Конспект урока кислород 9 класс презентация

Обновлено: 06.07.2024

Кислород
А история простая…
Один учёный как-то раз,
Оксид какой-то нагревая,
Обнаружил странный газ –
Газ без цвета, без названья.
Ярче в нём горит свеча,
А не вреден ль для дыханья –
Не узнаешь у врача.
Новый газ из колбы вышел –
Никому он не знаком.
Этим газом дышат мыши
Под стеклянным колпаком.
Человек им тоже дышит.
Наш учёный быстро пишет:
Воздух делится на части
(Эта мысль весьма нова).
Здесь у химика от счастья,
И у воздуха отчасти,
Закружилась голова.

Разминка.
1.Назовите газ, которым мы дышим.
2.Назовите формулу этого газа.
3.Какие аллотропные видоизменения
элемента кислорода вам известны?
химического
4.Расскажите о строении атома кислорода, ведь из них
состоят данные простые вещества.
5.В результате какого процесса в природе образуется
кислород, которым мы дышим?
6.Когда в природе образуется озон?

7.Как в лаборатории можно получить озон?
8. Какой их аллотропных видоизменений химического
элемента кислорода – О2 или О3 – является более химически
активным?
9.Назовите постоянные и переменные составные части
воздуха.
10. Каково биологическое значение озона для планеты
Земля?
11. На каком свойстве озона основано его такое применение,
как отбеливание тканей, удаление запахов у масел и жиров,
дезинфекция
воздуха
в
помещениях,
воды
на
водоочистительных станциях?
12.Чему равна молярная масса воздуха?
13.Сколько по объему кислорода в воздухе?

Распространение в природе
Кислород — самый распространенный на Земле
элемент, на его долю приходится около 47,4 %
массы твёрдой земной коры. Морские и пресные
воды содержат огромное количество связанного
кислорода — 88,8 % (по массе),
в атмосфере содержание свободного кислорода
составляет 20,95 % по объёму и 23,12 % по массе.
Более 1500 соединений земной коры в своём
составе содержат кислород.
Кислород входит в состав многих органических
веществ и присутствует во всех живых клетках. По
числу атомов в живых клетках он составляет около
25 %, по массовой доле — около 65 %.

Кислород малорастворим в воде (примерно 1 объем на 20 объемов
воды). При температуре –183 C кислород сжижается в синеватую
жидкость, а при –219 C превращается в темно-синие кристаллы.

С металлами
Наиболее активными Ме в реакциях
окисления являются щелочные и щелочноземельные Ме. Примеры?
В случаях хрома и алюминия образующаяся
пленка оксида препятствует дальнейшему
окислению.
Железо в обычных условиях окисляется
медленно, но раскаленная до красна железная
проволока горит в кислороде. Пример?

Кислород образует с
металлами пероксиды со
степенью окисления −1.
Пероксиды получаются при
сгорании активных металлов в
кислороде:
2Na + O2 = Na2O2
2BaO + O2 = 2BaO2

Окисляет соединения, которые
содержат элементы с не
максимальной степенью окисления:
2NO + O2 =2NO2
2CO + O2 = 2CO2
Окисляет большинство
органических соединений:
CH4 +2O2 = CO2 + 2H2O
C2H5OH + 3O2 = 2CO2 + 3H2O

В кислороде сгорают многие
сложные вещества
Силан
SiH4 + 2O2 = SiO2 +2H2O
Сероводород
2H2S + O2 =2S +2H2O
Аммиак 4 NH3 +2O2 =2N2 +6 H2O
Реакции горения экзотермические.

Домашнее задание:
п. 16, упражнения 1-5;
по желанию индивидуальные
задания – составить рассказсказку о значении кислорода или
сочинить стихотворение о
простом веществе кислороде.

Реактивы: перманганат калия, пероксид водорода, оксид марганца (IV), уголек древесный, известковая вода, сера.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Подготовка учащихся к уроку.
  • Приветствие.
  • Отсутствующие.

II. Мотивация познавательной деятельности

Перед нами сегодня стоят следующие цели: слайд-презентация. (Приложение 2)

  • Порядковый номер
  • Массовое число
  • Номер периода
  • Номер группы

Напишите схему строения атома кислорода – 1 ученик чертит схему строения на доске.

Назовите элементы, которые входят в VI А группу.

А ведь и в самом деле основные руды, используемые в металлургической промышленности, представляют собой соединения родоначальников подгруппы кислорода – оксиды:

а) Красный железняк (гематит) – Fe2O3

б) Бурый железняк (лимонит) - 2Fe2O3 ∙ 3 Н2О

в) Магнитный железняк (магнетит) – Fe3O4

и серы:

г) Железный колчедан (пирит) – FeS2

д) Медный колчедан- CuFeS3

е) Цинковая обманка – ZnS

ж) Свинцовый блеск - PbS

Рассказ ученика + слайд – презентация

«Кислород открыли и впервые получили почти одновременно два выдающихся химика XVIII века – швед Карл Шееле путем нагревания селитры и англичанин Джозеф Пристли.

Джозеф Пристли нагревал красный оксида ртути (II) в солнечных лучах, сфокусированных линзой. Пристли собрал полученный газ над ртутью, внес в него слабо горящую свечу, тлеющую лучинку и нагретую железную проволоку. Свеча в полученном газе загоралась ярко, лучинка вспыхивала, проволока начинала светиться.

Шееле получил кислород раньше, чем Пристли, но результаты опытов Пристли стали известны сразу же, а труды Шееле значительно позже.

Классический опыт Пристли, во время которого умирающие мыши оживали после внесения под колпак зеленых веток, ученые смогли объяснить лишь после создания учения о фотосинтезе.

Учитель:

Из атомов мир создавала Природа,
Два атома легких взяла водорода,
Прибавила атом один кислорода-
И получилась частичка воды,
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород
Чуть не всюду начинкой
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород.
Как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на земле появились растения,
Жизнь появилась:
Дыхание, горение…
Первые птицы и первые звери,
первые люди, что жили в пещере…
Огонь добывали при помощи трения,
Хоть и не знали причины горения.
Роль кислорода на нашей Земле
Понял великий Лавуазье.

Рассказ учителя + слайд – презентация.

Кислород – самый распространенный химический элемент на нашей планете. Он входит в состав воды - 88,9%, в состав многочисленных минералов – 49,6% (в составе земной коры).

Как простое вещество кислород входит в состав атмосферы ≈ 21 % - по объему.

Как химический элемент кислород образует две аллотропных модификации – кислород с молекулярной формулой О2 и озон с молекулярной формулой – О3, которые резко отличаются друг от друга по свойствам.

Учитель: На этой станции мы побываем с вами в химической лаборатории и узнаем, а также и повторим сведения о том, как же можно получить такое замечательное вещество – кислород в нашем химическом кабинете.

Способы получения кислорода и собирания в лаборатории – демонстрационные опыты, Приложение 3.

Опыт № 1. Разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV) и собирание кислорода способом вытеснения воздуха.

MnО2 – катализатор – т.е. вещество, которое увеличивает скорость протекания химической реакции (записать определение в тетрадях).

Опыт № 2. Разложение перманганата калия и собирание кислорода способом вытеснения воды – актуализация понятия.

Вывод – формулируют учащиеся по опорным вопросам:

  • Агрегатное состояние кислорода…
  • Цвет…
  • Запах
  • Растворимость в воде…

Плотность по отношению к воздуху…

Способы собирания кислорода…

Кислород – это газ без цвета, запаха, малорастворимый в воде, чуть тяжелее воздуха.

Кислород можно собирать способом вытеснения воды т.к. кислород в воде малорастворим и способом вытеснения воздуха, т.к. кислород чуть тяжелее воздуха (Мr(возд) = 29) 0 + О2 0 = C +4О2 -2 + Q

2. Со сложными веществами

1. Реакции горения – это такие реакции, которые сопровождаются выделением тепла и света.

2. Реакции окисления – это такие реакции, которые протекают с участием кислорода:

  • Горение
  • Медленное окисление-переваривание пищи
  • Дыхание- газообмен в легких и тканях
  • Фотосинтез

По горизонтали:

  1. Соединенения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород (оксиды)
  2. Фамилия английского ученого, получившего кислород разложением оксида ртути (II) (Пристли)
  3. Орган растения, где образуется кислород (лист)
  4. Вещество, ускоряющее химическую реакцию (катализатор)
  5. Процесс образования кислорода на свету (фотосинтез)
  6. Реакция окисления, которая сопровождается выделением тепла и света (горение)
  7. Вещество, в состав которого входит элемент кислород (песок)
  8. Самое распространенное вещество на Земле, в состав которого входит кислород (вода)

Ключевое слово - самый распространенный химический элемент на Земле (кислород)

IV. Рефлексия.

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. В чем испытывали затруднения?
  3. Что понравилось на уроке?

V.Домашнее задание: § 21 №№ 1-3 (письменно) + презентация тем (по выбору учащихся)

Нажмите, чтобы узнать подробности

9 класс.Урок изучение нового материала. Урок - интеллектуальное соревновние. Используется технология развивающего обучения. Задания взяты из методического пособия "Настольная книга учителя химии. 9 класс" О.С. Габриеляна

Интеллектуальное соревнование по химии 9 класс

Интеллектуальное соревнование

Просмотрите записи. Отметьте, по каким признакам созданы следующие группы: а) Se, Po, Te; б) 34p, 45n, 34e; 52p, 76n, 52e; в) +84 ) ) ) ) ) ); +34 ) ) ) ) ; 2 8 18 32 18 6 2 8 18 6 г) SeO 3, TeO 3; д) H 2 O, H 2 S. Допишите по два примера к каждой группе.

Просмотрите записи. Отметьте, по каким признакам созданы следующие группы:

б) 34p, 45n, 34e; 52p, 76n, 52e;

в) +84 ) ) ) ) ) ); +34 ) ) ) ) ;

2 8 18 32 18 6 2 8 18 6

г) SeO 3, TeO 3;

д) H 2 O, H 2 S.

Допишите по два примера к каждой группе.

Просмотрите записи. Отметьте, по каким признакам созданы следующие группы: а) Se, Po, Te; О, S – элементы 6 группы гл. п/г б) 34p, 45n, 34e; 52p, 76n, 52e; 8p, 8n, 8e ; 16p, 16n, 16e – число элементарных частиц в) +84 ) ) ) ) ) ); +34 ) ) ) ) ; 2 8 18 32 18 6 2 8 18 6 +8 ) ) ;+16 ) ) ) - распределение электронов 2 6 2 8 6 г) SeO 3, TeO 3; SO 3 , PоO 3 - высшие оксиды д) H 2 O, H 2 S; H 2 Se, H 2 Te – водородные соединения

Просмотрите записи. Отметьте, по каким признакам созданы следующие группы:

а) Se, Po, Te; О, S – элементы 6 группы гл. п/г

б) 34p, 45n, 34e; 52p, 76n, 52e; 8p, 8n, 8e ;

16p, 16n, 16e – число элементарных частиц

в) +84 ) ) ) ) ) ); +34 ) ) ) ) ;

2 8 18 32 18 6 2 8 18 6

+8 ) ) ;+16 ) ) ) - распределение электронов

г) SeO 3, TeO 3; SO 3 , PоO 3 - высшие оксиды

д) H 2 O, H 2 S; H 2 Se, H 2 Te – водородные соединения

В таблице записаны порядковые номера и символы химических элементов главной подгруппы 6 группы периодической системы. Найдите, запишите и назовите символы химических элементов в порядке увеличения неметаллических свойств. Какие ещё свойства атомов и как будут изменяться в рассмотренной последовательности? 34 Se 84 Po 16 S 52 Te 8 O

В таблице записаны порядковые номера и символы химических элементов главной подгруппы 6 группы периодической системы. Найдите, запишите и назовите символы химических элементов в порядке увеличения неметаллических свойств. Какие ещё свойства атомов и как будут изменяться в рассмотренной последовательности?

В таблице записаны порядковые номера и символы химических элементов главной подгруппы 6 группы периодической системы. Найдите, запишите и назовите символы химических элементов в порядке увеличения неметаллических свойств. Какие ещё свойства атомов и как будут изменяться в рассмотренной последовательности? Po полоний, Te теллур, Se селен, S сера, O кислород 84 52 34 16 8 Неметаллические и окислительные свойства

В таблице записаны порядковые номера и символы химических элементов главной подгруппы 6 группы периодической системы. Найдите, запишите и назовите символы химических элементов в порядке увеличения неметаллических свойств. Какие ещё свойства атомов и как будут изменяться в рассмотренной последовательности?

Po полоний, Te теллур, Se селен, S сера, O кислород

84 52 34 16 8

Неметаллические и окислительные свойства

Имеется две пары слов. Между словами первой и второй пары существует одинаковая смысловая связь. Подберите для слова второй пары соответствующее из слов, записанных в скобках. Поясните, почему одна пара похожа на другую: а ) натрий — поваренная соль; Кислород — (воздух, вода, озон) б) азот — воздух; Кислород — (озон, воздух, вода) в ) фосфор — красный фосфор; Кислород — (воздух, вода, озон) г) железо — плавление; Кислород — (гниение, дыхание, сжижение) д) железо — ржавление; кислород — (горение, фотосинтез, растворение в воде)

Имеется две пары слов. Между словами первой и второй пары существует одинаковая смысловая связь. Подберите для слова второй пары соответствующее из слов, записанных в скобках. Поясните, почему одна пара похожа на другую:

а ) натрий — поваренная соль;

Кислород — (воздух, вода, озон)

б) азот — воздух;

Кислород — (озон, воздух, вода)

в ) фосфор — красный фосфор;

Кислород — (воздух, вода, озон)

г) железо — плавление;

Кислород — (гниение, дыхание, сжижение)

д) железо — ржавление;

кислород — (горение, фотосинтез, растворение

Имеется две пары слов. Между словами первой и второй пары существует одинаковая смысловая связь. Подберите для слова второй пары соответствующее из слов, записанных в скобках. Поясните, почему одна пара похожа на другую: а ) натрий — поваренная соль; Кислород — вода (химический элемент ) б) азот — воздух; Кислород — воздух (нахождение в природе) в ) фосфор — красный фосфор; Кислород — озон (аллотропная модификация) г) железо — плавление; Кислород — сжижение (изменение агрегатного состояния) д) железо — ржавление; кислород — горение (химическое явление)

Имеется две пары слов. Между словами первой и второй пары существует одинаковая смысловая связь. Подберите для слова второй пары соответствующее из слов, записанных в скобках. Поясните, почему одна пара похожа на другую:

а ) натрий — поваренная соль;

Кислород — вода (химический элемент )

б) азот — воздух;

Кислород — воздух (нахождение в природе)

в ) фосфор — красный фосфор;

Кислород — озон (аллотропная модификация)

г) железо — плавление;

Кислород — сжижение (изменение агрегатного состояния)

д) железо — ржавление;

кислород — горение (химическое явление)

1 . Просмотрите видео. 2. Составьте уравнения химических реакций получения кислорода в лаборатории. 3. Как доказать, что при проведении рассмотренных реакций выделяется кислород?

1 . Просмотрите видео.

2. Составьте уравнения химических реакций получения кислорода в лаборатории.

3. Как доказать, что при проведении рассмотренных реакций выделяется кислород?

Физкультпауза

Физкультпауза

Уравнения реакций: 2KMnO 4 K 2 Mn 2 O 4 + MnO 2 + O 2 2 H 2 O 2 2 H 2 O + O 2 2 H 2 O 2 H 2 + O 2

Уравнения реакций:

Найдите в тексте формулы веществ, из которых можно получить кислород в лаборатории. Выпишите и назовите их.

MgCl 2 H 2 OH 2 SO 4 CaCO 3 Na 2 CO 3

K 2 MnO 4 H 2 CO 3 KMnO 4 BaSO 4 CO 2

KNO 3 NaClHNO 3 H 2 SKClO 3 N 2 O 5

H 2 O 2 H 3 PO 4 MgONa 2 SO 4 MgCO 3

Найдите в тексте формулы веществ, из которых можно получить кислород в лаборатории. Выпишите и назовите их. MgCl 2 H 2 O H 2 SO 4 CaCO 3 Na 2 CO 3 K 2 MnO 4 H 2 CO 3 KMnO 4 BaSO 4 CO 2 KNO 3 NaClHNO 3 H 2 S KClO 3 N 2 O 5 H 2 O 2 H 3 PO 4 MgONa 2 SO 4 MgCO 3

Найдите в тексте формулы веществ, из которых можно получить кислород в лаборатории. Выпишите и назовите их.

MgCl 2 H 2 O H 2 SO 4 CaCO 3 Na 2 CO 3

K 2 MnO 4 H 2 CO 3 KMnO 4 BaSO 4 CO 2

KNO 3 NaClHNO 3 H 2 S KClO 3 N 2 O 5

H 2 O 2 H 3 PO 4 MgONa 2 SO 4 MgCO 3

1. Просмотрите видео; 2. Запишите уравнения реакций согласно приведённым схемам; 3. В каждом уравнении указать окислитель и восстановитель . неМ 2 О 5 неМО 2 О 2 М 2 О 3 МО

1. Просмотрите видео; 2. Запишите уравнения реакций согласно приведённым схемам; 3. В каждом уравнении указать окислитель и восстановитель .

неМ 2 О 5 неМО 2

М 2 О 3 МО

Уравнения реакций: 4 P + 5O 2 2 P 2 O 5 2H 2 + O 2 2H 2 O C + O 2 CO 2 4 Fe + 3O 2 2 Fe 2 O 3 2 Fe + O 2 2 FeO CH 4 + 2 O 2 CO 2 + 2H 2 O

Уравнения реакций:

А) атмосфера, гидросфера, литосфера

Б) фотосинтез, дыхание, круговорот

А) атмосфера, гидросфера, литосфера

Кислород самый распространённый элемент на Земле. В виде простого вещества он встречается в атмосфере, в виде соединений – в гидросфере и литосфере.

Б) фотосинтез, дыхание, круговорот

При дыхании затрачивается кислород и выделяется углекислый газ. При фотосинтезе благодаря углекислому газу, воде и хлорофиллу снова выделяется кислород. Так осуществляется круговорот кислорода в природе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке по теме: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе, обучающиеся знакомятся с общей характеристикой кислорода. Из курса биологии обучающиеся знают о роли кислорода в жизни организмов на планете. Обучающиеся дополняют свои знания о нахождении кислорода в природе. В ходе выполнения лабораторных опытов обучающиеся знакомятся со способами получения кислорода в лаборатории и в промышленности. Учащиеся учатся составлять опорные сигнал (составляют опорный рисунок). Урок заканчивается выполнением самостоятельной работы.

Тема: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода.

Цель: знать: а) нахождение кислорода в природе, его роль в жизни организмов планеты; б) способы получения кислорода в лаборатории и промышленности; в) работу газометра; г) что такое катализаторы.

Уметь: а) давать характеристику кислорода как химического элемента и как простого вещества; б) уметь собирать кислород двумя способами, собирать прибор для получения газов.

Форма урока: Комбинированный урок

Методы: беседа с демонстрацией, самостоятельная работа.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами, ребята, начинаем знакомство с одним из самых замечательных химическим элементом – кислородом. Вы уже много можете сказать о нем сами, т. к. знакомились с кислородом в курсе природоведения, ботаники, есть о нем у вас сведения из повседневной жизни и из уроков химии. Что же вы знаете о кислороде? Давайте проведем химическую дуэль, чтобы определить эти знания.

Учитель: После химической дуэли сообщаю, что сведения о кислороде неполные, что обучающиеся должны уметь давать характеристику химическим элементам по определенному плану.

План характеристика элемента.

1. Химический знак.

2. Относительная атомная масса.

4. Распространение элемента в природе.

План характеристики простого вещества.

1. Химическая формула.

2. Относительная молекулярная масса.

3. Нахождение в природе.

4. Способы получения в лаборатории и промышленности.

5. Физические свойства.

6. Химические свойства.

Изложение 1) Характеристика по плану (как элемент):

3. О; 4. В природе 49% - круговая диаграмма

как элемент в сложных веществах

2)Как химического вещества:

1. О2; 2. Mr(O2)=16*2=32; Mr(O2)=32 г/моль

Не много тяжелее

3. Нахождение в природе: как простое вещество в составе воздуха, растворенный в воде, в белках, жирах, углеводах.

2HgO-2H2 +O2 – очень чистый кислород

При каких условиях идет эта химическая реакция?

- Постоянный электрический ток.

3. 2KMnO4-K2MnO4 +MnO2 +O2

Этот способ получения кислорода мы рассмотрим подробнее, именно так вы будите получать О2 на практической работе.

Вы видите прибор для получения газов, в большой пробирке – перманганат калия (в быту называют марганцовкой), на трубке - ватка, чтобы в газоотводную трубку не уносился перманганат. Греем. Кислород собираем в стакан методом вытеснения воздуха (это возможно потому, что О2 немного тяжелее воздуха.

Наличие О2проверяем тлеющей лучиной.

Способ –собирания О2методом вытеснения воды (демонстрация)

Кислород можно получить заранее и собрать в газометре (демонстрирую газометр, его устройство и работу).

4. 2H2O2-------- 2H2O +O2; Реакция идет медленно. При добавлении MnO2 -,бурно.

Вопрос: В чем причина?

- Добавление оксида марганца (IV)

Учитель: При этом оксид Mn(IV) не расходуется. Если взвесить MnO4 до и после реакции, можно убедиться, что его масса не изменилась.

Вещества, ускоряющие химические реакции, а сами при этом не расходующиеся, называются катализаторами.

Диоксид Mn – катализатор реакции разложения пероксида водорода.

5. 2KCEO3------2KCE +3O2

Бертолетова соль (опасна в обращении)

Итак, мы будем знать 5 способов получения О2 в лаборатории.

Ознакомимся с получением О2 в промышленности.

В промышленности О2 получают из воздуха. Сжимая воздух и давая ему быстро расшириться, вызывают его сильное охлаждение. Воздух становиться жидким. При температуре – 196 С кипит и испаряется азот. О2 при этой температуре жидкий. О2 кипит и испаряется при Т – 183 С. Его хранят под давлением 15МПА в стальных баллонах, на баллонах- синяя полоса.

А сейчас, ребята, научимся составлять ОС – опорный сигнал. Всё, что мы узнали на уроке, можно подытожить и изобразить очень кратко:

Читайте также: