Конспект занятия лепка матрешка

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 1720 0

Художественное творчество. Лепка.

Программное содержание:

1. познакомить с процессом изготовления игрушки матрешкой;

2. учить лепить пластическим способом, используя в работе приемы оттягивания и сглаживания;

3. упражнять в работе со стекой;

4. добиваться передачи выразительности образа.

1. продолжать знакомить с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – матрёшкой;

2. закрепить знание детей о цветовой гамме.

Здоровье: развивать мелкую моторику рук

1. воспитывать самостоятельность, активность;

2. развивать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Предварительная работа: игры детей с матрёшками, беседы о матрёшках, чтение стихов.

Материал: изображения разных видов матрешки, схемы изготовления, пластилин, стеки, матрешки на каждого ребенка.

Словарная работа: оттянуть, сплющить, цилиндр.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается в бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Это русская…(матрёшка).

Воспитатель:Давайте полюбуемся матрёшкой, какая она нарядная, красивая. Расскажите ребята об игрушке (при описании обратить внимание на одежду). А сейчас вспомним стихи о матрёшке.

Дети читают стихи о матрешке.

У матрешки, у Матрены косыночка красная,

А полоска на платочке желтая, атласная.

Вот девчонки собрались в красных сарафанах,

Отвернулся. Где ж они? Лишь одна осталась!

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Воспитатель: Послушайте, что я расскажу вам о матрёшке. Разные бывают на свете игрушки. И очень большие, и совсем маленькие. Из дерева и ткани, из глины и соломы. Одних можно укладывать спать, других – кормить и купать. У каждой игрушки есть имя: Катя, Маша, Наташа. А есть игрушки, носящие одно и то же имя – Матрешка. Много, очень много этих кукол. Они живут в больших и маленьких городах, в поселках, деревнях. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в

платки, прорисовывают лицо, чтобы на нем блестели глазки, розовели щечки. И ожила матрешка!

Воспитатель: Я предлагаю сегодня вылепить матрёшек. А чтобы вы лучше справились с работой, матрёшка привела с собой своих младших сестер (выдаю каждому ребенку поматрешке). Садитесь удобнее, а я вам покажу, как нужно лепить матрешку из куска пластилина, потому что у этой матрешки голова плавно переходит в туловище. Скажите, у

цилиндра я оттягиваю одну сторону – это будет голова матрешки. Теперь я разглаживаю пластилин пальцем по линии шеи и плеч. А другой конец получившейся формы сплющиваю, чтобы матрешка была устойчивой. Скажите, что еще мне осталось сделать? (Украсить, нарисовать ручки). Для этого я использую стеку и прорисовываю сарафан, руки, лицо (можно использовать заготовки лица, выполненные на бумаге). Теперь

матрешке повяжу платочек. Вот какая красивая матрешка! Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

Дети выполняют танцевальные движения под слова песенки.

Мы веселые матрешки, ладушки-ладушки,

На ногах у нас сапожки, ладушки-ладушки,

В сарафанах наших пестрых, ладушки-ладушки,

Мы похожи, словно сестры, ладушки-ладушки.

Приступают к работе, воспитатель следит за последовательностью лепки, за правильным использованием стеки.

Воспитатель:Давайте посмотрим, какие у нас получились матрешки. А для этого поставим их в круг: первой в хороводе будет стоять самая красивая матрешка, за ней – самая веселая, потом – самая румяная и т.д.

Дети рассматривают матрешек и делятся впечатлениями о них и о своей работе.

Цель: Научить детей изображать произведение декоративно-прикладного искусства – русскую матрешку методом пластилинографии.

• учить применять знания по декоративному творчеству при создании образа в лепке;

• продолжать развивать интерес к лепке, мелкую моторику рук, воображение, фантазию, умение создавать образ по указанной теме;

• продолжать развивать интерес к народному искусству своего края и своей страны.

• продолжать воспитывать патриотические чувства к народному искусству;

• продолжать воспитывать усидчивость, аккуратность, бережное отношение к материалу.

• продолжать формировать диалогическую речь детей;

обогащать словарный запас детей: налепы, декорирование.

Демонстрационный материал: матрешки, иллюстрации с изображением матрешек, образец работы, мешочек.

Раздаточный материал: пластилин, доска для лепки, стека, тряпочка, картонные силуэты матрешек (по количеству детей).

Ход ОД:

Ведь нам здороваться не лень.

Пусть теплота улыбок наших

Наполнит радостью ваш день!

Рано утром в детский сад домовёнок Кузя нам посылочку прислал.

Смотрите, вот такую (показывает шкатулку)

Вот шкатулочка чудесная! Что же в ней?

Для нас это будет огромный сюрприз!

Давайте посмотрим, а что же внутри?

Здесь диво дивное, чудесное да расписное.

А ну, отгадайте, что это такое?

Алый, шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша русская….

(воспитатель достаёт матрёшку из мешочка, показывает детям).

- Правильно ребята это матрешка. Посмотрите, какая красивая, нарядная и весёлая игрушка!

Матрёшка - традиционный русский сувенир, который известен во всём мире. В ней, как в зеркале, отразилась история России. Матрёшка давно завоевала звание символа нашей страны, но не всем известна история возникновения этой милой русской красавицы.

Сто лет назад известный мастер игрушку чудную создал.

Игрушка кукла расписная, а как назвать - её не знал.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

а может на Танюшку? – ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка,

и мастер ту игрушку, Матрёшкою назвал.

С тех пор живёт матрёшка, как русский сувенир.

Шагая по планете, своей красой чудесной весь покорила мир!

Скажите, ребята, а почему куклу назвали Матрёшкой?

- Скажите ребята, а чем отличается наша матрешка от других игрушек? Какой у нее есть секрет?

- У кого из вас дома есть матрешка?

- Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

- Чем украшены сарафаны наших матрешек?

- Ребята, а у матрешек одинаковые сарафаны и платочки?

- А что у них может быть в руках?

- Русская матрёшка - желанная гостья в каждом доме. Её охотно дарят друзьям на добрую память.

- Давайте и мы с вами сегодня своими руками создадим красивых и неповторимых матрёшек и подарим их своим родным и друзьям.

Предлагаю вам, ребята, в мастерскую я пройти.

Всё для вас уже готово, здесь всё сможете найти.

Чтоб матрёшек украшать, надо пальчики размять:

Указательный и средний, безымянный и последний

Поздоровались с большим, чтоб работать от души.

А теперь потрём ладошки друг о друга мы немножко,

Кулачки разжали, сжали, кулачки разжали, сжали-

Вот и пальчики размяли.

А сейчас нам, мастера, за работу всем пора!

- Вот теперь можно и к работе приступать.

- Ребята, только сегодня мы будем не лепить, а рисовать пластилином.

Садитесь удобнее, а я вам покажу, как можно разукрасить матрешку пластилином.

Для того, чтобы наш пластилин стал волшебным его надо хорошо погреть в ручках.

Отщипываем небольшие кусочки пластилина и размазываем его на шаблоне матрешки.

-сначала, выполняем по шаблону силуэт того цвета, из которого задуман сарафан и платок;

- декорируем сарафан, выполняем розочки приемом сворачивания, листочки;

- выполняем узор стекой;

- лепим глазки ротик, и щёчки.

- Ребята, с чего вы начнете свою работу?

Повторение с детьми этапов работы и приемов выполнения.

Мастера, скорей за дело: украшать матрёшек смело!

Выберем любой узор, чтоб порадовал он взор!

Воспитатель выбирает 3 детей и просит когда их назовут выйти к доске с работой.

Воспитатель просит каждого ребенка рассказать о своей работе, в чем одета матрешка, что в руках, просить оценить наряды других матрешек.

- Ребята, вы все молодцы, у всех получились замечательные матрешки.

Мы с вами, как настоящие мастера создали своих неповторимых и чудесных матрёшек.

«Получилось все на диво,

И забавно, и красиво!

Громче хлопайте в ладошки!

Способы: сюрпризный момент, беседа, загадывание загадок, художественное слово - потешки, подвижная игра малой подвижности –хоровод,показ готового образца, демонстрация способа украшения фартука матрешки, индивидуальная работа, подведение итогов занятия, выставка детских работ






Воспитатель приглашает детей взять по одной картонной заготовке и подойти к своему рабочему месту, где уже лежит подготовленный пластилин, дощечка для лепки и тряпочка на каждого ребенка. Воспитатель показывает детям, как нужно отщипывать небольшие кусочки пластилина от основного куска и накладывать кусочки на сарафан матрешки, прижимая пальчиком.




По окончании занятия проводится выставка детских работ.



Список литературы:
1. Апполонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре// Дошкольное воспитание.-1992.-№5-6
2.ВераксаН.Е,Веракса А.Н. Развитие ребёнка в дошкольном возрасте: Пособие для педагогов дошкольных учреждений М.: Мозаика-Синтез.2006
3.Народное искусство в воспитании детей/ Под. Ред .Т,С, Комаровой.-М.: Педагогическое общество России.2000
4.Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста [Текст] / Е. С. Плаксина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организационно – методическая информация

Тема образовательной деятельности

Доминирующая образовательная область

Виды деятельности детей

Игровая: пальчиковая игра

Методы и приемы реализации содержания занятия

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания : беседа, рассказ, последовательное изложение материала

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения : практический (выполнение заданий, физкультминутка, пальчиковая, продуктивная деятельность).

Методы стимулирования и мотивации деятельности : наглядный (рассматривание картинок, предметов хохломской росписи)

Интеграция образовательных областей

Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет)

Знакомство детей с русской деревянной игрушкой - матрешка.

Планируемый результат

Образовательные:

Продолжать знакомить с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – матрёшкой.

Учить различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев - Посадская, Полхов -Майданская, Семёновская.

Познакомить с процессом изготовления игрушки матрешкой.

Учить лепить пластическим способом, используя в работе приемы оттягивания и сглаживания.

Упражнять в работе со стекой.

Дети умеют лепить пластическим способом, используя в работе приемы оттягивания и сглаживания.

Развивающие:

Закрепить знание детей о цветовой гамме.

Развивать мелкую моторику рук; уважительное отношение к труду народных мастеров.

У детей развито уважительное отношение к труду народных мастеров.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность, умение работать сообща.

Дети умеют работать сообща.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Технология построения орнамента с учетом цветовой гаммы

Сопровождение создание модели орнамента (индивидуальное), напоминание, рекомендации по подбору цвета

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Бумажные силуэты матрёшек разных видов (Семёновская, Посадская, Полхов-Майданская); иллюстрация с изображением прообраза матрёшки – японского мудреца Фукурумы, изображение первой русской матрёшки; разноцветный пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты

Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек разных видов, рассматривание деревянных матрёшек в группе, игры с народными игруш-ками. Прослушивание русской народной музыки.

Примерный ход специально организованной совместной деятельности взрослого и детей

Введение в тему

Дети играют. Заходит воспитатель:

Воспитатель: дети, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, почувствуйте тепло друг друга.

Мотивация деятельности детей

На столе воспитателя стоит сундучок.

Воспитатель: Дети, а в моем волшебном сундучке спряталась загадка, если вы ее разгадаете, то я вам покажу отгадку.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все живут друг в дружке

А всего одна игрушка.

Что это за игрушка? (Матрёшка.)

Воспитатель. Правильно отгадали. Получите отгадку из сундучка.

Воспитатель достает матрёшку. К нам в гости пришла вот такая Матрешка. Но, кажется, у нее, что - то случилось, какая то она не веселая. Ой, здесь еще записка есть. Давайте прочитаем.

Дорогие, ребята, пока я собиралась к вам в гости, растеряла всех своих подружек, осталась одна, что делать не знаю, где искать не знаю.

Воспитатель: Ну что поможем Матрешке найти своих подружек?

Воспитатель: А как мы можем помочь?

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Дети: Мы можем слепить для матрешки ее подружек

Актуализация ранее приобретенных знаний

Посмотрите, перед вами разложены части, нам нужно собрать и посмотреть что получится. (Дети с удовольствием собирают и комментируют)

Молодцы, отлично, справились с заданием.

А знаете, кто сделал самую первую русскую матрёшку?

А сделали её в подмосковной усадьбе Абрамцево. Первую русскую матрешку выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. А художник Сергей Малютин расписал её. Это была девочка, одетая в зелёную рубаху и оранжевый сарафан. В руках она держала чёрного петуха и всем улыбалась.

Матрёшка сразу полюбилась и детям и взрослым. Новинку отправили в Париж на Всемирную выставку. Гости и торговцы, приехавшие из разных стран, тоже были очарованы русской матрёшкой.

А матрёшки делают и до сих пор: и под Москвой – в Сергиевом Посаде, и около Новгорода – в селе Семёново, и недалеко от города Мурома – в Полхов - Майдане. У каждого мастера матрёшки имеют своё лицо, свой наряд и свой характер.

Воспитатель демонстрирует иллюстрации с изображением матрёшек.

Это семеновская матрёшка, она изготовлена в г. Семенове (Нижегородской обл.) На голове у нее…(разноцветный платочек), весь фартук занимают букет цветов, самый главный цвет.

Эта матрёшка Загорская из г.Загорска. Матрёшка в сарафане, кофточка на ней с вышивкой. На голове… (платочек) украшенный росписью.

Следующая матрёшка Полхово-Майдановская из г.Полховский Майдан (в Нижнегородской обл.) У этой матрёшке нет сарафана и фартучка. Вместо этого условный овал, на котором ….(яркие цвета, цветок шиповника), на голове полушалок.

Воспитатель: Чем похожи матрёшки из разных городов? ( Ответы детей: платочки, элементы-цветы, одежда, яркие краски).

А теперь немного отдохнем. Вставайте возле стульчиков.

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Воспитатель: Я предлагаю сегодня вылепить матрёшек.

Садитесь удобнее, а я вам покажу, как нужно лепить матрешку из куска пластилина, потому что у этой матрешки голова плавно переходит в туловище. Скажите, у цилиндра я оттягиваю одну сторону – это будет голова матрешки. Теперь я разглаживаю пластилин пальцем по линии шеи и плеч. А другой конец получившейся формы сплющиваю, чтобы матрешка была устойчивой. Скажите, что еще мне осталось сделать? (Украсить, нарисовать ручки). Для этого я использую стеку и прорисовываю сарафан, руки, лицо (можно использовать заготовки лица, выполненные на бумаге). Теперь

матрешке повяжу платочек.

А чтобы вы лучше справились с работой, надо подготовить пальчики. Пальчиковая гимнастика

Мы — красавицы матрешки, Разжимают кулачки, пальчиками.
Разноцветные одежки.
Раз — Матрена, два — Милаша, Загибают поочередно пальцы на
Мила - три, четыре — Маша, правой руке, начиная с большого.
Маргарита — это пять.
Нас нетрудно сосчитать. Разжимают кулачки 2 раза.

Дети приступают к работе, воспитатель следит за последовательностью лепки, за правильным использованием стеки.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте посмотрим, какие у нас получились матрешки. А для этого поставим их в круг: первой в хороводе будет стоять самая красивая матрешка, за ней – самая веселая, потом – самая румяная и т.д.

Анализ и самоанализ деятельности детей

Ребята, молодцы, каких замечательных подружек для матрешки вы слепили, посмотрите Матрешка стала сразу веселее.

Какие они красивые! Вам понравилось лепить матрёшек? (Ответы детей). Ребята, что интересного вы узнали о матрёшке? (Ответы детей). Кто из художников придумал матрёшку? (Ответы детей.) Сувениром, какой страны является матрёшка? (Ответы детей). Молодцы, вы потрудились очень хорошо.

Дальнейшая разработка темы

Культурные практики/виды деятельности/мероприятий

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

Читайте также: