Конспект занятия чаепитие правила поведения

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект воспитательного занятия на тему:

Воспитатель: Ахимонова Н.В.

Цель: Закрепить и совершенствовать умение заваривать чай и сервировать стол к чаепитию.

Задачи: Закреплять и совершенствовать правила заваривания чая и сервировки стола к чаепитию соблюдая технику безопасности; расширять познавательный интерес о видах чая; знакомство воспитанников с обычаями и традициями россиян; привлечения внимания к истории своего народа; развитие целенаправленного внимания, мышления; создание условий для развития положительных эмоций, умения поведения в коллективе.

-д. Здравствуйте, дорогие друзья!

-д.На дворе еще прохладно и как приятно сидеть дома в тепле и пить чай.

-д.Чай домашний напиток, потому что чаепитие предполагает дружескую обстановку семейного общения.

-д.Чай полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

-Вот и мы с вами посидим, пообщаемся, поговорим о чае и как его правильно заварить. Вспомним, что такое сервировка и правила сервировки стола, накроем стол и попьем чайку.

-д.Мы всех близких приглашаем

Ароматным нашим чаем.

Д.-Чайный лист чрезвычайный Удивительно приятный.

-Он сонливость прогоняет

Д.-Он и жажду утоляет

Он и душу исцеляет.

-Гимнастика для глаз.

-А откуда и когда к нам попал чай? (Показ слайда)

-Именно китайцы дали название чаю и первыми начали употреблять его как напиток, отсюда началось его распространение по миру.

Д.-Чай тонизирующий напиток ,обладающий высокими вкусовыми и ароматическими свойствами. Он придает ощущение бодрости, улучшает пищеварение.

-Известно, что в Россию чай попал в качестве подарка царскому двору от Монгольского хана в 1638 году. Царю этот чай не понравился. Возможно из-за того, что подарив сухой чай, дарители утаили способ приготовления ароматного напитка.

-Давайте послушаем курьёзную историю о заваривании чая.

-Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю

Как проклятый чай варить. Взял тогда налил водички

Всыпал чай я весь в горшок, И приправы- перцу, луку,

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам, Хорошенько размешал.

Остудив его немножко, На господский стол подал.

Гости с барином плевались, Сам он ажно озверел.

И отправив на конюшню, Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся, Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался, Что забыл я посолить.

Ребята, почему произошла такая ситуация?

Что необходимо было знать?

А где можно прочесть рецепт?

-Ребята, иногда записи в книгах по кулинарии бывают сокращены и чтобы, при чтении рецептов не было затруднений необходимо знать общепринятые сокращения.

(Детям раздать карточки с неполной записью. Казакову Д. дифференцированно и Коршунову Д).

-Давайте вспомним эти сокращения. Слайд подберите правильный вариант.

-Слайд с правильными ответами.

-Проверьте свои ответы. Молодцы, хорошо выполнили задание.

-А сейчас давайте вспомним правила и последовательность заваривания чая.

-Слайд технология приготовления чая.

-Какие материалы нам потребуются для заваривания чая?

(Заварка чая, заварник, чайник, вода).

-Ребята, мы работаем с кипятком и должны быть осторожны .Если вдруг горячая вода попадет на тело, что необходимо сделать?

(-Поставить руку под холодную воду).

-А сейчас переходим к завариванию чая.

(Подходит по очереди каждый воспитанник).

-Пока наш чай настаивается, есть время поговорить о видах чая. Более 95% всемирного чая приходится на долю черного.

-Какими свойствами обладает черный чай?

-д.Черный чай обладает сильным ароматом и специфическим вкусом. Мы пьем черный чай каждый день.

-А какие еще виды чая вы знаете?

-д.Зеленый чай . Он обладает нежным ароматом, напоминает запах свежего сена.

Д.-Желтый чай – обладает приятным вкусом, ароматом и нежной вязкостью.

Д._Красный чай наиболее ароматный, он богат дубильными веществами.

Д.-Исконно русскими являются лесные чаи, приготовленные из различных ягод, трав: шиповника, земляники, малины, ежевики, костяники, морошки, липы, зверобоя и других растений.

Д.- По вкусу , цвету и аромату они не уступают традиционным чаям высших сортов. В них много витаминов и прочих полезных веществ.

-Кроме видов чая, есть огромное количество названий чая.

(Называю с помощью детей и показываю).

-Ну, вот мы поговорили о видах чая и осталось последнее, что вы должны сделать?

-Долить до полного объема чайник.

-Чай готов . Будем подавать его на стол. Что нам для этого потребуется?

-Давайте вспомним. Как называется подготовка и оформление стола для приема пищи?(Ответы детей).

Слайд -правила сервировки.(Дети зачитывают).

-Стол застилают скатертью, кладут салфетки.

-На каждую салфетку ставят посуду для одного человека(блюдце с чашкой, ч. Л.)

-На середину стола ставят сахарницу.

(Дети выполняют это задание).

-Поставили все необходимое, но с чем мы будем пить чай?

-Пить чай по-русски означает пить его с едой и сладостями.

-Какие продукты сопровождают чай? (Показ слайда).

-А знаете ли вы, как в старину проблемы решались легко и весело за чаем. Существует много поговорок об этом прекрасном напитке.

Д-Чай пить не дрова рубить.

Д.-Выпей чайку – позабудешь тоску.

Д- С чая лиха не бывает.

Д.-За чаем не скучаем- по три чашки выпиваем.

Д.- Чаем на Руси еще никто не подавился.

-Ребята, давайте повеселимся и позабавим наших гостей.

-Какие виды чая вы узнали?

-Сколько чашек вы поставите на стол к чаепитию?

-Как себя необходимо вести за столом?

-С чем можно пить чай?

-Как называется наше занятие?

Сегодня вы узнали-

-Откуда в Россию попал чай?

-Узнали где растет чай?

-Какие виды чая бывают?

-Вспомнили правила сервировки стола и накрыли стол.

-Принимали участие в конкурсе, отвечали на вопросы и читали стихотворения.

-А самое главное вы вспомнили как заварить чай и заварили чай.

-А сейчас давайте попьем чайку и угостим чаем наших гостей.

-Ребята, давайте закончим наше занятие стихотворением.

Д.-Мы гостей встречаем. Чаем,чаем, чаем!

-Первым делом угощам. Чаем, чаем, чаем!

-Приглашаем к самовару. С чаем, чаем, чаем!

-И в накладку, и в прикуску. Чай, чай, чай!

-Пейте чай друзья по-русски. Чай, чай, чай!

-Чай горячий, ароматный . И на вкус весьма приятный!

-Он недуги исцеляет, и усталость прогоняет!

-Силы новые дает! И друзей за стол зовет!

-С благодарностью весь мир!

-Славит чудо элексир!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс профессиональной переподготовки

Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Профориентация школьников: психология и выбор профессии


Курс повышения квалификации

Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 227 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.08.2020 262
  • DOCX 26.7 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ахимонова Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1. Познакомить детей с правилами этикета во время чаепития.

2. Продолжать закреплять навыки культуры еды и общения.

1) Учить детей разнообразным видам сервировки стола к чаю.

3) Воспитывать дружеские отношения;

4) Создать хорошее настроение.

Предварительная работа:

Дидактические игры по классификации посуды.

Материал, оборудование:

2 разных чайных сервиза, скатерти, салфетки,сундучок с конфетами,

Салатница, селёдочница, игрушка ёжик.

Воспит: Знают взрослые и дети: много слов на белом свете!

А с волшебными словами мы идём по свету с вами!

--- Волшебными словами называют вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете? (дети называют слова: спасибо, пожалуйста, простите, извините, здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи.)

--- Молодцы! А почему мы называем вежливые слова волшебными?

Дети: Потому что вежливые слова делают людей добрее.

Верно! Добрые люди и особенно дети, рады здороваться со всеми на свете! Мы здороваемся и словно сеем добро. Добро, которое потом к нам же и возвращается. Это такой маленький секрет, его надо знать. А как ещё можно поприветствовать других людей?

(Ответы детей). Вот послушайте:

Придумано кем-то просто и мудро

- Доброе утро! – солнцу и птицам,

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

Воспит. обращает внимание детей на ёжика:

А сейчас послушайте, как ребята общаются с ёжиком и скажите, какой разговор вам понравился больше и почему.

Первый ребёнок (обращается к ёжику громко, с вызовом):

Слушай, ёжик у дороги! Ты в траве, а я в пыли.

Уноси скорее ноги и меня не уколи!

Второй ребёнок (обращается доброжелательно, ласково):

- Здравствуй, ёжик у дорожки! Ты в траве, а я в пыли.

Я тяну к тебе ладошки – ты меня не уколи!

Воспит: Какой же разговор вам понравился больше? (ответы детей)

Дети слышат стук в окно, обращают внимание, за окном КАРЛСОН.

Карлсон (входит) Привет, малыши! Я тут пролетал мимо, дай, думаю, загляну. Готовьте посадку лучшему в мире специалисту по мягкому приземлению! Что вы на меня так смотрите? Вы что! Меня не узнали? Конечно, я – Карлсон, который живёт на крыше. Я красивый, умный, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил…

Кто же так встречает лучшего в мире друга?

Воспит: А как надо встречать?

Воспит: Карлсон, ты что-то перепутал, сейчас не время для еды.

Карлсон: (обиженно) Ну, я так не играю, конечно, может, я и перепутал… На улице холодно, я замёрз, вот решил у вас погреться.

Воспит: Ребята! Как мы можем согреть Карлсона, чтобы он не заболел? (дети отвечают).

Карлсон: Давайте пить чай! Я его так люблю, особенно со сладостями.

Воспит: А наши дети умеют правильно и красиво накрыть стол для чая.

Воспит: Карлсон, нужно правильно вести себя в гостях. Ты это умеешь?

Карлсон: Конечно! Ведь я же самый лучший в мире гость для Малышей.

Воспит: А вот и проверим! Отвечай на наши вопросы:

-- Если вам дадут конфету, то забрав конфету эту

Очень вежливо скажите:

Карлсон: --- А ещё одну дадите?

Воспит: А вот и неправильно. Что сказать надо, ребята? (Спасибо).

Ну, слушай дальше:

--- Если вы в гостях у тёти вдруг тарелку разобьёте,

То тогда сказать придётся:

Карлсон: А посуда к счастью бьётся!

Воспит: Ребята, что в таких случаях говорят? (извините, простите)

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашёлся: взглянул им в глаза,

И мама молчит, улыбается даже.

-- Мы купим другую, есть лучше в продаже…

А вот ведь какое чудесное слово!

Воспит: Вот так поступают воспитанные люди. Ну, слушай дальше:

--- Если день рожденье друга отмечать придёте в срок,

Потрепите другу ухо и скажите:

Карлсон: Где пирог?

Воспит: Ребята, а как надо? (Поздравить)

--Если кто-то с вами рядом неожиданно чихнёт,

Вы его окиньте взглядом и скажите:

Карлсон: Вот даёт!

(Дети поправляют): ---Будь здоров!

Воспит: Ну что, дорогой Карлсончик, не знаешь ты правил этикета.

Карлсон: А что такое – этикет?

Воспит: А вот послушай, как об этом расскажут дети:

---Что такое этикет? Мы сейчас дадим ответ.

Это правила такие, надо знать их с малых лет!

---Что сказать, когда войти, как в гостях себя вести,

Что с волшебными словами делать дома и в пути.

---Если вежливыми слыть и воспитанными быть,

То всегда и всюду будут уважать вас и любить!

Карлсон: Ну, теперь я всё понял. Спасибо, что многому меня научили! Давайте же пить чай! Столы уже накрыты, только вот чего-то не хватает. С чем чай-то пить будем? (дети отвечают).

Карлсон: Совсем забыл, мне же бабушка дала сундучок с конфетами. Где же он? (находит сундучок). Только это не простой сундучок, он любит, чтобы отгадывали загадки про волшебные слова, тогда он открывается. Сможете отгадать?

Карлсон: Чтоб открылся сундучок, расскажи-ка мне, дружок:

Что ты скажешь, если вдруг угостит тебя твой друг?

Карлсон: Что ты скажешь, мой дружок, если в гости ты придёшь?

Карлсон: Что ты скажешь, дорогой, когда ты пойдёшь домой?

Дети: До свидания.

Карлсон: Ура, открылся! Значит, вы ответили правильно (достаёт конфеты).

Воспит: Дети, куда мы переложим конфеты? Можно их положить в салатницу? Почему? А в селёдочницу? А сюда можно положить конфеты? (показывает конфетницу). Можно туда положить конфеты? (кладут конфеты, благодарят Карлсона.)

Воспит: Ребята, а если бы к чаю у нас был торт или пирог, какую посуду нужно было бы ещё добавить?

(тарелочку или блюдце)

В это время Карлсон забирает из вазы все конфеты, разворачивает одну и кидает фантик на пол.

Воспит: Дети, как вы думаете, Карлсон правильно поступил? Он забрал все конфеты, да ещё и фантик бросил на пол.

Карлсон: А я хочу все конфеты. Почему нельзя-то?

Воспит: Ребята, давайте расскажем, почему нельзя так поступать. (дети отвечают, воспитатель обобщает)

Воспит: Если ты возьмёшь много конфет, то остальным может не хватить. Лучше взять одну конфету, а потом, если остались конфеты, можешь взять ещё одну. И фантик на пол не бросают.

Карлсон: Спокойствие, только спокойствие! Вы забыли, что я лучший в мире шутник и проказник! Я нарочно так сделал, посмотреть, как вы запомнили правила этого… этикета. А конфеты я же для вас принёс! Кто самый лучший друг для малышей? Вы же мои друзья? А для друзей мне ничего не жалко! А вы правда умеете дружить? Все-все?

Воспит: Да, ребята наши действительно дружные, послушай, какую песню они споют о дружбе.

Карлсон: Замечательная песня, и спели вы её хорошо. А я вот смотрю, что не все у вас дружные ребята.

(выводит в центр 2-х детей):

Карлсон: Егорка, больно ты сердит!

--- Меня толкнул вон тот бандит.

--- Он сам хорош, он мне, нахал,

В карман лягушку запихал.

--- Я спал, он цап меня за пятку,

--- А он сломал мою рогатку.

--- А ты зачем меня весной

Облил холодною водой?

--- Облил за дело, будешь знать,

Как поросёнком обзывать!

Карлсон: Да будет вам! Ведь вы друзья! Вам долго ссориться нельзя.

Смотрите, сколько здесь ребят! Вас помирить они хотят!

(дети берутся за руки, садятся на место)

Карлсон: Хорошо у вас, но мне пора лететь дальше. Всем расскажу, какие вы дружные, воспитанные.

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Цель: научить детей приемам заваривания чая, сервировке чайного стола.

  • познакомить с понятиями “этикет за праздничным столом” и “сервировка стола”;
  • познакомить с правилами сервировки чайного стола;
  • развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;
  • воспитывать культуру поведения за праздничным столом;
  • познакомить с историей чая.
  1. Магнитофон и кассета с записью классической музыки.
  2. Для оформления праздничного стола:
    – белая скатерть;
    – одноразовая пластиковая посуда (тарелки, ложки, вилки, чашки);
    – хлебобулочные изделия, сладости к чаю.

1. Организационный момент.

Гостей сегодня мы встречаем
Душистым ароматным чаем
От всех невзгод, от всех болезней,
Что может быть еще полезней?
Наш гость, сегодня не скучай,
Будем пить душистый чай!

– Сегодня мы будем учиться правильно заваривать чай и сервировать стол для чайной церемонии. Мы с вами познакомимся с правилами этикета и узнаем, как надо красиво оформлять чайный стол к приходу гостей.

3. Рассказ об истории возникновения чая.

Чай – это прекрасный, полезный напиток, который пришел к нам из далеких времен. Родиной чая считается Китай, где его начали разводить 2,5 тыс.лет назад. Он там ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний. В России чай появился 360 лет назад в виде подарка от монгольского правителя Алтан-хана русскому царю Михаилу Федоровичу Романову.

Существует много видов чая.

– Какие виды чая вы знаете? (Черный, зеленый, листовой, гранулированный, травяной, с фруктовыми добавками.)

4. Заваривание чая.

В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал. И с ним мы сейчас познакомимся:

– Заварочный чайник промыть и обдать кипятком. Вылить кипяток и положить 2–3 ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5–7 минут. По истечении времени чайник долить горячей водой полностью. И чай готов!

(Идет процесс заваривания чая.)

5. Беседа о пользе чая.

Чай горячий, ароматный,
И на вкус такой приятный,
Он недуга исцеляет,
И усталость прогоняет,
Силы свежие дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир,
Славит чудо-эликсир!

– В чем чудодейственная сила чая? (Ответы детей и родителей.)

В чае много витаминов:

“А” – важен для зрения.
“В” – полезен для нервной системы, снимает усталость.
“С” – повышает и укрепляет иммунитет.

6. Сервировка стола.

7. Песня-приглашение за стол. (Мотив песни “Голубой вагон”.)

Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.

Припев:

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай
И наливай-ка всем ароматный чай

Знаем лучше доктора серьезного –
Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку!

(Гости садятся за стол.)

8. Этикет чаепития. Чаепитие-беседа.

Почему говорят “За чаем не скучаем”?

а. Какие пословицы вы знаете про чай и чаепитие?

Объясните смысл пословиц:

Выпей чайку – забудешь тоску.
Чай пьешь – до ста лет проживешь.

б. Восточная мудрость.

“Свежий чай подобен бальзаму, чай простоявший ночь, подобен змее”.

  1. Ножек четыре
    Шляпка одна,
    Нужен, коль станет
    Чаевничать вся семья. (Стол)
  2. Бел, как снег
    В чести у всех
    В рот попал –
    Там пропал. (Сахар)
  3. Цветом желт и ароматен
    В чай кладут и чай приятен
    Только очень кислый он,
    А зовут его… (Лимон)

В каких произведениях упоминается чай?

“Федорино горе” – “Самовар стоит словно жар горит”.
“Муха-Цокотуха” – “Приходите тараканы, я вас чаем угощу”.
“Мойдодыр” – “Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю”.

9. Итог занятия. Викторина “Ромашка”.

– Родина чая. (Китай)
– При каком царе в России появился чай? (М.Ф.Романов)
– Какими свойствами обладает чай?
– Какие витамины в чае?
– Какие виды чая бывают?
– С чем пьют чай?

Теперь без регистрации

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

sandwich-btn

Сертификат

Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.

Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.

Занятие по чайному этикету

Дата публикации: 29.11.15

Автор:
Новодворцева Юлия Александровна воспитатель, МБЛОУ № 7 "Елочка", Мурманская область город Североморск

Занятие по этикету "Мы за чаем не скучаем"

Цель: научить детей приемам заваривания чая, сервировке чайного стола, чайному этикету.

Задачи:

познакомить с правилами сервировки чайного стола;

развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;

воспитывать культуру поведения за праздничным столом;

познакомить с историей чая.

Гостей сегодня мы встречаем

Душистым ароматным чаем

От всех невзгод, от всех болезней,

Что может быть еще полезней?

Наш гость, сегодня не скучай,

Будем пить душистый чай!

Рассказ об истории возникновения чая.

Чай – это прекрасный, полезный напиток, который пришел к нам из далеких времен. Родиной чая считается Китай. Он там ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний. В России чай появился 360 лет назад в виде подарка от монгольского правителя Алтан-хана русскому царю Михаилу Федоровичу Романову.

Существует много видов чая.

– Какие виды чая вы знаете? (Черный, зеленый, листовой, гранулированный, травяной, с фруктовыми добавками.)

Беседа о пользе чая.

Чай горячий, ароматный,

И на вкус такой приятный.

Он недуга исцеляет,

И усталость прогоняет.

Силы свежие дает,

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир,

– В чем чудодейственная сила чая? (В чае много витаминов.)

“А” – важен для зрения.

“В” – полезен для нервной системы, снимает усталость.

“С” – повышает и укрепляет иммунитет.

Этикет чаепития. Чаепитие-беседа.

Почему говорят “За чаем не скучаем”? (по тому, что ведутся беседы)

а. Какие пословицы вы знаете про чай и чаепитие?

"Выпей чайку - забудешь тоску", "За чаем не скучаем - по три кружки выпиваем", "Чай не пить - на свете не жить", "Чай пить - не дрова рубить", "Пьют чай все, умеют пить не многие"

Чайный этикет - Правила поведения во время чаепития

Ребята, какие правила поведения за столом во время чаепития нужно соблюдать:

  • Не стоит задерживаться в гостях очень долго
  • Разливать чай должна хозяйка, однако, если гостей много, она заранее может попросить кого-то из них помочь ей.
  • На такую просьбу хозяйки не принято отвечать отказом.
  • Чашку с напитком нужно держать в правой руке.
  • Чай следует пить не спеша, маленькими глотками.
  • Недопустимо пить отдуваясь, громко втягивая его вместе с воздухом, причмокивать. Лучше не дуть на чай, а аккуратно и тихо помешивать ложечкой, чтобы он остыл.
  • Очень медлить тоже не стоит, так как, остывая, напиток быстро утрачивает вкус и аромат.. Когда ложечка уже не нужна, ее обязательно нужно вынуть.
  • Пирожные и торты обычно едят специальной вилочкой или чайной ложкой, но твердые пирожные можно есть и без них. Если пирожные лежат на блюде на маленьких бумажных салфетках, их кладут на свою тарелку вместе с этой салфеткой.
  • При пользовании приборами следует по возможности делать это непринужденно, легко и умело.
  • Ни в коем случае не допускается кашлять за столом, при неожиданном приступе нужно отвернуться и закрыть рот рукой.
  • Гости не должны критиковать блюда, поданные к столу, а также следить, кто сколько ест, и разговаривать с набитым ртом.
  • Некоторые любят во время застолья смотреть телевизор, однако это невежливо по отношению к остальным, так как мешает беседе и отвлекает.
  • Лучше вместо телевизора включить негромкую музыку.

От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной работы, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

© 2016 "Твори! Участвуй! Побеждай!". Конкурсы для детей и педагогов.

Все права защищены

При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.

Организатор конкурса: Центр организации и проведения дистанционных мероприятий "Твори! Участвуй! Побеждай!"

Учредитель и главный редактор: Романов Д.Ю., адрес редакции: Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Первомайская д. 81-а, индекс 184042

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-64913 от 16.02.2016 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.


Старшая группа

Задачи:

  • познакомить с историей чая, чайными церемониями разных стран;
  • учить детей заваривать чай;
  • познакомить с правилами сервировки чайного стола;
  • развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;
  • воспитывать культуру поведения за праздничным столом.

Оборудование:

1. CD проигрыватель, диск.

2. Интерактивная доска с мультимедийной установкой.

3. Презентация чайной церемонии.

4. Для оформления праздничного стола:
– белая скатерть;
– чайная посуда;
– хлебобулочные изделия, сладости к чаю.

– заварочный чайник, разновидность чайной заварки.

5. Пластилин, шаблоны, влажные салфетки.

6. Физическая карта мира.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Гостей сегодня мы встречаем
Душистым ароматным чаем
От всех невзгод, от всех болезней,
Что может быть еще полезней?
Наш гость, сегодня не скучай,
Будем пить душистый чай!

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в ходе которого познакомимся с чайными церемониями разных стран; узнаем, как правильно заваривать чай и накрывать чайный стол к приходу гостей.

3 Рассказ об истории возникновения чая.

Сейчас мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиция чаепития у разных народов разные.

Чай — китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай — это вечнозеленый кустарник, который растет плантациями высоко в горах. Срывают верхушки молодых побегов двумя-тремя листочками.

А теперь мы с вами отправимся в путешествие! На родину чая- Китай, где его начали разводить 2,5 тыс.лет назад. Он там ценился очень высоко. Императоры дарили чай своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных церемоний. В Китае любят пить зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.

А сейчас перенесемся в Японию.

В стране восходящего солнца тоже оче6нь любят пить чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами.

Мы дальше продолжим своё путешествие и отправимся в Россию. В России чай появился 360лет назад в виде подарка от монгольского правителя русскому царю. С особым размахом чаепитие осуществлялось в купеческих домах: часами сидели купцы за чайными столами. Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, что бы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску. Самым главным на столе был самовар. Его ещё называли генералом.

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока

Самовар поет – гудит

Только с виду он сердит

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар

4. Заваривание чая.

В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал. И с ним мы сейчас познакомимся.

Ребята, что нужно для того что бы организовать чаепитие?

Как называется посуда, из которой мы пьем чай?

Заваривать чай мы будем в заварочном чайнике, который хорошо держит тепло.

– Заварочный чайник промыть и обдать кипятком. Вылить кипяток и положить 2–3 ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5–7 минут. По какому признаку мы можем узнать, что в чайнике кипяток? (идет пар). Будьте предельно внимательны, так как кипяток очень опасен. Что может произойти? (можно обжечься). Поэтому желательно чай самим не наливать. Посмотрите, в какой цвет окрашивается вода, что происходит с листочками. По истечении времени чайник долить горячей водой полностью. И чай готов!

5. Беседа о пользе чая.

Чай горячий, ароматный,
И на вкус такой приятный,
Он недуга исцеляет,
И усталость прогоняет,
Силы свежие дает,
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир,
Славит чудо-эликсир!

– В чем чудодейственная сила чая? (Ответы детей.)

В чае много витаминов:

“А” – важен для зрения.
“В” – полезен для нервной системы, снимает усталость.
“С” – повышает и укрепляет иммунитет.

— Какие виды чая вы знаете?

— Ребята, а какие пословицы вы знаете о чае?

Выпей чайку – забудешь тоску.

Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.

Чай не пьёшь, откуда силу возьмёшь?

Чай не пить, так на свете не жить.

С чая лиха не бывает.

Чай крепче, если он с добрым другом разделён.

— А теперь отгадайте загадки:

Нужен, коль станет

Чаёвничать вся семья.

3. Цветом жёлт и ароматен

В чай кладут и чай приятен

Только очень кислый он.

4. Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит.

5. На голове — пуговица,

Одна рука — и та на спине.

Я – чайник ворчун, хлопотун, сумасброд.

(Шагаем на месте)

Я всем напоказ выставляю живот.

(Руки на поясе, повороты вправо и влево)

Я чай кипячу, клокочу и кричу,

(хлопаем в ладоши)

Эй, люди, я с вами чай пить хочу!

(Прыжки на месте)

7. Продуктивная деятельность (лепка)

— Следующая загадка на внимание.

На подносе стоят предметы чайной посуды, но одного не хватает.

— Мы с вами сейчас выполним чашку в технике пластилиновой

живописи. Пластилин наносим скользящими, растирающими

движениями по всему шаблону.

— Вот и готов наш чайный сервиз, есть много чашек, и можно

пригласить гостей.(Дети вытирают руки влажными салфетками)

8. Сервировка стола, этикет.

— Вы уже много узнали о чае, чайных церемониях, и я предлагаю всем вместе накрыть стол к чаю.

— Обязательным атрибутом праздничного стола является белая скатерть.

В центр стола ставим самовар, бумажные салфетки, сахарницу, заварник, угощение, лимон. Перед сидящим ставим чашку с блюдцем,

Чайную ложечку кладём справа, выпуклой стороной вниз. Тканевую салфетку кладём слева от блюдца с чашкой ( сервировка стола ).

— Сейчас я познакомлю вас с основными правилами поведения за столом во время чаепития.

1) Получив чашку чая, помните, что сахар берут из сахарницы общей ложкой. Не забудьте вернуть ложку в сахарницу, не опуская её в свою чашку.

2) Размешав сахар своей ложкой, выньте её и положите на блюдце.

3) Для лимона кладётся специальная вилочка.

4) Печенье, пирожки, конфеты берут из вазы или блюдца рукой.

5) Торт кладут на тарелку специальной лопаткой, есть нужно десертной вилкой или ложкой.

6) За столом не следует делать замечания другим.

7) Всё время, пока гости сидят за столом, хозяева должны быть приветливыми, следить, чтобы у гостей было всё необходимое.

8) После чаепития губы промокните бумажной салфеткой, тканевую салфетку с колен положите на стол рядом со своим местом.

9) Поблагодарите хозяев.

9. Приглашение к столу

— Вот стол и накрыт.

Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим!

Хозяин: Если величать, так на пороге встречать!

Хозяйка: Мы гостей встречаем…

Вместе: Чаем, чаем, чаем.

Хозяин: Самовар шумит, баранки

И конфеты и печенье,

И душистое варенье.

Подходите, детки, чаем

Вас сердечно угощаем.

К чаю ароматному

Пейте чай и торт берите,

Чаще в гости приходите.

Хозяюшка: Сверху пар, снизу пар-

Кипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живём:

Пряники жуём, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

10. Песня-приглашение за стол. (Мотив песни “Голубой вагон”.)

Если вы пришли сегодня в гости к нам,

Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай
И наливай-ка всем ароматный чай

Знаем лучше доктора серьезного –

Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку!

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай

И наливай-ка всем ароматный чай

Приглашаем гостей к столу.

11. Итог.

— Наше путешествие подошло к концу.

— О каких странах мы сегодня говорили?

— Что вы узнали нового?

— Сегодня вы сможете вместе с мамами заваривать чай и накрывать стол к чаепитию.

Читайте также: