Конспект введение в информатику

Обновлено: 07.07.2024

Приветствие, п роверка присутству ющих. Объяснение хода урока.

Внедрение к омпьютерной т ехники во вс е сферы ч еловеческой деятельности

послужило т олчком к зар ождению н овой научной и прикладной дисциплин ы

Впервые этот те рмин стал ис пользоваться во Ф ранции в 6 0 - х годах. В

англоязычных ст ранах ему соответству ет синоним com puter science (нау ка о

В нашей стране информати ка стала оп ределяться как сам остоятельн ая

область деятель ности с на чала 80 - х годо в, а спу стя несколько лет вошла в

школьную програм му как самостоятель ная дисципли на.

Информатика о пределяет сфе ру человеч еской деятельн ости, связанну ю

с процессами хранения, прео бразовани я и передач и инфор мации с помощью

Но могущество компьютера определяе тся человеком и

В процессе изу чения информат ики над о не только нау читься ра ботать

на компьютере, н о и уметь целенаправленн о его использ овать для поз нания и

Термин "информат ика" (фра нц. inform atique) про исходит от

французских слов inform ation (информация ) и autom atique (автомат ика) и

Широко рас пространён та кже англоязы чный вариант этого терм ина –

" Computer scie nce", что означает бу квально " компьютерна я наука".

Посмотрите – два о пределения, т ак непохожи х друг на дру га, но

определяющ ие одно понят ие. С одной стороны, это наука о б информац ии, а с

другой – наука о к омпьютерах. Чт о же верно ? Правильно бу дет объединить

Информатика – это техническая нау ка, определяюща я сфер у

деятельности, связа нну ю с процессам и хранения, пре образования и передач и

Компьютер – у ниверсальный прибор для обра ботки инф ормации.

Чтобы учиться б ыло комф ортно, чтобы не нанести вре да своему

здоровью, вы дол жны у меть правильно организовать свое раб очее место.

Правильная раб очая поза позволяет из бегать перенап ряжения мыш ц,

 Колени - на у ровне бедер ил и немного ниже. При та ком

 Монитор не обходимо у становить на такой выс оте, чтобы

центр экра на был на 15 - 20 см ниже у ровня глаз, у гол накло на до 150.

 Экран монито ра должен находиться от г лаз пользовател я на

оптимальном расстоянии 60 - 70 см, но не ближе 50 см с учетом

 Поверхность эк рана долж на быть чист ой и без световых

 держать в расслабле нном сост оянии пле чи и руки - в руках

 чаще моргать и см отреть в даль . Моргание с пособству ет не

только увл ажнению и оч ищению пове рхности глаз, но и ра сс лаблению

лицевых, лоб ных мышц ( без сдвиган ия бровей). Малая под вижность и

длительное нап ряжение глаз ных мышц могут стать причиной

 При ощу щении усталости как ой - то части тела сделайте

глубокий вдо х и силь но напрягите у ставшу ю часть тела, после чего

задержите ды хание на 3 - 5 с и на вы дохе расслабеть, затем можно

 При ощу щении усталости глаз сл еду ет в течении 2 - 3 мин

окинуть в зглядом комнату , у стремить взгляд на раз ные пре дметы,

дрожание изоб ражение на экране (пока чивание, по дергива ние, рябь),

 Закрыть глаза, с ильно напря гая глазные мышцы, на счет 1 -

4, затем раскрыть гл аза, расслаби ть мышцы глаз, п осмот реть вдаль на

 Посмотреть на переноси цу и задержать взор на счет 1 - 4. До

усталости глаза не д оводить. Затем открыть глаза, посмот реть вдаль на

зафиксировать в згляд на счет 1 - 4. Затем посмот реть вдаль прямо на

счет 1 - 6. Анал огично прово дятся упраж нения, но с ф иксацией в згляда

 Перевести взгляд быстро по диагонали : направо вве рх –

налево вниз, пот ом прямо в даль на счет 1 - 6; затем налево в верх –

направо вниз и посмотреть в даль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

После 10 - 15 мину т непре рывной ра боты за ПК не обходим о делать

перерыв для пр оведения физ кул ьтминутки и упра жнений д ля глаз.

Компьютер являетс я электричес ким прибо ром, поэтому для

собственной безопасности нужно пом нить, что к к аждому ра бочему месту

Техника, с кот орой вы бу дете работать, достато чно неж ная, поэтому

немедленно со общите об эт ом преподав ателю. Не раб отайте на

 Не дергайте и во обще не трог айте разл ичные пров ода.

Теперь вниматель но изу чите инструкцию по ТБ для учащих ся в

Первая гру ппа – учащиеся имеющ ие навыки работы с к омпьютером.

Этим учащимся дается самост оятельное з адание: в па пке «Мои

Вторая гру ппа – учащиеся, не имеющ ие навыков работы за

компьютером. Эта гру ппа работает вмес те с у чителем.

1. Рассмотрим к омпью тер. Он состоит из нескольки х блоков :

2. Включаем ком пьютер, нач инается п роцесс заг рузки. П оявилась картинка.

Берем в руки м ышь и пробу ем управлят ь ку рсором на экране. Щелкаем

3. Перед нами рабочий стол. На рабочем столе значки ( ярлыки) п рограмм.

Сейчас мы дол жны нау читься выпол нять с пом ощью мышк и некоторые

основные де йствия. Первое – чтобы з апу стить программу, ну жно навести

указатель на значок программы и с делать быст рый двойн ой щелчок лев ой

кнопкой мыши, при этом необхо димо, чтобы м ышка была неподв ижной.

действия: перемеще ние окна п рограмм ы, разверну ть окно, свер нуть окно,

между этими программами щел чком п о окну и щелчком по кнопке на пан ели

пробуем создать п ростой рисунок. Зак рываем пр ограмму.

Знать, что так ое информат ика, что изу чает информатика, для чего слу жит

На уроке мы у знали, что же так ое информат ика, для чего н ужна эта

наука, у знали для чего нужен к омпьютер, для че го мы у чимся на нем

работать. Как п равильно орга низовать с вое рабочее мест о, чтоб ы учиться

было безопасн о и интересн о. Научились в ключать компью тер и освоили два

Нажмите, чтобы узнать подробности

- научить правильно и безопасно организовать свое рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере, дать понятия мышки, указателя, кнопки, главного меню, первичное понятие окна, научить пользоваться мышью и визуальными средствами управления, освоить три основных действия мышкой – щелчок, двойной щелчок, взять и растянуть.

- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

- развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

План- конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 7 классе

- научить правильно и безопасно организовать свое рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере, дать понятия мышки, указателя, кнопки, главного меню, первичное понятие окна, научить пользоваться мышью и визуальными средствами управления, освоить три основных действия мышкой – щелчок, двойной щелчок, взять и растянуть.

- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

- развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

-Знать, что такое информатика, что изучает информатика, для чего служит компьютер, ТБ при работе в компьютерном классе.

доска, компьютер, инструкции по ТБ в компьютерном классе, компьютерная презентация.

I. Организационный момент. (3 мин)

II. Теоретическая часть. ТБ. (15 мин)

III. Практическая часть. (15 мин)

IV. Домашнее задание. (2 мин)

V. Вопросы учеников. (5 мин)

VI. Итог урока. (5 мин)

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Теоретическая часть. ТБ.

Внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности послужило толчком к зарождению новой научной и прикладной дисциплины - информатики.

Впервые этот термин стал использоваться во Франции в 60-х годах. В англоязычных странах ему соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).

В нашей стране информатика стала определяться как самостоятельная область деятельности с начала 80-х годов, а спустя несколько лет вошла в школьную программу как самостоятельная дисциплина.

Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.

Но могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает.

В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.

Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".

Informatique = information + automatique

Информатика = информация + автоматика

Широко распространён также англоязычный вариант этого термина – "Computer science", что означает буквально "компьютерная наука".

Посмотрите – два определения, так непохожих друг на друга, но определяющие одно понятие. С одной стороны, это наука об информации, а с другой – наука о компьютерах. Что же верно? Правильно будет объединить об высказывания и определить информатику как:

Информатика – это техническая наука, определяющая сферу деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.

Компьютер – универсальный прибор для обработки информации.

Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место.

Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.

Правильная рабочая поза:

Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, в немного перед.

Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.

Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти - это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.

Колени - на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.

Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу - это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.

Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.

Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150.

Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.

Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.

Так же при работе необходимо:

дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;

держать в расслабленном состоянии плечи и руки - в руках не будет напряжения, если плечи опущены;

чаще моргать и смотреть в даль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания бровей). Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать причиной нарушения аккомодации.

При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 3-5 с и на выдохе расслабеть, затем можно повторить.

При ощущении усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).

Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране (покачивание, подергивание, рябь), следует немедленно сообщить об этом учителю.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

После 10-15 минут непрерывной работы за ПК необходимо делать перерыв для проведения физкультминутки и упражнений для глаз.

Компьютер является электрическим прибором, поэтому для собственной безопасности нужно помнить, что к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Техника, с которой вы будете работать, достаточно нежная, поэтому соблюдайте следующие правила:

Если вы обнаружили какую-либо неисправность, немедленно сообщите об этом преподавателю. Не работайте на неисправном оборудовании!

Не включайте и не выключайте компьютеры самостоятельно.

Не дергайте и вообще не трогайте различные провода.

Не стучите по клавиатуре и мышке.

Не садитесь за клавиатуру с грязными руками.

Теперь внимательно изучите инструкцию по ТБ для учащихся в кабинете информатики.

(Инструкция находится на каждом рабочем месте.)

III. Практическая часть.

Учащиеся делятся на две группы.

Что такое компьютер?

Где применяются компьютеры?

Что такое информатика?

Что изучает информатика?

Что такое информационные технологии?

Вторая группа – учащиеся, не имеющие навыков работы за компьютером. Эта группа работает вместе с учителем.

1. Рассмотрим компьютер. Он состоит из нескольких блоков: системный блок, монитор, клавиатура, мышь.

3. Перед нами рабочий стол. На рабочем столе значки (ярлыки) программ. Сейчас мы должны научиться выполнять с помощью мышки некоторые основные действия. Первое – чтобы запустить программу, нужно навести указатель на значок программы и сделать быстрый двойной щелчок левой кнопкой мыши, при этом необходимо, чтобы мышка была неподвижной.

6. Закрывает программы.

IV. Домашнее задание

Знать, что такое информатика, что изучает информатика, для чего служит компьютер.

V. Вопросы учеников.

Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока (Рефлексия)

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы узнали, что же такое информатика, для чего нужна эта наука, узнали для чего нужен компьютер, для чего мы учимся на нем работать. Как правильно организовать свое рабочее место, чтобы учиться было безопасно и интересно. Научились включать компьютер и освоили два важных движения мышки – средства управления компьютером – это щелчок и двойной щелчок левой кнопкой мыши. Для запуска программы – двойной щелчок по значку программы, для других действий – один щелчок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Оборудование:
доска, компьютер, инструкции по ТБ в компьютерном классе, компьютерная презентация.

План урока:
I. Орг. момент.(1 мин)
II. Теоретическая часть. ТБ. (15 мин)
III. Практическая часть. (15 мин)
IV. Д/з. (2 мин)
V. Вопросы учеников. (5 мин)
VI. Итог урока. (2 мин)

Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Теоретическая часть. ТБ.
Внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности послужило толчком к зарождению новой научной и прикладной дисциплины - информатики.

Впервые этот термин стал использоваться во Франции в 60-х годах. В англоязычных странах ему соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).

В нашей стране информатика стала определяться как самостоятельная область деятельности с начала 80-х годов, а спустя несколько лет вошла в школьную программу как самостоятельная дисциплина.

Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.

Но могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями , которыми он обладает.

В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.

Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".

Informatique = information + automatique
Информатика = информация + автоматика

Широко распространён также англоязычный вариант этого термина – "Computer science", что означает буквально "компьютерная наука".

Computer science
Компьютерная наука

Посмотрите – два определения, так непохожих друг на друга, но определяющие одно понятие. С одной стороны, это наука об информации, а с другой – наука о компьютерах. Что же верно? Правильно будет объединить об высказывания и определить информатику как:

Информатика – это техническая наука, определяющая сферу деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.

Компьютер – универсальный прибор для обработки информации.

Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место.

Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.

Правильная рабочая поза:

Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, в немного перед.

Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.

Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти - это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев.

Колени - на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.

Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу - это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.

Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.

hello_html_m4b8b85bb.jpg

Монитор необходимо установить на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз, угол наклона до 150.

Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.

Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.

hello_html_m20a50106.jpg

Так же при работе необходимо:

дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;

держать в расслабленном состоянии плечи и руки - в руках не будет напряжения, если плечи опущены;

чаще моргать и смотреть в даль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания бровей). Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать причиной нарушения аккомодации.

При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела, после чего задержите дыхание на 3-5 с и на выдохе расслабеть, затем можно повторить.

При ощущении усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).

Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране (покачивание, подергивание, рябь), следует немедленно сообщить об этом учителю.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

hello_html_mb201865.jpg

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

После 10-15 минут непрерывной работы за ПК необходимо делать перерыв для проведения физкультминутки и упражнений для глаз.

Компьютер является электрическим прибором, поэтому для собственной безопасности нужно помнить, что к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Техника, с которой вы будете работать, достаточно нежная, поэтому соблюдайте следующие правила:

Если вы обнаружили какую-либо неисправность, немедленно сообщите об этом преподавателю. Не работайте на неисправном оборудовании!

Не включайте и не выключайте компьютеры самостоятельно.

Не дергайте и вообще не трогайте различные провода.

Не стучите по клавиатуре и мышке.

Не садитесь за клавиатуру с грязными руками.

Теперь внимательно изучите инструкцию по ТБ для учащихся в кабинете информатики.
(Инструкция находится на каждом рабочем месте.)

III. Практическая часть.

Учащиеся делятся на две группы.

Что такое компьютер?

Где применяются компьютеры?

Что такое информатика?

Что изучает информатика?

Что такое информационные технологии?

Вторая группа – учащиеся, не имеющие навыков работы за компьютером. Эта группа работает вместе с учителем.

IV. Д/з
Знать, что такое информатика, что изучает информатика, для чего служит компьютер.

V. Вопросы учеников.
Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы узнали, что же такое информатика, для чего нужна эта наука, узнали для чего нужен компьютер, для чего мы учимся на нем работать. Как правильно организовать свое рабочее место, чтобы учиться было безопасно и интересно. Научились включать компьютер и освоили два важных движения мышки – средства управления компьютером – это щелчок и двойной щелчок левой кнопкой мыши. Для запуска программы – двойной щелчок по значку программы, для других действий – один щелчок.

Главные умения, полученные вами сегодня – это навыки работы с мышкой. Вы теперь умеете запускать программы двойным щелчком по ее значку, нажимать на кнопки, выбирать пункты меню.


Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Введение в информатику
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Язык Pascal
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Процедуры и функции
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Подпрограммы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информатика и информационные технологии: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 1. Введение в информатику

1. Информатика. Информация. Представление и обработка информации

Информатика занимается формализованным представлением объектов и структур их взаимосвязей в различных областях науки, техники, производства. Для моделирования объектов и явлений используются различные формальные средства, например логические формулы, структуры данных, языки программирования и др.

В информатике такое фундаментальное понятие, как информация имеет различные значения:

1) формальное представление внешних форм информации;

2) абстрактное значение информации, ее внутреннее содержание, семантика;

3) отношение информации к реальному миру.

Но, как правило, под информацией понимают ее абстрактное значение — семантику. Интерпретируя представления информации, мы получим ее смысл, семантику. Поэтому, если мы хотим обмениваться информацией, нам необходимы согласованные представления, чтобы не нарушалась правильность интерпретации. Для этого интерпретацию представления информации отождествляют с некоторыми математическими структурами. В этом случае обработка информации может быть выполнена строгими математическими методами.

Одно из математических описаний информации — это представление ее в виде функции у =f(x, t), где t — время, х — точка некоторого поля, в которой измеряется значение у. В зависимости от параметров функции хи(информацию можно классифицировать.

Если параметры — скалярные величины, принимающие непрерывный ряд значений, то полученная таким образом информация называется непрерывной (или аналоговой). Если же параметрам придать некоторый шаг изменений, то информация называется дискретной. Дискретная информация считается универсальной, так как для каждых конкретных параметров можно получить значение функции с заданной степенью точности.

Дискретную информацию обычно отождествляют с цифровой информацией, которая является частным случаем символьной информации алфавитного представления. Алфавит — конечный набор символов любой природы. Очень часто в информатике возникает ситуация, когда символы одного алфавита надо представить символами другого, т. е. провести операцию кодирования. Если количество символов кодируемого алфавита меньше количества символов кодирующего алфавита, то сама операция кодирования не является сложной, в противном случае необходимо использовать фиксированный набор символов кодирующего алфавита для однозначного правильного кодирования.

Как показала практика, наиболее простым алфавитом, позволяющим кодировать другие алфавиты, является двоичный, состоящий из двух символов, которые обозначаются, как правило, через О и 1. С помощью n символов двоичного алфавита можно закодировать 2п символов, а этого достаточно, чтобы закодировать любой алфавит.

В качестве стандартного сегодня в информатике принят код, в котором каждый символ кодируется 1 байтом. Существуют и другие алфавиты.

2. Системы счисления

Под системой счисления подразумевается набор правил наименования и записи чисел. Различают позиционные и непозиционные системы счисления.

Система счисления называется позиционной, если значение цифры числа зависит от местоположения цифры в числе. В противном случае она называется непозиционной. Значение числа определяется по положению этих цифр в числе.

3. Представление чисел в ЭВМ

32-разрядные процессоры могут работать с оперативной памятью емкостью до 232-1, а адреса могут записываться в диапазоне 00000000 — FFFFFFFF. Однако в реальном режиме процессор работает с памятью до 220-1, а адреса попадают в диапазон 00000 — FFFFF. Байты памяти могут объединяться в поля как фиксированной, так и переменной длины. Словом называется поле фиксированной длины, состоящее из 2 байтов, двойным словом — поле из 4 байтов. Адреса полей бывают четные и нечетные, при этом для четных адресов операции выполняются быстрее.

Числа с фиксированной точкой в ЭВМ представляются как целые двоичные числа, и занимаемый ими объем может составлять 1, 2 или 4 байта.

Целые двоичные числа представляются в дополнительном коде, соответственно числа с фиксированной точкой представляются в дополнительном коде. При этом если число занимает 2 байта, то структура числа записывается по следующему правилу: старший разряд отводится под знак числа, а остальные — под двоичные цифры числа. Дополнительный код положительного числа равен самому числу, а дополнительный код отрицательного числа может быть получен по такой формуле: х = 10и — \х\, где n — разрядность числа.

В двоичной системе счисления дополнительный код получается путем инверсии разрядов, т. е., заменой единиц нулями и наоборот, и прибавлением единицы к младшему разряду.

Количество битов мантиссы определяет точность представления чисел, количество битов машинного порядка определяет диапазон представления чисел с плавающей точкой.

4. Формализованное понятие алгоритма

Алгоритм может существовать только тогда, когда в то же самое время существует некоторый математический объект. Формализованное понятие алгоритма связано с понятием рекурсивных функций, нормальных алгоритмов Маркова, машин Тьюринга.

В математике функция называется однозначной, если для любого набора аргументов существует закон, по которому определяется единственное значение функции. В качестве такого закона может выступать алгоритм; в этом случае функция называется вычислимой.

Рекурсивные функции — это подкласс вычислимых функций, а алгоритмы, определяющие вычисления, называются сопутствующими алгоритмами рекурсивных функций. Сначала фиксируются базовые рекурсивные функции, для которых сопутствующий алгоритм тривиален, однозначен; затем вводятся три правила — операторы подстановки, рекурсии и минимизации, при помощи которых на основе базовых функций получаются более сложные рекурсивные функции.

Базовыми функциями и их сопутствующими алгоритмами могут выступать:

1) функция n независимых переменных, тождественно равная нулю. Тогда, если знаком функции является φn, то независимо от количества аргументов значение функции следует положить равным нулю;

2) тождественная функция n независимых переменных вида ψni. Тогда, если знаком функции является ψni, то значением функции следует взять значение i-го аргумента, считая слева направо;

3) Λ — функция одного независимого аргумента. Тогда, если знаком функции является λ, то значением функции следует взять значение, следующее за значением аргумента. Разные ученые предлагали свои подходы к формализованному

представлению алгоритма. Например, американский ученый Черч предположил, что класс вычислимых функций исчерпывается рекурсивными функциями и, как следствие, каким бы ни был алгоритм, перерабатывающий один набор целых неотрицательных чисел в другой, найдется алгоритм, сопутствующий рекурсивной функции, эквивалентный данному. Следовательно, если для решения некоторой поставленной задачи нельзя построить рекурсивную функцию, то и не существует алгоритма для ее решения. Другой ученый, Тьюринг, разработал виртуальную ЭВМ, которая перерабатывала входную последовательность символов в выходную. В связи с этим им был выдвинут тезис, что любая вычислимая функция вычислима по Тьюрингу.

Читайте также: