Конспект занятия царевна лягушка в подготовительной группе
Обновлено: 07.07.2024
Конспект разработан для воспитателей старшей и подготовительной групп для развития речи детей, умения воспринимать образное содержание произведения, развития поэтического слуха, умения слушать и выделять в тексте выразительные средства.
Оценить 2981 0
Конспект занятия по ознакомлению детей 6 – 7 лет с литературой.
Задачи:учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.
Ход занятия.
Воспитатель:Ребята, посмотрите внимательно на обложку этой книги. Как называется сказка? Дети отвечают.
Воспитатель: Многие из вас слышали эту русскую народную сказку, кто – то наверняка смотрел такой мультфильм. Сейчас я прочту ее вам, чтобы вы вспомнили содержание этой сказки. Сказку эту придумал русский народ много – много лет назад. Чтение сказки.
Беседа по содержанию сказки:
- Расскажите, как получилось, что Иван – Царевич женился на лягушке?
-Вспомните, какие задания давал царь своим невесткам.
- Расскажите, как девушки их выполнили. Почему Иван – Царевич расстался с Василисой Премудрой?
- Как помогли звери Ивану – Царевичу победить Кощея?
- Какой эпизод в сказке вам запомнился больше всего?
- Дети, сейчас вы слушали сказку, а что же сказочного в этой истории?
- А Василиса в сказке не просто догадалась, а как? Правильно, смекнула.
- А гости не удивились, а, конечно, диву дались!
В русских сказках сказочным героям даются разные прозвища с прибаутками и приговорками, давайте их вспомним: Баба – Яга (Костяная нога), Василиса (Премудрая), Кощей (Бессмертный).
- Как вы думаете, почему Василиса Премудрая? А Кощей Бессмертный?
( К вечеру человек устает и ему бывает трудно принять решение, а за ночь он отдохнет и утором на свежую голову сразу что-то придумает).
(Сам не знает, куда ноги ведут).
- Ребята, давайте вспомним, как называлась сегодня наша сказка? А кто ее написал?
-А сейчас давайте нарисуем то, что каждому из вас больше всего запомнилось в этой сказке.
- Формировать умение правильно употреблять в речи слова близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы).
- Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки.
- Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный слоговой анализ коротких слов
- Совершенствовать чтения слогов, слов.
- Развивать творческие способности.
Материалы и оборудование: Презентация, пластилин, стеки, губки влажные, мяч, платок.
Ход занятия:
Воспитатель :- Здравствуйте ребята. Сегодня к нам пришло много гостей. Давайте их поприветствуем и подарим им хорошее настроение:
Придумано кем-то умно и мудро,
При встрече, здороваться: Доброе утро!
Доброе утро! Улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Это Волшебный Сказочник из сказки чудесной, идёт по дорожке, ему лишь известной, спешит поскорее, героев найди, в сказку волшебную вас привести.
Ребята по дороге он узнал новые загадки про сказочных героев и хочет вам их загадать. Кто первый догадается?
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)
Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была (Василиса Премудрая.)
Это сказка, а не шутка,
Что была такая утка,
В ней яйцо, игла в яйце,
Гибель на ее конце.
И без этаких вещей
Жить не мог старик. (Кощей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Сказочник нам приготовил загадку. Ой, смотрите какие то слова, а давайте их прочитаем и определим сколько слогов в словах с помощью хлопков (дети читают по слогам слова, сначала индивидуально, потом хором, при чтении хлопками ладошек выделяя каждый слог и отвечая сколько в слове слогов) :
дуб, ларец, заяц, утка, яйцо, игла. А что же эти слова связывает. (Дети отвечают.) Правильно, это смерть кощея.
А сейчас мы поиграем в викторину, с сказкой связанную. Посмотрим, как внимательно вы слушали сказку. Я буду задавать вам вопросы, а вы называть правильный ответ.
1. Сколько сыновей было у царя?
2. Куда попала стрела Ивана-царевича?
В серебристый ручей
В топкое болото +
В заколдованное озеро
3. В чем ехала лягушонка на царский пир?
4. Как звали девушку, вынужденную жить какое то время в облике лягушки?
Царевна Несмеяна
5. Куда прятала косточки Василиса Премудрая?
За правый рукав +
В карман фартука
6. Что сделал Иван-царевич с лягушечьей кожей?
Разорвал в клочья
7. У какого злодея оказалась Василиса Премудрая?
У Кощея Бессмертного +
У Змея Горыныча
8. Где хранится смерть Кощея Бессмертного?
В дубовом желуде
Воспитатель: Молодцы, ребята, сказку знаете хорошо - на все вопросы ответили правильно.
Воспитатель: А теперь, ребята, я приглашаю вас пойти дальше по нашей сказке.
Воспитатель: Кто первым встретился на пути Ивану- царевичу (медведь)
Воспитатель: Ребята, давайте ласково поздороваемся с медведем.
Дети: Здравствуй, медведьюшка, медвежонок, мишка, мишутка!
Воспитатель: Ребята, а какой медведь?
Дети: Бурый, огромный, злой, хищный, косолапый.
Воспитатель: А теперь нам надо с этими словами придумать 2-3 предложение. (Дети отвечают)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а мишка любит пирог из ягод, если мы ему испечем пирог с малины, то какой он будет? (малиновый). А если с земляники?. (земляничный). А если с брусники?. (брусничный). Какие молодцы, все знаете.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте вспомним, с кем ещё повстречался Иван-Царевич?
Дети: С селезнем.
Воспитатель: Правильно с селезнем. А теперь встанем и сделаем гимнастику для глаз, чтобы наши глазки отдохнули.
Перед нами селезень –
Он с земли зерно клюет.
(Дети смотрят перед собой, смотрят вниз)
Слева – курица идет,
Справа – уточка плывет.
Сверху солнце ярко светит,
Согревает всех на свете.
(Смотрят влево, вправо, вверх.)
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь ласково с Василисой.
Дети: Здравствуй, Василисушка!
Воспитатель: В сказке, Василису называют Премудрой.
как вы понимаете это выражение)
Воспитатель: Дети, а нам Василиса прислала игру, давайте поиграем.
(Воспитатель передает платок ребенку, называет глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним глагола)
Думать – размышлять, открыть – отворить, отыскать – найти, зябнуть – мерзнуть, поразить – удивить, шалить – баловаться, забавлять – развлекать, прощать – извинять, звать – приглашать, реветь – плакать, мчаться – нестись, вертеться – кружиться, опасаться – бояться, бросать – кидать.
Воспитатель: Мы с вами так долго путешествовали,что очень устали.
Что означает это выражение?
Дети: Утра – вечера мудренее говорится тогда, когда откладывают решение, исполнение чего-либо до утра в надежде, что утром на свежую голову все будет яснее, виднее.
Воспитатель: Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение. А сейчас мы отправляемся дальше. Что у нас встало на пути?
Воспитатель: В сказке лес, в который забрел Иван- царевич, назван дремучим лесом. Кто сможет объяснить, почему его так назвали?
Дети: Потому что в дремучем лесу деревья растут часто. Это страшный лес.
Воспитатель: Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.
Воспитатель: Дети, давайте представим, что мы деревья :
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад (2 раза)
Воспитатель: Мы долго пробирались через дремучий лес. Но посмотрите кто это? (дети отвечают)
Воспитатель: Ребята, а скажите Баба-Яга добрая, красивая?
Дети: ответы детей (злая, страшная)
Воспитатель: Ребята, а если мы Бабу Ягу назовем ласково, она обязательно станет доброй. Как можно назвать Бабу Ягу ласково?
Дети: ответы детей (Бабушка Ягушка)
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что Баба Яга любит играть, давайте поиграем с вами в противоположности. (Воспитатель передает мяч ребенку, называет слово, ребенок кидает мяч обратно, называя противоположное)
Легкий – тяжелый, гладкий – пушистый, мало – много, большой – маленький, тепло – холодно, короткий – длинный, узкий – широкий, тихо – громко, горячий – холодный, выше – ниже, белый – черный, бежать – стоять, чистый – грязный, веселый – грустный, твердый – мягкий, сухой – мокрый, открытый – закрытый
Воспитатель: Посмотрите, Баба Яга стала доброй и ласковой после ваших игр. А что это такое? Да это подарок от Бабы Яги (открывает коробку, в ней пластилин)
Ребята, а давайте слепим царевну лягушку!
Воспитатель: Дорогие ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами по сказке, вы такие все молодцы. Ребята я хочу узнать, что же вы сегодня нового узнали и, что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.
Цель: развитие связной монологической речи и речевой активности через знакомство с русской народной сказкой. Формирование лексико-грамматического развития речи у детей.
Образовательные:
· Закрепить умение детей образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
· Совершенствовать навык звукового анализа слов.
· Совершенствовать навык составления предложений, описательного и цепного рассказа по опорным схемам.
Развивающие :
· формировать правильное речевое дыхание: закреплять умение детей делать глубокий вдох и плавный, медленный выдох.
· Развивать внимание, память, наглядно-действенное мышление, зрительное внимание, слуховое внимание.
· Развивать у детей: фонематический слух; общую, мелкую и артикуляционную моторику (развитие координации речи с движением).
Воспитательные:
· воспитывать у детей самоконтроль за речью.
· Способствовать формированию навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Воспитывать бережное отношение к животным.
· Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
· Воспитывать интерес к художественной литературе.
Материалы демонстрационные: картинки по содержанию сказки, опорные схемы для пересказа сказки.
Форма проведения: групповая.
Этапы и последовательность НОД
I. Введение в игровую ситуацию (мотивация)
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня! Давайте всем пожелаем доброго утра!
Раз-два-три-четыре-пять! Начинаем мы играть!
Становитесь дружно в круг!
Я — твой друг, и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Меня зовут — Наташа, первый звук в моем имени [н], последний [а], а вас как зовут? Представьтесь, пожалуйста, назовите свое имя, назовите 1-й и последний звук в своем имени.
Самомассаж перед выполнением артикуляционной гимнастики
А теперь, “слепим” хорошее настроение
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы умываем,
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,
Их вперед сгибаем.
Тянем вниз за мочки,
А потом походим пальцами по щечкам,
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались!
II. Актуализация (целевая установка)
III. Затруднение в ситуации (мотивирование к деятельности)
Мы полетим на ковре-самолете.
1-2-3 вокруг себя обернись и на ковре-самолете очутись.
Посмотрите наверх, что вы там видите? (облака, небо, птица пролетела и т.п).
Посмотрите вниз, что вы там видите? (ответы детей)
IV. Открытие детьми нового знания
Воспитатель выразительно читает ( рассказывает ) сказку.
V. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка (выполнение действий)
1. Беседа по содержанию сказки
• Расскажите, как получилось, что Иван-царевич женился на лягушке.
• Вспомните, какие задания давал царь своим невесткам. (по схемам)
• Расскажите, как девушки их выполнили.
• Почему Иван-царевич расстался с Василисой Премудрой?
• Как помогли звери Ивану-царевичу победить Кощея?
• Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?
- Дети, сейчас вы слушали сказку.
- А что же сказочного в этой истории?
- Вы все верно подметили.
2. Физкультминутка
Воспитатель: Отправляемся на поиски дуба, и поможет нам волшебный клубок.
Итак, повторяем за мной:
Ты катись, катись, клубок, ( вертим руками, согнутыми в локтях, на уровне груди)
Приведи ты нас в лесок, (машем вытянутыми руками над головой)
Там высокий дуб стоит,( тянем руки вверх, стоя на носочках)
А на нем сундук висит, (наклоны влево-вправо )
Зайчик там сидел, дрожал, (приседания)
Нас увидел- убежал, (прыжки)
В зайце уточка была (машем руками вверх-вниз)
И яичко стерегла. (соединяем пальцы рук в щар)
Мы яичко разобьем, (стучим кулачками)
Смерть Кощееву найдем! ( хлопаем в ладоши над головой)
3. Словарная работа
- В русских сказках сказочным героям даются разные прозвища с прибаутками, приговорками :
Баба Яга., (костяная нога)
а нос., (в потолок врос)
Кощей. (Бессмертный)
- Почему Василиса — Премудрая, а Кощей — Бессмертный (Дети отвечают) .
- Закручинился, голову повесил, загоревал, затужил.
- Не просто догадалась Василиса? - Смекнула.
- Не удивились гости, а. - Диву дались.
Если дети затрудняются воспроизвести слова и выражения из текста, называть их.
Почему так говорят, подумайте.
К вечеру человек устает и ему бывает трудно принять какое-то решение, а за ночь он отдохнет и утром на свежую голову сразу что-то придумает.
Дети : Сам не знает куда, куда ноги ведут.
- Из сундука выскочил заяц — и наутек, во всю прыть.
Как сказать по-другому? Дети отвечают
Герои помощники Ивана-царевича. (задание для обеих команд, они должны выбрать правильный перечень животных, которые выставлены рядами)
Первый ряд - щука, заяц, селезень, мышка (выставляется картинка);
Читайте также: