Конспект занятия дефектолога перелетные птицы

Обновлено: 03.07.2024

- закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными.
Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать у детей любознательность к окружающему миру;

- воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

Умеют согласовывать имена существительные с именами числительными

Дети подбирают имена прилагательные к существительному.

Образовывают и употребляют приставочные глаголы и различные предлоги.

Составляют простые предложения.

Оборудование: макет скворечника и кормушки, предметные картинки с изображением перелетных птиц, вырезанные по контуру из картона скворец и ласточка.
Ход занятия.

Ворона, воробей, ласточка, голубь.

- Ребята, назовите мне какая птица лишняя? (ласточка)

II Основная часть. (25 мин)

Обьявление темы.

- Сегодня на занятии мы поговорим о перелетных птицах. Внимательно послушайте рассказ.

Где бы ты ни гулял – по берегу моря, в деревне или в городском парке, - повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнездах. Обычно они строят гнезда из листьев, веточек и травы, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока они не вылупляются не вылупятся птенцы. Осенью перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг чтобы там перезимовать. А когда зимние морозы закончатся, они вернутся обратно.

- Ребята скажите где сейчас находится ласточка? (в кормушке, на столе, на голове)

- С чего слетела ласточка? (с плеча, с окна)

- из чего вылетел скворец? (из кормушки)

-К чему подлетел скворец? (к столу, к кормушке)

- Скворец отлетел от чего? (От стола, от кормушки)

Ласточка и скворец сидят под чем? (под крышей, под столом)

- Опустел скворечник, улетели птицы. Ребята давайте посчитаем сколько птиц улетело?

Один зяблик, три зяблика, пять зябликов.

Один скворец, три скворца, пять скворцов.

Одна ласточка, три ласточки, пять ласточек.

Опустел скворечник, улетели птицы

Машут руками, как крыльями.

Листьям на деревьях тоже не сидится

Целый день сегодня все летят, летят…

Встают, идут по кругу и машут руками.

Видно тоже в Африку улететь хотят.

Игра назови части тела.

- А сейчас посмотрите на картинку. Здесь изображена птица. Давайте посмотрим и скажем, из каких частей тела она состоит:

У птицы есть… (голова).

У птицы есть… (две лапы).

У птиц есть…(два крыла).

У птиц есть… (хвост).

У птиц есть… (клюв).

Тело птицы покрыто… (перьями).

- Молодцы, а теперь назовем все части тела ласково. Например: голова, а ласково – головка.

Лапы - лапки, крылья-крылышки, хвост - хвостик, клюв - клювик, перо - перышко.

Итог. (2-3 мин)
- назовите перелетных птиц. (скворец, журавль, зяблик, ласточка) Почему они так называются?, когда птицы улетают в теплые края? А когда они вернутся?

1. Организационный момент:

Листья с веток опадают,
Лить дожди не устают.
Улетают птичьи стаи,
Направляются на юг.

Дефектолог: - О каком времени говорится в этом стихотворении?
- По каким признакам вы догадались?
- Ребята, а вы знаете, как называются птицы, которые улетают от нас осенью в теплые края?

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Наступила осень, и в жизни птицам начинается самая ответственная пора, они собираются в дальнюю дорогу. А вы хотели бы узнать, как птицы готовятся к отлету? Тогда я предлагаю вам совершить экскурсию в лес. Там, на самой большой поляне открылась специальная школа по подготовке птиц к отлету. Вы хотите там побывать? Тогда отправляемся в дорогу, путь нам предстоит не близкий и очень сложный. Будьте внимательны, запоминайте дорогу.

3. Образование приставочных глаголов по совершаемому действию.

По дорожке шли, шли, до горы дошли
Чтобы дольше нам пройти, надо в гору нам войти.
В гору смело мы вошли, вышли, и опять пошли (проходят под гимнастическими дугами)
Вновь преграда на пути, надо реку перейти
Мы на мостик зашли, речку быстро перешли
Долго шли мы по дорожке, как устали наши ножки,
Вижу лес я впереди, надо до него дойти.

Слайд №1,2
Дефектолог - Вот, ребята, мы и добрались с вами до лесной поляны, где открылась летная школа для перелетных птиц. Вот сколько собралось здесь разных птиц. Вы узнали их? Назовите птиц, которых вы видите (Дети перечисляют птиц):
- Я вижу аиста.
- Я вижу журавля… и т.д)
- А как называют этих птиц ? (перелетные птицы)

4 . Формирование лексико-грамматических категорий. Слайд №3

- Давайте попробуем их пересчитать . (пересчитываются птицы одного вида: один гусь, два гуся, три гуся, четыре гуся, пять гусей и т.д.)

Дефектолог: Да, ребята, очень много птиц собралось. Скажите, птицы похожи друг на друга или отличаются? Да, все птицы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Назовите, какие одинаковые части тела есть у всех птиц? Дети по очереди отвечают:

У птицы есть голова.
У птицы есть две лапы.
У птицы есть клюв.
У птицы есть два крыла.
У птицы есть хвост.
Тело птицы покрыто перьями.

- Вы молодцы, все птицы имеют одинаковое строение, но все равно очень отличаются друг от друга. Они бывают крупные и мелки, имеют различную окраску оперенья, даже форма клюва у всех разная Давайте сравним птиц. Например, ласточку и лебедя

Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.
У ласточки туловище мелкое, а у лебедя… (крупное).
Ласточка маленькая, а лебедь ….(большой).
У ласточки клюв короткий, а у лебедя … (длинный).
У ласточки лапки тонкие, а у лебедя …(толстые).
У ласточки хвост длинный, а лебедя …(короткий).
У ласточки крылья черные, а лебедя …(белые).

5. Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики

- А вот и директор летной школы, какой он важный, ходит по поляне и следит за порядком. Давайте и мы вместе с ним посмотри, чем занимаются птицы.

По поляне я хожу,
Во все стороны гляжу (движения глазами вправо – влево)
Часто нагибаюсь,
Клюковкой питаюсь (посмотреть на кончик носа)
Я схожу на ручеёк,
Заварю себе чаек (движения глазами по кругу)
Буду пить – попивать,
Красно лето вспоминать (закрыть глаза)

8. Расширение и уточнение словарного запаса по теме.

- Ребята, Журавль приглашает нас на свое первое занятие
Слайд №11.
- Скажите, вы знаете, как птицы готовятся к отлету? (собираются в стаи).
Правильно, птицы одного вида собираются в стаи и выбирают себе вожака. Самую отважную и умную птицу. (Аудиозапись голосов птиц)
- Ребята, птицы так расшумелись, уж очень всем хочется стать вожаком, давайте мы им поможем. Посмотрите, перед вами лежат рисунки птиц, но их надо дорисовать и мы сможем узнать, кого птицы выбрали себе вожаками.

-Будьте внимательны, вам необходимо соединить последовательно все точки на рисунке.
- А перед работой давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

- Молодцы, какие же птички у вас получились?
- А вы, хотите побывать вожаками своих стай? ( Раздаю медальоны с изображением птиц).
- Каждый вожак должен уметь построить своих птичек перед отлетом определенным порядком.

В небе птиц разглядеть нелегко
Очень они летят высоко
Вы за ними наблюдайте,
Как птицы летят, повторяйте!

№ 12. Это летит журавль. Журавли очень крупные птицы и размах крыльев у них очень большой, поэтому в полете они выстраиваются клином. Вот так.
№ 13. Это летит гусь. Гуси выстраиваются в полете друг за другом – вереницей. Вот так.
№ 14. Это летит ласточка. Ласточка маленькая птичка и одной ей очень трудно преодолеть такой сложный путь,поэтому все маленькие птички перелетают одной большой стайкой. Вот так.
№ 15. Дети повторяют построение птиц
- Давайте и мы с вами попробуем выстроиться:
- клином
- вереницей
- стайкой
Дефектолог:- У вас на столе лежат конвертики, найдите своих птичек и выстроите их нужным порядком. Будьте внимательны.

9. Развитие координации движения в сочетании с текстом.

- Молодцы, я вижу, уже все готовы к отлету, и нам осталось посетить последнее занятие по предполетной подготовке.

Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг.
Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе сделаем вот так… Ходьба и маршировка по кругу
Отряхнулись как умеем, Движения по тексту
Вытянем свои мы шеи.
Посмотрели, оглянулись,
Шеи в плечики втянулись.
Встали смирно, подравняйтесь
И за мною повторяйте.
Крылья вверх, не ленись,
Все присели, крылья вниз.
Снова крылья поднимаем,
А потом их опускаем,
Снова дружно все присели,
Очень сильно зашипели: ш-ш-ш…

- Вот и улетели птицы! Как высоко они поднялись, их уже и трудно рассмотреть! Давайте попробуем угадать, какая птичка, за каким облаком спряталась?
- Какая птица скрылась за синим облаком? Чей хвост виден? (это ласточкин хвост)
- А кто спряталась за розовым облаком? Чей клюв вы видите? (гусиный клюв)
- Чье крыло вы видите за голубым облаком? (журавлиное крыло)
- А кто за серым облаком? Чьи там лапки? (гусиные лапки)
- Все выше и выше поднимаются в небо птицы! Давайте с ними попрощаемся. До свидания, до встречи весной!

11. Подведение итога.

- Ну что ребята, птицы улетели и нам пора возвращаться к себе. Скажите, теперь вы узнали, как птицы готовятся к отлету? Что же они делают? (Ответы детей)

Заказать оригинал презентации: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ

Рекомендации Натальи Владимировны Ребенок и окружающий мир.

1. Родителям рекомендуется:

- рассмотреть изображения этих птиц на иллюстрациях, обсудить их внешний вид и отличительные признаки. Пусть он показывает и называет птиц. Обратите внимание ребенка на то, что у птиц есть крылья, клювы, что их тело покры­то перьями. Расскажите, что крылья нужны птицам для того, чтобы летать; что грач, скворец и ласточка — птицы разного размера; что грач строит гнездо из веток, ласточка лепит его из глины, скворец ус­траивает гнездо в скворечнике.

- рассказать, откуда птицы к нам прилетели.

Как назвать одним словом грача, ласточку, скворца?

Каких перелетных птиц ты знаешь?

Куда улетали перелетные птицы осенью? (в теплые края). Почему?

Назови части тела птицы. (Голова, туловище, хвост, крылья, клюв)

Чем покрыто тело птицы?

Послушай предложения и скажи, как не бывает? А как должно быть на самом деле?

Птенцы высиживают яйца.______________________________________________

Из яиц птиц вылупляются крокодильчики.__________________________________

Тело птицы покрыто шерстью.__________________________________________

3. Посмотрите познавательное видео о перелетных птицах в интернете вместе с ребенком, обсудите его.

hello_html_m47217a77.jpg

Математические представления. Рекомендации Натальи Владимировны

Закрепите название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)

Закрепите счет прямой и обратный от 1 до 10.

Закрепите цифры до 10. (многие дети в группе путают числа от 6 до 10).

Пропечатывайте цифры в тетрадке в крупную клетку так, чтобы ребенок не заходил за края клетки, прорисовывал слева на право, сверху вниз, соблюдая дистанцию (через одну клетку).

Выполните штриховку в заданном направлении (развитие графо-моторных навыков).

Рекомендации Натальи Владимировны Игры на развитие грамматического строя речи.

1 . Проверьте, умеет ли он образовывать названия птенцов: грачата, скворча­та, ласточата. аистята, кукушата, журавлята.

Кто у грача? ( Грачата. ) Кто у скворца? ( Скворчата .) Кто у ласточки? ( Ласточата .) и т.д.

Развитие речевого фонематического восприятия Рекомендации Натальи Владимировны

Закрепите звуки П, ПЬ, закрепите характеристику звуков (п - согласный, твердый глухой, пь – согласный, мягкий, глухой).

Придумайте слова со звуком П. Впишите ответы!! Рекомендации Натальи Владимировны

________________________________________________________________________________

Оценить 618 0

Конспект индивидуальной

непосредственно образовательной деятельности

Коррекционно-образовательные:

Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.

Продолжать учить отгадывать загадки.

Коррекционно-развивающие:

Развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление.

Закреплять навык ориентировки на листе бумаги.

Развивать зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций перелётных птиц, чтение художественной литературы, наблюдение за птицами на прогулке, заучивание стихотворений, отгадывание загадок про птиц, составление описательных рассказов про птиц.

-Сегодня у нас будет необычное занятие. А о ком мы будем говорить, ты узнаешь, если отгадаешь загадку:

Осенью они на юг улетают,

А весной в родные края возвращаются.

Кто же это? (перелётные птицы)

-Верно, сегодня мы будем говорить с тобой о перелётных птицах. Но ты знаешь, с птицами произошла беда, зима не хочет уходить, злится на весну и поэтому решила заколдовать братьев наших меньших, а чтобы расколдовать птиц и помочь им вернуться домой, мы должны выполнить все задания, которые она приготовила.

- Поможем птицам? (Да). Тогда первое задание. Послушай внимательно, про кого эта загадка…?

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

-Конечно же, это ласточка! (По мере отгадывания птицы выставляются на магнитную доску.)

Перед тем, как ты будешь выполнять задания, я предлагаю тебе сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика “Ласточка”.

На каждою строку большой палец “здоровается” дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

А задание будет такое, нужно провести линии от самой маленькой ласточки до самой большой.

- Умничка! А теперь попробуй отгадать следующую загадку…

Он живет на крыше дома –

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

-Конечно же, это аист. Выложи аиста из счётных палочек по образцу.

-Молодец! Следующая загадка…

А эта птица пародист,

Изобразит и плач, и свист.

Придет весна, и мы его

На волю выпустим в окно.

В скворечник вселится жилец.

Конечно, это наш .

- Послушай следующую загадку…

По весне к нам с юга мчится

Чёрная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач –

Ест букашек разных .

Ну и последняя загадка…

Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой!

Птица медленно плывёт,

Словно белый теплоход.

Горделива и красива,

Терпелива и пуглива.

- Какая птица находится в правом верхнем углу?

- В правом нижнем?

- В левом верхнем?

- Как ты думаешь, какая птица здесь лишняя?

- Умничка! Ты выполнил все задания и поэтому колдовство зимы разрушено, все птицы могут возвращаться в родные края. А теперь давай посмотрим на доску и ещё раз назовём всех птиц. Как они называются одним словом? (перелётные)

- Занятие наше подошло к концу. Спасибо тебе большое за активную работу, ты сегодня был просто молодец!

Читайте также: