Конспект занятия краски осени

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Подготовила и провела:

Кириллова М. А., педагог дополнительного образования.

г. о. Электрогорск

Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.

активизировать представления детей об осенних явлениях природы;

учить, устанавливать причинно-следственные связи в природе;

развивать способность наблюдать, сравнивать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения;

упражнять в использовании образных выражений в рассказах о природе;

побуждать выразительно читать знакомые стихи;

работать над уточнением, обогащением и активизацией словарного запаса детей;

побуждать дошкольников к совместной коллективной деятельности;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Интеграция образовательных областей:

Оборудование демонстрационное:

лупы, осенние листья.

Предварительная работа:

беседа о признаках осени;

подготовка выставки книг об осени;

разучивание с детьми программных стихов об осени;

беседа о правилах дорожного движения и поведении в парке.

Ход занятия-экскурсии:

Организационный момент .

Основная часть.

«Унылая порань! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

- О каком времени года говорится в стихотворении?

Педагог рассказывает детям о том, что во все времена года наша природа прекрасна, но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту, в это время года природа словно вспыхивает всеми красками в последний раз, чтобы потом заснуть глубоким сном до весны.

Поэты, писатели, художники и композиторы любуются этим временем года. Осень раскрывает перед ними свои тайны и секреты, а они рассказывают нам о том, что слышат, видят, представляют и чувствуют.

Педагог обращает внимание детей на то, что осень часто называют Красавица осень, Хозяюшка, Художника. Говорят, что осень похожа на девушку; такая же важная, гордая, яркая, нарядная.

- Как вы себе представляете Осень, Художницу?

Педагог читает загадку.

Что за дерево-краса,

Ниже пояса коса?

Да волшебный стройный стан,

Да беленый сарафан,

Да сережки, словно слезки,

У красавицы… (березки).

- Ребята, посмотрите на нашу красавицу.

- Какими красками художница осень раскрасила листочки у березки? На что похожи листочки?

- Какой ствол у березки? Подойдите и посмотрите.

- Почему ее называют красавицей, невестой?

- Ребята, представьте ее в виде стройной девушки в длинном белом платье, с длинными льняными волосами, с кокошником на голове.

Послушайте, как шелестят ее листочки. Это она приветствует нас и просит, чтобы мы не ломали ее веточки, а весной не брали у нее сок, ей очень больно. Весной мы часто видим, как плачут наши красавицы березки.

Дети собирают осенние листочки, рассматривают их и берут по одному с собой, чтобы сравнить с другими листочками.

Вторая остановка у куста шиповника.

Педагог читает загадку:

Этот куст такой колючий!

Ты его не трогай лучше.

Подстрижет его садовник,

- Почему его так называют?

- Это дерево или кустарник?

Ребята рассматривают ягоды шиповника, а педагог рассказывает об их пользе.

Третья остановка у рябины.

Педагог читает загадку:

В гроздьях горьких ягод красных

Нарядились, как на праздник.

И склонилась над тропинкой

В листьях перистых…(рябинка).

- Ребята какие из деревьев вы легко можете узнать и по каким признакам (по цвету ствола, форме кроны, резным и разноцветным листьям, плодам и ягодам).

Педагог обращает внимание детей на то, что рябина – это украшение осеннего парка.

Ее сложные по строению разноцветные листья и сочные яркие гроздья всегда хорошо виды из далека и привлекают внимание не только людей, но и птиц. Рябина для них - вкусное лакомство, которое долго еще лучшим угощением. Ими любят лакомиться свиристели, снегири.

Ребята собирают листочки рябины и отправляются дальше в путь.

Физкультминутка.

Дети поют песню и произвольно выполняют движения, представляя себя листочками:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят.

Четвертая остановка у клена.

Педагог читает загадку, а дети ее отгадывают:

Кто на даче у веранды

Носит носиков гирлянды?

В алых листьях ярок он.

- Какие краски использовала осень, чтобы раскрасить листья у клена?

- А что еще происходит с листочками? (Они опадают).

Это явление в природе называется листопадом. Листочки зимой не нужны деревьям, поэтому они их сбрасывают. Если дерево не сбросит листья, то может погибнуть, так как не сможет питать их. Ветки с листьями от снега могут сломаться, дерево погружается в сон. Чтобы этого не произошло, дерево избавляется от листьев, сбрасывая их.

Осень – пора листопада. В это время на улице, во дворе очень красиво. Деревья роняют красные и желтые листья. Земля покрытым ярким разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям.

- Давайте послушаем шелест листвы.

Ребята собирают букеты из осенних листьев.

Дети в конце экскурсии описывают листья по плану:

Название дерева, от которого этот лист.

Форма, цвет, оттенки цветов.

Что напоминает этот лист, с чем его можно сравнить.

Итог занятия-экскурсии.

Подводя итог, педагог выслушивает ответы детей, просит представить себя на месте художника и образно описать осенний парк.

- Ребята, как можно назвать нашу экскурсию?

Педагог спрашивает детей, что больше всего их порадовало во время экскурсии, что интересного они увидели, что лучше запомнилось, а что хотелось бы увидеть еще раз.

Педагог предлагает детям нарисовать себя и маму, гуляющими в осеннем парке.

Цель занятия : Закрепить знания об осени. Развивать умение работать кистью.

-учить детей набирать краску на кисть, обмакивая ее ворсом в краску, снимать лишнюю каплю, прикасаясь ворсом к краю баночки, промывать кисть в воде, осушать ее легким прикосновением к салфетке;

- формировать активный и пассивный словарь детей;

- развивать познавательный интерес к окружающему миру;

- стимулировать творческую активность детей;

- закреплять знания о цветах (желтый, оранжевый, красный).

- развивать эстетическое восприятие детей;

-развивать внимание, фантазию и память;

- развивать творческие способности воспитанников;

- способствовать развитию самостоятельности;

- вызвать интерес к художественной деятельности;

- развивать познавательный интерес к природе.

- воспитывать у детей интерес к рисованию;

- формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие;

- воспитывать любовь к природе.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением осени, осеннего листопада. Осенние листья (клена, дуба и липы). Шаблоны осенних листьев трех цветов.

Раздаточный материал (шаблоны листьев, на половину окрашенных, гуашь трех цветов, кисти, баночки с водой, подставки для кистей, влажные салфетки). Магнитофон, мольберт, проектор осенние листочки, анимация листопад.

Словарная работа: осень, дождь, листопад, ветер, желтый, красный, зеленый, оранжевый, букет.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке, рассматривание картин, беседы, игры, рассматривание иллюстраций с изображением осени, листопада.

Ход занятия:

Зашумел ветер. Дети входят в группу.

Воспитатель обращает внимание детей на "листопад".

Воспитатель: Ребята, кажется, мы забыли закрыть окошко, подул очень сильный ветер и принёс в нашу группу листочки. Посмотрите, как красиво, стало у нас в группе.

За окошком лист осенний, пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел.

Желтый листик подружился с ветерком,

Все кружатся и, играют за окном.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а ветер вместе с листочками принес нам к нам гостей, давайте поздороваемся и подарим им наши тёплые улыбки.

Доброе утро, доброе утро!

Доброе утро я вам говорю!

Доброе утро, доброе утро,

Доброе утро я всем вам дарю!

Воспитатель: Ребята, когда с деревьев осыпаются листья и падают на землю, как это называется?

Листья в воздухе кружиться

Тихо на траву ложатся

Сбрасывает листья сад-

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый листопад у нас в группе. Давайте с вами подойдем к нему и рассмотрим его поближе. Какого цвета листочки принес нам ветер?

(Если дети затрудняются с ответом, воспитатель подсказывает.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, какой красивый листопад, яркий, желтый, красный, оранжевый. Вам нравится?

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

И по ветру полетели,

Воспитатель, загадывает загадки про осень.

1. Золотом покрылось все, словно в чудной сказке.

Кто принес нам вот такие, золотые краски?

(осень)

2. Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают

Что за время года? – спросим

Нам ответят это…

Дети: Осень!

Воспитатель: Ребята, а что изменилось в природе, почему мы говорим, что наступила осень?

Примерные ответы детей: Листья пожелтели, стало холодно, идет дождь, деревья стали разноцветными, птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Действительно, это так, наступила осень.

Воспитатель: Наступило прекрасное время года Осень. Вся природа готовится к зиме, листочки стали разноцветными и падают с деревьев.

Воспитатель: А давайте поиграем с листиками.

Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки,

Мы на дереве сидели, (хлопают)

Ветер дунул – нас сорвал

И кружить, кружить нас стал (бег)

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Мы на землю опустились, (присели на корточки)

В сон глубокий погрузились.

Воспитатель: Ребята, а вы помните, как мы собирали на прогулке разноцветные листочки и играли с ними?

Воспитатель: А сейчас, нам нужно собрать все листочки.

Ведь у нас скоро праздник осени, давайте соберем осенний букет, и украсим яркими красивыми листочками нашу группу к празднику. Вы мне поможете?

Дети собирают осенний букет и вдруг замечают, что некоторые листочки не докрашены. Обращают на это внимание воспитателя.

Воспитатель: Ребята, смотрите, но кажется не все листочки раскрашены, наверное, у осени не хватило красок… Что же делать, как вы думаете, ребята? Мы сможем помочь красавице осени?

Ответы детей: Да, сможем!

Воспитатель: Как вы думаете, как нам помочь осени?

Дети: Давайте мы соберем листочки, и докрасим их.

Воспитатель: Правильно, ребята! У нас с вами есть волшебные палочки, это кисти….и краски осени, мы сейчас все вместе поможем осени докрасить наши листики.

(дети собирают листочки и называют цвет листика, каждый выбирает себе листочек)

Воспитатель: И мы сегодня будем с вами рисовать этот небывалой красоты листопад, идём за столы.

А теперь мы с вами превратимся в настоящих волшебников и станем помощниками осени. Начнем рисовать.

Прежде, чем рисовать,

Нужно пальчики размять.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко,

А сейчас мы мастера

За работу нам пора.

Воспитатель: Наши пальчики готовы к рисованию.

Ребятки, смотрите внимательно, я покажу вам, как правильно нужно рисовать. Д

ля рисования нам потребуется волшебная кисточка, которую мы должны сначала смочить в стакане с водой, и краски трех цветов. Потом на ворс кисти нужно набрать немного краски, снять лишнюю капельку о край баночки. Вот теперь я могу дорисовать первый листочек, затем ещё листочек. Чтобы нарисовать листочек другого цвета, нужно хорошо промыть кисточку в стакане с водой, и только потом набрать краску нужного цвета. Придерживайте левой рукой листочек, чтобы он не убегал.

Рисуйте аккуратно, набирайте достаточно краски на кисточку, чтобы листики были яркими, красивыми и помните, что в любом деле лучшие помощники - терпение и тишина.

Мастера, скорей за дело – поможем осени умело!

(Воспитатель демонстрирует, как это сделать на мольберте, до начала выполнения работы детьми).

Показать детям, как надо держать кисть, набирать краски. Обратить внимание, чтобы дети брали нужные цвета, после рисования одним цветом обязательно промывали кисточку.

Самостоятельная работа детей.

Самостоятельно или с помощью воспитателя дорисовывают листики нужным цветом. Воспитатель следит, что бы дети держали осанку во время рисования, всячески их подбадривает.

Воспитатель: Какого цвета листочки мы будем рисовать ребята?

Каждый ребенок называет свой цвет.

Воспитатель: Правильно, сначала берем на кисточку нужный цвет. Вот так прикладываем кисточку к листочку и сверху вниз закрашиваем листочек. А теперь промываем кисть и вытираем об салфеточку. Набираем на кисть другой цвет и рисуем листочки. Также промываем кисточку и рисуем другим цветом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые осенние листочки у нас получились. Какого они цвета?

Дети: Красные, желтые, оранжевые.

Воспитатель: После того, как мы раскрасили листочки, обязательно вытираем руки салфеткой, которая находится у каждого на столе. Пока наши листики подсохнут, мы немножко отдохнём. Осень приглашает всех поиграть.

Листья желтые летят, (Дети с листочками бегут за воспитателем по кругу)

Листья желтые летят,

Словно зонтики кружат, (Кружатся с листочками.)

Ветер дунул: раз-два-три,

Оторвались от земли,

И взлетели высоко,

Но до неба далеко. (Подняли ручки с листочками вверх и покружились.)

Покружили и опять

На землю опустились спать. (Присели и опустили листочки на пол.)

Ветер дунул – полетим

Мы туда, куда хотим. (Дети поднимаются и садятся на стулья)

Воспитатель: А теперь, соберем все листья и поставим в вазу. Вот какой красивый букет у нас получилось.

Какие вы молодцы ребятки. Теперь и у нас в группе настоящая, красивая и красочная сень.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать умение пользоваться акварелью (гуашью) в передачи и накопления опыта эстетического, эмоционально-ценностного отношения к миру.

Продолжать развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка: воображение, фантазию. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

Воспитывать интерес детей к художественной деятельности, развивать представления об эстетической значимости цветовых и звуковых оттенков.

Побуждать детей передавать особенности осенних листьев, добиваясь выразительности с помощью цвета.

Акварель, гуашь, кисти разных номеров, баночки с водой, бумага для акварели, салфетки, ваза с разноцветными лентами и листьями.

Осеннее панно, мольберт с осенним пейзажем.

Ноутбук, презентация про осень.

Предварительная работа:

1 часть. Вводная

Педагог: - сейчас за окном зима! Но иногда выглядывает солнышко и напоминает нам о теплой, разноцветной осени. Ребята, почему осень разноцветная?

Ответы детей: - много разноцветных листьев на деревьях и они начинают облетать, люди ходят под дождём с цветными зонтиками, можно собирать ягоды и грибы, птицы улетают в теплые края…

Педагог: - молодцы, все правильно перечислили.

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это . (дождь)

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? .

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно. (листопад)

Предлагаю посмотреть и вспомнить, как выглядит время года Осень.

(просмотр фильма про Осень)

Сегодня у нас произойдёт волшебство! Ребята, вы согласны? (Да, согласны!)

Ответы детей: - разноцветные ленточки, верёвочки…

Вы должны вытянуть ленточку с таким цветом, который встречается осенью. И только после вас я тоже вытяну одну из ленточек.

Ребята вытягивают по одной ленточке, на которых прикреплены разноцветные листья.

Психокинетическая разминка.

Педагог обращается к детям: - давайте представим, что вы листья, растущие на берёзе в роще (звучит спокойная мелодия)

Сейчас в нашей роще теплая, осенняя ночь. Листочки на деревьях спят (педагог выделяет эти слова выразительным голосом), сложив вдоль длинных, стройных веток свои листочки – руки (педагог показывает, но дети могут и сами придумать, как во время сна располагаются листья), а может быть, прикрывают ими насекомых, которые отдыхают в листве дерева (голосом совсем тихим и спокойным.)

Пусть дети несколько мгновений побудут в этом состоянии. Оно может быть длиннее, если ребята чем-то были возбуждены до занятия, и достаточно коротким, если дети спокойны.

Покажите с помощью цветного листочка на ленточке, ваше настроение.

Ах, сегодня у вас чудесное, осеннее настроение (педагог обращает внимание на цвет листочков, которые показали дети, фиксирует свое внимание на тех детях, которые показали листья, темных напряженных тонов. В дальнейшей работе эти дети должны быть обязательно в центре внимания педагога.)

Солнышко взошло уже высоко, наши листочки привели себя в порядок: умылись росой, причесались ветерком, успокоились и стали слушать сказку!

2. Сказка – игра.

Жила-была на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя окружила, была берёзовая роща, где росло необыкновенное, заколдованное дерево.

Весной, когда дерево цвело, на его половинах раскрывались разные по характеру и окраске листья. Покажите листьями, цвет кроны дерева (дети показывают ленточку с разноцветными листьями)

По ночам, когда листья никто не видел, они спускались с дерева и танцевали. Давайте и мы попробуем передать их танец руками, движением тела (ребята двигаются под музыку). Обратите внимание на плавность, мягкость, легкость движений детей.

В каком образе, листья по звучанию мелодии, вам представились? Опишите их.

Ответы детей: - ласковые, нежные, добрые, веселые.

Но на другой половине заколдованного дерева росли другие листочки. Послушайте музыку и попробуйте передать движением и мимикой, какие они? (звучит громкая, музыка)

Выберите лист на ленточке и покажите, какой по цвету была вторая половина дерева.

Опишите их характер (злой, колючий, сердитый, зловещий …)

Наступила осень, облетели с него разноцветные листочки. Дерево стало выглядеть обыкновенным, но на самом деле оно продолжает быть заколдованным. Когда в роще волшебницы останавливались путники и садились отдохнуть под его доброй половиной, случалось невероятное чудо - они добрели душой и сердцем. Тот же, кто попадал под его злую половину, становился жестоким, злым и жадным.

Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее побывал, становились добрыми.

- а, как мы можем предупредить людей, где можно отдохнуть? Деревья в роще все облетели. Что мы можем сделать, как помочь? Предполагаемые ответы детей: - сказать людям, показать, под каким деревом можно отдохнуть, написать объявление. Можно нарисовать крону у деревьев.

Правильно ребята, вы можете, нарисовать рощу в осеннем наряде и тогда злая половина дерева исчезнет. Дети соглашаются.

Итак, каждому надо нарисовать на листе бумаги свой осенний пейзаж.

3. Практическая деятельность.

Ребята работают по инструкции педагога, звучит спокойная музыка.

Чтобы роща получилась в осеннем наряде, намочите лист бумаги водой с двух сторон. (Дети увлажняют лист бумаги с одной стороны, разглаживают воду по поверхности листа руками, а перевернув лист повторяют действия)

Возьмите кисть широкую, наберите краску, рисуйте цветные пятна на листе бумаги. Но не забывайте промывать кисть, чтобы набрать другой цвет. (Ребята рисуют цветные пятна, и не забывают промывать кисть в воде.)

Посмотрите ребята, что происходит с вашими цветными пятнами? (они соединяются)

Чтобы нарисовать стволы и ветви, возьмите кисть узкую (дети меняют кисть и прорисовывают стволы и ветви у деревьев)

На ваших рисунках стали просматриваться деревья в осеннем наряде (ребята рассматривают свои рисунки и называют, какие цвета акварели использовали в рисовании)

Положите кисть, отдыхать на салфетку (дети выполняют указание педагога)

- Осенние пейзажи нарисованы! Когда рисунки высохнут, вы сможете их разместить на панно.

(Звучит мелодия леса, шум ветра, пение птиц)

Педагог с детьми танцуют, снимают атрибутику и опускают в вазу.

Ребята, посмотрите и скажите, чей рисунок и почему интереснее для вас?

А листья сами прилетели на ваши деревья? (нет, мы наносили акварель на лист бумаги цветными пятнами).

И, что у вас получилось? (Осенний пейзаж) Молодцы.

А путникам не придется выбирать красивое место в роще, потому что вы ребята, добротой своей души, нарисовали красивую крону на деревьях.

Ребята, вы использовали одинаковые цвета акварели, а на рисунках крона деревьев разная. Только ваше старание, помогло вам в рисовании.

А можно ли продолжить сказку? (да, мы можем продолжить сказку!)

Дети в восторге соглашаются.



Дети рисуют осень такую, какую они представляют.Много красного и оранжевого цвета.




И конечно же, никак не обойтись без желтого цвета. Ведь осень всегда золотая.

Читайте также: