Конспект занятий по моделированию

Обновлено: 08.07.2024

Группа 1-го года обучения (учащиеся начальной школы 1 - 4 классы) СОШ 1, в группе 12 человек, из них 9 мальчиков и 3 девочки, возраст 7-12 лет.

Содержательно-целевой аспект учебного занятия

Цель занятия (озвучена педагогом на занятии): знакомство детей с техническим творчеством через искусство моделирования.

Для достижения цели педагог поставил перед собой следующие задачи:

Содержание открытого занятия:

  1. Организационный момент – 1 минуты
  2. Оглашение темы и краткого содержания занятия – 1 минуты
  3. Теоретическая часть занятия – 10 минут
  4. Практикум в пилотировании представленных на занятии действующих моделей (эстафета)– 12 минут
  5. Подведение итогов занятия – 6 минут

ОГЛАШЕНИЕ ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема занятия – моделирование. Цель – заинтересовать вас техническим творчеством через знакомство с искусством моделирования. Сегодня вы узнаете, что такое моделирование, его историю. Вы поймёте, какое практическое значение в создании новой техники имеет её предварительное моделирование.

Вашему вниманию представлены модели, выполненные обучающимися нашего объединения. Их пилотирование будет нашей практикой.

Итак, начнём занятие!

Чтобы разобраться в вопросе происхождения искусства моделирования, давайте узнаем значение самого слова. Оно произошло от латинского слова Mobilus, то есть уменьшенный. И действительно, модель является уменьшенной копией реального объекта, будь то техника (самолёты, автомобили, корабли), здания, сооружения или фигурки животных.

Каждая модель имеет свой масштаб, то есть размерное соотношение со своим реальным прототипом. Когда мы покупаем в магазине пластиковую модель самолёта, то видим на коробке маркировку 1/72, или др. Она означает, что модель меньше настоящего самолёта в 72 раза.

История моделирования пришла к нам из глубины веков. Во время археологических раскопок в Египте были обнаружены достаточно подробные модели кораблей и зданий (макет). Но эти модели служили лишь украшением гробниц, или как детские игрушки. Своё практическое применение модели получили лишь в 18 веке. У английских корабелов появилась интересная практика создания кораблей. Вначале по чертежам будущего судна строилась его масштабная модель. В опытном бассейне проводились её испытания с целью выявить и устранить возможные ошибки в конструкции корабля. На пример одно из испытаний модели была проверка на отстойчивость. То есть способность судна при уваливании на борт возвращаться в исходное положение. Кораблик наклоняли за мачту, отпускали и смотрели на поведение модели. Своевременно выявленные и устранённые недостатки конструкции судна делали его безопасным.

Также, предварительное моделирование применяется в машиностроении. Например, при расчете мощности двигателя будущего автомобиля ему подбирают соответствующий кузов. Дело в том, что в движении автомобиль испытывает сопротивление встречного потока воздуха. Когда мы бежим, то тоже ощущаем дуновение ветра на лице. Это потому, что мы толкаем перед собой воздушные массы. Тоже происходит и с автомобилем. Воздушный поток обтекает автомобиль не только справа, слева и сверху, он проникает под автомобиль. Его подъёмная сила растёт пропорционально скорости движения машины. То есть чем выше скорость, тем больше подъёмная сила воздушного потока. Недаром, на скорости управляемость автомобиля падает, передние колёса отрываются от земли, что может привести к трагедии. Можно ли этого избежать? Конечно! Испытание аэродинамических свойств кузова проводятся в аэродинамической трубе. Это огромных размеров труба с пропеллером на конце. Пропеллер разгоняет воздушный поток в трубе до тех пор, пока модель автомобиля не начинает отрываться от земли. Это позволяет рассчитать скорость движения будущего автомобиля.

Со временем моделирование на производстве изменилось до неузнаваемости. Теперь оно стало компьютерным. С помощью специальных программ можно ввести параметры будущего объекта (корабля, автомобиля, здания) и получить его виртуальную копию. В компьютер (моделятор) вводятся данные о нагрузках, которые должен выдержать объект. Таким образом, он проходит испытания, выявляются и устраняются его недостатки.

Материалы, которые используются в изготовлении моделей, могут быть самыми разнообразными – дерево, бумага, картон, металл. Самым лучшим материалом для начинающих моделистов является бумага. Она легко поддаётся обработке, а после пропитки её олифой или лаком приобретает водоотталкивающие свойства. Поэтому из бумаги можно изготовить даже действующую модель корабля. Кузова, представленных вашему вниманию моделей, выполнены из бумаги.

Модели техники подразделяются на следующие типы:

  • Стендовая модель-копия – такая модель полностью повторяет свой прототип, но не снабжена двигателем (резиномотор, электрический мотор, двигатель внутреннего сгорания).
  • Действующая модель-копия (прямоход) – такая модель не только повторяет свой прототип, но и обладает способностью двигаться (ездить, плавать, летать) по прямой. Она не управляема.
  • Действующая модель-копия на радиоуправлении – такая модель снабжена не только двигателем, но и рулевой машинкой, устройством радиоуправления.

Здесь представлены все вышеперечисленные типы моделей. Перейдём к практической части нашего занятия.

Практические занятия нашего творческого объединения включают в себя не только изготовление модели, но и её обкатку, обучение пилотированию, выявление и устранение её недостатков. Этим мы с вами и займёмся. Проведём гонку-эстафету.

  • Радиоуправляемая модель снабжена пультом дистанционного управления. Пульт оборудован двумя рычагами. Ход рычагов соответствует направлению движения модели.
  • Группа разбивается на две команды по пять человек
  • На прохождение дистанции команде отводится пять минут
  • Время прохождения фиксируется в протоколе подведения итогов
  • Запуск производится поочерёдно, то есть после прохождения круга пилот передаёт пульт другому участнику команды.
  • Соблюдайте дисциплину, не толкайтесь.
  • Арбитр подведет итоги и выявит команду победителя.

Пилотирование моделей прошло успешно.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

Теперь проведу небольшую викторину для проверки усвоения материала:

  1. Что такое модель? (это копия реально существующего объекта)
  2. Где были найдены первые модели? (Египет, гробницы фараонов)
  3. Для чего было нужно перед постройкой корабля делать его модель-копию (для испытания его мореходных качеств)
  4. Как изменилось моделирование в наши дни (производственное моделирование стало компьютерным)
  5. Назовите материалы, из которых изготавливаются модели (бумага, дерево, пластик, металл)
  6. Покажите радиоуправляемую модель.
  7. Покажите модель-прямоход.
  8. Покажите стендовую модель.
  9. Во сколько раз надо увеличить модель самолёта в масштабе 1/70, если мы хотим получить самолёт реальных размеров (в 70 раз).

Вам понравилось занятие?

Что вам больше запомнилось?

Хотели бы вы посещать наше объединение?

Проведём церемонию награждения победителей гонки-эстафеты.

Спасибо за внимание!

Процессуально-деятельный аспект занятия

Дидактико-методическое обеспечение занятия

На занятии использованы:

Литература для подготовки к занятию:

  1. Объяснительно-иллюстративный метод (демонстрация моделей, просмотр презентации, соревнование)
  2. Словесный (рассказ о истории моделирования, инструктаж перед соревнованием)
  3. Мотивация и стимулирование (соревнование и награждение победителей)
  4. Опрос (с целью определения уровня усвоения материала)

Применялись: здоровьесберегающая технология (пилотирование модели автомобиля), мультимедийная (просмотр презентации для изучения нового материала, повышения наглядности).

1. Познакомить детей с разным агрегатным состоянием веществ, используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ).

2. Расширять представления детей о многообразии веществ неживой природы.

3. Формировать умения детей опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ.

4. Способствовать формированию детей моделировать объекты неживой природы.

Ход занятия:

1. Организационный момент. СЛАЙД 1

-Дети, поздороваемся с гостями.

Но тут вот что случилось.

Только они взялись за руки, как все сразу их увидели.

Очень радостно стало маленьким человечкам, и они отпустили руки. Слайд 9.

Но как только они перестали крепко держаться за руки, то превратились в СЛАЙД 10, 11,12,13 бумагу, ткань, песок, проволоку.

И их опять все увидели.

«Значит, если мы будем крепко держаться за руки или просто быть рядом, не держась друг за друга, то будем твёрдыми веществами.

Они стали пританцовывать на месте, поставив руки на пояс, и тот час с гор потекла вода. СЛАЙД 14 (человечки стоят)

А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки, стоять рядом, а пританцовывать тем более не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться СЛАЙД 16

и превратились они в воздух, ветер, дым, туман и запах маминых духов. СЛАЙД 17, 18,19

Так теперь и живут маленькие человечки :

В твердых веществах они крепко держатся за руки, и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие. (картинка ТРИЗ)СЛАЙД 20

В жидкостях они стоят рядом друг с другом и пританцовывают, подставив руки на пояс. Эта связь непрочная, их можно разъединить (например, перелить воду)

(картинка ТРИЗ) СЛАЙД 21

4. Беседа по сказке. СЛАЙД 23

-Какими остались маленькие человечки (твёрдые, жидкие, газообразные)

(приглашаю детей встать со стульев.

-В каких предметах живут человечки, которые крепко держатся за руки? (примеры детей)

-Давайте посмотрим вокруг и скажем, в чём живут твёрдые человечки? (спрашиваю детей по очереди)

-В каких жидкостях живут такие человечки? (ответы детей)

-А как ведут себя маленькие человечки в газообразных веществах (бегают, прыгают) Покажем…

- Как вы думаете, где вокруг нас живут непослушные человечки (воздух)

-А ещё(запахи, пар, дым)

1. Пустой стакан (с опорой на картинку) (твердые и газообразные)

2. Стакан с водой (словесно) (твёрдые и жидкие)

3. Стакан с горячим чаем (словесно (все агрегатные состояния)

-Для выполнения следующего задания я приглашаю вас присесть за столы.

(дети садятся)

На мольберт я вывешиваю схему, последовательно выставляем картинки ТРИЗ с объяснением.

-Что это (яблоко)

-Твёрдые… Почему? (предмет твёрдый на ощупь)

-Жидкие… Почему? Когда мы откусываем яблоко, что чувствуем (сок)

-Газообразные… Почему? Если мы понюхаем яблоко, что ощутим? (аромат, запах)

Я проверяю у детей.

Спрашиваю 2-3, обсуждаем.

7. Игра с коробочками.

-Дети, обратите внимание: на столе стоят коробочки с различными предметами. Вам нужно разложить карточки с маленькими человечками на коробочки и объяснить свой выбор.

(дети на свой выбор на коробочки выкладывают картинки ТРИЗ)

Обсуждаем, ПОЧЕМУ так выполнили.

8. Итог. СЛАЙД 26, 27,28 (по 2 клика) 29

-Дети, я приглашаю вас присесть на стулья. Обратите внимание на экран.

(Рассматриваем)

(жидкие) и т. д.

Стоят рядом, руки на пояс

-Почему? (и так по всем фото)

-Дети (на последнем слайде ЛЁД под микроскопом) на этом слайде вы видите как выглядят человечки когда вода превращается в лед и об этом мы поговорим на следующем занятии.

-Дети, все молодцы, хорошо работали. Спасибо.

Прикреплённые файлы:

Использование технологии ТРИЗ в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

Использование технологии ТРИЗ в музыкальном развитии детей дошкольного возраста Какое счастье видеть восторженные глаза детей, когда они впервые в своей жизни начинают понимать язык музыки «Использование технологии ТРИЗ.

Использование ТРИЗ-технологии для развития личности дошкольника Аннотация: Рассматриваются особенности эффективных средств ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании. Отмечает роль данной технологии в развитии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

по художественно — эстетическому развитию детей

Занятие по моделированию

Подготовила: Трубицына Евгения Владимировна

п. г. т. Фёдоровский

Программное содержание:

1. Формировать навыки коллективного моделирования аквариума из готовых форм. Закрепить знания об аквариуме как основного места проживания его обитателей. Создавать положительные эмоции от результата своего труда.

2. Развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию; активизация и обогащение словарного запаса детей.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к явлениям окружающего мира, прививать любовь к живой природе.

Оборудование: рыбки разного размера и цвета; цветные карандаши; различный материал для украшения аквариума (камушки, ракушки, водоросли); аквариум; презентация с изображением подводного мира, аквариума.

Ход занятия:

-Молодцы, ребята! Посмотрите наша рыбка грустная, потому что наступила зима, морское царство затянуло толстым слоем льда, и у всех рыбок наступило очень грустное и скучное время. А им бы так хотелось побывать у нас в гостях в детском саду.

- Что же нам придумать, ребята? Как сделать так, чтобы рыбки побывали у нас в гостях?

Стоит на столе стеклянный сосуд.

Улитки и рыбки в сосуде живут.

Но только оттуда ты рыб не лови!

На рыбок красивых, ты просто смотри. (Аквариум)

2. Правильно ребята, этот стеклянный сосуд — аквариум.

- Ребята, а у нас в детском саду где находится аквариум?

- А для чего, или для кого он нужен? (ответы детей). Действительно, аквариум нужен для маленьких, красивых рыбок, которые так и называются — аквариумные. Аквариумные рыбы — декоративные рыбки, которых содержат в аквариумах.

- Ребята, а каких аквариумных рыбок знаете вы? (Золотая рыбка, комета, меченосец, гуппи, петушки, сомики и другие)

- Ребята, покажите как плавают рыбки.

Рыбка плавает в водице (имитационные движения руками),

Рыбке весело нырять (приседания).

Рыбка, рыбка, отзовись! (две ладошки вместе — к уху).

Мы хотим тебя поймать (хлопки слева, справа).

4. Самостоятельная деятельность детей.

- Ребята, посмотрите, у нас тоже есть модель аквариума. А чего не хватает в нашем аквариуме? Тогда я сейчас вам и предлагаю этим заняться: украсить дно нашего аквариума и запустить в него рыбок, которые в дальнейшем будет радовать нас своей красотой.

- Ребята, в прошлый раз мы с вами с помощью бумаги сделали рыбок. Посмотрите, рыбка у нас получилась, только она у нас почему- то скучная. А как вы думаете почему? (Нет глаз, плавников, хвостика).

- Нужно срочно поднять настроение рыбкам и украсить их, чтобы они получились такими же красивыми как эта рыбка (показ готового образца; дети рисуют рыбкам глаза, раскрашивают хвостик и плавники).

- Ребята, давайте мы с вами разделимся на подгруппы: одни будут украшать аквариум, а другие раскрашивать рыбок.

- Посмотрите какие красивые и весёлые рыбки у вас получились. Теперь вы можете подойти к аквариуму, посмотреть на рыбок и поиграть с ними, и сразу станет на душе радостно и весело.

Вы сегодня многому научились. Что мы делали? Что вам понравилось?

Жители подводного мира благодарят вас за то, что вы их пригласили к себе в гости и сделали для них замечательный аквариум:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по развитию моторики и сенсорных процессов
в 4 классе.

Тема: Моделирование расположения предметов в пространстве.

Цель: развитие пространственного восприятия.
Задачи:
-Обучение моделированию расположения предметов на плоскости;

Положить на стол кулак, затем ребро ладони, ладонь. Упражнение выполняется в различном темпе, одной и двумя руками.

Графическое задание.
2. Графический диктант (Детям даётся задание по клеточкам начертить разные изображения предметов).

Перед каждым ребенком чистый лист бумаги. Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места расположения на листе. Например, в верхнем левом углу нарисовать прямоугольник, справа от него - квадрат, в центре листа – круг, в нижнем правом углу нарисовать треугольник, в нижнем левом углу – круг, в верхнем правом углу – квадрат, слева от него поставить крестик, ниже крестика написать заглавную букву А. Давайте сверимся!

Детям предлагается найти в комнате (классе) спрятанную игрушку, используя для этого слова-помощники: близко, далеко, совсем близко.

Дети под музыку вместе с педагогом показывают в движениях, как растет дерево.
Прощание.

1. Познакомить учащихся с технологией производства картонных фигурок животных.

2. Научить изготавливать картонных фигурок животных.

Место проведения: Кабинет №317 Центр дополнительного образования им. Б.Б. Протасова.

Дата проведения: 30.10.2015 г.

Участники: учащиеся приоритетных категорий 6-9 лет, в рамках мероприятия "День открытых дверей".

Материалы и инструменты: ножницы, картон, напечатанная развёртка с животными, клей ПВА, стека.

Наглядные пособия: готовая работа педагога и учащихся ДО "Техномодуль".

План мастер-класса

Вид деятельности/ продолжительность

1.1.Приветствие. Презентация педагогом своей деятельности

Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня я научу вас как из плоской нарисованной картинки сделать объёмную фигурку животных - котов. Они не только станут очень похожи на настоящих, но и будут одеты в морские тельняшки. Мы с вами сделаем так, чтобы лапки наших животных были подвижными.

Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к занятию.

1.2. Введение в тему. Материалы и инструменты

Для того, чтобы вырезать детали наших фигурок, нам понадобятся ножницы. Некоторые детали довольно мелкие, поэтому вырезать надо аккуратно, чтобы не потерять их и не обрезать коту лапку или хвост.

Склеивать детали между собой будем клеем ПВА. Ещё нам понадобится стека или ручка с пустой пастой. Чтобы придать нашим деталям объём, некоторые элементы деталей надо будет сгибать. Для ровного и аккуратного сгиба нам и понадобится стека.

Обращайте внимание на пунктирные линии, которые нанесены на детали. Пунктирная линия – будущее место сгиба; сплошная линия – это разрез.

А теперь я вам покажу как правильно наносить клей на деталь.

Изучают объект труда, знакомятся с инструментом и материалами.

1.3. Техника безопасности

Вспоминаем пункты ТБ при работе с инструментом.

1. Работать ножницами осторожно, не отвлекаться и не баловаться.

2. Ножницы после использования держать на столе сомкнутыми лезвиями.

3. Клей из тюбика выдавливать осторожно, не проливая его на стол или на себя.

Своими словами рассказывают о правилах ТБ при работе с ножницами и клеем.

2. Основной этап

2.1. Особен-ности раскройки

. Тело многих поделок из картона остаются неподвижными, так как картон - это жёсткий материал, и сделав загиб на детали один раз, оставляем его там навсегда. Но если сочетать в развёртке поделки загиб с разрезом, конечности фигурки животного можно двигать много раз.

Активно наблюдают, рассматривают образец в руках педагога, задают вопросы.

2.2. Поэтапное выполнение работы

1. Вырезаем основную деталь – тело животного.

Приступают к работе, по ходу занятия задавая вопросы.

2. Берём стеку и аккуратно, слегка нажимая на инструмент, проводим им по пунктирным линиям 2-3 раза вдоль тела кота.

Когда работа со стекой будет закончена, по месту пунктирных линий осуществляем загиб.

3. Делаем надрезы у хвоста, под задними лапками и на шее фигурки животного, тем самым придав лапкам, хвосту и шее кота подвижность.

Делают надрезы у деталей строго по отчерченным линиям, не заходя за границы

4. Вырезаем ушки для кота. Так как детали очень мелкие, вырезать их потребуется с особой аккуратностью. Затем вырезаем морскую фуражку.

Вырезают все требуемые детали, решая по ходу занятия, какую деталь куда приклеить, смотря на схему работы.

5. Начинаем полную сборку фигурки животного.

Знакомятся со схемой сборки.

Начинают из деталей собирать фигурку животного в единое целое

3. Заключительный этап

3.1. Выставка работ учащихся

Проводится выставка готовых работ участников мастер- класса.

(Найти положительные моменты в работах)

Передают свои работы на стол педагогу

Проводит рефлексию, предлагает ответить на вопросы:

Сколько элементов содержит поделка?

Как правильно пользоваться стекой?

Что обозначает пунктирная линия?

Как правильно наносить клей на деталь?

Отвечают на поставленные вопросы

3.3. Подведение итогов

Кратко подводит итоги проведённому занятию, благодарит учащихся за работу и приглашает на занятия в детское объединение.

Разбирают свои работы


Полный текст материала Конспект занятия по техническому моделированию "Выполнение из бумаги фигурок животных" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: