Конспект внутреннее строение рыб 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Лабазова Любовь Геннадьевна

Организация: МОУ Ундоровский лицей

Населенный пункт: Ульяновская область, село Ундоры

Тема: Внутреннее строение рыбы

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель урока: познакомить учащихся с внутренним строением рыб: опорно - двигательной системой, дыхательной, кровеносной, пищеварительной, нервной систем рыбы на примере речного окуня.

Используемые технологии: здоровье сбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления

Формируемые УУД: строить речевые высказывания в устной и письменной формах; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; обобщать и систематизировать знания; работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение; принимать и реализовывать правила работы в кабинете биологии во время выполнения лабораторной работы.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: позвонки, ребра, жаберные дуги, пояса конечностей, свободная конечность, плавательный пузырь, жаберные лепестки; передний, промежуточный, средний, продолговатый мозг; мозжечок, мочеточники, мочевой пузырь; устанавливать взаимосвязь строения отдельных частей скелета рыб и их функций; выявлять характерные черты строения систем внутренних органов рыб; сравнивать особенности строения и функций внутренних органов рыб и ланцетника; характеризовать черты усложнения организации рыб; наблюдать и описывать особенности внутреннего строения рыб.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Добрый день! Дорогие ребята!

Мне очень приятно видеть вас, любознательных юных биологов!

Используя свои знания, сообразительность, вы сможете выполнить все задания урока. Будьте внимательными и активными!

Дети приветствуют учителя

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

Загадка:

В море плавает, в реке.

С плавниками, в чешуе… ( Рыба)

( использование наглядного материала: таблиц, иллюстраций Красной книги, художественных произведений о рыбах)

3.Постановка цели и задачи

Проблема Почему в народных сказаниях рыб наделяют различными волшебными свойствами?

Гипотеза:«Если в народных сказаниях рыб наделяют различными волшебными свойствами, следовательно, рыбы

имеют такие особенности строения, которые отличают их от всего животного мира на Земле.

Выдвигают свои гипотезы

Какие особенности внешнего строения рыб можем отметить. (Внимательно смотрим видеофрагмент)

-А какие эмоции у вас возникли в процессе просмотра

(Приложение 1)

Тест: Внешнее строение рыбы (Подпишите карточки-задания ФИ)

Особенности внешнего строения

- тело состоит из отделов: голова, туловище, хвост

- сплюснутое тело с боков

-плавники –парные и непарные:

Чтобы изучить в целом организм, мы еще должны знать об особенностях не только внешнего строения , но и …..

Тема урока Внутреннее строение рыбы

Цель: изучить особенности внутреннего строения рыбы

Какие задачи мы можем поставить?

-узнать строение систем органов рыбы

-установить взаимосвязь и значение строения и функций систем органов

- показать более высокую организацию по сравнению с бесчерепными

Взаимопроверка в парах

Критерии на доске

Запись темы урока в тетради

5.Первичное усвоение новых знаний (5 мин)

Откройте учебники П.31 стр.144

Какие системы органов различают у рыбы? ( работа с рисунками учебника)

Перечисляют системы органов животных

Физминутка встают все, пересаживаются

6. Первичная проверка понимания

Обьяснение учителя о важности теоретических знаний для изучения внутреннего строения организмов

Инструктивная карта .

При выполнении лабораторной работы надо соблюдать правила безопасности при обращении с лабораторным оборудованием: Запрещается трогать руками вскрытую рыбу! Можно пинцетом!

Лабораторная работа №7

Тема: Внутреннее строение рыбы

Цель: Изучить особенности внутреннего строения рыб и его усложнение в сравнении с бесчерепными животными.

Оборудование: пинцет, ванночка , влажный препарат, вскрытая свежая рыба, карточки-задания

Показать сходство и различия в строении рыб и низших хордовых животных.

Дать представление о сложности внутреннего строения рыб по сравнению с низшими хордовыми.

Дать представление о системе опорно – двигательной, дыхания, кровообращения рыб, пищеварения и нервной систем.

Развивающая.
Развивать умение учащихся сравнивать представителей различных групп животных, оценивать усложнение их общей организации и отдельных систем органов.
Воспитательная. Воспитывать гуманное отношение к животным, любовь к родному краю.

2. Проверка домашнего задания

3. Объяснение нового материала

4. Закрепление понятий самостоятельные наблюдения

5. Выполнение Лабораторной работы

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание

2.Проверка домашнего задания.

1) Устный опрос по таблице Строение рыбы Слайд 2.

Выберите правильные ответы:

1. Рыбы – это животные, которых относят к:

А – одному классу

Б – двум классам: Хрящевые рыбы и Костные рыбы

В – трем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы и Костные рыбы

Г – четырем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы, Костные

рыбы, Костистые рыбы.

2. Рыбы приспособлены к среде обитания:

А – дышат жабрами

В – имеют головной и спинной мозг

Г –парные конечности имеют форму плавников

3. Из каких отделов состоит тело рыб:

А – головогрудь, брюшко, хвост

Б – голова, грудь, брюшко

В – голова, туловище, хвост

Г – голова, туловище, плавники

4. Каковы особенности строения кожи рыб?

А – не имеют желез

Б – покрыта чешуей

В – имеет много слизистых желез

Г – не имеет покровных образований

5. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу течения воды:

А – органом обоняния

Б – органом вкуса

В – боковой линии

Г – органом слуха

6. Органы боковой линии у рыб выполняют функции:

В – только ощущения глубины погружения

Г – ощущения глубины погружения, направления и силы течения воды

7. Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:

А – способе размножения

Б – наличии у них скелета

В – приспособленности к среде и месту обитания

Г – наличии у них покровительственной окраски

8. Рыбы относятся к типу:

1. Б 2. А, Г 3. В 4. Б, В 5. А 6. Г 7. В 8. А

3.Объяснение нового материала

На этом занятии мы познакомимся с внутренним строением рыб на примере речного окуня, узнаем, что такое опорно-двигательная система и плечевой пояс , что называют плавательным пузырем и как устроены жабры . Так же мы поговорим о том, почему одни сосуды называют венами , а другие артериями , как называется самый крупный кровеносный сосуд организма окуня, какие отделы мозга и органы чувств он имеет.

(Рассказ с использованием презентации)

Рассмотрим внутреннее строение Костных рыб на примере речного окуня.

В организме окуня имеется хорошо развитая опорно-двигательная система. Давайте узнаем, что это такое. Опорно-двигательная система – это особая система организма животных, которая обеспечивает способность передвигаться в пространстве с помощью мышц, служит местом их крепления, являясь опорой и защитой для всех органов организма. Как вы уже поняли, к опорно-двигательной системе относятся скелет и мышцы животного.

Запись в рабочих тетрадях : к опорно-двигательной системе относятся скелет и мышцы животного

Скелет окуня состоит из большого числа костей. Основой скелета является позвоночник, образованный большим количеством позвонков и пронизывающий тело рыбы от головы до самого хвоста. У развивающегося в икринке окуня сначала образуется хорда, вокруг которой позднее формируются позвонки. У взрослой особи от хорды остаются только небольшие хрящевые образования между позвонками. Число позвонков в организме обычно примерно одинаково у особей одного вида и у речного окуня колеблется от 39 до 42 штук. У окуня, как и у большинства рыб, имеется скелет черепа, ребер и плавников (парных и непарных). Скелет непарных плавников (хвостового, анального и двух спинных) состоит из костных лучей, образующих основу лопастей плавников. Парные плавники имеют в теле опору в виде поясов конечностей - плечевого (для грудных) и тазового (для брюшных плавников). Пояс конечности – это особое образование, соединяющее свободную конечность (плавник) с позвоночником. Мускулатура окуня развита достаточно хорошо, наиболее сильные мышцы располагаются на спине и хвосте животного.

Запись в рабочих тетрадях: позвоночник, скелет черепа, ребер и плавников (парных и непарных). Наиболее сильные мышцы располагаются на спине и хвосте.

Как и любая рыба, окунь значительно тяжелее воды, именно поэтому ему необходим особый орган, который может обеспечить животному плавучесть, то есть способность не тонуть в воде. Этот орган называется плавательным пузырем. Плавательный пузырь – это полупрозрачный мешочек, наполненный смесью газов и расположенный в брюшной полости над кишечником. Образуется плавательный пузырь еще у зародыша, как вырост кишечника на спинной стороне рыбы. Личинка на 2-3-и сутки после вылупления должна всплыть к поверхности воды и проглотить немного атмосферного воздуха для заполнения плавательного пузыря. Если этого не произойдет, то она не сможет плавать и погибает. У взрослого окуня связь пузыря с кишечником утрачена. Рыбы могут регулировать объем плавательного пузыря, управляя тем самым глубину своего погружения, то сужая, то расширяя его.

Запись в рабочих тетрадях : Плавательный пузырь – это полупрозрачный мешочек, наполненный смесью газов и расположенный в брюшной полости над кишечником. Регулируя объем плавательного пузыря, рыбы могут управлять глубиной погружения.

Пищеварительная система. Говоря о речном окуне, не следует забывать, что это животное – хищник. Добычу он захватывает, удерживает и измельчает зубами, сидящими на челюстях. Далее пища проходит через глотку и пищевод, после переваривается в желудке под действием желудочного сока. Затем частично измельченная пища попадает в тонкую кишку, где и расщепляется под воздействием пищеварительного сока поджелудочной железы и желчи, которую вырабатывает печень. Запас желчи накапливается в желчном пузыре. После питательные вещества прямо через стенки кишечника проникают в кровь, а все непереваренные остатки через заднюю кишку попадают в анальное отверстие и выводятся из организма.

Запись в рабочих тетрадях : Рот – язык – глотка – пищевод – желудок (печень, поджелудочная железа) – кишечник – анальное отверстие.

Дыхательная система. Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. Дыхание осуществляется с помощью жабр. Сначала окунь заглатывает воду, далее, пропуская ее через жабры, отфильтровывает кислород и выводит лишнюю воду. Жабры состоят из жаберных дуг, каждая из которых, в свою очередь, состоит из жаберных лепестков с одной стороны и жаберных тычинок с другой. Тычинки не позволяют просочиться через жабры добыче, а лепестки связаны с кровеносной системой и осуществляют обмен кислорода и углекислого газа между телом окуня и окружающей средой. Этот процесс получил название газообмен. Промежутки между жаберными дугами называются жаберными щелями. Снаружи жабры окуня защищены жаберными крышками

Запись в рабочих тетрадях : Жабры образованы жаберными дугами, которые состоят из жаберных лепестков с одной стороны и жаберных тычинок с другой.

Кровеносная система. Кровь разносит по телу речного окуня поступившие из кишечника питательные вещества и полученный через жабры кислород. Кровеносная система замкнутая. Сердце двухкамерное: состоит из одного предсердия и одного желудочка. Из желудочка выходит насыщенная кислородом ярко-алая кровь и направляется к тканям и клеткам организма по сосудам, которые называют артериями. Обратно к сердцу движется вишневая кровь, насыщенная углекислым газом и продуктами распада, по сосудам, которые называют венами. Самый крупный кровеносный сосуд организма рыб - это аорта.

Запись в рабочих тетрадях : Кровеносная система замкнутая. Сердце двухкамерное: состоит из одного предсердия и одного желудочка. От желудочка по артериям артериальная кровь идет к органам, а от органов по венам идет венозная кровь к предсердию.

Выделительная система. Из крови почками отфильтровываются продукты распада, образующие мочу. По двум мочеточникам она попадает в мочевой пузырь, из которого после накопления выводится прямо позади анального отверстия.

Запись в рабочих тетрадях : почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочевое отверстие.

Нервная система окуня представлена спинным и головным мозгом. Спинной мозг располагается в канале позвоночника. Между каждой парой позвонков от него отходят нервы, которые управляют работой мышц, плавников и органов тела. В головном мозге выделяют ряд отделов, а именно: передний, промежуточный и средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг. Каждый отдел имеет огромное значение в жизни животного. Например, мозжечок отвечает за равновесие и координацию движений. Продолговатый мозг постепенно переходит в спинной мозг и играет большую роль в управлении дыханием, кровообращением, пищеварением и другими важнейшими функциями организма.

Запись в рабочих тетрадях : Головной (передний, промежуточный, средний, мозжечок и продолговатый) и спинной мозг.

У окуня также имеются органы чувств . Так, органом обоняния являются парные слепые мешки с расположенными в них чувствительными клетками. В слепые мешки ведут парные ноздри, которые располагаются на переднем конце головы.

Органом зрения являются глаза; важно заметить, что окунь достаточно хорошо видит лишь на сравнительно небольшом расстоянии.

Органы слуха не видны снаружи, так как они располагаются по бокам головы внутри самого черепа.

Органами вкуса являются чувствительные клетки, расположенные не только во рту, но и по всей поверхности тела.

Особым органом чувств является боковая линия , расположенная по бокам тела и проходящая от головы до хвоста окуня. Боковая линия позволяет улавливать температуру и скорость течения, а также позволяет улавливать приближение других животных .

Запись в рабочих тетрадях : Органы чувств: обоняние, зрение, слух, вкус, боковая линия.

4. Закрепление понятий

Слайды 11 – 14 фронтальная работа с рисунком и тестами

5. Выполнение Лабораторной работы № на стр.160 учебника.

6. Подведение итогов урока.

Все представители Надкласса рыбы имеют ряд особенностей строения, как внешнего, так и внутреннего. Некоторые из этих особенностей относятся ко всем рыбам, другие - лишь к некоторым из них. Наиболее заметные отличия в строении наблюдаются между представителями двух основных Классов рыб, а именно: представителей Класса Костные рыбы и представителей Класса Хрящевые рыбы. Речной окунь относится к Классу Костные рыбы.

7. Домашнее задание.

1. Изучить § 32 стр. 155 – 161;

2. Устно ответить на вопросы 1- 4;

3. Подготовить мультимедиа-реферат по одной из предложенных тем:
1. Многообразие рыб.

К черепным (позвоночным) принадлежит большинство Хордовых (хрящевые рыбы, костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Особенности рыб: высокий уровень развития, позвоночник из кости или хряща, головной и спиной мозг, череп защищает головной мозг, парные конечности, мускулистое сердце. Размеры современных рыб варьируются от 8 мм до 20 м (китовая акула).

Внешнее строение

Тело рыб делится на голову, туловище и хвост, покрыто кожей с костной чешуей, защищающей тело от повреждений. Позвоночник неподвижно соединен с черепом.

Обтекаемая форма кожи имеет железы, которые выделяют слизь, уменьшающую трение в воде. Парные грудные и брюшные плавники обеспечивают сохранение равновесия при движении в воде. К непарным плавникам относятся спинной, хвостовой и анальный плавники. Позади брюшных плавников три отверстия: анальное, половое и мочевое.

На голове спереди – рот, которым рыба захватывает пищу и втягивает воду для дыхания.

внешнее строение рыбы

Органы чувств. Выше рта – ноздри (орган обоняния). Глаза большие, состоят из роговицы и хрусталика. Рыбы видят на близком расстоянии и различают цвета. Внутри черепа – внутреннее ухо. Рядом – орган равновесия. Органами вкуса являются вкусовые почки в ротовой полости и на поверхности тела. По бокам тела рыбы – органы боковой линии (чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды).

Внутреннее строение

Кровеносная система замкнутая — с двухкамерным сердцем, состоящим из предсердия и желудочка. Кровь от сердца движется по артериям к органам, а от органов по венам — к сердцу, циркулируя, таким образом, по одному кругу кровообращения.

Органы дыхания. Газообмен проходит в жабрах (в капиллярах жаберных лепестков). Жабры костных рыб прикрыты жаберными крышками.

Пищеварительная система рыб начинается ртом с острыми одинаковыми зубами, сидящими на челюстях. Через рот и глотку пища попадает в пищевод и желудок, где переваривается желудочным соком.

У костных рыб есть плавательный пузырь, расположенный в полости вдоль позвоночника и являющийся выростом кишечника, утратившим с ним связь. Протекающая по ним кровь либо поглощает из пузыря газ, либо выделяет в него газы, в результате рыбы всплывают или опускаются на дно.

внутреннее строение рыбы

Выделительная система представлена парными почками, расположенными между позвоночником, мочеточниками и мочевым пузырем.

Нервная система состоит из головного и спинного мозга и нервов. Головной мозг расположен в мозговой коробке и имеет пять отделов: передний мозг, средний мозг, промежуточный мозг, продолговатый мозг и мозжечок. В поведении рыб проявляются условные и безусловные рефлексы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Здравствуйте ребята присаживайтесь. Кто отсутствует на сегодняшнем уроке? Сейчас мы с вами проверим домашнюю работу, далее перейдём к изучению нового материла.

Проверка домашнего задания.

-С каким типом животных мы с вами начали знакомиться на прошлых уроках? (Тип хордовые).

- Какие подтипы выделяют в типе хордовые? (бесчерепные, личиночнохордовые, позвоночные).

-Назовите яркого представителя подтипа бесчерепные? Какой это класс? (Ланцетник).

-Назовите общие признаки подтипа позвоночные.

Опорой тела служит позвоночник, который у взрослых животных замещает хорду.

Совершенствуется центральная нервная система, нервная трубка подразделяется на головной и спинной мозг.

Хорошо развиты органы чувств.

Формируются парные конечности. У наземных позвоночных - пятипалые.

Появляется мускулистое сердце.

Ведут активный образ жизни.

-Какие организмы, Бесчерепные или Черепные, являются более примитивными и древними. Ответ обоснуйте (Более примитивными являются Бесчерепные т.к. у них пожизненно сохраняется хорда, не дифференцирована нервная трубка, пожизненно сохраняются жаберные отверстия, нет сердца, слабо развиты органы чувств).

- С каким надклассом мы начали знакомится на прошлом уроке? (Надкласс рыбы).

-К какому подтипу относятся рыбы? (Позвоночные).

-Почему рыб отнесли к подтипу позвоночные? (Наличие позвонка).

-Какие приспособления имеются у рыб в связи с водным образом жизни, перечислите, пожалуйста, их. ( Форма тела, покровы, способ дыхания, органы передвижения, имеется чешуя).

Ответ: А: 2,6; Б: 3, 4; В: 1,5.

- Посмотрите на строение рыбы и скажите, какие отделы тела выделяют? (Голова, туловище, хвост).

1. Снаружи кожа рыб покрыта чешуёй - толстыми полупрозрачными пластинками. 2. Чешуи своими концами налегают друг на друга, располагаясь черепицеобразно. 3. Это обеспечивает прочную защиту тела и вместе с тем не создаёт препятствий движению. 4. Размер чешуек у разных рыб примерно одинаков. 5. Чешуя покрыта специальной жидкостью, состоящей из белков и липидов.

Выйти к доске показать и рассказать внешнее строение рыб по рисунку.

Задание 5: тестирование с самоконтролем

1. Из каких отделов состоит тело рыб:

А – головогрудь, брюшко, хвост

Б – голова, грудь, брюшко

В – голова, туловище, хвост

Г – голова, туловище, плавники

2. Каковы особенности строения кожи рыб?

А – не имеют желез

Б – покрыта чешуей и слизью

В – не имеет покровных образований

3. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу течения воды:

А – органом обоняния

Б – органом вкуса

В – боковой линии

Г – органом слуха

4. Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:

А – способе размножения

Б – наличии у них скелета

В – приспособленности к среде и месту обитания

Г – наличии у них покровительственной окраски

5. Рыбы относятся к типу:

- Могут ли рыбы жить вне воды? (Ответ в пред. конспекте).

Изучение нового материла.

-Итак, изучив внешнее строение мы с вами убедились в том, что не все рыбы так похожи друг на друга, а их различия и приспособления будут обусловлены средой обитания.

- Как вы думаете что мы с вами будем изучать на сегодняшнем уроке?

-Какие задачи поставим перед собой сегодня?

-Посмотрите на схему, какие классы в себя включает надкласс рыбы? (2 класса: хрящевые и костные рыбы).

-Как вы думаете, с чем связанно такое разделение на классы? (Основной критерий такого деления – вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб: хрящ или кость).

- Изучить внутреннее строение я предлагаю на примере представителей класса костные рыбы, подкласса лучепёрые, речной окунь.

- Скажите, какой скелет будут иметь костные рыбы? (Костный). Как вы думаете, зачем нужен скелет? (Опора и защита - функция).

-Посмотрите и скажите из чего состоит скелет рыб? Я предлагаю обсудить это в парах, на обсуждение 30 сек. (Позвоночник, рёбра, череп, плавники).

- А из чего состоит позвоночник рыбы? (Молодцы, это позвонки). Представлен костными позвонками и разделён на 2 отдела: туловищный и хвостовой.

-Отростки позвонков: верхние и нижние дуги. Верхние дуги смыкаются, образуют спинномозговой канал.

-Как вы думаете, ребята, а для чего нужны рёбра? (Для защиты внутренних органов).

- Рёбра: отграничивают полость тела сверху и с боков.

-Череп костный, состоит из мозговой коробки, челюстных костей, жаберных дуг и жаберных крышек.

Плавники парные: грудные и брюшные - образованны большим количеством мелких костей.

-Какие системы органов вы знаете? (Ответы ребят).

-С помощью чего, как вы думаете, по мимо скелета рыба способна совершать движения? (Мышцы)

-Как называется система образованная мышцами? (Мышечная).

Мышечная система.

-У рыб мышечная система образованна W- образными мышцами, разделёнными соединительно-тканными перегородками.

Нервная система.

- Следующая система: нервная, скажите, чем нервная система позвоночных будет отличаться от нервной системы бесчерепных? (У бесчерепных она представлена нервной трубкой)

-Головной и спинной мозг, отходящие от них нервы.

Головной мозг состоит из 5 отделов: передний, промежуточный, средний, продолговатый и мозжечок.

- Продолговатый мозг переходит в спинной, имеет вид длинного тяжа, образован верхними дугами позвонка.

-Что будет связывать головной и спинной мозг? (Нервы).

-Если у рыб имеются нервные клетки, то какой процесс будет для них характерен, который определяет их поведение? (Рефлекс - условные и безусловные - врождённые).

Кровеносная система.

- Какую особенность в строении кровеносной системы вы можете отметить? Предлагаю обсудить это с соседом (замкнутая, есть сердце, один круг кровообращения).

- Сердце у рыб двухкамерное – состоит из предсердия и желудочка. Сердце сокращается очень слабо и редко – всего 20 ударов в минуту.

- Крупные кровеносные сосуды рыбы это артерии и вены. В сердце всегда венозная кровь. В желудочке имеется специальный клапан, который препятствует обратному току крови.

-Какое определение вы бы дали кровеносному сосуду – артерия? Посмотрите на рисунок, может быть он вам поможет, или обсудите ответ в парах.

-Итак: артерия – это вена.

Дыхательная система.

-Назовите основную среду обитания рыб? (Водная).

-В связи с этим чем будет представлена дыхательная система рыб? (Жабрами).

-Газообмен осуществляется благодаря движению жаберных крышек и рта.

-Где располагаются жаберные крышки? (Голова).

-Вода попадает в жаберные полости и рот, и выталкивается наружу.

Пищеварительная система.

- Какие органы образую пищеварительную систему? (ответы) Хорошо, молодцы, давайте посмотрим, правильно ли мы назвали органы пищеварительной системы.

- учебник стр. 144. Для чего рыбам необходим плавательный пузырь. (Гидростатическая функция- обеспечивает свободное перемещение рыб в вертикальной плоскости. Стенки богаты капиллярами - сосудами).

Выделительная система.

-Под самым позвоночником рыбы расположены две длинные красно-бурые ленты. Это почки, которые служат у позвоночных органами выделения.

-Кровь приносит их к почкам, где эти отбросы выделяются из них в виде мочи. От почек идут выводные протоки — мочеточники, потом они соединяются в один общий мочевой пузырь.

Половая система.

-Скажите рыбы раздельнополые животные? (Да)

-А что это означает? (в теле рыбы образуются либо мужские половые железы, либо женские половые железы).

- Мужские половые железы как называются? (Парные семенники)

-А женские? (Яичники).

- Из чего появляются новые особи в процессе размножения? (Икринок).

-Икринки это и есть яйцеклетки- мелкие, с тонкой студенистой оболочкой.

- Есть 2 типа оплодотворения наружное и внутреннее, какое оплодотворение характерно для рыб? (Наружное).

-По рисунку определите, кто представлен самка или самец рыбы? (Самка из за наличия яичников).

Закрепление материала:

1. Из каких отделов состоит скелет рыб?

2. Какой тип кровеносной системы у рыб? Строения сердца.

3. Благодаря чему осуществляется газообмен у рыб?

4. Как устроена пищеварительная система рыб?

5. Чем представлена половая система рыб?

6. Как отличить по внутреннему строению рыб самка или самец перед нами?

Домашнее задание:

Параграф 36 стр. 142-146. Зарисовать внутреннее строение рыб, подписать органы.

Читайте также: