Конспект занятия мастерская пантомимы

Обновлено: 05.07.2024

Данное занятие может быть использовано педагогом дополнительного образования для проведения занятия кружкового объединения театральной направленности.

Содержимое публикации

Тема: Знакомство с театром пантомимы

Цели- создать условия для формирования личностных УУД: активного творческого отношения к окружающему миру; побуждению к активному участию в театральной деятельности.: дать понятие пантомимы, мима в театре; определить роль и место пантомимы в театральном искусстве; познакомить с исполнителями пантомимы (мимами); раскрыть особенности исполнения пантомимы.

развития творческого потенциала каждого участника кружка;

развития умения изображать эмоции, используя голос, мимику; жесты;

формирования коммуникативных компетенций личности, умения взаимодействовать с партнёром, с группой через групповые формы работы;

научить владеть своим телом;

развивать умение использовать мимику и жесты в жизни;

воспитывать любовь и интерес к театральной деятельности,

воспитывать культуру поведения, как исполнителя, так и зрителя.

Предметные УУД: видеть и называть используемые жесты, понимать и давать характеристику увиденной мимике.

Метапредметные УУД:

Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую, ориентироваться в толковом словаре.

Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе увиденного, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать речь других, умение работать в паре и в группах, оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: осознавать в выражении мыслей и чувств роль мимики и жестов, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагмент пантомимы, карточки с заданиями, билеты, маски, колпачки.

Ход занятия.

Мотивационный момент

а) Артистическая разминка.

- Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Какими бы словами вы их поприветствовали? (Здравствуйте, добрый день, мы рады видеть вас)

- произнесите это с удивлением;

- как маленький ребенок;

- как президент страны.

- Какое у нас сейчас занятие? ( занятие театрального кружка)

- Что мы делаем на этих занятиях? (учимся правильно говорить, выражать эмоции, изображать разных животных, предметы, разыгрываем сценки)

- Как вы думаете, для чего это надо уметь делать?

2. Актуализация знаний о театральной деятельности.

- От какого слова образовано название нашего кружка? ( От слова – театр)

- Что такое театр? ( Это изображение на сцене какого-либо произведения)

- Какие бывают театры? (драматические, музыкальные, кукольные, пантомимы)

- Люди каких профессий работают в театре? ( Режиссёр, актеры, костюмеры, гримеры, декораторы, осветители, звукооператоры)

- Как вы считаете, без кого из этих профессий театра не может быть? ( без актера)

- Что должен уметь делать актер? ( уметь выражать эмоции, правильно и выразительно говорить, импровизировать)

3. Практический этап. Тренинги.

а)Работа над речью.

- Что помогает делать речь правильной? ( скороговорки)

- Предложите свою скороговорку. ( Например: из-под топота копыт, пыль по полю летит)

- Проговорите ее медленно;

- Проговорите с ускорением темпа;

- Проговорите с замедлением темпа;

- Проговорите в быстром темпе;

б)Работа над выражением эмоций.

- Ребята, какое сейчас время года? ( весна)

-Сколько всего времен года ?(четыре),

-Перечислите их . (осень, зима, весна, лето).

в) Работа над развитием фантазии.

-Исходное положение: свободная стойка, руки опущены. Вообразите себя каким-то деревом: дубом, ивой, березой и др.

- Задание: представьте, что ваше тело – это окаменевший, замерзший ствол дерева. Весна… Согрелась почва. Дерево начинает оживать. Вот согрелись корни (ноги), теплый сок пошел по стволу вверх, оживляя ветки. Руки поднимаются, словно распускаются листья и дерево расцветает. (Дети показывают действия)

4. Инсценирование.

- Итак вы подготовились к театральной деятельности. Посмотрите и скажите атрибуты какого театра вы видите? (кукольного)

- Что главное для актера кукольного театра? ( говорить громко и выразительно, правильно уметь управлять куклой)

( Дети выходят, берут куклы)

- За ступенькою ступенька,

- Слово к слову потянулось,

- А колечко на колечко,

- Поудобней сядь и слушай нашу сказочку:

- Вы загадки отгадайте

И билеты – получайте!

Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — . (актёр)

Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся — . (режиссёр)

Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные . (декорации)

- Дорогие гости, пересядьте согласно вашим билетам. Вы тоже будете участниками действия.

- Ребята, а вам, чтобы получить билеты тоже надо выполнить задание. Вам даны слова с пропущенными буквами. Пропущенные буквы мы выпишем, и получим крылатое выражение, сказанное знаменитым режиссёром Константином Сергеевичем Станиславским.

2. _ Н _ АКТ (АНТРАКТ)

4. _ ТАТЕЛЬ (ЧИТАТЕЛЬ)
5. СЦЕ _ РИЙ (СЦЕНАРИЙ)

9. ЗАНА__С (ЗАНАВЕС)

10. __УМ (ШУМ)
11. Б__ЕТ (БАЛЕТ)
12. МАС__ (МАСКИ)

В коробке лежат необычные билеты, на которых отличительным знаком является геометрическая фигура. Выберите любой понравившийся билет.

Давайте рассядемся по местам.

Из-за деревьев справа выходит Дед с вязанкой хвороста и идет к дому. На середине сцены останавливается и кладет вязанку на край ширмы.

Ох, умаялся! Устал!

Я сегодня рано встал,

Десять грядок посадил,

В лес за хворостом сходил.

Много переделал дел,

А покушать не успел.

Бабка, скоро ли обед?

Из окна выглядывает Бабка.

Бабка (весело)

А его, дедочек, нет!

Ели хлеб и пили квас

Вот и вышел весь запас!

Будет новый урожай,

Так обедать приезжай!

Бабка выходит из дома, забирает хворост и снова скрывается в доме. Кто-то скребется. Дед прислушивается.

Погоди-ка, бабка, слышишь,

В кладовой скребутся мыши.

Ты скорей туда пойди,

По сусекам помети.

Собери муку в совок,

Испечем мы колобок.

В общем, бабка, покумекай.

Бабка выходит из дома с ведром и дает его Деду.

Ты ж пока сходи на реку

И водицы принеси,

Чтобы тесто замесить!

Ну а лучше ключевой

Да не мертвой, а живой!

Дед берет ведро и скрывается за деревьями справа.

Как пойду я, как пойду

По сусекам помету!

Соберу муку в совок,

Испеку нам колобок!

Бабка скрывается в доме, возвращается с миской, ставит ее на край ширмы. Из-за деревьев справа выходит Дед с ведром, подходит к Бабке.

Вот студеная вода!

Наливай ее сюда!

Дед выливает воду в миску. Бабка начинает месить тесто.

Дед жених, а я невеста,

Коли доживем до мая,

Будет свадьба золотая!

Бабка перестает месить и достает из миски ком теста.

Ставь его скорее в печку!

Обожди, мое сердечко!

Коли тесто подойдет,

Легче в рот потом войдет!

Ждем, ждем, ждем… А вот сейчас

Ставить в печку в самый раз!

Бабка уносит комок теста в дом.

Вот премудрое занятье!

Никогда не мог понять я,

Почему бы хлеб нам печь

Не могла сама испечь?

Бабка выглядывает в окно.

Что стремиться к чудесам,

Если можешь сделать сам?

Бабка выносит Колобка на крыльцо.

Вот смотри-ка с пылу с жару.

Скоро сядем к самовару

И, как водится, вдвоем

С колобком чайку попьем.

Дед хочет его взять, но обжигается.

Ты руки не тяни,

Пригодятся нам они.

Подожди еще малечко,

Пусть постынет на крылечке.

Мы ж, пока он спустит жар,

Дед с Бабкой скрываются в доме.

Колобок (испуганно)

В печке чуть не засушили,

А теперь и съесть решили.

Ждать я смерти не могу,

Я из дома убегу!

Колобок спрыгивает с крылечка и скрывается за правой кулисой. Бабка и дед выходят из дома.

Бабка (изумленно)

Дед, смотри, он укатился,

С нами даже не простился!

Дед (сокрушенно)

А все ты! Мол, посиди,

Подожди да подожди.

Вот, остались без обеда!

Может быть, пойдем по следу?

Полно, бабка, не шути,

Колобка нам не найти!

Действие второе

На переднем плане слева и справа несколько деревьев. На втором плане лес.

Из-за деревьев слева выкатывается Колобок.

Я по коробу скребен,

По сусеку я метен,

У меня румяный бок.

Я – веселый Колобок!

Навстречу Колобку из-за деревьев справа выходит Заяц.

Любит серенький зайчишка

Бегать по лесу вприпрыжку!

Ушками все слушать,

Зубками все кушать!

Ты же свеженький совсем,

Погоди, тебя я съем!

Колобок отпрыгивает в сторону.

Не хочу я быть обедом,

Я ушел от бабки с дедом!

Я не попаду в беду,

От тебя, Косой, уйду!

Колобок быстро катится мимо Зайца и исчезает за деревьями справа. Заяц убегает за ним.

Гоняйся хоть полдня,

Не догонишь ты меня!

Через некоторое время Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Я по коробу скребен,

По сусеку я метен,

У меня румяный бок.

Я – веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Волк.

Хочет ухватить волчок

Всех зубами за бочок

Положить в свой ротик,

А потом в животик.

Ты вот свеженький совсем!

Погоди, тебя я съем!

Не хочу я быть обедом!

Я ушел от бабки с дедом,

Ты меня бы не пужал,

Я от Зайца убежал!

Догонять меня без толку,

Убегу я и от волка!

Колобок быстро катится мимо Волка и исчезает за деревьями справа. Волк убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Я по коробу скребен,

По сусеку я метен,

У меня румяный бок.

Я – веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Медведь.

Обожает с медом пышки

Кушать косолапый мишка.

Ты же свеженький совсем!

Погоди, тебя я съем!

Не хочу я быть обедом!

Я ушел от бабки с дедом,

Ты меня бы не пужал,

Я от Зайца убежал!

Догонять меня без толку,

Убежал я и от Волка.

Я не попаду в беду,

От тебя, Медведь, уйду!

Колобок быстро катится мимо Медведя и исчезает за деревьями справа. Медведь убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.

Я по коробу скребен,

По сусеку я метен,

У меня румяный бок.

Я – веселый Колобок!

Из-за деревьев справа выходит Лиса.

Вы слыхали про лису?

Нет хитрей меня в лесу.

В назиданье детям всем

Колобка сейчас я съем!

Не хочу я быть обедом!

Я ушел от бабки с дедом,

И от Зайца убежал.

Волк мне тоже угрожал.

Я его не испугался,

И Медведю я не дался!

Я не попаду в беду,

От тебя, Лиса, уйду!

Лиса (вкрадчиво)

Славно, милый, ты поешь,

Жаль, что слов не разберешь.

Сядь ко мне на язычок,

Про румяный спой бочок.

Ах, ты хитрая лиса!

Ты не проведёшь меня.

Я не попаду в беду,

От тебя, Лиса, уйду!

К деду с бабкой я пойду,

С ними дружно заживу!

Колобок убегает и появляется снова у дома Бабки и Деда.

Как признался колобок

В этой сказке есть урок:

Будешь с дома убегать,

Будут тебя беды ждать!

Колобок теперь на месте,

Живем дружно все мы вместе.

Веселимся и поем

Очень радостно живем!

Вот и сказочке конец,

А кто слушал молодец!

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Беседа по вопросам.

- Вам было понятно происходящее ? (Да)

- Вы слышали какие-нибудь слова? (Нет)

- Что помогло вам понять происходящее? (жесты) (мимика)

- Какой вид театрального искусства мы уже знаем, где без единого слова через пластику тела всё становится понятно? (Это балет)

- Но, ещё существует пантомима.

- Где нам посмотреть значение этого слова? (В толковом словаре)

- Найдите в своих толковых словарях это слово.

Пантомима (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все) - искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой.

Главное в пантомиме – это яркая мимика и выразительные движения. Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам. Актеры передают свои чувства и эмоции зрителю посредством выражения не только жестами, но и всем телом, а также мимикой. Это искусство является достаточно сложным, ведь главная задача актера состоит в том, чтобы донести зрителю всю глубину разыгрываемой сцены.

- Кто догадался, как называют актёра в пантомиме? (Мим)

Мим способен изобразить не только людей, животных и предметы, но и разыграть в одиночку целый исторический спектакль, таким образом, чтобы зритель почувствовал присутствие на сцене множества персонажей.

Традиционная форма пантомимы—миниатюра, которая представляет из себя минипьесу.

- Сформулируйте тему нашего занятия. (Театр пантомимы)

- Чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться с помощью мимики и жестов изобразить задуманное)

- Какие умения нам пригодятся? (Мимика и жесты)

Индивидуальная работа.

- Дорогие, мои ребята, я приглашаю вас на сцену. Вам надо показать с помощью жестов, что делает ваша мама.

Задание 1. Показать, как мама:
- Укачивает ребенка;
- Подметает пол;
- Вытирает пыль с мебели;
- Моет посуду;
- Пользуется пылесосом;
- Накрывает на стол;
- Развешивает белье;
- Примеряет новую шапку;
- Читает газету;
- Набирает телефонный номер;
- Прогуливает собаку.

Задание 2. Покажи, что чувствуешь. Через жесты и мимику показать эмоции:
• когда ты ложишься спать;
• когда ты потерялся;
• когда на улице очень холодно;
• когда у тебя болит живот;
• когда на тебя прыгнул крупная собака;
• если кто отнимает у тебя мороженое;
• когда пришел в гости и неожиданно увидел нечто интересное.
• когда попал на день рождения;
• когда светит солнце.
• навстречу бежит большой пес;
• если в жаркий день искупаться в реке;

- Молодцы, вы доказали, что готовы приступить к работе мимов. Необходимые умения и навыки у вас уже есть.

Работа по группам.

- Сейчас вам предстоит применить свои знания на практике. Используя жесты, мимику и речь, разыграйте стихотворение таким образом, чтобы перед нами прошли четыре разных мужчины и четыре разных женщины. Придумайте каждому характер, настроение и через пластику, с помощью мимики и жестов, попробуйте это передать.

- Вспомнить настроение (мимику) вам поможет наша картинная галерея.

Репетиция и показ.

А оттуда, из ворот.

Вышел маленький народ

Один дядя вот такой,

Другой дядя вот такой,

Третий дядя вот такой,

А четвёртый вот такой!

Одна тётя вот такая,

А вторая вот такая,

Третья тётя вот такая,

А четвёртая такая.

- Раз, два, три – я взмахиваю волшебной палочкой, и вы уже не гномики, а ученики, и не в театре на сцене, а в своём классе.

- Вспомните, где в нашей жизни мы применяем мимику и жесты? (Поднимаем руку на уроке, машем привет и пока, полицейский)

- А теперь повторим, что мы знаем о правилах поведения в театре.

Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевальне
Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!

Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.

Фея кружится на сцене -
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени -
Номерка не нахожу.

Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!

Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то.
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.

А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.

Беседа по стихотворению.

- О каких правилах поведения в театре говорится в стихотворении? (Перед представлением раздеться в раздевалке, занять места согласно номеру билета).

- Все правила соблюдали девочки? (Нет, они разговаривали, искали номерок, мешали другим смотреть балет?)

- Как необходимо было поступить в этой ситуации? (Дождаться конца представления, потом найти номерок)

- Что же такое балет? (Это вид театрального искусства, где без единого слова через пластику тела всё становится понятно)

- С каким ещё одним видом театрального искусства мы познакомились? (Пантомима)

- Кто главный в пантомиме? (Мим)

- Какие умения необходимы миму? (Мимика, жесты, пластика)

- На доске вы видите театральные маски. Возьмите жетоны и положите свой около той маски, которая передаёт ваше настроение от занятия. Билеты останутся у вас на память об этом занятии. Я желаю вам никогда не терять свои билеты, а наслаждаться представлением в театре.

- Как в театре зритель благодарит артистов за выступление? ( аплодисментами)

- Предлагаю вам самим оценить свою игру: если вы справились с ролью – похлопайте себе, если нет – потопайте.

- Теперь предлагаю оценить все занятие: если вам было интересно, возьмите красные цветы и наклейте их на полянку, если вы считаете, что вам было непонятно- наклейте желтые цветы.

Возрастная группа : старшая (5-6 лет).

Цель: формировать интерес к театрализованным играм.

Задачи: Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике;

Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений, условия для развития фантазии.

Побуждать детей импровизировать в пляске.

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать умение проговаривать свои действия.

Выразительно передавать характер сказочных персонажей

Формировать художественно-речевые, исполнительские способности;

Ход занятия

Муз. руководитель: Добрый день мои друзья!

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

Вас снова видеть рада я! Надеюсь, встречу эту ждали. Раз, два, три, четыре, пять вы хотите поиграть?

(Ответы детей)

М. Р. : Артистами хотите стать?

(Ответы детей)

Тогда скажите мне, друзья, Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису? Или на волка? Или на козу?

Или на принца? На Ягу, Иль на лягушку, что в пруду?

Дети: Изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора.

Педагог. А без костюма можно, дети, Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу, Или в бабочку, осу?

Что поможет здесь? Ответы: жесты и мимика.

А что такое мимика?

Ответ: выражение нашего лица.

М. Р. : Бывает без сомненья разное выражение.

А какие же чувства может выражать человек с помощью мимики лица?

Картинки-эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе.

(Проводится игра)

Педагог: Значит, любые движения частями лица, бровями, глазами — как называются? (Мимика). Хочу я вас ребята пригласить в театральную мастерскую. Попробуем с вами мимикой передать настроение облаков.

По небу плыли облака, И я на них смотрела.

И два похожих облака найти я захотела.

Вот облачко весёлое смеётся надо мной.

Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!

А вот другое облачко Расстроилось всерьё з:

Его от мамы ветерок вдруг далеко унёс. И вдруг по небу грозное

Страшилище летит И кулаком громадным

Сердито мне грозит. А маленькое облачко

Над озером плывёт. И удивлённо облачко Приоткрывает рот.

(Дети мимикой показывают облака)

Муз. руководитель: Очень хорошо у вас получилось передать настроение облаков. Молодцы, вы настоящие артисты!

Педагог. Понравилась игра? Дети, мы с вами поговорили о мимике. А что такое жесты?

(Грозит пальцем). Ребята, что это я только что показала? Правильно, я показала жест. Для того, чтобы артист выразил характер своего героя ему необходимы жесты.

М. Р. : А теперь пришла пора, Общаться жестами. Да-да!

Послушайте музыку и подумайте, какими движениями под музыку можно передать характер животных.

Дети ходят по кругу под музыку и изображают жестами лошадку, зайчиков.

Муз. Руководитель: Молодцы, очень хорошо у вас получилось

Музыкальный руководитель: Дети, актёры чаще всего пользуются и мимикой и жестами одновременно. Получается единое изображение без слов и называется оно пантомима.

Ребята вы все ели яблоки.

Покажите жестами, как вы едите яблоки. (Дети показывают)

Они бывают какие на вкус? (горькие, сладкие, кислые)

Давайте с вами мимикой покажем какие они.

Дети показывают мимикой.

А теперь покажите, как вы едите кислые яблоки (показывают). А теперь сладкие. (показывают)

У вас получилось пантомима.

Ребенок под музыку показывает пантомим как он Ловит рыбу, а все дети отгадывают.

Другой ребенок показывает - Лепит и играет в снежки. Дети тоже отгадывают.

М. Р. : А теперь все вместе поиграем в снежки. (Дети под музыку изображаю, как они лепят и играют в снежки).

Муз. руководитель: Ребята, какие вы молодцы! Вы сегодня были артистами самого настоящего театра ПАНТОМИМЫ. А вам понравилось? У вас это здорово получилось!

Целевая аудитория: дети в возрасте 10-12 лет (5-6 класс) не знакомые с театральным творчеством.

Тип занятия: введение в образовательную программу.

Форма занятия: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесный метод (рассказ, диалог, объяснение); наглядный метод (презентация к занятию) практический метод (упражнения); игровой метод (игра).

Технологии обучения: педагогика сотрудничества; здоровьесберегающая.

Цель занятия для детей: овладеть способами передачи информации через мимику и жесты, научиться преодолевать мышечные зажимы и актёрски фантазировать.

Цель для педагога: создать условия для ознакомления с новым видом деятельности и раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка; умения передавать эмоциональное состояние мимикой, жестами; через игровые упражнения помочь детям избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов; помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения.

- Сформировать представление о пантомиме, жестах, мимике.

- Развить навыки сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом;

- Овладеть новым опытом ведения пластического диалога.

- Сформировать интерес к изучаемому материалу,

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

- Формировать основные умения ведения пластического диалога.

- Развитть артистическую смелость, воображение и фантазию.

Автор: Гребенник Влада Николаевна

Целевая аудитория: дети в возрасте 10-12 лет (5-6 класс) не знакомые с театральным творчеством.

Тип занятия: введение в образовательную программу.

Форма занятия: индивидуальная, групповая.

Оборудование для детей: ручки, листочки с мини-заданиями (Приложение №2)

Оборудование для педагога : мультимедийная установка, компьютер, экран, текст презентации (Приложение 1) .

Методы обучения: словесны й метод (рассказ, диалог, объяснение); наглядн ый метод (презентация к занятию ) практический метод (упражнения); игровой метод (игра) .

Технологии обучения: педагогика сотрудничества; здоровьесберегающая .

Цель занятия для детей: овладеть способами передачи информации через мимику и жесты, научит ься преодолевать мышечные зажимы и актёрски фантазировать.

Цель для педагога: с оздать условия для ознакомления с новым видом деятельности и раскрытия и развития творчес кого потенциала каждого ребенка; умения пере давать эмоциональное состояние мимикой, жестами; через игровые упражнения помочь детям избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов; помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения.

- Сформировать представление о пантомиме , жестах, мимике.

- Развит ь навык и сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом;

- Овладеть новым опытом ведения пластического диалога .

- С формирова ть интерес к изучаемому материалу,

- Преобразовывать инф ормацию из одной формы в другую.

- Ф ормировать основные умения ведения пластического диалога .

- Развит ть артистическ ую смелост ь , воображени е и фантази ю.

1. Организационный момент – 3 минуты.

Цель: Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы.

2. Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников – 5 минут.

3. Изучение новых знаний – 10 минут.

Цель: Приобре тение знаний и умений в театральном искусстве.

4. Применение новых знаний – 10 минут.

Цель: Применить полученные в новой области знания на практике.

5. Подведение итогов занятия , рефлексия – 2 минут.

Цель: осмысление результатов проделанной работы, оценка работы каждого участника мероприятия.

Слайд – открывающиеся кулисы

Здравствуйте, дорогие ребята . Меня зовут Гребенник Влада Николаевна и я очень рада нашей встрече . С егодня мне хотелось бы пригласить вас в удивительный мир театра , который находится совсем рядом. Но для начала, я предлагаю вам э моционально настроиться на позитивный лад нашего занятия. Для этого давайте поделимся своей улыбкой с каждым по очереди.

Дети по очереди отправляют свою улыбку следующему за ними ученику. Последний отдаёт улыбку обратно педагогу.

А теперь я дарю свою улыбку всем вам!

Ну что ж, вы улыбаетесь, а значит готовы к общению. А наше знакомство с театральным ис кусством мы начнём с одной истории, внимание на экран.

Слайд видео история.

Ребята, скажите вы когда-нибудь бывали в театре на спектаклях? (Дети отвечают).

Скажите пожалуйста, какими качествами должен обладать актер? Что заставляет нас верить актерскому перевоплощению в разных героев? (Дети отвечают).

Вы поняли про кого шла речь в истории ? Как называется актёр, который играет только жестами и мимикой? (Дети отвечают).

Сегодня на занятие вы овладеете способами передачи информации через мимику и жесты, научитесь преодолевать мышечные зажимы и актёрски фантазировать.

Пантомима — это вид сценического искусства, в котором основными средствами создания художественного образа являются мимика , воображение и жесты.

тянуть уголки рта и расслабить

. Наклоняемся вперед, расслабляем верхнюю часть тела. И выдыхаем через губы, пока они начнут вибрировать. Говорим "

", как это делают лошади.

Губы в трубочку. Вверх-вниз. Влево-впр

аво. По кругу. Несколько раз

Челюсть падает вниз. Совершаем движения челюс

А теперь давайте посмотрим, на что способно на ше лицо. Представьте, что вы:

ови, широко открывают глаза).

Вот они – наши эмоции.

И мы переходим к следующему качеству. Э то наш е воображение .

А в актерском творчестве Воображение – это когда ты ставишь себя на место какого-то героя и думаешь, как бы ты поступил и что бы делал, если бы был им. А помогает актеру магическое слово Если бы..

Давайте с вами проверим, помогает ли в актерской игре магическое “Если бы”.

Возьмите пожалуйста в руки ручки, которые у вас лежат. Посмотрите казалось бы - это обычная шариковая ручка, но я предлагаю вам, используя магическое “Если бы” превратить её в совершенно новы й предмет.

Вы должны передавать друг другу ручку , наполняя её новым содержанием и обыгрывая это содержание. Вот например у меня - это не ручка, а мороженое и я его ем в жаркий день. Давайте попробуем вместе. А сейчас она превратилась в коктейльную трубочки и можем попить сок. Ребята, во что ещё может превратиться наша ручка.

Дети предлагают варианты

Молодцы! Ребята, и мы с вами переходим к последнему средству пантомимы – пластике нашего тела. Как вы думаете почему движения актёра так важны? ( ответы )

Я предлагаю вам встать. Представите , будто мы куколки-марионетки. Это куклы которые привязаны к ниточкам за которые д ёргает кукловод. Давайте поднимем руки вверх, ноги на ширине плеч. Вытягиваемся в струнку. П редставьте, что кукловод отпускает по одной ниточке и постепенно рас с лабляйте части тела. А теперь поэтапно ниточки отпускаются и мы расслабляем наше тело

Почувствовали, как наше тело напрягалось и расслаблялось? А теперь я предлагаю вам закрепить наши умения. Давайте сыграем в игру. Поделитесь пожалуйста по парам.

Представьте, что вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Задача одного не издавая звуков, а только жестами и мимикой передать информацию, которая указана на карточках, которые я вам сейчас раздам. А ваш собеседник угадывае т, что вы хотите сообщить.

Ребята, вам было тяжело общаться без слов?

Было ли вам понятно, о чём говорили ваши собеседники?

Трудно ли было передавать информацию с помощью жестов и мимики?

Где вы можете применить полученные навыки?

Спасибо вам большое!

А сейчас я предлагаю вам встать и с помощь жестов и мимики выразить ваши эмоции от занятия. У меня вот так. А у вас?

По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу апл одисменты. Я думаю, мы заслужили бурные аплодисменты!

Цели: дать понятие пантомимы, мима в театре; познакомить с исполнителями пантомимы (мимами); раскрыть особенности исполнения пантомимы.

- научить владеть своим телом;

- развивать умение использовать мимику и жесты в жизни;

- воспитывать любовь и интерес к театральной деятельности, культуру поведения, как исполнителя, так и зрителя.

Предметные УУД: видеть и называть используемые жесты, понимать и давать характеристику увиденной мимике.

- Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую, ориентироваться в толковом словаре.

- Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе увиденного, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

- Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать речь других, умение работать в паре и в группах, оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: осознавать в выражении мыслей и чувств роль мимики и жестов, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагмент пантомимы, карточки с заданиями, билеты, маски, колпачки.

- Дорогие ребята, я рада видеть вас на нашем занятии! У нас сегодня гости, посмотрите на них, улыбнитесь им, помашите им рукой. И пусть наше занятие пройдёт в хорошем настроении.

- Ребята, вам, чтобы получить билеты надо выполнить задание. Вам даны слова с пропущенными буквами. Пропущенные буквы мы выпишем, и получим крылатое выражение, сказанное знаменитым режиссёром.

2. _ Н _ АКТ (АНТРАКТ)

4. _ ТАТЕЛЬ (ЧИТАТЕЛЬ)
5. СЦЕ _ РИЙ (СЦЕНАРИЙ)

9. ЗАНА__С (ЗАНАВЕС)

10. __УМ (ШУМ)
11. Б__ЕТ (БАЛЕТ)
12. МАС__ (МАСКИ)

- Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей) (подвести детей к тому, что как только мы заходим в театр нужно соблюдать правила поведения)

Когда мне было восемь лет, я пошла смотреть балет…

Мы в театре сняли шубы, сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевалке, дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете! Я забыла всё на свете!

Я сейчас увижу фею в белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею, номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.

Фея кружится на сцене - Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени - номерка не нахожу.

Может, он под стулом где-то?
Мне теперь не до балета!

Мы с моей подругой Любой ищем номер на полу.

Укатился он куда-то. Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:— Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала — Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала и …. наконец нашла его.

А тут как раз зажегся свет, и все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.

Беседа по стихотворению.

- Что же такое балет? (Это вид театрального искусства, где без единого слова через пластику тела всё становится понятно)

- О каких правилах поведения в театре поведала эта история? (Перед представлением раздеться в раздевалке, занять места согласно номеру билета).

- Все правила соблюдали девочки? (Нет, они разговаривали, искали номерок, мешали другим смотреть балет?)

- Как необходимо было поступить в этой ситуации? (Дождаться конца представления, потом найти номерок)

-Какие ещё театральные правила нам надо знать?

В коробке лежат необычные билеты. Выберите любой понравившийся билет.

Давайте рассядемся по местам.

Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним видом сценического искусства, а с каким мы узнаем после просмотра видеоролика

Беседа по вопросам.

- Вам было понятно происходящее на экране? (Да)

- Что изобразил актёр ?

(Жизнь человека: человек рождается ( сердце начинает биться) и удивляется миру, растёт – учится ходить, радуется этому, играет в мяч, стреляет из рогатки, убегает от возмездия, читает, взрослеет, дружит с девочкой, влюбляется, становится взрослым, у него появляются дети (двое), он радуется, учит их жодить и в мире жить, дети вырастают, человек стареет… но жизнь человека продолжается в его детях, в радостных эмоциях)

- Вы слышали какие-нибудь слова? (Нет)

- Что помогло вам понять происходящее? (Движение рук актёра (жесты) и выражение её лица (мимика)

- Какой вид театрального искусства мы уже знаем, где без единого слова через пластику тела всё становится понятно? (Это балет)

- Но, ещё существует пантомима, её вы увидели в видеоспектакле.

Что же такое театр пантомимы? (это театр мимики и жеста)

Да, пантомима - искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой.

Главное в пантомиме – это яркая мимика и выразительные движения. Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам. Актеры передают свои чувства и эмоции зрителю посредством выражения не только жестами, но и всем телом, а также мимикой. Это искусство является достаточно сложным, ведь главная задача актера состоит в том, чтобы донести зрителю всю глубину разыгрываемой сцены.

- Кто догадался, как называют актёра в пантомиме? (Мим)

Мим способен изобразить не только людей, животных и предметы, но и разыграть в одиночку целый исторический спектакль, таким образом, чтобы зритель почувствовал присутствие на сцене множества персонажей. Традиционная форма пантомимы—миниатюра, которая представляет из себя минипьесу.

- Сформулируйте тему нашего занятия. (Театр пантомимы)

- Чем же мы будем заниматься на сегодня? (Учиться с помощью мимики и жестов изображать задуманное)

- Какие умения нам пригодятся? (Мимика и жесты)

Работа в группе.

- Сейчас вам предстоит применить свои знания на практике, работая в группе, помните про внимание и взаимоуважение друг к другу.

-Давайте распределим роли:

( Ромашки(1), Васильки(1), Солнце, Гром, Репка, Дед, Бабка, внучка Настя, Жучка, Кошка, Мышка, Рассказчик-Учитель )

Посадить решил Дед репку, чтоб поспела вкусной, крепкой!

Дедка репку посадил, дождик вновь её полил. (гром с лейкой)

Солнышко светило ярко, в огороде было жарко.

Репка выросла на славу, не мала, а велика! (дед удивляется)

Тянет, тянет репку дед, у него уж силы нет (вытирает пот).

Вот решил позвать бабулю (машет),

Одному не совладать!

Тянут бабушка и дед, вот и силы уже нет.

(вытирают лоб, бабка обессиленно склоняет голову на плечо)

(прибегает вприпрыжку весёлая внучка, дед с бабой жалуются ей на репку).

Внучка, бабка, дед – за репку.

Та засела в земле крепко.

Мимо Жучка побегала,

Настю с дедом увидела,

Стала Жучка помогать друзьям репку доставать.

Все тянут репку, что есть сил –

Им уже и свет не мил.

«Не позвать ли нам и кошку,

Кошка пулей прилетела, принялись друзья за дело…

Только репка не сдаётся, где подмога им найдётся?

Кошка мышку позвала, всё это лишь для добра

(даёт ей сыр, та раскланивается в реверансе).

Друг за друга ухватились,

Вновь все на репку навались,

Вот и вытянули репку, что засела в земле крепко.

Вот и сказочке - конец,

А кто видел – молодец!

Ждём от вас апплодисментов, ну и прочих комплиментов.

Ведь артисты-то старались, хоть слегка и растерялись.

(актёры-мимы берутся за руки и кланяются)

Подведение итогов занятия:

- С каким ещё одним видом театрального искусства мы познакомились? (Пантомима)

- Кто главный в пантомиме? (Мим)

- Какие умения необходимы миму? (Мимика, жесты, пластика)

- Молодцы, вы доказали, что готовы приступить к работе мимов. Необходимые знания, умения и навыки у вас уже есть.

Рефлексия ( на доске 3 маски с театральными конвертами):

-На доске вы видите театральные маски. Возьмите свои театральные билеты и положите свой билет около той маски, которая передаёт ваше настроение от занятия.

Дорогие ребята гости нашего занятия, я желаю вам никогда не терять свои билеты, а наслаждаться представлениям о волшебном мире театра Пантомимы и помнить, самая прекрасная маска, которую человек может сотворить для себя и для окружающих – это маска радости, пользуйтесь ей почаще , и мир станет добрее!

Читайте также: