Конспект занятия магнит и его свойства старший возраст

Обновлено: 03.07.2024

Цель: развитие познавательных умений дошкольников средствами проектной деятельности.
Программное содержание:
Образовательная: Учить делать выводы, - устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента.
Развивающая: Расширить представления детей о свойстве магнитов притягивать железо. Развивать психические процессы (произвольное внимание, мышление, речевую активность, интерес к экспериментированию, любознательность, мелкую и общую моторику.
Воспитательная: Формировать навыки сотрудничества; формировать основы безопасности детей при проведении опытов.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хотела с вами поговорить об одном предмете, но так торопилась, что потеряла его.

Воспитатель: Что это за шум?
Раздается шум звездолета. Изображение космического корабля появляется на экране.

Вили: Здравствуйте, земляне! Меня зовут Вили, я лечу с далекой звезды. Мне нужна ваша помощь.

Воспитатель: А что случилось?

Вили: Когда я приземлился у вас на, к моему звездолету прилип какой-то неопознанный предмет и мой звездолет не может взлететь.

Воспитатель: Я догадалась – это мой потерянный предмет!
Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним мы можем непременно
Найти иголку в стоге сена.
Ребята, что это?

Дети: Магнит.

Воспитатель незаметно достает магнит и показывает его детям
Вили: А что такое магнит?

Воспитатель: Ребята, что мы можем рассказать Вили о магните?
Воспитатель: Подержите его в руках и скажите, какой он: легкий или тяжелый; мягкий или твердый; горячий или холодный; есть ли у него запах?

Дети отвечают.

Воспитатель: Верно, что магнит – это твердый, холодный камень, который имеет свое магнитное поле, притягивающее или отталкивающее предметы.

Вили: Что-то я сомневаюсь.

Воспитатель:Ребята, как узнать о свойствах магнитного поля? (ответы детей)
Воспитатель: Может, у кого-то можно спросить, или прочитать, или что-то сделать?

Воспитатель: Верно, ребята.

Воспитатель: Я приглашаю вас в волшебную мастерскую.

Дети садятся за столы, расставленные полукругом.

Воспитатель: Что вы видите на столе? (Магнит, деревянный брусок, мел, камень, монеты, стакан с водой, скрепки, смайлик).
Воспитатель: Я предлагаю вам провести несколько опытов.

Опыт № 1.
Воспитатель: Как вы думаете, какие предметы притягивает магнит? Сейчас мы это проверим.

Воспитатель: Возьмите магнит и приложите его к камню. Притянулся ли камень?(ответы детей)
Так же дети проверяют каждый предмет, лежащий у них на столах.

Воспитатель: Какие предметы притянул магнит? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель:Делаем вывод: магнит притягивает металл, а другие предметы нет.

Опыт № 2.
Воспитатель: Какие препятствия может преодолеть магнит? Проведем опыт.

Воспитатель: Возьмите скрепки и бросьте в стакан с водой. А сейчас, не замочив рук и магнит, достаньте скрепки.

Воспитатель: Какие еще препятствия может преодолеть магнит? Проведем еще опыт.
Воспитатель: Положите смайлик на стол. Возьмите магнит, поместите его с нижней стороны стола и попробуйте подвинуть смайлик. Что произошло?
Воспитатель: Делаем вывод: магнит может преодолеть препятствия в зависимости от его силы.

Воспитатель: Как вы думаете, быть магнитным – это хорошо или плохо? Почему хорошо? Почему плохо? (Ответы детей)

Воспитатель: Вили, ты теперь понял, почему твой звездолет не может
взлететь?

Вили: Да. Мой звездолет металлический, поэтому его притянуло магнитом. Спасибо! Вы – хорошие дети. Мне пора возвращаться. До свидания!
Звездолет улетает.

Динамическая пауза
Воспитатель: Выйдите, пожалуйста, из-за столов и встаньте вкруг. Сейчас мы немного поиграем. Я включу музыку, а вы во время ее звучания будете передавать по кругу вот этот магнит. Как только музыка остановится, вы подбегаете к тому ребенку, у кого в руках магнит.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто первым нашел магнит? Я вам расскажу.

Воспитатель: В древние времена жил пастух, звали его Магнус. Пропала у Магнуса овца. Он пошел искать ее в горы. Поднимаясь в гору, он почувствовал, что сапоги на нем прилипают к камням. Он потрогал рукой — камни сухие и к рукам не липнут. Пошел дальше — снова сапоги прилипают. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни. Тронет кожей и подошвой — не прилипают, а как тронет гвоздями, так прилипнет.
Магнус принес куски камня домой.
Вскоре о свойствах магнита узнали моряки. С помощью иглы, воды и магнита они сделали первый компас. Теперь они не боялись заплывать далеко от берега и открыли много морей. А камень этот назвали магнитом.

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим мультфильм и узнаем, почему стрелка компаса указывает на север.

Воспитатель: Где еще используется магнит? Ответы детей.
Воспитатель: Свойство магнита используется в медицине, торговле, в транспортной и исследовательской деятельности человека.

Воспитатель: Подойдите к столу. Посмотрите на карточки, на них изображены различные свойства. Отберите карточки, на которых изображены только свойства магнита.

Воспитатель: Правильно, ребята, вы отобрали карточки, на которых изображены свойства магнита.Молодцы, ребята. Вам понравилось ставить опыты с помощью магнита? (Ответы детей)

Форма НОД: игровая, познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации (подгрупповая, индивидуальная, парная)

Цель образовательной деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

1. Систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; через какие материалы и вещества может воздействовать магнит.

2. Сформировать представление о полюсах магнита, познакомить со способом изготовления самодельного компаса.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремление к познанию, через экспериментальную деятельность.

  1. Обогащать словарный запас детей: магнетизм, магнетические, немагнетические.

Активизировать словарный запас детей: манит, притягивает, отталкивает, полюс, южный, северный.

3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.

1. Побуждать детей включаться в совместную с взрослым и сверстниками игровую ситуацию.

2. Развивать коммуникативные навыки.

3. Закреплять знания о правилах безопасности в экспериментальной деятельности.

4. Воспитывать доброжелательные отношения.

1. Приобщать детей к музыкальным и художественно – литературным произведениям, малым фольклорным формам (загадкам).

2. Развивать умение понимать смысл произведений, способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения.

3. Закреплять навыки схематичного рисования предметов.

1.Развивать двигательную активность детей, предупредить утомляемость воспитанников.

2. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование и материалы:

Методы и приёмы:

3. Словесные (беседы, проблемные ситуации, загадка, рассказ педагога и детей о свойствах магнита).

Формы организации совместной деятельности

Формы и методы организации совместной деятельности

Цель: закреплять знания о свойствах магнита, умение отделять магнетические предметы от немагнетических. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, осуществлять эксперимент.

Работа с карточками – схемами.

Цель : закреплять умение детей пользоваться схемами, отображающими свойства магнита с помощью условных знаков.

Цель: закрепление знаний о свойствах магнита, взаимодействии с предметами. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Цель: познакомить детей со способом изготовления самодельного компаса. Развивать познавательный интерес, изобретательность.

Цель: побуждать детей включаться в совместную с взрослым и сверстниками в игровую ситуацию. Воспитывать доброжелательные отношения.

Беседа , рассказ, проблемное общение.

Цель: обогащать и активизировать словарь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей. Развивать коммуникативные навыки.

Пение песни, слушание музыкального произведения.

Цель: приобщать детей к музыкальным произведениям. Развивать желание петь знакомую песню. Создать положительную атмосферу.

художественной литературы и фольклора

Цель: прививать интерес к малым фольклорным формам. Развивать умение отгадывать загадки, способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения.

Цель : прививать интерес к сказкам, внимательно слушать, понимать их смысл, народную мудрость. Воспитывать доброту, сочувствие, умение сопереживать главному герою сказки.

Цель : Отображать свойства магнита с помощью условных знаков. Закреплять навыки схематичного рисования предметов.

Цель: Развивать двигательную активность детей, предупредить утомляемость воспитанников.

Цель : Развивать мелкую моторику рук, предупредить утомляемость воспитанников.

Ход образовательной деятельности:

Ответы детей : ( Тех людей, которые многое знают. Они очень умные, читают много книг).

Воспитатель: Вы хотели бы стать Знатоками?

Воспитатель включает установку для просмотра видеописьма.

Ответы детей : ( Учёные, исследователи, лаборанты.)

Воспитатель: А как нужно вести себя в лаборатории и почему?

Ответы детей : ( Вести себя нужно спокойно. Аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не повредить, не сломать. Незнакомые предметы и вещества не брать в рот, не пробовать на вкус.)

(Дети проходят в импровизированную лабораторию, занимают за столами свои места).

Воспитатель: А какие по форме вы знаете магниты?

Ответы детей . ( Магниты бывают колечком, палочкой, подковкой, пластинкой…)

(Воспитатель знакомит с символом, дети заполняют карточки – схемы).

Воспитатель: Способность предмета притягивать к себе другие предметы называется магнетизмом, а материалы – магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.

(У каждого ребенка набор предметов из железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла).

(Дети самостоятельно проводят эксперимент).

Воспитатель: И так, Знатоки, я смотрю, ваша работа завершена. Какие же предметы притягивает магнит, а какие нет?

(Дети перечисляют предметы).

Воспитатель: Кто из вас сможет это отобразить на таблице? На этой таблице изображены различные предметы вокруг магнита: болт, скрепка, шишка, кнопка, чашка, карандаш, надо провести стрелку от магнита к тому предмету, что он притягивает.

(Ребёнок выполняет задание самостоятельно).

Воспитатель: Знатоки, вы все согласны с данным решением?

(Дети высказывают своё мнение, воспитатель обобщает их ответы).

(Воспитатель знакомит с новым символом, дети заполняют карточки – схемы).

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, сделаем пальчиковую гимнастику:

Понемножку по ладошке,
Наши пальчики идут,

пальцы одной руки легко стучат по ладони другой

Серединку на ладошке,
Наши пальчики найдут.

то же другой рукой

Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.

нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу,

круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку.

легко пошевелить пальцами

крепко сжать кулаки

напряженно вытянуть пальцы

Мы внимательными станем!

скрестить руки на груди

Воспитатель: А сейчас внимательно просмотрим видеописьмо со следующим вопросом.

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете,
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.

(После того, как дети отгадали загадку, на экране появляется изображение Золушки).

Ответы детей : ( Надо использовать магнит. Подержать магнит над миской с горохом и скрепки притянутся к магниту.)

Воспитатель : Хорошо, приступайте к работе, помогите Золушке.

(Воспитатель знакомит с символом, дети заполняют карточки – схемы).

Воспитатель: Молодцы, как быстро вы справились с работой. Теперь Золушка успеет на бал во дворец, увидит своего Принца и наконец-то будет счастлива!

Воспитатель: Знатоки, вы наверно, обратили внимание, что не все скрепки притянулись прямо к магниту. Некоторые скрепки прицепились к другим скрепкам. Стальные скрепки намагнитились и сами стали магнитом. Посмотрите, что я вам покажу.

( Воспитатель осторожно отсоединяет первую скрепку от магнита, вторая держится, так же осторожно подносит эту скрепку к другим ранее намагниченным скрепкам – получается цепочка из скрепок).

Воспитатель: А сейчас попробуйте сами всё это проделать.

(Дети выполняют эксперимент со скрепками, воспитатель подбадривает. Помогает тем, у кого не всё получается).

(Воспитатель знакомит с новым символом, дети заполняют карточки – схемы).

Воспитатель: Предлагаю всем просмотреть следующее видеописьмо.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Буратино достать ключ из банки. Что же делать?

(Дети высказывают своё мнение, что может быть так же поднести магнит к банке с водой, как это было с горохом и скрепками).

Воспитатель: Что ж, Знатоки, стоит попробовать.

(Воспитатель предлагает одному из Знатоков проделать этот эксперимент. Ему удаётся достать ключ из воды с помощью магнита, привязанного к концу шнурка).

(Воспитатель знакомит с новым символом, дети заполняют карточки – схемы).

Воспитатель: Молодцы, и на этот раз вы смогли помочь сказочным друзьям. Теперь Буратино откроет двери чулана, а куклы окажутся на свободе и будут всех радовать своими новыми представлениями!

Воспитатель: Я предлагаю вам сделать физкультминутку с Буратино .

(На экране появляется изображение Буратино).

Буратино потянулся, (Стоя потянуться, прогибая спину)

Раз нагнулся, два нагнулся (Руки на поясе, наклоны вправо, влево)

Руки в стороны развёл (Развести руки в стороны)

Оглянулся и пошёл. (Оглянуться вправо, влево, ходьба на месте)

Воспитатель: А как вы думаете, притягиваются ли магниты друг к другу?

(Мнения детей расходятся).

Воспитатель: Сейчас мы проверим ваши предположения. Возьмите два магнита и проверьте. Что произошло?

Воспитатель: У любого магнит два полюса: северный и южный. Разные полюса притягиваются. А одинаковые – отталкиваются. У некоторых магнитов южный полюс окрашен в синий цвет, а северный в красный.

(Воспитатель знакомит с новым символом, дети заполняют карточки – схемы).

Воспитатель: Предлагаю просмотреть следующее видеописьмо.

(На экране появляется мальчик: «Мой папа часто ходит в походы со своими друзьями и каждый раз с собой берёт предмет, похожий на часы, но стрелка, почему то одна. (Мальчик показывает компас). Что папа берёт с собой в поход и зачем ему это?

Воспитатель: Кто из вас, Знатоки, знает этот предмет?

Ответы детей : ( Это компас.)

Воспитатель: Обратите внимание у компаса стрелка с одной стороны синяя, а с другой красная. И как бы я не повернула компас, его стрелка всегда будет показывать на север. Как вы думаете почему?

Ответы детей: ( Потому что стрелка у компаса магнитная).

Воспитатель: Стрелка компаса притягивается к северному полюсу Земли. Получается, что наша Земля – это тоже магнит, только очень большой. И у Земли тоже есть два полюса – северный и южный.

Воспитатель: Зачем нужен компас?

Ответы детей: ( Компас помогает найти дорогу, чтобы не заблудиться, не сбиться с пути военным, туристам.)

Воспитатель: Я сейчас вам покажу, как можно сделать самим компас. (Воспитатель берёт блюдце с водой, кладёт на поверхность воды бумажный круг, по центру которого лежит намагниченная игла - нужно провести по игле 20 раз в одном направлении. Круг начнёт медленно поворачиваться, а потом остановится. Иголка всегда будет показывать направление север – юг.)

Воспитатель: Таким компасом можно воспользоваться на прогулке и поиграть в кладоискателей.

Воспитатель: Остался последний вопрос от Почемучек.

Воспитатель: Чтобы найти ответ на этот вопрос я приглашаю всех в театр, посмотреть сказку.

(Воспитатель рассказывает и показывает сказку).

Воспитатель: Из чего сделаны герои моей сказки?

Ответы детей : ( Из бумаги.)

Воспитатель: Экран, какой?

Ответы детей: (Бумажный.)

Воспитатель: В чем секрет моей сказки, почему бумажные герои передвигались по бумажному экрану?

(Если дети не догадались, то раскрываю секрет и предлагаю им сделать то же самое).

Ответы детей: ( Можно.)

(Воспитатель знакомит с новым символом, дети заполняют карточки – схемы).

Воспитатель: Вы тоже можете вырезать любых героев сказок, с обратной стороны приклеить металлические пластинки и будете показывать сказки. И так, Знатоки, о чем шла беседа в нашем клубе сегодня?

Ответы детей: ( О магните.)

Воспитатель: Что вы можете рассказать о магните , о его свойствах. При рассказе можете использовать карточку – схему.

Ответы детей: Магнит имеет свойство притягивать к себе металлические предметы. У магнита два полюса, разные полюса притягиваются друг к другу. А одинаковые – отталкиваются. Магнит не теряет свои свойства, если перед ним стоит преграда из бумаги, картона, дерева, железа. Магнит людям необходим, он приносит пользу: компас, предметы бытовой техники, игры, сувениры, застёжки на карманах, сумках и т.д.

Воспитатель: Понравилось ли вам находить ответы на вопросы Почемучек?

Ответы детей: ( Да, понравилось)

Воспитатель: А что понравилось больше всего? Почему?

(Дети высказывают свои мнения).

Воспитатель : Мне тоже понравилось с вами сотрудничать. Вы молодцы! И вправе называться настоящими Знатоками! Я хочу вам вручить каждому - эмблему с изображением совы, которая является символом мудрости и знаний.

(В конце занятия воспитатель дарит каждому ребёнку по магниту и предлагает обследовать группу. Гостей приглашает посмотреть выставку с различными магнитными играми, предметами и поделками, где есть магнит).

Цель: Развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

  1. Формировать представление о свойствах магнита ; выяснить , через какие материалы воздействует магнит.

2.Развивать у детей желание узнавать новое посредством проведения практических опытов, делать простейшие выводы, обобщения.

3.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, интерес к деятельности сверстников, желание работать в группе.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный - плакаты, магнит, напильник, гвоздь.

Опыт№1

Воспитатель: у магнита одна половинка красная, вторая половинка – синяя. Давайте соединим разными сторонами, посмотрим, что будет. А теперь одинаковыми сторонами.

- Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

- Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить.

Вывод: у магнита два полюса - северный и южный, которые притягиваются и отталкиваются.

Опыт №2

Воспитатель: У вас на столах, в тарелочках, находятся предметы из разных материалов: железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом. Воспитатель: Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? Дети: Из железа. Воспитатель: Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (Из дерева, из пластмассы и т.д.) Вывод: магнит притягивает железные предметы через воздух. Это свойство называется магнитной силой.

Опыт № 3 Воспитатель: Вот вам задачка посложнее. Как достать монетку из стакана с водой, не замочив ни рук, ни магнита. (Ответы детей) Воспитатель: А мы сейчас узнаем, может ли магнит притягивать предметы через преграду. Для этого возьмем магнит, приблизим его к монетке через стекло и попробуем ее передвинуть к краю стакана. (Демонстрирует опыт) Вывод: магнит воздействует через стекло и воду.

Мы магнитные человечки,

(Влево вправо повороты плечиков.)

По сигналу мы пойдем,

Нужный полюс мы найдем.

Опыт №4 Воспитатель: А теперь продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. ( дети проводят опыт самостоятельно). Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.

Опыт № 5 Игра “Волшебный экран” Воспитатель: Используя свойство магнита, можно рисовать. Но вместо красок и карандашей используются железные опилки. Воспитатель: А может кто-то знает: Что такое железные опилки? Дети: Нет. Воспитатель: Самый простой способ получить такие опилки - опилить железным напильником гвоздь. Я уже приготовила железные опилки и поместила их в “волшебные экраны”, и сейчас с помощью магнита мы сможем “порисовать”. На вашем экране изображен ежик без иголок. Давайте нарисуем ему иголки. Для этого наш магнит поместим под экран и будем водить им . Железные опилки топорщатся и получаются иголки. Вывод: магнит действует через картон. Воспитатель: Ребята , сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. С чем мы сегодня познакомились? Дети: С магнитом. Воспитатель: с помощью опытов мы многое узнали про магнит. Какой опыт понравился вам больше всех?

Показ слайдов:

  1. Магнит притягивает железные предметы
  2. Магнит имеет два полюса- "южный, "северный"
  3. Магнит воздействует через стекло и воду
  4. Скрепки, находясь рядом с магнитом, стали временными магнитами
  5. Магнит действует через картон

Воспитатель: нам пора возвращаться в детский сад. В следующий раз, посещая лабораторию мы обязательно откроем с вами что-нибудь новое и удивительное. Воспитатель: А сейчас Артем прочитает стих про магнит.

Артем: Уже давно люблю магнит

Он и теперь меня манит

Камня маленький кусок,

Невзрачный , серенький брусок.

Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Спасибо всем за сотрудничество.

2.Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Издательство: Детство-Пресс, 2013г.

3.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста (методическое пособие).- Издательство: Детство-Пресс, 2014г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Развивающая: развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, любознательность, познавательную активность.

Воспитательная: Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности.

Словарная работа: магнит, магнетизм , полюса.

Методы и приёмы: беседа, показ иллюстраций, вопрос, уточнение, физкультминутка, поощрение, опытно-исследовательская деятельность.

Оборудование и материалы: магниты, металлические скрепки, деревянные кубики, кусочки ткани, пластмассовые предметы, стаканы с водой, крупа пшённая, пластмассовые тарелочки.

Ход деятельности:

-Дорогие ребята, сегодня я предлагаю вам стать учеными и узнать свойства такого предмета как магнит. Ребята а вы знаете кто такие ученные?

(ответы детей)

-Это люди, которые изучают что то новое, неизведанное, проводят различные эксперименты, вот и мы с вами побудем сегодня учеными и проведём опыты и эксперименты.

(ответы детей)

-Для начала давайте узнаем, что же это за предмет такой магнит:

Существует и другое объяснение слова "магнит" — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами. Но сначала напомню некоторые правила вы должны быть очень внимательны, поэтому соблюдайте тишину. Брать предметы в рот, или трогать до того как они нам понадобятся не нужно.

- Способность предмета притягивать к себе другие предметы называется магнетизмом, а материалы – магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.

(У каждого ребенка набор предметов из железа, дерева, пластмассы, бумаги ,ткани ).

- Какие же предметы притягивает магнит, а какие нет?

(Дети перечисляют предметы).

-А из каких материалов наши предметы?

- Правильно ребята, к нашему магниту притянулась только скрепка, потому что она из железа, а другие предметы нет.

А чтобы узнать какой будет следующий опыт вам нужно отгадать загадку:

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.

-Про кого эта загадка? (ответы детей)

( В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться магнитом)

Ребята, а я вам предлагаю воспользоваться только что определенным свойством магнита - притягивать все железное. Давайте попробуем подержать магнит над миской с пшеном и скрепки притянутся к магниту.

-Хорошо, приступайте к работе, помогите Золушке.

(Дети самостоятельно выполняют действия с магнитом).

-Молодцы, как быстро вы справились с работой. Теперь Золушка успеет на бал во дворец, увидит своего Принца и наконец-то будет счастлива!

-Ребята, неплохо бы нам немножко отдохнуть и разминуться.

Физминутка: Начинаем бег на месте, финиш метров через 200!

Хватит, хватит, прибежали, потянулись, подышали!

Руки вверх, руки вниз, на носочки потянись.

Руки ставим на бочок, на носочках скок, скок, скок.

Вот мы руки развели, словно удивились.

И друг другу до земли в пояс поклонились!

-Ребята, вы наверно, обратили внимание, что не все скрепки притянулись прямо к магниту. Некоторые примагнитились к другим скрепкам. Стальные скрепки намагнитились и сами стали магнитом. Посмотрите, что я вам покажу.

(Воспитатель осторожно отсоединяет первую скрепку от магнита, вторая держится, так же осторожно подносит эту скрепку к другим ранее намагниченным скрепкам – получается цепочка из скрепок).

Воспитатель: А сейчас попробуйте сами всё это проделать.

(Дети выполняют эксперимент со скрепками, воспитатель подбадривает. Помогает тем, у кого не всё получается).

-Как вы думаете почему скрепки притягивались друг к другу ?

(ответы детей)

-Это произошло, потому что теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Но притягивать предметы искусственный магнит (наши скрепки) смогут не долго.

- Ребят, я очень люблю придумывать сказки. Недавно я переделала сказку Буратино. В моей сказке Карабас Барабас придумал новое испытание для Буратино. Он спрятал кукол в тёмном чулане и закрыл дверь на замок. Ключ от этого замка Карабас Барабас бросил в банку с водой. Если Буратино сможет достать этот ключ, не сливая воду и не замочив руки, то он откроет замок и куклы будут свободны. Что же нужно сделать Буратино, чтобы достать ключ из банки с водой, не замочив руки?

(Дети высказывают своё мнение, что может быть так же поднести магнит к банке с водой, как это было с пшеном и скрепками).

-Давайте попробуем достать скрепку из воды, она как и ключик сделана из железа. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

- “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?

-Получается, что магнит может действовать через стекло и воду, и наш буратино легко сможет достать ключик, не замочив рук.

-А как вы думаете, притягиваются ли магниты друг к другу?

(Мнения детей расходятся).

- Сейчас мы проверим ваши предположения. Возьмите два магнита и проверьте. Что произошло?

-У любого магнит два полюса: северный и южный. Разные полюса притягиваются. А одинаковые – отталкиваются. У некоторых магнитов южный полюс окрашен в синий цвет, а северный в красный.

-Ребята вам понравилось проделывать опыты с магнитом? - Что нового вы сегодня узнали?

Читайте также: