Конспект урока кислород 9 класс презентация
Обновлено: 06.07.2024
Кислород
А история простая…
Один учёный как-то раз,
Оксид какой-то нагревая,
Обнаружил странный газ –
Газ без цвета, без названья.
Ярче в нём горит свеча,
А не вреден ль для дыханья –
Не узнаешь у врача.
Новый газ из колбы вышел –
Никому он не знаком.
Этим газом дышат мыши
Под стеклянным колпаком.
Человек им тоже дышит.
Наш учёный быстро пишет:
Воздух делится на части
(Эта мысль весьма нова).
Здесь у химика от счастья,
И у воздуха отчасти,
Закружилась голова.
Разминка.
1.Назовите газ, которым мы дышим.
2.Назовите формулу этого газа.
3.Какие аллотропные видоизменения
элемента кислорода вам известны?
химического
4.Расскажите о строении атома кислорода, ведь из них
состоят данные простые вещества.
5.В результате какого процесса в природе образуется
кислород, которым мы дышим?
6.Когда в природе образуется озон?
7.Как в лаборатории можно получить озон?
8. Какой их аллотропных видоизменений химического
элемента кислорода – О2 или О3 – является более химически
активным?
9.Назовите постоянные и переменные составные части
воздуха.
10. Каково биологическое значение озона для планеты
Земля?
11. На каком свойстве озона основано его такое применение,
как отбеливание тканей, удаление запахов у масел и жиров,
дезинфекция
воздуха
в
помещениях,
воды
на
водоочистительных станциях?
12.Чему равна молярная масса воздуха?
13.Сколько по объему кислорода в воздухе?
Распространение в природе
Кислород — самый распространенный на Земле
элемент, на его долю приходится около 47,4 %
массы твёрдой земной коры. Морские и пресные
воды содержат огромное количество связанного
кислорода — 88,8 % (по массе),
в атмосфере содержание свободного кислорода
составляет 20,95 % по объёму и 23,12 % по массе.
Более 1500 соединений земной коры в своём
составе содержат кислород.
Кислород входит в состав многих органических
веществ и присутствует во всех живых клетках. По
числу атомов в живых клетках он составляет около
25 %, по массовой доле — около 65 %.
Кислород малорастворим в воде (примерно 1 объем на 20 объемов
воды). При температуре –183 C кислород сжижается в синеватую
жидкость, а при –219 C превращается в темно-синие кристаллы.
С металлами
Наиболее активными Ме в реакциях
окисления являются щелочные и щелочноземельные Ме. Примеры?
В случаях хрома и алюминия образующаяся
пленка оксида препятствует дальнейшему
окислению.
Железо в обычных условиях окисляется
медленно, но раскаленная до красна железная
проволока горит в кислороде. Пример?
Кислород образует с
металлами пероксиды со
степенью окисления −1.
Пероксиды получаются при
сгорании активных металлов в
кислороде:
2Na + O2 = Na2O2
2BaO + O2 = 2BaO2
Окисляет соединения, которые
содержат элементы с не
максимальной степенью окисления:
2NO + O2 =2NO2
2CO + O2 = 2CO2
Окисляет большинство
органических соединений:
CH4 +2O2 = CO2 + 2H2O
C2H5OH + 3O2 = 2CO2 + 3H2O
В кислороде сгорают многие
сложные вещества
Силан
SiH4 + 2O2 = SiO2 +2H2O
Сероводород
2H2S + O2 =2S +2H2O
Аммиак 4 NH3 +2O2 =2N2 +6 H2O
Реакции горения экзотермические.
Домашнее задание:
п. 16, упражнения 1-5;
по желанию индивидуальные
задания – составить рассказсказку о значении кислорода или
сочинить стихотворение о
простом веществе кислороде.
Реактивы: перманганат калия, пероксид водорода, оксид марганца (IV), уголек древесный, известковая вода, сера.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Подготовка учащихся к уроку.
- Приветствие.
- Отсутствующие.
II. Мотивация познавательной деятельности
Перед нами сегодня стоят следующие цели: слайд-презентация. (Приложение 2)
- Порядковый номер
- Массовое число
- Номер периода
- Номер группы
Напишите схему строения атома кислорода – 1 ученик чертит схему строения на доске.
Назовите элементы, которые входят в VI А группу.
А ведь и в самом деле основные руды, используемые в металлургической промышленности, представляют собой соединения родоначальников подгруппы кислорода – оксиды:
а) Красный железняк (гематит) – Fe2O3
б) Бурый железняк (лимонит) - 2Fe2O3 ∙ 3 Н2О
в) Магнитный железняк (магнетит) – Fe3O4
и серы:
г) Железный колчедан (пирит) – FeS2
д) Медный колчедан- CuFeS3
е) Цинковая обманка – ZnS
ж) Свинцовый блеск - PbS
Рассказ ученика + слайд – презентация
«Кислород открыли и впервые получили почти одновременно два выдающихся химика XVIII века – швед Карл Шееле путем нагревания селитры и англичанин Джозеф Пристли.
Джозеф Пристли нагревал красный оксида ртути (II) в солнечных лучах, сфокусированных линзой. Пристли собрал полученный газ над ртутью, внес в него слабо горящую свечу, тлеющую лучинку и нагретую железную проволоку. Свеча в полученном газе загоралась ярко, лучинка вспыхивала, проволока начинала светиться.
Шееле получил кислород раньше, чем Пристли, но результаты опытов Пристли стали известны сразу же, а труды Шееле значительно позже.
Классический опыт Пристли, во время которого умирающие мыши оживали после внесения под колпак зеленых веток, ученые смогли объяснить лишь после создания учения о фотосинтезе.
Учитель:
Из атомов мир создавала Природа,
Два атома легких взяла водорода,
Прибавила атом один кислорода-
И получилась частичка воды,
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород
Чуть не всюду начинкой
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород.
Как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на земле появились растения,
Жизнь появилась:
Дыхание, горение…
Первые птицы и первые звери,
первые люди, что жили в пещере…
Огонь добывали при помощи трения,
Хоть и не знали причины горения.
Роль кислорода на нашей Земле
Понял великий Лавуазье.
Рассказ учителя + слайд – презентация.
Кислород – самый распространенный химический элемент на нашей планете. Он входит в состав воды - 88,9%, в состав многочисленных минералов – 49,6% (в составе земной коры).
Как простое вещество кислород входит в состав атмосферы ≈ 21 % - по объему.
Как химический элемент кислород образует две аллотропных модификации – кислород с молекулярной формулой О2 и озон с молекулярной формулой – О3, которые резко отличаются друг от друга по свойствам.
Учитель: На этой станции мы побываем с вами в химической лаборатории и узнаем, а также и повторим сведения о том, как же можно получить такое замечательное вещество – кислород в нашем химическом кабинете.
Способы получения кислорода и собирания в лаборатории – демонстрационные опыты, Приложение 3.
Опыт № 1. Разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV) и собирание кислорода способом вытеснения воздуха.
MnО2 – катализатор – т.е. вещество, которое увеличивает скорость протекания химической реакции (записать определение в тетрадях).
Опыт № 2. Разложение перманганата калия и собирание кислорода способом вытеснения воды – актуализация понятия.
Вывод – формулируют учащиеся по опорным вопросам:
- Агрегатное состояние кислорода…
- Цвет…
- Запах
- Растворимость в воде…
Плотность по отношению к воздуху…
Способы собирания кислорода…
Кислород – это газ без цвета, запаха, малорастворимый в воде, чуть тяжелее воздуха.
Кислород можно собирать способом вытеснения воды т.к. кислород в воде малорастворим и способом вытеснения воздуха, т.к. кислород чуть тяжелее воздуха (Мr(возд) = 29) 0 + О2 0 = C +4О2 -2 + Q
2. Со сложными веществами
1. Реакции горения – это такие реакции, которые сопровождаются выделением тепла и света.
2. Реакции окисления – это такие реакции, которые протекают с участием кислорода:
- Горение
- Медленное окисление-переваривание пищи
- Дыхание- газообмен в легких и тканях
- Фотосинтез
По горизонтали:
- Соединенения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород (оксиды)
- Фамилия английского ученого, получившего кислород разложением оксида ртути (II) (Пристли)
- Орган растения, где образуется кислород (лист)
- Вещество, ускоряющее химическую реакцию (катализатор)
- Процесс образования кислорода на свету (фотосинтез)
- Реакция окисления, которая сопровождается выделением тепла и света (горение)
- Вещество, в состав которого входит элемент кислород (песок)
- Самое распространенное вещество на Земле, в состав которого входит кислород (вода)
Ключевое слово - самый распространенный химический элемент на Земле (кислород)
IV. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- В чем испытывали затруднения?
- Что понравилось на уроке?
V.Домашнее задание: § 21 №№ 1-3 (письменно) + презентация тем (по выбору учащихся)
9 класс.Урок изучение нового материала. Урок - интеллектуальное соревновние. Используется технология развивающего обучения. Задания взяты из методического пособия "Настольная книга учителя химии. 9 класс" О.С. Габриеляна
Интеллектуальное соревнование
Просмотрите записи. Отметьте, по каким признакам созданы следующие группы:
б) 34p, 45n, 34e; 52p, 76n, 52e;
в) +84 ) ) ) ) ) ); +34 ) ) ) ) ;
2 8 18 32 18 6 2 8 18 6
г) SeO 3, TeO 3;
д) H 2 O, H 2 S.
Допишите по два примера к каждой группе.
Просмотрите записи. Отметьте, по каким признакам созданы следующие группы:
а) Se, Po, Te; О, S – элементы 6 группы гл. п/г
б) 34p, 45n, 34e; 52p, 76n, 52e; 8p, 8n, 8e ;
16p, 16n, 16e – число элементарных частиц
в) +84 ) ) ) ) ) ); +34 ) ) ) ) ;
2 8 18 32 18 6 2 8 18 6
+8 ) ) ;+16 ) ) ) - распределение электронов
г) SeO 3, TeO 3; SO 3 , PоO 3 - высшие оксиды
д) H 2 O, H 2 S; H 2 Se, H 2 Te – водородные соединения
В таблице записаны порядковые номера и символы химических элементов главной подгруппы 6 группы периодической системы. Найдите, запишите и назовите символы химических элементов в порядке увеличения неметаллических свойств. Какие ещё свойства атомов и как будут изменяться в рассмотренной последовательности?
В таблице записаны порядковые номера и символы химических элементов главной подгруппы 6 группы периодической системы. Найдите, запишите и назовите символы химических элементов в порядке увеличения неметаллических свойств. Какие ещё свойства атомов и как будут изменяться в рассмотренной последовательности?
Po полоний, Te теллур, Se селен, S сера, O кислород
84 52 34 16 8
Неметаллические и окислительные свойства
Имеется две пары слов. Между словами первой и второй пары существует одинаковая смысловая связь. Подберите для слова второй пары соответствующее из слов, записанных в скобках. Поясните, почему одна пара похожа на другую:
а ) натрий — поваренная соль;
Кислород — (воздух, вода, озон)
б) азот — воздух;
Кислород — (озон, воздух, вода)
в ) фосфор — красный фосфор;
Кислород — (воздух, вода, озон)
г) железо — плавление;
Кислород — (гниение, дыхание, сжижение)
д) железо — ржавление;
кислород — (горение, фотосинтез, растворение
Имеется две пары слов. Между словами первой и второй пары существует одинаковая смысловая связь. Подберите для слова второй пары соответствующее из слов, записанных в скобках. Поясните, почему одна пара похожа на другую:
а ) натрий — поваренная соль;
Кислород — вода (химический элемент )
б) азот — воздух;
Кислород — воздух (нахождение в природе)
в ) фосфор — красный фосфор;
Кислород — озон (аллотропная модификация)
г) железо — плавление;
Кислород — сжижение (изменение агрегатного состояния)
д) железо — ржавление;
кислород — горение (химическое явление)
1 . Просмотрите видео.
2. Составьте уравнения химических реакций получения кислорода в лаборатории.
3. Как доказать, что при проведении рассмотренных реакций выделяется кислород?
Физкультпауза
Уравнения реакций:
Найдите в тексте формулы веществ, из которых можно получить кислород в лаборатории. Выпишите и назовите их.
MgCl 2 H 2 OH 2 SO 4 CaCO 3 Na 2 CO 3
K 2 MnO 4 H 2 CO 3 KMnO 4 BaSO 4 CO 2
KNO 3 NaClHNO 3 H 2 SKClO 3 N 2 O 5
H 2 O 2 H 3 PO 4 MgONa 2 SO 4 MgCO 3
Найдите в тексте формулы веществ, из которых можно получить кислород в лаборатории. Выпишите и назовите их.
MgCl 2 H 2 O H 2 SO 4 CaCO 3 Na 2 CO 3
K 2 MnO 4 H 2 CO 3 KMnO 4 BaSO 4 CO 2
KNO 3 NaClHNO 3 H 2 S KClO 3 N 2 O 5
H 2 O 2 H 3 PO 4 MgONa 2 SO 4 MgCO 3
1. Просмотрите видео; 2. Запишите уравнения реакций согласно приведённым схемам; 3. В каждом уравнении указать окислитель и восстановитель .
неМ 2 О 5 неМО 2
М 2 О 3 МО
Уравнения реакций:
А) атмосфера, гидросфера, литосфера
Б) фотосинтез, дыхание, круговорот
А) атмосфера, гидросфера, литосфера
Кислород самый распространённый элемент на Земле. В виде простого вещества он встречается в атмосфере, в виде соединений – в гидросфере и литосфере.
Б) фотосинтез, дыхание, круговорот
При дыхании затрачивается кислород и выделяется углекислый газ. При фотосинтезе благодаря углекислому газу, воде и хлорофиллу снова выделяется кислород. Так осуществляется круговорот кислорода в природе.
На уроке по теме: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе, обучающиеся знакомятся с общей характеристикой кислорода. Из курса биологии обучающиеся знают о роли кислорода в жизни организмов на планете. Обучающиеся дополняют свои знания о нахождении кислорода в природе. В ходе выполнения лабораторных опытов обучающиеся знакомятся со способами получения кислорода в лаборатории и в промышленности. Учащиеся учатся составлять опорные сигнал (составляют опорный рисунок). Урок заканчивается выполнением самостоятельной работы.
Тема: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода.
Цель: знать: а) нахождение кислорода в природе, его роль в жизни организмов планеты; б) способы получения кислорода в лаборатории и промышленности; в) работу газометра; г) что такое катализаторы.
Уметь: а) давать характеристику кислорода как химического элемента и как простого вещества; б) уметь собирать кислород двумя способами, собирать прибор для получения газов.
Форма урока: Комбинированный урок
Методы: беседа с демонстрацией, самостоятельная работа.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами, ребята, начинаем знакомство с одним из самых замечательных химическим элементом – кислородом. Вы уже много можете сказать о нем сами, т. к. знакомились с кислородом в курсе природоведения, ботаники, есть о нем у вас сведения из повседневной жизни и из уроков химии. Что же вы знаете о кислороде? Давайте проведем химическую дуэль, чтобы определить эти знания.
Учитель: После химической дуэли сообщаю, что сведения о кислороде неполные, что обучающиеся должны уметь давать характеристику химическим элементам по определенному плану.
План характеристика элемента.
1. Химический знак.
2. Относительная атомная масса.
4. Распространение элемента в природе.
План характеристики простого вещества.
1. Химическая формула.
2. Относительная молекулярная масса.
3. Нахождение в природе.
4. Способы получения в лаборатории и промышленности.
5. Физические свойства.
6. Химические свойства.
Изложение 1) Характеристика по плану (как элемент):
3. О; 4. В природе 49% - круговая диаграмма
как элемент в сложных веществах
2)Как химического вещества:
1. О2; 2. Mr(O2)=16*2=32; Mr(O2)=32 г/моль
Не много тяжелее
3. Нахождение в природе: как простое вещество в составе воздуха, растворенный в воде, в белках, жирах, углеводах.
2HgO-2H2 +O2 – очень чистый кислород
При каких условиях идет эта химическая реакция?
- Постоянный электрический ток.
3. 2KMnO4-K2MnO4 +MnO2 +O2
Этот способ получения кислорода мы рассмотрим подробнее, именно так вы будите получать О2 на практической работе.
Вы видите прибор для получения газов, в большой пробирке – перманганат калия (в быту называют марганцовкой), на трубке - ватка, чтобы в газоотводную трубку не уносился перманганат. Греем. Кислород собираем в стакан методом вытеснения воздуха (это возможно потому, что О2 немного тяжелее воздуха.
Наличие О2проверяем тлеющей лучиной.
Способ –собирания О2методом вытеснения воды (демонстрация)
Кислород можно получить заранее и собрать в газометре (демонстрирую газометр, его устройство и работу).
4. 2H2O2-------- 2H2O +O2; Реакция идет медленно. При добавлении MnO2 -,бурно.
Вопрос: В чем причина?
- Добавление оксида марганца (IV)
Учитель: При этом оксид Mn(IV) не расходуется. Если взвесить MnO4 до и после реакции, можно убедиться, что его масса не изменилась.
Вещества, ускоряющие химические реакции, а сами при этом не расходующиеся, называются катализаторами.
Диоксид Mn – катализатор реакции разложения пероксида водорода.
5. 2KCEO3------2KCE +3O2
Бертолетова соль (опасна в обращении)
Итак, мы будем знать 5 способов получения О2 в лаборатории.
Ознакомимся с получением О2 в промышленности.
В промышленности О2 получают из воздуха. Сжимая воздух и давая ему быстро расшириться, вызывают его сильное охлаждение. Воздух становиться жидким. При температуре – 196 С кипит и испаряется азот. О2 при этой температуре жидкий. О2 кипит и испаряется при Т – 183 С. Его хранят под давлением 15МПА в стальных баллонах, на баллонах- синяя полоса.
А сейчас, ребята, научимся составлять ОС – опорный сигнал. Всё, что мы узнали на уроке, можно подытожить и изобразить очень кратко:
Читайте также: