Конспект занятия башкортостан мой край родной в старшей группе

Обновлено: 05.07.2024

Развивать внимание, память, мышление, развивать предпосылки к поисковой деятельности, умение анализировать и делать выводы.

Материал: карта России, герб, флаг Башкортостана, бумажный цветок курая, портрет президента республики Башкортостан, картинки башкирских блюд, музыкальных инструментов, музыкальное сопровождение – мелодия курая.

Ход занятия


Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Наше занятие я бы хотела начать со стихотворения Геннадия Молодцова.

Здесь все прекрасно –

Мой солнечный край.

Кто здесь ни разу не был,

Кому не пел курай…

— Вам понравилось стихотворение нашего земляка? Как вы думаете, о чем оно?

- Знаете, ли вы, как называется наша республика?

— Сегодня я приготовила для вас картинку (картонный цветок курая). Ребятки что это ? (Ответы детей).

Да, это соцветие курая, растения, которое распространено на территории Башкортостана. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Давайте посмотрим, что там.

Открываю первое задание.

Дети называют города.

А сейчас следующее задание курая.

Ответы детей

Герб: Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он — Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин — джигит).

По краю герба расположен башкирский национальный орнамент-кускар. Под гербом – флаг нашей республики. Посмотрите, какой он красивый!

Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).

Что они означают? (Ответы воспитанников)

Что еще можно назвать государственной символикой? (Гимн). Когда звучит эта торжественная музыка? (На праздниках, торжествах).

Правильно. Как его слушать?

(Демонстрирует портрет Хамитова Р.З. ). Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он?

Интересно, какое еще задание приготовил курай. (Снимает третий бумажный кружок).

Что здесь изображено? (Географическая карта).

Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, можно увидеть горы, леса, озера и реки.

Какие реки текут на территории нашей республики? (Белая, Дема, Уфа, Юрюзань).

Кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России? (Ответы детей). В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь. Но главное наше богатство – это люди.

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы веселые ребята,

Соберемся мы в кружок

Поиграем, и попляшем,

И, помчимся на лужок

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).

Кто хочет открыть следующее задание? (Ребенок снимает пятый бумажный кружок).

Вы видите портреты народных поэтов и писателей Башкортостана. Назовите их имена.

Кто хочет рассказать стихотворения, которые они написали? (Дети по желанию рассказывают стихи).

Прекрасны башкирские песни, хороши народные танцы. Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей).

Давайте послушаем как звучит курай? (Включает аудиозапись). Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.

Наш край славится целебным напитком кумыс. Что это за напиток? (Это кислое кобылье молоко). А что такое катык? (Заквашенное кипяченое коровье молоко).

Посмотрите на соцветие курая. У него осталось одно задание. Арина, открой его.

Ребята, а как вы думаете, есть большая Родина?

А как она называется (Россия)

Значит мы кто? (Россияне)

Наше занятие подошло к концу.

Ребята о чем мы сегодня говорили? ( О нашей малой Родине)

(О нашей республике; ее Главе; людях разных национальностей, проживающих на территории нашей республики; природе Башкортостана; музыкальных инструментах и т.д.)

За что вы любите нашу республику?.

Молодцы! Вы много знаете про нашу республику и многое вам еще предстоит узнать.

Цель : продолжать знакомить детей с праздником День республики Башкортостан , с музыкальным инструментом – курай, с символикой Башкортостана . Активизировать новые слова в речи детей.

• Задачи : расширять представления детей о родном крае , культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане .

• Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.

• Воспитывать любовь к родному краю .

Материалы и оборудования : ватман, на котором изображено соцветие курая с заданиями, флаг Башкортостана , музыка гимн Башкортостана , 2 стула, 2 платка, музыкальный инструмент курай, аудиозапись курая.

Ход организованно – образовательной деятельности:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель . Здравствуйте ребята. Сегодня в эту осеннюю пору, по-своему прекрасную и величественную, мы собрались здесь, что бы еще раз поговорить о нашей Родине, поздравить друг – друга с праздником – ДНЕМ РЕСПУБЛИКИ!

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете, есть Родина своя.

А там, где мы родились, где радостно живем,

Края свои родные мы Родиной зовем.

Восп. Ребята, а как называется наша Родина? Наша Республика?

Восп. Верно. В эти дни наш народ отмечает большой праздник - День Республики. Башкортостан празднует свой день рождения. Может кто-нибудь хочет рассказать стихотворение о нашей Родине?

Ребенок рассказывает стихотворение.

Взгляни на глобус.

Вот он шар земной

На нем Башкирия

с березовой листок величиной

Всего лишь на всего

Не больше обыкновенного листка

Береза же — великая Россия

Так зелена, так высока.

Здесь все прекрасно –

Мой солнечный край .

Кто здесь ни разу не был,

Кому не пел курай.

Восп. Молодец! Хорошие стихи.

Восп. Сегодня я приготовила для вас картинку. (Воспитатель вывешивает лист ватмана с изображением соцветия курая) . Что на ней изображено? (Ответы детей) . Это соцветие курая, растение, которое распространено на территории Башкортостана . Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики.

Восп. Ребята, а это волшебная и загадочная картинка. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Давайте посмотрим, что там.

(Снимает первый бумажный кружок с изображения соцветия) .

- Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (город Уфа) . Правильно.

- А какие города вы еще знаете (Учалы, Стерлитамак, Мелеуз, Ишимбай) .

- Молодцы, с этим заданием вы справились. А теперь откроем второе задание.

Восп. А умеете ли вы ребята разгадывать башкирские национальные загадки? Давайте встанем в круг, я буду вам загадывать загадки, а вы отгадывать. Слушайте внимательно.

Отгадки выставляются на доске

Ее не жуют, не кусают,

Да без нее еды не бывает.

Сначала бьют, бьют,

Потом наливают и пьют.

У жеребят отнимаем

Да сами выпиваем.

В рот попадет, а в нос ущипнёт.

Не снег, а бел, не лед, а тверд,

Внутри черная, снаружи белая.

Зимою много ест,

Сама в избушке, голова в небе.

Нет ни крови, ни души,

А играет – хоть пляши.

Голос птиц, мелодии рассвета-

Все передает тростинка эта.

Он слов не говорит, наверняка,

Хотя и голос есть, да нету языка.

Восп. Молодцы! И с этим заданием вы справились.

Дети садятся на стульчики.

Восп. А сейчас откроем следующее задание курая. На нем изображено герб и флаг Башкортостана .

(Снимает третий бумажный кружок) .

- Назовите символику Башкортостана . Что такое символика? Это герб и флаг каждой республики, страны. И у Башкирии есть свой флаг и свой герб.

1. (Герб республики Башкортостан ) .

- Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев) . Верно. Кто же он — Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа , поэт, воин — джигит). Давайте вспомним стихотворение про Салавата Юлаева.

Восп. А еще что является символикой Башкортостана ?

2. Флаг нашей республики. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый) .

- На флаге изображен цветок курая, это символ нашего народа.

- может кто-нибудь нам расскажет о флаге Башкортостана .

3. А еще государственной символикой можно назвать гимн? Эта торжественная музыка звучит на праздниках, на торжествах, и его слушают стоя. Давайте все вместе встанем и послушаем немного этой замечательной музыки.

Слушают гимн Республики Башкортостан .

Восп. Ребята, а еще я хочу показать вам портрет одного человека. (Демонстрирует портрет Хабирова Р.) Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он? (Глава республики Башкортостан ) .

Восп. Молодцы и с этим заданием вы справились.

Восп. Интересно, какое задание на четвертом соцветии курая? На нем изображена юрта.

Как называется жилище башкир ?

- Да, юрта. Правильно. Кто знает что такое юрта?

Ребенок рассказывает про юрту.

Юрта - это древнее жилище башкир . Она быстро собирается и легко разбирается. В юрте было очень удобно: прохладно в жару, тепло в холодное время года.

- Ребята, а я знаю игру, которая называется «Юрта, кто нам расскажет правила игры.

Ребенок рассказывает правила игры и дети играют под музыку.

Дети делятся на две команды. Под музыку идут по кругу, взявшись за руки. Как только музыка заканчивается каждая команда бежит к своему стулу и берет заранее приготовленный платок и натягивают его над головой. Побеждает та команда, которая быстрее всех справится с этим заданием.

Восп. Молодцы, ребятки, весело, дружно играли.

Восп. Кто хочет открыть следующее задание? (Ребенок снимает пятый бумажный кружок) .

Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей) . Это курай. – Что это за инструмент? (Ответы детей)

- Сделан он из стебля растения курай.

- Может кто-то знает про курай легенду?

Существует легенда о том, как появился этот инструмент.

Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки.

Хотите послушать, как звучит курай? Давайте закроем глаза и послушаем как звучит курай.

(Включает аудиозапись) . Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край , его поля, леса и реки.

Восп. Нам пора двигаться дальше, откроем следующее задание. (Снимает шестой бумажный кружок) .

И так следующее задание.

Нужно назвать пословицы о Родине.

Дети называют пословицы :

У кого есть Родина – у того есть жизнь.

Достаток в стране – достаток в твоем доме.

Кто Отчизне зла желает - тот от зла и погибает.

- И на самом деле это так.

- И вот последнее задание курая. (Снимает седьмой бумажный кружок) .

Что здесь изображено? (Человечки) .

- Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана . ( Башкиры , татары, чуваши, русские, мордва, немцы) .

- Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике.

Восп. Вот со всеми заданиями мы справились. Много узнали о нашей Республике. Ребята, а теперь вспомним что мы узнали о нашей Родине? (Игра мячом)

1. Столица республики Башкортостан ?

2. Глава республики Башкортостан ?

3. Назовите города Башкортостана .

5. Назовите башкирские народные музыкальные инструменты (перечисляют курай, кубыз, домбра, дунгур, сорнай)

6. Люди, каких национальностей живут в Башкортостане ?

7. Чем богата наша республика?

8. Каким ценным полезным продуктом славится Башкортостан ? (Мед)

9. Башкирский национальный герой . (Салават Юлаев)

Восп. Дорогие ребята, я еще раз хочу поздравить всех с праздником и пожелать мира и благополучия. И для вас я приготовила небольшой подарок это мультфильм про наш Башкортостан .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятие в старшей группе компенсирующей направленности Край родной

Знакомство детей с историей Урала через произведения П. П. Бажова.


Конспект занятие в старшей группе компенсирующей направленности Край родной

Путешествие по родному краю.

Развлечение в средней группе "Башкортостан - мой край родной"

Развлечение посвящено дню республики Башкортостан.

Развлечение, посвященное дню Республики в средней группе.


конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Югра - Мой край родной".

Конспект занятия в старшей группе. «Кижинга- мой край родной».


Конспект занятия в старшей группе "Дагестан мой край родной"

Цели учебные:-обогатить и закрепить знания о республике Дагестан, о ее природных богатствах;-закрепить знания о родном городе Махачкала, его достопримечательностях;-расширять кругозор детей за счёт ус.

Цель: познакомить детей с праздником День республики Башкортостан, с музыкальным инструментом – курай, с символикой Башкортостана. Активизировать новые слова в речи детей.

Задачи: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане.

• Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.

• Воспитывать любовь к родному краю.

Ход организованно – образовательной деятельности:

Дети сидят на стульчиках.

Ведущий. У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете, есть Родина своя.

А там, где мы родились, где радостно живем,

Края свои родные мы Родиной зовем.

Вед: Ребята, а как называется наша Родина? Наша Республика?

Дети: (Башкортостан).

Вед: Верно. В эти дни наш народ отмечает большой праздник - День Республики. Башкортостан празднует свой день рождения. Может быть кто-нибудь хочет рассказать стихотворение о нашей Родине?

Ребенок рассказывает стихотворение.

Взгляни на глобус. Вот он шар земной

На нем Башкирия с березовой листок величиной

Всего лишь на всего

Не больше обыкновенного листка

Береза же — великая Россия

Так зелена, так высока.

Здесь все прекрасно –

Мой солнечный край.

Кто здесь ни разу не был,

Кому не пел курай.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Вся страна от края и до края

Как большая дружная семья

Вот она могучая, большая

Башкирия прекрасная моя.

От башкирского народа

Край родной поздравлю я

Ты богата и сильна

О, Башкирия моя.

Вед: Молодцы! Хорошие стихи.

Ведущий. Сегодня я приготовила для вас картинку. (Воспитатель вывешивает лист ватмана с изображением соцветия курая). Что на ней изображено? (Ответы детей). Да, это соцветие курая. Может кто-нибудь расскажет нам что означает соцветие курая.

Это соцветие курая, растение, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики.

Вед: Ребята, а это волшебная и загадочная картинка. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Давайте посмотрим, что там.

Рома не хочешь ли ты открыть для нас первое задание. Открывает первое задание.

(Снимает первый бумажный кружок с изображения соцветия).

- Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (город Уфа). Правильно.

- А в каком городе мы живем? (Сибай).

- А какие города вы еще знаете (Учалы, Стерлитамак, Мелеуз, Ишимбай).

- Молодцы, с этим заданием вы справились. А давайте второе задание открою я.

Воспитатель открывает второе задание, второе соцветие курая.

Вед. : А умеете ли вы ребята разгадывать башкирские национальные загадки? Давайте встанем в круг, я буду вам загадывать загадки, а вы отгадывать. Если вы правильно отгадает загадку, то ответ появиться на нашем волшебном экране, а если неправильно, то картинки не появиться. Слушайте внимательно.

1. Ее не жуют, не кусают,

Да без нее еды не бывает.

2. Сначала бьют, бьют,

Потом наливают и пьют.

У жеребят отнимаем

Да сами выпиваем.

В рот попадет, а в нос ущипнёт.

3. Не снег, а бел, не лед, а тверд,

4. Внутри черная, снаружи белая.

Зимою много ест,

Сама в избушке, голова в небе.

5. Нет ни крови, ни души,

А играет – хоть пляши.

6. Голос птиц, мелодии рассвета-

Все передает тростинка эта.

Он слов не говорит, наверняка,

Хотя и голос есть, да нету языка.

Вед: Молодцы! И с этим заданием вы справились.

Дети садятся на стульчики.

Ведущий. А сейчас Ксюша откроет следующее задание курая. На нем изображено герб и флаг Башкортостана.

(Снимает третий бумажный кружок).

- Назовите символику Башкортостана. Что такое символика? Это герб и флаг каждой республики, страны. И у Башкирии есть свой флаг и свой герб.

1. (Герб республики Башкортостан).

- Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он — Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин — джигит). Давайте вспомним стихотворение про Салавата Юлаева.

Ксюша расскажи нам пожалуйста.

Герб Башкортостана

В группе на стене :

Храброго башкира

И герой народный

К миру призывает.

Аня рассказывает стихотворение.

Вот мечты сэсэна

Флаг Башкортостана

А вокруг орнамент

На эмблеме края.

Вед: А еще что является символикой Башкортостана?

2. Флаг нашей республики. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).

- На флаге изображен цветок курая, это символ нашего народа.

- может кто-нибудь нам расскажет о флаге Башкортостана.

Арина рассказывает стихотворение о флаге.

Цвет синий – это ясность помыслов и чистота,

Доброжелательность, спокойствие народа,

Как рек башкирских чистая вода!

Цвет белый – миролюбие, открытость,

Здоровье нации, сотрудничать стремленье.

Зелёный – это цвет свободы, вечной жизни,

Как зелены холмы, леса, луга,

Как ветер вольный из степей башкирских

Лакает Агидели берега.

3. А еще государственной символикой можно назвать гимн.? Эта торжественная музыка звучит на праздниках, на торжествах, и его слушаю стоя. Давайте все вместе встанем и послушаем немного этой замечательной музыки.

Слушают гимн Республики Башкортостан.

Ведущий. Ребята, а еще я хочу показать вам портрет одного человека. (Демонстрирует портрет Хамитова Р. З). Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он? (Президент республики Башкортостан).

Вед: Молодцы и с этим заданием вы справились.

Ведущий: Интересно, какое задание на четвертом соцветии курая? На нем изображена юрта.

Как называется жилище башкир?

- Да, юрта. Правильно. Кто знает что такое юрта?

Ребенок рассказывает про юрту.

Юрта - это древнее жилище башкир. Она быстро собирается и легко разбирается. В юрте было очень удобно: прохладно в жару, тепло в холодное время года.

- Ребята, а я знаю игру, которая называется «Юрта. кто нам расскажет правила игры.

Ребенок рассказывает правила игры и дети играют под музыку.

Дети делятся на две команды. Под музыку идут по кругу, взявшись за руки. Как только музыка заканчивается каждая команда бежит к своему стулу и берет заранее приготовленный платок и натягивают его над головой. Побеждает та команда, которая быстрее всех справится с этим заданием.

Ведущий: Молодцы, ребятки, весело, дружно играли.

Ведущий. Кто хочет открыть следующее задание? (Ребенок снимает пятый бумажный кружок).

Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей). Это курай. – Что это за инструмент?

- Может кто-то знает про курай легенду?

Вика Рассказывает про курай.

Сделан он из стебля растения курай.

Существует легенда о том, как появился этот инструмент.

Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки.

Хотите послушать, как звучит курай? Давайте закроем глаза и послушаем как звучит курай.

(Включает аудиозапись). Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.

- Ксюша, а что ты себе представил, когда слушал эту замечательную музыку?

Звучит мелодия курая и дети рассказывают стихи.

1. Когда я слушаю курай,

То радость льётся через край.

Неприхотлив и невелик

Курая песенний родник.

2. А Дима что себе представил?

Тростинку срежу я в лесу,

Домой с собою унесу.

И только дуну в тонкий срез,

Как зашумит уральский лес.

3. И зажурчит, наверняка,

В ней мелодичная река.

Держу курай… В родном краю

Я песню звонкую пою.

- Спасибо огромное, замечательные стихи.

Ведущий. Нам пора двигаться дальше, откроем следующее задание. (Снимает шестой бумажный кружок).

И так следующее задание.

Нужно назвать пословицы о Родине.

Дети называют пословицы:

У кого есть Родина – у того есть жизнь.

Достаток в стране – достаток в твоем доме.

Кто Отчизне зла желает - тот от зла и погибает.

- И на самом деле это так.

- И вот последнее задание курая. (Снимает седьмой бумажный кружок).

Что здесь изображено? (Человечки).

- Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана. (Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы).

- Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике.

- Вот со всеми заданиями мы справились. Много узнали о нашей Республики.

Вед. : Ребята, а давайте вспомним что мы узнали о нашей Родине? Сейчас я проверю:

1. Столица республики Башкортостан? Слайд № 21.

2. Глава республики Башкортостан? Слайд № 22.

3. Назовите города Башкортостана. Слайд № 23.

5. Назовите башкирские народные музыкальные инструменты (перечисляют курай, кубыз, домбра, дунгур, сорнай) Слайд № 24.

6. Как называется наше город? Слайд № 25.

7. Люди, каких национальностей живут в Башкортостане? Слайд № 26.

8. Чем богата наша республика? Слайд № 27.

9. Каким ценным полезным продуктом славится Башкортостан? (Мед) Слайд № 28.

11. Башкирский национальный герой. (Салават Юлаев) Слайд № 29.

Ведущий. Дорогие ребята, я еще раз хочу поздравить всех с праздником и пожелать мира и благополучия. И для вас я приготовила небольшой подарок это мультфильм про наш Башкортостан.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 с. Кандры муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

организованной образовательной деятельности

возрастная группа: старшая

Выполнила: Яхина И.М.

Стаж работы: 28 лет

Расширить знания детей о Республике Башкортостан.

- Расширять представления детей о родном крае, столице, культуре, о народах разных национальностей, живущих в Башкортостане. Продолжать знакомить детей с государственной символикой, с башкирским героем, народными играми, башкирскими национальными блюдами.

- Продолжать развивать связную речь детей.

- Развивать память, зрительное и слуховое внимание.

- Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою республику, воспитывать любовь к родным местам.

Предварительная работа: беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане,

Словарная работа: Родина, малая Родина, родной край, курай, кубыз, домбра, кумыс, очпочмак, баурсак, айран, корот.

Материалы и оборудования: презентация к занятию, картинки на котором

изображено соцветие курая, карта, герб, флаг Башкортостана,

гимн Башкортостана, музыкальный инструмент курай, аудиозапись курая.

Ход проведения.

Воспитатель начинает ООД с приветствия в кругу:

- Станем рядышком по кругу,

Нам здороваться не лень,

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся.

Давайте мы вместе поприветствуем гостей!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель : (Слайд 1)

Ребята, я предлагаю вам сесть в круг, закрыть глаза и немного пофантазировать. Представьте, что ярко светит солнце,

дует лёгкий ветерок, мы вдыхаем чистый и свежий воздух родного края, нам

хорошо и приятно находиться в окружении природы. (Играет спокойная

мелодия). Мы здесь родились, здесь живут наши родители, наши

бабушки и дедушки, мы здесь научились разговаривать, ходить,

нашли себе друзей.

Воспитатель : (Слайд 2)

Мы представили, как сказочно красива природа родных мест! А почему нам всегда кажется, что родные края красивее, родные реки хрустальнее, а родные травы душистее?

Дети: Это наше село, где мы родились и живём. Вместе с нами живут близкие, родные нам люди.

Воспитатель : Правильно, ребята. Родина - это место, где человек родился, живет, создает семью.

Воспитатель: У каждого человека есть своя Родина. Как называется наша Родина? (Слайд 3)

Дети : село Кандры.

Воспитатель : Верно, мы живем с вами в Республике Башкортостан, в селе Кандры Туймазинского района.

Воспитатель: (Слайд 4)

Послушайте отрывок из стихотворения Мустая Карима «О березовом

Взгляни на глобус.

Вот он шар земной

На нем Башкирия

с березовый листок величиной.

Всего лишь на всего

Береза же – великая Россия -

Так зелена, так высока!

Воспитатель : С чем сравнивает автор свою малую Родину? (показываю границы Башкортостана)

Дети: Автор сравнивает малую Родину с березовым листом.

Воспитатель : Разглядывая на карте Республику Башкортостан, писатели сравнивали ее форму с сердцем или ладонью, сложенной для рукопожатия. Народному поэту Башкортостана Мустаю Кариму очертания родной республики напомнили очертания березового листа.

Воспитатель : А вы чем бы сравнили нашу республику? Как, по-вашему, на что она похожа?

Дети: Она похожа на сердце, на березовый лист.

Воспитатель : Сегодня мы вспомним все, что знаем о нашей малой Родине и продолжим знакомиться с нашей республикой. Подробнее узнаем, чем же она хороша и необычна, нам поможет волшебный цветок. Ой, что случилось? Соцветия волшебного цветка упали, как же нам быть?

Воспитатель : Собрать волшебный цветок помогут нам ваши знания. Оказывается, под каждым соцветием спрятаны задания, которые нам нужно выполнить правильно, и тогда мы сможем собрать волшебный цветок. Попробуем?

Воспитатель : Ребята, а какой город является столицей нашей республики? Дети: Столица нашей республики город Уфа (Слайд 5)

Воспитатель : Правильно. А какие еще города есть у нас в Башкортостане?

Давайте назовем другие города нашей республики.

Дети: Туймазы, Октябрьский, Стерлитамак, Сибай, Бирск, Салават и т.д.

Воспитатель : Что же нас ждет под следующим лепестком? Посмотрим. (Папка с изображением людей в национальных костюмах).

Воспитатель : Скажите, пожалуйста, люди каких национальностей проживают на территории нашего края?

Дети: башкиры, татары, марийцы, русские.

Воспитатель : Правильно, люди разных национальностей дружно живут в нашей республике - башкиры, татары, марийцы, русские, немцы и т.д

И с этим заданием мы справились.

Воспитатель: Открываем следующий лепесток.Нужно назвать национальные

Дети: Курай, кубыз, домбра. (Слайды 17-19)

Воспитатель: Поговорим о курае. Существует легенда о том, как появился этот инструмент.

«Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень

сорвал стебель, сделал в нем дырочку, подул – и снова услышал те же

А теперь я вам предлагаю послушать мелодию курая.

Воспитатель: Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край - поля, реки, леса. (Слайд 20)

Воспитатель: Открываем следующий лепесток. Дети, кто знает какие реки и озёра есть в наших краях?

Дети: Кандры-куль, р.Нугуш, р.Белая. (Слайды 21-22)

Воспитатель: Очень красивые реки и озера, как :Кандры-куль, Аслы-куль, р.Нугуш, р.Усень, р.Белая, р.Уфимка.

Воспитатель: Нас ждет следующий лепесток. Слушаем задание. Ребята, кто может назвать башкирские национальные блюда? ( Слайды 23-24)

Дети: Очпочмак, баурсак, зур бэлеш, корот и т.д.

Воспитатель: Хорошо. Вы молодцы! ( Слайд25)

Воспитатель: Есть и очень вкусные и полезные напитки, как айран и кумыс.

Наш край славится целебным напитком - кумысом. Как вы думаете, какое оно на вкус, кто попробовал?

Дети: это кислое молоко.

Воспитатель: Да, это кислое кобылье молоко. (молоко лошади)

Воспитатель: Как вы думаете, чем еще славится наш край? Все, наверное, пробовали этот удивительно полезный продукт, сладкий на вкус, что это?

Дети: мед! (Слайды 26-27)

Воспитатель: Конечно же, башкирский мед – это один из самых вкуснейших и целебных продуктов мира. Особенно полезен башкирский липовый мед, потому что именно в Башкортостане много липовых деревьев.

Я вам предлагаю попробовать и понюхать, ощутить аромат башкирского

мёда. (дети пробуют мед и делятся впечатлениями)

Воспитатель: Дети, хочу задать вам нелегкий вопрос. Какие полезные ископаемые, природные богатства добывают жители Башкирии?

Дети: газ, золото.

Воспитатель: У нас есть ещё последний лепесток. Если мы поставим это соцветие, у нас что получится?

Дети: Цветок курая. (Слайд 30)

Воспитатель: Да, конечно же, курай. А как вы думаете, почему же этот цветок называют волшебным?

Дети: Курай является эмблемой, визитной карточкой нашей республики. Поэтому он изображается в государственных символах нашей республики.

Воспитатель: Что является государственными символами РБ?

Дети: герб, флаг, гимн. ( Слайд 31)

Воспитатель: Кто изображён на фоне восходящего солнца на гербе?

Дети: Салават Юлаев.

Воспитатель: Верно. Кем он является для башкирского народа?

Дети: Национальным героем, поэтом, воином, джигитом.

Воспитатель: По краю герба расположен башкирский национальный узор кускар.

Под гербом флаг нашей республики. Он трехцветный: синий, белый, зеленый. Что обозначают цвета? ( Слайд 32)

Дети: Синий – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь.

Воспитатель: Что еще мы называем государственной символикой? (Гимн.) Когда звучит эта торжественная музыка?

Дети: На торжественных мероприятиях, праздниках. Гимн слушают молча и стоя. (демонстрация портрета глава Республики Башкортостан – Хабирова Радия Фаритовича.) ( Слайд 33)

Воспитатель: Молодцы, дети. Мне понравилось как вы достойно слушали гимн, как вы активно участвовали на этом интересном занятии. Знакомство с

нашей прекрасной Республикой подошло к концу. О чем мы с вами сегодня говорили? (Слайд 34)

Дети : О нашей республике, национальностях, блюдах, музыкальных

инструментах и т.д.

Воспитатель: С какой легендой вы познакомились?

Дети: С легендой о курае.

Воспитатель: Молодцы! Вы много знаете про нашу республику и многое нам еще предстоит узнать.

Воспитатель: Ребята, а как называется наше село? В какой садик вы ходите, как называется наша группа?

Воспитатель: Давайте встанем в круг и послушаем стихотворение о Башкирии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

ООД в старшей группе

Цель: Расширить знания детей о Республике Башкортостан.

- Расширять представления детей о родном крае, о народах разных национальностей, живущих в Башкортостане.

- Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине и ее природе.

-Продолжать развивать связную речь детей.

- Развивать память, зрительное и слуховое внимание.

- Воспитывать любовь к родному краю. Чувство гордости за свою республику, воспитывать любовь к родным местам.

Методы и приемы:

Материалы и оборудования: презентация к занятию, картинки на котором изображено соцветие курая, флаг Башкортостана, музыка гимн Башкортостана, музыкальный инструмент курай, аудиозапись курая.

Ход занятия:

Воспитатель: Каждый из нас называет Башкортостан своей Родиной. Но этого мало! Свою родную республику надо уметь еще и любить, какой бы национальности ты ни был.

Моя земля и небо!

Мой соловьиный край!

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того, кому не пел курай.

Воспитатель: Наш родной край необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть густые таежные леса, реки и озера, холмы и крутые обрывы.

Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углем. По всему краю тянутся обширные хлебные поля.

На земли другие она не похожа

Ни нравом своим, ни людьми, ни законом,

Ни лесом, ни полем, ни далью дорожной,

Ни песней, ни волей своей непреклонной.

Воспитатель: Разглядывая на карте Башкортостан, писатели сравнивали ее форму с сердцем или с ладонью, сложенной для рукопожатия. Народному поэту Башкортостана Мустаю Кариму очертания родной республики напомнили очертания березового листа.

М.Карим “О березовом листе”

Взгляни на глобус. Вот он шар земной

На нем Башкирия с березовой листок величиной

Всего лишь навсего

Не больше обыкновенного листка

Береза же – великая Россия

Так зелена, так высока.

Воспитатель: Да, нашей Родиной можно восхищаться бесконечно. Вы, наверное, согласитесь со мной, что более красивых мест, чем в нашем Башкортостане, найти трудно. На этой земле издавна проживает замечательный народ. Раньше всех на этой земле появились башкиры, поэтому они являются коренным населением нашей республики, поэтому республику называют Башкортостан.

Башкортостан – республика национального согласия. В республике живут башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, мордва и представители других национальностей.

Стихотворение М.Карим “Я россиянин”

Не русский я, но россиянин. Ныне

Я говорю, свободен и силен

Я рос, как дуб, зеленый на вершине

Водою рек российских напоен

Своею жизнью я гордиться вправе –

Нам с русскими одна судьба дана

Четыре века в подвигах и славе

Сплелись корнями наши племена.

Воспитатель: Башкирский народ очень гостеприимный. У нас не только преподнесут кумыс и ароматный мед, но и есть национальный музыкальный инструмент .

- Как вы думаете, как он называется, что это за инструмент? (Курай)

- Послушайте стих о курае.

Когда я слушаю курай,

То радость льется через край

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу

Домой с собою унесу

И только дуну в свежий срез

Как зашуршит уральский лес

И зажурчит наверняка

В ней мелодичная река

Держу курай, в родном краю

И песни звонкие пою.

Воспитатель: - Вы слышали, как он звучит?

Сейчас вы услышите, как звучит чудесный национальный инструмент – курай. Его изготовляют из сухого полого тростника курая.

Воспитатель: Прекрасны башкирские народные танцы. В народных танцах выражены лучшие черты и стремления свободного, трудолюбивого народа.(просмотр иллюстраций Башкирский танец).

Воспитатель: Предлагаю немножко размяться

В нашей республике горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки вверх)

А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)

Воспитатель: А теперь я хочу узнать, что вы знаете о нашей малой Родине.

Что такое Родина?

Ответы детей: Родина – это место, где мы родились и выросли. Где живут наши родители.

Как называется наша малая Родина?

Ответы детей: Республика Башкортостан.

Мелодию, какого инструмента вы прослушали?

Ответы детей: Курая – башкирского национального инструмента.

Воспитатель: Правильно ребята. Молодцы!

Ребята, а какой город является столицей нашей республики?

Ответы детей: Уфа.

А какие еще города есть у нас в Башкортостане?

Ответы детей: Стерлитамак, Сибай, Бирск, Салават итд.

Воспитатель: У каждой Республики есть свои государственные символы.

Какие у нашей Республики, кто мне скажет?

Ответы детей: герб, флаг и гимн.

Как выглядит флаг республики Башкортостан?

Ответы детей: Из трёх цветов : синий, белый, зелёный и в центре белой полосы цветок курая .

Воспитатель: Молодцы ребята у вас замечательно получилось!

Что означают эти цвета?

Ответы детей: зеленый цвет - свободу, вечность жизни; - белый - миролюбие, открытость; - синий - ясность, добродетель и чистоту их помыслов. (или доброту нашего народа);- цветок курая - символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.

Воспитатель: Очень хорошо ребята.

Кто расскажет, как выглядит герб Республики Башкортостан?

Ответы детей: Государственный герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю “Башкортостан.

Воспитатель: Третий символ – это гимн.

Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)

Ответы детей: Гимн – это торжественная песня.

Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?

Ответы детей: Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников.

Воспитатель: Молодцы ребята, на все вопросы вы ответили правильно.

Воспитатель: Послушайте башкирские пословицы.

Человек без книги – как пчела без цветка.

Родился сын – жизнь продолжается.

Незнание свой родословной до седьмого колена – признак сиротства.

Когда есть кумыс, есть и веселье.

Воспитатель: Я бы хотела прочитать вам стихотворение :.

Башкортостан, поля твои, пусть будут плодородны

Пусть будут сыновья твои отважны, благородны.

Ты славишься Башкортостан своей грядой седою

Пусть с ней нефтяной фонтан сравнится высотою.

Пусть яблоки твои к земле от тяжести склоняются

И пусть в любой твоей семье в 5 раз прибудет счастье.

Еще чего желаем мы? Чтобы в отчизне нашей

Была республика моя счастливей всех и краше.

Наше занятие подошло к концу. О чем мы с вами сегодня говорили?

Воспитатель: Молодцы! Вы много знаете и узнали про нашу республику и за это я вам приготовила раскраски народов разных национальностей проживающих в республике Башкортостан.

Читайте также: