Конспект занятия изготовление куклы оберега

Обновлено: 05.07.2024

Формировать творческие способности в создании кукол оберегов.

Закреплять умение наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания.

Совершенствовать мелкую моторику рук

Обогащать речь детей с помощью пословиц о труде.

Расширять словарный запас (оберег, лоханная).

Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

Развивающие:

Развивать у детей творческие способности, воображение, индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность.

Предварительная работа:

ü Заучивание пословиц о труде.

Проведение занятия:

Воспитатель собирает всех детей около себя на ковре.

-Ребята, вы любите играть? А что нам помогает сделать игру интересной? (игрушки)

- У вас у всех есть игрушки, расскажите какие они? (ответы детей).

Раздаётся стук в дверь. Воспитатель идёт посмотреть, кто пришёл и вносит куклу в русском народном костюме.

Воспитатель ведет разговор с детьми от имени куклы:

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Василиса. Про меня написано много русских народных сказок. Вы знаете их название? ( Ответы детей).

-Я узнала, что у вас в группе есть выставка кукол. Мне очень захотелось на неё взглянуть.

Воспитатель: Давайте покажем нашей гостье выставку кукол. Ребята, кто из вас может рассказать о нашей выставке? Какие куклы здесь представлены?

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе с гостьей в интересную игру.

Из глины? (глиняная )

Из соломы? ( соломенная)

Из дерева? (деревянная)

Из дерева? ( деревянная)

Из пластмассы? (пластмассовая) и т.д.

Воспитатель: Ребята, Василиса принесла нам куклу, посмотрите какая она интересная (показывает тряпичную куклу). Она называется тряпичной.

- Как вы думаете, почему?

Предполагаемые ответы детей (Потому что она сделана из тряпочек).

- Правильно. Она сделана из разноцветных тряпочек-лоскутков.

- Ребята, как вы думаете, почему у куклы нет лица? (Предполагаемые ответы детей).

Рассказ воспитателя: В старину люди верили в нечистую силу: леших, Бабу Ягу, Кощея, домовых. Они боялись их и хотели уберечь себя от злых сил. Для этого они делали куклы-обереги и вешали их над кроваткой ребенка, ставили их в различных местах комнаты. Куклы оберегали человека от болезней, беды; приносили в дом счастье, здоровье, силу, удачу.

( Воспитатель сопровождает свой рассказ показом кукол-оберегов)

Обереги изготавливали и дарили самым близким и любимым людям. Когда их делали, соблюдали следующие правила: оберег делался для близкого человека и по доброй воле, нельзя заставлять делать оберег. В процессе создания оберега нужно думать о том человеке, для которого вы его делаете. Если вы будете постоянно думать об этом человеке, то оберег действительно защитит этого человека от беды.

- Ребята, вы умеете трудиться? (Ответы детей).

- О труде народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети проговаривают выученные ранее пословицы и поговорки:

- Ребята, а вы хотите сделать сами оберег? ( Да) Тогда давайте все вместе отправимся в мастерскую добрых дел и сделаем куклу оберег. (Дети садятся за столы, сдвинутые буквой П для удобного подхода воспитателя к каждому ребёнку)

Воспитатель: Посмотрите, что лежит на ваших столах и назовите предметы необходимые для нашей поделки. ( Картон, клубочки с нитками разных цветов, ножницы) Мы с вами изготовим куклу- оберег из ниток. Для этого выбираем клубок ниток, из которого будет изготовлен оберег. В одну руку берём картон прямоугольной формы. Поворачиваем его короткой стороной вверх (вертикально). В другую руку берём клубочек ниток выбранного цвета, прикладывает нитку к низу картона и, придерживая её пальцем, начинаем наматывать на картон круговыми движениями руки. ( Показ воспитателя)

- Старайтесь, чтобы нитки не съезжали с картона, они должны плотно прилегать друг к другу. Когда вы решите, что ниток намотано достаточно ( их не должно быть очень мало иначе ваша будущая кукла будет очень худой, но и не нужно наматывать слишком много ниток т.к будет трудно удержать её в руке). Намотанные нужной толщины нити сверху завязываются ниткой. Нижний край нитей разрезается ножницами. Отделяется нужное количество нитей для рук — завязываются ниткой. Оставшиеся нити - юбка.

Воспитатель рассказывает и показывает технику изготовления куклы.

Воспитатель: Прежде чем мы приступим к выполнению работы, я предлагаю разогреть наши пальчики.

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулачками.)

Мы игрушки сосчитать.

Дети приступают к изготовлению куклы – оберега. Воспитатель напоминает правила обращения с ножницами, следит за осанкой детей, за ходом выполнения работ, помогает детям по мере необходимости.

Воспитатель: Вы все хорошо потрудились, молодцы! Давайте покажем друг другу своих куколок. Посмотрите, какие они все разные получились, нет ни одной одинаковой. Это потому, что каждый из вас сделал её сам, своими руками и второй такой быть не может. Но чтобы кукла служила оберегом, ее нужно наделить магической силой. Давайте всех наших кукол положим в берестяной короб, а вечером мы достанем их, и они будут наделены магической силой.

У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)

Вот с такими усами (очертить пальцами длинные гусарские усы)

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили не ели (одной рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)

На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопать ресницами)

И все делала вот так (ребенок показывает любое движение).

-Ребята, думаю, что сегодня вам было интересно, и вы узнали много нового для себя, научились делать обереги и теперь сами сможете делать такие обереги в подарок своим друзьям и родственникам!

5. Воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.

Основной метод: практическая работа

словесные: рассказ, объяснение, диалог, беседа, опрос

наглядные: демонстрация, образец, наблюдение.

методы поощрения: похвала, благодарность, одобрение.

методы контроля: контроль учителя и самоконтроль, рефлексия

Дидактические средства обучения:

для учащихся: ткань, нитки, зерно (крупа)

для учителя: образцы изделия, поэтапные рисунки, ткань, нитки, кусочек синтепона.

1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к занятию.

Педагог: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.

Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?

Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.

3. Изучение нового материала.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Все народные куклы делились на три группы:

  • Куклы-обереги;
  • Обрядовые куклы;
  • Игровые куклы.

Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах

Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

Кукла на счастье. Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

Кукла День и Ночь символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Её делали под Новый год. Она жила в доме и хозяин с хозяйкой разговаривали с куклой . Ежедневно цтром её поворачивали к себе светлой стороной, а вечером -темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачным в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне-чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими. Кукла оберегала всех домочадцев-охраняла их душевный настрой.

Пеленашка Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.

Подорожница -помещалась в ладошку так как её брали с собой в дорогу. Жены давали мужьям. Укуклы в руках узелок в который клали либо золу (символ домашнего очага) либо горошину, чтобы быть в пути сытым.

Берегиня дома -несла частичку души хозяйки и хозяина и помогала защищать дом. К тому же она приносила в дом достаток для чего в руки её давали узелок. Вешали берегиню над входом выше головы, так чтобы она могла видеть входящих в дом. Народ считал, что она оберегает отплохого глаза и злых людей.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

Крупеничка или Зерновушка -кукла из мешковины наполненная гречкой или пшеницей. Главная кукла в доме. Крупеничка помогала в тяжелые голодные времена. Ежегодно её наполняли новым зерном, а весной для посева первые горсти зерна брали именно из Крупенички.

Педагог: И сегодня я предлагаю вместе изготовить куклу-оберег безсонница

5 Практическая работа

Обереги – один из самых популярных видов подарков. Их дарят на все возможные праздники, выбор их воистину огромен. Куколку оберег издревле принято считать символом хранительниц очага. Она может стать неплохим подарком на 8 марта от ребенка. Славянские куколки обереги - символы плодородия женщины и они всегда обладают пышным бюстом и округлыми формами. Их принято дарить всем девочкам, женщинам и бабушкам весной. Куколку легко изготовить своими руками. В набивку можно добавить успокаивающие травы, например валериану - такая куколка поможет быстро и крепко заснуть.

Материалы и инструменты: ножницы, лоскуты хлопковой ткани, нитки, кусочек синтепона.

Вырежьте из ткани 5 квадратов размером 10 на 10 см: 3 белым и 2 любого другого цвета;

Порвите синтепон на мелкие кусочки (в этом с удовольствием вам поможет ребенок);

Выделите 3 комка синтепона: один большой и два маленьких;Наполните белый квадрат большим кусочком синтепона и перетяните нитью, повторите процедуру с двумя цветными квадратами, обязательно сравните кусочки наполнителя по размеру, иначе груди будут разного размера (добавьте трав, если хотите);

Примотайте голову к грудям; Сложим руки для куколки: возьмем квадрат и сложим его по диагонали, затем еще раз и еще раз. Повторим процедуру со вторым квадратом;

Приложим ручки со спины к куколке и примотаем ниткой;
Вырежем из ткани прямоугольный треугольник со сторонами 10 см и завяжем его как платочек;
Если хотите, вырежьте маленький фартук.


-Развивать творческие способности обучающихся, посредством изготовления куклы – оберёг.

Задачи : -Воспитывать интерес к народному творчеству, в частности к изготовлению кукол из ткани.

-Познакомить с историей изготовления куклы-оберега.

-Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование: Образец куклы-оберег,картинки разных видов кукол,ткань разных цветов.

Ход занятия:(воспитатель рассказывает историю происхождения кукол)

На Руси в куклы играли и девочки ,и мальчики(даже цари).Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой.Кукол берегли:вырастает девочка,становится мамой и передает свою куклу дочке.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Все народные куклы делились на три группы:

  • Куклы-обереги;
  • Обрядовые куклы;
  • Игровые куклы.

Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

Кукла День и Ночь символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Её делали под Новый год. Она жила в доме и хозяин с хозяйкой разговаривали с куклой.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

Пеленашка Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.

И сегодня я предлагаю вместе изготовить куклу-оберег.

Этапы работы:

Возьмите квадрат из ткани любого цвета.

Порвите синтепон на мелкие кусочки ;

Выделите комок синтепона и вложите в середину квадрата и перетяните нитью.Затем положите кусочек синтепона в другой тканевый квадрат и сматайте колбаску.С обеих сторон перетяните ниткой(создаём руки).

Примотайте голову к нашему валику. Вырежем из ткани прямоугольный треугольник со сторонами 10 см и завяжем его как платочек;
Вырезаем маленький фартук.

Оценить 782 0

Знакомство с русскими народными традициями.Изготовление куклы - оберега.

1. Познакомить детей с русскими народными традициями и обычаями.

2. Познакомить детей с самодельными видами кукол-оберегов.

3. Научить делать из материи куклу-оберег.

4. Воспитывать интерес к народной игрушке, аккуратность и трудолюбие, бережное отношение.

5. Активизировать словарь детей(оберег,кукла - берегиня,безликая).

6. Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Оборудование и материалы:

Колыбелька с куклой.Куклы - обереги из мини - музея. Иллюстрации кукол-оберегов.

Материал для работы:

Подносы с лоскутками ткани (белый синтепон - длякуклы, цветная треугольной формы - для платочкакукле, белая и цветная прямоугольной формы- для одежды кукле,нитки и ленточки для завязок)

Плакат с поэтапным показом изготовления куклы.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в путешествие в далекое прошлое, в старину, но сначала отгадайте загадку:

Кто платье носит, есть не просит.

Всегда послушна и с ней не скучно? (Кукла)

Воспитатель: А у вас есть куклы?(ответыдетей). А что вы с ними делаете (играем)

А в старину кукла оберегала человека от болезни и сглаза,была оберегом или берегиней.

А как вы с ними играете? (кормим,, гуляем, возим в коляске, переодеваем, купаем, пеленаем).

А кем может быть кукла для девочки?(Дочкой, подружкой) .

Куклы мои – не просто игрушки,

Они - мои самые верные подружки.

Все мои секреты знают,

Никому не разболтают!

Воспитатель: Сейчас вы встретитесь с куклами, которыми играли дети в старину,а также ваши прабабушки и бабушки.

(Показываю и рассказываю детям о куклах -оберегах, самодельных куклах.)

Воспитатель: Я познакомлю вас с куклами-оберегами.

Куклы-обереги делались безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свои вошебные обережные свойства и в неё могли вселиться злые духи.

На свадьбу молодым дарили оберег семьи - двух кукол,которые назывались "Неразлучники ". Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Мать давала оберег сыну, который отправлялся на службу в армию. В крестьянских семьях кукол было много, их берегли. считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

С наступлением холодов, бы дети не болели, делали куклу Кубышку -Травницу с лекарственной травой.

Дляизготовления кукол-оберегов нужно взять несколько лоскутков ткани (мы для изготовления куклы брали белый синтепон, кусочки ленты и нитки. При работе нужно говорить добые слова, чтобы ребёночек был здоров и весел, хорошо рос. Очень нужны хорошее настроение и доброе сердце – только тогда кукла будет оберегать от всякого зла, защищать и помогать в трудную минуту.

Воспитатель: Давайте и мы попробуем сделать тряпичнуюкуклу - оберег, добром вспомним своих далеких предков и послушаем русские народные песни.

Так уж повелось на Руси - матушке, работа сопровождалась тихой песней.

Помогать нам сегодня будут бабушка Наталья Петровна и мама Людмила Николаевна.

Воспитатель рассказывает и показывает поэтапноеизготовление куклы-оберега.

Дети по традиции потирают руки и говорят:"Я хочу стать волшебником " и приступают к работе, им помогают наши гости.

Звучит спокойная музыка, напевные русские народные песни.

Физминутка во время работы:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики (дети несколько раз соединяют пальцы рук в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики (поочерёдно соединяют одноимённые пальцы обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы узлы вязать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем кукол наряжать!

Дети подвязывают кукле передник, а на голову надевают платочек.

Воспитатель: Вот и готовы наши куколки - обережки. Нравятся вам наши куколки?

Для чего их делали? (- чтобы оберегали детей от злых духов, что бы дети не капризничали, чтобы хорошо спали и ели.)

А подкладывая куколку в люльку к ребёнку, мама или бабушка говорили: "Сонница-бессонница,не играй моим дитятком. Играй этой куклой"

Я предлагаю вам поиграть с куколками, спеть им колыбельную.

Вспомните, какую колыбельную поёт вам ваша мама. (несколько детей поют колыбельную песенку,родную и знакомую с самого детства)

Вы только что стали настоящими волшебниками. С помощью наших гостей вы сделали прекрасных куколок - обережек, которые не дадут вас в обиду.

Внимательно посмотрите на куколок и скажите, чья вам понравилась больше? (Детям понравиласькукла Матвея. Эта куколка станет экспонатом мини - музея детского сада вместе с домовёнком, которого сшила мама Амира. Это тожекукла - обережек.)

Давайте поблагодарим наших гостей и встанем в дружный хоровод (исполняется песенка о дружбе В. Шаинского)

Концепция занятия:

Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности:

- умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;

- умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.

Цель занятия:

Формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.

Задачи: способствовать –

✓ воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;

✓ бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;

✓ расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;

✓ развитию эстетического и художественного вкуса;

✓ развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.

Планируемые результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.

Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;

- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на занятии;

- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

Познавательные УУД

- Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;

- Развивать творческие способности при работе;

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли;

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой деятельности.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Тип занятия: комбинированный.

Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, игровой.

Оборудование и материалы:

1. Три лоскутка разноцветной ткани круглой формы диаметром 25 см, 21 см, 18 см.

2. Лоскуток белой ткани размером 28 на 18 см для головы и рук.

3. Лоскуток треугольной формы для платка.

4. Кусочек ваты или другой наполнитель.

7. Тесьма для украшения (по желанию).

9. Презентация кукол.

10. Иллюстрации народных кукол.

11. Сундучок с обереговыми куклами.


Вступительное слово педагога:

Малышей с пяти лет учили самих делать таких кукол, передавая им опыт и представления о жизни предков. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.

Согласно народным традициям, по изготовлению любой обереговой куклы нельзя пользоваться ножницами и иглой. Также нельзя было рисовать кукле лицо (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух).

Ход работы: пошаговый процесс изготовления куклы

1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.


2) Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перевязываем ниткой.


3) В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.


4) Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.


5) У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.

6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.


7) На голову кукле повязываем платок.


8) Всё, кукла готова. Можно оформить рукава, пояс декоративной тесьмой.


Куклу-берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.

А теперь давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Литература

4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989.

5. Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;

6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;

7. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, - М.; Просвещение.2006;

Читайте также: