Конспект задачи психологии физического воспитания и спорта
Обновлено: 05.07.2024
Психология физической культуры и спорта - это та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
Специфичность условий, существующих при занятиях физической культурой и спортом, определяется предметом деятельности как способа видения объекта исследования. Им является человек, сознательно овладевающий движениями своего тела, умениями целенаправленно перемещать его во времени и пространстве с помощью собственных усилий. С этой целью человек развивает физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость), совершенствует психические процессы, состояния и качества личности. Он учится управлять собой в различных социальных условиях спортивной деятельности (содействие, противодействие), формирует общие и специальные алгоритмы действий (умения и навыки), необходимые для успешной реализации физической и психической активности в условиях собственной жизнедеятельности.
Виды спорта многообразны, но все они требуют участия в спортивных соревнованиях и систематической тренировки. Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения, с одной стороны, характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности, а с другой—личности спортсмена как субъекта этой деятельности. Наряду с другими науками психология спорта призвана дать анализ важнейших сторон спортивной деятельности и тем помочь рациональному решению многих связанных с ней практических вопросов.
Предметом психологии спорта являются психологические особенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах и психологические особенности личности спортсмена.
Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.
Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:
· уровень здоровья и физического развития людей;
· степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.
* См.: Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., 1991.
Итак, физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе *. Такое понимание включает в себя обучение и воспитание, обеспечивающее физическое развитие человека, в том числе воздействие на развитие основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей организма, способствующее наиболее полной реализации генетической программы, обусловленной биологическими особенностями конкретного индивида.
*См.: Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. - СПб., 1996.
Цели физического воспитания можно сформулировать как образовательные, воспитательные и оздоровительные, которые направлены на обеспечение физического и психического здоровья и гармоничного развития личности согласно определенной концепции (формирование подготовленности к труду и быту, создание потребности в занятиях физической культурой).
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач ***:
*См.: Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., 1991.
1. Специфические задачи
а) оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая проблемы развития его физических качеств, совершенствования двигательных способностей, а также упрочение и сохранение здоровья;
б) ставить образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
2. Общепедагогические задачи
а) обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание;
б) воспитать волю, позитивные качества характера, положительные эмоции и эстетические потребности личности.
Основные цели психологии спорта - это изучение психологических закономерностей формирования у отдельных спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, и разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач *:
* См.: Психология: Учеб. для ИФК / Под ред. В.М.Мельникова. - М., 1987.
1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсмена
Следует отметить следующие конкретные задачи:
а) психологический анализ соревнований;
б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
г) определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях;
д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта: исследование их влияния на психику спортсмена с целью поиска организационных форм, которые способствуют формированию требуемых психологических качеств.
2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивной тренировки
Психология спорта призвана раскрыть внутреннюю структуру спортивного мастерства, механизмы и закономерности развития и совершенствования всех его компонентов, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условий, которые обеспечивают успешность коллективных действий спортсменов. Все это требует:
а) психологически обосновать существующие методы и средства спортивной тренировки и искать новые;
б) определить пути максимально использовать возможности организма спортсмена путем развития психических функций, а также создавая специальные методы тренировки;
в) разработать методы психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), а также психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;
г) подготовить научно обоснованные методы моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок, выявляя психологические факторы, сближающие условия тренировок с условиями соревнований.
3.Разработка психологических основ для подготовки спортсменов к соревнованиям
Для успешного выступления на соревнованиях недостаточно высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности.
На современном этапе развития спорта все большее значение приобретает психологическая подготовленность. В предсоревновательной подготовке важную роль начинают играть различные психические процессы и состояния, возрастает значение психологических факторов.
Разработка методов предсоревновательной подготовки спортсменов — одна из главных функций психологии спорта. Реализовать ее — значит:
а) изучить закономерности функционирования психики в условиях соревнований и разработать методы для повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;
б) исследовать психические состояния, развивающиеся в предсоревновательных и соревновательных условиях, чтобы разработать методы купирования неблагоприятных психических состояний;
в) развивать психопрофилактику, формируя приемы, способы и пути психологической подготовки спортсменов для повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям.
4. Разработка психологических условий гуманизации спортивной деятельности
Под гуманизацией понимается расширение содержания спортивной деятельности, профилактика травматизма и переутомления, предупреждение профессиональных заболеваний и деформации личности спортсмена.
Для решения этих задач должны быть организованы санитарно-гигиенические, организационные и другие мероприятия, что требует:
б) своевременно обнаружить психологические проблемы отбора и спортивной ориентации;
в) изучить индивидуальные свойства личности и ее психические состояния (как фактор успешности и безопасности спортивной деятельности);
г) установить закономерности динамики психических состояний спортсменов в различных условиях спортивной деятельности;
д) определить структуру мотивов спортивной деятельности, закономерностей формирования и перестройки ее в процессе спортивного совершенствования.
5. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе
Психология спорта изучает особенности жизни и деятельности спортивных коллективов.
Для решение этой задачи предполагается:
а) изучить истоки и механизмы формирования внутригрупповых феноменов (чувств, установок, традиций и т.д.), разработать методы управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;
б) проследить закономерности межличностного общения в спортивных командах и разработать критерии психологической совместимости спортсменов;
в) выявить социально-психологические мотивы поведения и деятельности спортсменов;
г) определить роль личности тренера и влияние стиля руководства на успехи команды и психологический климат в ней, разработать методы для укрепления авторитета тренера или капитана команды.
* См.: Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., 1991.
Итак, физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе *. Такое понимание включает в себя обучение и воспитание, обеспечивающее физическое развитие человека, в том числе воздействие на развитие основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей организма, способствующее наиболее полной реализации генетической программы, обусловленной биологическими особенностями конкретного индивида.
*См.: Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. - СПб., 1996.
Цели физического воспитания можно сформулировать как образовательные, воспитательные и оздоровительные, которые направлены на обеспечение физического и психического здоровья и гармоничного развития личности согласно определенной концепции (формирование подготовленности к труду и быту, создание потребности в занятиях физической культурой).
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач ***:
*См.: Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., 1991.
1. Специфические задачи
а) оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая проблемы развития его физических качеств, совершенствования двигательных способностей, а также упрочение и сохранение здоровья;
б) ставить образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
2. Общепедагогические задачи
а) обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание;
б) воспитать волю, позитивные качества характера, положительные эмоции и эстетические потребности личности.
Основные цели психологии спорта - это изучение психологических закономерностей формирования у отдельных спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, и разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач *:
* См.: Психология: Учеб. для ИФК / Под ред. В.М.Мельникова. - М., 1987.
1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсмена
Следует отметить следующие конкретные задачи:
а) психологический анализ соревнований;
б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
г) определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях;
д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта: исследование их влияния на психику спортсмена с целью поиска организационных форм, которые способствуют формированию требуемых психологических качеств.
2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивной тренировки
Психология спорта призвана раскрыть внутреннюю структуру спортивного мастерства, механизмы и закономерности развития и совершенствования всех его компонентов, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условий, которые обеспечивают успешность коллективных действий спортсменов. Все это требует:
а) психологически обосновать существующие методы и средства спортивной тренировки и искать новые;
б) определить пути максимально использовать возможности организма спортсмена путем развития психических функций, а также создавая специальные методы тренировки;
в) разработать методы психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), а также психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;
г) подготовить научно обоснованные методы моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок, выявляя психологические факторы, сближающие условия тренировок с условиями соревнований.
3.Разработка психологических основ для подготовки спортсменов к соревнованиям
Для успешного выступления на соревнованиях недостаточно высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности.
На современном этапе развития спорта все большее значение приобретает психологическая подготовленность. В предсоревновательной подготовке важную роль начинают играть различные психические процессы и состояния, возрастает значение психологических факторов.
Разработка методов предсоревновательной подготовки спортсменов — одна из главных функций психологии спорта. Реализовать ее — значит:
а) изучить закономерности функционирования психики в условиях соревнований и разработать методы для повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;
б) исследовать психические состояния, развивающиеся в предсоревновательных и соревновательных условиях, чтобы разработать методы купирования неблагоприятных психических состояний;
в) развивать психопрофилактику, формируя приемы, способы и пути психологической подготовки спортсменов для повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям.
4. Разработка психологических условий гуманизации спортивной деятельности
Под гуманизацией понимается расширение содержания спортивной деятельности, профилактика травматизма и переутомления, предупреждение профессиональных заболеваний и деформации личности спортсмена.
Для решения этих задач должны быть организованы санитарно-гигиенические, организационные и другие мероприятия, что требует:
б) своевременно обнаружить психологические проблемы отбора и спортивной ориентации;
в) изучить индивидуальные свойства личности и ее психические состояния (как фактор успешности и безопасности спортивной деятельности);
г) установить закономерности динамики психических состояний спортсменов в различных условиях спортивной деятельности;
д) определить структуру мотивов спортивной деятельности, закономерностей формирования и перестройки ее в процессе спортивного совершенствования.
5. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе
Психология спорта изучает особенности жизни и деятельности спортивных коллективов.
Для решение этой задачи предполагается:
а) изучить истоки и механизмы формирования внутригрупповых феноменов (чувств, установок, традиций и т.д.), разработать методы управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;
б) проследить закономерности межличностного общения в спортивных командах и разработать критерии психологической совместимости спортсменов;
в) выявить социально-психологические мотивы поведения и деятельности спортсменов;
г) определить роль личности тренера и влияние стиля руководства на успехи команды и психологический климат в ней, разработать методы для укрепления авторитета тренера или капитана команды.
1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта
6 См.: Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., 1991.
Итак, физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе 7 . Такое понимание включает в себя обучение и воспитание, обеспечивающее физическое развитие человека, в том числе воздействие на развитие основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей организма, способствующее наиболее полной реализации генетической программы, обусловленной биологическими особенностями конкретного индивида.
7 См.: Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. — СПб., 1996.
Цели физического воспитания можно сформулировать как образовательные, воспитательные и оздоровительные, которые направлены на обеспечение физического и психического здоровья и гармоничного развития личности согласно определенной концепции (формирование подготовленности к труду и быту, создание потребности в занятиях физической культурой).
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач 8 :
8 См.: Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., 1991.
1. Специфические задачи
а) оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая проблемы развития его физических качеств, совершенствования двигательных способностей, а также упрочение и сохранение здоровья;
б) ставить образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
2. Общепедагогические задачи
а) обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание;
б) воспитать волю, позитивные качества характера, положительные эмоции и эстетические потребности личности.
Основные цели психологии спорта — это изучение психологических закономерностей формирования у отдельных спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, и разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач 9 :
9 См.: Психология: Учеб. для ИФК / Под ред. В.М.Мельникова. — М., 1987.
1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсмена
Следует отметить следующие конкретные задачи:
а) психологический анализ соревнований;
б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
г) определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях;
д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта: исследование их влияния на психику спортсмена с целью поиска организационных форм, которые способствуют формированию требуемых психологических качеств.
2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивной тренировки
Психология спорта призвана раскрыть внутреннюю структуру спортивного мастерства, механизмы и закономерности развития и совершенствования всех его компонентов, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условий, которые обеспечивают успешность коллективных действий спортсменов. Все это требует:
а) психологически обосновать существующие методы и средства спортивной тренировки и искать новые;
б) определить пути максимально использовать возможности организма спортсмена путем развития психических функций, а также создавая специальные методы тренировки;
в) разработать методы психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), а также психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;
г) подготовить научно обоснованные методы моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок, выявляя психологические факторы, сближающие условия тренировок с условиями соревнований.
3. Разработка психологических основ для подготовки спортсменов к соревнованиям
Для успешного выступления на соревнованиях недостаточно высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности.
На современном этапе развития спорта все большее значение приобретает психологическая подготовленность. В предсоревновательной подготовке важную роль начинают играть различные психические процессы и состояния, возрастает значение психологических факторов.
Разработка методов предсоревновательной подготовки спортсменов — одна из главных функций психологии спорта. Реализовать ее — значит:
а) изучить закономерности функционирования психики в условиях соревнований и разработать методы для повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;
б) исследовать психические состояния, развивающиеся в предсоревновательных и соревновательных условиях, чтобы разработать методы купирования неблагоприятных психических состояний;
в) развивать психопрофилактику, формируя приемы, способы и пути психологической подготовки спортсменов для повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям.
4. Разработка психологических условий гуманизации спортивной деятельности
Под гуманизацией понимается расширение содержания спортивной деятельности, профилактика травматизма и переутомления, предупреждение профессиональных заболеваний и деформации личности спортсмена.
Для решения этих задач должны быть организованы санитарно-гигиенические, организационные и другие мероприятия, что требует:
б) своевременно обнаружить психологические проблемы отбора и спортивной ориентации;
в) изучить индивидуальные свойства личности и ее психические состояния (как фактор успешности и безопасности спортивной деятельности);
г) установить закономерности динамики психических состояний спортсменов в различных условиях спортивной деятельности;
д) определить структуру мотивов спортивной деятельности, закономерностей формирования и перестройки ее в процессе спортивного совершенствования.
5. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе
Психология спорта изучает особенности жизни и деятельности спортивных коллективов.
Для решение этой задачи предполагается:
а) изучить истоки и механизмы формирования внутригрупповых феноменов (чувств, установок, традиций и т. д.), разработать методы управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;
б) проследить закономерности межличностного общения в спортивных командах и разработать критерии психологической совместимости спортсменов;
в) выявить социально-психологические мотивы поведения и деятельности спортсменов;
г) определить роль личности тренера и влияние стиля руководства на успехи команды и психологический климат в ней, разработать методы для укрепления авторитета тренера или капитана команды.
Цели физического воспитания можно сформулировать как образовательные, воспитательные и оздоровительные, которые направлены на обеспечение физического и психического здоровья и гармоничного развития личности согласно определенной концепции (формирование подготовленности к труду и быту, создание потребности в занятиях физической культурой).
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач (СНОСКА: См.: Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991.):
1. Специфические задачи
§ оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая проблемы развития его физических качеств, совершенствования двигательных способностей, а также упрочение и сохранение здоровья;
§ ставить образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
2. Общепедагогические задачи
§ обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание;
§ воспитать волю, позитивные качества характера, положительные эмоции и эстетические потребности личности.
Основные цели психологии спорта – это изучение психологических закономерностей формирования у отдельных спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, и разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач (СНОСКА: См.: Психология: Учеб. для ИФК / Под ред. В.М.Мельникова. – М., 1987.):
1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсмена
Следует отметить следующие конкретные задачи:
§ а) психологический анализ соревнований;
§ б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
§ в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
§ г) определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях;
§ д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта: исследование их влияния на психику спортсмена с целью поиска организационных форм, которые способствуют формированию требуемых психологических качеств.
2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивной тренировки
Психология спорта призвана раскрыть внутреннюю структуру спортивного мастерства, механизмы и закономерности развития и совершенствования всех его компонентов, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условий, которые обеспечивают успешность коллективных действий спортсменов. Все это требует:
§ а) психологически обосновать существующие методы и средства спортивной тренировки и искать новые;
§ б) определить пути максимально использовать возможности организма спортсмена путем развития психических функций, а также создавая специальные методы тренировки;
§ в) разработать методы психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), а также психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;
§ г) подготовить научно обоснованные методы моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок, выявляя психологические факторы, сближающие условия тренировок с условиями соревнований.
3.Разработка психологических основ для подготовки спортсменов к соревнованиям
Для успешного выступления на соревнованиях недостаточно высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности.
На современном этапе развития спорта все большее значение приобретает психологическая подготовленность. В предсоревновательной подготовке важную роль начинают играть различные психические процессы и состояния, возрастает значение психологических факторов.
Разработка методов предсоревновательной подготовки спортсменов – одна из главных функций психологии спорта. Реализовать ее – значит:
§ а) изучить закономерности функционирования психики в условиях соревнований и разработать методы для повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;
§ б) исследовать психические состояния, развивающиеся в предсоревновательных и соревновательных условиях, чтобы разработать методы купирования неблагоприятных психических состояний;
§ в) развивать психопрофилактику, формируя приемы, способы и пути психологической подготовки спортсменов для повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям.
4. Разработка психологических условий гуманизации спортивной деятельности
Под гуманизацией понимается расширение содержания спортивной деятельности, профилактика травматизма и переутомления, предупреждение профессиональных заболеваний и деформации личности спортсмена.
Для решения этих задач должны быть организованы санитарно-гигиенические, организационные и другие мероприятия, что требует:
§ б) своевременно обнаружить психологические проблемы отбора и спортивной ориентации;
§ в) изучить индивидуальные свойства личности и ее психические состояния (как фактор успешности и безопасности спортивной деятельности);
§ г) установить закономерности динамики психических состояний спортсменов в различных условиях спортивной деятельности;
§ д) определить структуру мотивов спортивной деятельности, закономерностей формирования и перестройки ее в процессе спортивного совершенствования.
5. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе
Психология спорта изучает особенности жизни и деятельности спортивных коллективов.
Для решение этой задачи предполагается:
§ а) изучить истоки и механизмы формирования внутригрупповых феноменов (чувств, установок, традиций и т.д.), разработать методы управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;
§ б) проследить закономерности межличностного общения в спортивных командах и разработать критерии психологической совместимости спортсменов;
§ в) выявить социально-психологические мотивы поведения и деятельности спортсменов;
§ г) определить роль личности тренера и влияние стиля руководства на успехи команды и психологический климат в ней, разработать методы для укрепления авторитета тренера или капитана команды.
Читайте также: