Конспект занятия моя адыгея

Обновлено: 06.07.2024

Дорогие ребята, дорогие гости, сегодня мы с вами собрались по поводу праздника “Дня рождения Республики Адыгея”. Ей исполняется 20 лет. Поздравляем всех Вас с этим праздником!

Звучит гимн Республики Адыгея.

После чего учащиеся 4 класса рассказывают слова гимна на адыгейском и русском языках.

Земля Адыгейская – милая сердцу страна,
Наша душа, пусть живёт, –
Пусть будет согласие всегда
В единой семье народов.

Припев: Иди к добру, двигайся дальше,
Республика – наш счастливый дом.
Поднимайся, расправляй крылья,
Республика – наша высокая мечта,
Умножай славу народов своих.

Адыгея – Родина моя!
Уголок страны привольной нашей.
Глянешь – вся в цвету твоя земля,
Кажется, что нет на свете краше.

Республика Адыгея расположена на живописных северных склонах Кавказского хребта. Адыги, давшие название республике, – древнейшие обитатели Северо – Западного Кавказа. Республикой Адыгея стала в 1991году 5 октября.

На флаге Республики Адыгея изображены 12 звёзд и 3 скрещенные стрелы. Звёзды обозначают 12 адыгейских племён,населяющих республику, а3 стрелы – три древнейших княжеских рода, их силу и единство. Зелёный цвет – цвет ислама, обозначает вечность, а так же одну из особенностей республики, в которой почти 40% территории занимают леса. Рисунок 1.

Герб представляет собой круг, сверху обрамлённый ленточкой с надписью “Республика Адыгея” на русском и адыгейском языках. В середине ленты большая звезда. С боковых сторон – листья дуба, клёна, золотые колосья пшеницы. Початки кукурузы, указывают на неразрывную связь человека с природой. Круг завершается аббревиатурой РФ (Российская Федерация). Внизу изображение национального стола – анэ с хлебом и солью. В середине круга главный герой национального эпоса Саусрыкъо на огненном летящем коне. В руке всадник держит пылающий факел. По легенде богатырь похитил его у богов для блага людей. Пятиконечная звезда вверху означает дружбу всего многонационального народа, населяющего республику. Рисунок 2.

2 чтец. Стихотворение “Приглашение” авт.И.Машбаш

Я знаю, Адыгея так мала,
На пёстрой карте, возле гор Кавказских,
Вот вся она под кончиком указки –
Земля, что целым миром мне была:
Карабкались по склонам облака,
Трава на горных пастбищах качалась,
О скалы билась бурная река,
Текла издалека и не кончалась.

Потом большое становилось малым –
Был новый перевал за перевалом.
О, маленькая древняя земля!
Одним лучом её согреет солнце –
И домики белеющие сонно,
И синие вершины, и поля.
Лихой джигит, пришпоривший коня,
Объедет всю её к исходу дня,
Но ты приедешь с доброю душой –
Тебе она покажется большой.

В большой стране, на маленькой земле,
Живёт народ мой, мудрый и отважный.
И учит сыновей сидеть в седле,
Чтоб стали те джигитами однажды.
Спроси о нас у солнца и зари,
А лучше сам однажды посмотри –
Чем сто раз слышать, лучше раз взглянуть,
Ты приезжай, и добрым гостем будь!

У каждого народа имеются свои обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Много их и у адыгского народа. Одна из лучших традиций адыгов – уважение к старшим. Эта традиция прививается детям с раннего детства. Обычай гостипреимства берёт начало в глубокой древности. Гость является священным лицом, считается, что он несёт с собой счастье и благополучие.

Исполняется песня “У адыгов обычай такой” сл.К.Жанэ, муз. Г.Самоговой.

Если где – то в кругу молодых
Держит речь седовласый адыг,
Ты не вздумай его перебить,
Уважай его возраст седой,
У адыгов обычай такой.
Да, да, да! Да, да, да!
У адыгов обычай такой.
Если гость постучит у двери,
Гостю сердце своё отвори.
И полдома на время отдай,
И четлибжем его угощай,
И пои ключевою водой, –
У адыгов обычай такой!
Да, да, да! Да, да, да!
У адыгов обычай такой!

Адыгейская народная игра “Надень папаху”.

Мальчик – джигит сидит на стуле. На восемь шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать восемь шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети. Водящий не должен подсматривать, играющие не должны ему подсказывать.

5 чтец. Стихотворение “Адыгея родная моя!” авт.К.Жанэ

Моя песня – сестра синих гор и полей
Сердцу милые с детства края,
Я родился и вырос в колыбели твоей,
Адыгея родная моя!
Над тобою России немеркнущий свет,
В небе ласковом зори струят.
Твоих рек быстротечных красивее нет,
Адыгея родная моя!
Пусть, как море, шумит золотистая степь –
Богатырская слава твоя.
Ты навеки верна краснокрылой звезде
Адыгея родная моя!
Я люблю гор высоких заоблачный взлёт,
Сердцу милые с детства края.
По сыновьи люблю адыгейский народ
Адыгея родная моя!

Мы много говорим о любви к родине. Но прежде, чем научиться любить свою родину, мы должны научиться любить, уважать собственную мать. Мама, много в этом слове для каждого человека. Мама – это самое святое для всех людей. Уважайте своих мам, берегите их.

Исполняется песня о бабушке на адыгейском языке “Синан” авт. У.Тхабисимов

Наша республика очень красива. На её территории растут свыше 3000 видов растений. Произрастает много лекарственных трав: подорожник, ландыш, мать – и – мачеха, чистотел, зверобой… Главное богатство Адыгеи – лес. Это граб, дуб, каштан, бук, кизил, орешник, ель, пихта,клён. На территории Адыгеи водится множество видов рыб, насекомых, птиц, животных: лисы, волки, медведи, рыси, кроты… У нас в Адыгее расположен Кавказский заповедник. Там произрастает множество растений, большая его часть – это лес, редкие виды животных, птиц: орёл, зубр, серна, олень, ласка, куница, дикий лесной кот.

А сейчас мы узнаем, на сколько хорошо вы знаете растения и животных Адыгеи. Отгадайте загадки:

Весь в пыли,
Хоть сил немного,
У дороги он торчит,
У него согнулись ноги
Неприметен он на вид. (подорожник)

То погаснет, то зажжётся,
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Ну конечно, … (светлячок)

У косого не берлоги
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц)

Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки. (мышь)

Эти дикие зверушки
Как домашние свинюшки,
Любят жёлуди они,
Ковыряют носом пни. (дикие кабаны)

Стихотворение “Зафак” авт. И.Машбаш

Так зовут этот танец небыстрый недаром,
Это значит: "Навстречу друг другу идти".
Легким облаком и затаенным пожаром
Мне навстречу плыви, сердцем к сердцу лети!
В танце этом лишь сдержанность парня украсит.
Так улыбкою тихой меня одари -
Ты давно поняла, что никто не погасит
Этот тихий огонь, что таится внутри.
Пять шагов между нами – и вечность, и малость;
Пять коротких шагов – или жизнь впереди?
Скоро кончится танец – полкруга осталось,
Так плыви мне навстречу, навстречу иди!
Пусть гармонь не устанет, и мы не устанем,
Мы танцуем зафак у молвы на виду.
Как он смыслом велик, этот радостный танец:
"– Я навстречу иду! Я навстречу иду!"

Исполняется адыгейский танец “Зафак”.

Наш праздник подошёл к концу. Всем спасибо за внимание. Ещё раз с праздником! До свидания!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Интегрированная ООД познавательного

содержания для подготовительной группы.

Воспитатель МБДОУ№4: Стародумова И.Г.

Г. Майкоп 2017год.

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с гербом и флагом республики Адыгея. Познакомить с картой республики Адыгея. Воспитывать в детях чувство гордости за родную республику, уважение к ее жителям, любовь к природе, интерес к истории. Познакомить детей с национальным адыгейским костюмом. Продолжать учить детей закрашивать изображение кончиком кисти, прорисовывать мелкие детали. Воспитывать аккуратность при рисовании красками.

Материал: Изображение герба и флага республики Адыгея, карта республики, картинки или слайды красивых достопримечательностей республики, изображение национальных костюмов, трафареты костюмов, краски акварельные, кисть.

Ход занятия.

Воспитатель: Добрый день, ребята. Кто мне скажет, в каком городе мы живем?

Дети: Мы живем в городе Майкоп.

Воспитатель: А в какой республике?

Дети: В республике Адыгея.

Воспитатель: 5 Октября мы отмечаем праздник – день республике Адыгея.

Ребенок: У республики моей сегодня день рождения.

Мы отмечаем эту дату.

Пусть будет мир на всей планете,

Пусть будет мир в республике моей.

Воспитатель: Республика Адыгея – это наша малая Родина. А как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: Правельно. Как и у России у Адыгеи есть свой флаг и герб. Посмотрите, вот это какой флаг? (Российский). А вот это флаг республики Адыгея. (показ слайдов или картинки)

Флаг Адыгеи представляет собой прямоугольное полотнище зеленого цвета, с композицией из трех пересеченных желтых (золотых) стрел, а также 12 звезд. Двенадцать звезд символизируют 12 племен свободной Черкесии. А три стрелы символизируют землю, воду и воздух. Зеленый цвет символизирует достаток, жизнь и леса.

А вот это – герб республике Адыгея. (показ слайда или картинки)

Символизирует полет молодой республики в будущее, к прогрессу. Вспаханное поле, стол с хлебом – солью вместе с находящимися в гирлянде герба колосьями пшеницы и проса, початком кукурузы говорят о главном занятии адыгов – сельском хозяйстве. Голова быка символизирует золотые сокровища Майкопского кургана. Изображение гор, пашни, листьев клена и дуба характеризует географические и природные особенности республики. Изображения в верхней части герба большая пятиконечная звезда олицетворяет единение и братство многонационального населения Адыгеи.

Прекрасна и богата наша родная Адыгея! Красивы ее высокие горы, плодородные поля и быстрые реки. Это один из живописных мест Кавказа.

Посмотрите, ребята что это?(показать карту).

Дети: Это карта.

Воспитатель: Правельно, это карта республики Адыгея. Расположена республика на живописных северных склонах Кавказского хребта. Основная часть Адыгеи проходит по низменной Прикубанской долине, по течению рек Кубани и Лабы.

(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов живописных мест Адыгеи).

Ребенок: Этот сказочный край

По народным преданиям,

Этот край, получив как подарок богов.

Защищая как мать

И на век прославляя

Звал отчизною древний Адыгский народ.

(Выходят дети в костюмах).

Воспитатель: Еще сегодня я хочу вас познакомить с адыгейскими костюмами. Традиционно мужской костюм – кафтан, длиной чуть ниже колен, с широкими рукавами. Женская одежда весьма разнообразна и богата украшена. Шили платья из плотных материалов и украшали золотым шитьем. Рукава шили длинными, закрывающими кисть девушки. Головные уборы были разнообразными: платки, шали, шапочки.

Ребята, вам нравятся костюмы? А давайте мы с вами сделаем себе адыгейские костюмы. Проходите за столы.

У детей на столах лежит лист бумаги с трафаретом адыгейских костюмов, и дети их разукрашивают красками.

Литература:

Словарь ребенка должен включать слова: Россия, Родина, президент, Москва, столица, флаг, государство, гимн, герб, кремль, куранты, Красная Площадь; (страна) большая, дружная, сильная, добрая, независимая, непобедимая, многонациональная. Малая Родина - Адыгея, герб, флаг, гражданин.

Родителям рекомендуется:

Спросить у ребенка: Как называется страна, республика, станица, в которой ты живешь? Почему она так называется? Как выглядит герб нашего государства, республики? Что он символизирует?

Провести прогулку по станице. Показать основные достопримечательности – парк, вечный огонь, памятники, музей. Показать предприятия города, рассказать об их продукции.

Во время прогулки, родителям обратить внимание на общественные здания (библиотека, почта, школа, кинотеатр и т. д.), рассказать об их назначении, и о профессиях людей, работающих в этих учреждениях.

Новая лексика:

Существительные: Родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, деревня, село.

Глаголы: любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.

Прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о нашей Родине. Где мы живем? (Ответы детей)

1. Беседа о Родине.

Воспитатель: Ребята, скажите, что я вам показываю? (граница России).

- Как можно назвать все, что я нарисовала, одним словом?

- А что такое Родина?

Ответы детей:

- Родина – это страна, в которой мы родились и живём.

- Родина, это земля, на которой жили, трудились наши предки.

- Родина – это наша поселок.

- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

- Это место, где стоит наш детский сад.

- Это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

Ее мы Родиной зовем,

Воспитатель: Мы с вами живем в огромной прекрасной стране. Посмотрите, какая она большая. Чтобы добраться с одного ее края на другой, нужно ехать на поезде целую неделю! Как у каждого человека, у нашей Родины есть имя.

- Как же называется наша Родина?

Воспитатель: Как зовут президента нашей страны?

- В нашей стране много городов, сел, рек, озер, лесов, гор. В ней проживает много народов. Мы гордимся нашей великой Родиной.

- А давайте послушаем и выучим пословицы о Родине.

Ответы детей:

На чужой стороне и весна не красна.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина мать, умей за неё постоять.

Человек без Родины – что соловей без песни.

Родина любимая – что мать родимая.

Если дружа велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить.

Одна у человека мать, одна и Родина.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Нет в мире краше Родины нашей.

На чужбине и собака тоскует.

На родной стороне и камешек знаком.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Беседа о малой Родине.

Воспитатель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: край, город, деревня, улица, дом, где он родился и живет. Это место называется малой Родиной. Из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Россия.

- Как же называется край, в котором мы родились и живем?


2. Выучить чистоговорки:

Жура – Жура - Журавель!

Облетел он сто земель.

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Отвечал он, пролетая:

Родина — какая? (любимая, необъятная, могучая, родная, бескрайняя, беззащитная, прекрасная, богатая, весёлая, огромная, красивая, грустная)

Россия, российский, роса, россияне.

Родина, родной, родители, радость.

Отец, Отечество, отчаяние, отчий.

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Есть и клёны, и дубы,

А какие есть грибы!

А ещё пекут в печи

Вот такие калачи!

2. Мы гордимся нашею страною

Ширь полей, моря, леса, луга,

Самая чудесная на свете

Родина любимая моя!

3. Самый лучший в мире
Триколор России.
Чтоб не путать не гадать
Детям надо твёрдо знать
Как лежат в нём краски:
БЕЛЫЙ СИНИЙ
КРАСНЫЙ.4. Горжусь своей Россией, родиной своей

В огромном нашем мире нет ее сильней!

Дружна и самобытна вся моя страна!

Так процветай же милая, светлая земля!

Упражнения на развитие речи:

Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов. Дом - домик, домишко, домище. Город - городок, городишко, городище.

Вы все знаете, что мы живём в Республики Адыгея. Наша Республика Адыгея очень красивая.

7. Чтение стихотворения об Адыгее:

Приезжайте в Адыгею!

Не забудете вовек

Красоту тех гор скалистых

И прозрачность горных рек!

Водопады и пещеры -

Воздух чистый, как хрусталь

И красивые легенды

Оживают среди скал.

Я люблю свой тихий город,

Зелень парков, площадей.

Город тружеников славных,

Милых сердцу мне людей.

Любят в городе веселье,

В праздник спляшут и споют.

Спортом любят заниматься,

В гости всех друзей зовут.

(Дети передают по кругу сердечко и называют по одному прилагательному к слову Республика Адыгея: милая, любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная и др.).

Воспитатель: Вы сказали о Малой Родине такие прекрасные слова. Мы – граждане Республики Адыгея, любим и гордимся ею. Адыгея имеет свои символы. Какие?

Воспитатель: Совершенно верно. Отдавая почести этим символам, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине. Флаг – один из важнейших атрибутов Республики. Флаг – символ доблести и чести адыгского народа. Символ национальной независимости. Кто назовёт цвет Адыгейского флага?

Воспитатель: Ребята, этот цвет выбран неслучайно (пояснение о цвете и значении флага)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где можно встретить флаг Республики Адыгея?

(Детям предлагают карточки с изображением флага, цветов, шариков, флажков, фейерверков)

Воспитатель: Есть у Республики Адыгея еще один важный государственный символ – герб. Герб – отличительный знак, официальная эмблема Республики Адыгея. А знаете ли вы, что изображено на гербе нашей Республики?

(Детям предлагаются карточки с изображением гербов России, Австрии, Германии, Польши, Республики Адыгея. Они должны выбрать карточку с изображением герба Республики Адыгея).

Индивидуальная работа

Воспитатель: - А почему ты выбрал этот герб? (Ответы детей) - Герб, какого государства ты выбрал? (Ответы детей) - Кто изображен на гербе? (Ответы детей)

Адыгейская народная игра (с атрибутикой)

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня говорим о малой Родине и её символах. Как вы понимаете, что такое малая родина? (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, малая родина - это то место, где мы с вами родились и живём. Это наш край, город, улица, дом. А мы с вами в какой республике живем? (Ответы детей)

Воспитатель: А как называется наша станица? (Ответы детей)

Воспитатель: Наш детский сад, в который вы ходите – это тоже маленький кусочек нашей огромной страны, наша малая родина, и мы должны его любить и беречь.

Изготовление эмблемы группы детского сада

(Детям предлагают карточки с изображением солнца, бабочек, цветов, радуги, игрушек).

Воспитатель: Ребята, скажите, о чём мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы говорили о малой Родине, о символах Республики Адыгея: гербе, флаге. А что обозначает цвет флага Республики Адыгея? (Ответы детей)

Воспитатель: Где можно встретить государственный флаг Республики Адыгея? (Ответы детей)

Воспитатель: А что такое малая родина? (Ответы детей)

Краснодарског о края как А дыгейская ав тономная область. В июл е 1991 г.

получила стату с респу блики. Столица А дыгеи - город Майкоп.

Предки адыгов (с овременны х адыгейце в, кабардин цев и че ркесов) известн ы в

истории под им енами меот ов, синдов, ке ркетов - в середине 1 - го тысячелет ия

до н. э. они обит али вдоль в осточного побережья Азовск ого и северо -

восточного побер ежья Черног о морей, а также в низовья х Кубани.

Основным занят ием адыгей цев являлось животново дство, в равн инных

частях — земле делие, в некото рых районах они заним ались рыб оловством и

пчеловодств ом . Развивались и ремесла - ювелирное, г ончарное,

медеплавильное, ку знечное и др (слайд 6). Хозяйство адыгейцев имело в

Столица респу блики - город Майко п - была основана 17 мая 185 7 г., как

русское воен ное укрепление. С 10 авгу ста 1942 г. п о 29 января 19 43 г.

Ма йкоп был ок купирован фа шистами, причинивш ими город у огромный

ущерб. За перв ые пять послев оенных лет был полностью восстановлен.

Ребята, а кто з нает, почему наш город называетс я Майкоп ?

- Майкоп расп оложен у северных предг орий Кавказс кого х ребта, на прав ом

берегу реки Бел ой (приток Ку бани). Свое назв ание город полу чил от

адыгейского сл ова "Мыекъу апэ" — урочище ди ких яблонь.

Далее мы отправля емся с вами по интер есным местам и

Майкоп – не сам ый крупны й город, одн ако, несмотря на это, в столице

Адыгеи наход ится большое к оличество интересн ых мест. В перву ю очередь

стоит отметить пл ощадь Д ружбы, окру женну ю Соборной мечетью,

Национальным му зеем Адыг еи, картинн ой галереей, государстве нной

филармонией и другими з даниями. Д ругое интересное мест о – городской

парк кул ьтуры и отдыха на берегу реки Белой с М айкопск ой ГЭС. На этом

достопримечатель ности Майко па не заканч иваются: в го роде есть ещё

несколько ист орических мест и военн ых памятник ов.

Своеобразным с имволом Ма йкопа стал монумент “ Дру жба”. Это

величественны й памятник, соо руженный в честь 400 - летия добров ольного

присоединен ия Адыгеи к Р оссии. На огр омной бел окаменной плите

высечены циф ры 1557 - 1957 года. Ряд ом на высок ом постам енте, словно

братья, стоят вылит ые из бронз ы русский вит язь и а дыгейский воин. Надпись

на постаменте гла сит: “Н авеки с Россией”. Воз двигнут монумент

“Дружба”28 де кабря 1968 года. А вторы памят ника – известны й скуль птор и

художник М.Г. Манизер и его сын О.М. Манизер. Высота обелиска 2 1 м,

А мы продолжаем с вой пу ть и следу ющая наша остан овка - Национальный

Национальный му зей Адыгеи был созд ан в 1926 го ду в качестве ад ыгского

историко - этног рафическог о музея в Краснода ре по инициативе О бщества

изучения Адыгс кой обла сти. После т ого как в 1 936 году цен тр Адыгейской

области был п еренесен в Ма йкоп, му зей переместил и в новый цент р

республики к ак Адыгейск ий областн ой краеведческ ий музей.

Первые экспонаты му зейной коллекции начали соби рать еще в 1907 г. члены

общества люб ителей природ ы – это гнезда птиц с кла дками, чучело совы,

коллекция раков ин, морск их звезд и к ораллов. О снова музейной к оллекции, в

которой представл ен богате йший исто рический и этн ограф ический матери ал,

была собрана первым директ ором нацио нального музея (1 935 года)

В период окку пации колл екции му зея республики Адыге я были разгр аблены,

а их восстан овление начал ось только с 1 949 года. До 1954 года

национальны й музей (Майк оп) занимался восстановлен ием и пополне нием

своих фондов (в музейные фо нды посту пило более 5 0 тысяч экспонат ов).

После 12 - летнего перерыва, 1 мая 1954 г ода открыл ась первая п ослевоенная

В 1993 году адыгейский краеве дческий музей в соответствии с

постановлением правительства респу блики был преоб разован в

Национальный му зей Адыгеи и остался в городе Ма йкоп.

В мае 2001 год а были открыты два зала с постоянной этн ографическ ой

года, к 60 - летию победы в ВО В, была с оздана ещ е одна экспоз иция:

спустя открыли эк спозиц ию, представл яющу ю экспонаты эпохи бронзы,

Третья остановка - С оборная мече ть . Соборная ме четь в Ма йкопе, не см отря

на свою молод ость, у же успела стать визитн ой карточко й города.

Адыгея – много национальна я респу блика, и жители ее, с оотв етственно,

исповеду ют различные религии. Адыг ейцы и тата ры, как п равило,

исповеду ют ислам, и, на ряду со Священным п исанием, п ризнают су нну –

достоверные с казания о поступках Про рока. Славяне, живущие в А дыгее,

исповеду ют христианство. Х отя прав ославных м онастырей и х рамов в

Майкопе замет но больше, разные религии с осуществу ют здесь мирн о.

Соборная мечеть б ыла постр оена не так давно, в 2000 году , как подарок

Майкопу от шейха Халида Б ин Сакр - аль - Кассими из ОА Э.

Мечеть в Майкопе в озвели всег о за восемна дцать месяцев, величествен ное

здание увенчано с иним ку полом и ок ружено 4 минар етами. Соборная мечеть

впечатляет ту ристов своими р азмерами, не характерн ыми для Кавказа.

что это свяще нное место, а потому сл едует проявить у важение к

мусульманской свят ыне: вест и себя тихо и, к онечно же, с нять обу в ь.

Учитель: У ка ждого наро да есть свой на циональны й костюм.

Ребята! Перед вам и национальны й традицио нный му жской костюм ады гов.

Как вы видите, о н состоит из нескольк их частей. Н а тело на девалась рубашк а

(джан, застёгиваю щаяся на гру ди. Рубашка заправлялась в широк ие,

суживающиеся к низу шаровар ы серого ил и верблюжьег о цвета. Повер х

рубашки нос или бешмет на подкладке со стоячим во ротником, с дл инными

рукавами и застё жкой от во рота до пояса. Иногда вор от и грудь обш ивали

галуном. О бязательной деталью му жского костю ма был п ояс с

металлическим на бором. По яс представл ял собой у зкий ремешок с

серебряными у крашени ями. Носить че ркеску без пояса с кинжал ом

считалось у адыгов неприлич ным. Оде жду без пояса дозволялось н осить

Верхней оде ждой слу жила бурка – длинная войл очная накидка без рукавов.

Носили бу рку на левом плеч е, чтобы ра зрез приходился на праву ю сторону и

правая рука могла с вободно дв игаться. Гол овным у бором служили па паха,

Обувь состояла из чу вяк и сапог. Чувяки шили несколько м еньше разме ра

ноги. Князья и дворяне носил и чувяки к расного цвета.

А сейчас мы посм отрим, к ак одевались адыгские же нщины (слайд на

Покрой женск ого платья (сай) напоминал черкеску : длинные полы, глубокий

вырез впереди и ш ирокие ру кава. Пл атье шили из плотной т кани тёмны х

тонов, у крашали богатой золот ой выши вкой, края и н из обшивали галу ном.

Обязательным эл ементом же нской оде жды был п ояс из сере бра или

обычного металл а, украшенны й резным орнамент ом, зернь ю и филигранью .

Иногда носили мат ерчат ые пояса, что считалось признак ом бедности. У

женщин, как и му жчин, считал ось неприл ичным ходить без пояса.

Обычно они носили платки, к оторые облегали лоб и завяз ывались п од

Женской обу вью слу жили чувяки и ту фли – скамеечки для торжестве нных

случаев, которые обтягивал и бархатом, у крашали перламу тром и се ребром.

Учитель: Как и у дру гих стран, у нашей Адыгеи есть свои

Дольмены - это пер вое чудо света. Чу до, находящеес я во многи х странах

мира. Дольмены обладают кол оссаль ной силой, объяс нений кото рой нет. И

Дольмены — древн ие сложенн ые из больших кам ней или к аменных пл ит

рукотворные с ооружен ия определённ ой формы. Объект ис следования

археологов, а также поклонен ия и палом ничества как сов ременны х

Пещера Нежная - и меет длину 95 м, амплиту ду 5 м и объе м 510 м3. О на

названа так, пот ому что натеч ные образования м олочног о цвета нежны и

хрупки в силу своего юн ого возраста. Пещера, к ак камен ная сказка,

необычайно к расива. Эту красоту у силивает оригин альная п одсветка стен

Казачий камень - это ог ромный валу н, который по своим р азмерам является

одним из кру пнейших в Евр опе. Проехать не заметив эт о чудо природы

невозможно, так ка к он леж ит практичес ки на дор оге. Дорога проло жена

таким образом, что огибает валу н с обеих ст орон, раз деляясь на попутну ю и

встречную полосы. Огромный валу н им еет несколько названий: Каз ачий

камень, Девичий камень, а такж е Черкесски й и Шайтан овый камень. И с

Свято - Михайловс кий монастырь - р асположен на о краине поселк а Победа

среди старых садов. О н был основан в 1878 г. Со Благ оволения Его

императорског о Высочества Вел икого Князя М ихаила Н иколаевича, явл ялся

одним их кру пнейших му жских монаст ырей на Кав казе и назывался « Свято -

отделения Ку банской области, основате лем которой являлс я Афонский

Еще одним у никальным памят ником пр ироды близлежа щих окрестн остей по

Первый водопа д слыше н издали. Обры ваясь с высоты более б метров, о н

образует чашу с водой, манящ ей своей про хладой, - это любимое место

Второй водопа д не так велик, зат о третий привлечет внима ние любого.

Огромная каме нная глыба, в ыкованная природой в в иде гигантск ого сердца,

перегораживает ру сло реки. Этот в одоп ад носит название " Сердце Руфабго".

А впереди люб ознатель ных путешестве нников жду т еще нескольк о братьев -

водопадов, один к раше дру гого. Хру стальные стру и падающей, гро хочущей

воды несу т космическу ю энергию солн ца и ветра, пр охладу горны х ледников

и свежесть лесов. В любое в ремя года водо пады прекрасн ы.

У каждого на рода имеются свои обыч аи и традици и , которые пе редаются из

поколения в по коление. Мно го их у ады гского наро да. Одна из л учших

традиций адыг ов – уважение к ста ршим. Эта традиция при вивается детям с

раннего детства. О бычай гостеп риимства бе рет начало в глу бокой древ ности.

Гость считается свя щенным лиц ом, считается, что он не сет с собой сча стье и

благополу чие. «Оказать раду шие гостю - главная особенность черкесов

независимо от т ого, враг на п ороге или друг. Даже самый бедный у гостит

К.Ф. Сталь в 1849 году в своей книге «Этног рафический очерк че ркесского

Прославившиеся госте приимств ом на весь мир ады ги всегда чтил и свои

обычаи и при давали им огромн ое значение. О го степриимс тве и о прав илах

хорошего тона за ст олом пис али многие известные деятели черкесског о

народа, такие ка к Тембот Кер ашев, Бара сбий Бгажнок ов, Михаил Ми жаев,

Если старый чело век выполнял каку ю - то работу , молодые люди (знаком ые

или незнакомые) обязаны б ыли ему помочь. Одиноких ста риков, женщ ин,

немощных лю дей всегда забирал и к себе родственник и, соседи. З а ними

ухаживали, след или, их на н очь одних не оставл яли в ком нате. Все это

Если младшие отл у чались, то они обязател ьно отпраш ивались у старшего.

При возвращен ии же первым делом нав едывались к ста ршему . Признаком

воспитанности б ыло такж е, когда родст венники, сос еди просто так за ходили

спрашивали с овета. Старше му не перех одили дор огу, особе нно женщин ы. Ни

одно торжествен ное событ ие не проход ило без ста ршего, без тамады. При

этом свадьба, сва дебный стол б ыли не т олько местом, где играли, танцевали,

наедались, нап ивались. О на была своеобр азной школ ой, где старш ий учил

молодежь, всех п рису тствующих обычаям и тр адициям на рода. Соглас но

обычаям, ста рший перед сам ым начало м торжеств пр осил всех быть

благоразумным и, сдержанным и, чтобы не омрачить р адость семь и, у которой

свадьба, "забыть на время враж ду, если враж да существовал а между кем -

либо из прису тствующих". И, естественно, его нару шение осуждалось все ми.

Т.о., уважение к старшему опиралось не на силу его власти, а на его

авторитет, на ег о справедлив ость, у чтивость, сдержанно сть, находчивость, на

то, насколько о н хорошо зн ает адыгэ ха бзэ. Невозможн о перечислить в се

знаки внимания, че рез кот орые проявлял ось уважение к ста ршему. Его имя

не произносил и женщины и м олодые люди, п ри нем не говорили о же не,

муже и детях, при нем не позв оляли себе развяз ну ю речь, не говоря у же о

нецензурных в ыражени ях. За столом раньше тама ды никто не начинал есть.

Однако кушать переставал и чуть позже него. Это касалось и гостья, чтобы

Исключительная щедрость адыгов вс егда привлекала в ниман ие

исследователей. Сл еду ет заметить, что и поны не это качество в большом

Благодаря этим о бычаям в наше й Респу блике царят ми р и согласие. Если

каждый из вас будет уважать старш их, заботиться о женщ инах и детя х,

уважитель но относиться к д ругим народ ам, то у нас будет мир. А где м ир там

Читайте также: