Вымысел и реальность в художественном произведении конспект

Обновлено: 07.07.2024

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.

СОДЕРЖАНИЕ:

Художественный образ

Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает дей­ствительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика художественного об­раза определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.

На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы.

Это происходит по двум причинам:

изменяется сам предмет изображения — человек,

изменя­ются и формы его отражения искусством.

Есть свои особенности в отражении мира (а значит и в создании художественных образов) художниками-реалистами, сентименталистами, романти­ками, модернистами и т. д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального и т. д.

В образах литературы классицизма, например, на первый план выдвигается борьба чувства и долга, причем положительные герои неизменно делают выбор в пользу последнего, жертвуя личным счастьем во имя государственных интересов. А художники-романтики, напротив, возвы­шают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств (интуиция, озарение, вдохновение и т. д.). В центре реалистических про­изведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.

Художественные средства создания образов

Речевая характеристика героя :

- диалог – разговор двух, иногда более лиц;

- монолог – речь одного человека;

- внутренний монолог – высказывания одного человека, принимающие форму внутренней речи.

Авторская характеристика – оценочное отношение автора к рассказываемому.

Подтекст – невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому, неявный, потаенный смысл.

Портрет – изображение внешности героя как средство его характеристики.

Деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.

Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

Интерьер – внутренняя обстановка помещения, среда обитания людей.

Прежде всего отметим, что по сравнению с первичной реальностью реальность художественная представляет собой определенного рода условность. Она создана (в отличие от нерукотворной жизненной реальности), и создана для чего-то, ради некоторой определенной цели, на что ясно указывает существование функций художественного произведения, рассмотренных выше. В этом также отличие от реальности жизненной, которая не имеет цели вне себя, чье существование абсолютно, безусловно, и не нуждается ни в обоснованиях, ни в оправданиях.

По сравнению с жизнью, как таковой, художественное произведение предстает условностью и потому, что его мир — это мир вымышленный. Даже при самой строгой опоре на фактический материал сохраняется огромная творческая роль вымысла, который является сущностной чертой художественного творчества. Даже если представить себе практически невозможный вариант, когда художественное произведение строится исключительно на описании достоверного и реально происшедшего, то и тут вымысел, понимаемый широко, как творческая обработка действительности, не потеряет своей роли. Он скажется и проявится в самом отборе изображенных в произведении явлений, в установлении между ними закономерных связей, в придании жизненному материалу художественной целесообразности.




О чем говорит этот пример? Прежде всего о том, что наивно-реалистический подход к произведению закономерно ведет к игнорированию авторской воли, к произволу и субъективизму толкования произведения. Сколь нежелателен подобный эффект для научного литературоведения, вряд ли надо объяснять.

Наивно-реалистическое восприятие законно и необходимо, поскольку речь идет о процессе первичного, читательского восприятия, но оно не должно становиться методологической основой научного анализа. В то же время сам факт неизбежности наивно-реалистического подхода к литературе накладывает определенный отпечаток и на методологию научного литературоведения.

Прежде всего отметим, что по сравнению с первичной реальностью реальность художественная представляет собой определенного рода условность. Она создана (в отличие от нерукотворной жизненной реальности), и создана для чего-то, ради некоторой определенной цели, на что ясно указывает существование функций художественного произведения, рассмотренных выше. В этом также отличие от реальности жизненной, которая не имеет цели вне себя, чье существование абсолютно, безусловно, и не нуждается ни в обоснованиях, ни в оправданиях.

По сравнению с жизнью, как таковой, художественное произведение предстает условностью и потому, что его мир — это мир вымышленный. Даже при самой строгой опоре на фактический материал сохраняется огромная творческая роль вымысла, который является сущностной чертой художественного творчества. Даже если представить себе практически невозможный вариант, когда художественное произведение строится исключительно на описании достоверного и реально происшедшего, то и тут вымысел, понимаемый широко, как творческая обработка действительности, не потеряет своей роли. Он скажется и проявится в самом отборе изображенных в произведении явлений, в установлении между ними закономерных связей, в придании жизненному материалу художественной целесообразности.

О чем говорит этот пример? Прежде всего о том, что наивно-реалистический подход к произведению закономерно ведет к игнорированию авторской воли, к произволу и субъективизму толкования произведения. Сколь нежелателен подобный эффект для научного литературоведения, вряд ли надо объяснять.

Наивно-реалистическое восприятие законно и необходимо, поскольку речь идет о процессе первичного, читательского восприятия, но оно не должно становиться методологической основой научного анализа. В то же время сам факт неизбежности наивно-реалистического подхода к литературе накладывает определенный отпечаток и на методологию научного литературоведения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

1. Образовательные: способствовать формированию понятий "историческая правда", "художественный вымысел"; научить сопоставлять события истории и художественное произведение;

2. Развивающие: создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

3. Воспитательная: способствовать пониманию таких нравственных категорий, как "честь", "милосердие", "добро", "благородство".

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и цели урока. Определение предмета исследования, постановка проблемного вопроса.

III. Вступительная беседа.

  1. Учитель литературы: какое историческое событие лежит в основе повести?
  2. Учитель литературы: с какими историческими лицами мы встречаемся на страницах повести? (Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II).
  3. Учитель истории историкам: что вы знаете об этих исторических лицах? (рассказ учащегося на фоне портретных изображений)

Екатерина II – императрица, правившая в 18 веке с 1762г по 1796г. В августе 1745 г. она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Фёдоровича. В июне 1762г. Екатерина II пришла к власти, свергнув с престола Петра III, своего мужа, который был убит. Но вскоре разнеслись слухи, что император жив, что он вернёт свой престол, накажет царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли. В 1773г. в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Пётр III появился. Об этом говорили его воззвания, написанные на простом и понятном для народа языке. Таким человеком был Емельян Пугачёв, за которым пошёл народ. Утвердиться в роли государя – благодетеля Пугачёву помогали издаваемые им манифесты, в коих он, обращаясь к люду простому, сулил им немало хорошего.

Таким образом, Е. Пугачёв – предводитель народного восстания, выдававший себя за царя Петра III.

Белобородов и Хлопуша – видные участники Пугачёвского восстания, соратники Пугачёва. Хлопушей прозвали Соколова по сходству с высоким деревянным пестом (хлопушей), которым толкут горную породу.

V. Образ Е.Пугачева (его внешность) в изображении А.С.Пушкина и в исторических источниках.

1. Учитель литературы: Остановимся на образе Е.Пугачёва подробнее. Литераторы, зачитайте или дайте описание портрета Пугачёва в повести.

2. Учитель истории историкам: А теперь прочитайте описания внешности Емельяна Пугачёва, данные его современниками.

— Сравните тексты (на слайде). Что совпадает в том и другом описании?

— А чем отличается портрет Пугачёва, воссозданный в повести, от свидетельства современников? (Пушкин подчёркивает, что черты лица Пугачёва были приятные).

VI. История бунта в изображении А.С. Пушкина и в исторических источниках .

А. Причины восстания

А) Глава VI, стр. 94: усмирение бунта казаков картечью и жестокими наказаниями, а причина бунта – строгие меры, предпринятые генерал-майором Траубенбергом с целью приведения казачьего войска к повиновению.

Б) Глава 6, стр. 99: сцена допроса изувеченного пытками башкирца, у которого нет ни носа ни ушей. Капитан Миронов, чтобы узнать, велика ли армия Пугачёва, хочет пытать этого изученного старика, а пленник молчит, т.к. у него отрезан язык

  1. Учитель истории историкам: кратко расскажите о ходе пугачёвского восстания (рассказ учащегося сопровождается показом по карте).

Основные вехи пугачёвского восстания (на слайде вместе с картой)

  1. Начало восстания – сентябрь 1773г.
  2. Осада Оренбурга.
  3. Взятие поволжских городов: Уфа, Яицкий городок, Самара. Казани. Саранск, Пенза, Камышин, Саратов Царицын и другие.
  4. Выдача Пугачёва царским властям.
  5. Казнь Пугачёва и его сподвижников.

В. Образ Пугачёва и его сподвижников .

“Бердская слобода была вертепом убийств и распутства. Лагерь полон был офицерских жён и дочерей, отданных на поруганье разбойникам. Овраги около Берды были завалены трупами расстрелянных, удавленных, четвертованных страдальцев. Шайки разбойников устремлялись во все стороны, пьянствуя по селениям, грабя казну и достояние дворян, но не касаясь крестьянской собственности”.

“Наконец мятежники ворвались в дымящиеся развалины [крепость Татищеву]. Начальники были захвачены. Билову отсекли голову. С Елагина, человека тучного, содрали кожу; злодеи вынули из него сало и мазали им свои раны. Жену его изрубили. Дочь его, накануне овдовевшая Харлова приведена была к победителю, распоряжавшемуся казнию её родителей. Пугачёв был поражён её красотой и взял несчастную к себе в наложницы, пощадив для неё семилетнего брата”.

“Молодая Харлова имела несчастие привязать к себе самозванца. Он держал её в своём лагере под Оренбургом. Она одна имела право в любое время входить в его кибитку. Она встревожила подозрение ревнивых злодеев [окружения Пугачёва], и Пугачёв, уступив их требованию, предал им свою наложницу. Харлова и семилетний брат её были расстреляны. Раненые, они сползлись друг с другом и обнялись. Тела их, брошенные в кусты, оставались долго в том же положении”.

Высказывания о пушкинском Пугачёве выдающихся русских писателей и деятелей культуры

1.Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием. (Ф.М.Достоевский)

2.У Пушкина Пугачёв показан в сущности удивительно симпатичным злодеем. (П.И.Чайковский)

VII. Выводы о соотношении исторической правды и художественного вымысла.

  1. Давайте подведём итоги нашего исследования. Используя таблицу, скажите, что является правдой, а что – вымыслом в повести?
  2. Каково соотношение правды и вымысла в повести? (Это правда с долей вымысла)
  3. Зачем же Пушкину понадобился вымысел, если уже известна историческая правда?
  1. Художественный вымысел помог поэту оживить картины далёкого прошлого. Без вымышленных героев и событий наши знания о жизни в 18 веке были бы существенно обеднены.
  2. Используя вымысел, Пушкин выражает главную идею своего произведения: береги честь смолоду. В какие бы обстоятельства ни попадал человек, он всегда должен быть честным, нести ответственность за свои поступки, хранить своё доброе имя, человеческое достоинство. Кроме того, Пушкин показывает возможность человеческих взаимоотношений между совершенно разными людьми, возможность увидеть в другом человеке человека вне зависимости от разделяющих их обстоятельств. Взаимоотношения Пугачёва и Гринёва — пример толерантности.
  3. Произведение литературы воздействует не только на наш разум, но и на чувства, заставляет переживать вместе с героями происходящее с ними, чему-то учиться.

4. Чему мы можем научиться у участников тех событий? Ответственности, верности своему слову, своему долгу. Человеческие отношения должны стоять вне их официальных отношений.

6. Проверка индивидуальной работы.

Художественный вымысел — это образы, события, обстоятельства, придуманные автором в произведении. Вымысел основан на жизненном опыте писателя. Он изображает не то, что случилось, а то, что может случиться. Фантазия писателя, продемонстрированная в произведении, не противостоит действительности, а является особой формой отражения жизни.


Количество вымысла в художественном произведении может быть различно. Эта мера зависит от личности автора и от замысла его произведения.

Таким образом, можно выделить главные особенности художественного вымысла:

  • связан с реальной действительностью
  • воспринимается читателями как возможные события
  • границы между худ. вымыслом и достоверностью условны
  • количество использованного художественного вымысла зависит от рода и жанра произведения

Фантастика

Фантастика (от греч. phantastike — искусство воображать) — вид художественной литературы, основанный на вымысле. Фантастика изображает неправдоподобные предметы и явления, не совпадающие с реальностью. Творец, используя фантастику, нарушает естественные формы, связи и закономерности.

Читайте также: