родине – Беларуси, о её символах и достопримечательностях, о белорусском народе, о его качествах и традициях. Вы знаете и любите свою Родину. Наше государство заботится о детях. Для вас созданы хорошие условия для учебы и отдыха. А ваши права и обязанности записаны в Конституции Республики Беларусь, в главном государственном законе. У вас счастливое детство. Я надеюсь, что вы с гордостью будете нести своё имя – белорус.

Песня «Усе мы родам з дзяцінства”.

Учитель . Пусть счастливой будет земля под белыми крыльями, наша Родина – Беларусь!

Читайте также: